Научная статья на тему 'КАРИБСКИЕ СОБЫТИЯ 1962 ГОДА КАК УСПЕШНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСОМ. О СИЛОВОМ БАЛАНСЕ В СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ'

КАРИБСКИЕ СОБЫТИЯ 1962 ГОДА КАК УСПЕШНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСОМ. О СИЛОВОМ БАЛАНСЕ В СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СИЛОВОЙ БАЛАНС / СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / КАРИБСКИЙ КРИЗИС / ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ РАКЕТНО-ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ / РАКЕТНО-ЯДЕРНОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ / БАЛЛИСТИЧЕСКИЕ РАКЕТЫ / МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСОМ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Воробьев Сергей Владимирович, Каширина Татьяна Владиславовна

В статье представлен авторский подход к оценке причин и последствий Карибского кризиса, возможного использования ядерного оружия в советско-американском противостоянии для достижения силового баланса. Обоснована важность и значение мирных дипломатических средств урегулирования Карибского кризиса и современных международных конфликтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CARIBBEAN EVENTS OF 1962 AS A SUCCESSFUL MODEL OF CRISIS MANAGEMENT IN THE CONTEXT OF FORMING A POWER BALANCE IN SOVIET-AMERICAN RELATIONS

The article presents an author's approach to assessing the causes and consequences of the Caribbean crisis, the possible use of nuclear weapons in the course of the Soviet-American confrontation with the goal of achieving a power balance. The importance and importance of peaceful diplomatic means for the settlement of the Caribbean crisis and contemporary international conflicts are substantiated.

Текст научной работы на тему «КАРИБСКИЕ СОБЫТИЯ 1962 ГОДА КАК УСПЕШНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСОМ. О СИЛОВОМ БАЛАНСЕ В СОВЕТСКО-АМЕРИКАНСКИХ ОТНОШЕНИЯХ»

УДК 327(091)

Карибские события 1962 года как успешная модель управления кризисом

О силовом балансе в советско-американских отношениях

Сергей ВОРОБЬЕВ Татьяна КАШИРИНА

Силовая составляющая современных международных отношений в формировании силового баланса

Исследования, проведённые в сфере межгосударственного взаимодействия, свидетельствуют, что разнообразие типов внешнеполитических интересов государств в системе международных отношений предполагает наличие многообразных форм этого взаимодействия, которые по большому счёту сводятся к двум. В первом случае - это достижение баланса интересов между

национальными государствами, а во втором - наращивание собственной мощи из-за невозможности реализации первого пути. При этом в межгосударственном взаимодействии и первый, и второй пути достаточно прозрачны и чётко определяемы. Первый основан на взаимных либо непересекающихся либо параллельных национальных интересах в различных сферах (по-

ВОРОБЬЕВ Сергей Владимирович - доктор исторических наук, профессор кафедры международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-mail: 352147@gmail.com

КАШИРИНА Татьяна Владиславовна - доктор исторических наук, заведующая кафедрой международных отношений Дипломатической академии МИД России. E-mail: Kashirina73@ mail.ru

Ключевые слова: международные отношения, силовой баланс, советско-американские отношения, Карибский кризис, формы и способы применения ракетно-ядерного оружия, ракетно-ядерное противостояние, баллистические ракеты, модель управления кризисом.

литической, экономической, военной, информационной, культурной и иных). А это толкает государства на создание союзов, коалиций, межнациональных связей, заключение договоров, реализацию совместных проектов.

Нарушение же этого баланса неизбежно вело и ведёт ко второму пути и, как следствие, к разрыву межгосударственных связей, стремлению подорвать возможности своих партнёров-противников, в том числе и за счёт использования силовой ресурсной составляющей.

С древнейших времён именно сила становится не только постоянно действующим фактором международных отношений, но и находит достаточно широкое обоснование в трудах её идеологов. В обобщённом виде исследования роли и места силы как основного средства (ресурсной составляющей) во взаимоотношениях государств нашли своё воплощение в трудах американской школы «политического реализма» Г. Моргентау и К. Норра. Именно Г. Моргентау предложил железный закон политики, по которому во все времена силовые отношения между государствами были определяющими [1].

Силовой составляющей международных отношений и силовому балансу в международной среде уделено значительное внимание как зарубежным, так и отечественным научным сообществом. И, к сожалению, итоги их трудов неутешительны: силовая составляющая не только не может быть исключена

из структуры основных ресурсных элементов в межгосударственных отношениях современной человеческой цивилизации, но она сегодня вышла на передовые позиции и стала играть одну из главных ролей наряду с экономической ресурсной составляющей, фактически превратившись в самостоятельного актора международных отношений.

Не является исключением по эксплуатации этой составляющей и Российская Федерация. Подтверждением может служить и действующая Концепция внешней политики Российской Федерации (2016 г.) и материалы Послания Президента России Федеральному Собранию (март 2018 г.). В этих документах впервые за всю историю существования новой России (с 1991 г.) силовой составляющей уделено столь пристальное внимание.

Современное международное сообщество уже не в состоянии угождать интересам сверхдержавы, которые были основой существования системы международных отношений в течение более чем двух последних десятилетий. Выдвинулись новые акторы, способные влиять на систему международных отношений, а это как раз и требует прежде всего баланса сил между «старыми» - глобальными акторами и «новыми» - формирующимися.

Баланс сил определяется исследователями как «политика страны или нескольких стран, которая направлена на достижение определённого состояния системы, как само состояние системы, характеризую-

1 Ьир8:/Дех1Ь00к8.8ШШ0/исЬеЬшк^есф01Шка/Ьа1ап8-811-0Ь8сЬп0 8Мп1еге80У-mejdunarodnyih.html

щееся некоторым соотношением сил между ведущими державами, и как механизм, действующий в международной системе независимо от воли её участников» [2, с. 73].

Если опереться на определение баланса сил, данное П. А. Цыганковым, то можно сделать вывод о том, что баланс сил непосредственно связан с мировым устройством, которое может быть однополяр-ным, биполярным и многополярным [2, с. 74].

Указанные мироустройства имеют свои достоинства и недостатки.

Так, однополярное, во главе с государством, обладающим мировой властью, не устраивает иных претендентов на таковую.

Биполярное таит в себе опасность выдвижения одного из акторов на ведущие роли, превращая ту же биполярность в однополяр-ность, как это уже было при развале Советского Союза. Но в этом случае мир обладает относительной устойчивостью.

Только многополярность может быть перспективной в современном меняющемся мире, и именно в ней возможна реализация силового баланса, по утверждению исследователей. Реализация такой перспективы возможна при соблюдении следующих правил:

- действовать для расширения своих возможностей лучше путём переговоров, чем путём войны, ибо война для системы «баланса сил» может быть губительна;

- долгом каждого национального актора является защита его собственных интересов;

- лучше прекратить войну, чем полностью уничтожить одного из основных национальных акторов, которые, однако, не должны расширяться настолько, чтобы превышать оптимальный размер справедливого и законного сообщества;

- действовать против любой коалиции или единичного актора, стремящегося приобрести доминирующее положение по отношению к остальной части системы;

- рассматривать всех основных акторов как приемлемых ролевых партнёров [3].

Многополярный баланс сил в современных условиях является наиболее предпочтительным, так как он в большей степени отвечает интересам России, однако усложняет задачу поддержания стабильности на планете.

Баланс сил является главной составляющей стабилизации в международной системе, основой международного порядка безопасности, с одной стороны, и создателем напряжённости в международном сообществе - с другой. В настоящее время человечество переживает период, когда в балансе сил происходят постоянные сдвиги. Запад и Восток конкурируют за доминирование. Поэтому-то и необходим баланс сил, не допускающий усиления влияния какого-либо одного государства. Основная задача сегодня -

2 Будаева С., Дэцзидэма Баланс сил как общий принцип равновеия в современных международных отношениях // Вестник ЗабГУ. 2014. № 9.

3 Каплан М. Система и процесс в международной политике // Теория международных отношений. Хрестоматия. М.: Гардарики, 2002.

не допустить нарушение стратегического баланса сил ради безопасности всего мира. Основу существующего силового баланса

заложили события и подходы в международной среде, произошедшие в конце 50-х - начале 60-х годов ХХ в.

«Ракетный кризис» и возможности ракетно-ядерного оружия как ресурсной составляющей в формировании силового баланса СССР и США

Обратиться к событиям более чем полувековой давности подтолкнула сегодняшняя обстановка на Корейском полуострове, выражающаяся в ракетно-ядерном противостоянии США, Южной Кореи и Японии, с одной стороны, и КНДР - с другой. В международной среде нечто подобное уже было. В 2017 г. исполнилось 55 лет Карибскому кризису - серьёзному международному конфликту между Соединёнными Штатами Америки и Советским Союзом, поставившему мир на грань ядерной катастрофы.

Общеизвестно, что поводом для проведения секретной стратегической операции «Анадырь» (размещение баллистических ракет и группировки вооружённых сил СССР на Кубе) стала установка в 1961 г. на территории Турции, члена НАТО, вблизи г. Измир, американских ракет. Они были способны поражать стратегически важные объекты на европейской части СССР, включая Москву.

Оценивая в ретроспективе противостояние СССР и США, следует отметить, что проведение столь сложной, дорогостоящей, секретной операции по доставке на Кубу баллистических ракет Р-12 и Р-14 диктовалось следующими причинами:

- сохранением статус-кво Советским Союзом как ядерной державы;

- необходимостью укрепления советско-кубинских отношений с поддержкой социалистического режима на Острове Свободы.

В октябре 1962 г. в связи с карибскими событиями впервые за всю историю США президент Дж. Кеннеди ввёл для командования ВВС уровень угрозы ОЕГСОМ-2, означавший подготовку к началу войны.

Вместе с тем на политико-дипломатическом уровне обсуждались пути выхода из создавшейся ситуации.

26 октября СССР первым предложил США снять блокаду Кубы и дать гарантии ненападения на остров. Москва обещала демонтировать ракеты на острове. 27 октября СССР добавил условие о демонтаже американских ракет на территории Турции.

28 октября эти условия были приняты американской стороной -была снята блокада Кубы, а затем были демонтированы и убраны ракеты из Турции. Одновременно советское руководство вывезло ракеты с Кубы.

Надо отметить, что в западной науке и прессе вину за Карибский (Кубинский) кризис принято возла-

гать на Н. С. Хрущёва и политическое руководство СССР. При этом действия Соединённых Штатов Америки, более сильной на тот момент ядерной державы, по размещению ракет в Турции априори умалчиваются.

США и СССР к началу 60-х годов обладали достаточным количеством ядерных боеприпасов и средствами их доставки, но до установления стратегического паритета оставалось семь-восемь лет.

К 1962 г. Советский Союз с помощью баллистических ракет и бомбардировщиков мог доставить на территорию США не более 300 боезарядов.

В составе же ВВС США в это время находилось около 1300 бомбардировщиков, способных доставить на территорию СССР свыше 3000 боезарядов. Кроме этого, на вооружении ВВС США были 183 межконтинентальные ракеты Atlas и Titan, а также 144 ракеты на девяти подводных лодках Polaris.

В октябре 1962 г. США начали развёртывание новых твёрдотопливных ракет Minuteman, отличавшихся очень высокой боевой эффективностью [4] .

Основой ракетной группировки СССР в это время были ракетные полки, вооружённые ракетами Р-12 [5]. Наиболее приемлемым для доставки на Кубу был ракетный комплекс, вооружённый этой ракетой, а ракетный комплекс Р-14 размещать на кубинской территории было нецелесообразно.

Это было обусловлено двумя причинами.

Во-первых, на 1 июля 1962 г. в Ракетных войсках ракет Р-14 насчитывалось всего 26 штук [6], и не было достаточного опыта его использования на полевых позициях.

Во-вторых, для приведения ракетного комплекса, вооружённого ракетой Р-14, в готовность к боевому применению в полевом позиционном районе требовалось почти два месяца с привлечением большого количества (более 100 чел.) строителей и монтажников по оборонной технике и радиоэлектронике. Это неизбежно растягивало бы сроки передислокации дивизии, увеличивало количество грузов и, как следствие, требовало большего количества судорейсов [7, с. 80].

А дивизия, вооружённая ракетами Р-12, могла совершать марш и наносить удары из вновь назначенного и малооборудованного полевого позиционного района через 15-20 суток.

С созданием в Советском Союзе группировки ракетно-ядерного оружия и появлением в 1959 г. нового вида Вооружённых сил СССР -РВСН, началась активная разработка теоретических положений её применения.

Основу теории использования ракетно-ядерного оружия составили: военно-научный труд «Ракетные операции» (1961 г., под ред. Маршала Советского Союза К. С. Москаленко), «Военная стратегия» (1962 г. и 1963 г., под ред. Маршала Советского Союза В. Д. Соколовского).

Теоретические положения этих работ отрабатывались и дополнялись во время учений и манёвров, проводимых с ракетными частями на территории СССР. По данным архивов, за пе-

4 http://www.armscontrol.ru/course/rsf/p2.htm

5 Хроника основных событий истории РВСН. М.: РВСН, 1994. С. 265, 281.

6 Архив РВСН. Ф. 19. Оп. 115. Д. 25. Л. 40-43.

7 Воробьев С. В. Развитие теории стратегического использования ракетного оружия и РВСН (40-90 годы ХХ века). М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2004. Ч. 2.

риод 1960-1962 гг. таких учений и военных игр с использованием войск и сил было проведено более 50 [7, с. 111].

После решения о размещении ракет на Кубе (принято Политбюро ЦК КПСС 24 мая 1962 г.) встал вопрос: каково возможное их стратегическое использование? С учётом того, что это были ракеты средней дальности и предназначались для поражения объектов площадью до 100 кв. км, имея заряды от 1 до 2,3 МгТ, точность поражения - круговое вероятное отклонение (КВО) - 2400 м, со временем готовности к пуску -3 часа [8].

Размещённые на Кубе ракеты средней дальности были способны ядерными боезарядами поразить любые объекты на территории Соединённых Штатов Америки.

Так, ракеты Р-12 с радиусом поражения до 2080 км могли уничтожить любые объекты на восточном побережье США (около 1/3 территории), а ракеты Р-14 с радиусом поражения до 4500 км - практически всю территорию США, за исключением Аляски [9] .

Передислоцированная на кубинскую территорию, советская группировка ядерного оружия имела более 180 боезарядов для различных носителей (ракетные катера, самолёты, надводные корабли и тактические ракеты сухопутных войск). Оценивая руководящие документы того времени, следует утверждать, что ядерное оружие могло быть использовано последовательно с учётом важности задач:

- уничтожение стратегических средств вооружённой борьбы противника;

- нарушение его государственного и военного управления и дезорганизация тыла;

- подрыв военной и экономической мощи вражеского государства;

- снижение боеспособности вооружённых сил противника и деморализация населения;

- захват стратегической инициативы в начальном периоде разворачивающихся боевых действий [10].

Такая очередность планирования по важности задач была логически понятна и объяснима. Если бы СССР нанёс ядерные удары с удалённого театра военных действий, в другой последовательности, то мог получить ответный массированный удар ядерным оружием уже по собственной территории. Поэтому в первую очередь необходимо было поразить стратегические средства и объекты управления ими. Это были ракетные базы на территории США, аэродромы стратегической авиации, базы стратегических подводных лодок. Такая задача была вполне реализуема ракетно-ядерным оружием с использованием ракет средней дальности Р-12 и Р-14, передислоцированных на территорию Кубы.

Подлётное время при таком ударе могло составить 10-15 мин. Это гарантировало бы уничтожение таких объектов до пуска ракет, вылета самолётов, выхода из баз подводных лодок. Причём «наш первый удар должен быть, по крайней мере, од-

8 http://mi1itaryrussia.ru/bl0g/t0pic-376.htm1

9 http://rbase.new-factoria.ru/missi1e/wobb/p14/p14.shtm1

10 ЦАМО РФ. Ф. 1. Оп. 356476. Д. 121. Л. 29.

новременным... до момента достижения ракетами противника объектов поражения» *.

У высшего политического руководства США не было бы времени в этом случае на принятие решения на использование своих ВВС.

При таком соотношении возможностей по поражению стратегических объектов противника на первый план выдвигался фактор времени, который был обоснован готовностью ракетно-ядерных средств, в которой они в конкретный момент находились.

Так, готовность к нанесению ядерного удара с 23 октября 1962 г. дивизионами 51-й ракетной дивизии (передислоцированной на кубинскую территорию) составляла не более 2 час. 30 мин. при принятии командованием дивизии решения о доставке ядерных боезарядов из полевых районов в стартовые [11].

Для группировки советских ракет на Кубе в качестве основного способа использования, вероятно, должен был рассматриваться только массированный ядерный удар с одновре-

менным (по возможности) стартом всех имеющихся ракет. Говорить в начале 60-х годов об успешном отражении такого ракетно-ядерного удара со времени доставки ядерных боеприпасов к объектам поражения в несколько десятков минут не представлялось возможным [12].

По оценкам американских специалистов, для уничтожения всей только военно-морской группировки войск и сил Советского Союза и Республики Куба на территории острова США потребовалось бы до 30 мин. и около 300 ядерных средств.

Когда оценивается конфликтная ситуация более чем полувековой давности с акцентом на размещение ядерного оружия на территории иного суверенного государства, не все исторические события учитываются и анализируются. Это связано с закрытостью значительной части документального материала, проливающего свет на диалектику взаимозависимости этой конфликтной ситуации с событиями, которые и имели место в иных регионах и совершенно на других театрах.

Возможности ракетно-ядерного оружия СССР в формировании силового баланса на территории Европы

Не многим известно, что советское ракетно-ядерное оружие уже побывало ко времени начала кариб-

ских событий на территории зарубежного государства. Описание этого факта можно встретить

11 http://rvsn-bvo.narod.ru/rvsn-ru/rvsn-armii/51rd/51rd.htm

12 Воробьев С. В., Кочетков С. Н, Селюнин Ю. А. Использование возможностей ракетно-ядерного оружия в разрешении Карибского кризиса как фактора формирования системы силового баланса международных отношений ХХ-ХХ1 веков (к 55-й годовщине событий) // Гуманитарный вестник ВА РВСН. 2017 № 3. С. 82.

* Точка зрения авторов (по материалам документов боевого применения и ВНТ «Ракетные операции»).

и в воспоминаниях ракетчиков, и в официальных документах [13].

Так, 26 марта 1955 г. было издано постановление ЦК КПСС и Совмина СССР № 589-365 «О мероприятиях по повышению готовности инженерных бригад Резерва Верховного Главнокомандования», в соответствии с которым планировалась передислокация с территории СССР двух бригад: 72-й инженерной бригады РВГК - на территорию ГДР и 73-й инженерной бригады РВГК - на территорию Болгарии.

Целью было повышение состояния постоянной боевой готовности частей, вооружённых ракетно-ядерным оружием, к применению ядерных средств поражения по объектам на территории европейских государств.

Болгарский проект не был реализован, а 72-я инженерная бригада РВГК под командованием полковника А. Холопова была передислоцирована, но только с ноября 1958 г. по февраль 1959 г., на территорию ГДР, имея на вооружении 12 ракет Р-5М* с ядерными головными частями (4 из которых в течение 8 месяцев находились на боевом дежурстве).

Как свидетельствуют архивные документы, 72-я инженерная бригада находилась на территории ГДР (район - г. Фюрстенберг, г. Фогельзанг, г. Лихен) в зоне ответственности 2-й гвардейской танковой армии из состава ГСВГ до августа-сентяб-

ря 1959 г. Бригада была выведена на территорию СССР (г. Гвардейск Калининградской области) как выполнившая свою историческую задачу по обеспечению силового баланса на территории европейских государств.

С момента принятия решения высшим политическим руководством страны о размещении ракет с ядерными зарядами на территории ГДР до начала его реализации прошло больше трёх с половиной лет. Это решение начало реализовы-ваться только тогда, когда на территории Европы стали разворачиваться контингенты войск для ведения войны против СССР. А «мы могли вывести свои ядерные ракеты на дистанцию "пистолетного выстрела" от пугающих нас войск» [14]. За эти три с лишним года немецкой стороной было обеспечено строительство всей инфраструктуры для размещения ракетных дивизионов, причём без оповещения немецкой стороны о реальном предназначении строящейся инфраструктуры.

Возможности силового воздействия ядерным оружием дислоцирующихся на территории ГДР дивизионов 72-й инженерной бригады РВГК охватывали практически всю Западную Европу, за исключением незначительной части территории Испании.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для реализации силового влияния на европейские государства была подписана Директива

13 Операция «Туча» // Смирнов Г. И., Ясаков А. И. История 50-й ракетной армии. Т. 1. Создание и становление (1959-1964 гг.). Смоленск, 2002.

14 «И путь, и судьба». Из дневника журналиста-ракетчика А. Долинина // URL: http://rvsn. ruzhany/info/dolinin_01-03

* Дальность полёта ракет Р-5М - до 1200 км, мощность ЯЗ - 80 кт, точность поражения -5000-6000 м.

Минобороны СССР от 7 сентября 1961 г., в которой предписывалось с 1 октября 1961 г. подготовить 156-й отдельный ракетный полк в составе двух дивизионов (8 пусковых установок с ракетами Р-12) и ремонтно-технической базы для выполнения особого задания. К 1 ноября этот полк должен был быть передислоцирован в тот же район, где в 1959 г. дислоцировалась 72-я инженерная бригада РВГК и с той же задачей - обеспечение силового баланса в Европе с опорой на ядерное оружие.

В связи с принятием на вооружение ракет Р-14 с большей дальностью и планированием проведения операции «Анадырь» директива не была реализована, а 156-й отдельный ракетный полк 12 июля 1962 г. был расформирован. Сами же опи-

сываемые события 1961 г. вошли в историю как операция «Туча» [15] .

Как показывает анализ дальнейших событий, связанных с Карибским кризисом, можно констатировать следующее. Практически весь опыт, накопленный нашей страной, Вооружёнными силами СССР по передислокации ракетно-ядерного оружия на территорию зарубежного государства, был использован при проведении стратегической операции «Анадырь» в период Карибского кризиса.

Уроки формирования силового баланса при нахождении частей с ракетно-ядерным оружием на территории зарубежных государств

В воспоминаниях Н. С. Хрущёва есть слова о том, что не мы в 60-е годы придумали термин «равновесие страха». «Мы просто добивались того, чтобы Америка встряхнулась и её руководство почувствовало, что такое война, что она стоит у их порога, что поэтому не надо переходить грань, следует избегать военного столкновения» [16].

Общий политический итог карибских событий достаточно чётко сформулировал посол Республики Куба Карлос Пальмарола Кордеро, выступая на международной конференции, посвящённой 40-летию событий (2002 г.): «Реализация Ракетного кризиса 1962 г. подняла международное положение Советского

Союза и способствовала его утверждению в новой стратегической роли в мире... позволила улучшить для него соотношение с агрессивными силами» [17].

Оценивая итоги разрешения Карибского кризиса и результаты проведённой советскими вооружёнными силами стратегической операции «Анадырь» в период карибских событий и размещения частей с ракетно-ядерным оружием на территории зарубежных государств, можно сформулировать следующие выводы.

1. Размещая ракетно-ядерное оружие в непосредственной близости от границ вероятных противников высшее политическое руковод-

15 http://rvsn.info/histori/hist_tucha

16 http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php

17 http://cubanos. ru/texts/txt051

ство нашей страны использовало в своих целях такие наиболее важные факторы воздействия на них, как: фактор времени, фактор психологического давления на высшую политическую элиту через население, фактор неотвратимости уничтожения в случае агрессии со стороны этих стран.

2. Приняв решение о размещении ракетно-ядерного оружия у границ США, политическое руководство СССР отдавало себе отчёт об их реакции. Серьёзной ошибкой и просчётом советского правительства в этой ситуации было полное отсутствие пропагандистских и дипломатических акций, обеспечивающих размещение группы войск на Кубе. Лишив советских дипломатов какой-либо информации о готовящейся операции, Советский Союз заведомо передал инициативу Соединённым Штатам для оправдания своих действий в ООН [18].

3. Учитывая ограниченные возможности каждой из стран контролировать события в ядерный век, предотвращение кризиса гораздо более важно, чем управление им. Стремление США к обладанию «монополией на действия» и тогда, и сейчас в XXI в. чревато опасными для мира последствиями.

4. Именно фактор времени после Карибского кризиса стал ещё одной ресурсной составляющей при оцен-

ке уровня напряжённости той или иной международной ситуации.

5. Стало понятным, что использование личных контактов, в том числе, и в первую очередь, глав государств- участников конкретной международной ситуации способствует переводу международного конфликта из конфронтационного состояния в стадию мирного урегулирования.

6. Карибский кризис, несмотря на его сложность и противоречивость, стал толчком (триггером) для начала процесса контроля и ограничения ядерного оружия. В 1963 г. был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний в трёх средах, в 1968 г. - Договор о нераспространении ядерного оружия, а с 1969 г., после достижения стратегического паритета, начались более чем сорокалетние советско/российско-аме-риканские переговоры по ограничению и сокращению стратегических вооружений. На них были подписаны соглашения, начиная с Договора ОСВ-1 и Договора по ПРО и до действующего сегодня российско-американского Договора СНВ-3 [19].

На современном этапе можно и следует утверждать, что совместное решение СССР и США по урегулированию международной ситуации в период карибских событий стало моделью успешного управления кризисом и может быть исполь-

18 Большаков Г. «Горячая линия» // Новое время. 1989. № 6; Он же. Как действовал секретный канал связи Джон Кеннеди - Никита Хрущёв // Новое время. 1989. № 5.

19 Каширина Т. В. Проблема ограничения и сокращения стратегических вооружений в американо-советских/российских отношениях в 1969-2010 годах. Воронеж: Научная книга, 2013; Она же. Проблема противоракетной обороны (ПРО) в российско-американских отношениях // Актуальные проблемы международных отношений и внешней политики в ХХ1 веке / под ред. Т. В. Кашириной, В. А. Аваткова. М.: Дашков и К, 2017.

зовано правительствами государств, обладающих ядерным оружием [20].

7. С чисто военной точки зрения нахождение частей с ракетно-ядерным оружием на территории зарубежных государств требует значи-

тельного внимания по обеспечению в том числе и ядерной безопасности. Это достигалось прикрытием указанных частей созданием группировок войск и сил общего назначения.

Допущение сегодня самого факта возможности использования в межгосударственных отношениях ядерного оружия наводит на мысль о прекращении действия «ядерной прививки» у человечества после Хиросимы и Нагасаки. Это же подтверждает факт несерьёзного отношения государств к ядерному оружию как к одному среди других видов вооружений.

Забывая о возможных последствиях применения ядерного оружия, такие политики наносят вред не только своим народам, но и всей человеческой цивилизации.

Сохранение же ядерного оружия как фактора силового баланса в международной среде необходимо в определённых пределах, прежде всего для США и России, при снижении его порога по численности и возможностям с учётом блоковости и союзничества акторов международных отношений. Это позволит сформировать желаемую полицентрическую систему международных отношений с учётом такого ресурса, как ядерное оружие.

Основная задача России при этом состоит в том, чтобы не допустить нарушения стратегического баланса сил для сохранения безопасности всего мира.

Библиография • References

Архив РВСН. Ф. 19. Оп. 115. Д. 25. Л. 40-43.

[Arhiv RVSN. F. 19. Op. 115. D. 25. L. 40-43]

Большаков Г. «Горячая линия» // Новое время. 1989. № 6. С. 38-41.

[Bol'shakov G. «Goryachaya liniya» // Novoe vremya. 1989. № 6. S. 38-41]

Большаков Г. Как действовал секретный канал связи Джон Кеннеди - Никита Хрущёв // Новое время. 1989. № 5. С. 40-42.

[Bol'shakov G. Kak dejstvoval sekretnyj kanal svyazi Dzhon Kennedi - Nikita Hrushchyov // Novoe vremya. 1989. № 5. S. 40-42]

Будаева С., Дэцзидэма Баланс сил как общий принцип равновеия в современных международных отношениях // Вестник ЗабГУ. 2014. № 9. С. 73-79.

[Budaeva S., Dehczidehma.. Balans sil kak obshchij princip ravnoveiya v sovremennyh mezhdunarodnyh otnosheniyah // Vestnik ZabGU. 2014. № 9. S. 73-79]

Воробьев С. В. Развитие теории стратегического использования ракетного оружия и РВСН (40-90 годы ХХ века). М.: ВА РВСН им. Петра Великого, 2004. Ч. 2.

20 Воробьев С. В., Матвеев О. В. Карибский кризис и его значение для отечественной ракетно-космической обороны // Информационный сборник Ракетных войск стратегического назначения. Спец. вып. М.: ЦИПК, 2003.

\Vorob'ev S. V. Razvitie teorii strategicheskogo ispol'zovaniya raketnogo oruzhiya

i RVSN (40-90 gody HKH veka). M.: VA RVSN im. Petra Velikogo, 2004. CH. 2] Воробьев С. В., Кочетков С. Н, СелюнинЮ. А. Использование возможностей ракетно-ядерного оружия в разрешении Карибского кризиса как фактора формирования системы силового баланса международных отношений XX-XXI веков (к 55-й годовщине событий) // Гуманитарный вестник ВА РВСН. 2017 № 3. С. 78-84.

[Vorob'ev S.V., Kochetkov S. N., Selyunin YU.A. Ispol'zovanie vozmozhnostej raketno-yadernogo oruzhiya v razreshenii Karibskogo krizisa kak faktora formirovaniya sistemy silovogo balansa mezhdunarodnyh otnoshenij XX-XXI vekov (k 55-j godovshchine sobytij) // Gumanitarnyj vestnik VA RVSN. 2017 № 3. S. 78-84] Воробьев С. В., Матвеев О. В. Карибский кризис и его значение для отечественной ракетно-космической обороны // Информационный сборник Ракетных войск стратегического назначения. Спец. вып. М.: ЦИПК, 2003. [Vorob'ev S.V., Matveev O. V. Karibskij krizis i ego znachenie dlya otechestvennoj raketno-kosmicheskoj oborony // Informacionnyj sbornik Raketnyh vojsk strategicheskogo naznacheniya. Spec. vyp. M.: CIPK, 2003] «И путь, и судьба». Из дневника журналиста-ракетчика А. Долинина // URL:

http://rvsn.ruzhany/info/dolinin_01-03 [«I put', i sud'ba». Iz dnevnika zhurnalista-raketchika A. Dolinina // URL: http://rvsn.

ruzhany/info/dolinin_01-03] Каплан М. Система и процесс в международной политике // Теория международных отношений. Хрестоматия. М.: Гардарики, 2002. С. 220-235. [Kaplan M. Sistema i process v mezhdunarodnoj politike // Teoriya mezhdunarodnyh

otnoshenij. Hrestomatiya. M.: Gardariki, 2002. S. 220-235] Каширина Т. В. Проблема ограничения и сокращения стратегических вооружений в американо-советских/российских отношениях в 1969-2010 годах. Воронеж: Научная книга, 2013. - 590 с. [Kashirina T. V. Problema ogranicheniya i sokrashcheniya strategicheskih vooruzhenij v amerikano-sovetskih/rossijskih otnosheniyah v 1969-2010 godah. Voronezh: Nauchnaya kniga, 2013. - 590 s.] Каширина Т. В. Проблема противоракетной обороны (ПРО) в российско-американских отношениях // Актуальные проблемы международных отношений и внешней политики в XXI веке / под ред. Т. В. Кашириной, В. А. Аваткова. М.: Дашков и К, 2017. С. 82-93. [Kashirina T. V. Problema protivoraketnoj oborony (PRO) v rossijsko-amerikanskih otnosheniyah //Aktual'nye problemy mezhdunarodnyh otnoshenij i vneshnej politiki v HKHI veke / pod red. T. V. Kashirinoj, V. A. Avatkova. M.: Dashkov i K, 2017. S. 82-93]

Операция «Туча» // Смирнов Г. И., Ясаков А. И. История 50-й ракетной армии.

Т. 1. Создание и становление (1959-1964 гг.). Смоленск, 2002. [Operaciya «Tucha» // Smirnov G. I., YAsakov A. I. Istoriya 50-j raketnoj armii. T. 1.

Sozdanie i stanovlenie (1959-1964 gg.). Smolensk, 2002] Хроника основных событий истории РВСН. М.: РВСН, 1994. - 184 с. [Hronika osnovnyh sobytij istorii RVSN. M.: RVSN, 1994. - 184 s.] ЦАМО РФ. Ф. 1. Оп. 356476. Д. 121. Л. 29. [CAMO RF. F. 1. Op. 356476. D. 121. L. 29] http://cubanos. ru/texts/txt051 http://militaryrussia.ru/blog/topic-376.html http://militaryrussia.ru/forum/viewtopic.php http://rbase.new-factoria.ru/missile/wobb/p14/p14.shtml

http://rvsn-bvo.narod.ru/rvsn-ru/rvsn-armii/51rd/51rd.htm

http://rvsn.info/histori/hist_tucha

http://www.armscontrol.ru/course/rsf/p2.htm

https://textbooks.studio/uchebnik-geopolitika/balans-sil-obschnost-interesov-mejdunarodnyih.html

Статья поступила в редакцию 28 мая 2018 г.

Пример оформления библиографических ссылок по стандартам транслитерации

Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. «О мерах по реализации внешнеполитического курса Российской Федерации» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/15256

[Ukaz Prezidenta RF ot 7 maia 2012 g. «O merakh po realizatsii vneshne-politicheskogo kursa Rossiiskoi Federatsii» // URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/ 15256]

Пономарева Е. Г., Рудов Г. А. «Цветные революции»: природа, символы, технологии // Обозреватель-Observer. 2012. № 3. С. 36-48.

[Ponomareva E.G., Rudov G.A. «Tsvetnye revoliutsii»: priroda, simvoly, tekh-nologii // Obozrevatel'-Observer. 2012. № 3. С. 36-48]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.