Научная статья на тему 'КАРЬЕРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ'

КАРЬЕРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
140
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЬЕРА / ДЕЛОВАЯ КАРЬЕРА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Вербицкая Н.Д., Коркешко О.Н.

Статья посвящена одному из способов развития персонала организации - карьера. Представлены разные трактовки понятия карьера, рассмотрены виды и типы карьеры, а также были изучены основные этапы карьеры.The article is devoted to one of the ways of development of the organization's personnel - career. Presented different interpretations of the concept of career, are considered species and types of careers, as well as the main stages were studied career.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАРЬЕРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ»

ДМК Пресс, 2007. - 320 с.

УДК 33

Вербицкая Н.Д. студент

Оренбургский государственный университет

Коркешко О.Н. студент магистратуры Российская Федерация, г. Оренбург КАРЬЕРА КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ПЕРСОНАЛА ОРГАНИЗАЦИИ

Статья посвящена одному из способов развития персонала организации - карьера. Представлены разные трактовки понятия карьера, рассмотрены виды и типы карьеры, а также были изучены основные этапы карьеры.

Ключевые слова: карьера, деловая карьера.

CAREER AS A WAY RAZVTITIYA PERSONNEL.

The article is devoted to one of the ways of development of the organization's personnel - career. Presented different interpretations of the concept of career, are considered species and types of careers, as well as the main stages were studied career.

Key words: career, business career.

Многие ученые отмечают, что карьера - это объективный социально-организационный процесс, имеющий свои закономерности.

В трактовке Н.В. Федеровой под карьерой понимается - успешное продвижение в области общественной, служебной, научной и прочей деятельности.

Понятие деловой карьеры по мнению А.В. Тебекина звучит как продвижение вперед по однажды выбранному пути деятельности, достижение известности, славы.

Западный менеджмент рассматривает карьеру с двух позиций:

1) карьера как набор должностей, занимаемых человеком в течении всей жизни, то есть это целевая карьера;

2) карьера - это изменение ценностей и мотивов человека, которые происходят с ним на протяжении всей жизни, то есть субъективная карьера.

Различают несколько видов карьеры. А.В.Тебекин выделяет 6 видов карьеры:

1)Внутриорганизационная карьера - охватывает последовательную смену стадий развития работника в рамках одной организации.

2) Межорганизационная карьера - предозначает, что работник проходит все ступени карьерного роста в разных организациях. Она может быть специализированной и неспециализированной.

Специализированная карьера отличается тем, что работник различные этапы своей профессиональной деятельности проходит в рамках одной профессии. При этом организация может оставаться одной и той же или меняться.

Неспециализированная карьера предполагает, что разные этапы своего профессионального пути работник проходит в качестве специалиста, владеющего разными профессиями, специальностями. Организация при этом может как меняться, так оставаться прежней.

3) Вертикальная карьера - представляет собой повышение в должности.

4) Горизонтальная карьера - вид карьеры, который означает перемещение в другую функциональную область деятельности,

5) Ступенчатая карьера - вид карьеры, который совмещает в себе и вертикальную карьеру, и горизонтальную, то есть осуществляется посредством чередования вертикального роста, с горизонтальным.

6) Скрытая карьера - понимается движение к ядру, руководству организации. Приглашение работника на недоступные другим сотрудникам встречи, совещания как формального, так и неформального характера.

Зарубежные исследователи выделяют несколько типов карьеры:

• Авантюрный- представляет собой высокую скорость должностного продвижения с пропуском значительного числа промежуточных ступеней, при этом возможно резкое изменение сфкры деятельности.

• Линейный- постепенное продвижение вверх, иногда с пропуском одной ступени или с непродолжительным понижением в должности.

• Последовательно-кризисный- характерен для периодов с нестабильной экономикой. Невозможность адаптироваться к негативным переменам, из-за чего происходит снижение должностного уровня.

• Структурный - этот тип культуры применяют руководители, которые предпочитают изменение сферы деятельности в организации в зависимости от социально-экономических, технологически, маркетинговых изменений.

• Сохраняющий - применяется в том случае, когда карьера завершена, то есть невозможно движение вверх и маловероятно перемещение вниз.

• Преобразующий - представляет собой высокую скорость должностного продвижения, которая может быть как постепенной, так и скачкообразной.

• Эволюционный - продвижение по карьерной лестницу осуществляется вместе с ростом организации.

Хотелось бы отметить, что преобладание того или иного типа карьеры зависит от социально-экономической ситуации, формы собственности, особенностей производства, направленности человека.

Как известно на разных этапах карьеры человек удовлетворяет

различные потребности. Принято выделять шесть этапов карьеры.

Предварительный этап - включает в себя учебу в школе, получение среднего и высшего образования, длится до 25 лет. В течение этого периода человек находится в поиске вида деятельности, удовлетворяющего его потребности. Затем начинается процесс самоутверждения, он заботится о безопасности существования.

Этап становления - продолжительность этого этапа длится от 25-30 лет. На этом периоде происходит освоение профессии, приобретение навыков, происходит формирование квалификации.

Этап продвижения - от 30-45 лет. На этом этапе идет процесс роста квалификации, продвижение по службе. Осуществляется накопление практического опыта, навыков, растет потребность в самоутверждении, начинается проявление самовыражения как личности.

Этап сохранения - характеризуется действиями по закреплению достигнутых результатов и длится от 40-60 лет. Происходит повышение квалификации за счет обучения работка. Данный этап характеризуется творчеством, здесь может быть рост по служебной лестнице.

Этап завершения - длится от 60-65 лет. Работник готовится к уходу с работы. В это период происходят активные поиски достойной замены и обучение кандидата на освобождающую должность. Это период считается кризисным, люди все меньше получают удовлетворенность от работы и испытывают состояние физиологического и психического дискомфорта.

Пенсионный этап - карьера данной организации завершена. На этом периоде происходит поиск самовыражения в других видах деятельности, которые были невозможны в период работы в организации.

Делая вывод, мы замечаем, что каждый этап характеризуется своими целями и особенностями трудовой деятельности, требованиями и мотивами трудовой деятельности. Так же видно, что проходя все этапы карьеры, трудовой путь работника может варьироваться за счет производственных, социальных и других факторов.

Для того чтобы управлять карьерой, следует более широко описывать, что же происходит на различных этапах карьеры. Организации, которые заинтересованы в эффективном управлении карьерой, проводят специальные исследования, которые отражают характеристику процесса служебной карьеры. Данные исследования оформляются в виде карьерограмм, которые показывают весь путь, пройденный по карьерной лестнице.

Использованные источники:

1. Кибанов, А. Я. Основы управления персоналом: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям "Менеджмент организации", "Управление персоналом" / А. Я. Кибанов. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 447 с

2. Тебекин А.В., Управление персоналом: учебник: / А.В. Тебекин. - М. : КНОРУС, 2013.- 624с.

3. Федерова Н.В., Управление персоналом организации: учебное пособие \ Н.В. Федерова, О.Ю. Минченкова. - 4-е издание, перераб. и доп. - М. :КНОРУС. 2013. - 512с.

УДК 34

Власенко О.Б. старший преподаватель кафедра философии, политологии, социологии им. Г. С. Арефьевой ФГБОУВО «НИУ «Московский энергетический институт»

Россия, г. Москва

ПРОБЛЕМА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ И

ПРАВОСОЗНАНИЯ ГРАЖДАН

Аннотация: В статье рассмотрена проблема повышения уровня правовой культуры и правосознания граждан. Даны понятия правовой культуры и правосознания. Рассмотрены факторы, влияющие на формирование правовой культуры. Прослежена связь правовой культуры и правосознания.

Ключевые слова: правовая культура, правосознание, правовое воспитание, законность, правопорядок.

UDC 34

VlasenkoO.B.

Senior Lecturer, Department of Philosophy, Political Science, Sociology

im. G.S.Arefevoy

FGBOUIN "NRU" Moscow Power Engineering Institute "

Russia, Moscow

THE PROBLEM OF RAISING THE LEVEL OF LEGAL CULTURE AND CONSCIOUSNESS CITIZENS

Abstract: In this article the problem of raising the level of legal culture and legal awareness of citizens. Given the concept of legal culture and legal consciousness. The factors influencing the formation of the legal culture. Traces the relationship of legal culture and legal consciousness.

Keywords: legal culture, sense of justice, legal education, law and order.

В Федеральном законе «Об образовании» говорится, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основывается на гуманистическом характере образования, воспитании взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры. [1]

Главная задача в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан - это формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного уважения к закону, правопорядку и суду,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.