031-033
4-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ. МАТЕРИАЛЫ ФОРУМА
031 ОСОБЕННОСТИ ПРИВЕРЖЕННОСТИ БОЛЬНЫХ С ФИБРИЛЛЯЦИЕЙ ПРЕДСЕРДИЙ К АНТИКОАГУЛЯНТАМ ПРЯМОГО И НЕПРЯМОГО ДЕЙСТВИЯ
Блинова В. В., Хупсергенова М. С., Максимова А. А.
ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, Саратов, Россия
Цель. Изучить приверженность больных с фибрилляцией предсердий (ФП) к антикоагулянтам прямого (прадакса, кса-релто) и непрямого (варфарин) действия.
Материал и методы. В исследование было включено 66 больных с различными формами ФП в возрасте от 34 до 70 лет (средний возраст — 52,6 лет), находящихся на стационарном лечении в отделениях кардиологии МУЗ "2 Городская клиническая больница им В. И. Разумовского" г. Саратова. Все больные были разделены на 3 группы по 22 человека, в зависимости от рекомендованного для амбулаторного приема антикоагулянта (прадакса, ксарелто, варфарин). Исследование приверженности лечению определялось при помощи шкалы Мориски-Грин через месяц после выписки из стационара.
Результаты. В первой группе пациентам при выписке из стационара был рекомендован прием прадаксы в дозе 300 мг/сутки, данные рекомендации были изначально проигнорированы в 45% случаях, в основном из-за высокой стоимости препарата. Через месяц от начала лечения в данной группе по шкале Мориски-Грин недостаточную приверженность терапии продемонстрировали 25% больных, 66,6% — оказались приверженными и 8,3% — неприверженными.
Во второй группе для амбулаторного приема была рекомендована ксарелто в дозе 10 мг/сутки, первично проигнорированы данные рекомендации были в 77% случаях, основной причиной также как и в первой группе явилась высокая цена препарата. При оценке приверженности пациентов лечению через месяц выявлено, что все пациенты продемонстрировали высокую приверженность.
В третьей группе был рекомендован для амбулаторного приема варфарин с дальнейшем титрованием дозы под контролем МНО, изначально проигнорированы данные рекомендации были в 22,7% случаях. Через месяц в данной группе по шкале Мориски-Грин недостаточную приверженность лечению продемонстрировали 47% больных, 35,2% — оказались приверженными и 17,6% — неприверженными. Причем среди приверженных пациентов и пациентов с недостаточной приверженностью подбор дозы варфарина под контролем МНО осуществлялся меньше чем у ЛА всех пациентов.
Заключение. Пациенты с фибрилляцией предсердий, участвующие в опросе, независимо от рекомендованного для амбулаторного приема антикоагулянта в большинстве случаев продемонстрировали недостаточную приверженность медикаментозному лечению, либо ее полное отсутствие. Обращает внимание, что в группах, где были рекомендованы антикоагулянты прямого действия изначально отмечался высокий процент отказов от лечения из-за высокой цены препаратов, однако те пациенты, которые начали лечение в дальнейшем показали высокую приверженность.
032 ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ ГЛИКЕМИИ И СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТЫЕ ОСЛОЖНЕНИЯ КОРОНАРНОГО ШУНТИРОВАНИЯ НА "РАБОТАЮЩЕМ СЕРДЦЕ" У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА
Бородашкина С. Ю.1, Протасов К. В.2, Подкаменный В. А.2
'ГБУЗ Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница, Иркутск; 2ГБОУ ДПО Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования Минздрава России, Иркутск, Россия
Цель. Изучить влияние суточной вариабельности гликемии на развитие ранних сердечно-сосудистых осложнений
коронарного шунтирования на "работающем сердце" у больных сахарным диабетом 2-го типа.
Материал и методы. В исследование включены 338 больных ишемической болезнью сердца (ИБС) с сахарным диабетом 2-го типа (СД 2), подвергшихся коронарному шунтированию (КШ) на "работающем сердце". Средний возраст составил 58,0 (53,0-63,0) лет. Мужчин было 277 (82%). В основную группу включены пациенты с сердечно-сосудистыми осложнениями (ССО) в раннем послеоперационном периоде: инфаркт миокарда (ИМ), острое нарушение мозгового кровообращения (ОНМК), фибрилляция предсердий (ФП). В контрольную группу включены пациенты без ССО. В исследуемых группах сравнивали параметры углеводного обмена. С помощью ROC-анализа определяли чувствительность и специфичность гликированного гемоглобина (HbA1c), среднего уровня глюкозы и ее вариабельности в течение суток при поступлении и накануне операции в отношении повышенного/высокого риска ССО и строили ROC-кривые. Рассчитывали площадь под кривыми (AUC) и их стандартные ошибки. Рассчитывали отношения шансов (ОШ) и доверительный интервал (ДИ) развития ССО у больных с вариабельностью гликемии выше найденных пороговых уровней.
Результаты. ССО зарегистрированы у 54 больных, среди них ИМ — у 20, ОНМК — у двоих и ФП — у 32. В группе ССО были выше уровни HbA1c, сывороточной глюкозы и ее вариабельности в течение суток при поступлении и накануне операции. По результатам ROC анализа параметров углеводного обмена наиболее высокие значения AUC имели вариабельность гликемии при поступлении с пороговым уровнем — 0,61 ммоль/л (AUC=0,939±0,02) и накануне операции с пороговым уровнем — 1,74 ммоль/л (AUC=0,892±0,03). Для вариабельности гликемии при поступлении ОШ (ДИ) — 29,3 (12,5-68,4), накануне операции ОШ (ДИ) — 22,0 (10,9-44,6).
Заключение. Вариабельность гликемии при поступлении явилась наиболее чувствительным и специфичным предиктором ранних послеоперационных сердечно-сосудистых осложнений коронарного шунтирования на "работающем сердце" у больных сахарным диабетом 2 типа.
033 КАРДИОСПЕЦИФИЧЕСКИЕ МАРКЕРЫ ПОВРЕЖДЕНИЯ МИОКАРДА ПРИ КОРОНАРНОМ ШУНТИРОВАНИИ НА "РАБОТАЮЩЕМ СЕРДЦЕ" У БОЛЬНЫХ САХАРНЫМ ДИАБЕТОМ 2 ТИПА
Бородашкина С. Ю.1, Протасов К. В.2, Подкаменный В. А.2
1ГБУЗ Иркутская ордена "Знак почета" областная клиническая больница, Иркутск; 2ГБОУ ДПО Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования Минздрава России, Иркутск, Россия
Цель. Изучить динамику маркеров некроза миокарда во взаимосвязи с режимом периоперационной сахароснижа-ющей терапии и параметрами углеводного обмена при коронарном шунтировании на "работающем сердце" у больных ишемической болезнью сердца с сопутствующим сахарным диабетом 2-го типа.
Материал и методы. В исследование включены 71 больной ишемической болезнью сердца (ИБС) с сахарным диабетом 2-го типа (СД 2), получавших пероральные сахароснижающие препараты (ПССП), в возрасте 59 [56-64] лет. Мужчин было 51 (71,8%). Все пациентам проведена операция коронарного шунтирования (КШ) на "работающем сердце". Перед операцией больные были рандомизированы в группы продолжения ПССП (n=34) и перевода на инсулин (ИН) короткого действия (n=37). В изучаемых группах сравнивали показатели углеводного обмена, маркеры некроза миокарда, а также их динамику в течение периоперационного периода. Изучали взаимосвязь динамики маркеров некроза миокарда с параметрами углеводного обмена.
4-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ФОРУМ. МАТЕРИАЛЫ ФОРУМА
034-035
Результаты. Исходно параметры углеводного обмена не отличались в обеих группах. Накануне операции в группе ИН среднесуточные уровни глюкозы, ее вариабельность в течение суток, а также доля значений гликемии, меньших рекомендуемого периоперационного диапазона (6,110,0 ммоль/л), были больше, чем в группе ПССП. В группе ИН был выше уровень тропонина Т и МВ фракции креа-тинфосфокиназы (МВ-КФК) за сутки до операции и через 24 часа после нее. Также в группе ИН имел место больший прирост тропонина Т (А тропонина Т 0,36 [0,25-0,40] против 0,2 [0,1-0,25], р<0,001) и МВ КФК (А МВ КФК 14 [8,017,0] против 7,3 [1,5-8,7], р<0,001). Динамика тропонина Т и МВ КФК в наибольшей степени коррелировала со средним уровнем глюкозы во время операции (r=+0,81 и r=+0,66, соответственно), вариабельностью гликемии накануне операции (r=+0,71 и r=+0,63) и при поступлении (r=+0,37 и r=+0,31).
Заключение. У больных СД 2, перенесших операцию КШ на "работающем сердце", при переводе на ИН короткого действия, по сравнению с продолжавшими прием ПССП пациентами, в послеоперационном периоде отмечен больший прирост маркеров некроза миокарда, который коррелировал со средним уровнем глюкозы во время операции, вариабельностью гликемии в течение суток перед операцией и при поступлении.
034 T45G ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНА АДИПОНЕКТИНА У БОЛЬНЫХ АБДОМИНАЛЬНЫМ ОЖИРЕНИЕМ С МЕТАБОЛИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ И БЕЗ НИХ
Бровин Д.Л, Беляева О. Д., Березина А. В., Каронова Т. Л., Баженова Е. А., Беркович О. А., Чубенко Е. А., Баранова Е. И.
ГБОУ ВПО Первый Санкт-Петербургский Государственный Медицинский Университет им. академика И. П. Павлова, Санкт-Петербург, Россия
Цель. Установить распределение G45G, G45T, T45T генотипов гена адипонектина у больных абдоминальным ожирением (АО) с наличием и без метаболических нарушений.
Материал и методы. Обследовано 503 больных АО (IDF,2005): 144 (28,6%) мужчины и 359 (71,4%) женщин, в возрасте от 30 до 55 лет (средний возраст 45,8±0,8 лет). Метаболическое здоровье пациентов с АО определялось, как отсутствие компонентов метаболического синдрома (МС) (IDF,2005) и инсулинорезистентности. Показатели липидного спектра сыворотки крови, глюкозы плазмы крови оценивали на анализаторе COBAS INTEGRA 400/700/800 (Germany). Инсулинорезистентность оценивали по индексу НОМА-ИР. Уровень адипонектина определяли методом иммунофермент-ного анализа (ELISA).y всех обследованных были определены G45G, G45T и T45T генотипы гена адипонектина методом полимеразной цепной реакции с последующим рестрикцион-ным анализом.
Результаты. 8,7% больных АО не имели метаболических нарушений (МН), в то время как 91,3% пациентов имели компоненты МС или МС. Пациенты без МН были моложе (42,2±1,4 лет и 47,0±0,4 лет; р<0,01, соответственно), имели меньшую величину окружности талии, как у мужчин (108,62±0,95 см и 104,65±0,82 см; р<0,05, соответственно), так и у женщин (98,94±0,65 см и 93,29±0,76 см; р<0,05, соответственно). Уровень адипонектина в обеих группах не отличался (р>0,05), однако метаболически здоровые женщины с АО имели более высокий уровень адипонектина, чем пациентки с АО с метаболическими нарушениями (23,65±0,86 мкг/мл и 19,01±0,86 мкг/мл; р<0,05, соответственно). Среди больных АО с метаболическими нарушениями и/или МС было больше носителей T45T генотипа гена адипонектина (OR = 2,23, ДИ= 1,12-5,13, р<0,05) и 45T аллеля (р<0,05), чем среди метаболически здоровых пациентов с АО.
Заключение. Метаболически здоровые пациенты с абдоминальным ожирением встречались реже, чем пациенты
с метаболическими нарушениями. Пациенты с абдоминальным ожирением без метаболических расстройств были моложе и имели меньшую окружность талии, чем пациенты с метаболическими нарушениями и/или метаболическим синдромом. Носительство T45T генотипа гена адипонектина у больных абдоминальным ожирением ассоциируется с увеличением риска метаболических нарушений и/или метаболического синдрома более, чем в 2 раза.
035 ПРОКОНВЕРТИН И ПОЛИМОРФИЗМ ГЕНА ФАКТОРА VII В ПРОГНОЗИРОВАНИИ РИСКА ТРОМБОЭМБОЛИЧЕСКИХ ОСЛОЖНЕНИЙ У БОЛЬНЫХ НЕКЛАПАННОЙ ФИБРИЛЛЯЦИЕЙ ПРЕДСЕРДИЙ
Булгакова Н.Е., Боева О.И., Байкулова М.Х., Власянц Е.А., Дерева М. В., Игнатенко И. В., Кривенко Н. Н.
ГБОУ ВПО Ставропольский государственный медицинский университет, Ставрополь, Россия
Цель. Изучение взаимосвязи между полиморфизмом G10976A гена фактора VII, уровнем фактора VII (проконвер-тина) в плазме крови и клиническими исходами у больных с неклапанной фибрилляцией предсердий.
Материал и методы. В исследование было включено 98 больных с неклапанной ФП в возрасте от 19 до 62 лет (средний возраст 52,6±9,4 года), не получавших антитромботи-ческой терапии, из них 82,7% мужчин, 17,3% женщин. Период наблюдения составил 36 месяцев. Конечными точками считали развитие острого нарушения мозгового кровообращения или транзиторной ишемической атаки. Уровень фактора VII в плазме определяли c помощью набора AssayMax Human Factor VII (FVII) ELISA Kit (США). Полиморфизм G10976A гена фактора VII идентифицировали методом полимеразной цепной реакции с использованием комплекса реагентов "SNP-экспресс" для амплификации. Статистическую обработку полученных данных проводили в программе SPSS Statistics 20.0 for Windows.
Результаты. Гетерозиготный полиморфизм G10976A гена фактора VII был выявлен у 17 (17,3%) больных, 1 (1%) пациент оказался гомозиготным носителем мутантной аллели. Распределение генотипов соответствовало закону Харди-Вайнберга. Среднее содержание фактора VII в плазме крови составило 1,82±0,78 мкг/мл. В группе пациентов гомозиготных по нормальной аллели гена фактора VII содержание проконвертина в крови было достоверно выше, чем в группе носителей мутантной аллели (1,89±0,79 г/л против 1,32±0,44 г/л, соответственно, p<0,05). В группе больных, достигших конечных точек, выявлена тенденция к увеличению содержания проконвертина по сравнению с пациентами без конечных точек (2,37±1,06 г/л против 1,75±0,71 г/л, соответственно, p=0,059). Конечных точек за период наблюдения достигли 12 (12,2%) больных. В группе пациентов, имеющих мутацию гена фактора VII, конечных точек достигли 5,6% больных, а в группе пациентов без мутантного аллеля конечные точки были зафиксированы у 13,8% пациентов. Была обнаружена обратная корреляционная связь между наличием мутантного аллеля и возникновением конечных точек, коэффициент корреляции Спирмена составил 0,343.
Заключение. Носительство мутантной аллели гена фактора VII влечет за собой снижение концентрации и активности проконвертина в плазме крови. Полученные нами результаты свидетельствуют о взаимосвязи уровня фактора VII и полиморфизма G10976 гена проконвертина с риском возникновения ТЭО у больных с неклапанной фибрилляцией предсердий, что возможно позволит использовать данные факторы в качестве компонентов оценки риска неблагоприятных исходов в данной группе больных.