КАРЕЛЬСКИЙ КОСТЮМ ЭПОХИ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (по археологическим материалам)
С. И. КОЧКУРКИНА,
доктор исторических наук,
заведующий сектором археологии Института языка, литературы и истории Карельского научного центра РАН (г. Петрозаводск, РФ)
Северо-западные берега Ладожского озера в эпоху Средневековья были освоены древними карелами, упомянутыми в русских летописях под этнонимом «корела». Совместными усилиями финляндских и отечественных археологов в течение более ста лет исследованы погребальные памятники, поселения, городища, клады, создавшие в итоге богатейшую информационную базу для изучения этнокультурной истории народа.
Для реконструкции средневекового костюма ценны материалы могильников (хранятся в Музейном ведомстве Финляндии), исследованных на Карельском перешейке в конце XIX в. финляндским ученым Т. Швиндтом [9]. Его труд содержит довольно подробное описание погребальных обрядов и материальной культуры, хозяйства и верований, а также мужского и женского костюмов. По мнению Т. Швиндта, женская одежда включала длинную юбку (точнее, безрукавную одежду или безрукавное платье. - С. К) из двух полотнищ плотной шерстяной ткани. Верхние концы заднего полотнища перекидывались на передние, слегка касаясь друг друга, а на предплечьях скреплялись овально-выпуклыми фибулами. Края обрабатывались светлой или ярко окрашенной шерстяной тканью либо фасонной лентой. Края передников из четырехни-точной шерстяной ткани украшались спиральками из медных сплавов и бахромой. Наплечная накидка тоже из четырехниточ-ной ткани отделывалась по краям бахромой и застегивалась фибулой. Платок из той же ткани, что и юбка, свисал с головы и крепился застежкой.
Однако предложенная Т. Швиндтом реконструкция не убедила исследователей. Кропотливая работа этнографов и специалистов по древним тканям, проведенная в Национальном музее Финляндии, завершилась демонстрацией в 1956 г. манекена («хозяйка Кауколы»), облаченного в реконструированный древнекарельский костюм: белую рубаху и наплечную накидку, синий головной платок и передник, коричневую юбку. Из украшений присутствовали парные овально-выпуклые фибулы, Ф-образные пронизки, ажурные цепе-держатели, от которых спускались бронзовые цепочки с висевшими на них ко-поушкой и шумящей подвеской (справа), ножом с бронзовой рукоятью в орнаментированных ножнах (слева). У ворота рубахи - круглая выпуклая застежка. Головной платок был прикреплен сюке-рё и чуть ниже - пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа, наплечная накидка - выпуклой подковообразной. На шее - лента с нашитыми серебряными четырехугольными пластинками, в ушах - серьги. На подоле передника, заканчивающегося бахромой, располагалась широкая полоса из спиралек в виде крестов с загнутыми под прямым углом концами. На ногах манекена - кожаная обувь с ремешками, стягивающими икры [6].
Костюм «хозяйки Кауколы» также был подвергнут критике финляндской исследовательницей П.-Л. Лехтосало-Хиландер [7; 8]. Ею справедливо отмечены ошибки реставраторов: для карелов абсолютно не характерны серьги и бронзовые цепочки
© Кочкуркина С. И., 2015
(в могилах обнаружены, за единственным исключением, железные); противоречит истине и техника орнаментации древнека-рельских украшений: чеканка вместо гравировки. Со своей стороны отметим еще некоторые недочеты в реконструированном костюме: шумящие украшения не были популярными у древнекарельских женщин; копоушки и шумящие коньковые подвески вместе в погребениях не встречены.
П.-Л. Лехтосало-Хиландер критикует реставраторов за то, что цветовые сочетания в костюме далеко не исчерпывают всего разнообразия красок, которыми пользовались в жизни. Представлены белый, синий и коричневый цвета, в то время как в различных погребениях встречены юбки - почти белая, окаймленная красноузор-чатой тесьмой; темно-коричневая или черная, украшенная сине-красно-желтой тесьмой; с двухцветной каймой; светло-серая со жгутом. Передники - темно-серые или черные, синие с аппликацией из металлических крестиков. Головные платки - натурального темно-коричневого цвета или окрашенные индиго (синие). В некоторых погребениях могильника Кекомяки сохранились остатки льняных нательных рубах.
Данное разнообразие свидетельствует о том, что метод создания универсального костюма по данным нескольких погребений неправомерен; такой костюм реально не существовал. Этнографами всегда отмечалась индивидуальность народного костюма: не только у жительниц разных деревень, но и в одной деревне в женских нарядах наблюдалось разнообразие в деталях. Это характерно не только для карелов, но и для других народов. Одежда, выявленная в результате раскопок одного могильника, отличалась от одежды из других, территориально близко расположенных. Более того, женский наряд, воссозданный по материалам могил с богатым сопровождающим инвентарем, не отражал, да и не мог отражать моду рядового населения. В могилах со скромным содержанием, где мало украшений из цветного металла (способствующих сохранности текстиля), детали убранства проследить почти невозможно.
Как нам удалось выяснить в результате реконструкций нескольких женских костюмов ХШ-Х1У вв. по материалам могильников Карельского перешейка (4, рис. 16-17), у представителей одного и того же этноса по разным причинам, в том числе по возрастному признаку, наблюдаются различия и в наборе элементов одежды, и в цвете, и в составе украшений. Например, одна из двух женщин, погребенных в могиле Кекомяки-1 (рис. 1), была одета в тонкую льняную рубаху, отделанную тесьмой с серебряной нитью и застегнутую у ворота орнаментированной пластинчатой фибулой карельского типа. Поверх нее было надето белое шерстяное окаймленное красно-черной узорчатой тесьмой без рукавов одеяние, закрывающее весь корпус и скрепленное на плечах овально-выпуклыми фибулами; к ним были прикреплены Ф-образные прониз-ки с привесками, спиралевидные держатели цепей, от которых спускались железные цепи, заканчивающиеся с правой стороны копоушкой, с левой - ножом с орнаментированной рукоятью в ножнах. Темно-серый передник, украшенный полосой из бронзовых спиралек, составляющих сложные композиции, представляет собой лучший
Р и с. 1. Женский костюм из Кекомяки-1
Р и с. 2. Сюкерё
образец не только среди изделий СевероЗападного Приладожья, но и Финляндии. Головной платок синего цвета прикреплялся к волосам серебряной сюкерё (рис. 2) и подковообразной фибулой карельского типа. Пальцы рук были украшены перстнями. Имелась ли наплечная накидка у этой женщины, сказать трудно, так как сопровождающие вещи обеих умерших перемешались. Но одно светло-серое наплечное покрывало в погребении все-таки зафиксировано. П.-Л. Лехтосало-Хиландер предполагает, что оно принадлежало второй женщине, одетой в темно-коричневую, почти черную, юбку и серый передник, довольно экономно украшенный по подолу спиральками. О головном платке не упоминается, но он непременно был, поскольку присутствовала головная застежка.
Для костюма из могилы Кекомяки-5 характерна иная цветовая гамма: безрукавная одежда, украшенная двухцветной каймой, наплечная накидка с бахромой и головной платок - темно-коричневые. В детском погребении отмечены безрукавное платье, наплечная накидка, но отсутствуют головной платок и передник. Видимо, эти детали одежды не носились подростками. Из предметов украшения в могиле найдены круглая нагрудная и две овально-выпуклые фибулы, украшенные плетением, подковообразная выпуклая застежка карельского типа, спиралевидные цепедержатели, пять различных бусин, двухголовая коньковая подвеска, маленький нож со следами кожаных ножен и т. д.
Костюм из Кекомяки-6 включал серое безрукавное одеяние, окаймленное жгутом, скрепленное овально-выпуклыми фибулами, от которых спускались Ф-образные
пронизки, ажурные держатели цепей. Цепочкой с висевшим на ней ножом в ножнах заканчивалась лишь правая сторона гарнитура. Серая наплечная накидка скреплялась подковообразной выпуклой фибулой карельского типа. Синий передник был отделан одинарной каймой из бронзовых спиралек. С правой стороны пояса свисали две орнаментированные круглые пластинчатые подвески. В качестве шейного украшения использовалась обшитая тканью берестяная лента, украшенная серебряными пластинками. У ворота - медальон с изображением Марии Оранты. Синий головной платок скреплялся сюкерё и пластинчатой подковообразной фибулой карельского типа. На левой руке - серебряный перстень.
Костюм из безрукавного одеяния, головного платка, наплечной накидки и орнаментированного спиральками передника и с такими же, как в предыдущем погребении, украшениями обнаружен в Леппясен-мяки-4. Несмотря на стандартность одежды, погребенная выделялась ожерельем на шее, украшениями из спиралек на лбу и поясом на талии. Еще большим разнообразием отличается костюм из могильника Ховинсаари, хотя общий стиль, свойственный древнекарельской одежде, в обоих костюмах соблюден [4, 65-74].
Обратим внимание на то, что конструкция костюма, если отвлечься от деталей, оказывается сходной для населения Западной и Восточной Финляндии, а также Северо-Западного Приладожья. Это сходство не случайно - оно сложилось под воздействием на население данной территории конкретных исторических, географических и социально-экономических факторов.
Значительное место в украшениях женской одежды занимали спиральки. Финляндские исследователи не только изучили изделия из конкретных памятников, но и создали целостную картину для большого региона Северной Европы. На Карельском перешейке для прикрепления спиралек к переднику использовался способ аппликации: короткие спиральки нанизывались на нить (в новгородской Карелии чаще всего применялись ссученные вместе конская и шерстяная нити), пришивались к
полосе ткани, которая затем прикреплялась к подолу передника. Такой орнамент был виден только с лицевой стороны. Известны сложные композиции в виде крестообразных фигур, являющиеся, по признанию финляндских специалистов, вершиной мастерства. В западнофинских передниках орнамент создавался уже в процессе изготовления ткани: в нити основы вдевались более толстые спиральки, и тогда орнамент был виден с обеих сторон. Отличие наблюдается и в оформлении наплечных накидок: в Западной Финляндии они украшались орнаментом из спиралек в виде звездочек, квадратов, четырехлистников и т. д., в Северо-Западном Приладожье края накидок отделывались тесьмой или каймой с бахромой, сотканной вместе с материей.
По мнению П.-Л. Лехтосало-Хиландер, украшение женской одежды спиральками представляло собой общеевропейскую моду, но народы по-своему применяли ее, поскольку женский костюм развивался на основе этнических традиций [5].
При раскопках древнекарельских городищ обнаружена значительная коллекция ювелирных изделий, использовавшихся для украшения женской одежды (рис. 3).
17
Р и с. 3. Терву-Линнасаари. Предметы из цветного металла: 1-3, 6 - фибулы; 4, 5, 10 - цепедержатели; 7, 9 - подвески-бубенчики; 8 - оковка ножен; 11, 12 -копоушки; 13, 14 - Ф-образные пронизки; 15 - блесна; 16 - игла от фибулы; 17, 18 - наременные накладки; 19 - изделие непонятного назначения
Меднолитейное дело в древнека-рельских землях развивалось в русле передовых традиций. Впервые спектральный анализ химического состава металла 55 находок из археологических раскопок на городищах Тиверск и Паасо был осуществлен в 1980-е гг. [1]. Несмотря на то что Э. С. Васильева использовала качественный метод оценки концентрации химических элементов, эти данные позволили определить набор цветных металлов и сплавов, характерных для карельских памятников, и высказать суждения относительно источников поступления ювелирного сырья на эту территорию.
Спустя почти тридцать лет в практику археологических исследований вошли более совершенные методы определения химического состава древних металлов и сплавов. С их помощью можно получить информацию о количественном содержании элементов без отбора проб и ущерба для сохранности изучаемых объектов. Для анализа химического состава были привлечены 76 находок с древнекарельских городищ (исследование осуществлено сотрудником кафедры археологии Московского государственного университета Н. В. Ениосовой [3].
Анализ показал, что из свинцовых лату-ней (сплав меди, цинка, свинца) изготовлены изделия, датирующиеся Х—Х11 вв. Многочисленна группа предметов украшения из оловянно-свинцовых бронз: овально-выпуклые фибулы, цепедержа-тели, рукояти ножей и т. д. Они были серебристо-серого цвета и производили впечатление серебряных (мы их таковыми и считали). Характерные примеси - серебро, мышьяк, сурьма - свидетельствуют о происхождении сырья из месторождений, обнаруженных на территории Германии. Изделия из свинцовых латуней хрупкие, поэтому их нельзя было подвергать даже простым кузнечным операциям из-за опасности повреждения.
Серебро представлено тремя пробами. Круглая фибула с гравированным орнаментом выполнена из двухкомпонентного высокопробного драгоценного металла. Менее высокая проба обнаружена у серебра, использованного для изготовления длин-
ной иглы подковообразной фибулы и круглой застежки, у которой половина дуги ложновитая. Серебряный прут из Тивер-ска был исследован Э. С. Васильевой. Помимо меди и свинца в металле этого предмета есть цинк и олово. Различные комбинации легирующих компонентов в серебре, как правило, свидетельствуют о том, что к драгоценному металлу добавлялись в виде лома бронзовые, медные или латунные изделия, а также свинец в чистом виде.
Разнообразие карельских сплавов объясняется прежде всего многократной переплавкой изделий и сырьевых продуктов, поступавших из различных источников. Карельская выборка имеет много общих черт с новгородской и в целом вписывается в картину распространения ювелирного сырья на Северо-Западе в Х-ХУ столетиях. Однако состав цветного металла Ка-
релии отражает специфическую ситуацию региона, вовлеченного в торговые и политические контакты как с Новгородом, так и с Западом [2].
В последние годы реконструкцией национальных костюмов заинтересовались и в нашей стране. Качественное и научно обоснованное воссоздание древнекарель-ского женского костюма и сопутствующих ему украшений выполнено Т. И. Быковой, директором Сампо-центра финского языка и культуры (Санкт-Петербург), и высококлассными ювелирами. Специалисты не стремились к созданию точной копии древнего костюма, да это и невозможно, поскольку ткани и технологии совершенно другие, но достигли главной цели - познакомить заинтересованных лиц с эстетическими взглядами и технологическими достижениями карелов в эпоху Средневековья.
Поступила 24.05.2015
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY
1. Васильева, Э. С. Характеристика медных сплавов с городищ Тиверск и Паасо // Кочкур-кина С. И. Древняя корела. - Ленинград : Наука, 1982. - С. 185-188.
2. Ениосова, Н. В. Древнекарельские ювелирные изделия из цветного и драгоценного металла X-XV веков : ареал, датировка, химический состав / Н. В. Ениосова, С. И. Коч-куркина // Труды КарНЦ РАН. - 2010. - № 4. -С. 24-33.
3. Ениосова, Н. В. Новые данные о химическом составе цветного и драгоценного металла памятников летописной корелы // Кочкуркина С. И. Древнекарельские городища эпохи Средневековья. - Петрозаводск, 2010. - С. 248-262.
4. Кочкуркина, С. И. Корела и Русь / С. И. Коч-куркина. - Москва : Наука, 1986. - 144 с.
5. Lehtosalo-Hilander, P.-L. Common characteristic features of dress-expressions of kinship or cultural contacts // Fenno-ugri et slavi 1978. -Helsinki, 1980. - S. 243-260.
6. Lehtosalo-Hilander, P.-L. Euran puku ja muut muinaisvaatteet / P.-L. Lehtosalo-Hilander. -Vammala, 2001. - Kuva 32.
7. Lehtosalo-Hilander, P.-L. Muinaispukujemme korut // Kotiseutu. - 1979. - № 5. - S. 255.
8. Lehtosalo-Hilander, P.-L. Punahame-sinihuntu-monien mahdollisuuksien muinaispuvut // Vak-kanen. - 1973. - № 2. - S. 15-22.
9. Schwind, T. Tietoja Karjalan rautakaudesta // Suomen Muinaismuistoyhdistyksen Aika-kauskirja. - 1893. - № 13. - 206 s.
1. Vasilyeva, E. (1982) Characteristic of copper alloys from settlements Tiversk and Paaso, Ancient Korela, Leningrad : Nauka, p. 185-188.
2. Eniosova, N., Kochkurkina, S. (2010) Ancient
Karel jewelry and precious metals of X-XV centuries: the area, dating, chemical composition, Karelian Scientific Center, RAS, № 4, p. 24-33.
3. Eniosova, N. (2010) New data on the chemical
composition of base and precious metal monuments of chronicle Karely, Ancient Karel settlement of the Middle Ages, Petrozavodsk: Karelian Research Centre, p. 248-262.
4. Kochkurkina, S. (1986) Korela and Russia, Mos-
cow: Nauka.
5. Lehtosalo-Hilander, P.-L. (1980) Common char-
acteristic features of dress-expressions of kinship or cultural contacts, Fenno-ugri et slavi 1978, Helsinki, p. 243-260.
6. Lehtosalo-Hilander, P.-L. (2001) Euran puku ja
muut muinaisvaatteet, Vammala, Kuva 32.
7. Lehtosalo-Hilander, P.-L. (1979) Muinaispukujemme korut, Kotiseutu, № 5, p. 255.
8. Lehtosalo-Hilander, P.-L. (1973) Punahame-sini-
huntu-monien mahdollisuuksien muinaispuvut, Vakkanen, № 2, p. 15-22.
9. Schwind, T. (1893) Tietoja Karjalan rakkaud-
esta, Suomen Muinaismuisto yhdistyksen Aika-kauskirja, № 13.