УДК 371.1 + 331.2
Д. С. Весманов, С. В. Весманов
Карьера педагогических работников в Москве:
перспективы роста и монетарный аспект
Посвящается изучению вопросов, связанных с карьерой педагогических работников г. Москвы, на примере системы общего образования. Представлен анализ первых результатов эмпирического исследования карьеры московских учителей и руководителей образовательных организаций. Описаны перспективы должностного роста школьных педагогов и руководителей в Москве, оценен материальный уровень жизни работников системы столичного общего образования.
Ключевые слова: карьера, вертикальная карьера, горизонтальная карьера, монетарная карьера, педагоги, руководители образовательных организаций.
D. S. Vesmanov, S. V. Vesmanov
The Career of Teaching Staff in Moscow:
Growth Prospects and Monetary Aspect
The article covers the issues related to the career of education management and teaching staff in Moscow on the example of general education system. The analysis of an empirical study of career teachers and heads of educational institutions in Moscow is presented. Career prospects for Moscow school teachers and school management are described; living standard of Moscow teachers and education system staff is rated.
Key words: career, vertical career, horizontal career, monetary career, teaching staff, heads of educational institutions.
Социология профессий относит врачей, учителей, священников и юристов к традиционным классическим профессиям. В англосаксонском мире сам титул «профессия» (profession) уже указывал на высокий престиж и высокое социальное положение тех, кто попадал в эту категорию. Представители этих профессий воспринимались как наиболее уважаемые члены общества, самые высокооплачиваемые, обладающие высокой степенью автономии от государственного вмешательства и управленческого контроля.
В центре внимания нашего исследования — педагоги и руководители школ г. Москвы. На сегодняшний день в Москве, по данным Департамента образования столицы, в сфере образования работают около 150 тысяч педагогических работников, в том числе около 62 тысяч учителей. В городе действуют более 1300 учреждений общего образования, где обучаются более 800 тысяч учащихся.
Мы сделаем акцент на карьере педагогов и руководителей московских школ, затронув три основных вопроса: существует ли карьера в сфере общего образования, что она собой представляет и от чего зависит.
В социологическом опросе (полевые исследования), проведенном кафедрой управления проектами Московского городского педагогического университета при информационной поддержке Департамента образования г. Москвы (апрель — май 2013 г.), приняли участие 1252 респондента (1173 педагога и 79 руководителей). Исследование проводилось в 50 московских школах из 10 административных округов столицы (в каждом АО в выборке исследования было представлено примерно равное количество школ). Были учтены критерий качества образования (опрашивались представители образовательных организаций с высокими, средними и низкими баллами ЕГЭ) и размер школ (число учащихся).
Анализ проводился посредством количественной обработки эмпирических данных. Всем респондентам-педагогам предлагалось ответить на вопрос: «Что Вы понимаете под карьерой педагога?», а респондентам-руководителям — «Что Вы понимаете под карьерой в сфере образования?». Значительное число ответов на эти вопросы позволило провести их качественный контент-анализ, свидетельствующий о репрезентативности выборки исследования.
Далее остановимся на определении термина «карьера». Итак, карьера — это бег, жизненный путь, поприще (итал. carriera); телега, повозка (лат. carrus) [1]; успешное продвижение в какой-либо области деятельности; род занятий, профессия (фр. carrière) [2].
Социологическая наука рассматривает карьеру работников, прежде всего, в рамках концепций социальной мобильности и социальной стратификации (Р. Бендикс, П. Блау, М. Вебер, Э. Гидденс, О. Данкэн, Д. Голдторп, С. Липсет, Г. Маршалл, Т. Парсонс, Д. Фирт). Карьера людей выступает индикатором, свидетельствующим о классовом положении того или иного индивида в обществе.
Американские ученые J. Greenhaus и D. Super дают максимально расширенное определение понятия карьеры. Так, Greenhaus описывает карьеру как разбитый на определенные промежутки жизненный путь человека, связанный с его работой [3], а Super говорит о последовательности и комбинации ролей, которые человек выполняет в течение всей жизни [4].
В Российском энциклопедическом словаре понятие «карьера» имеет три значения [5]: продвижение в какой-либо сфере деятельности; достижение известности, славы, выгоды; обозначение рода занятий, профессии (например, карьера учителя).
Традиционно карьера работников рассматривается в ракурсе должностного роста, изменения положения работника в должностной иерархии организаций. Подобный подход преобладал на Западе до 80-х гг. XX в., однако современный взгляд на карьеру работников расширил рамки определения этого понятия. В нашей стране оно долгое время имело негативную коннотацию. Так говорили о карьеризме — «хождении по головам», «стремлении добиться успехов любыми способами» и т. п. С переходом к рыночным отношениям взгляд на построение работниками карьеры в стране изменился.
Исходя из многообразия определений и взглядов на карьеру, можно сделать вывод, что карьера, с одной стороны, иллюстрирует некий трудовой путь индивида на протяжении его жизни, а с другой — определенно подразумевает достижения человека в профессиональном плане, на служебном поприще.
Классификация карьеры, наиболее часто используемая отечественными и зарубежными учеными, в своей основе содержит критерий направленности. Речь идет о вертикальном и горизонтальном видах карьеры.
Вертикальное направление карьеры предполагает подъем на более высокую ступень в организационной иерархии (повышение должности работника). Именно в этом и заключается традиционный взгляд на понятие карьеры.
Горизонтальное направление карьеры предполагает, во-первых, перемещение работника в другую функциональную область в пределах одного и того же иерархического уровня (при этом изменяется и должность работника) [6]. Во-вторых, горизонтальная карьера может быть связана с выполнением работником определенной служебной роли, не имеющей жесткого формального закрепления в организационной структуре (например, выполнение роли временного руководителя временного проектного коллектива, целевой группы, программы и т. п.).
Исходя из анализа теоретических источников, сформулируем основные аспекты исследуемого вопроса:
~ мотивы образовательной организаций при принятии решений: о приеме работников (начало карьеры), об их продвижении (повышении в должности), увеличении материального вознаграждения и объема предоставляемых социальных льгот;
~ ориентиры в трудовой деятельности работника для достижения максимального эффекта от работы;
~ степень заинтересованности работника в реализации карьеры в образовательных организациях (в том числе его усилия для достижения карьерных целей).
По тому, как складывается карьера работников системы образования, на наш взгляд, можно судить о том, насколько механизмы карьерных продвижений работников способствуют повышению эффективности системы образования в целом.
Представим первые результаты исследования карьеры педагогических работников в г. Москве.
На вопрос, изменился ли должностной статус за последние два года, 9,5 % опрошенных учителей отметили, что он стал выше, 3,6 % — понизился, 86,9 % — остался неизменным. Среди руководителей образовательных организаций (32,9 % директоров и 67,1 % заместителей руководителей) у 23,4 % за последние два года должность повысилась, а у 76,6 % — осталась неизменной.
Вместе с тем, желание продвигаться по служебной лестнице, достигать более высоких позиций в своей организации, в образовании в целом демонстрируют 60,2 % руководителей образовательных организаций и 58,7 % педагогов.
На вопрос о том, что предшествовало последнему повышению должности (предлагалось отметить не более трех ответов), суждения руководителей распределились следующим образом (представлена «тройка» упоминаемых фактов): разработка новых проектов, идей, методов и направлений работы (61,1 %); частичная передача полномочий по принятию ряда решений и организации работы людей, временное замещение должности руководителя подразделения (55,6 %); успешное прохождение конкурсного испытания на замещение вакантной должности (33,3 %). Ответы учителей на данный вопрос распределились так: повышение квалификации (прохождение курсов, тренингов, семинаров) (46,2 %); частичная передача полномочий по принятию ряда решений и организации работы людей, временное замещение должности руководителя подразделения (26,4 %); разработка новых проектов, идей, методов и направлений работы (22,6 %). Высок процент учителей, ответивших, что на повышение должности повлияли другие факторы (58,4 %). Итак, и руководители, и педагоги дали схожие ответы на данный вопрос, разница была лишь в том, что у педагогов определяющим оказалось повышение квалификации, у руководителей — прохождение конкурсного испытания.
Исходя из количества ответов учителей и руководителей на открытый вопрос о том, что они понимают под карьерой (сотни учителей и десятки руководителей дали развернутый ответ), можно судить о повышенном интересе педагогических работников к карьерному росту. Более того, приведенные данные свидетельствуют не только о возможном, но и о реальном карьерном продвижении педагогических работников в школе.
В общественных науках для определения положения человека (индивида) в обществе принято использовать понятие «социальный статус», отражающее место человека относительно некой публично признаваемой шкалы или иерархии социальных достоинств [7]. Существует множество методик измерения социального статуса индивида, основанных на большом количестве показателей. Проанализировав работы отечественных и зарубежных авторов, мы пришли к выводу, что для измерения социального статуса человека необходимо использовать пять основных параметров: размер дохода, образование, род деятельности (профессия), культура потребления (как человек проводит досуг, чем интересуется, помимо работы, семейных отношений и т. п.) и самооценка. Совокупная оценка этих характеристик позволяет отнести индивида к определенной социальной страте (социальному классу).
Остановимся на описании влияния величины дохода педагогических работников на их стратификацию. Критерий дохода (заработка) человека большинством представителей общественных наук считается главным при измерении социального положения человека в сложной системе общества. Исходя из этого, материальное состояние педагогических работников г. Москвы мы будем оценивать на основе анализа ответов педагогов и руководителей на вопрос относительно материального положения.
Обращаясь к карьере педагогов, важно понимать ее материальную составляющую, поскольку одним из видов карьеры является карьера монетарная, означающая повышение уровня материального вознаграждения работника (рост оплаты труда, увеличение объема предоставляемых организацией социальных льгот) [8].
Итак, на вопрос о том, какая из фраз лучше всего отражает материальный уровень жизни их семьи, мы получили следующие ответы московских учителей (опрошен 1151 человек, 22 респондента отказались отвечать): ни в чем себе не отказываем (приобретаем недвижимость, товары и услуги престижных брендов) — 0,4 %; живем обеспеченно (можем приобрести новый автомобиль иностранной марки; провести дорогостоящие отпуск, ремонт; купить новую мебель, модную одежду, хорошую аудио-, видео- или бытовую технику; проблематично лишь приобретение недвижимости) — 8,9 %; живем неплохо (можем приобрести подержанный автомобиль; изредка обновлять мебель, аудио-, видео- или бытовую технику, ориентируясь при этом на качественные, но не самые дорогие товары) — 39,8 %; живем средне, хватает на самое необходимое (нормально одеваемся, хорошо питаемся; можем позволить себе покупку товаров длительного пользования, но это требует от нас экономии, ограничений в других расходах) — 45,5 %; удается сводить концы с концами (более или менее нормально питаемся, но покупать одежду или товары длительного пользования можем только в случае острой необходимости и при жесткой экономии) — 5 %; живем бедно (часто не хватает денег на необходимые продукты питания и на текущие повседневные расходы) — 0,4 %.
Что касается структуры доходов, то в среде московского учительства наблюдается следующая картина (ответ на вопрос анкеты «Из чьих доходов складывается общий доход Вашей семьи?»): в основном из моих — 44,5 %; в основном из доходов моего супруга (супруги) — 13 %; примерно поровну — 42,5 %.
Руководители образовательных организаций г. Москвы (опрошено 77 человек, 2 респондента отказались отвечать) на этот вопрос дали такие ответы: живем обеспеченно — 26 %; живем неплохо — 55,8 %; живем средне, хватает на самое необходимое — 16,9 %; удается сводить концы с концами — 1,3 %.
Никто из опрошенных руководителей не отметил в анкетах следующие пункты: ни в чем себе не отказываем, живем бедно.
Структура доходов руководителей образовательных организаций г. Москвы (ответ на вопрос относительно доходов семьи) такова: в основном из моих — 40,8 %; в основном из доходов моего супруга (супруги) — 9,2 %; примерно поровну — 50 %.
Анализ полученных данных свидетельствует о том, что материальное положение работников системы общего образования Москвы по сравнению с ситуацией 10—15-летней давности существенно изменилось в лучшую сторону. В конце 1990-х гг. московские учителя оценивали свое материальное состояние главным образом как бедственное.
Среднемесячная заработная плата учителя в г. Москве, по данным официальной статистики, в мае 2013 г. составила 65 652 руб. [2], что сопоставимо, а по некоторым оценкам, даже превышает уровень среднемесячной заработной платы по региону в целом.
Из 1125 респондентов-учителей, принявших участие в нашем исследовании, 82 % ответили, что не имеют заработков вне школы, 18 % — имеют (репетиторство, ведение факультативных занятий, работа в кружках и т. п.). Руководителям образовательных организаций данный вопрос мы не задавали.
Основной доход большинства учителей, по данным опроса, — их заработная плата. На вопрос о том, какую долю составляет дополнительное материальное вознаграждение в структуре дохода в школе, были получены следующие ответы (ответили чуть более половины всех респондентов): до 25 % (74,7 % учителей); 26—50 % (22,4 % учителей) и более 50 % (2,9 % учителей).
Таким образом, можно констатировать, что материальное состояние педагогических работников сферы общего образования в г. Москве, по сравнению с 90-ми годами прошлого столетия, значительно улучшилось. Однако в целях повышения престижности профессии учителя необходимо поддерживать тенденцию роста оплаты труда и создавать условия для должностного роста школьных педагогов и руководителей.
Литература
1. Социология: Энциклопедия / [Сост. А. А. Грицанов и др.]. Минск: Книжный Дом, 2003.
2. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 5-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.
3. Greenhaus J. H., Callanan G. A., Godshalk V. M. Career management. 4th ed. Thousand Oaks, CA: SAGE Publications, Inc., 2009.
4. Super D. E. Life career roles: Self-realization in work and leisure // Career Development in Organization / Ed. by D. T. Hall. San-Francisco, CA: Jossey-Bass, 1986. P. 95—119.
5. Большой российский энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2008.
6. Могилевкин Е. А. Карьерный рост: диагностика, технологии, тренинг. СПб.: Речь, 2007.
7. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер. Пер. с англ.; под ред. С. А. Ерофеева. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Экономика, 2004.
8. Etzioni A. The semi-professionals and their organisation: teachers, nurses and social workers. N. Y.: Free press, 1969.
9. Зарплата учителей в Москве // Зарплата учителей меняется [Электронный ресурс] / Профсоюз «Учитель». URL: http://opensalary.info/region/77/
10. Служебная карьера: Учебно-методическое пособие / Под ред. Е. В. Охотского. М.: Экономика, 1998.
11. Wilensky H. The professionalization of everyone? // American Journal of Sociology. 1964. Vol. 70 (2). P. 137—158.