Научная статья на тему 'Караван-сарай Таскешу как источник по изучению средневековых караванных путей на степных пространствах Евразии'

Караван-сарай Таскешу как источник по изучению средневековых караванных путей на степных пространствах Евразии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
479
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАРАВАН-САРАЙ / СРЕДНЕВЕКОВЬЕ / ТОРГОВЛЯ / АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ РАСКОПКИ / МОНЕТЫ / КЕРАМИКА / CARAVANSERAI / THE MIDDLE AGES / TRADE / ARCHAEOLOGICAL EXCAVATION / SITES / COINS / POTTERY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кольцов П. М., Кольцова К. П.

В статье рассматриваются предварительные итоги археологического исследования караван-сарая Таскешу, построенного в XIV в. для обслуживания трансконтинентальных караванных маршрутов, соединявших в средневековье Восток и Запад Евразии. Караван-сараи обеспечивали относительно комфортное путешествие купцам и приносили стабильный доход в казну золотоордынским ханам в виде налогов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Кольцов П. М., Кольцова К. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Taskeshu Caravan-serai as a Source for the Study of Medieval Caravan Routes to the Steppes of Eurasia

The article deals with the preliminary results of archaeological research of Taskeshu caravanserai built in the 14th century to service transcontinental caravan routes connecting the East and West Eurasia in the Middle Ages. Caravanserais provided a relatively comfortable journey merchants and brought a stable income as taxes to the treasury of the Golden Horde khans.

Текст научной работы на тему «Караван-сарай Таскешу как источник по изучению средневековых караванных путей на степных пространствах Евразии»

УДК 904(4/5)

ББК Т444(051)-421.1

КАРАВАН-САРАЙ ТАСКЕШУ КАК ИСТОЧНИК ПО ИЗУЧЕНИЮ СРЕДНЕВЕКОВЫХ КАРАВАННЫХ ПУТЕЙ НА СТЕПНЫХ ПРОСТРАНСТВАХ ЕВРАЗИИ

П. М. Кольцов, К. П. Кольцова

На огромных пространствах Северной Евразии издревле пролегали важнейшие трансконтинентальные сухопутные и водные торговые маршруты, связывающие Европу со Средней Азией, Индией, Китаем, Закавказьем. С образованием в середине XIII века Золотоордынского государства в Нижнем Поволжье и Западном Казахстане начинается бурный рост поселков, караван-сараев и городов: Сарай на Ахтубе, Сарай ал-Джедид, или Новый Сарай, Бельджамен, Укек, Сарайчик на Урале и др. [Манылов, Юсупов 1982: 170-182].

Караван-сараи обслуживали торговые караваны, которые нуждались в кратковременном отдыхе после мучительных и тяжелых переходов по песчаным и безводным пространствам. В местах ночевок стали строить жилища, склады, небольшие мечети и бани. Так постепенно караван-сараи превращались в комплексы, обеспечивающие относительно комфортное путешествие. В строительстве новых караван-сараев была заинтересована ханская власть и степная аристократия, поскольку процветающая торговля обеспечивала им твердый доход.

Расцвет градостроительства приходится на периоды правления ханов Узбека и Джанибека и связан с распространением на территории Золотой Орды ислама, политической стабильностью и экономическим подъемом. Золотоордынские города активно торговали и платили за покровительство властей процент в ханскую казну.

Большинство средневековых городищ золотоордынского времени были сосредоточены в бассейне крупных рек и их притоков. Купцы из Крыма и Азака-Таны шли вверх по течению Дона до места наибольшего сближения его с Волгой, где была переволока. Далее суда попадали в Волгу или Ахтубу, где был расположен Сарай — крупнейший торговый город. От него торговые пути шли на Сарайчик — золотоордынский город в низовьях реки Урал, и далее в благо-

устроенный караван-сараями известный путь на Ургенч, север Индии и торговые пункты Северного Китая. Из источников известно, что купеческий караван добирался из Крыма в Сарай за 2 месяца, затем до Сарайчика еще за 8-10 дней и из Сарайчика в Хорезм за 20 дней пути. Таким образом, расстояние из Крыма в Хорезм купцы покрывали за 3 месяца [Федоров-Давыдов 2001: 217].

Кроме водных путей, были и сухопутные дороги, которые пролегали по необозримым степным и полупустынным пространствам Прикаспия. Причем это была не одна единственная караванная тропа, а несколько дорог, которые располагались вблизи друг от друга, иногда они соединялись, например, в местах перехода через реку. В средневековье здесь строились укрепленные караван-сараи, где путешественникам за определенную плату предоставляли комнаты отдыха, обогреваемые канами, еду и складские помещения для хранения товаров. Подобные гостиные дворы выполняли также функции почтовых станций и охранялись наемными вооруженными отрядами [Даркевич 1976: 51-54].

К числу подобных мест можно отнести брод Таскешу, расположенный на левом берегу реки Сагыз, где в золотоордынское время был возведен караван-сарай кирпичной постройки, с внутренним двориком и помещениями вдоль стен [Толстов 1958: 14-15]. Впервые памятник исследовала Хорезмская археолого-этнографическая экспедиция, возглавляемая С. П. Толстовым в 1950 г. В кратком отчете исследователя указано, что караван-сарай сложен из крупного обожженного кирпича. Здание построено в форме прямоугольника, размером 42^45 м с рядами помещений вдоль стен и внутренним двором. Во дворе и в северной части здания были заложены шурфы; в восточной части производилась зачистка. Культурный слой, мощностью около 2,5 м, содержал об-

ИСТОРИЯ

ломки обожженных кирпичей, фрагменты раннесредневековой керамики, раздробленные кости животных. Вокруг здания была собрана поливная и неполивная керамика золотоордынского времени [Толстов 1953: 301-325].

Планомерные раскопки средневекового городища Таскешу начались в 2008 г. Атырауским областным центром истории и археологии при участии заведующего отделом археологии Астраханского краеведческого музея В. В. Плахова. Полевые работы были продолжены в 2009 году.

Следующая страница в истории исследования средневекового городища Таскешу началась в июне 2010 г. с работы международной археологической экспедиции, составленной из ученых Атырауского областного центра истории и археологии, Атырау-ского госуниверситета им. Х. Досмухамедо-ва и Калмыцкого госуниверситета (г. Элиста, Россия). Ученые из Калмыкии впервые приняли участие в исследовании уникального памятника археологии, архитектуры и истории — Таскешу. Одного взгляда на раскоп средневекового городища было достаточно, чтобы понять, что перед нами караван-сарай золотоордынского времени, построенный в лучших традициях восточной

архитектуры [Гарифолла, Кольцов 2010: 25-28; Кольцов и др. 2012: 25-33].

Археологические раскопки городища Таскешу позволили установить, что стены памятника возведены из жженого кирпича на фундаменте из того же материала. Основным строительным материалом был обожженный кирпич размером 35*35*5 см. Изготавливался он на месте из лессовидных глин с добавлением органических веществ. Формовался кирпич, по-видимому, в деревянных рамках без дна, затем просушивался на солнце и обжигался в специальных печах. Кирпичная кладка крепилась на растворе из смеси извести, песка и мелкотертого кирпича.

Раскопки памятника велись в 5 секторах (№№ 34, 35, 36, 43, 44) послойно-квадратным методом, с зачисткой поверхности после снятия каждого слоя. Исследованные секторы раскопа дали возможность приблизительно понять проект данного городища. Оно имело четырехугольную форму площадью 55*55 м с дугообразными выступами на углах в виде башен (рис. 1). В центре зафиксирован четырехугольный внутренний двор площадью примерно 15*15 м. Вокруг городища отмечены следы оборонительного рва. Вдоль северной стены обнаружен

Рис. 1. Караван-сарай Таскешу. Вид на башню и стены городища с южной стороны.

коридор, который вел к башне. Анализ стратиграфии бровок между секторами позволяет установить, что развалины расположены, начиная со средневекового строительного горизонта, по всей высоте бровки. По объему развалин можно предположить, что здание караван-сарая разрушалось постепенно на протяжении многих лет. Разрушение происходило в результате воздействия как природных, так и антропогенных факторов. Великолепный комплекс оборонительных, жилых и торговых сооружений, возведенных еще в XIV в., сохранился до высоты 1-1,5 м.

Во время раскопок средневекового городища были обнаружены не только остатки кирпичных стен, но и постройки. Среди них есть жилые (гостевые) комнаты со следами глиняной обмазки пола, печей на полу с подогреваемой софой. Каналы отопления обложены со стороны стенок дома рядом плиточных кирпичей, уложенных на ребро. Местами караван-сарай был украшен глазурованными плитками.

Самым массовым материалом, полученным при работе на городище, является керамика, простая и поливная. Основная масса посуды была, по-видимому, привозной. Форма венчиков, ручек и орнамент на керамических изделиях отличается разнообразием.

К интересным и важным находкам следует отнести монеты, которые позволяют установить даты тех или иных исторических событий. Медная монета, найденная в окрестностях караван-сарая, была чеканена при хане Узбеке, который правил Золотоордынским государством с 1313 по 1341 гг. Другая монета золотоордынского времени была найдена на поверхности развалин городища Таскешу. Она датируется временем правления хана Джанибека (1342-1357 гг.). Описанные выше монеты были отчеканены в Сарае аль-Джедиде [Кольцов и др. 2012: 25-33].

Подводя итоги вышесказанному, следует подчеркнуть, что городище Таскешу является первоклассным источником по изучению системы трансконтинентальных караванных маршрутов, которые в древности и средневековье соединяли Восток и

Запад Евразии. Более того, раскопки столь уникального памятника позволяют судить об облике и структуре караван-сараев, которые в золотоордынское время были рассредоточены на пути к Сарайчику и от него к Ургенчу, где проходила распродажа разнообразных товаров купцами со всего света. Архитектура памятника и большое количество привозной керамической посуды дают широкие возможности для изучения экономических и культурных связей населения Западного Казахстана в XIV в.

Литература

Гарифолла А. Г. Научный отчет по археологическим раскопкам караван-сарая Таскешу в Макатском районе Атырауской области за 2008 г. Рукопись. Фонды КГКП «Атырау-ский областной центр истории и археологии». Атырау, 2009.

Гарифолла А. Г., Кольцов П. М. Археологические раскопки средневекового городища Таскешу // Атырауский государственный университет им. Х. Досмухамедова — служение образованию и науке региона больше полувека. Сб. докл. Междунар. науч.-практ. конф. посвящ. 60-летнему юбилею вуза (2930 октября). Том 1. Атырау: Изд-во Атырау-ского ГУ, 2010. С. 25-28.

Даркевич В. П. Аргонавты средневековья. М.: Наука,1976. С. 51-54.

Кольцов П. М., Кольцова К. П., Касенов М. С., Куаныш С. О. Раскопки международной археологической экспедиции средневекового караван-сарая Таскешу в Западном Казахстане // Вестник Прикаспия: археология, история, этнология. Вып. 3. Элиста: Изд-во КалмГУ, 2012. С. 25-33.

Манылов Ю. П., Юсупов Н. Ю. Караван сараи Центрального Устюрта // Советская археология. 1982. № 1. С. 170-182.

Толстов С. П. Работы Хорезмской археолого-эт-нографической экспедиции в 1949-1953 гг. // Труды ХАЭЭ. М. 1958. Т.Н. С. 14-15. Толстов С. П. Хорезмская археолого-этно-графическая экспедиция Академии Наук СССР 1950 г. // Советская археология. 1953. Т. XVIII. С. 301-325.

Федоров-Давыдов Г. А. Золотоордынские города Поволжья: Керамика. Торговля. Быт. М.: Изд-во МГУ, 2001. 256 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.