Научная статья на тему 'Карьерные ориентации в старшем школьном и студенческом возрасте'

Карьерные ориентации в старшем школьном и студенческом возрасте Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
494
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Цариценцева Оксана Петровна

В статье обоснована необходимость психологического сопровождения карьеры как в старшем школьном возрасте, так и на этапе студенчества. Основной акцент сделан на таком структурном компоненте карьеры, как карьерные ориентации: именно этот компонент составляет основу карьерных целей и планов, которые в дальнейшем реализуются в процессе самостоятельного трудового пути. Актуальность сопровождения выбора «карьерных якорей» подтверждается результатами эмпирического исследования динамических и содержательных особенностей карьерных ориентаций в юношеском возрасте. По итогам диагностики проведён сравнительный анализ особенностей выбора приоритетных направлений в карьере на этапе юности и даётся объяснение выявленных расхождений по трём группам: старшие школьники, студенты-первокурсники, студенты-выпускники. В заключение работы приведены направления организации психологического сопровождения адекватного выбора карьерных ориентаций юношами и девушками.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Карьерные ориентации в старшем школьном и студенческом возрасте»

58

Е. Караваева, Е. Ковтун. Бильбао: Университет Деусто, 2013. 86 с.

10. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Образование» / Под ред. И. Дюкарева, Е. Караваева, Е. Ковтун. Бильбао: Университет Деусто, 2013. 80 с.

11. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Иностранные языки (Перевод и переводоведение)» / Под ред. И. Дюка-рева, Е. Караваева, Е. Ковтун. Бильбао: Университет Деусто, 2013. 68 с.

12. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Экономика и менеджмент (Экономика)» / Под ред. И. Дюкарева, Е. Караваева, Е. Ковтун. Бильбао: Университет Де-усто, 2013. 76 с.

13. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Социальная работа» / Под ред. И. Дюкарева, Е. Караваева, Е. Ковтун. Бильбао: Университет Деусто, 2013. 114 с.

14. Ключевые ориентиры для разработки и реализации образовательных программ в предметной области «Юриспруденция» / Под ред. И. Дюкарева, Е. Караваева, Е. Ковтун. Биль-бао: Университет Деусто, 2013. 110 с.

15. Bloom, B. S., Engelhart, M. D., Furst, E. J., Hill, W. H., & Krathwohl, D. R. (1984). Taxonomy of educational objectives: the classification of educational goals; Handbook I: Cognitive Domain. NY: Longmans, 208 p.

16. Krathwohl, D.R. (2002). A Revision of Bloom's Taxonomy: An Overview. Theory into practice. Special issue: Revising Bloom's taxonomy. Vol. 41 (4), P. 212-218.

Оксана Петровна Цариценцева, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии Оренбургского государственного педагогического университета, e-mail: tsaritsentseva.oksana@yandex.ru

КАРЬЕРНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ И СТУДЕНЧЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

В статье обоснована необходимость психологического сопровождения карьеры как в старшем школьном возрасте, так и на этапе студенчества. Основной акцент сделан на таком структурном компоненте карьеры, как карьерные ориентации: именно этот компонент составляет основу карьерных целей и планов, которые в дальнейшем реализуются в про-

59

цессе самостоятельного трудового пути. Актуальность сопровождения выбора «карьерных якорей» подтверждается результатами эмпирического исследования динамических и содержательных особенностей карьерных ориентаций в юношеском возрасте. По итогам диагностики проведён сравнительный анализ особенностей выбора приоритетных направлений в карьере на этапе юности и даётся объяснение выявленных расхождений по трём группам: старшие школьники, студенты-первокурсники, студенты-выпускники. В заключение работы приведены направления организации психологического сопровождения адекватного выбора карьерных ориентаций юношами и девушками.

Профессиональная ориентация

Профессиональная ориентация в соединении с подготовкой к самостоятельному профессиональному труду и карьере, формированием соответствующей мотивации, иерархии карьерных ориентаций — одна из основных задач образовательных учреждений всех типов. Актуальность заявленной в названии проблемы можно описать в двух основных направлениях.

На современном этапе развития нашего общества всё более актуальными становятся идеи разработки и применения инновационных технологий в различных сферах деятельности. Вопросы качественного обновления особенно важны для системы образования. Современный рынок труда существенно изменил требования к профессионалу и со всей очевидностью показывает необходимость подготовки специалиста, который обладает профессиональной адаптивностью и гибкостью, мобильностью профессионального поведения, способен креативно решать организационные задачи, заинтересован и умеет планировать собственный карьерный путь. В свою очередь, для системы общего и профессионального образования актуальной задачей выступает пересмотр стандартов подготовки, ориентируясь на изменяющийся рынок труда.

Студенты в своих карьерных ориентациях показывают, как влияют на них изменения внешней среды. Так, например, угроза безработицы, нежелание принимать на работу молодых специалистов, отмирание профессий — всё это серьёзно усложняет профессиональное самоопределение старшеклассников и выбор карьерного пути. Положение на рынке труда вызывает у юношей и девушек тревогу перед предстоящим выбором, ощущение неопределённости будущего. Таким образом, необходимость сопровождения профессионального и карьерного выбора на этапе юношества очевидна, так как именно в этот период формируются карьерные ориентации, которые составляют основу карьерных целей и планов, а от них, соответственно, зависит успешность карьер-нопрофессионального развития в целом. Следовательно, весьма актуален поиск путей более эффективной психологической помощи юношам и девушкам на этапе выбора профессионального пути и карьеры. Для эффективного психологического воздействия психологу важно знать закономерности и возможные проблемы при выборе карьерных ориентаций на этапе юности.

Исследования

Психологические исследования в области карь-ерно-профессионального развития личности

60

достаточно разнообразны. Проблема самоопределения личности рассмотрена в трудах С.Л. Рубинштейна, Л.И. Божович, A.B. Петровского, А.С. Чернышевой, И.В. Дубровиной, М.Р. Гинзбург, Т.В. Снегиревой, АА. Туровской, ТА. Араканцевой, Н.С. Пряжникова, А.К. Осницко-го, Е.М. Борисовой, Е.А. Климова, Н.В. Гришиной, В.В. Новикова, Д. Майерс, О.С. Газмана.

Профессиональному самоопределению в юношеском возрасте посвящены работы С.С. Гришпун, Е.А. Климова, Ю.П. Ветрова, Л.И. Божович, Л.Л. Кондратьевой, Н.И. Крылова, А.И. Подольского, Т.А. Решетовой, Д.И. Фельд-шейна, П.А. Шавира. Формирование профпригодности и проблему профотбора изучают К.М. Гуревич, Ю.М. Забродин, В.П. Зинченко, К.К. Платонов, Ю.К. Стрелков, В.Д. Шадриков. Исследования в области профессионального развития и профессиональной типологии личности представлены М.Я. Басовым, А.П. Лазур-ским, Е.С. Романовой.

В области карьеры изучаются такие аспекты, как изучение траектории движения человека в профессиональном пространстве (Ю.В. Укке, 1971; П. Синисало, 1987; Н.С. Пряжников; 1996, А.К. Маркова, 1996; Л.М. Митина, 1996; Е.А. Мо-гилевкин, 2007; Л.Б. Шнейдер, 2006; Т.Х. Невст-руева, Т.Г. Гнедина, 2006; В.П. Осоков 2003); ген-дерные исследования карьеры (О.А. Гаврилица, 1988; В.Г. Горчакова, 2000; Г.В. Турецкая, 2001; М.В. Сафонова, 1999; Т.Ю. Гайнутдинова, 2003; С.Т. Джанерьян, 1999, 2005; О.М. Разумникова, 2004); психология управления и организационная психология (АЛ. Кибанов, 1997; Д.М. Иван-цевич, А.А. Лобанов, 1995; А.П. Егоршин, 1999; Т.Ю. Базаров, 2002; В.А. Поляков, 1995; Е.Г. Молл, 1999; П.В. Журавлев, 2007) [3].

В нашем исследовании акцент сделан на начальных этапах развития карьеры, а именно периоде юношества. С одной стороны, есть многочисленные работы, посвященные начальным этапам карьеры (П.А. Новикова, E.H. Полянская, 2002; Н.Л. Кирт, 2000; А.М. Шевелева, 2000; Н.Л. Кирт, 2000; Д.А. Ткач, 2004.). Однако, динамика и специфика содержания карьерных ориентаций в период юношества не были предметом исследований.

Цели и задачи

Таким образом, цель нашего исследования — в выявлении динамических и содержательных особенностей карьерных ориентаций в юношеском возрасте. Объект исследования — карьерные ориентации юношей и девушек. Предмет исследования — особенности развития, динамика и психологическое содержание карьерных ориентаций в юношеском возрасте.

На основании обозначенной цели исследования были сформулированы задачи:

• определить сущность и содержание понятий карьеры, карьерных ориентаций;

• изучить особенности карьерных ориен-таций старшеклассников;

• выявить особенности карьерных ориен-таций студентов первого курса университета;

• определить особенности карьерных ориентаций выпускников вузов;

• провести сравнительный анализ содержания карьерных ориентаций на протяжении юношеского периода;

• разработать направления психологического сопровождения выбора карьерных ориентаций в старшем школьном и студенческом возрастах.

Участники исследования

Выбор карьерных ориентаций в юности — активный процесс развития обобщённых, устойчивых, осознанных и реалистичных представлений о самом себе и своём месте в профессиональной сфере.

В нашем исследовании приняли участие ученики 11 класса средней школы № 3 г. Со-рочинска (46 человек: 26 девушек, 20 юношей в возрасте 16-18 лет); студенты-первокурсники Оренбургского государственного педагогического университета (71 человек: 40 девушек, 31 юноша в возрасте 18-19 лет) и студенты-выпускники Оренбургского государственного педагогического университета (100 человек: 58 девушек, 42 юноши в возрасте 21-22 года).

Теоретические основы

Прежде чем обратиться к описанию процедуры эмпирического исследования, остановимся более подробно на теоретических основаниях, лежащих в его основе. До недавнего времени, термин «карьера» в психологических исследованиях не использовался. Отечественные психологи в основном употребляли такие термины, как «профессиональный жизненный путь», «профессиональная самореализация», «профессиональная деятельность». На современном этапе развития научной мысли в области карьеры этот феномен наполнился собственным уникальным содержанием. Сейчас человек, «делающий карьеру», рассматривается, скорее, как имеющий ориентацию на реализацию личностного и профессионального потенциала. Карьера — один из показателей индивидуальной профессиональной жизни человека, достижение желаемого статуса и соответствующего ему уровня и качества жиз-

61

ни, а также самореализации. Карьера — вектор профессионального становления личности, содержание которого зависит от социально-психологических характеристик человека. Выбор карьеры предполагает неоднозначное видение одной предметной области разными людьми и подчиняется культурной и социальной специфике конкретного общества.

В своём исследовании мы опираемся на следующее определение: карьера представляет собой многомерный социально-психологический феномен, связанный с целевой активностью человека и обеспечивающий ему ощущение успешной профессиональной самореализации, формируется на всех этапах жизненного пути человека в пространстве процессов самоопределения и самоорганизации (Л.Б. Шнейдер). Таким образом, карьера представляет собой процесс и результат реализации соответствующего аспекта потенциала личности в социально-профессиональном пространстве общества.

Структурные компоненты карьеры

Для психологического сопровождения построения карьеры необходимо выделить структурные компоненты этого процесса. Определению структурных компонентов карьеры в современных исследованиях уделяется незначительное внимание, в то же время эта информация важна в организации планирования и реализации карьеры. Представим наше видение структурных компонентов карьеры.

Разнообразные факторы, влияющие на карьеру, обеспечивают её уникальность и своеобразие, но они ещё не определяют её успешность. Начиная с выбора карьерных ори-ентаций, их осознанности, а также чёткости

62

постановки целей карьеры и детализирован-ности планов идёт оценка потенциала реальной карьеры.

Таким образом, карьерные ориентации лежат в основе карьерного планирования, а следовательно, его развитию необходимо уделять особое внимание на начальных этапах построения карьеры.

Предельно обобщая подходы к определению понятия «карьерные ориентации», отметим, что они выражают направленность личности на определённые нормы и ценности в области карьеры. Они выступают в качестве внутреннего источника карьерных целей человека, выражая то, что для него важно и обладает личностным смыслом в профессиональной деятельности. Система карьерных якорей, таким образом, определяет пути для саморазвития и личностного роста, включая одновременно их направление и способы осуществления.

Карьерные ориентации начинают формироваться со старшего школьного возраста, когда учащиеся ищут ответы на вопросы «Кем быть?» и «Чего я хочу в жизни достичь». При поступлении в профессиональное учебное заведение, карьерные ориентации подвергаются влиянию осваиваемой профессии, поэтому могут трансформироваться, приобретая специфические черты профессиональной деятельности, а на четвёртом-пятом курсе уровень сформи-рованности карьерных ориентаций студентов проявляется в особенностях постановки карьерных целей и дальнейшем планировании карьеры. Проблема формирования и развития карьерных ориентаций заключается в том, что ход отечественной реформации меняет облик современных юношей и девушек: формируется новый тип личности, ориентированный на индивидуализм, приоритет частного интереса, расчёт на свои силы: у современных юношей

Таблица 1

Содержание карьерных ориентаций на этапе юношества

Доминирующая карьерная ориентация Социально-профессиональные группы (выбор карьерных ориентаций в%)

Старшеклассники Студенты Выпускники

Профессиональная компетентность 0 4 0

Организаторская компетентность 30 8 10

Автономия/независимость 4 3 6

Стабильность (места работы (географическая) 27 38 31

Служение 0 27 19

Вызов 0 2 2

Интеграция стилей жизни 28 14 16

Предпринимательская креативность 11 4 16

и девушек формируется новая система ценностей, которая диктуется рыночной экономикой.

Этапы исследования

Обозначенные теоретические положения легли в основу нашего эмпирического исследования, которое проводилось в несколько этапов:

1. Диагностический этап. В качестве конкретных методик для исследования социально-психологических особенностей карьерных ориентаций старшеклассников, первокурсников и выпускников были использованы: 1) опросник «Якоря карьеры» Э. Шейна (реадаптация А.А. Жданович); 2) сочинение «О моей жизни через 10 лет» Т.М. Мараловой.

2. Второй этап: обработка и описание результатов исследования карьерных ориентаций старшеклассников, первокурсников и выпускников, сравнительный анализ.

3. Третий этап работы — разработка направлений психологического сопровождения развития осознанной и непротиворечивой системы карьерных ориентаций юношей и девушек.

Анализируя данные таблицы, мы можем отметить, что выбор доминирующей карьерной ориентации старшеклассниками и студентами (как первокурсниками, так и выпускниками) отличается: среди студентов наблюдается согласованность выборов независимо от этапа обучения.

В карьерных предпочтениях старшеклассников обращает на себя внимание тот факт, что практически одинаковое число учащихся стремится к вертикальной карьере, той карьере, которая обеспечит им должностной рост и позицию руководителя; либо ориентированы на условия работы, а не на саморазвитие в профессиональной области.

63

Полученный вывод мы можем объяснить тем, что на современном этапе в обществе насаждается образ успешного руководителя или независимого предпринимателя; в то время как образ «мастера своего дела», «хорошего исполнителя» непопулярен.

Выбор профессии и типа учебного заведения неизбежно дифференцирует жизненные пути юношей и девушек, закладывает основу их социально-психологических и индивидуально-психологических различий. Очевидно, что у студентов выпускных курсов преобладает выбор «стабильности» в качестве ведущей карьерной ориентации (31% от общей выборки). Выбор стабильности в качестве ведущей карьерной ориентации большинством студентов связан со спецификой современной социально-экономической реальности: современную ситуацию нельзя охарактеризовать как стабильную и предсказуемую в связи с экономическим, политическими изменениями, следовательно, это положение характеризуется отсутствием длительной временной перспективы для молодёжи, которые были на предшествующих исторических этапах. Очевидно, что при таком положении студенты выпускных курсов рассматривают как особо ценную ориентацию на стабильность в жизни и карьере. Выбор этой карьерной ориентации в качестве ведущей означает, что студенты выпускных курсов стремятся к удовлетворению потребности в безопасности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы. Для студентов в основном предпочтительна работа в такой организации, которая обеспечивает определённый срок службы, имеет хорошую репутацию, выглядит более надёжной в своей отрасли.

64

Показательно для выбора ведущей карьерной ориентации, что профессиональную компетентность не выбрал ни один из опрошенных студентов (0%). Полученный результат можно объяснить специфическими характеристиками студенчества, которые формируются именно на завершающем этапе обучения в вузе. Сущность такой карьерной ориентации связана с интересом к содержанию профессиональной деятельности, наличием способностей и талантов в определённой области (научные исследования, техническое проектирование, финансовый анализ и т.д.) и стремлением быть мастером своего дела: карьерная ориентация предполагает чёткое представление о будущей профессии, возможности реализовать свои способности в этой сфере. В то же время у студентов-выпускников ещё нет целостного представления о профессии. Этот процесс имеет стихийный характер, который приводит к тому, что в ряде случаев представление старшекурсников о себе как участнике профессиональной деятельности далеко не всегда полное. Другая причина отсутствия интереса к содержанию профессиональной деятельности: студенты, получая высшее образование, работать по специальности не планируют.

Незначительное число студентов выбрали карьерную ориентацию «вызов». Содержание этого направления в карьере связано с решением сложных профессиональных задач, но современные студенты часто не имеют широких интересов, что делает непопулярным это карьерное направление.

Кроме того, ориентацию на автономию выбрали 6% студентов, что так же показательно, так как автономия предполагает освобождение от организационных правил и предписа-

ний и стремление делать всё самостоятельно, не акцентируя внимание на построении вертикальной карьеры. Но в силу недостаточности опыта и неуверенности в собственных силах у студентов выпускных курсов эта ориентация не приоритетна. По остальным карьерным ори-ентациям выборы распределяются достаточно равномерно (от 10% до 19%).

Важен сравнительный анализ распределения результатов выбора ведущих карьерных ориентаций среди студентов первого и пятого курсов. Оказалось, что выбор студентами первого курса ведущих карьерных ориентаций отличается от выбора студентов пятого курса незначительно. Показатемп.льно распределение выборов в категории «профессиональная компетентность и предпринимательство». Среди студентов первого курса встречается ориентация на профессиональную компетентность, то есть желание стать специалистом в своей области, совершенствуя приобретённые ранее знания, навыки, умения. Данные статистического анализа подтверждают значимость различий на 1% -ном уровне (ф * = 2,5, следовательно, р = 0,01). Объяснить результат можно многочисленными исследованиями динамики представлений о профессии. Согласно этим представлениям на первом курсе наблюдается максимальная удовлетворённость профессией, поэтому и среди данной выборки чаще встречаются ориентации на стремление стать мастером своего дела; а в дальнейшем наблюдается тенденция к снижению удовлетворённости профессией, которое вызывается как объективными причинами (уровнем преподавания), так и субъективными (выявление теневых сторон будущей профессии). Для студентов пятого курса, в свою очередь, в большей мере свойственна ориента-

ция на предпринимательство (16%). При проверке полученных отличий с помощью критерия углового преобразования Фишера, данные статистического анализа подтверждают значимость различий на 1%-ном уровне (ф*ж„= 2,5, следовательно, р = 0,01). По другим карьерным ориен-тациям значимых различий не обнаруживается.

Отличия в выборе карьерных ориентаций старшеклассниками и студентами можно обозначить следующим образом:

• старшем школьном возрасте ярче выражена ориентация на руководство другими людьми (ф* = 2,9, следовательно, р = 0,01);

• старшеклассники меньше ориентированы в своей карьере на гуманистические ценности, чем студенты (р < 0,01);

• выпускники школы в большей мере стремятся к сбалансированности индивидуальных потребностей, интересов семьи и профессионального продвижения (ф*ж„= 1,6, следовательно, р = 0,03);

• учащиеся выпускных классов меньше демонстрируют свою готовность к решению сложных профессиональных задач (р < 0,01).

Таким образом, по сравнению со старшеклассниками, в студенческой среде, независимо от периода обучения, наблюдается большая согласованность в выборах приоритетных направлений карьеры. Старшеклассники в выборе карьерных ориентаций демонстрируют большую амбициозность и масштабность целей, чем студенты первого курса. Первокурсники по мере обучения сталкиваются с рядом учебных и социально-экономических трудностей, которые заставляют их более осознанно и реально анализировать ситуацию. Планы же старшеклассников еще наполнены размытыми фантазиями, по-

65

этому в них и наблюдается высокий уровень притязаний и ориентация на вертикальный тип развития карьеры (прослеживается большее влияние социальных стереотипов).

Студенты раскрывают для себя более глубокий смысл будущей профессиональной деятельности, поэтому ориентация на гуманистические ценности в карьере чаще встречается на первом курсе, а не в старшем школьном возрасте. С увеличением срока обучения в вузе студенты начинают испытывать необходимость последующего выбора работы и в нестабильном обществе, эта проблема им кажется трудноразрешимой, поэтому они ценят стабильность работы, общественной ситуации, прозрачность временной перспективы. Можно заключить, что карьерные ориентации на протяжении юношеского возраста изменчивы по содержанию и эта изменчивость связана не только с возрастными особенностями, но и социальной ситуацией развития, социальными задачами, которые решаются на каждом из этих этапов.

Осознанность карьерных ориентаций

Для выяснения степени осознанности ведущей карьерной ориентации мы использовали методику «Сочинение о моей жизни через 10 лет» Т.П. Мараловой. Анализ сочинений позволяет выявить, насколько представлена в сознании юношей и девушек иерархия карьерных ориен-таций, а именно ведущая карьерная ориентация. Результаты сочинения изучались с помощью контент-анализа, в ходе которого выявлялись смысловые единицы, характеризующие представление о целях карьеры, роли вуза в построении карьеры, сроках реализации карьерных планов (длительность перспективы), путях до-

66..................................

_ „ Таблица 2

Степень осознанности карьерных ориентации

учащихся на разных ступенях образования(%)

Социально-профессиональные группы Осознанная ведущая карьерная ориентация Неосознанная ведущая карьерная ориентация

Старшие школьники 25 75

Студенты-первокурсники 30 70

Студенты-выпускники 40 60

стижения целей, собственных силах в построении карьеры, а также сочетание сферы карьеры с другими аспектами жизнедеятельности.

Об осознанности ведущей карьерной ориентации делался вывод в том случае, если соблюдались условия соответствия целевых установок и содержание выбранной карьерной ориентации по Э. Шейну; низкой частотности целевых установок; длительности временной перспективы; адекватности путей достижения целей карьерным ориентациям; учёта роли вуза в построении карьеры; чёткости в формулировке целей карьеры. Данные сочинения сопоставлялись с результатами анализа незаконченных предложений, который позволил исключить социально-желательные ответы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На основании полученных результатов можно сделать вывод о том, что осознанных карьерных ориентаций среди юношей и девушек меньше, чем неосознанных. Это положение обусловлено тем, что, несмотря на актуальность для юношества поиска перспектив реализации творческого потенциала, самостоятельного решения учебно-профессиональных и профессиональных задач, а также достижения успеха в карьере, они испытывают потребность в развитии различных взаимосвязанных умений мотиваци-онного компонента профессионального самосо-

знания личности, таких как: переформулировка субъектной системы потребностей и мотивов в соответствии с социальным заказом; осознание новой субъектной системы потребностей и мотивов как личностно значимых. По мнению Д.В. Зиновьева, личностная составляющая часть модели специалиста обеспечивается в рамках профессионального образования в незначительной мере, в большей степени это положение касается и общего образования. В результате юноши и девушки строят отсроченные планы, которые, по их мнению, начнут реализоваться после окончания вуза; ставят перед собой неопределённые цели, используя местоимения «кто-нибудь», «какая-нибудь», «когда-нибудь»; одновременно хотят достичь нескольких целей, не умея расставить приоритеты; не отличаются широким спектром средств для реализации приоритетной карьерной ориентации. Очевидно, что осознанность карьерных ориентаций — проблемная зона на данном возрастном этапе. В то же время осознание ведущей карьерной ориентации приводит к чёткой постановке целей карьеры и планированию карьеры на этой основе, а неосознанные ведущие карьерные ориентации порождают неопределённость в области планирования карьеры. Следовательно, проблема осознания себя, самопознания и самоопределения — одна из на-

иболее трудноразрешимых для современных юношей и девушек.

Длительность обучения сама по себе не делает представление о профессии более правильным, а карьерные устремления более осознанными, это зависит скорее от построения системы обучения и организации профориен-тационной работы, а также работы по планированию карьеры.

Психологическое сопровождение выбора карьерных ориентаций

Актуальность этой работы определяется необходимостью модернизировать существующие профориентационные психотехнологии в связи с существенным усложнением социальной ситуации в нашем обществе.

Анализ структурных компонентов карьеры и полученные диагностические данные убеждают: успешное её сопровождение опирается на учёт субъективных и объективных параметров; объективный критерий успешной карьеры подразумевает социальный успех, то есть успешное движение внутри организации, а субъективный критерий подразумевает удовлетворённость жизненной ситуацией, то есть движение внутри профессии. Успешное движение внутри организации может быть обеспечено за счёт умения ставить карьерные цели и разрабатывать карьерные планы и гибко адаптироваться к требованиям организации, а успешное движение внутри профессии обеспечивается осознанностью профессиональной позиции (сформированностью представлений о профессии, собственных профессиональных компетенциях и осознанностью карьерных ориентаций). Предлагаем организовывать пси-

67

хологическое сопровождение профессиональной карьеры по трём основным направлениям:

Анализ мира профессий, развитие целостного представления о себе и собственной профессиональной идентичности

С точки зрения сущностного наполнения процесса психологического сопровождения мы вслед за Л.Б. Шнейдер (Л.Б. Шнейдер, 2004) считаем целесообразным рассмотрение процесса карьеры в соотношении с понятием «профессиональная идентичность». А именно: в определённом смысле понятие карьеры и профессиональной идентичности аналогично по своей композиции. Основа и построения карьеры, и достижения профидентичности — «Я-кон-цепция» личности как относительно целостное образование, постепенно изменяющееся по мере взросления человека. В рамках «Я-концеп-ции» формируется представление о профессиональном будущем в виде образа профессии или в виде конкретной профессиональной цели. Образ профессии реализуется через процессуальную активность человека, базирующуюся на чувстве ответственности; конкретная цель осуществляется через целевую активность, базирующуюся на контроле за ситуациями и отношениями. Исходом первой ситуации становится достижение профессиональной идентичности, свидетельством чего служит профессиональное мастерство человека; исходом второй — построение карьеры, свидетельством чего служит профессиональный успех. Таким образом, на начальных этапах развития карьеры, особенно в старшем школьном возрасте, акцент должен делаться на осознании сво-

68

ей профессиональной позиции и личностных качеств, умений и навыков, способствующих/препятствующих реализации в профессии.

• Отработка умений ставить цели карьерного продвижения и планировать перспективы развития карьеры.

• Формирование представлений о сложностях и проблемах карьерного роста в организации на этапе адаптации, отработка выбора и реализации той или иной модели и стратегии карьерного продвижения в зависимости от особенностей организации.

В реализации второго и третьего направлений центральное место обычно занимает карьерный тьюторинг (обучение, сопровождение), обеспечивающий не столько трудоустройство, сколько развитие профессиональной и деловой карьеры молодых специалистов. Направления карьерного тьюторинга рассматриваются также в работах Е.А. Могилёвкина, который предлагает семи-компонентную технологию сопровождения карьеры: учёт ожиданий и установок самих студентов, психологическое сопровождение адаптации, формирование навыков адекватной самооценки и раскрытия потенциала, внутривузовское наставничество, включение студента в проектную деятельность, мониторинг изменений личности выпускника. Таким образом, выделенные Е.А. Мо-гилёвкиным компоненты, соотносясь с выделяемыми нами направлениями сопровождения, расширяют зоны реализации психологического сопровождения карьеры студента, подключая карьерных тьюторов при решении большого диапазона образовательных задач. Следовательно, выбор программы сопровождения зависит от возможностей и ориентации вуза в целом.

Решение всех перечисленных задач может стать основой создания эффективной системы психологического и организационного сопровождения карьеры юношей и девушек. Однако если в старшем школьном возрасте, решающее значение приобретает первое направление, то на этапе студенчества — второе направление, а завершение профессионального обучения должно сопровождаться усилением работы в третьем направлении.

Литература:

1. Акбиева, З.С. Психология карьеры и профессионально-релевантное поведение специалиста [Текст] / З.С. Акбиева, О.П. Тернов-ская, Л.Б. Шнейдер. М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2008. 328 с.

2. Дроздова Н.В. Формирование конструктивной стратегии преодоления психологических барьеров студентов-психологов в образовательном процессе // Известия Самарского научного центра РАН. Самара, 2009. № 4 (3). С. 669—674.

3. Могилёвкин, Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг [Текст] / Е.А. Могилёвки. СПб.: Изд-во «Речь», 2007. 336 с.

4. Цариценцева, О.П. Карьерные ориентации современной молодёжи: теория, эксперимент, тренинг [Текст] / О.П. Цариценцева. Оренбург: Изд-во РИО ОУНБ им. Н.К. Крупской, 2009. 186 с.

5. Шнейдер Л.Б. Профессиональная идентичность: теория, эксперимент, тренинг [Текст] / Л.Б. Шнейдер. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО МОДЭК, 2004. 600 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.