Научная статья на тему 'КАРАВАНИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВИД ТУРИЗМА'

КАРАВАНИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВИД ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
991
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ И ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ / АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / КАРАВАНИНГ / КЕМПИНГ / ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Оборин Матвей Сергеевич

В статье проанализированы вопросы, связанные с развитием автотуризма и одной из его форм караванинга. Раскрыты вопросы, связанные с историей нового вида туризма, дано определение понятию «караванинг» и приведена классификация. Раскрыты проблемы развития караванинга в России, предложены пути их решения как перспективной отрасли туризма. В автомобильном туризме Российской Федерации были определены основные проблемы: несовершенство законодательной базы, неразвитость региональной дорожной инфраструктуры и низкое качество региональных дорог, отсутствие сети оборудованных кемпингов, системы их классификации и единой информационной системы бронирования, отсутствие автомобильных туристических маршрутов. В настоящее время туристическая сфера нашей страны нуждается в преобразованиях вследствие низкого уровня соответствия институциональной среды и спроса в сфере внутреннего и въездного туризма. Данная проблема весьма актуальна, и для ее решения необходимо разработать новые формы и направления туристических услуг. На сегодняшний день весьма популярным видом туризма является автотуризм, достаточно эффективно влияющий на социально-экономическое развитие регионов страны. Для туристов определяющим фактором, при выборе туристического направления являются условия проживания и трансферных услуг. На развития данного туристического направления оказали влияние также следующие факторы: количество личного транспорта, ритм и качество жизни, строительство новых транспортных линий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CARAVANNING AS AN INNOVATIVE TYPE OF TOURISM

Thе article analyzes the issues related to the drive tourism development and caravanning as one of its forms. The author describes the history of a new type of tourism and gives the definition of “caravanning” and its classification. The article reveals development problems of caravanning in Russia and proposes the ways of their solution as a promising tourism industry. Drive tourism in the Russian Federation faces the challenges, such as the imperfection of the legislative framework, insufficient quality of regional road infrastructure, the lack of a network equipped campsites, their classification, unified information system of reservation and tourist routes. Currently, the tourism sector of our country needs to be transformed due to the low level of compliance with the institutional environment and demand in the field of domestic and inbound tourism. This problem is very relevant, and to solve it, it is necessary to develop new forms and directions of tourist services. To date, a very popular type of tourism is drive tourism, which quite effectively affects the socio-economic development of the country’s regions. For tourists, the determining factor when choosing a tourist destination is the conditions of accommodation and transfer services. The development of this tourist destination is also influenced by the following factors: the number of personal transport, the rhythm and quality of life, the construction of new transport lines.

Текст научной работы на тему «КАРАВАНИНГ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВИД ТУРИЗМА»

УДК 338; 348

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-36-46

ОБОРИН Матвей Сергеевич

Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал); Пермский государственный национальный исследовательский университет; Пермский государственный аграрно-технологический университет имени акад. Д.Н. Прянишникова (Пермь, РФ) доктор экономических наук, профессор; e-mail: recreachin@rambler.ru

КАРАВАНИНГ КАК ИННОВАцИОННЫЙ ВИД ТУРИЗМА

В статье проанализированы вопросы, связанные с развитием автотуризма и одной из его форм караванинга. Раскрыты вопросы, связанные с историей нового вида туризма, дано определение понятию «караванинг» и приведена классификация. Раскрыты проблемы развития караванинга в России, предложены пути их решения как перспективной отрасли туризма. В автомобильном туризме Российской Федерации были определены основные проблемы: несовершенство законодательной базы, неразвитость региональной дорожной инфраструктуры и низкое качество региональных дорог, отсутствие сети оборудованных кемпингов, системы их классификации и единой информационной системы бронирования, отсутствие автомобильных туристических маршрутов. В настоящее время туристическая сфера нашей страны нуждается в преобразованиях вследствие низкого уровня соответствия институциональной среды и спроса в сфере внутреннего и въездного туризма. Данная проблема весьма актуальна, и для ее решения необходимо разработать новые формы и направления туристических услуг. На сегодняшний день весьма популярным видом туризма является автотуризм, достаточно эффективно влияющий на социально-экономическое развитие регионов страны. Для туристов определяющим фактором, при выборе туристического направления являются условия проживания и трансферных услуг. На развития данного туристического направления оказали влияние также следующие факторы: количество личного транспорта, ритм и качество жизни, строительство новых транспортных линий.

Ключевые слова: внутренний и въездной туризм, автомобильный туризм, караванинг, кемпинг, дорожная инфраструктура.

Для цитирования: Оборин М.С. Караванинг как инновационный вид туризма // Современные проблемы сервиса и туризма. 2021. Т.15. №2. С. 36-46. DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-36-46.

Дата поступления в редакцию: 20 февраля 2021 г. Дата утверждения в печать: 17 марта 2021 г.

UDC 338; 348

DOI: 10.24412/1995-0411-2021-2-36-46

Matvey S. OBORIN

Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch); Perm State

National Research University; Perm State Agro-Technological University named after

Academician D. N. Pryanishnikov (Perm, Russia)

PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: recreachin@rambler.ru

ORCID iD: 0000-0002-4281-8615

CARAVANNING AS AN INNOVATIVE TYPE OF TOURISM

Abstract. The article analyzes the issues related to the drive tourism development and caravanning as one of its forms. The author describes the history of a new type of tourism and gives the definition of "caravanning" and its classification. The article reveals development problems of caravanning in Russia and proposes the ways of their solution as a promising tourism industry. Drive tourism in the Russian Federation faces the challenges, such as the imperfection of the legislative framework, insufficient quality of regional road infrastructure, the lack of a network equipped campsites, their classification, unified information system of reservation and tourist routes. Currently, the tourism sector of our country needs to be transformed due to the low level of compliance with the institutional environment and demand in the field of domestic and inbound tourism. This problem is very relevant, and to solve it, it is necessary to develop new forms and directions of tourist services. To date, a very popular type of tourism is drive tourism, which quite effectively affects the socio-economic development of the country's regions. For tourists, the determining factor when choosing a tourist destination is the conditions of accommodation and transfer services. The development of this tourist destination is also influenced by the following factors: the number of personal transport, the rhythm and quality of life, the construction of new transport lines.

Keywords: domestic and inbound tourism, drive tourism, caravanning, camping, road infrastructure.

Citation: Oborin, M. S. (2021). Caravanning as an innovative type of tourism. Service and Tourism: Current Challenges, 15(2), 36-46. doi: 10.24412/1995-0411-2021-2-36-46. (In Russ.).

Article History Disclosure statement

Received 20 February 2021 No potential conflict of interest was reported by Accepted 17 March 2021_the author(s)._

© 2021 the Author(s)

This work is licensed under the Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY-SA 4.0). To view a copy of this license, visit https://creativecommons. org/licenses/by-sa/4.0/

Автотуризм представляет собой передвижение людей на личном или взятом в аренду транспорте в другие страны и территории с целью смены обстановки, отдыха, получения новых эмоций.

Вследствие развития автомобильного туризма сформировалось новое туристическое направление караванинг - вид отдыха, предполагающий передвижение и проживание в автомобильных домах. Такая форма путешествий удобна тем, что одна поездка включает экологический, активный, познавательный виды туризма. Автомобильные дома являются одновременно и средством передвижения, и местом проживания, что весьма удобно тем, что турист подстраивает под себя график отдыха. Караванинг сочетает в себе разные формы отдыха: экскурсионные, пешие, велосипедные и так далее. Этот вид деятельности является довольно специфической разновидностью автомобильного туризма, требующий познаний в инфраструктуре, умения водить транспорт больших размеров, проводить профилактический ремонт оборудования системы жизнеобеспечения кемпера. По сравнению с традиционным автомобильным туризмом, у караванин-га больше возможностей, поскольку это самостоятельный и независимый вид туризма в контексте выбора направления и проживания, наиболее подходящий для крупномасштабных автомобильных путешествий на большие расстояния [8].

Караванинг - активный вид туристского отдыха, но его можно использовать и не по прямому назначению, а как косвенную поддержку других видов туризма в рамках перевозки туристического снаряжения, трансферта и размещения туристов. Ограничением для данного вида отдыха может являться отсутствие дороги к достопримечательности или труднопроходимый проезд. Караванинг существует не только как вид автомобильного туризма, но также предполагает разные туристические направления в качестве универсальной вспомогательной технологии [2].

В зарубежных исследованиях отмечено, что караванинг-туризм основан на тесных связях с окружающей природой, другим уровнем комфорта по сравнению

с пребыванием в гостиничных комплексах, поэтому путешественники нуждаются в значительном количестве дополнительных услуг [17]. Повышение комфортности передвижения связано с использованием автомобилей более высокого класса, при этом наблюдается сочетание дикой природы и относительно хороших условий нахождения группы людей в удаленной от цивилизации местности. Доминирующей чертой становится зависимость нового вида туризма от факторов сезонности, в частности хорошей погоды, формирование рекреационного направления. По последним оценкам, в США располагаются свыше 16000 кемпинговых стоянок, тогда как в странах Европейского союза данный показатель в несколько раз ниже - 3-5 тыс. единиц [16]. В некоторых странах, таких как Австралия, Новая Зеландия или Южная Африка, география кемпингов и караванов тесно связана с прибрежными районами и прибрежным туризмом [18; 20]. Однако в других странах, таких как США, важное значение приобретает природный туризм и охраняемые территории [19].

В странах в Европы и в США карава-нинг довольно популярное туристическое направление, в России в настоящее время данный отдельный вид автомобильного туризма тоже начинает приобретать популярность. Являясь отдельным самостоятельным направлением автомобильного туризма, данный вид услуг представлен многочисленными формами отдыха: непродолжительные поездки за город на выходные или праздничные дни, дальние поездки, экскурсионные поездки, кемпин-говый отдых, при наличии автостоянки и так далее.

Рассматриваемый вид туризма удобен для разных возрастных категорий, как для путешествий с детьми, так и молодежных поездок, и пожилого населения. Появление этого типа туристического направления сопровождалось новыми тенденциями в туристической индустрии: развитием фирм, занимающихся производством автомобильных домов, новых сервисных компаний, кемпинговых и туристических организаций для создания новых маршрутов, адаптированных для домов на колесах.

Кемпинг - это специальная площадка для автомобильных туристов, оснащенная жизненно важными коммуникациями, автостоянкой, небольшими домиками, палатками, туалетными и душевыми комнатами, объектами инфраструктуры по типу услуг общественного питания, магазинов, бассейнов и так далее.

Традиционная организация кемпин-говых территорий, обязана соблюдать следующие обязательные инфраструктурные нормы [4; 5; 11]:

- определение месторасположения -кемпинг должен быть разбит недалеко от объектов достопримечательностей и максимально отдален от промышленных районов;

- кемпинговая зона должна быть ограждена, обеспечена легкодоступным проездом и охраной;

- территория должна быть оснащена жизненно важными коммуникациями, такими так электроэнергия, водоотвод, водоснабжение, а также туалетными и душевыми комнатами, мусорными баками;

- объектами инфраструктуры, соответствующие принятым нормативам, наличие продуктовых магазинов, детских зон, экскурсионных стендов.

Нормативы по организации кемпинго-вых зов, одобренных большинством развитых стран, включают:

- санитарные нормы, порядок, содержание территории, обеспечение охраны;

- организация оздоровительного досуга на свежем воздухе - спортивные мероприятия, зоны, оборудованные под спортивные игры, детские площадки, аква-парки, организация рыбалки, охоты и так далее;

- сервис высокого уровня;

- доступность экскурсионных зон.

Рынок караванинга предлагает на выбор автомобильным путешественникам разные виды домов на колесах, а зависимости от бюджета и потребностей, к примеру: палаточный прицеп, жилой прицеп, автодом и так далее.

Стандартная бюджетная модель дома на колесах включает: душевую кабину, туалетную комнату, газовую плиту, холодильник, систему отопления, водные ре-

зервуары. Современный дом на колесах оборудован телевизором, приставкой, кондиционером и другими современными технологиями. Стандартные кемперы имеют от двух до четырех спален, люксовые автомобильные дома насчитывают до шести спален повышенного уровня комфорта.

Максимальный вес автофургона составляет около 3,5 тонны, поэтому для него достаточно наличие водительских прав категории В. Еще в истории Древнего Египта упоминаются путешествия караван домов, но зародилось данное направление в 20 веке в Америке, после выпуска Генри Фордом соответствующих автомобилей, которые мгновенно приобрели популярность.

На протяжении всего путешествия ка-раванеры находятся, по сути, всегда вместе со своим домом и привычными вещами, багаж такого путешественника может вмещать любое количество предметов.

Еще одним преимуществом караванинга является возможность проживать в различных местах и странах без регистрации по месту проживания, что не ограничивает их туристические направления в отличие от традиционных путешественников [1]. Караванеры могут останавливаться в специальных зонах - кемпингах, предназначенных для временного размещения автомобильных домов или же периодически просто на дорогах и автостоянках.

При постоянном месте жительства в определенном месте, человек привязан к работе, недвижимости, учебе и так далее, что ограничивает его возможности жить в других местах. Имея дом на колесах, человек может себе позволить не быть привязанным к месту постоянного места жительства и свободно перемещаться в любом понравившемся направлении, жить за пределами своей земли.

Такое туристическое направление, как караванинг требует простора территорий и свободного проезда, поэтому в больших городах это направление не очень популярно, так как автомобильные дома в городе ограничены в движение и, по сути, могут находиться только на кемпингах [3].

Караванерам удобно передвигаться в районах с развитыми автомагистралями, рядом с культурными и природными до-

стопримечательностями. При отсутствии подъездной дороги можно использовать велосипед, который они всегда возят с собой, как любители активного отдыха, или, путешествуя по горной местности, использовать лыжи или снаряжение для рафтин-га.

При выборе традиционного отдыха с проживанием в отеле, для туриста важен комфорт и подобающий уровень сервиса. При автомобильном туризме путешественник много ездит по достопримечательностям и окрестностям и остается на ночевку в придорожных отелях, что не всегда соответствует комфортному отдыху и высокому уровню обслуживания. Преимущества караванинга заключаются в свободе выбора направления, в ненадобности бронирования гостиниц по пути, более глубокому погружению в культуру станы посещения, полному и многогранному познанию ее окрестностей и достопримечательностей, а также сохранности бюджета в связи с отсутствием трат на проживание.

В России туристическое направление караванинг только начинает обретать популярность и даже конкурировать с традиционным туристическим отдыхом и обычным автомобильным туризмом.

Развитие караванинга в нашей стране обусловлено следующими положительными моментами [6; 9; 10; 12; 15]:

Наша страна славится своими богатыми природными ресурсами с довольно привлекательными направлениями, но иногда бывает трудно добраться до туристических объектов, поэтому передвижение по стране на автомобильном доме решит эту проблему.

В настоящее время в стране наблюдается проблема наполненности гостиниц, путешествие на собственном автомобильном доме моментально решает данное ограничение.

Многие туристические объекты не пользуются популярностью из-за проблем с размещением и слабо развитой инфраструктурой, а автомобильные дома могут располагаться почти на любой территории.

Караванеры во время путешествия находятся в привычной для себя домашней атмосфере, габариты автомобильного дома позволяют возить с собой все необ-

ходимые вещи, технику и необходимый спортивный инвентарь. Проблемы организации места проживания и трансфера для караванеров не существует, поэтому за все время, определенное для отдыха, путешественники могут поменять несколько локаций. Обычно, в качестве временного мобильного жилья используются кемпинги - открытые площадки, представляющие собой парковки для автомобильных домов. В России существует проблема организации таких кемпингов, решение которой окажет положительное влияние на развитие караванинга в нашей стране.

При развитии должного уровня данного туристического направления многим иностранным караванерам станет интересно посещение нашей страны, повысится привлекательность России на мировом туристическом рынке. Однако для привлечения иностранных туристов, путешествующих на автомобильных домах, наша страна не является приоритетным направлением в связи с отсутствием кемпингов, оборудованных по международным нормам и неразвитой дорожной инфраструктурой, факторами, которые являются основополагающими для комфортного путешествия на автодомах.

Развитие караванинга в России повлечет за собой рост объектов придорожного сервиса, повышение уровня обслуживания.

Итак, развитие караванинга в нашей стране ограничено множеством факторов: низкий уровень дорожной инфраструктуры, отсутствие обустроенных кемпинговых площадок и стоянок, низкое информационное обеспечение, административные ограничения, отсутствие документов стандартизации организации, разногласия в действиях всех участников туристического направления караванинга с государственными органами [7].

В европейских странах достаточно высокий уровень развития караванинг-туриз-ма, данная индустрия устойчиво набирает обороты благодаря грамотно построенной стратегии развития, им потребовалось более 30 лет, чтобы достигнуть такого высокого уровня. Определим ограничения, а также слабые и сильные стороны данного туристического направления (рис. 1).

В России совсем немного компаний по организации рассматриваемого туристи-

SWOT-анализ сферы караванинг-туризма

Ж-

й

s -

•j

о g

s

о

с.

и

ва

- свобода передвижения и независимость от загрузки гостиничного комплекса;

- высокий потенциал въездного туризма и роста турпотока;

- богатый природно-экологический, историко-культурный и рекреационный потенциал;

- реализация региональных программ по развитию дорожной и придорожной инфраструктуры

- развитие внутреннего рынка туристских услуг и рост потока

- привлечение инвесторов и развитие инфраструктуры для караванинга;

- развитие аренды и кредитования;

- государственные программы поддержки данного вида услуг, включая инфраструктурные проекты;

- рост внутреннего и въездного туризма;

- развитие национальных парков;

- развитие информационных

Ф

- неразвитая придорожная инфраструктура, включая гостинично-ресторанный комплекс;

- низкое качество обслуживания при высоких ценах;

- высокие цены на аренду и приобретение автомобильных домов;

- отсутствие системной государственной и региональной поддержки;

- отсутствие маркетинговой стратегии;

- низкая безопасность.

Л

К

е д о с т а

отсутствие системы в развитии индустрии

караванинга;

- несоответствие цены и качества;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- отсутствие федерального и регионального контроля развития индустрии автотуризма;

- сохранение высоких ввозных таможенных пошлин; -снижение уровня жизни населения.

Социально-экономический эффект в регионах

Рис. 1 - Особенности и перспективы развития караванинг-туризма в России(сост.на осн. [2;9; 13; 14])

Fig. 1 - Features and development prospects for caravanning in Russia

ческого направления, и даже имеющиеся организации не пазиционируют данн ый продуктдолжным оброзрм.С 2006 года в ношeнзноннe cмааиcoнмемaтьадклубы жд-бпнeлeйкaрн ванинга, зaдзаеИкoтoрыx ез-лялась пропаганда данного направления, повышение уровня внутреннего и въездного туризма в России, создание положительного имиджа страны для стран Европы. Сегодня развитием индустрии караванин-га занимаются такие компании, как НОО «Лига караванеров», «Караван-тур».

Для нашей страны данный вид туризма является инновационным, начал развиваться около 10 лет назад, однако уже можно наблюдать положительные

изменения, а именно: открытие рынка ав-тoмoбидагыxдамoв ипрнцeпoвтeдyщиу мpoизвадн"гeлeй отрссаи сносфанных компаний рожзмr.Tум ненене е^сра-noзк рщeм нoжнииттпсдблeмн фaннopoв, замедляющих развитие данного направления. Учитывая высокие темпы развития сферы туризма и ее потенциал для социально-экономического роста регионов страны, системный подход к формированию индустрии караванинга является целесообразным (рис. 2).

Для эффективного развития индустрии караванинга в нашей стране в первую очередь должны быть решены следующие вопросы:

Индустрия караванинга в России

Потенциал

Культурно-исторический, ириро дно-ресурсный, территориальный

Транспортно-логистический

Финансово-экономический

Социально-культурный, досуговый

Механизмы развития

Программы развития,

кластеры, сети, дотации и поддержка

Инфраструктурные проекты

Кредитование, лизинг, бизнес-проекты

Региональные туры, программы, экскурсии

14

Эффекты

Рост туристского потока, прибыли, развитие бизнес-среды, новые рабочие места

Новые дороги, маршруты, объекты размещения, питания

Рост прибыли, налогов, других отраслей

Развитие образования, науки, услуг

Рис. 2 - Системный подход к развитию караванинга

Fig. 2 - A systematic approach to the development of caravanning

1. Снижение импортных таможенных пошлин. В России нет собственного отечественного производства автомобильных домов, но приэтом35% закупочнойце ныэтой техникиприходитсянаимпортныетарифы. Такойвысок кштэможенньшп рэ^стпфйр-оттэтан ыцельюхыддержкиотттественно-нй пртизуориэеыя,теота мы эи себе вынывэ-тт пиэтивуречие,вхноэ ытиутствыятаковоыо. Европе йсинв ценыт аахеомоЫтльсхю уотэ нвжеэрактичыскт в дузанза, ме^лхЫ^с^сныи.

2. СЭт^т ^^ы^^ ^ ототэнтвеннотн -то-изводстватохсдьи, необходимой для ка-раванинг-индустрии. Опыт европейских организаций по продаже автомобильных домов показывает, что открытие данного производства может быть рентабельным при продаже не менее 2500 автодомов ежегод но.

р.3эразвитын ^н^миБ^т еуоприя-тия, позиционирующие российские туристические территории. Грамотно выстроенная маркетинговая кампания играет очень важную роль и способствует созданию отраслевых ассоциаций, которые в свою очередь продвигают продукт и вносят свой вклад в развитие индустрии караванинга.

4. Несоблюдение международных стандартов при организации кемпингов на

территории нашей страны, что не способствует потоку иностранных туристов.

5. Пробелы в нормативной правовой базе. рвропей ски й Па^а митиом было м ристтоп^дутэанир, позволннощур уве-оэчите оросм домоона кыдрсатдоа2у0 ыонн,втaшрожeтaзoныдaтeеьcтвeтe огж-орырхы правтут иоэандти"ты,ыаыыи:>щиесэ |^I33^Устрии караванинга.

6. BMoзcийcьоCФрдэpacи и нетытан--иу тиынит и3cлyжимaния ы втомо-бид тныкдоыюь.ДpуOзeмaмиcеpвитнoго обслуживания и предоставлением гарантий занимаются дилеры компаний, производящих передвижные дома.

В сложившейся ситуации вклада производителей оборудования для караванинга и дилерских организаций явно ныфиытатоы нудля тpнoфoыиээ я «стагна-°и йcoтpaзли. 0O1яиймдвижeнты в развитии, необходима поддержка на государственном уровне и взаимодействие отраслевых объединений. В 2009 году в индустрии караванинга наблюдался небольшой прорыв, была создана Государственная Ассоциации Караванинга и впервые открыта специализированная выставка индустрии караванинга «Кара-ванинг-Автодом».

Таким образом, караванинг становится достаточно популярным туристическим направление во всем мире, но больше всего активно используется в странах Европы и США. Эти страны обладают высоким уровнем экономического развития, развитой инфраструктурой и развитыми технологиями производства автомобильных домов, что является обязательным условием комфортного караванинга. Караванинг происходит от английского caravan - фургон, трейлер. В контексте туристических поездок направление караванинга связано с поездками на передвижных средствах - автомобильных домах и прицепах. В рамках туристического направления ка-раванинг представляет культурную форму неорганизованного частного туризма. Караванинг - цельный вид отдыха, поскольку в мобильном доме совмещены транспортное средство и место жительства, что не препятствует свободному передвижению.

Караванеры абсолютно свободны и не ограничены в своих поездках ничем в отличие от традиционных путешественников, по ходу путешествия у караванеров остается их привычная домашняя атмосфера, поскольку автомобильные дома оснащены всем необходимым оборудованием, сохраняющим домашний уют. Им не нужно торопиться на поезд или самолет, поскольку график путешествия абсолютно свободен и ничем не ограничен, они могут задерживаться на понравившейся территории столько, сколько пожелают, также ка-раванерам нет необходимости оплачивать трансферные услуги и услуги проживания. Однако в настоящее время индустрия караванинга в России все еще недостаточно популярна и очень дорогая. По всей территории страны насчитывается почти 10 тысяч автомобильных домом и около 700 кемпинговых зон, которые практически ни в чем не соответствуют стандартам стран Европы. При правильной организации и развитие данного направления, бюджет нашей страны получил бы огромный доход.

Ключевым фактором, сдерживающим развитие караванинг туризма в Российской Федерации, является слаборазвитая транспортная инфраструктура. Все основные

автомагистрали страны федерального значения, обеспечивающие сообщение субъектов Российской Федерации со столицей и другими регионами, внутри региона, со странами ближнего и дальнего зарубежья. Федеральные трассы составляют около 10% от общей протяженности дорог Российской Федерации, но на них приходится свыше половины транспортного потока. Развитие инфраструктуры позволило бы открыть дальние регионы для внутреннего и въездного туризма. Развитие индустрии караванинга требует высокого уровня инфраструктуры, стабильной экономической ситуации в стране и стабильного уровня жизни населения.

Развитие дорожной сети возможно только на уровне государственных программ, поэтому Правительством разработана Государственная программа модернизации и развития, автомобильных дорог Российской Федерации до 2025 года. В соответствии с данной Программой реализуются проекты строительства и реконструкции, автомобильных дорог федерального, территориального и муниципального значения. Также данной программой предусмотрено: создание сети многополосных и скоростных автомагистралей, формирование новых автодорожных направлений, обеспечение регулярной связи всех населенных пунктов с сетью дорог общего пользования.

Новые дорожные направления позволят развивать туризм в отдаленных регионах России, богатых культурным и природным наследием. К примеру, обновление и расширение дорожной инфраструктуры Иркутской и Бурятской областей позволит развивать туризм на Байкале. Природа Байкала - это километры первозданной природы, горячие источники и богатая культура, это одна из знаковых достопримечательностей России. Сюда съезжаются со всех концов света: любоваться уникальным байкальским льдом, знакомиться с нерпами и искать тишину в заповедниках. Однако для караванеров посещения Байкала практически невозможно, что связано со сложными маршрутами и отсутствием развитой инфраструктуры.

Второй проблемой, замедляющей развитие туристического направления ка-

раванинга, являются неблагоустроенные кемпинговые территории. Каждый год территорию нашей страны посещают до 1000 караванеров, но больше половины из них не задерживаются в России, а путешествуют проездом. Несмотря на то, что организацией туров в Россию занимаются европейские туристические операторы, опять же инфраструктурная дорожная неразвитость не привлекает достаточное количество туристов на автомобильных домах в нашу страну.

Строительство кемпингов и их оборудования, соответствующее международным стандартам, адаптированных под нашу страну, не настолько затратное, как, например строительство отелей и гостиниц. В то же время благоустроенные кемпинговые территории привлекли бы иностранных туристов и способствовали развитию внутреннего автомобильного туризма и караванинга.

Популяризация караванинга позволит увеличить парк автомобильных домов в России в целом. Кроме того, продвижению данного вида туризма способствует наличие клуба «Лига караванщиков» и его участие в Ассоциации кемпингов и караванинга, участие в выставках, проведение собственной выставки, посвященной кара-ванингу - CaravanEx в Москве.

Мировой экономический кризис также замедлил развитие караванинга в России, и данное направление на данный момент находится на процессе формирования. Кроме того, повысились еще больше таможенные пошлины на ввоз техники и оборудования для караванинга до 55 процентов. До наступления кризиса европейские цены на почти новые автомобильные дома составляли около 30 тысяч евро, в России же такой же автодом можно купить не меньше, чем за 50 тысяч евро. Учи-

тывая средний уровень доходов населения в нашей стране, такой автомобильный дом - это слишком дорогая роскошь. Все перечисленные факторы негативно влияют на развитие караванинга в России и значительно замедляют его развитие.

В Российской Федерации отсутствует производство по выпуску автомобильных домов и соответствующего оборудования. В связи с этим концессионер представительства в России, немецкий производитель автомобилей HYMER, пытается добиться применения новых таможенных пошлин для автомобильных домов с экологическим классом не ниже Евро-4 в размере 0 процентов. Низкие таможенные пошлины способствовали бы развитию туристического сектора в целом, привлечению ресурсов в бюджет страны, а также созданию новых рабочих мест.

Также, следует отметить, что в случае серьезных поломок в автомобильном доме, в нашей стране невозможно приобрести какие-то специальные делали, ввиду отсутствия их производства, что приводит к тому, что дома на колесах становятся не передвижными на долгое время, так как запасные части необходимые для ремонта приходится заказывать в европейских странах.

Опыт индустрии караванинга в европейских странах показывает, что развитие данной отрасли довольно перспективно и имеет высокий потенциал для увеличения спроса со стороны российских туристов. Необходимо проделать большую работу, чтобы Россия стала гостеприимной страной для кемпингового туризма и ка-раванинга. Сезонность и рекреационная направленность караванинга является основой развития его как вида массового туризма в южных регионах России, позволяя существенно экономить на проживании и традиционных видах транспорта.

Список источников

1. Артюшенко К.В. Разработка стратегий международного туризма РФ в ЕАЭС на основе инновационного подхода // Студенческий электронный научный журнал. 2018. №12(32). С. 26-31.

2. Валькова Т.М., Кружалин В.И., Шабалина Н.В. Автотуризм в Российской Федерации // Вестник национальной академии туризма. 2019. Т.43. №3. С. 12-15.

3. Владыкина Ю.О. Стратегии развития туризма в российских регионах // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т.11. №4(74). С. 6-17.

4. Гладская И.Г. Инфраструктурные особенности автомобильного туризма // Вестник Национальной академии туризма. 2020. №4(32). С. 17-19.

5. Ермаков А.С. Методика формирования маршрута путешествия для автотуристов // Вестник Ассоциации

вузов туризма и сервиса. 2019. Т.8. №3. С. 39-44.

6. Ибатуллова Ю.Т., Филина О.В. Проблемы и перспективы развития туристского комплекса как объекта управления // Горизонты экономики. 2020. №1(41). С. 25-29.

7. Орлов И.Б., Абелинскайте В.Э. Транснациональная индустрия отдыха и современное государство // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2018. Т.11. №1. С. 122-138.

8. Перова Т.В. Способы повышения конкурентоспособности специалистов сферы гостеприимства // Интернет-журнал Науковедение. 2019. Т.7. №5(30). С. 77.

9. Подсолонко В.А., Подсолонко Е.А. Стратегия мультипликативного развития иностранного туризма в России // Современные проблемы сервиса и туризма. 2017. Т.11. №1. С. 25-34.

10. Пономарева И.Ю., Танкиева Т.А., Пономарева М.В., Королев А.В. Туризм как направление устойчивого развития малых городов // Сервис в России и за рубежом. 2019. №3(85). С. 137-151.

11. Романова М.М. Инклюзивный туризм в России и за рубежом: особенности и тенденции развития // Научный вестник МГИИТ. №5(55). 2018. С. 18-27.

12. Санникова К.К. Анализ требований к кемпингам в Европе. // European Science. 2018. №6(7). С. 65-66.

13. Саргаева Н.Ю. Экономическая оценка развития сферы туризма в странах ЕАЭС // Экономика и политика. 2017. №1(9). С. 45-52.

14. Семеркова Л.Н., Зинченко С.В., Бижанова Е.М. Актуальные проблемы неравномерного распределения туристских потоков // Известия вузов. Поволжский регион. Общественные науки. 2019. №1(49). С. 168-178.

15. Шпилько С.П. Роль туризма в социально-экономическом развитии мегаполисов // Вестник РМАТ. 2018. №1. С. 32-42.

16. Al-Zahawai M.I., Bilal A.T., Al-Daloy S.E. Activating and Managing Camping Tourism and Its Role in Increasing Tourist's Expenditure // Journal of University of Human Development. 2019. Vol.5. Iss.1. Pp. 44-60.

17. Brochado A., Brochado F. What Makes a Glamping Experience Great? // Journal of Hospitality and Tourism Technology. 2019. Vol.10. Iss.1. Pp. 15-27.

18. Rogerson C.M., Rogerson J.M. Camping tourism: a review of recent international scholarship // GeoJournal of Tourism and Geosites. 2020. Vol.28. Iss.1. Pp. 349-359.

19. Budiasa M., Suparta K., Nurjaya W. Implementation of Green Tourism Concept on Glamping Tourism in Bali // Advances in Social Science, Education and Humanities Research. 2019. Iss. 354. Pp. 210-214.

20. Collins D., Bates L., Kearns R., Evans J. Considering the Camp: Ambivalent Geographies of Mobile Dwelling // Applied Mobilities. 2020. Vol.5. Iss.1. Pp. 21-38.

References

1. Artyushenko, K. V. (2018). Razrabotka strategij mezhdunarodnogo turizma RF v EAES na osnove innovacionnogo podhoda [Development of strategies for international tourism of the Russian Federation in the EAEU based on an innovative approach]. Studencheskij elektronnyj nauchnyj zhurnal [Student: Electronic scientific journal], 12(32), 26-31. (In Russ.).

2. Val'kova, T. M., Kruzhalin, V. I., & Shabalina, N. V. (2019). Avtoturizm v Rossijskoj Federacii [Auto tourism in the Russian Federation]. Vestnik nacional'noj akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 43(3), 12-15. (In Russ.).

3. Vladykina, Yu. O. (2017). Strategii razvitiya turizma v rossijskih regionah [The strategy of tourism development in the Russian regions]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 11(4/74), 6-17. (In Russ.).

4. Gladskaya, I. G. (2020). Infrastrukturnye osobennosti avtomobil'nogo turizma [Infrastructural features of automobile tourism]. Vestnik Nacional'noj akademii turizma [Bulletin of the National Academy of Tourism], 4(32), 17-19. (In Russ.).

5. Ermakov, A. S. (2019). Metodika formirovaniya marshruta puteshestviya dlya avtoturistov [Method of forming a travel route for motorists]. Vestnik Associacii vuzov turizma i servisa [Bulletin of the Association of universities for tourism and service], 8(3), 39-44. (In Russ.).

6. Ibatullova, Yu. T., & Filina, O. V. (2020). Problemy i perspektivy razvitiya turistskogo kompleksa kak ob"ekta uprav-leniya [The transnational leisure industry and the modern State]. Gorizonty ekonomiki [The horizons of the economy], 1(41), 25-29. (In Russ.).

7. Orlov, I. B., & Abelinskajte, V. E. (2018). Transnacional'naya industriya otdyha i sovremennoe gosudarstvo [The transnational leisure industry and the modern State]. Kontury global'nyh transformacij: politika, ekonomika, pravo [Contours of global transformations: politics, economics, law], 11(1), 122-138. (In Russ.).

8. Perova, T. V. (2019). Sposoby povysheniya konkurentosposobnosti specialistov sfery gostepriimstva [Ways to improve the competitiveness of hospitality professionals]. Internet-zhurnal Naukovedenie [Science Study Online Journal], 7(5/30), 77. (In Russ.).

9. Podsolonko, V. A., & Podsolonko, E. A. (2017). Strategiya mul'tiplikativnogo razvitiya inostrannogo turizma v Rossii [Strategy of multiplicative development of foreign tourism in Russia]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism; Current Challenges], 11(1), 25-34. (In Russ.).

10. Ponomareva, I. Yu., Tankieva, T. A., Ponomareva, M. V., & Korolev, A. V. (2019). Turizm kak napravlenie ustojchi-vogo razvitiya malyh gorodov [Tourism as a direction of sustainable development of small towns]. Servis v Rossii i za rubezhom [Service in Russia and Abroad], 3(85), 137-151. (In Russ.).

11. Romanova, M. M. (2018). Inklyuzivnyj turizm v Rossii i za rubezhom: osobennosti i tendencii razvitiya [Inclusive

tourism in Russia and abroad: features and trends of development]. Nauchnyj vestnik MGIIT[Scientific Bulletin of MGIIT], 5(55), 18-27. (In Russ.).

12. Sannikova, K. K. (2018). Analiz trebovanij k kempingam v Evrope [The analysis of requirements for campsites in Europe]. European Science, 6(7), 65-66. (In Russ.).

13. Sargaeva, N. Yu. (2017). Ekonomicheskaya ocenka razvitiya sfery turizma v stranah EAES [Economic assessment of tourism development in the EAEU countries]. Ekonomika i politika [Economics and Politics], 1(9), 45-52. (In Russ.).

14. Semerkova, L. N., Zinchenko, S. V., & Bizhanova, E. M. (2019). Aktual'nye problemy neravnomernogo raspredele-niya turistskih potokov [Actual problems of uneven distribution of tourist flows]. Izvestiya vuzov. Povolzhskijregion. Obshchestvennye nauki [Izvestiya vuzov. Volga region. Social sciences], 1(49), 168-178. (In Russ.).

15. Shpil'ko, S. P. (2018). Rol' turizma v social'no-ekonomicheskom razvitii megapolisov [The role of tourism in the socio-economic development of megacities]. Vestnik RMAT[RMATBulletin], 1, 32-42. (In Russ.).

16. Al-Zahawai, M. I., Bilal, A. T., & Al-Daloy, S. E. (2019). Activating and Managing Camping Tourism and Its Role in Increasing Tourist's Expenditure. Journal of University of Human Development, 5(1), 44-60.

17. Brochado, A., & Brochado, F. (2019). What Makes a Glamping Experience Great? Journal of Hospitality and Tourism Technology, 10(1), 15-27.

18. Rogerson, C. M., & Rogerson, J. M. (2020). Camping tourism: a review of recent international scholarship. GeoJour-nal of Tourism and Geosites, 28(1), 349-359.

19. Budiasa, M., Suparta, K., & Nurjaya, W. (2019). Implementation of Green Tourism Concept on Glamping Tourism in Bali. Advances in Social Science, Education and Humanities Research, 354, 210-214.

20. Collins, D., Bates, L., Kearns, R., & Evans, J. (2020). Considering the Camp: Ambivalent Geographies of Mobile Dwelling. Applied Mobilities, 5(1), 21-38.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.