Научная статья на тему 'Карьерное проектирование в журналистике'

Карьерное проектирование в журналистике Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1510
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / СПОСОБНОСТИ / МАСТЕРСТВО / CAREER / CREATIVE SELF-REALIZATION / ABILITY / MASTERY

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ким Максим Николаевич, Пак Екатерина Максимовна

Авторы рассматривают профессиональную карьеру журналиста в тесной взаимосвязи с творческой самореализацией личности с развитием ее коммуникативных, интеллектуальных и литературных способностей, на базе которых выстраиваются профессиональная судьба и карьера. Актуальность исследования. Сегодня современная медиакультура оказывает серьезное масштабное и знаковое влияние на способы и формы подачи новостей в СМИ. Под влиянием технологических факторов сформировалась новая система функционирования СМИ, позволившая современному поколению журналистов выйти на принципиально новый уровень своего профессионального развития. Именно поэтому в поле исследовательского внимания оказались вопросы, связанные с журналистом новых технологий и методов его работы. Актуальность проблемы, а также практическая значимость определили цель и задачи научного исследования, его внутреннюю логику и структуру. Предмет исследования профессиональные, коммуникативные, интеллектуальные и творческие навыки, знания и умения, оказывающие влияние на квалификационный рост молодого журналиста. Целью научного исследования является выявление основных требований, предъявляемых к выпускнику журфака, мультимедийными СМИ. Осуществление этой цели предполагало решение следующих задач: 1. Выявить профессиональные, коммуникативные, интеллектуальные и творческие навыки, знания и умения, оказывающие влияние на квалификационный рост молодого журналиста. 2. Раскрыть специфику работы современного журналиста с точки зрения жанровой специализации. Методологической основой научного исследования выступают принципы структурного, системного и комплексного анализа. В процессе работы авторы использовали формально-логические, содержательно-логические методы и общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция) методы. Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренные в исследовании требования, предъявляемые к выпускнику журфака мультимедийными СМИ, позволят повысить качество подготовки специалистов, обучающихся по специальности «журналистика».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ким Максим Николаевич, Пак Екатерина Максимовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career Design in Journalism

Authors consider professional career of the journalist in close interrelation with creative selfrealization of the personality with development its communicative, mental and literary abilities based on which the professional destiny and career is built. Relevance of research. Today the modern media culture exerts serious large-scale and sign impact on ways and forms of giving of news in mass media. Under the influence of technology factors, the new system of functioning of mass media, which has allowed modern generation of journalists to come to essentially new level of the professional development, was created. For this reason in the field of research attention, there were questions, coherent with the journalist of new technologies and methods of his work. Relevance of a problem and the practical importance have defined the purpose and problems of scientific research, its internal logic and structure. Object of research the professional, communicative, intellectual and creative skills, knowledge and abilities exerting impact on the qualification growth of the young journalist. The purpose of scientific research is detection of the main requirements imposed to the graduate of journalism faculty, multimedia mass media. Implementation of this purpose assumed the solution of the following tasks: 1. To reveal the professional, communicative, intellectual and creative skills, knowledge and abilities exerting influence the qualification growth of the youn g journalist. 2. To disclose specifics of work of the modern journalist from the point of view of genre specialization. The principles of the structural, system and complex analysis act as a methodological basis of scientific research. In the course of work authors used formal and logical, substantial and logical methods and general scientific (the analysis, synthesis, induction, deduction) methods. The practical importance of work is that the requirements considered in research imposed to the graduate of journalism faculty, multimedia mass media would allow raising quality of training of the experts who are trained in «journalism».

Текст научной работы на тему «Карьерное проектирование в журналистике»

Ким М. Н., Пак Е. М.

Карьерное проектирование в журналистике

Пак Екатерина Максимовна

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Доцент кафедры филологии и журналистики Кандидат филологических наук EMPak@yandex.ru

РЕФЕРАТ

Авторы рассматривают профессиональную карьеру журналиста в тесной взаимосвязи с творческой самореализацией личности — с развитием ее коммуникативных, интеллектуальных и литературных способностей, на базе которых выстраиваются профессиональная судьба и карьера.

Актуальность исследования. Сегодня современная медиакультура оказывает серьезное масштабное и знаковое влияние на способы и формы подачи новостей в СМИ. Под влиянием технологических факторов сформировалась новая система функционирования СМИ, позволившая современному поколению журналистов выйти на принципиально новый уровень своего профессионального развития. Именно поэтому в поле исследовательского внимания оказались вопросы, связанные с журналистом новых технологий и методов его работы.

Актуальность проблемы, а также практическая значимость определили цель и задачи научного исследования, его внутреннюю логику и структуру.

Предмет исследования — профессиональные, коммуникативные, интеллектуальные и творческие навыки, знания и умения, оказывающие влияние на квалификационный рост молодого журналиста.

Целью научного исследования является выявление основных требований, предъявляемых к выпускнику журфака, мультимедийными СМИ.

Осуществление этой цели предполагало решение следующих задач:

1. Выявить профессиональные, коммуникативные, интеллектуальные и творческие навыки, знания и умения, оказывающие влияние на квалификационный рост молодого журналиста.

2. Раскрыть специфику работы современного журналиста с точки зрения жанровой специализации.

Методологической основой научного исследования выступают принципы структурного, системного и комплексного анализа. В процессе работы авторы использовали формально-логические, содержательно-логические методы и общенаучные (анализ, синтез, индукция, дедукция) методы.

Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренные в исследовании требования, предъявляемые к выпускнику журфака мультимедийными СМИ, позволят повысить качество подготовки специалистов, обучающихся по специальности «журналистика».

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА

карьера, творческая самореализация, способности, мастерство

Kim M. N., Pak E. M.

Career Design in Journalism

о ö

Ким Максим Николаевич

Северо-Западный институт управления — филиал РАНХиГС (Санкт-Петербург) Профессор кафедры филологии и журналистики Доктор филологических наук

kim@szags.ru ^

о

О

Kim Maksim Nikolaevich

North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public

Administration (Saint-Petersburg, russian Federation)

Professor of the Chair of Philology and Journalism

Doctor of Science (Philology)

kim@szags.ru

-q Pak Ekaterina Maksimovna

cl North-West institute of Management — branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public O administration (Saint-Petersburg, russian Federation) ö associate Professor of the Chair of Philology and Journalism cl PhD in Philology EMPak@yandex.ru

2 ABSTRACT

o Authors consider professional career of the journalist in close interrelation with creative self-

^ realization of the personality — with development its communicative, mental and literary

lq abilities based on which the professional destiny and career is built.

0 Relevance of research. Today the modern media culture exerts serious large-scale and sign

impact on ways and forms of giving of news in mass media. Under the influence of technology factors, the new system of functioning of mass media, which has allowed modern generation of journalists to come to essentially new level of the professional development, was created. For this reason in the field of research attention, there were questions, coherent with the journalist of new technologies and methods of his work.

Relevance of a problem and the practical importance have defined the purpose and problems of scientific research, its internal logic and structure.

Object of research — the professional, communicative, intellectual and creative skills, knowledge and abilities exerting impact on the qualification growth of the young journalist.

The purpose of scientific research is detection of the main requirements imposed to the graduate of journalism faculty, multimedia mass media.

Implementation of this purpose assumed the solution of the following tasks:

1. To reveal the professional, communicative, intellectual and creative skills, knowledge and abilities exerting influence the qualification growth of the young journalist.

2. To disclose specifics of work of the modern journalist from the point of view of genre specialization.

The principles of the structural, system and complex analysis act as a methodological basis of scientific research. In the course of work authors used formal and logical, substantial and logical methods and general scientific (the analysis, synthesis, induction, deduction) methods.

The practical importance of work is that the requirements considered in research imposed to the graduate of journalism faculty, multimedia mass media would allow raising quality of training of the experts who are trained in «journalism».

KEYWORDS

career, creative self-realization, ability, mastery

Современная журналистика представляет развитую медиаиндустрию, включающую различные медиахолдинги, медиапредприятия, редакции СМИ, информационные агентства, сетевые СМИ, интернет-порталы и многое другое. С появлением новых технологий и специализаций для журналиста открывается все больше возможностей при планировании своей профессиональной карьеры. В традиционных изданиях карьерный рост журналиста определялся несколькими позициями: корреспондент, заведующий отдела, заместитель редактора, главный редактор. В современных мультимедийных СМИ этот должностной ряд расширился, крайне востребованными специалистами являются веб-редакторы, веб-дизайнеры, веб-операторы и пр. Поэтому столь актуальными стали в профессиональной среде проблемы, связанные с журналистом новых технологий и методов его работы.

В новых условиях немаловажно умение личности формировать себя в качестве специалиста с учетом потребностей рынка. Проектирование карьерного и профессионального роста, приобретение специализированных знаний и умений и совершенствование профессионального мастерства становится одной из главных целей журналиста.

Чтобы разобраться в особенностях карьерного проектирования в области журналистики, рассмотрим само понятие «карьера».

Как известно, данный термин происходит от итальянского сarriera — жизненный з путь. В современной трактовке данное понятие связывают с трудовой или произ- ^ водственной деятельностью человека. Поэтому столь важен анализ тех навыков § и умений, благодаря которым человек продвигается по служебной или професси- £ ональной лестнице. В этом смысле карьера — это не статическое, а динамическое ^ явление, предполагающее постоянное движение человека вперед. Данное про- ° движение может быть связано и с адаптацией к новым условиям деятельности о (к примеру, многие медийные топ-менеджеры, не сумевшие приспособиться к тех- ^ нологическим новациям, должны были уступить свои командные пункты более ш перспективным журналистам), и с приобретением новых знаний и мн. др.

Понятие «карьера» принято рассматривать в широком и узком значении. В широком смысле данный термин определяется как определенная последовательность этапов развития человека в определенной профессиональной сфере. Это может быть и смена профессиональных ролей и статусов, и приобретение более весомых властных полномочий, и творческие достижения, и более престижная и, следовательно, высокооплачиваемая работа. В узком смысле карьера — «это продвижение по службе и индивидуальные изменения позиции и поведения»1.

Если под карьерой понимать целенаправленный должностной и профессиональный рост, то в данном случае особое значение для журналиста имеют задачи, связанные с приобретением новых навыков и умений, повышением своей квалификации, наконец, постепенной наработкой опыта руководящей работы.

Журналистика как творческая и профессиональная сфера деятельности требует от претендентов на такой род занятий определенных задатков и склонностей. Поэтому здесь карьерный рост специалиста обеспечивается не только административными, но творческими перспективами.

Карьера начинающего журналиста начинается с рынка труда. Недавнему выпускнику журфака, чтобы привлечь внимание работодателя, нужно суметь показать все свои знания и профессиональные умения, приобретенные за годы обучения. Особенно важен блок личностных компетенций, на развитие которых нацелено журналистское образование.

Среди них выделим следующие:

• культура мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения, умение логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

• понимание сущности журналистской профессии как социальной, информационной, творческой, ее базовых характеристик, социальных ролей журналиста, качеств личности, необходимых для ответственного выполнения профессиональных функций;

• знание особенностей массовой информации, задач и методов, технологии и техники процесса создания журналистских публикаций, понимание их содержательной и структурно-композиционной специфики;

• знание основных требований, предъявляемых к информации СМИ (точность, достоверность, наличие ссылок на источники, разграничение фактов и мнений, плюрализм в представлении точек зрения) и другие2.

Безусловным преимуществом выпускника вуза становится найденное им место работы во время прохождения производственной или преддипломной практики, где соискателю удалось с лучшей стороны зарекомендовать себя перед работодателем. В этом случае ему гарантируется место в редакции. В иных ситуациях

1 Понятие карьеры, ее содержание и типы // INFO MANAGEMENT [Электронный ресурс]. URL: http://infomanagement.ru/lekciya/ponyatie_karery_yee_soderzhanie (дата обращения: 10.02.2016).

2 Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 42.03.02. Журналистика. М., 2014.

з начинающим журналистам приходится проходить жесткий конкурентный отбор, так □l как рынок журналистского труда перенасыщен. Чтобы молодого журналиста взяли 0 на работу, ему нужно доказать свою незаменимость. Как не без иронии пишут £ профессионалы, соискатель «должен уметь редактировать чужие тексты и делать ^ конфетку из абсолютно безнадежных опусов, изобретать интересные темы на пол° ном безрыбье, сочинять заголовки убойной силы, работать в режиме нон-стопа о и выполнять те безнадежные поручения, которые начальство не знает на кого g повесить»1. Каждый ли готов на такие испытания? Если да, то, обращаясь к пре-ш тендентам на вакантное место в редакции СМИ, «акулы пера» советуют: «Здесь правило простое — нужно идти в то издание, которое лично вам интересно читать. Дело в том, что любое издание — это свой взгляд на мир, своеобразный фильтр, при помощи которого одни явления удостаиваются внимания, а другие отсеиваются как ненужные. И максимальная эффективность работы журналиста достигается там, где фильтры редакции и журналиста совпадают»2.

Попав в редакцию, новичок должен пройти еще испытательный срок. За время которого молодому журналисту необходимо ознакомиться с основными принципами и методами редакционной деятельности. Как показывает практика, пути вхождения в редакцию у журналистов складываются по-разному. Одни полагаются только на собственные силы, другие — на советы старших товарищей, третьи — пробуют свои силы методом проб и ошибок. Второй вариант для начинающих журналистов наиболее предпочтителен, так как позволяет быстрее адаптироваться в редакционном коллективе. Вот какими мыслями поделился начинающий корреспондент одного экономического еженедельника:

«С самого начала я попал в очень сильный отдел. Там работали настоящие профессионалы. Они в общем-то и предопределили мою творческую судьбу. Особенно благодарен заведующей отдела экономической теории. С ее помощью вошел в курс редакционной жизни, приобрел связи с ведущими специалистами. Да и сейчас Маргарита Ивановна — человек широчайшей эрудиции — часто советует при разработке каких-то сложных тем. В процессе совместной работы она старалась передать мне свои знания, опыт и навыки»3.

Роль наставника в профессиональном становлении молодых журналистов чрезвычайно важна. Однако такая традиция во многих редакциях утрачена. Поэтому в своем профессиональном и карьерном росте молодым журналистам часто приходится рассчитывать только на собственные силы. Известно, что журналиста ценят за уникальные, только ему присущие особенности. По мнению В. А. Аграновского, «в основе любой творческой профессии, в том числе и нашей, лежит природный дар, отсутствие которого восполнимо разве что самоотверженным трудом и безмерной любовью к делу»4.

Карьера журналиста во многом зависит от целенаправленного развития профессиональных способностей.

«Способности, — утверждают психологи, — это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся» [6, c. 439]. Благодаря наличию определенных способностей, человек может приобрести нужные ему знания, умения и навыки. При этом считается, что «способности обнаруживаются только в такой деятельности, которая не может осуществляться

1 Большая карьера маленького журналиста / http://edu.rin.ru/html/945.html (дата обращения: 10.02.2016).

2 Колесниченко А. Работа журналиста — методы и приемы // URL: http://www.joumalism-center.ru/index.php/ru/biblioteka/86-teksty-v-razdel-biblioteka/262 (дата обращения: 10.02.2016).

3 Из личного архива автора. Январь, 2016.

4 Аграновский В. А. Ради единого слова // URL: http://ria.ru/society/20140327/1001251235. html. (дата обращения: 10.02.2016).

без наличия этих способностей» [Там же, с. 440]. Для успешного карьерного про- з движения в журналистике человек должен обладать коммуникативными, интеллек- ^ туальными и литературными способностями. 0

ш

Коммуникативные способности

Журналист изначально должен владеть навыками общения, поскольку является о важнейшим инструментом в налаживании контактов с различными людьми, и по- ^ стоянно совершенствовать свои способности. Ему приходится играть различные ш коммуникативные роли: сегодня он может выступить в качестве дворника, завтра — нищего, просящего милостыню, уличного музыканта и т. д. Подобного рода перевоплощения возможны только в том случае, если журналист хорошо изучил поведение и язык своих социальных типажей, характерные особенности образа их жизни, их жизненные стратегии и многое другое. Все эти знания способствуют развитию коммуникативных способностей журналиста. При этом, отрабатывая ту или иную коммуникативную роль, журналист одновременно развивает свои навыки и умения общения с теми или иными категориями людей.

Интеллектуальные способности

К интеллектуальным способностям относят тип мышления, быстроту мыслительных процессов, систематичность, продуктивность умственной деятельности и т. д. Под понятием «интеллект» теоретики подразумевают «общую познавательную способность, определяющую готовность человека к усвоению, сохранению, развитию и использованию знаний и опыта, а также к разумному поведению в проблемных ситуациях» [2, а 189]. Под журналистским интеллектом понимается «социально детерминированная совокупность способностей к творческому оперированию формами познавательной деятельности в процессе освоения действительности с целью успешного решения задач, возникающих в ходе осуществления профессиональной деятельности» [там же, а 190].

Журналистская профессия ориентирована на познание быстро изменяющейся социальной реальности. Поэтому журналист должен уметь мгновенно определять суть события, оценивать значимость тех или иных фактов, подвергать анализу динамично развивающуюся на его глазах ситуацию, принимать адекватные решения и, наконец, с максимальной оперативностью собирать и обрабатывать информацию. Поскольку скорость мыслительных процессов здесь чрезвычайно высока, журналист должен обладать очень развитым интеллектом, представляющим собой сложное «структурное образование, в составе которого выделяются внимание, память, воображение, восприятие, мышление» [там же].

Интеллектуальная активность журналиста в процессе познавательной деятельности ориентирована на поиск новых фактов, социальных взаимосвязей, явлений и различных сторон действительности, которые становятся предметом журналистского отображения, но и осмысления. Здесь мышление выступает как в качестве познавательной, так и интеллектуальной.

Особенности мыслительного процесса журналиста всегда находят отражение в созданных им произведениях.

Литературные способности

Что обычно подразумевали под литературными способностями? Во-первых, владение литературными навыками письма, во-вторых, знание жанровых форм, в-третьих, умение создавать законченные журналистские произведения. И наконец, языковое

з мастерство автора. В газетной практике советского периода особенно ценились легкость пера, отточенность и изысканность стиля, образность и лексическое бо-0 гатство материала и т. п. Работа над материалом в большей степени воспринима-£ лась как творческий процесс. Сегодня, как отмечают исследователи, «...на процесс ^ работы, на литературную работу (причем она уже редко называется творчеством) ° в качестве мотива профессиональной деятельности указало только 4,3% опрошено ных, в том числе 12% выпускников 1950-х гг., воспитанных еще в старой традиции, д когда журналистика считалась в значительной степени литературным творчеством. ш Зато выпускники последних лет сказали, что их привлекает работа с информацией. Отчетливо проявляются тенденции переосмысления сути журналистского труда: от типа творчества к информационной деятельности. Еще 12% сказали, что их привлекает в профессии творческое отношение к жизни, сам процесс ее пересоздания и преобразования» [7, с. 79].

Подобного рода переосмысление журналистского труда обусловлено, на наш взгляд, рядом объективных и субъективных причин. К объективным отнесем: коммерциализацию всего процесса выпуска издания (публиковать материалы на полполосы или на целую полосу стало экономически невыгодно, так как на значительную часть газетных площадей стала претендовать реклама); ориентацию большинства изданий на удовлетворение не эстетических, а информационных потребностей читателей, в свою очередь, привело к изменению критериев в оценке качества журналистских произведений (больше стали цениться фактологически насыщенные материалы, чем произведения с языковыми изысками автора). Возможно, именно по этим причинам с газетных полос практически исчезли очерки, в которых документальная основа произведения гармонично переплеталась с художественной. Ведь недаром именно очеркистов традиционно называли писателями в газете. И именно их работа в большей степени соотносилась с литературным трудом.

Подобного рода трансформации естественно сказались и на творческих установках журналистов, т. е. на субъективных факторах журналистского труда. Изучая мотивацию деятельности современных журналистов, исследователи отмечают, «... что талант, литературные способности назывались очень редко, тогда как в прежних исследованиях были на первых местах. Это связано с трансформацией профессии как вида литературного творчества в информационную работу („рипортинг" на западный манер) и с тем, что изменился сам стиль публикаций, когда литературная форма стала менее значима, чем прежде. А это. тревожащий симптом, потому что журналистика при любых обстоятельствах — искусство работы со словом» [7, с. 214]. Если обратить внимание на язык и стиль газетных публикаций большинства российских изданий, то нельзя не заметить, что по своему языковому уровню они значительно уступают прессе советского периода. И это не удивительно: во многих изданиях давно упразднены должности корректоров, большинство журналистских материалов идет на полосу «с колес», сами авторы в основном полагаются на компьютерные редакторские программы. Этим обусловлены не только лексические и грамматические ошибки, но и небрежность и неряшливость стиля, что снижает уровень восприятия подобного рода материалов.

Развитые коммуникативные, интеллектуальные и литературные способности, безусловно, важны для профессионального роста молодого журналиста. Но они, на наш взгляд, являются лишь базовыми. На их основе специалист в сфере массмедиа может выстраивать свою карьеру. Каждый редакционный коллектив предъявляет собственные квалификационные требования, которые фиксируются в редакционных уставах. В них, как правило, прописываются функциональные обязанности каждого сотрудника СМИ. Заметим, что ступени квалификационной лестницы связаны в журналистике не с разрядами, а с дифференцирующими навыками и умениями, знаниями, наконец, профессиональным опытом и мастерством журналиста.

Квалификационная лестница в журналистике часто соотносится с жанровой спе- з циализацией сотрудников СМИ. Исходя из данного параметра различают хронике- ^ ров, репортеров, корреспондентов, специальных корреспондентов, обозревателей, § колумнистов, публицистов. £

Журналист-хроникер находится на самой нижней ступени квалификационной ^ лестницы. От него требуется быстро и оперативно распознавать актуальные факты ° действительности и наполнять информацией новостную полосу. К профессиональ- о ным навыкам здесь можно отнести: умение журналиста пользоваться различными ^ источниками информации, добывать актуальные факты, успешно работать в жанрах ш хроникальной заметки и расширенной информации. Таким образом, от хроникера в первую очередь требуется скорость обработки и передачи информации.

На более высокой ступени квалификационной лестницы находится репортер. В отличие от хроникеров, репортеры нацелены не на фиксацию свершившегося факта, а на угадывание новых тенденций в социальной реальности, на постоянный поиск новых источников информации, на показ всего нового и интересного, что происходит в жизни социума. Поэтому они просто обязаны быть на острие событий, чтобы суметь первыми донести актуальную информацию до своей аудитории.

Большое значение для репортеров имеет способность быстро переключать внимание с одного объекта на другой. Как отмечают психологи, «переключение внимания проявляется в преднамеренном переходе субъекта от одной деятельности к другой, от одного объекта к другому, от одного действия к другому. Переключение может быть обусловлено либо программой сознательного поведения, требованиями деятельности (при переходе от одного объекта, одного действия к другому внутри определенной деятельности), либо необходимостью включения в новую деятельность в соответствии с изменяющимися условиями...» [7, с. 242]. Способность быстрого переключения внимания от одного объекта к другому — важная составляющая работы журналиста. Как известно, не каждый человек по своим психологическим характеристикам способен переходить от выполнения одной работы к другой. Данные процессы во многом связаны с «особенностями подвижности нервных процессов» [там же].

Хотя, как утверждают психологи, повышение показателей переключения внимания возможно путем определенных упражнений. По признанию ведущих журналистов, многие из них в начале своей деятельности не могли брать интервью и одновременно следить за ходом развития события, а по возвращении в редакцию сразу сесть за компьютер, чтобы оперативно подготовить материал в номер. То есть речь идет о том, насколько важны способности не только к быстрой смене деятельности, но и к максимальной синхронности творческих операций. Подобное переключение внимания от одного вида деятельности к другой во многом определяется ее значимостью для личности. Сбор и фиксация информации, ее осмысление, подготовка материала в печать — все эти операции протекают, как правило, в экстремальных условиях, поэтому без навыков быстрого переключения внимания от одной деятельности к другой вряд ли репортер сможет достичь максимальной оперативности.

Более серьезные квалификационные требования предъявляются к журналистам-аналитикам, к которым можно отнести обозревателей, рецензентов, критиков, колумнистов, ведущих тематических рубрик. Смысл их деятельности заключается в осмыслении и интерпретации фактов.

Журналист-аналитик должен обладать умением правильного и доказательного рассуждения. От него требуются знания логических законов, владение различными способами убеждения, умелого использования различных видов аргументов (эмпирических и теоретических), навыков ведения споров и т. д. Все эти вопросы хорошо освещены в литературе по логике. Как справедливо отмечает А. А. Ивин,

з «.понимание принципов мыслительной деятельности — одно из самых ценных наших знаний. Оно делает ум максимально точным и ювелирно тонким в своем 0 анализе, беспощадным к фальши и нелогичности, неизменно последовательным £ в своих выводах» [4]. Но вряд ли учебники по логике помогут журналисту, если он ^ не будет работать сам над совершенствованием своих мыслительных и логических ° навыков. Подобного рода умения приобретаются и оттачиваются в повседневной о практике рассуждения.

К «привилегированной» группе журналистов относятся специальные корреспон-ш денты, которые работают в основном по заданиям главного редактора. Это наиболее опытные и знающие журналисты, владеющие различными жанрами журналистики, зачастую обладающие специализированными знаниями в конкретной области.

Верхнюю ступень квалификационной лестницы занимают публицисты. В. И. Даль пишет: «Публицист — писатель, более газетный, журнальный, по современным, общим вопросам, по народному праву»1. В другом словаре публицистика толкуется в трех смыслах как «литература по общественно-политическим вопросам; жанр, стиль, характерные особенности такой литературы; писательская деятельность по общественно-политическим вопросам»2.

Данное определение в различных вариантах встречается во многих словарях и учебных пособиях.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итак, исходя из подобных трактовок, следует, что публицист — газетный или журнальный писатель, который занимается общественно-политическими вопросами. Иными словами, основные положения сводятся к тому, что публицистика относится к особому типу литературной деятельности, суть которой заключается не в сборе, обработке и распространении массовой информации, а в осмыслении и анализе актуальных общественных явлений. Поэтому в качестве публициста может выступить не только журналист, но и писатель, политик, политолог, социолог, общественный деятель и др.

Журналист прибегает к публицистическим формам тогда, когда ему приходится затрагивать серьезные общественно-политические проблемы, которые требуют определенного осмысления и чувственно-образного постижения и отражения действительности. Любое публицистическое произведение рассчитано на убеждение, а значит, основной его целью является формирование общественного мнения. В основе публицистического произведения — авторское мнение, авторская позиция, образ, «облученный» мыслью. Природа публицистического произведения — синтез научных и образных начал.

Журналисту достаточно ознакомиться с документами, чтобы написать статью или отчет. Публицисту такие источники информации скажут многое, но не все. В публицистике (и это, на наш взгляд, одно из коренных ее достоинств) проявляется повышенный интерес к субъективным факторам современной истории. В предмете, который исследует публицист, объективные, закономерные процессы неотделимы от личности (героя или автора), от индивидуального своеобразия, являющегося формой выражения объективных, закономерных связей [1, с. 25]. Публицистика взывает к разуму и чувству гражданина, какое бы профессиональное, служебное, социально-ролевое положение он ни занимал. Когда публицист обращается к современной истории, он всегда стремится найти в ней предметную грань, повернутую в сторону общего, гражданского интереса [там же]. Публицистика в силу своего родства с наукой и искусством использует синтетические методы анализа, как, например, научное обобщение и художественная типизация. Поэтому для того чтобы заниматься

1 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. М., 1955. С. 535.

2 См.: Толковый словарь русского языка / под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 3. М., 1939. С. 1063.

данным видом творчества, от журналиста требуется высочайшая степень квалификации и уровень знаний.

Среди факторов, активно влияющих на карьерный рост журналиста, одно из первых мест отводится знаниям, которые представляют собой живую, наиболее подвижную, постоянно находящуюся в процессе обновления и реализации часть творческого потенциала личности.

«Знание, — отмечает В. А. Лекторский, — это такое специфическое образование, которому присуще свойство истинности, т. е. соответствия объективно реальному положению дел» [5, с. 57].

Условно можно выделить три основные подгруппы знаний:

1) эмпирические, основанные на чувственном и мыслительном опыте;

2) теоретические, являющиеся результатом изучения и познания общих тенденций

журналистской деятельности;

3) профессиональные, приобретаемые по мере постижения «секретов» профессии,

осмысления опыта своих коллег и предшественников.

Казалось бы, хроникеру и репортеру вполне достаточно обладать эмпирическими знаниями: успешность их работы определяется умением взаимодействовать с различными источниками информации, общаться с ньюсмейкерами, брать интервью.

В то же время журналист должен также владеть знаниями в той области, в которой он работает. Авторы известной книги «Журналистское расследование: История метода и современная практика» подчеркивают: «Журналисту, избравшему для себя стезю криминального репортера, недостаточно быть мобильным и иметь навыки литературной и журналистской деятельности. Пишущему на криминальные темы требуется умение разбираться и ориентироваться не только в текущей криминальной, но и в политической и экономической жизни города и страны; кроме того, он должен владеть основами юридической грамотности и не путать, например, грабеж с разбоем, а кражу с мошенничеством, отличать задержанного от арестованного, а обвиняемого от подсудимого и, наконец, знать, какая именно информация требуется и где ее можно найти за кратчайший отрезок времени» [3, с. 202].

Но этих приобретенных знаний явно будет недостаточно, если журналист захочет перейти на другой квалификационный уровень, допустим, от новостной журналистики к аналитической, где без определенных теоретических знаний не обойтись. С одной стороны, он должен хорошо разбираться в жанровых особенностях аналитической журналистики, с другой — иметь достаточный уровень компетентности в той области, в которой работает. Большое значение здесь будут иметь профессиональные знания и умения. А именно: приемы и способы работы, принятые в той или иной редакции; особенности взаимодействия с аудиторией; методы работы коллег по редакции и мн. др.

Журналист-аналитик, по мнению действующих практиков, должен обладать целым комплексом профессиональных качеств и умений. К наиболее важным из них можно отнести компетентность, эрудированность, владение методологическим инструментарием при сборе и анализе первичной информации, обладание индивидуальным стилем письма.

Специфика публицистического метода познания действительности проявляется в синтезе научных и художественных начал. Этим двуединством объясняется и выработка художественно-публицистических жанровых форм, для которых характерен союз мысли и образа. Все эти качества в совокупности и составляют понятие «профессиональное мастерство» публициста.

Таким образом, карьерное проектирование в журналистике во многом связано с самореализацией личности в профессии. Карьера журналиста зависит не только от уровня профессиональной подготовки человека в какой-либо сфере, но и от

о ©

о

ш

ш

О

з развитости его коммуникативных, интеллектуальных и литературных способностей.

Продвижение журналиста по квалификационной лестнице зависит от его жанровой 0 специализации. Наивысшей ступенью профессионального мастерства является £ публицистика, которая требует от журналиста не только соответствующей подго-

^ товки, но и ярко выраженного таланта.

о

2 Литература

ш 1. Горохов В. М. Закономерности публицистического творчества. М., 1975. ° 2. Дзялошинский И. М. Российский журналист в посттоталитарную эпоху. М., 1996.

3. Журналистское расследование: История метода и современная практика / под ред. А. Д. Кон-статинова. СПб. : 2001.

4. Ивин А. А. Логика для журналистов. М. : 2002.

5. Лекторский В. А. Субъект. Объект. Познание. М., 1980.

6. Петровский А. В. Способности // Общая психология / под ред. А. В. Петровского. М., 1986.

7. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналистское образование. М., 1997.

References

1. Gorokhov V. M. Regularities of publicist creativity [Zakonomernosti publitsisticheskogo tvorchest-va]. M. : 1975. (rus)

2. Dzyaloshinsky I. M. The Russian journalist during a post-totalitarian era [Rossiiskii zhurnalist v posttotalitarnuyu epokhu]. M. : 1996. (rus)

3. Journalistic investigation: History of a method and modern practice [Zhurnalistskoe rassledovanie: Istoriya metoda i sovremennaya praktika]: under the editorship of A. D. Konstatinov. SPb. : 2001. (rus)

4. Ivin A. A. Logic for journalists [Logika dlya zhurnalistov]. M. : 2002. (rus)

5. Lectorskiy V. A. Subject. Object. Knowledge [Sub"ekt. Ob"ekt. Poznanie]. M. : 1980. (rus)

6. Petrovsky A. V. Abilities [Sposobnosti] // General psychology [Obshchaya psikhologiya]: under the editorship of A. V. Petrovsky. M. : 1986. (rus)

7. Svitich L. G., Shiryaeva A. A. Journalistic education [Zhurnalistskoe obrazovanie]. M. : 1997. (rus)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.