Научная статья на тему 'Карельское Поморье на рубеже XIX-XX вв. : перспективы экономического развития'

Карельское Поморье на рубеже XIX-XX вв. : перспективы экономического развития Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
383
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАРЕЛИЯ / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / KARELIA / INDUSTRY / ECONOMIC DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дроздюк Александр Александрович

В статье дается анализ развития промышленности в Карелии в указанный период. Особое внимание уделяется созданию инфраструктуры, которая стимулировала экономический подъем в регионе. Автор делает вывод, что, сделав ставку на развитие рыбной промышленности и торговли в северо-западной приморской области Российской Империи, правительство сумело обеспечить кратковременное оживление экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Karelian Seaside at the turn of XIX-XX centuries: economic outlook

The paper gives the analysis of industrial development in Karelia within the specified period. Special attention is paid to the history of the creation of infrastructure aimed to stimulate regional economic rise. The author concludes that having put its stake on the advancement of fishing industry and trade in the North-Western coastal region of Russian Empire the government provided short-term economic recovery.

Текст научной работы на тему «Карельское Поморье на рубеже XIX-XX вв. : перспективы экономического развития»

Александр Александрович Дроздюк

КАРЕЛЬСКОЕ ПОМОРЬЕ НА РУБЕЖЕ Х1Х-ХХ вв.: ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

К концу XIX в. Россия все еще оставалась сельскохозяйственной страной, и хотя отмена крепостного права ознаменовала собой становление России на путь капиталистического развития, подавляющая часть населения (85 %) проживала в сельской местности. Несмотря на это, большими темпами росли фабрики, заводы, города, развивалось товарное земледелие и животноводство. К концу XIX в. интерес государства к освоению отдаленных окраин возрос в связи с развитием промышленности и сельского хозяйства. Оно обратило свой взор на Север — важный в перспективе в экономическом отношении регион.

Во второй половине XIX - начале XX в. Карельское Поморье входило в состав территории Архангельской губернии, которая была образована по указу 1796 г. из Архангельского наместничества. Архангельская губерния являлась самой обширной губернией в европейской части Российской Империи: она занимала всю ее северную часть от Финляндии до Уральских гор и омывалась с севера Северным Ледовитым океаном. Архангельская губерния включала в себя территории нынешних Мурманской области, Ненецкого автономного округа, Архангельской области, Республики Коми, а также части Карелии. В момент своего образования губерния была поделена на восемь уездов: Кольский, Кемский, Онежский, Шенкурский, Холмогорский, Архангельский, Пинежский и Мезенский. Позднее, в 1859 г., Кольский уезд был упразднен, его восстановили только в 1883 г. В 1891 г. из восточной части Мезенского уезда был образован Печорский уезд с центром в Усть-Цильме. И наконец, в 1899 г. Кольский уезд был переименован в Александровский, с центром в городе Александровск, тогда же основанном. Таким образом, к 1903 г. административное деление выглядело следующим образом: Александровский, Архангельский, Кемский, Мезенский, Онежский, Печорский, Пинежский, Холмогорский, Шенкурский уезды.

«Архангельская губерния занимает всю северную часть Европейской России от Норвегии до Сибири, причем только береговая линия от границы Норвегии вдоль Северного океана и Белого моря до границы Тобольской губернии имеет протяжение около 8000 верст», — сказано в приложении к всеподданнейшему отчету губернатора А. П. Энгельгардта за 1894 г.1

Большинство земель этого обширного пространства общей площадью 859 930 км2 было занято тундрой, болотами, озерами и реками. Средняя температура в Архангельске составляла +0,7° по Реомюру и +0,875°С. Таким образом, природно-климатические условия в Архангельской губернии, и в Поморье в том числе, были непригодны для земледелия, которое не могло обеспечить экономического преуспевания губернии.

Следовательно, население имело другие, более доходные источники для успешного проживания в столь тяжелых климатических условиях. Так, в сведениях к отчету о состоянии Архангельской губернии в 1894 г. чиновник Министерства внутренних дел по крестьянским делам Кемского уезда 1-го участка привел (См. Таблицу 1).

Таблица 1

Сведения о промыслах и заработках крестьян

по первому участку за 1894 год» (на примере Кемского уезда)2

Вид промысла Число промышленников Затрачено рублей Выручено рублей Чистая прибыль Убыток

Сороцкая волость

а) в реках и озерах 125 2000 4000 2000 —

б) мурманского промысла 340 35 000 52 500 17 500 —

в) сельдяного промысла 1500 32 000 10 000 — 22 000*

г) от работ на лесопильных заводах 14 1500 2100 600 —

д) от одного трактирного заведения и двух винных лавок — — — 1380 —

Всего 1979 70 500 68 600 21 480 22 000

Шуерецкая волость

а) в реках 4 40 72 32 —

б) мурманского промысла 242 12 000 32 500 20 500 —

в) наважьего 60 300 1020 720 —

г) винные лавки — — — 150 —

Всего 306 12 340 33 592 21402 —

Всего по первому участку

а) в реках 663 4640 9634 4994 —

б) мурманского промысла 1408 113 880 203 600 98 012 —

в) сельдяного промысла 1577 35 378 10 925 - 23 385

г) наважьего промысла 735 6900 8980 2080 —

д) от работ на лесопильных заводах, вырубки, вывозки и сплава лесов 839 35 378 48 053 12 675 —

е) трактирных заведений и лавок 3120 —

ж) торговли в Финляндии 110 4400 5600 1200 —

з) лесной охоты 278 1219 2390 1171 —

и) от извоза 456 3704 5586 1882 —

Всего 6066 — — 125 134 23 385

* Вследствие уноса в море неводов и мереж

Таким образом, в силу невозможности ведения эффективного сельского хозяйства из-за суровых природных условий экономика края основывалась на разработке рыбных богатств Северного Ледовитого океана и лесных пространств. Рыбный промысел являлся и главным сегментом экспорта, который также имел большое значение в экономике Поморья.

О состоянии торговли с Норвегией на 1894 г. можно судить по отчету российского консула в Гаммерфесте Березникова3. По его данным, в двух северонорвежских губерниях — Финмарк и Тромсэ, которые находились в компетенции консула, торгово-мореходное движение выражалось следующим образом: «Прибыло 592 русских судна (в том числе 287 промысловых)... Выбыло 591 судно (в том числе 287 промысловых)»4. В сравнении с 1891 г. наблюдалось численное уменьшение промысловых судов на 156 единиц, что было связано с установлением новых полицейских правил, стеснявших промысловые суда иностранцев. Однако из отчета видно,

что российский флаг преобладал в северной Норвегии по сравнению с другими странами Европы.

Основу меновой торговли составляли мука из России и норвежская рыба, что давало карельским поморам неплохую прибыль. Но со временем характер торговли изменился и стал носить спекулятивный характер, причем все убытки торговых операций перекладывались поморами на русских потребителей в Архангельске.

Таким образом, резюмируя вышеизложенные факты, можно сказать, что Архангельская губерния, занимавшая всю северную часть Европейской России, являлась обширной губернией. Однако, несмотря на обширность земель, регион характеризовался крайне неблагоприятными климатическими условиями, поэтому земледелие не составляло основу экономики губернии. Этот же вывод относится и к территории, прилегавшей к Белому морю — Карельскому Поморью. Русское население, пришедшее сюда в Х1-Х11 в. и оттеснившее карел вглубь материка, избрало своей основной хозяйственной деятельностью морские промыслы. Морской рыбный промысел определил также такую особенность экономической жизни данного региона, как меновая торговля с Норвегией, которая являлась основным источником доходов русских поморов.

Осознав экономическое значение побережья Белого и Баренцева морей, правительство сделало ставку на улучшение жизни поморов с целью дальнейшего развития рыбных промыслов и торговли с Норвегией в промышленных масштабах. Одним из первых, кто понял значимость этого региона, был Александр Платонович Энгельгардт.

А. П. Энгельгардт был одним из незаурядных управленцев и политиков, который сумел вывести вверенный ему регион на абсолютно новый, более высокий уровень экономического и социального развития. Человек неукротимой энергии, он упорядочил бюрократический аппарат Архангельской губернии, что позволило быстро и своевременно реагировать на повседневные нужды региона. Один из знавших его современников, Е. Львов, писал: «Александр Платонович Энгельгардт отличается замечательной деловитой энергией, приведшей его из головы города Смоленска губернатором в Архангельск»5. При А. П. Энгельгардте активно велось железнодорожное строительство, прокладывались «промысловые» телеграфные линии, было создано торгово-мореходное училище, строились новые порты. А. П. Энгельгардт всегда сам справлялся о делах даже в самых отдаленных уголках вверенной ему губернии. Об этом свидетельствует и тот факт, что он поехал в Архангельск «из Петербурга

кружным путем — через Норвегию»6, и это позволило ему лично познакомиться с нуждами самой отдаленной материковой части его губернии — с Мурманским берегом.

Итак, 3 июня 1893 г. камергеру, статскому советнику Александру Платоновичу Энгельгардту высочайшим повелением назначено было «быть архангельским губернатором»7. 19 августа он прибыл в Архангельск, а через день уже принимал местных чиновников, должностных и духовных лиц. Закончил свою речь перед ними он следующими словами: «Конечно, для дальнейшего развития и процветания края нужно еще много поработать, а главное, необходимо облегчить еще в большей мере возможность быстрых сношений и для этого устроить и улучшить пути сообщения, которые связали бы нас с остальною Россиею, привлекли бы к нам новые силы и капиталы и дали бы возможность вызвать на свет, на пользу края, на пользу всей России его несметные большие богатства. С своей стороны, готовый все свои силы посвятить на пользу губернии, я надеюсь найти в вас поддержку и прошу вашей помощи». Как выяснилось позднее, Александр Платонович сдержал свое обещание.

Как уже говорилось выше, маршрут в Архангельск пролегал через Норвегию и Кольский полуостров, что, естественно, не было случайностью, ведь с «Мурманским берегом и его промыслами тесно связаны не только экономическое благосостояние населения всей северной прибрежной части населения. губернии, но в значительной части и Архангельская торговля»8. А так как губернатор был крайне заинтересован в развитии своей губернии, то данный факт имел принципиально важное значение: если бы он не побывал там в августе 1893 г., то «волей-неволей пришлось бы ожидать почти целый год, так как сообщение с Мурманом возможно только летом, морским путем, а из Архангельска на Мурман путь этот открывается лишь с июня»9. Кроме того, губернатора интересовали связи с городами Северной Норвегии, и он посетил в частности города Гаммерфест, Тромсе, Варде и Вадсе, которые являлись основными конкурентами России в освоении региона Западной Арктики.

Уже осенью он разработал обширную программу мероприятий, направленных к удовлетворению насущнейших нужд. края. Эта программа включала в себя, прежде всего, комплекс мер по развитию колонизации архипелага Новая Земля, прокладывание телеграфной линии, соединившей Архангельск с Мурманским берегом и устройство Онежского порта.

Находясь на Севере, А. П. Энгельгардт совершил огромное количество поездок. Об этом свидетельствуют многочисленные дела Канцелярии архангельского губернатора, хранящиеся в настоящее время в Государственном архиве Архангельской области в городе Архангельске. Среди них дело, свидетельствующее о поездке губернатора на Кольский полуостров10, дело о поездке на Новую Землю и Печору: «В начале июля месяца, я намерен отправиться. на Новую Землю», — писал А. П. Энгельгардт начальнику Главного морского штаба 3-4 мая 1894 г. Кроме того, ярким свидетельством многочисленных путешествий самого А. П. Энгельгардта явилась его книга «Русский Север. Путевые записки», опубликованная в 1897 г. в Санкт-Петербурге11. Данная книга представляет собой описание путешествия, совершенного в 1895 г. по побережью Белого моря. Главы разбиты по географическому принципу: каждая соответствует небольшому региону, например: «Поморье», «Карельский берег», «Лапландия». В издание включено подробное социально-экономическое описание региона, практическое обоснование причин столь продолжительной поездки, а также карта маршрутов и многочисленные фотографии, сделанные фотографом Лейцингером.

Историю и причины появления книги автор излагает в главе «Путешествие в Кольский и Кемский уезды». Пост министра финансов в то время занимал С. Ю. Витте, который и посетил Архангельск и Мурманск в 1904 г., что имело огромное значение для развития Севера. С. Ю. Витте лично убедился в экономическом и стратегическом значении Мурмана, а также содействовал и участвовал в проведении мероприятий, впоследствии приведших к экономическому подъему региона и развитию северных промыслов, которые «получили быстрое и благоприятное дви-жение»12. Так, А. П. Энгельгардт говорит о том, что С. Ю. Витте признал неотложность постройки телеграфной линии на Мурман, и уже в 1895 г. для этого мероприятия были выделены первые средства. Одну из причин медленной колонизации мурманского берега и медленного развития рыбных промыслов автор видел в отсутствии «возможно быстрых сношений, как между отдельными промысловыми пунктами, так и с главными центрами сбыта предметов промысла»13. Необходимость постройки телеграфной линии аргументировалась тем, что рыба приплывает не всегда к одним и тем же местам. Этот факт приводил к следующей ситуации: в одних местах промышленники перегружены и у них не хватает ни сил, ни средств для лова, когда как в других — промышленники сидят без дела.

Причем А. П. Энгельгардт ссылался на соседнюю Норвегию, где рыбопромышленные населенные пункты были соединены между собой телеграфом, что позволяло оперативно возместить недостаток средств и рабочей силы путем переброски таковых из соседнего населенного пункта.

В книге также отмечалось, что сделки архангельских торговцев совершаются с различными городами: Санкт-Петербургом, Либавою, Гамбургом. Все это зависело, с одной стороны, от требований рынка, а с другой — от количества улова. От количества улова зависела также необходимость зафрахтования судов для нагрузки и перевозки рыбы14. Таким образом, необходимость прокладывания телеграфной линии диктовалась объективными факторами конкретного региона. Во-первых, сезонные миграции промысловой рыбы, а также наживки — мелкой рыбы, предполагает оперативное реагирование со стороны рыбопромышленников, что возможно лишь при телеграфной связи, так как инфраструктура Поморья была развита плохо. Во-вторых, менялась конъюнктура отечественного и зарубежного рынка, что отражалось определенным образом на количестве вылавливаемой рыбы. Таким образом, А. П. Энгельгардт сумел показать министру финансов С. Ю. Витте, что Кольский полуостров и Поморье являлись важными с экономической точки зрения регионами, и вложения в область рыбопромышленности были перспективным делом.

Но осуществлению данного плана мешали некоторые «технические затруднения». Дело в том, что телеграфные линии обычно прокладывались вдоль уже существовавших дорог и просек, а в Карелии и на Кольском полуострове дорог, как известно, не было. Кроме того, ландшафт вдоль побережья Белого моря труднопроходим. Территория Кемского и Кольского уездов покрыта реками, озерами, тундрой, болотами, горными хребтами. Все эти условия сильно усложняли задачу прокладывания телеграфной линии. Учитывая эти условия, губернатор А. П. Энгельгардт решил лично пройти путь от Кеми до Кандалакши и от Кандалакши до Колы, а далее до Екатерининской гавани и вдоль Мурманского побережья. «Я нашел необходимым лично ознакомиться со всеми местными условиями и вместе с телеграфными инженерами объехать побережье», — писал он15. Кроме телеграфных инженеров Новицкого и Менделеева, губернатор счел нужным взять с собой охотничью команду Архангелогородского резервного батальона (пятнадцать человек) под командованием подполковника Чарковского. Принимали участие в этом путешествии также инспектор телеграфов Кормилев, чиновник особых поручений Янушковский и фотограф Лейцингер.

Таким образом, причиной появления «Путевых записок» являлась необходимость прокладывания телеграфной линии между городом Кемь и Побережьем Кольского полуострова, которая диктовалась, в свою очередь, развитием рыбных промыслов и поднятием региона в экономическом плане. Прокладывание самой линии было затруднено практическим отсутствием сухопутного сообщения, что вызывало необходимость произвести разведку, которой и занялся лично губернатор Архангельской губернии А. П. Энгельгардт.

Прежде всего, остро встал вопрос о том, по какому направлению прокладывать промысловый телеграф. Губернатор четко осознавал, что телеграфную линию нужно вести от Кеми до Колы, а оттуда через Екатерининскую гавань до пограничной реки Ворьемы. Однако воплощение этого плана в жизнь было затруднено тем, что оба уезда, Кемский и Кольский, были сплошь покрыты непроходимыми лесами, болотами и озерами. Вследствие этого А. П. Энгельгардт решил пойти другим путем: провести разведку в обход озер от Кеми до Колы, держась ближе к морю, то есть следовать по той трассе, по которой проходили в 1894 г. изыскания для строительства железной дороги: «Для уяснения и соглашения разноречивых сведений о представляющихся будто бы исключительных затруднениях по проведению линии в этом направлении и для изучения местных условий я предполагаю в июне месяце сего года лично пройти весь путь до Колы», — писал он.

Экспедиция началась 12 июня 1895 г. рейсом парохода «Чижов» из Архангельска до Кеми. Далее, от Кеми до Кандалакши, было решено прокладывать телеграфную линию по уже прорубленной годом ранее просеке, что явно облегчало задачу экспедиции. К этому времени в прибрежные селения уже были доставлены телеграфные столбы, а также отдано распоряжение о подборе крестьян для их установки. Причем работы начались, как и в случае с железной дорогой, с двух сторон одновременно: с открытием навигации в Колу также были привезены телеграфные столбы. Сам же губернатор решил лично пройти пешком путь от Кандалакши до Колы. Уже 15 июня «Чижов» подошел к Кандалакше, и экспедиция двинулась на Север. Сам А. П. Энгельгардт описывал это следующим образом: «Интересную картину представлял наш кортеж. Впереди шел я в тужурке, с ружьем за плечами, а за мной прибывший навстречу из Колы помощник кольского исправника Гейденрейх и остальные спутники, большей частью в форменных тужурках и белых тюлевых накомарниках; затем

бодро шагали солдаты охотничьей команды, в полной походной форме, с берданками и запасом продовольствия и проч[его] на особых козелках за плечами, всего до двух пудов на человека; в хвосте тянулись носильщики с багажом, привязанным также к козелкам, надетым на плечи, по большей части женщины-лопарки, всего до 30 человек»16.

Уже 22 июня экспедиция достигла Колы, опровергнув все сомнения по поводу возможности проведения по этим местам телеграфной линии. Цель этого путешествия была достигнута, возможность проведения телеграфной линии без особых затруднений от Кандалакши до Колы вполне выяснилась и сделалась очевидною.

Таким образом, обладая неукротимой энергией, Энгельгардт личным примером доказал, что можно осуществить и воплотить в жизнь даже самые трудные и, казалось бы, неразрешимые задачи. В очередной раз видно, что губернатор не щадил ни себя, ни своих подчиненных для блага вверенного ему обширного региона. Проведение телеграфной линии в дальнейшем способствовало подъему и оживлению промыслов на Мурмане. Строительство предполагалось закончить к осени 1896 г., когда будет готова «.вся проектируемая телеграфная линия, как по Мурманскому побережью, так и от Колы чрез Кандалакшу до Кеми, то есть до пункта соединения мурманского телеграфа с общей телеграфной сетью империи.»17 Уже в отчете за 1896 г. губернатор докладывал: «Начатая в 1895 г. постройка телеграфной линии на Мурман от Кеми через Кольский полуостров до города Колы и далее на Екатерининскую гавань и Печенгский монастырь до границ Норвегии для соединения с норвежской сетью окончена в течении одного года на протяжении около 1000 верст»18. Далее в отчете говорилось о том, что почтово-телеграфные отделения были открыты в таких населенных пунктах, как Кереть, Ковда, Кола, Печенгский монастырь, Екатерининская гавань, а через некоторое время — в становищах Териберка и Гаврилово.

Итак, строительство промыслового телеграфа было завершено к 1896 г. По словам Г. П. Попова, это строительство во многом способствовало «успеху мурманских промыслов, и в этом отношении Мурман в какой-то степени сравнялся с сопредельной Норвегией»19.

Следовательно, можно с уверенностью сказать о том, что проведение телеграфной линии способствовало подъему и развитию мурманских рыбных промыслов и облегчило жизнь рыбопромышленникам. Теперь благодаря значительному шагу вперед, который сделал в этом направле-

нии регион при А. П. Энгельгардте, можно было попытаться составить конкуренцию соседней Норвегии в рыбной промышленности.

Таким образом, сделав ставку на развитие рыбной промышленности и торговли в северо-западной приморской области Российской Империи, правительство сумело обеспечить кратковременный подъем промышленности на Севере, который был обусловлен объективными экономическими и географическими факторами.

1 Обзор Архангельской губернии, составленный Энгельгардтом за 1894 год // Приложение ко Всеподданнейшему отчету Архангельского губернатора о состоянии Архангельской губернии за 1894 год. Архангельск, 1894. С. 1.

2 Сведения к отчету о состоянии губернии в 1894 году. Т. 1 // ГААО. Ф. 1.

Оп. 8. Т. 1. Д. 2079. 1894. Л. 69, 71.

3 О ходе мурманских рыбных промыслов в навигацию 1894 года // Там же.

Д. 2100. 1894. Л. 10-20.

4 Там же. Л. 10.

5 ЛьвовЕ. По студеному морю. Поездка на Север. М., 1895. С. 32.

6 Краткий очерк путешествий архангельского губернатора А. П. Энгельгардта в 1894 году на Мурман, Новую Землю и в Печорский край. Архангельск, 1894. С. 1.

7 Там же.

8 Краткий очерк путешествий архангельского губернатора А. П. Энгельгардта.

С. 1.

9 Там же. С. 2.

10 Дело о путешествии губернатора Энгельгардта от Ковды до Колы // ГААО. Ф. 1. Оп. 8. Т. 1. Д. 2126. 1895.

11 Энгельгардт А. П. Русский Север. Путевые записки. СПб., 1897.

12 Там же. С. 16.

13 Там же. С. 17.

14 Там же. С. 18.

15 Там же. С. 19.

16 Энгельгардт А. П. Русский север. С. 69-70.

17 Там же. С. 301.

18 Там же. С. 303.

19 Там же. С. 305.

Информация о статье:

Автор: Дроздюк Александр Александрович, аспирант Исторического факультета Петрозаводского государственного университета, Россия.

Название: Карельское Поморье на рубеже ХІХ-ХХ ВВ.: перспективы экономического развития.

Аннотация: В статье дается анализ развития промышленности в Карелии в указанный период. Особое внимание уделяется созданию инфраструктуры, которая

стимулировала экономический подъем в регионе. Автор делает вывод, что, сделав ставку на развитие рыбной промышленности и торговли в северо-западной приморской области Российской Империи, правительство сумело обеспечить кратковременное оживление экономики.

Ключевые слова: Карелия, промышленность, экономическое развитие.

Information about the article:

Author: A. A. Drozdyuk

Title: Karelian Seaside at the turn of XIX-XX centuries: economic outlook.

Summary: The paper gives the analysis of industrial development in Karelia within the specified period. Special attention is paid to the history of the creation of infrastructure aimed to stimulate regional economic rise. The author concludes that having put its stake on the advancement of fishing industry and trade in the North-Western coastal region of Russian Empire the government provided short-term economic recovery.

Key words: Karelia, industry, economic development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.