Научная статья на тему 'КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ'

КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
350
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / КОНСАЛТИНГ / ТЕОРИИ КАРЬЕРНОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / МОТИВАЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лаврентьев Сергей Юрьевич, Крылов Дмитрий Александрович, Ахметов Линар Гимазетдинович

Введение . В исследовании на фоне обострения проблемы занятости, выбора профессии, инновационных процессов в образовании теоретически выявлены пути повышения эффективности карьерного консультирования обучающихся в процессе профессиональной подготовки. В соответствии с современными научными представлениями о степени удовлетворенности профессиональной деятельности обучающегося, кризисными изменениями социально-экономической среды изложены подходы к решению проблемы карьерного консультирования. Целью исследования является изучение теорий поведения личности, объясняющих причину выбора профессии, и последующая выработка стратегии карьерного консультирования. Материалы и методы исследования : методологическая литература по теории и практике поведения личности, специальная литература по проблемам карьерного консультирования и мотивов профессионального выбора, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики развития личности, сравнительный анализ и обобщение результатов исследований зарубежных теорий в области практической консультологии и систематизация практического опыта профессиональной подготовки обучающихся. Результаты исследования. Содержательно обосновываются предпосылки возникновения потребности профессионального развития, отвечающей запросам обучающихся, с одной стороны, и требованиями работодателей с другой. Для решения противоречия между структурным дисбалансом форм занятости населения, повышением требований работодателей к уровню компетенций работников предлагается использовать вариативные подходы в карьерном консультировании и проектирования личностно-профессионального развития обучающегося. Карьерный консалтинг рассматривается через призму систематизированной, планируемой организации профессиональной подготовки, направленной на проектирование и управление образовательной траектории обучающегося колледжа, вуза в течение всей жизни. Используются различные консалтинговые подходы, которые во многом обусловлены целевыми стратегиями профессиональной подготовки, мотивами выбора профессии, жизненными ценностями, работе по призванию, личностными смыслами. Особенность консультирования для карьеры состоит в системно выстроенном интерактивном взаимодействии участников среды должно направлено на реализацию интересов в соответствии с профессиональными требованиями, выдвигаемыми для каждого вида деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лаврентьев Сергей Юрьевич, Крылов Дмитрий Александрович, Ахметов Линар Гимазетдинович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAREER COUNSELING OF STUDENTS IN THE PROCESS OF VOCATIONAL TRAINING

Introduction. In the study, against the background of the aggravation of the problem of employment, carrier choice, and innovative processes in education, the authors theoretically revealed ways to increase the effectiveness of career counseling of students in the process of vocational training. In accordance with modern scientific ideas about the degree of satisfaction with the professional activity of a student, the crisis changes in the socio-economic environment, approaches to solving the problem of career counseling are outlined. The aim of the study is to study theories of personality behavior that explain the reason for choosing a profession and the subsequent development of a career counseling strategy. Materials and research methods: methodological literature on the theory and practice of personality behavior, special literature on the problems of career counseling and motives of professional choice, inductive-deductive methods of the fundamental provisions of psychology and pedagogy of personality development, comparative analysis and generalization of the results of studies of foreign theories in the field of practical consulting and systematization of the practical experience of vocational training of students. Research results. The prerequisites for the emergence of the need for professional development that meet the needs of students on the one hand and the requirements of employers, on the other, are substantiated. To solve the contradiction between the structural imbalance of the forms of employment of the population, the increasing requirements of employers to the level of competence of employees, it is proposed to use variable approaches in career counseling and the design of the student's personal and professional development. Career consulting is viewed through the prism of a systematized, planned organization of vocational training aimed at designing and managing the educational trajectory of a college or university student throughout his life. Various consulting approaches are used, which are largely due to target strategies of vocational training, motives for choosing a profession, life values, work by vocation, personal meanings. The peculiarity of counseling for a career consists in a systemically built interactive interaction of the participants in the environment, which should be aimed at realizing interests in accordance with the professional requirements put forward for each type of activity.

Текст научной работы на тему «КАРЬЕРНОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ»

УДК 378.1

DOI 10.30914/2072-6783-2021 -15-3-298-304

Карьерное консультирование обучающихся

в процессе профессиональной подготовки

С. Ю. Лаврентьев1, Д. А. Крылов1, Л. Г. Ахметов2

Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола, Российская Федерация 2Казанский федеральный университет, Елабужский институт (филиал), г. Елабуга, Российская Федерация

Аннотация. Введение. В исследовании на фоне обострения проблемы занятости, выбора профессии, инновационных процессов в образовании теоретически выявлены пути повышения эффективности карьерного консультирования обучающихся в процессе профессиональной подготовки. В соответствии с современными научными представлениями о степени удовлетворенности профессиональной деятельности обучающегося, кризисными изменениями социально-экономической среды изложены подходы к решению проблемы карьерного консультирования. Целью исследования является изучение теорий поведения личности, объясняющих причину выбора профессии, и последующая выработка стратегии карьерного консультирования. Материалы и методы исследования: методологическая литература по теории и практике поведения личности, специальная литература по проблемам карьерного консультирования и мотивов профессионального выбора, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики развития личности, сравнительный анализ и обобщение результатов исследований зарубежных теорий в области практической консультологии и систематизация практического опыта профессиональной подготовки обучающихся. Результаты исследования. Содержательно обосновываются предпосылки возникновения потребности профессионального развития, отвечающей запросам обучающихся, с одной стороны, и требованиями работодателей с другой. Для решения противоречия между структурным дисбалансом форм занятости населения, повышением требований работодателей к уровню компетенций работников предлагается использовать вариативные подходы в карьерном консультировании и проектирования личностно-профессионального развития обучающегося. Карьерный консалтинг рассматривается через призму систематизированной, планируемой организации профессиональной подготовки, направленной на проектирование и управление образовательной траектории обучающегося колледжа, вуза в течение всей жизни. Используются различные консалтинговые подходы, которые во многом обусловлены целевыми стратегиями профессиональной подготовки, мотивами выбора профессии, жизненными ценностями, работе по призванию, личностными смыслами. Особенность консультирования для карьеры состоит в системно выстроенном интерактивном взаимодействии участников среды должно направлено на реализацию интересов в соответствии с профессиональными требованиями, выдвигаемыми для каждого вида деятельности.

Ключевые слова: карьера, консалтинг, теории карьерного консультирования, профессиональная подготовка, мотивация, жизненные ценности, образовательная траектория

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Для цитирования: Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А., Ахметов Л.Г. Карьерное консультирование обучающихся в процессе профессиональной подготовки // Вестник Марийского государственного университета. 2021. Т. 15. № 3. С. 298-304. DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-298-304

Career counseling of students in the process of vocational training

s. Y. Lavrentiev1, D. A. Krylov1, L. G. Akhmetov2

1Mari State University, Yoshkar-Ola, Russian Federation 2Kazan Federal University, Elabuga Institute (branch), Elabuga, Russian Federation

Abstract. Introduction. In the study, against the background of the aggravation of the problem of employment, carrier choice, and innovative processes in education, the authors theoretically revealed ways to increase the effectiveness of career counseling of students in the process of vocational training. In accordance with modern scientific ideas about the degree of satisfaction with the professional activity of a student, the crisis changes in the socio-economic environment, approaches to solving the problem of career counseling are outlined. The aim of the study is to study theories of personality behavior that explain the reason for choosing a profession and the

subsequent development of a career counseling strategy. Materials and research methods: methodological literature on the theory and practice of personality behavior, special literature on the problems of career counseling and motives of professional choice, inductive-deductive methods of the fundamental provisions of psychology and pedagogy of personality development, comparative analysis and generalization of the results of studies of foreign theories in the field of practical consulting and systematization of the practical experience of vocational training of students. Research results. The prerequisites for the emergence of the need for professional development that meet the needs of students on the one hand and the requirements of employers, on the other, are substantiated. To solve the contradiction between the structural imbalance of the forms of employment of the population, the increasing requirements of employers to the level of competence of employees, it is proposed to use variable approaches in career counseling and the design of the student's personal and professional development. Career consulting is viewed through the prism of a systematized, planned organization of vocational training aimed at designing and managing the educational trajectory of a college or university student throughout his life. Various consulting approaches are used, which are largely due to target strategies of vocational training, motives for choosing a profession, life values, work by vocation, personal meanings. The peculiarity of counseling for a career consists in a systemically built interactive interaction of the participants in the environment, which should be aimed at realizing interests in accordance with the professional requirements put forward for each type of activity.

Keywords: career, counseling, career counseling theories, vocational training, motivation, life values, educational trajectory

The authors declare no conflict of interests.

For citation: Lavrentiev S.Y., Krylov D.A., Akhmetov L.G. Career counseling of students in the process of vocational training. Vestnik of the Mari State University. 2021, vol. 15, no. 3, pp. 298-304. (In Russ.). DOI: https://doi.org/10.30914/2072-6783-2021-15-3-298-304

Введение

Интернационализация социально-экономической жизни общества, конкуренция на рынке труда, инновационные процессы, происходящие в образовательном пространстве, как никогда актуализируют необходимость сопоставительного анализа наиболее успешного развития профессиональной подготовки учащейся молодежи. Проблема профессиональной подготовки будущего специалиста к занятости в разной степени является характерной как для развитых стран, так и для стран третьего мира. Для решения обозначенной проблемы используются различные консалтинговые подходы и практический инструментарий, которые во многом обусловлены и социально-экономическим потенциалом и историко-культурными предпосылками развития образовательных систем.

Возникшее противоречие между нарастающим структурным дисбалансом форм занятости, повышенными требованиями со стороны работодателей к уровню компетенции работника, внедрением цифровых инновационных технологий, распространением удаленной работы, с одной стороны, и недостаточно эффективной подготовки обучающихся к занятости - с другой, обостряют необходимость использования вариативных подходов обучающего карьерного консультирования [2].

Цель исследования

Изучение, анализ теорий поведения личности, объясняющих причину выбора профессии, и последующая выработка стратегии карьерного консультирования обучающихся.

Материалы и методы исследования

Методологическая литература по теории и практике поведения личности, специальная литература по проблемам карьерного консультирования и мотивам профессионального выбора, индуктивно-дедуктивные методы основополагающих положений психологии и педагогики развития личности, сравнительный анализ и обобщение результатов исследований зарубежных теорий в области практической консультологии и систематизация практического опыта профессиональной подготовки обучающихся.

Результаты

Консультирование по вопросам карьеры выпускника колледжа, университета стало давно привычным явлением в странах Западной Европы и Северной Америки. Под карьерным консалтингом мы понимаем систематизированную, планируемую организацию профессиональной подготовки, направленную на проектирование

и управление образовательной траекторией обучающегося в течение всей жизни. Карьерный консалтинг представляет собой вариативный набор техник по вопросам изучения возможностей профессионального роста, проектирования образовательного маршрута и планирования карьерных изменений [4].

Контент-анализ научной литературы выявил достаточно много различных определений понятий «работа», «карьера». Например, американский ученый-инноватор, эксперт в области консалтинга Дональд Э. Сьюпер определяет работу как сознательное усилие, направленное на достижение результатов для себя и для других. В качестве карьеры понимается общий объем работ, который человек выполняет на протяжении всей жизни. На развитие карьеры влияет совокупность психологических и случайных факторов, являющихся формообразующими для карьерного роста личности [7].

Исследуя влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения, Т.В. Кудрявцев, А.В. Сухарев подчеркивают длительность, динамичность, многоуровневость процесса, выделяя при этом несколько стадий:

1. Выбор профессии характеризует формирование профессиональных намерений личности.

2. Процесс профессионального обучения характеризуется критерием профессионального самоопределения личности.

3. На третьем этапе происходит овладение и вхождение в профессиональную деятельность. Здесь критерием выступают результаты профессиональной деятельности и достижение определенного уровня профессионально значимых качеств.

4. Четвертой стадии свойственна личностная реализация индивидуума в профессиональной деятельности [1].

Основой для выбора стратегии карьерного консультирования послужили теории поведения личности, объясняющие причины выбора профессии. В начале XX века, исследуя проблему оптимизации производственных процессов и профессионального самоопределения личности, Фрэнк Парсон в книге «Выбор профессии» раскрыл теорию характерных особенностей карьеры. Увлеченный идеей социальных реформ, американский исследователь Ф. Парсон полагал, что личностные качества работника должны соответствовать уровню требований, выдвигаемых для

каждого конкретного вида деятельности. Консалтинговыми методами изучения уникальных требований могут выступать биографический анализ личности, письменный анализ-эссе, мотивы выбора профессии, оценка характерных особенностей будущей профессиональной деятельности, психологическое сопровождение адаптации на рабочем месте и так далее1.

Согласно теории профессионального выбора американского социолога, профессора психологии университета Джона Хопкинса - Джона Л. Холланда, личность наилучшим образом развивается и показывает существенные результаты именно в той среде, которая ему соответствует. Выполняемая трудовая деятельность, карьерный рост коррелирует с шестью типами профессиональных сред и классифицируется по требованиям к личностям, которые стремятся в них функционировать. Исследователь предложил разделить работников на шесть различных типов: общепринятый (организатор), художественный (созидательный), предприимчивый (убедительный), реалистичный (деятельный), исследовательский (мыслитель), социальный (помощник). При исследовании профессиональных интересов, типология личностей Джона Л. Холланда предлагает структурную интерпретацию согласно использованию разработанных им методик - «перечень профессиональных предпочтений» и «самонаправленный поиск» [7].

Развитие личности в системно выстроенном интерактивном взаимодействии участников среды направлено на реализацию интересов в соответствии с профессиональными требованиями, выдвигаемыми для каждого вида деятельности. В некотором смысле теорию профессионального выбора, имеющую существенное значение для профориентационного консультирования на протяжении всей жизни, дополняет теория, разработанная Эдвином Л. Херр, Стенли Х. Крамером.

Сущность теории основывается на утверждении о том, что социальная структура личности представляет собой тот контекст, в котором человек реализует собственную индивидуальность, систему убеждений и саму жизнь. В то же время социально-экономические факторы оказывают преимущественное влияние на развитие карьеры [6].

1 Frank Parsons (social reformer) From Wikipedia, the free encyclopedia. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Frank_Parsons_ (social_reformer) (дата обращения: 26.05.2021).

Психотехнические изыскания до середины 50-х годов прошлого века, исключая формирующие мероприятия, рассматривали профессию в качестве статичного образования, являющегося объектом только диагностических процедур. Психолог-консультант Дональд Сьюпер на обширном эмпирическом материале расширил представления о профессиональном развитии личностной инстанции, принимающей решения. Согласно «сегментативной теории» Д. Сьюпера людей отличают между собой личностные характеристики, разнообразные потребности, познавательные интересы, ценностные установки и так далее. Каждый человек имеет склонность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности, а значит, требует конкретного набора личностных характеристик и компетенций. Под влиянием жизненных ситуаций со временем профессиональные способности, личностные предпочтения способны меняться. Стремление использовать возможности для успешного преодоления угроз внешней среды зависит от профессиональной зрелости в сочетании с органичным единством физических, психологических, социальных характеристик формируют готовность индивида соответствовать предъявляемым требованиям [9].

Процесс изменений карьерных предпочтений развивается в соответствии с жизненным циклом профессиональной деятельности: рост, исследование, укрепление, стабильность статуса, спад. Этапы жизненного цикла профессиональной деятельности определяются достигаемым уровнем профессионализма, последовательностью карьеры. Успешность карьерной адаптации индивида к растущим требованиям внешней среды на каждом этапе зависит от степени готовности развивать физические, психологические, социальные характеристики. Развертывание карьерного сценария находит свое воплощение в усложнении и таких элементов трудовой деятельности, как целевые стратегии профессиональной подготовки, мотивы выбора профессии, жизненные ценности, работа по призванию, личностные смыслы и так далее. Достижение компромисса между личностными установками и социальными ценностями становится общественно значимым, обогащает структурные приращения в личностно-профес-сиональной рефлексии, превращая осознанное стремление воплотить планируемую жизненную стратегию в реальный сценарий. Удовлетворение реализацией карьерного сценария зависит от сте-

пени воплощения личностно-профессиональной стратегии. Адаптация к карьере означает достижение профессиональной зрелости в самооценке, учет временной перспективы, принятие адекватных решений, ориентации на реальность [3].

В теории адаптивных транзиций развития взрослых рассматриваются процессы проектирования карьерной траектории, сформулированной Нэнси К. Шлосберг, переход учащейся молодежи от обучения в школе к трудоустройству. Консультирование взрослых не противоречит, а напротив, находится в русле теории адаптивных транзиций и направлен на удовлетворение потребности в развитии социально-психологической готовности индивида к успешному преодолению различных кризисных явлений: от экономической рецессии, пандемии, болезни до потери трудоспособности, отсутствия стабильного дохода вследствие безработицы и так далее [8].

В силу влияния внешних факторов сопряженного с кризисными явлениями профессионального становления личности на разных стадиях карьеры обусловлены необходимостью разработки индивидуальной образовательной траектории. Стратегический план адаптивного продолженного развития взрослых обусловлено совокупным влиянием ряда факторов:

— ожиданием экономического спада, сопровождающегося непременным сокращением производства во всех отраслях, росту безработицы, снижением жизненного уровня граждан;

— опасением перед потерей контроля над техногенными явлениями, использованием инновационных технологий биологического происхождения, повышением требований обладанию цифровыми компетенциями, росту конкуренции на рынке малоквалифицированной рабочей силы;

— изменениями в профессиональном выборе, связанными с возрастными особенностями, эмоциональным «выгоранием», психологическими предпочтениями, нарушениями физиологии регуляции организма;

— фрустрациями, связанными с изоляцией от общества, чувства одиночества, вызванные ограничительными мерами во время пандемии.

В новом столетии своевременным является использование инноваций в карьерном консультировании, которые трансформировали понимание о процессе обретения компетенций на протяжении всей жизни. Карьерное консультирование уже вышло за рамки традиционно сложившихся

моделей, ориентированных на индустриальную модель социально-экономического развития. В информационную эпоху новые явления в социально-экономической, образовательной жизни общества наряду с открывающимися возможностями требуют совершенствования умений взаимодействия в виртуальной среде, трансформации способов принятия обоснованных решений, получения верифицированных знаний через широкий спектр каналов удаленного взаимодействия, системного развития цифровых навыков.

Д. Тайдеман и Р. О'Хара рассматривали формирование карьеры, следуя осмысленному, последовательному процессу принятия целенаправленных и контролируемых способов принятия решений. Авторы теории разработали модель принятия решений, согласно которой доводятся до осмысленного состояния факторы, характерные при принятии решений, для осуществления выбора на основе полного обладания информацией и самоанализа.

Осуществление осмысленного выбора в соответствии с процессом принятия решений акцентирует внимание на когнитивной составляющей эмоционально-волевого, мотивационно-ценност-ного, деятельностного компонента личности индивида. Относительно карьерного консультирования обучающихся, формирование существенных в профессиональном плане качеств специалиста рассматривается в русле трех направлений:

— научно обоснованное моделирование «идеального портрета» профессионала и дальнейшее повышение эффективности специалиста [5];

— диагностика барьеров, лимитирующих эффективное развитие личностно-профессиональных качеств обучающегося, создание условий для их устранения на каждой стадии развития карьеры;

— определение закономерностей развития личности на всех этапах карьеры, поиск эффективных путей, инновационных образовательных технологий, показавших свою эффективность.

Когнитивная теория рассматривает карьерное развитие исходя из результата сочетания структурной организации, развивающей последовательности и взаимодействия человека с его окружением. Процессы развития карьеры находятся в тесной связи с личной и профессиональной идентификацией. Согласно данной теории развитие карьеры проходят четыре этапа:

— дуализму характерно упрощенное мышление, при котором на решение о карьере оказывают влияние факторы внешней среды;

— этапу многообразие соответствует принятие решений о выборе карьеры при непосредственной помощи профессионального консультанта;

— для релятивизма контроль акцентируется на внутренней среде человека, где анализируются факторы, оказывающие как позитивное, так и негативное влияние;

— четвертый этап именуется обязательством принятия человеком факта приверженности профессии.

В постиндустриальном обществе решение проблемы карьерного консультирования получила новую динамику своего развития. Результатом междисциплинарного изучения концепта в карьерном консультировании обучающихся на теоретико-методологическом уровне дифференцируется структурным описанием многообразия различных форм взаимодействия, формированием вариативных профессиональных навыков, личностностных качеств, обретения новых компетенций, которые вне организованной учебно-образовательной среды достичь невозможно. Особенность консультирования для карьеры состоит в личностно ориентированном подходе, который применим как для индивидуальной, так и для групповой профессиональной подготовки.

Карьерное консультирование способствует выстраиванию образовательного процесса в соответствии с индивидуальным образовательным маршрутом обучающегося и обеспечивает эффективное развитие самостоятельности, открывает широкие возможности реализации творческого потенциала в будущей профессиональной деятельности. Использование вариативных теорий карьерного консультирования предоставляет возможность спроектировать сценарии профессионального обучения в соответствии с исходной подготовкой и его индивидуальных интересов.

Заключение

Таким образом, интегрируя вариативные теории поведения личности в область карьерного консультирования обучающихся, становится возможным учитывать индивидуальные различия, мотивы выбора профессии, особенности потребительского выбора, ценностные предпочтения, оказывающие непосредственное воздействие на качественные показатели и быстроту восприятия обучающимися внешних вызовов.

1. Кудрявцев Т.В., Сухарев А.В. Влияние характерологических особенностей личности на динамику профессионального самоопределения // Вопросы психологии. 1985. № 1. С. 86-93. URL: http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851086.htm (дата обращения: 04.06.2021).

2. Лаврентьев С.Ю., Крылов Д.А. Социально-психологическое консультирование профессионального развития обучающихся в условиях непрерывного образования // II Международная конференция по консультативной психологии и психотерапии, посвященная памяти Федора Ефимовича Василюка: сборник материалов / под ред. Е.В. Букшиной, В.А. Земцовой.-М. : ФБГНУ «Психологический институт РАО», 2020. С. 160-164. URL: https://www.psy.su/remote_2/fle_dop_mat_ projects_1_9327.pdf (дата обращения: 29.05.2021).

3. Насер Н.С., Кондратенко Е.В., Лаврентьев С.Ю. Феномен непрерывного педагогического образования на рубеже XX-XXI ВВ.: от методологии к практике // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. URL: http://www.science education.ru/ru/article/view?id=29758 (дата обращения: 30.05.2021).

4. Федотова Е.Е. Инновационная практика зарубежных учебных заведений в области подготовки молодежи к занятости. Вестник Томского государственного педагогического университета. 2003. № 2 (36). С. 83-88. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/innovatsionnaya-praktika-zarubezhnyh-uchebnyh-zavedeniy-v-oblasti-podgotovki-molodezhi-k-zanyatosti/viewer (дата обращения: 27.05.2021).

5. Fischer, Gerhard "Lifelong Learning - More than Training" // Journal of Interactive Learning Research. 2000. Vol. 11. No. 3/4. Pp. 265-294. URL: http://l3d.cs.colorado.edu/~gerhard/papers/lll99.pdf (дата обращения: 31.05.2021).

6. Herr E.L., Cramer S.H. Career guidance and counseling through the life span: systematic approaches // Glenview: Scott, For-esman/ Little, Brown Col-lege Division, 1988. 576 p.

7. Margaret M. Nauta. The Development, Evolution, and Status of Holland's Theory of Vocational Personalities: Reflections and Future Directions for Counseling Psychology // Journal of Counseling Psychology. 2010. Vol. 57. No. 1. Pp. 11-22. DOI: https://doi.org/10.1037/a0018213

8. Nancy K. Schlossberg, Jane Goodman. Counseling adults in transition // Springer Publishing Company, 2005. 362 p. URL: https://books.google.rw/books?id=BCobGX6ofOMC&printsec=frontcover#v=onepage&q&f=false (дата обращения: 29.05.2021).

9. Super D.E. Career education and the meaning of work // Washington, D.C: U.S.Department of Health, Education and Welfare, Office of Education. U.S.Goverment Printing Office, 1976. 47 p. URL: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED128593.pdf (дата обращения: 26.05.2021).

Статья поступила в редакцию 12.07.2021 г.; одобрена после рецензирования 15.08.2021 г.; принята к публикации 23.08.2021 г. Об авторах

Лаврентьев Сергей Юрьевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики технологии и профессионального образования, Марийский государственный университет» (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), lavrsu@mail.ru

Крылов Дмитрий Александрович

кандидат педагогических наук, доцент, Марийский государственный университет (424000, Российская Федерация, г. Йошкар-Ола, пл. Ленина, д. 1), krilda@mail.ru

Ахметов Линар Гимазетдинович

доктор педагогических наук, профессор, Казанский федеральный университет, Елабужский институт (филиал) (423604, Российская Федерация, г. Елабуга, ул. Казанская, д. 89), aling@list.ru

Все авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.

1. Kudryavtsev T.V., Sukharev A.V. Vliyanie kharakterologicheskikh osobennostei lichnosti na dinamiku professional'nogo samoopredeleniya [The influence of personality traits on the dynamics of professional self-determination]. Voprosy psikhologii = Voprosy Psychologii, 1985, no 1, pp. 86-93. Available at: http://www.voppsy.ru/issues/1985/851/851086.htm (accessed 04.06.2021). (In Russ.).

2. Lavrentiev S.Yu., Krylov D.A. Sotsial'no-psikhologicheskoe konsul'tirovanie professional'nogo razvitiya obuchayushchikhsya v usloviyakh nepreryvnogo obrazovaniya [Socio-psychological counseling for the professional development of students in the context of lifelong education]. II Mezhdunarodnaya konferentsiya po konsul'tativnoi psikhologii i psikhoterapii, posvyashchennaya pamyati Fedora Efmovicha Vasilyuka: sbornik materialov [elektronnoe izdanie] = II International Conference on Counseling Psychology and Psychotherapy, dedicated to the memory of Fedor Efimovich Vasilyuk: collection of materials, edit., by E.V. Bukshina, V.A. Zemtsova, M., Psychological Institute of RAE Publ., 2020, pp. 160-164. Available at: https://www.psy.su/remote_2/ fle_dop_mat_projects_1_9327.pdf (accessed 29.05.2021). (In Russ.).

3. Naser N.S., Kondratenko E.V., Lavrentiev S.Yu. Fenomen nepreryvnogo pedagogicheskogo obrazovaniya na rubezhe XX-XXI vv.: ot metodologii k praktike [The phenomenon of continuous pedagogical education at the turn of the XX-XXI centuries: from methodology to practice]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2020, no. 2. Available at: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=29758 (accessed 30.05.2021). (In Russ.).

4. Fedotova E.E. Innovatsionnaya praktika zarubezhnykh uchebnykh zavedenii v oblasti podgotovki molodezhi k zanyatosti [Training of the youth for employment - innovative practice of educational institutions abroad]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta = Tomsk State Pedagogical University Bulletin, 2003, no. 2 (36), pp. 83-88. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnaya-praktika-zarubezhnyh-uchebnyh-zavedeniy-v-oblasti-podgotovki-molodezhi-k-zanyatosti/ viewer (accessed 27.05.2021). (In Russ.).

5. Fischer, Gerhard "Lifelong learning - more than training". Journal of Interactive Learning Research, 2000, vol. 11, no. 3/4, pp. 265-294. Available at: http://l3d.cs.colorado.edu/~gerhard/papers/lll99.pdf (accessed 31.05.2021). (In Eng.).

6. Herr E.L., Cramer S.H. Career guidance and counseling through the life span: systematic approaches. Glenview: Scott, For-esman, Little, Brown College Division, 1988, 576 p.

7. Margaret M. Nauta. The development, evolution, and status of Holland's theory of vocational personalities: reflections and future directions for counseling psychology. Journal of Counseling Psychology, 2010, vol. 57, no. 1, 11-22. (In Eng.). DOI: https://doi.org/10.1037/a0018213

8. Nancy K. Schlossberg, Jane Goodman. Counseling adults in transition. Springer Publishing Company, 2005, 362 p. Available at: https://books.google.rw/books?id=BCobGX6ofOMC&printsec=frontcover#v=onepage&q&f=false (accessed 29.05.2021). (In Eng.).

9. Super D.E. Career education and the meaning of work. Washington, D.C: US Department of Health, Education and Welfare, Office of Education. US Government Printing Office, 1976, 47 p. Available at: https://files.eric.ed.gov/fulltext/ED128593.pdf (accessed 26.05.2021). (In Eng.).

The article was submitted 12.07.2021; approved after reviewing 05.08.2021; accepted for publication 23.08.2021.

About the authors Sergei Yu. Lavrentiev

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), lavrsu@mail.ru

Dmitry A. Krylov

Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Mari State University, (1 Lenin Sq., Yoshkar-Ola 424000, Russian Federation), krilda@mail.ru

Linar G. Akhmetov

Dr. Sci. (Pedagogy), Professor, Kazan Federal University, Elabuga Institute (branch) (89 Kazanskaya St., Elabuga 423604, Russian Federation), aling@list.ru

All authors have read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.