Научная статья на тему 'Карьерная самопрезентация в интернет-сообществе посредством аккаунта в социальных сетях'

Карьерная самопрезентация в интернет-сообществе посредством аккаунта в социальных сетях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2169
484
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ / СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ / АККАУНТ / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / КАРЬЕРА / INTERNET / SOCIAL NETWORK / ACCOUNT / SELFPRESENTATION / CAREER

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Селиванова Лариса Ивановна

Социальные сети представляют широкие возможности для выбора репертуара карьерной самопрезентации, особенно «Facebook» и «Twitter». Молодые специалисты, проявляющие соискательскую активность на рынке труда, понимая открытость личной информации в интернете, должны продуманно подходить к выбору социальной сети для регистрации свой учетной записи. Пользователи социальных сетей, представляющие потенциальных работодателей, могут обращаться к интересующим аккаунтам как ценному источнику для сбора, проверки и дополнения личной информации о кандидате с целью информационного обоснования принятия кадровых решений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Селиванова Лариса Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Career self-presentation in the Internet community by means of account in social networks

Social networks, especially "Facebook" and "Twitter", offer great opportunities for the choice of career self-presentation. Young professionals, who show the activity of applicant in labor markets and understand the openness of personal information on the Internet, should think hard about the choice of a social network to register their accounts, understand the target of showing personal information through their accounts under the expectations of other users, as well as adequately choose the strategy of self-presentation to achieve and demonstrate career success. Social network users representing potential employers may apply to the accounts as a valuable source to collect, verify and supplement personal information about the candidate in order to justify personnel decisions.

Текст научной работы на тему «Карьерная самопрезентация в интернет-сообществе посредством аккаунта в социальных сетях»

УДК 331

Селиванова Лариса Ивановна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

КАРЬЕРНАЯ САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ В ИНТЕРНЕТ-СООБЩЕСТВЕ ПОСРЕДСТВОМ АККАУНТА В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ

Социальные сети представляют широкие возможности для выбора репертуара карьерной самопрезентации, особенно «Facebook» и «Twitter». Молодые специалисты, проявляющие соискательскую активность на рынке труда, понимая открытость личной информации в интернете, должны продуманно подходить к выбору социальной сети для регистрации свой учетной записи. Пользователи социальных сетей, представляющие потенциальных работодателей, могут обращаться к интересующим аккаунтам как ценному источнику для сбора, проверки и дополнения личной информации о кандидате с целью информационного обоснования принятия кадровых решений.

Ключевые слова: Интернет, социальные сети, аккаунт, самопрезентация, карьера.

В России за последнее семь лет стремительную популярность в Интернете приобретают социальные сети. В 1995 году появилась первая социальная Интернет-сеть «Classmates.сom», создателем которой является Рэнди Конрад. Позднее появляются мировые лидеры «Myspace», «Facebook», «Bebo», «LinkedIn Corporation», ставшие транснациональными сетями, и гиганты рунета - локальные соцпространства «Одноклассники», «В Контакте», «Мой мир@Май^и», «Мой Круг». Многие из этих сетей являются типичными между собой и не имеют уникальной ценности, потому как клонирование концепций - наиболее простой подход к их созданию и выведению. По результатам исследования компании «HeadHunter», в 2010 году 89% всех интернет-пользователей имеют аккаунты в социальных сетях, а это более 25 миллионов активных пользователей, кто заходит в Интернет хотя бы один раз в день. Из них 72% имеют аккаунты «В Контакте», 45% в «Одноклассниках», 31% в «Facebook». Численность аудитории ресурса в 2012 году в РФ, по данным компании «Ingate», распределяется следующим образом: «В Контакте» - 120 млн., «Одноклассники» - 70 млн., «Facebook» - 9,3 млн., «Twitter» - 1,8 млн. В целом общая российская аудитория в интернете составляет более 60 млн. человек и более, чем у 90%, есть аккаунт в социальной сети, из них каждый четвертый проводит в сети более 20 ч. в месяц [9]. Наибольшую динамику прироста дают такие сети как «В Контакте» и «Facebook». В целом, более 30% россиян в той или иной степени вовлечены в социальные сети и при этом являются самыми активными пользователями в Европе. Сегодня социальные сети делятся на три большие группы: массовые для традиционного общения, тематические, имеющие более узкую направленность, и фото- и видео-хостин-ги, предполагающие общение посредством комментирования фотографий и видео.

Со второй половины ХХ века стало привычным для социологов понятие социальных сетей, как социальной структуры, состоящей из группы узлов, которыми являются социальные объекты

(люди или организации), и связей между ними. Это понятие было введено в 1954 г. Джеймсом Барнсом и позднее стало активно развиваться как научная теория. Однако с развитием информационных технологий социальные сети как концепция нашли свое отражение в Интернете. Очевидно, что самое ценное в социальных сетях - это информация. Основой Интернет-сетей является информация, хранящаяся и периодически обновляемая в ее узловых элементах. Это учетные записи или аккаунты пользователей, посредством которых они сообщают о себе некоторой компьютерной системе. Контент в зависимости от мотивации может быть текстовым, видео-, фото и (или) аудио-форматом. Учетная запись может содержать достаточный объем личной информации: анкетные данные (имя, фамилия, отчество, псевдоним, пол, национальность, вероисповедание, возраст, место жительства, семейное положение и пр.), антропометрические показатели (рост, массу тела, группу крови и пр.), социально-психологические особенности (хобби, интересы, круг общения, культурные предпочтения и пр). В аккаунт также включается несколько фотографий или аватар пользователя. Многие люди легко заполняют свои профили, выкладывают свои фотографии, не придавая особого значения тому, какое впечатление о себе они создают или как представляют себя Интернет-сообществу. При этом социальные сети представляют очень ценное информационное поле для многих заинтересованных лиц: маркетологов, правоохранительных органов, юристов, частных детективов, банковских работников и многих других. Поэтому объем и качество информации в социальных медиа целесообразно четко структурировать и фильтровать в зависимости от той цели, которую преследует пользователь. Активность пользователя социальной сети обладает рядом специфических особенностей:

- добровольность вхождения в сеть и активизации контактов, когда пользователь самостоятельно может принять решение о начале и уровне пользовательской активности, а также о форме и объеме предоставляемой информации;

- возможность управления коммуникацией по таким критериям, как время, форма, качество, целевая направленность, объем и обновление информации, транслируемой вовне, а также посредством выбора адресатов получения или блокирования информации извне;

- разрыв в достоверности информации в сети вследствие возможного несовпадения между воспринятой субъектом информацией, транслируемой информацией и реальностью, которая отражена в коммуникации;

- доминирование вербального компонента общения и отсутствие полноценной возможности для невербальной и паралингвистической коммуникации, передающей эмоции.

Итак, социальная Интернет-сеть представляет собой интерактивную многопользовательскую информационную площадку, позволяющую общаться и дающую возможность для самовыражения. Постепенно контент, как информационное наполнение таких ресурсов, настолько эволюционировал, что сегодня представляет среду для отображения, запечатления образа жизни человека. Пользователь, осознавая, что находится в обозрении перед другими пользователями, проявляет свою активность чтобы передать то впечатление, в котором он заинтересован. Самостоятельно подбирая наиболее значимую информацию о себе в форме текста, фото, картинок, звуковых и видео-файлов, пользователь инициативно представляет себя Интернет-сообществу. Наполняя особым содержанием свой профиль в сети, человек может формировать свой имидж, создавать нужное впечатление о себе. Другими словами, пользователь выстраивает свою самопрезен-тацию. Р. Баумейстер и А. Стейнхилбер считают, что в этом нуждается человек, потому как он представляет свое внутреннее содержание: мысли, характер, ценности, убеждения с целью не только произвести впечатление, но и продемонстрировать то, что он собой представляет [7].

В психологической литературе описано достаточное количество теоретических подходов к изучению самопрезентации. В более ранних исследованиях чаще употребляются понятия «самоподача», «самопредъявление», «самораскрытие». С мотивацией связывает самопрезентацию Р. Аркин. Автор рассматривает при выраженной мотивации достижения приобретающую самопрезентацию, основанную на реалистичном позиционировании себя в среде, адекватной уровню идентификации субъекта. Он противопоставляет ей защитную самопре-зентацию, когда при выраженности мотивации избегания неудач, субъект выбирает среду, не соответствующую его социальному положению, образованию и прочему [6]. Другой интересный подход связан с рассмотрением самопрезентации как процесса управления впечатлением. М. Снайдер считает, что одни люди формируют впечатление о себе,

опираясь на свою реальную самооценку, а другие, стремятся произвести то проективное впечатление, которое является результатом оценок других людей [8]. В рамках концепции социальной драматургии И. Гофмана используется термин «представление» для описания активности человека непосредственно перед другими - зрителями, а термином «фасад» обозначаются символические элементы этой активности (пол, возраст, внешний вид и пр.). И. Гофман предлагает разделять две составляющие личного фасада. Это реквизит как стимулы, призванные определять социальный статус человека, и манеры как символы, предупреждающие о роли человека. Представление служит для решения определенных задач за счет использования в самопрезентации маркеров профессионализма, компетенций и опыта. Нужный личный фасад создается для убеждения остальных в соответствии ожидаемым определенным стандартам. Зональный фасад, где разворачивается представление, требует, чтобы его хорошо декорировали. В отличие от него, «закулисье», или «скрытая зона», допускает небрежную естественность, но обязательно должен сохранять ореол таинственности, необходимый, например, высокопоставленным персонам [1]. Особого внимания заслуживает теория И. Джонса и Т. Питтмана, в основе которой под самопрезен-тацией понимается проявление в поведении субъекта стремления к власти. Развитие этой идеи описано в работе Е.В. Михайловой, где подробно представлены 5 стратегий и техник самопрезентации [3].

1. Стратегия «понравиться», цель - достичь власти обаяния, т.е. это попытка представить себя привлекательным в глазах других людей. Техники, с помощью которых можно вызвать симпатию, заключаются в выражении согласия, благосклонности, лести, заботе о внешнем виде.

2. Стратегия самопродвижения, цель - достичь власти эксперта. Чтобы казаться компетентным и вызвать уважение других с разной степенью эффективности используются такие техники, как демонстрация достижений, знаний, умений, навыков, опыта и даже хвастовство.

3. Стратегия запугивания, цель - достичь власти страха. Техниками получения такой власти являются выдвижение требований, угрозы неприятностями, а также выражение внешних признаков превосходства в одежде и поведении.

4. Стратегия пояснения примерами, цель - достичь власти наставника. Чтобы демонстрировать «значимость своей личности» и казаться достойным подражания, применяются тактики демонстрации своих достоинств или хвастовства.

5. Стратегия мольбы, цель - обрести власть сострадания. Казаться жертвой позволяют техники демонстрации слабости и зависимости, создания видимости значительных трудностей или помех.

В результате повышается ценность успеха или снижается цена поражения.

Самопрезентация в Интернете представляет собой осуществление желаний - силы и могущества, красоты, принадлежности и т.п. Интернет является мощным ресурсом для карьерной само-презентации. Понимая под карьерой гармоничное сочетание профессионального развития и должностного роста, можно выделить признаки или маркеры успешной карьеры, чтобы в дальнейшем получить возможность анализировать их в аккаунтах социальных сетей. Итак, традиционно выделяют два критерия оценки карьеры: объективный и субъективный. Объективно процесс карьерного роста можно определить по движению внутри профессии и движению внутри организации [4], статусу или должности, достижениям, признанию и уважению со стороны, уровню заработной платы [2]. Субъективным критерием успешной карьеры является внутренняя субъектная оценка своих карьерных достижений, и это высокая положительная оценка, личная удовлетворенность и принятие своих достижений. Опираясь на эти критерии, рассмотрим возможности карьерной самопрезентации молодежи в социальных сетях. Анализ карьерной са-мопрезентации удобно проводить, придерживаясь схемы «где - как - зачем».

Многообразие социальных сетей создает условия для выбора конкретной сети для регистрации и размещения личного аккаунта. Согласно исследованию компании «Ingate», «В Контакте» - самая популярная социальная сеть в России, характеризующаяся молодой аудиторией пользователей - свыше 80% и отсутствием гендерных предпочтений; по форме занятости, студенты, специалисты и руководители составляют 67% аудитории [9]. Чаще всего этот ресурс используется для общения и развлечений (музыка, спорт, кино, игры, отдых), что обеспечивает высокую эмоциональную лояльность пользователей. «Одноклассники» выбирает более зрелая и консервативная аудитория пользователей. По данным той же компании, более 70% пользователей находятся в возрасте от 25 лет, при этом каждый четвертый пользователь в возрасте от 35 до 44 лет, мужская аудитория, составляющая 55%, несколько преобладает над женской. Особенно интересно то, что больше половины пользователей - это жители Центрального и Приволжского федеральных округов. Почти так же, как и «В Контакте», 62% пользователей - это руководители, специалисты и студенты, однако в «Одноклассниках» в четыре раза больше домохозяек - 12%, против 3% «В Контакте». Регистрация в Одноклассниках обусловлена выраженной потребностью пользователей в общении и сопричастности, на чем собственно и строится позиционирование этой социальной сети. Самая многочисленная в мире сеть -<^асеЬоок», в России - 60% пользователей не стар-

ше 30 лет, ее одинаково предпочитают как мужчины, так и женщины. По оценкам «Ingate», аудитория пользователей представлена бизнесменами, маркетологами, IT-работниками и другими специалистами, состоявшимися в карьере и (или) претендующими на профессиональные достижения, а также лицами, интенсивно общающимися с иностранцами [9]. Более мужская сеть - «Twitter»: 75% зарегистрированных в ней - мужчины, основная аудитория пользователей от 20 до 30 лет; как правило, это активные пользователи сети - инноваторы, предпочитающие все прогрессивное и новое; среди них много журналистов, политиков и других представителей общественных публичных профессий. Мотивация посещения социальных сетей многообразна, доминируют, прежде всего, связь с друзьями и близкими - 70%, поиск информации - 49%, развлечения - 46%. В то же время, представлены и профессионально-деловые мотивы, такие как возможность делиться мнением и получать отзывы -40%, мониторинг по работе - 28%, заключать сделки - 26% и самообразовываться - 22% [9]. Обращаясь к сегментации российских пользователей, проведенной «Ingate», больше половины аудитории всех социальных сетей составляют потребители и общественники, скачивающие и прослушивающие видео и аудио, пользующиеся блогами, читающие форумы; наиболее активная часть пользователей, формирующая информационное пространство составляет по разным оценкам порядка 20% [9]. Учитывая социально-экономическую структуру аудитории, ее интерес к обмену информацией и бизнес-направленность контента, в большей степени удовлетворению карьерной мотивации соответствуют сети «Facebook» и «Twitter». Именно эти сети чаще остальных используется не только для налаживания бизнес-контактов, но и для ведения бизнеса топ-менеджерами компаний, а поэтому в большей степени подходят для карьерной самопрезентации. В то же время выбор той или иной сети пользователем может быть интерпретирован в рамках мотивационной концепции само-презентации Р. Аркина. Выбор сети, соответствующей возрасту пользователя, регистрацию в ней, а также реалистичное представление личной информации о себе можно рассматривать как один из признаков выраженности мотивации достижения. И наоборот - размещение аккаунта в сети, не соответствующей по возрасту основной аудитории, а также ложное или анонимное представление себя может свидетельствовать о защитной самопрезен-тации и быть признаком доминирования мотивации избегания неудач. Анонимный или недостоверный аккаунт также может говорить о наличии отрицательных оценок и переживаний собственных достижений, а скорее - об их не совпадении с ожидаемыми целями в жизни или об отсутствии достижений как таковых, что свидетельствует о неус-

пешной карьере в субъективном представлении пользователя. Разрыв в достоверности личной информации в аккаунте всегда является поводом задуматься о мотивации ухода от реальности пользователя, следствием чего может стать виртуальная самопрезентация как осуществление мечты о силе, красоте, счастье, не доступной в реальности. В целом, реалистичная регистрация в транснациональных и специализированных профессиональных сообществах и сетях - это признак продвинутости и карьерной состоятельности пользователя.

Самопрезентация как отражение внутреннего содержания: мыслей, характера, ценностей, убеждений пользователя с целью не только произвести впечатление, но и продемонстрировать то, что он собой представляет в социальных сетях, - осуществляется посредством подбора и размещения личной информации в аккаунте. Для анализа активности пользователя непосредственно перед аудиторией сети обратимся к концепции социальной драматургии И. Гофмана. Структуру личной информации в рамках аккаунта можно распределить, согласно терминологии И. Гофмана, на «личный фасад» и «представление». Итак, к «личному фасаду», предупреждающему о социальном статусе и роли человека, можно отнести визуальную вербальную информацию: имя, пол, возраст, семейные положение и отношения, место жительства, уровень образования, место обучения, профессия, место работы и должность; визуальную невербальную информацию: внешний вид, путешествия и хобби, уровень дохода, вредные привычки; аудио-визуаль-ную информацию: музыкальные, художественные, политические и религиозные предпочтения. Аккаунт, доступный интернет-сообществу, представляет собой зональный фасад, требующий декорирования, т.к. создается для убеждения остальных пользователей в соответствии ожидаемым определенным стандартам поведения. Карьерная самопрезентация человека допускает, в первую очередь, такие индикаторы успеха, как прямое указание в аккаунте на высокий уровень образования, в т.ч. сочетание академического и бизнес-образования, зарубежные стажировки, престижные места учебы, брендовую организацию как текущее место работы, статусную должность. Естественно, такая информация должна вызывать социальное одобрение у большей части целевой аудитории сети. Фото и видео, снятые в деловой атмосфере современного офиса работодателя, могут содержать такие статусные маркеры, как отдельный кабинет, стол руководителя, большое число подчиненных, дорогостоящее оборудование, интерьер и прочее. Косвенным подтверждением карьерного успеха в аккаунте становится демонстрация уровня и качества жизни на фотографиях и видеороликах, отражающих досуг пользователя, особенно отдых заграницей в дорогих курортных зонах и отелях, недоступных мас-

совому потребителю, занятие элитными видами спорта, дорогостоящие хобби и пр. И, конечно, модальность эмоций пользователя, отраженных в аватаре, свидетельствует о текущем состоянии человека и его жизненном тонусе. Однако подборка фото и видеоматериалов не должна быть избыточной, сохраняя ореол таинственности в личной жизни человека. Другими словами, в обыденную бытовую информацию, как в «закулисье», по терминологии И. Гофмана, пропускаются только исключительно близкие люди. Это вполне может быть реализовано в любой сети посредством блокирования доступа к определенным блокам информации в настройках учетной записи. «Представление» в самопрезентации пользователя служит для решения определенных задач за счет использования маркеров профессионализма, компетенций и опыта. Это реальные действия пользователя с информацией, развернутые в определенный момент времени. Тематический подбор и осмысление информации пользователем сети отражается в форме комментариев, в блогах, чатах, форумах. На основе их анализа можно оценить уровень интеллекта пользователя, его вербальные и аналитические способности, креативность, эрудицию, систему ценностей, вовлеченность и глубину проникновения в ту или иную проблему. Карьерную самопрезентацию можно считать целостной, если «фасад» и «представление» интернет-драматургии является конгруэнтным, т.е. гармоничным, и не противоречат друг другу. В случае рассогласования между реальными действиями пользователя и его формально-символическим образом снижается степень доверия ко всей транслируемой пользователем информации.

Полный или совокупный образ пользователя, складывающийся на основе всей информации, представленной в аккаунте, можно охарактеризовать, обратившись к концепции Е.В. Михайловой, описывающей стратегии и техники самопрезента-ции. Так, стратегию «понравиться» с целью достижения власти обаяния в общении и знакомствах в сети, выбирают, как правило, девушки и молодые женщины - зарегистрированные «В Контакте» и в «Одноклассниках». Они активно общаются, делятся фотографиями, скачивают музыку и видео, интересуются модой и развлечениями, посредством чего пытаются представить себя привлекательным в глазах других людей. Юноши тоже могут выбирать такую стратегию, но чаще достигают цели посредством демонстрации спортивных успехов, победы в играх. И те, и другие активно используют сети для контактов в рамках студенческой группы или школьного класса. Карьерная са-мопрезентация не представлена у этой аудитории социальных сетей. Стратегия самопродвижения используют пользователи с целью достижения власти эксперта. Если реальный и формальный уровень квалификации у них совпадает, то, чтобы ка-

заться компетентным и вызвать уважение других, они открыто сообщают о себе личную информацию, касающуюся образования, работы и профессиональных достижений, но максимальную активность проявляют, профессионально комментируя новости политики, бизнеса, социальной сферы, отмечая наиболее интересную информацию, участвуют в блогах, чатах, форумах. Хроника их аккаунта постоянно обновляется. Чаще это пользователи «Facebook» и «Twitter». В том случае, когда доступнее и важнее казаться, чем реально быть профессионалом, прибегают к стратегии пояснения примерами с целью достижения власти наставника. Для демонстрации «значимости своей личности» и стремления казаться достойным подражания в аккаунте можно наблюдать демонстративное поведение, когда «фасад» преобладает над «действием». Чрезмерная забота о внешнем виде проявляется в тщательном подборе фотографий, у таких пользователей можно наблюдать хвастовство формальными заслугами и статусами. Еще одна стратегия встречается в сети - это стратегия мольбы. Цель такого выбора обрести власть сострадания и заставить пользователей совершить какие-то действия, например, поставить «класс». Это отдельный тип пользователей, которые никак не проявляют себя в профессиональном плане, а поэтому не представляют интерес в плане анализа их карьерной самопрезентаии.

Таким образом, социальные сети представляют широкие возможности для выбора репертуара карьерной самопрезентации, особенно «Facebook» и «Twitter». Молодые специалисты, проявляющие соискательскую активность на рынке труда, понимая открытость личной информации в Интернете, должны продуманно подходить к выбору социальной сети для регистрации свой учетной записи, понимать целевой характер транслируемых персональных данных посредством аккаунта под ожидания сторонних пользователей, а также адекват-

но выбирать стратегию самопрезентации с целью достижения и демонстрации карьерных успехов. Пользователи социальных сетей, представляющие потенциальных работодателей, могут обращаться к интересующим аккаунтам как ценному источнику для сбора, проверки и дополнения личной информации о кандидате с целью информационного обоснования принятия кадровых решений.

Библиографический список

1. Гофман И. Представление себя другим в повседневной жизни. - М.: Канон-Пресс, 2000. -C. 57-72.

2. Кричевский Р.Л. Психология профессиональной карьеры // Психология профессиональной деятельности / под общ. ред. А.А. Деркача. - М. : Изд-во РАГС, 2006. - С. 83-85.

3. Михайлова Е.В. Самопрезентация: теории, исследования, тренинг. - СПб.: Речь, 2007. - С. 127-130.

4. Могилевкин Е.А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. Монография. - СПб.: Речь, 2007. - С. 78.

5. Управление персоналом организации: Учебник / под ред. А.Я. Кибанова. - 3-е изд., доп. и пе-рераб. - М.: ИНФРА-М, 2007. - С. 427-443.

6. Arkin R.M. Self-presentation styles // Impression management theory and social psychological research. - NY: Academic Press, 1981. - P. 311-333.

7. Baumeister R.F. andSteinhilberA. Paradoxical effects of supportive audiences on performance under pressure: The home field disadvantage in sports championships // Jornal of Personality and Social Psychology. - 1984. - № 47. - P. 85-93.

8. Snyder C.R., Smith T.W. On the self-serving function of social anxiety: Shyness as a self-handicapping strategy. Journal of Personality and Social Psychology. - 1985. - № 48.- P. 970-980.

9. Мониторинг социальных сетей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://smm.ingate.ru/ services/research/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.