УДК 904(4/5)
ББК Т444(051)-421.1
КАРАВАН-САРАЙ ТАСКЕШУ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ СРЕДНЕВЕКОВЫХ КАРАВАННЫХ ПУТЕЙ НА СТЕПНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ ЕВРАЗИИ
П. М. Кольцов, К. П. Кольцова
На огромных пространствах Северной Евразии издревле пролегали важнейшие трансконтинентальные сухопутные и водные торговые маршруты, связывающие Европу со Средней Азией, Индией, Китаем, Закавказьем. С образованием в середине XIII века Золотоордынского государства в Нижнем Поволжье и Западном Казахстане начинается бурный рост поселков, караван-сараев и городов: Сарай на Ахтубе, Сарай ал-Джедид, или Новый Сарай, Бельджамен, Укек, Сарайчик на Урале и др. [Манылов, Юсупов 1982: 170-182].
Караван-сараи обслуживали торговые караваны, которые нуждались в кратковременном отдыхе после мучительных и тяжелых переходов по песчаным и безводным пространствам. В местах ночевок стали строить жилища, склады, небольшие мечети и бани. Так постепенно караван-сараи превращались в комплексы, обеспечивающие относительно комфортное путешествие. В строительстве новых караван-сараев была заинтересована ханская власть и степная аристократия, поскольку процветающая торговля обеспечивала им твердый доход.
Расцвет градостроительства приходится на периоды правления ханов Узбека и Джанибека и связан с распространением на территории Золотой Орды ислама, политической стабильностью и экономическим подъемом. Золотоордынские города активно торговали и платили за покровительство властей процент в ханскую казну.
Большинство средневековых городищ золотоордынского времени были сосредоточены в бассейне крупных рек и их притоков. Купцы из Крыма и Азака-Таны шли вверх по течению Дона до места наибольшего сближения его с Волгой, где была переволока. Далее суда попадали в Волгу или Ахтубу, где был расположен Сарай — крупнейший торговый город. От него торговые пути шли на Сарайчик — золотоордынский город в низовьях реки Урал, и далее в благо-
устроенный караван-сараями известный путь на Ургенч, север Индии и торговые пункты Северного Китая. Из источников известно, что купеческий караван добирался из Крыма в Сарай за 2 месяца, затем до Сарайчика еще за 8-10 дней и из Сарайчика в Хорезм за 20 дней пути. Таким образом, расстояние из Крыма в Хорезм купцы покрывали за 3 месяца [Федоров-Давыдов 2001: 217].
Кроме водных путей, были и сухопутные дороги, которые пролегали по необозримым степным и полупустынным пространствам Прикаспия. Причем это была не одна единственная караванная тропа, а несколько дорог, которые располагались вблизи друг от друга, иногда они соединялись, например, в местах перехода через реку. В средневековье здесь строились укрепленные караван-сараи, где путешественникам за определенную плату предоставляли комнаты отдыха, обогреваемые канами, еду и складские помещения для хранения товаров. Подобные гостиные дворы выполняли также функции почтовых станций и охранялись наемными вооруженными отрядами [Даркевич 1976: 51-54].
К числу подобных мест можно отнести брод Таскешу, расположенный на левом берегу реки Сагыз, где в золотоордынское время был возведен караван-сарай кирпичной постройки, с внутренним двориком и помещениями вдоль стен [Толстов 1958: 14-15]. Впервые памятник исследовала Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция, возглавляемая С. П. Толстовым в 1950 г. В кратком отчете исследователя указано, что караван-сарай сложен из крупного обожженного кирпича. Здание построено в форме прямоугольника, размером 42^45 м с рядами помещений вдоль стен и внутренним двором. Во дворе и в северной части здания были заложены шурфы; в восточной части производилась зачистка. Культурный слой, мощностью около 2,5 м, содержал об-
ИСТОРИЯ
ломки обожженных кирпичей, фрагменты раннесредневековой керамики, раздробленные кости животных. Вокруг здания была собрана поливная и неполивная керамика золотоордынского времени [Толстов 1953: 301-325].
Планомерные раскопки средневекового городища Таскешу начались в 2008 г. Атырауским областным центром истории и археологии при участии заведующего отделом археологии Астраханского краеведческого музея В. В. Плахова. Полевые работы были продолжены в 2009 году.
Следующая страница в истории исследования средневекового городища Таскешу началась в июне 2010 г. с работы международной археологической экспедиции, составленной из ученых Атырауского областного центра истории и археологии, Атырау-ского госуниверситета им. Х. Досмухамедо-ва и Калмыцкого госуниверситета (г. Элиста, Россия). Ученые из Калмыкии впервые приняли участие в исследовании уникального памятника археологии, архитектуры и истории — Таскешу. Одного взгляда на раскоп средневекового городища было достаточно, чтобы понять, что перед нами караван-сарай золотоордынского времени, построенный в лучших традициях восточной
архитектуры [Гарифолла, Кольцов 2010: 25-28; Кольцов и др. 2012: 25-33].
Археологические раскопки городища Таскешу позволили установить, что стены памятника возведены из жженого кирпича на фундаменте из того же материала. Основным строительным материалом был обожженный кирпич размером 35*35*5 см. Изготавливался он на месте из лессовидных глин с добавлением органических веществ. Формовался кирпич, по-видимому, в деревянных рамках без дна, затем просушивался на солнце и обжигался в специальных печах. Кирпичная кладка крепилась на растворе из смеси извести, песка и мелкотертого кирпича.
Раскопки памятника велись в 5 секторах (№№ 34, 35, 36, 43, 44) послойно-квадратным методом, с зачисткой поверхности после снятия каждого слоя. Исследованные секторы раскопа дали возможность приблизительно понять проект данного городища. Оно имело четырехугольную форму площадью 55*55 м с дугообразными выступами на углах в виде башен (рис. 1). В центре зафиксирован четырехугольный внутренний двор площадью примерно 15*15 м. Вокруг городища отмечены следы оборонительного рва. Вдоль северной стены обнаружен
Рис. 1. Караван-сарай Таскешу. Вид на башню и стены городища с южной стороны.
коридор, который вел к башне. Анализ стратиграфии бровок между секторами позволяет установить, что развалины расположены, начиная со средневекового строительного горизонта, по всей высоте бровки. По объему развалин можно предположить, что здание караван-сарая разрушалось постепенно на протяжении многих лет. Разрушение происходило в результате воздействия как природных, так и антропогенных факторов. Великолепный комплекс оборонительных, жилых и торговых сооружений, возведенных еще в XIV в., сохранился до высоты 1-1,5 м.
Во время раскопок средневекового городища были обнаружены не только остатки кирпичных стен, но и постройки. Среди них есть жилые (гостевые) комнаты со следами глиняной обмазки пола, печей на полу с подогреваемой софой. Каналы отопления обложены со стороны стенок дома рядом плиточных кирпичей, уложенных на ребро. Местами караван-сарай был украшен глазурованными плитками.
Самым массовым материалом, полученным при работе на городище, является керамика, простая и поливная. Основная масса посуды была, по-видимому, привозной. Форма венчиков, ручек и орнамент на керамических изделиях отличается разнообразием.
К интересным и важным находкам следует отнести монеты, которые позволяют установить даты тех или иных исторических событий. Медная монета, найденная в окрестностях караван-сарая, была чеканена при хане Узбеке, который правил Золотоордынским государством с 1313 по 1341 гг. Другая монета золотоордынского времени была найдена на поверхности развалин городища Таскешу. Она датируется временем правления хана Джанибека (1342-1357 гг.). Описанные выше монеты были отчеканены в Сарае аль-Джедиде [Кольцов и др. 2012: 25-33].
Подводя итоги вышесказанному, следует подчеркнуть, что городище Таскешу является первоклассным источником по изучению системы трансконтинентальных караванных маршрутов, которые в древности и средневековье соединяли Восток и
Запад Евразии. Более того, раскопки столь уникального памятника позволяют судить об облике и структуре караван-сараев, которые в золотоордынское время были рассредоточены на пути к Сарайчику и от него к Ургенчу, где проходила распродажа разнообразных товаров купцами со всего света. Архитектура памятника и большое количество привозной керамической посуды дают широкие возможности для изучения экономических и культурных связей населения Западного Казахстана в XIV в.
Литература
Гарифолла А. Г. Научный отчет по археологическим раскопкам караван-сарая Таскешу в Макатском районе Атырауской области за 2008 г. Рукопись. Фонды КГКП «Атырау-ский областной центр истории и археологии». Атырау, 2009.
Гарифолла А. Г., Кольцов П. М. Археологические раскопки средневекового городища Таскешу // Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова — служение образованию и науке региона больше полувека. Сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 60-летнему юбилею вуза (2930 октября). Том 1. Атырау: Изд-во Атырау-ского ГУ, 2010. С. 25-28.
Даркевич В. П. Аргонавты средневековья. М.: Наука,1976. С. 51-54.
Кольцов П. М., Кольцова К. П., Касенов М. С., Куаныш С. О. Раскопки международной археологической экспедиции средневекового караван-сарая Таскешу в Западном Казахстане // Вестник Прикаспия: археология, история, этнология. Вып. 3. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012. С. 25-33.
Манылов Ю. П., Юсупов Н. Ю. Караван сараи Центрального Устюрта // Советская археология. 1982. № 1. С. 170-182.
Толстов С. П. Работы Хорезмской археолого-эт-нографической экспедиции в 1949-1953 гг. // Труды ХАЭЭ. М. 1958. Т.Н. С. 14-15. Толстов С. П. Хорезмская археолого-этно-графическая экспедиция Академии Наук СССР 1950 г. // Советская археология. 1953. Т. XVIII. С. 301-325.
Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья: Керамика. Торговля. Быт. М.: Изд-во МГУ, 2001. 256 с.