Научная статья на тему 'КАРГОТЕКТУРА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ'

КАРГОТЕКТУРА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
46
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДА ОБИТАНИЯ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ЭКОСИСТЕМА / КАРГОТЕКТУРА / СОУЧАСТВУЮЩЕЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Сарвут Т.О.

В статье рассматривается вид контейнерной архитектуры - карготектуры - индивидуальные контейнеры и их группирование в системе поселений арктического региона. Средовая организация жизни в Арктике, как наиболее рациональная, отметает все ненужное, вычленяя необходимый минимум. Особые условия жизни и обеспечения необходимыми ресурсами сформировали определенные условия для возникновения на основе модулей-капсул неотъемлемый элемент жизни жителя северного поселения. Оторванность от большого мира, связанные с этим риски для выживания, выводят на первый план наличие объектов и предметов жизнеобеспечения. Недостаток планирования подобных систем потребовал решения проблемы самими жителями. Окруженные контейнерами многоквартирные здания в арктической зоне России, как в средней полосе - гаражами, районы демонстрируют архитекторам и градостроителям ошибки в планировочной и социальной организации среды обитания. Проблема рассматривается в аспекте архитектуры, градостроительства и социального устройства. Исторический взгляд на проблему показывает способы ее решения, однако нынешняя форма проживания людей в городе диктует иное действие и необходимость регламентации хаотичного распространения складов-контейнеров. Социальный аспект затрагивает чуткое отношение к жителям, чей выбор жизни в суровых условиях требует согласованных с ними действий по регулированию, а также совместному проектированию комплексов этих объектов. Отмечается возникновение нового типологического феномена - каргосклада - группа сблокированных морских контейнеров повторного применения, а также выявляется зависимость размеров блокировки от величины города или поселения. Предлагается ряд мер для дальнейшей эксплуатации необходимых элементов жизнеобеспечения в городской среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARGOTECTURE IN THE ARCTIC ZONE OF RUSSIA

The article discusses the type of container architecture - kargotektury - individual containers and their grouping in the system of settlements in the Arctic region. The environmental organization of life in the Arctic, as the most rational, sweeps away everything unnecessary, isolating the necessary minimum. The special conditions of life and the provision of the necessary resources have formed certain conditions for the emergence on the basis of capsule modules, an integral element of the life of a resident of the northern settlement. Isolation from the big world, the associated risks for survival, bring to the fore the presence of objects and life support items. The lack of planning for such systems required that the problem be solved by the residents themselves. The multi-apartment buildings surrounded by containers in the Arctic zone of Russia, as in the middle lane - with garages, areas demonstrate to architects and urban planners errors in the planning and social organization of the habitat. The problem is considered in the aspect of architecture, urban planning and social structure. A historical view of the problem shows ways to solve it, however, the current form of people living in the city dictates a different action and the need to regulate the chaotic distribution of container warehouses. The social aspect involves a sensitive attitude towards residents, whose choice of life in harsh conditions requires concerted actions with them to regulate, as well as joint design of the complexes of these objects. The emergence of a new typological phenomenon is noted - a cargo warehouse - a group of interlocked reusable sea containers, and the dependence of the size of the block on the size of the city or settlement is also revealed. A number of measures are proposed for the further operation of the necessary life support elements in the urban environment.

Текст научной работы на тему «КАРГОТЕКТУРА В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ РОССИИ»

Карготектура в Арктической зоне России

Сарвут Татьяна Олеговна,

старший преподаватель, Национальный исследовательский Московский государственный строительный университет (НИУ МГСУ), astragal67@mail.ru

В статье рассматривается вид контейнерной архитектуры - кар-готектуры - индивидуальные контейнеры и их группирование в системе поселений арктического региона. Средовая организация жизни в Арктике, как наиболее рациональная, отметает все ненужное, вычленяя необходимый минимум. Особые условия жизни и обеспечения необходимыми ресурсами сформировали определенные условия для возникновения на основе модулей-капсул неотъемлемый элемент жизни жителя северного поселения. Оторванность от большого мира, связанные с этим риски для выживания, выводят на первый план наличие объектов и предметов жизнеобеспечения. Недостаток планирования подобных систем потребовал решения проблемы самими жителями. Окруженные контейнерами многоквартирные здания в арктической зоне России, как в средней полосе - гаражами, районы демонстрируют архитекторам и градостроителям ошибки в планировочной и социальной организации среды обитания. Проблема рассматривается в аспекте архитектуры, градостроительства и социального устройства. Исторический взгляд на проблему показывает способы ее решения, однако нынешняя форма проживания людей в городе диктует иное действие и необходимость регламентации хаотичного распространения складов-контейнеров. Социальный аспект затрагивает чуткое отношение к жителям, чей выбор жизни в суровых условиях требует согласованных с ними действий по регулированию, а также совместному проектированию комплексов этих объектов. Отмечается возникновение нового типологического феномена - каргосклада - группа сблокированных морских контейнеров повторного применения, а также выявляется зависимость размеров блокировки от величины города или поселения. Предлагается ряд мер для дальнейшей эксплуатации необходимых элементов жизнеобеспечения в городской среде. Ключевые слова: среда обитания; устойчивость, экосистема, карготектура, соучаствующее проектирование.

Введение

В архитектуре модульная система существует с незапамятных времен. Кратно повторяющийся модуль бревна, саманного кирпича и т.п. задолго до ордерной системы, основанной на кратности диаметру колонн всех частей системы. Антропоморфные системы про-порционирования с футами и саженями закладывали в расчеты конструкций зданий эргономику. При переходе на метрическую систему введена ЕМС (единая модульная система) и используется унификация строительных деталей и элементов. Модуль удобен, расчеты надежны, удовлетворяют главному требованию строительства -экономической эффективности. И если нет никакой объективной необходимости - иного рационального решения или художественного видения, мы его используем [1]. Строительство из отдельных элементов - модулей - скоростной и эффективный метод возведения зданий в сложных климатических условиях. Трудно придумать более удобный способ перемещения груза на дальние расстояния и его же контейнер использовать в монтаже конструкций. Так однажды юный М. Сафди придумал построить дом по принципу кубиков Lego - Habbitat в Монреале в 1967г. Архитекторов захватила идея создания зданий из готовых объемных блоков. К. Курокава в 1972 году явил миру башню Накагин, сформулировав философию капсульной архитектуры: не только форма, но и содержание должно поставлять весь спектр жизненно необходимых ресурсов [2]. Это здание являет собой прототип каргоархитектуры - предполагалось, что эти капсулы можно перевозить с собой из города в город.

Таким образом, рано или поздно кто-то другой должен был увидеть готовый «кубик», который специально создан, чтобы быть частью многоэтажной конструкции, к тому же легко перемещаемый из одной части света в другую - морской контейнер, и положить начало карго-тектуре (cargo - перемещаемый груз).

Модульность контейнеров - одновременно, и достоинство, и недостаток этой системы. С одной стороны, кратность модулей позволяют «набирать» из них координационную сетку осей и ставить друг на друга, даже под углом, а с другой множественностью вариантов такая конструкция похвастаться не может. Архитектура зданий из морских контейнеров кажется трендом в концепции устойчивого развития (цель 12 - Ответственное потребление и производство), способом дать вторую жизнь множеству ненужных, «затерявшихся» ржавеющих вагонов. Однако, с резким увеличением стоимости металла на мировых рынках, все реже и реже встречаются неожиданные и разнообразные способы их «утилизации» в архитектуре. Но есть все же их «экологическая» ниша: в арктических поселках-городах, контейнеры стали частью городских пейзажей и даже стали угрожать им. Некоторые градоначальники всерьез обеспокоены их количеством и распространением. И проблема не решается простым сносом или вывозом их с территорий городов, и лежит гораздо глубже.

X X

о

го А с.

X

го m

о

2 О

м

CJ

м см о см

сч

о ш т

X

<

т о х

X

Методы

Проблема должна быть рассмотрена в архитектурном, градостроительном и социальном аспектах. Можно провести параллель с гаражами, «ракушками», гаражными кооперативами в Москве. Хаотичное расположение на газонах, пристройки к любым протяженным ограждениям промышленных зон и самое главное, «убедительные» доводы о скором отказе от личных автомобилей привели к тому, что город просто выбросил все автомобили в придомовые территории. Строительство многоэтажных паркингов по причине дороговизны земле не предусматривается, желающих купить место в немногочисленных из них по цене комнаты немного. Это тихо тлеющий социальный конфликт.

Подобный способ - просто все убрать, уничтожить -однозначно не может быть использован в арктическом регионе. Да и содержимое контейнеров и укрытий-пеналов разное. Съестные запасы, мелкую технику и инвентарь на дорогу не высыпать и по кладовкам не рассовать. Контейнеры у дома - средство адаптации и выживания в суровых условиях.

Архитектурный аспект. Теоретики и практики арктической архитектуры (Э.П. Путинцев, А.И. Шипков) отмечали и настаивали на включение в состав квартир крупных кладовых в многоэтажных жилых домах арктического региона [3]. Много теплой одежды, обуви, их сушка - требовали значительного пространства. В СССР проектировались маленькие кухни, маленькие кладовые (если вообще проектировались) в типовых жилых многоэтажных зданиях. Предполагалось, что все обслуживание, будет сконцентрировано вне квартиры, отдельно стирка - в прачечных, сушильных, еда - в столовых и т.д. Это светлое будущее так и не наступило. В средней полосе России, действительно, круглый год доступны любые товары и услуги. Но в Арктике, где построили самое необходимое -для жилья, не создали постоянно действующие коммуникации - транспортные связи, но создали устойчивую зависимость от летнего завоза. За весь период СССР и постсоветский период в этом отношении почти не произошло перемен: сезонная доставка товаров, продуктов и их длительное хранение по-прежнему часть заботы жителя Арктики. И он сам решил эту проблему без помощи архитектора, строителя, проектировщика, градоначальника: хранить запасы в контейнере, расположенном недалеко от дома. Для него не нужно разрешение. Его можно поставить прямо на землю, не нужен фундамент. За короткое лето он не успеет «утонуть» в подтаявшем грунте. Его 3-миллиметровые металлические стены надежно защитят от любых непрошенных гостей, даже от полярных медведей.

Ясно, что вопрос сохранности урожая, добычи, ценных крупнограбаритных предметов и сезонного инвентаря решался раньше. Дома - «кошели»- могли состоять и из 2-4 изб с внутренним двором, накрытым общей крышей. Вся хозяйственная часть была на нижнем этаже. Лишь одна треть дома была жилой - остальное, под крышей: скотный двор, хлевы, кладовые, сеновал, место для хранения инвентаря [4].

Американцы и канадцы стали строить дома в приполярных областях лишь в ХХ веке. К дому вплотную пристраивался сарай для всех хозяйственных нужд.

Накопленный поколениями опыт организации жизни там, где основная система обеспечения существует в непосредственной близости от проживания, включена в структура здания, - был отброшен:

Градостроительный аспект. Трудовые миграционные процессы оказали сильнейшее воздействие на создание предельной концентрации людей и производства в арктическом регионе [5]. Итак, самый урбанизированный регион, а в Аз РФ большая часть населения проживает в городах, имеет «параллельную» застройку -морскими контейнерами. Т.е. параллельно многоэтажным жилым зданиям стоят ряды контейнеров. Какие проблемы создает сложившаяся ситуация:

- затруднение к проезду вокруг здания - пожарной машине придется с трудом искать путь, терять драгоценное время (пожар в Арктике - катастрофа);

- затруднение в уборке снега (куда и как его сгребать и увозить?- Заняты площади, на которых он мог бы лежать);

- сужение дорожной части полотна (см. выше);

- сокращение мест для парковки автомобилей;

- малопривлекательный вид (контейнеры не новые, и также стремительно «стареют» внешне);

- их неконтролируемый рост увеличивается.

Видимо, список проблем можно продолжать.

Социальный аспект. В суровых климатических

условиях - залог выживания - умение адаптироваться. Люди сами придумали средство сохранности ресурсов для выживания. Ценное и нужное хранится рядом с домом. Место хранения - под присмотром. Любое посягательство на них под предлогом градорегулирования или безопасности будет встречено с недовольством [6]. Тем более, что ничего не предлагается взамен. Денежная компенсация утраченного не будет иметь никакого смысла.

Вышеназванные причины возникновения и следствия такой карготектуры призваны осмыслить ее существование в настоящем и определить будущее.

Осмысление феномена было предпринято при строительстве поселков на Чукотке в начале XXI. Полностью перепланированные и отстроенные заново: Нутэпэль-мен, Янракыннот и др. Там при одноэтажной застройке к каждому дому «приставлен» поднятый над землей (с фундаментом) контейнер, с тем же цветом и материалом кровли, что и дом. Характерно, что здания - одноквартирные. В других поселках (например, Канчалан) застройку составили из одноэтажных, но многоквартирных домов. В этом случае наличие контейнеров, видимо, не было учтено при формировании технического задания: контейнеры устанавливались хаотично, сдвигались, блокировались, явно по инициативе жителей. Таким образом, жители ответили на недостатки планирования.

Крупные города (Норильск, Магадан): имеют постоянную связь с «большой» землей, отлаженную логистику, а также минимум переселенцев-аборигенов. В них контейнерные группы примыкают к гаражным комплексам на периферии города. Т.е. нет необходимости запасть продукты на долгий период (все можно купить, хоть и дорого) и хранить инвентарь (охота, рыбалка -традиционные виды деятельности «аборигенов»). В городах поменьше (Талнах, Анадырь, Певек) - контейнерные группы - повсюду. И являются некоторым ориентиром - здесь ЖИВУТ люди! В этих поселениях еще много неразобранных зданий - люди уехали, дома опустели. Северный завоз позволяет приобрести и сохранить запас на долгий период до следующего лета.

При анализе застройки поселений и городов в контексте размещения каргообъектов можно выявить четкую зависимость. Чем более многоуровневая структура

поселения (квартира-многоквартирный дом-микрорайон-район-город), тем меньше необходимость в индивидуальных системах хранения -контейнерах. Нахождение этих объектов - на территориях общего пользования. И наоборот: чем короче структура (квартира=жилой дом -поселение), тем его наличие безальтернативно. И в данном случае - объекты находятся на территориях личного пользования и не создают вышеперечисленных проблем.

Урбанистический форум МУФ-2019 отметил сдвиг градостроительной политики в сторону здоровья и социального комфорта людей, возрастание роли общественных пространств. Они начинаются от подъезда дома, а не только существуют в центрах городов и поселений. Ведь «большая часть обитаемого пространства строится из сугубо утилитарных соображений» [7]. Использование контейнеров как объектов личного пользования на территориях общего пользования и создает конфликт интересов.

Результаты

Обстоятельства возникновения объектов карготек-туры в арктическом регионе привели к образованию нового типа вернакулярной архитектуры - группы морских контейнеров повторного применения в качестве индивидуального склада продуктов и инвентаря - каргоскла-дов. Регламентация их размещения является закономерным актом для организации среды обитания.

Города Заполярья невелики, так же, как и поселения. Во всех случаях названные объекты карготектуры находятся в пешей доступности. Такая дистанция приемлема для их использования.

Места для планирования каргоскладов на территориях северных поселений не обременены подземными сетями и коммуникациями: на вечной мерзлоте они располагаются над землей.

Таким образом, многие вероятные ограничения не мешают сформулировать принципы организации среды обитания в арктической зоне России с учетом размещения каргосладов. А именно:

1. Учитывать при планировании городов и поселений участки для размещения каргоскладов с предоставлением их в собственность или аренду;

2. Включать жителей в общественное обсуждение и соучаствующее проектирование групп или комплексов каргоскладов [8;9];

3. Разработать модульную систему блокирования объектов - по форме «каре», «креста» и т.п.;

4. Включать по каргобъекты в зону пешей доступности жителей (т.е. дистанция не должна превышать 1000 м);

5. Площадки для размещения каргообъектов должны иметь твердое покрытие и подлежать постоянной уборке механизированными средствами.

С учетом климатических и географических условий расположение объектов под крышей, например, в ангаре, кажется более логичным. Однако, трудно представить, что может быть инициировано проектирование и строительство терминалов для хранения. Типологически -это тот же самый многоэтажный паркинг. Если его не строят для автомобилей, то вряд ли построят для индивидуального хранения запасов и инвентаря - кто выступит инвестором? Таким образом, жители предложили наиболее рациональный подход к решению проблемы. Ответный ход - за градорегулирующими и проектирующими организациями.

Заключение

Климатические циклы, смена и длительность сезонов накладывают ограничения на организацию среды обитания Суровость климата не отпугивает людей, сделавших выбор в сторону преодоления сложных природных условий. Регламентация среды обитания АЗ РФ касается всех сфер жизни, в том числе и личного пространства, когда оно вливается в общественное [10]. Уникальной является ситуация, когда возникла новая типология, разработчиком которой выступили не аборигены с многовековыми традициями, ни архитекторы, а жители - потребители услуг, которых им не предоставили. Таким образом, новая типология, каргосклад может получить определенное развитие как со стороны проектировщиков и дизайнеров, так и со стороны жителей.

Литература

1. Мандельброт Б. Фрактальная геометрия природы. М.: Ин-т компьютерных исследований, 2002, 656 с.

2. Добрицына И.А. Нейронаука как методологическая трансгрессия в пространство архитектурного мышления //АСР, №1[237] 2021.

3. Путинцев, Э.П. Комплексная концепция северного градостроительства [Текст] : дис... доктора архит.: 18.00.04 / Э.П. Путинцев. - М. 2005. - 182 с.

4. Пермиловская, А.Б. Крестьянский дом в культуре Русского Севера (XIX - начало XX) / А.Б. Пермиловская. - Архангельск: Правда Севера, 2005г. - 310 с.

5. Шубенков М.В. Городские агломерации: размышления о настоящем и будущем / Шубенков М.В. // Архитектура и строительство России. — 2015. — № 3. — С. 56.

6. Хайтун С.Д. Социум против человека. Законы социальной эволюции. М.: URSS, КомКнига, 2006, 336 с.

7. Крашенинников А.В. Когнитивная урбанистика : архетипы и прототипы городской среды6 монография / А.В. Крашенинников. - М.: Курс, 2020 - 210 с.

8. Кияненко К.В. «Архитектурное программирование» как социальное исследование и предпроектный менеджмент [Электронный ресурс] // Архитектон: известия вузов. 2016 г. №2(54) URL: http://archvuz.ru/2016_2/1/

9. Кияненко К.В. Социальные стратегии архитектурного программирования // Innovative Ргс^ей . 2017 Т2. №1. С.54-68.

10. Ткачев, В.Н. Освоение Арктики. // В.Н.Ткачев, Т.О. Сарвут / Научное обозрение. - 2016. № 17. С. 74-80.

Cargotecture in the Arctic zone of Russia Sarvut T.O.

Moscow state university of civil engineering (National research university) JEL classification: L61, L74, R53

The article discusses the type of container architecture - kargotektury -individual containers and their grouping in the system of settlements in the Arctic region. The environmental organization of life in the Arctic, as the most rational, sweeps away everything unnecessary, isolating the necessary minimum. The special conditions of life and the provision of the necessary resources have formed certain conditions for the emergence on the basis of capsule modules, an integral element of the life of a resident of the northern settlement. Isolation from the big world, the associated risks for survival, bring to the fore the presence of objects and life support items. The lack of planning for such systems required that the problem be solved by the residents themselves. The multiapartment buildings surrounded by containers in the Arctic zone of Russia, as in the middle lane - with garages, areas demonstrate to architects and urban planners errors in the planning and social organization of the habitat. The problem is considered in the aspect of architecture, urban planning and social structure. A historical view of the

X X О го А С.

X

го m

о

2 О

м

CJ

problem shows ways to solve it, however, the current form of people living in the city dictates a different action and the need to regulate the chaotic distribution of container warehouses. The social aspect involves a sensitive attitude towards residents, whose choice of life in harsh conditions requires concerted actions with them to regulate, as well as joint design of the complexes of these objects. The emergence of a new typological phenomenon is noted - a cargo warehouse - a group of interlocked reusable sea containers, and the dependence of the size of the block on the size of the city or settlement is also revealed. A number of measures are proposed for the further operation of the necessary life support elements in the urban environment.

Keywords: habitat; sustainability, ecosystem, kargotektura, participatory design.

References

1. Mandelbrot, B. B., 1983. The Fractal geometry of Nature. W.H. Freeman and Company, pp: 460.

2. Dobritsina I. A., 2021. Neuroscience as a methodological transgression into the space of architectural thinking in the third millennium. Architecture and Construction of Russia, 1 (237): pp. 10-15.

3. Putincev, E.P. Kompleksnaya koncepciya severnogo gradostroitel'stva [Tekst] : dis... doktora arhit.: 18.00.04 / E.P. Putincev. - M. 2005. - p.182.

4. Permilovskaya, A.B. Krest'yanskij dom v kul'ture Russkogo Severa (XIX

- nachalo XX) / A.B. Permilovskaya. - Arhangel'sk: Pravda Severa, 2005.

- 310 p.

5. Shubenkov M.V. Gorodskie aglomeracii: razmyshleniya o nastoyashchem i budushchem / Shubenkov M.V. // Arhitektura i stroitel'stvo Rossii. — 2015. — № 3. — p. 56.

6. Hajtun, S.D., 2006. Socium protiv cheloveka. Zakony social'noj ehvolyucii. KomKniga, pp: 333.

7. Krasheninnikov A.V. Kognitivnaya urbanistika : arhetipy i pro-totipy gorodskoj sredy6 monografiya / A.V. Krasheninnikov. - M.: Kurs, 2020 -pp: 210.

8. Kiyanenko K.V. «Arhitekturnoe programmirovanie» kak social'-noe issledovanie i predproektnyj menedzhment [Elektronnyj resurs] // Arhitekton: izvestiya vuzov. 2016. №2(54) URL: http://archvuz.ru/2016_2/1/

9. Kiyanenko K.V. Social'nye strategii arhitekturnogo program-mirovaniya // Innovative Rroject . 2017 T2. №1. p.54-68.

10. Tkachev, V.N. Osvoenie Arktiki. // V.N.Tkachev, T.O. Sarvut / Nauchnoe obozrenie. - 2016. № 17. p.74-80.

fO CN O CN

CN

O HI

m

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<

m o x

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.