УДК 331
Селиванова Лариса Ивановна
Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
КАРЬЕРНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВЕ ПОСРЕДСТВОМ АККАУНТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ
Социальные сети представляют широкие возможности для выбора репертуара карьерной самопрезентации, особенно «Facebook» и «Twitter». Молодые специалисты, проявляющие соискательскую активность на рынке труда, понимая открытость личной информации в интернете, должны продуманно подходить к выбору социальной сети для регистрации свой учетной записи. Пользователи социальных сетей, представляющие потенциальных работодателей, могут обращаться к интересующим аккаунтам как ценному источнику для сбора, проверки и дополнения личной информации о кандидате с целью информационного обоснования принятия кадровых решений.
Ключевые слова: Интернет, социальные сети, аккаунт, самопрезентация, карьера.
В России за последнее семь лет стремительную популярность в Интернете приобретают социальные сети. В 1995 году появилась первая социальная Интернет-сеть «Classmates.сom», создателем которой является Рэнди Конрад. Позднее появляются мировые лидеры «Myspace», «Facebook», «Bebo», «LinkedIn Corporation», ставшие транснациональными сетями, и гиганты рунета - локальные соцпространства «Одноклассники», «В Контакте», «Мой мир@Май^и», «Мой Круг». Многие из этих сетей являются типичными между собой и не имеют уникальной ценности, потому как клонирование концепций - наиболее простой подход к их созданию и выведению. По результатам исследования компании «HeadHunter», в 2010 году 89% всех интернет-пользователей имеют аккаунты в социальных сетях, а это более 25 миллионов активных пользователей, кто заходит в Интернет хотя бы один раз в день. Из них 72% имеют аккаунты «В Контакте», 45% в «Одноклассниках», 31% в «Facebook». Численность аудитории ресурса в 2012 году в РФ, по данным компании «Ingate», распределяется следующим образом: «В Контакте» - 120 млн., «Одноклассники» - 70 млн., «Facebook» - 9,3 млн., «Twitter» - 1,8 млн. В целом общая российская аудитория в интернете составляет более 60 млн. человек и более, чем у 90%, есть аккаунт в социальной сети, из них каждый четвертый проводит в сети более 20 ч. в месяц [9]. Наибольшую динамику прироста дают такие сети как «В Контакте» и «Facebook». В целом, более 30% россиян в той или иной степени вовлечены в социальные сети и при этом являются самыми активными пользователями в Европе. Сегодня социальные сети делятся на три большие группы: массовые для традиционного общения, тематические, имеющие более узкую направленность, и фото- и видео-хостин-ги, предполагающие общение посредством комментирования фотографий и видео.
Со второй половины ХХ века стало привычным для социологов понятие социальных сетей, как социальной структуры, состоящей из группы узлов, которыми являются социальные объекты
(люди или организации), и связей между ними. Это понятие было введено в 1954 г. Джеймсом Барнсом и позднее стало активно развиваться как научная теория. Однако с развитием информационных технологий социальные сети как концепция нашли свое отражение в Интернете. Очевидно, что самое ценное в социальных сетях - это информация. Основой Интернет-сетей является информация, хранящаяся и периодически обновляемая в ее узловых элементах. Это учетные записи или аккаунты пользователей, посредством которых они сообщают о себе некоторой компьютерной системе. Контент в зависимости от мотивации может быть текстовым, видео-, фото и (или) аудио-форматом. Учетная запись может содержать достаточный объем личной информации: анкетные данные (имя, фамилия, отчество, псевдоним, пол, национальность, вероисповедание, возраст, место жительства, семейное положение и пр.), антропометрические показатели (рост, массу тела, группу крови и пр.), социально-психологические особенности (хобби, интересы, круг общения, культурные предпочтения и пр). В аккаунт также включается несколько фотографий или аватар пользователя. Многие люди легко заполняют свои профили, выкладывают свои фотографии, не придавая особого значения тому, какое впечатление о себе они создают или как представляют себя Интернет-сообществу. При этом социальные сети представляют очень ценное информационное поле для многих заинтересованных лиц: маркетологов, правоохранительных органов, юристов, частных детективов, банковских работников и многих других. Поэтому объем и качество информации в социальных медиа целесообразно четко структурировать и фильтровать в зависимости от той цели, которую преследует пользователь. Активность пользователя социальной сети обладает рядом специфических особенностей:
- добровольность вхождения в сеть и активизации контактов, когда пользователь самостоятельно может принять решение о начале и уровне пользовательской активности, а также о форме и объеме предоставляемой информации;
- возможность управления коммуникацией по таким критериям, как время, форма, качество, целевая направленность, объем и обновление информации, транслируемой вовне, а также посредством выбора адресатов получения или блокирования информации извне;
- разрыв в достоверности информации в сети вследствие возможного несовпадения между воспринятой субъектом информацией, транслируемой информацией и реальностью, которая отражена в коммуникации;
- доминирование вербального компонента общения и отсутствие полноценной возможности для невербальной и паралингвистической коммуникации, передающей эмоции.
Итак, социальная Интернет-сеть представляет собой интерактивную многопользовательскую информационную площадку, позволяющую общаться и дающую возможность для самовыражения. Постепенно контент, как информационное наполнение таких ресурсов, настолько эволюционировал, что сегодня представляет среду для отображения, запечатления образа жизни человека. Пользователь, осознавая, что находится в обозрении перед другими пользователями, проявляет свою активность чтобы передать то впечатление, в котором он заинтересован. Самостоятельно подбирая наиболее значимую информацию о себе в форме текста, фото, картинок, звуковых и видео-файлов, пользователь инициативно представляет себя Интернет-сообществу. Наполняя особым содержанием свой профиль в сети, человек может формировать свой имидж, создавать нужное впечатление о себе. Другими словами, пользователь выстраивает свою самопрезен-тацию. Р. Баумейстер и А. Стейнхилбер считают, что в этом нуждается человек, потому как он представляет свое внутреннее содержание: мысли, характер, ценности, убеждения с целью не только произвести впечатление, но и продемонстрировать то, что он собой представляет [7].
В психологической литературе описано достаточное количество теоретических подходов к изучению самопрезентации. В более ранних исследованиях чаще употребляются понятия «самоподача», «самопредъявление», «самораскрытие». С мотивацией связывает самопрезентацию Р. Аркин. Автор рассматривает при выраженной мотивации достижения приобретающую самопрезентацию, основанную на реалистичном позиционировании себя в среде, адекватной уровню идентификации субъекта. Он противопоставляет ей защитную самопре-зентацию, когда при выраженности мотивации избегания неудач, субъект выбирает среду, не соответствующую его социальному положению, образованию и прочему [6]. Другой интересный подход связан с рассмотрением самопрезентации как процесса управления впечатлением. М. Снайдер считает, что одни люди формируют впечатление о себе,
опираясь на свою реальную самооценку, а другие, стремятся произвести то проективное впечатление, которое является результатом оценок других людей [8]. В рамках концепции социальной драматургии И. Гофмана используется термин «представление» для описания активности человека непосредственно перед другими - зрителями, а термином «фасад» обозначаются символические элементы этой активности (пол, возраст, внешний вид и пр.). И. Гофман предлагает разделять две составляющие личного фасада. Это реквизит как стимулы, призванные определять социальный статус человека, и манеры как символы, предупреждающие о роли человека. Представление служит для решения определенных задач за счет использования в самопрезентации маркеров профессионализма, компетенций и опыта. Нужный личный фасад создается для убеждения остальных в соответствии ожидаемым определенным стандартам. Зональный фасад, где разворачивается представление, требует, чтобы его хорошо декорировали. В отличие от него, «закулисье», или «скрытая зона», допускает небрежную естественность, но обязательно должен сохранять ореол таинственности, необходимый, например, высокопоставленным персонам [1]. Особого внимания заслуживает теория И. Джонса и Т. Питтмана, в основе которой под самопрезен-тацией понимается проявление в поведении субъекта стремления к власти. Развитие этой идеи описано в работе Е.В. Михайловой, где подробно представлены 5 стратегий и техник самопрезентации [3].
1. Стратегия «понравиться», цель - достичь власти обаяния, т.е. это попытка представить себя привлекательным в глазах других людей. Техники, с помощью которых можно вызвать симпатию, заключаются в выражении согласия, благосклонности, лести, заботе о внешнем виде.
2. Стратегия самопродвижения, цель - достичь власти эксперта. Чтобы казаться компетентным и вызвать уважение других с разной степенью эффективности используются такие техники, как демонстрация достижений, знаний, умений, навыков, опыта и даже хвастовство.
3. Стратегия запугивания, цель - достичь власти страха. Техниками получения такой власти являются выдвижение требований, угрозы неприятностями, а также выражение внешних признаков превосходства в одежде и поведении.
4. Стратегия пояснения примерами, цель - достичь власти наставника. Чтобы демонстрировать «значимость своей личности» и казаться достойным подражания, применяются тактики демонстрации своих достоинств или хвастовства.
5. Стратегия мольбы, цель - обрести власть сострадания. Казаться жертвой позволяют техники демонстрации слабости и зависимости, создания видимости значительных трудностей или помех.
В результате повышается ценность успеха или снижается цена поражения.
Самопрезентация в Интернете представляет собой осуществление желаний - силы и могущества, красоты, принадлежности и т.п. Интернет является мощным ресурсом для карьерной само-презентации. Понимая под карьерой гармоничное сочетание профессионального развития и должностного роста, можно выделить признаки или маркеры успешной карьеры, чтобы в дальнейшем получить возможность анализировать их в аккаунтах социальных сетей. Итак, традиционно выделяют два критерия оценки карьеры: объективный и субъективный. Объективно процесс карьерного роста можно определить по движению внутри профессии и движению внутри организации [4], статусу или должности, достижениям, признанию и уважению со стороны, уровню заработной платы [2]. Субъективным критерием успешной карьеры является внутренняя субъектная оценка своих карьерных достижений, и это высокая положительная оценка, личная удовлетворенность и принятие своих достижений. Опираясь на эти критерии, рассмотрим возможности карьерной самопрезентации молодежи в социальных сетях. Анализ карьерной са-мопрезентации удобно проводить, придерживаясь схемы «где - как - зачем».
Многообразие социальных сетей создает условия для выбора конкретной сети для регистрации и размещения личного аккаунта. Согласно исследованию компании «Ingate», «В Контакте» - самая популярная социальная сеть в России, характеризующаяся молодой аудиторией пользователей - свыше 80% и отсутствием гендерных предпочтений; по форме занятости, студенты, специалисты и руководители составляют 67% аудитории [9]. Чаще всего этот ресурс используется для общения и развлечений (музыка, спорт, кино, игры, отдых), что обеспечивает высокую эмоциональную лояльность пользователей. «Одноклассники» выбирает более зрелая и консервативная аудитория пользователей. По данным той же компании, более 70% пользователей находятся в возрасте от 25 лет, при этом каждый четвертый пользователь в возрасте от 35 до 44 лет, мужская аудитория, составляющая 55%, несколько преобладает над женской. Особенно интересно то, что больше половины пользователей - это жители Центрального и Приволжского федеральных округов. Почти так же, как и «В Контакте», 62% пользователей - это руководители, специалисты и студенты, однако в «Одноклассниках» в четыре раза больше домохозяек - 12%, против 3% «В Контакте». Регистрация в Одноклассниках обусловлена выраженной потребностью пользователей в общении и сопричастности, на чем собственно и строится позиционирование этой социальной сети. Самая многочисленная в мире сеть -<^асеЬоок», в России - 60% пользователей не стар-
ше 30 лет, ее одинаково предпочитают как мужчины, так и женщины. По оценкам «Ingate», аудитория пользователей представлена бизнесменами, маркетологами, IT-работниками и другими специалистами, состоявшимися в карьере и (или) претендующими на профессиональные достижения, а также лицами, интенсивно общающимися с иностранцами [9]. Более мужская сеть - «Twitter»: 75% зарегистрированных в ней - мужчины, основная аудитория пользователей от 20 до 30 лет; как правило, это активные пользователи сети - инноваторы, предпочитающие все прогрессивное и новое; среди них много журналистов, политиков и других представителей общественных публичных профессий. Мотивация посещения социальных сетей многообразна, доминируют, прежде всего, связь с друзьями и близкими - 70%, поиск информации - 49%, развлечения - 46%. В то же время, представлены и профессионально-деловые мотивы, такие как возможность делиться мнением и получать отзывы -40%, мониторинг по работе - 28%, заключать сделки - 26% и самообразовываться - 22% [9]. Обращаясь к сегментации российских пользователей, проведенной «Ingate», больше половины аудитории всех социальных сетей составляют потребители и общественники, скачивающие и прослушивающие видео и аудио, пользующиеся блогами, читающие форумы; наиболее активная часть пользователей, формирующая информационное пространство составляет по разным оценкам порядка 20% [9]. Учитывая социально-экономическую структуру аудитории, ее интерес к обмену информацией и бизнес-направленность контента, в большей степени удовлетворению карьерной мотивации соответствуют сети «Facebook» и «Twitter». Именно эти сети чаще остальных используется не только для налаживания бизнес-контактов, но и для ведения бизнеса топ-менеджерами компаний, а поэтому в большей степени подходят для карьерной самопрезентации. В то же время выбор той или иной сети пользователем может быть интерпретирован в рамках мотивационной концепции само-презентации Р. Аркина. Выбор сети, соответствующей возрасту пользователя, регистрацию в ней, а также реалистичное представление личной информации о себе можно рассматривать как один из признаков выраженности мотивации достижения. И наоборот - размещение аккаунта в сети, не соответствующей по возрасту основной аудитории, а также ложное или анонимное представление себя может свидетельствовать о защитной самопрезен-тации и быть признаком доминирования мотивации избегания неудач. Анонимный или недостоверный аккаунт также может говорить о наличии отрицательных оценок и переживаний собственных достижений, а скорее - об их не совпадении с ожидаемыми целями в жизни или об отсутствии достижений как таковых, что свидетельствует о неус-
пешной карьере в субъективном представлении пользователя. Разрыв в достоверности личной информации в аккаунте всегда является поводом задуматься о мотивации ухода от реальности пользователя, следствием чего может стать виртуальная самопрезентация как осуществление мечты о силе, красоте, счастье, не доступной в реальности. В целом, реалистичная регистрация в транснациональных и специализированных профессиональных сообществах и сетях - это признак продвинутости и карьерной состоятельности пользователя.
Самопрезентация как отражение внутреннего содержания: мыслей, характера, ценностей, убеждений пользователя с целью не только произвести впечатление, но и продемонстрировать то, что он собой представляет в социальных сетях, - осуществляется посредством подбора и размещения личной информации в аккаунте. Для анализа активности пользователя непосредственно перед аудиторией сети обратимся к концепции социальной драматургии И. Гофмана. Структуру личной информации в рамках аккаунта можно распределить, согласно терминологии И. Гофмана, на «личный фасад» и «представление». Итак, к «личному фасаду», предупреждающему о социальном статусе и роли человека, можно отнести визуальную вербальную информацию: имя, пол, возраст, семейные положение и отношения, место жительства, уровень образования, место обучения, профессия, место работы и должность; визуальную невербальную информацию: внешний вид, путешествия и хобби, уровень дохода, вредные привычки; аудио-визуаль-ную информацию: музыкальные, художественные, политические и религиозные предпочтения. Аккаунт, доступный интернет-сообществу, представляет собой зональный фасад, требующий декорирования, т.к. создается для убеждения остальных пользователей в соответствии ожидаемым определенным стандартам поведения. Карьерная самопрезентация человека допускает, в первую очередь, такие индикаторы успеха, как прямое указание в аккаунте на высокий уровень образования, в т.ч. сочетание академического и бизнес-образования, зарубежные стажировки, престижные места учебы, брендовую организацию как текущее место работы, статусную должность. Естественно, такая информация должна вызывать социальное одобрение у большей части целевой аудитории сети. Фото и видео, снятые в деловой атмосфере современного офиса работодателя, могут содержать такие статусные маркеры, как отдельный кабинет, стол руководителя, большое число подчиненных, дорогостоящее оборудование, интерьер и прочее. Косвенным подтверждением карьерного успеха в аккаунте становится демонстрация уровня и качества жизни на фотографиях и видеороликах, отражающих досуг пользователя, особенно отдых заграницей в дорогих курортных зонах и отелях, недоступных мас-
совому потребителю, занятие элитными видами спорта, дорогостоящие хобби и пр. И, конечно, модальность эмоций пользователя, отраженных в аватаре, свидетельствует о текущем состоянии человека и его жизненном тонусе. Однако подборка фото и видеоматериалов не должна быть избыточной, сохраняя ореол таинственности в личной жизни человека. Другими словами, в обыденную бытовую информацию, как в «закулисье», по терминологии И. Гофмана, пропускаются только исключительно близкие люди. Это вполне может быть реализовано в любой сети посредством блокирования доступа к определенным блокам информации в настройках учетной записи. «Представление» в самопрезентации пользователя служит для решения определенных задач за счет использования маркеров профессионализма, компетенций и опыта. Это реальные действия пользователя с информацией, развернутые в определенный момент времени. Тематический подбор и осмысление информации пользователем сети отражается в форме комментариев, в блогах, чатах, форумах. На основе их анализа можно оценить уровень интеллекта пользователя, его вербальные и аналитические способности, креативность, эрудицию, систему ценностей, вовлеченность и глубину проникновения в ту или иную проблему. Карьерную самопрезентацию можно считать целостной, если «фасад» и «представление» интернет-драматургии является конгруэнтным, т.е. гармоничным, и не противоречат друг другу. В случае рассогласования между реальными действиями пользователя и его формально-символическим образом снижается степень доверия ко всей транслируемой пользователем информации.
Полный или совокупный образ пользователя, складывающийся на основе всей информации, представленной в аккаунте, можно охарактеризовать, обратившись к концепции Е.В. Михайловой, описывающей стратегии и техники самопрезента-ции. Так, стратегию «понравиться» с целью достижения власти обаяния в общении и знакомствах в сети, выбирают, как правило, девушки и молодые женщины - зарегистрированные «В Контакте» и в «Одноклассниках». Они активно общаются, делятся фотографиями, скачивают музыку и видео, интересуются модой и развлечениями, посредством чего пытаются представить себя привлекательным в глазах других людей. Юноши тоже могут выбирать такую стратегию, но чаще достигают цели посредством демонстрации спортивных успехов, победы в играх. И те, и другие активно используют сети для контактов в рамках студенческой группы или школьного класса. Карьерная са-мопрезентация не представлена у этой аудитории социальных сетей. Стратегия самопродвижения используют пользователи с целью достижения власти эксперта. Если реальный и формальный уровень квалификации у них совпадает, то, чтобы ка-
заться компетентным и вызвать уважение других, они открыто сообщают о себе личную информацию, касающуюся образования, работы и профессиональных достижений, но максимальную активность проявляют, профессионально комментируя новости политики, бизнеса, социальной сферы, отмечая наиболее интересную информацию, участвуют в блогах, чатах, форумах. Хроника их аккаунта постоянно обновляется. Чаще это пользователи «Facebook» и «Twitter». В том случае, когда доступнее и важнее казаться, чем реально быть профессионалом, прибегают к стратегии пояснения примерами с целью достижения власти наставника. Для демонстрации «значимости своей личности» и стремления казаться достойным подражания в аккаунте можно наблюдать демонстративное поведение, когда «фасад» преобладает над «действием». Чрезмерная забота о внешнем виде проявляется в тщательном подборе фотографий, у таких пользователей можно наблюдать хвастовство формальными заслугами и статусами. Еще одна стратегия встречается в сети - это стратегия мольбы. Цель такого выбора обрести власть сострадания и заставить пользователей совершить какие-то действия, например, поставить «класс». Это отдельный тип пользователей, которые никак не проявляют себя в профессиональном плане, а поэтому не представляют интерес в плане анализа их карьерной самопрезентаии.
Таким образом, социальные сети представляют широкие возможности для выбора репертуара карьерной самопрезентации, особенно «Facebook» и «Twitter». Молодые специалисты, проявляющие соискательскую активность на рынке труда, понимая открытость личной информации в Интернете, должны продуманно подходить к выбору социальной сети для регистрации свой учетной записи, понимать целевой характер транслируемых персональных данных посредством аккаунта под ожидания сторонних пользователей, а также адекват-
но выбирать стратегию самопрезентации с целью достижения и демонстрации карьерных успехов. Пользователи социальных сетей, представляющие потенциальных работодателей, могут обращаться к интересующим аккаунтам как ценному источнику для сбора, проверки и дополнения личной информации о кандидате с целью информационного обоснования принятия кадровых решений.
Библиографический список
1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-Пресс, 2000. -C. 57-72.
2. Кричевский Р.Л. Психология профессиональной карьеры // Психология профессиональной деятельности / под общ. ред. А.А. Деркача. - М. : Изд-во РАГС, 2006. - С. 83-85.
3. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. - СПб.: Речь, 2007. - С. 127-130.
4. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. - СПб.: Речь, 2007. - С. 78.
5. Управление персоналом организации: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и пе-рераб. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 427-443.
6. Arkin R.M. Self-presentation styles // Impression management theory and social psychological research. - NY: Academic Press, 1981. - P. 311-333.
7. Baumeister R.F. andSteinhilberA. Paradoxical effects of supportive audiences on performance under pressure: The home field disadvantage in sports championships // Jornal of Personality and Social Psychology. - 1984. - № 47. - P. 85-93.
8. Snyder C.R., Smith T.W. On the self-serving function of social anxiety: Shyness as a self-handicapping strategy. Journal of Personality and Social Psychology. - 1985. - № 48.- P. 970-980.
9. Мониторинг социальных сетей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smm.ingate.ru/ services/research/