Научная статья на тему 'Карамзин: опыт междисциплинарного осмысления (о научной конференции в Балтийском федеральном университете им. И. Канта)'

Карамзин: опыт междисциплинарного осмысления (о научной конференции в Балтийском федеральном университете им. И. Канта) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
78
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Карамзин: опыт междисциплинарного осмысления (о научной конференции в Балтийском федеральном университете им. И. Канта)»

Н. М. КАРАМЗИН: ОПЫТ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ (о научной конференции в Балтийском федеральном университете им. И. Канта)

Научная конференция «"Чтение для сердца и разума": к 250-летию Н. М. Карамзина», прошедшая в Балтийском федеральном университете им. И. Канта (Калининград) 12 — 13 декабря 2016 года, стала замыкающим звеном в цепи событий, приуроченных к юбилею великого писателя, историка и философа (карамзинские конференции в 2016 году состоялись в Москве, Санкт-Петербурге, Ульяновске и ряде других российских и зарубежных научных центров). Проведение подобной конференции в Калининграде — событие во многом знаковое: как известно, именно Кёнигсберг, первый европейский город, который посетил Н. М. Карамзин, стал для него «окном в Европу», и имено здесь будущий автор «первого русского травелога» имел счастливую возможность посетить Иммануила Канта — «славного Канта, глубокомысленного, тонкого метафизика, который опровергает и Малебранша и Лейбница, и Юма и Боннета, — Канта, которого иудейский Сократ, покойный Мендельзон, иначе не называл, как der allez zermalmende Kant, то есть всё сокрушающий Кант» («Письма русского путешественника»).

Приветствуя участников и гостей конференции, ректор БФУ им. И. Канта, д-р полит. наук Андрей Клемешев подчеркнул: «Сам факт встречи будущего русского писателя и немецкого философа дает нам определенную почву для размышлений. Тема цивилизационного взаимодействия России и Запада имеет для нас исключительную важность. Сегодня гуманитарное направление становится одним из приоритетных элементов стратегической инициативы БФУ им. И. Канта, и многое из того, что планируется здесь обсудить, будет иметь отношение к формированию наших подходов к этой инициативе».

Универсализм и монументальность — нераздельный сплав в творческой биографии Н. М. Карамзина, литератора, историка и мыслителя, — делают его в полном смысле «человеком гуманитарным». Эта внутренняя карамзинская полифония стала концептуальной мерой

© Цвигун Т., 2016

Т. Цвигун

проводимой в БФУ им. И. Канта конференции, которая объединила филологов, историков и философов. Обмениваясь интерпретациями творчества и личности Карамзина, пропущенными сквозь разные дисциплинарные призмы, эксперты — участники конференции были едины в исключительно высокой оценке карамзинского вклада в развитие отечественной культуры. Сергей Шаврыгин, д-р филол. наук, профессор Ульяновского государственного педагогического университета им. И. Н. Ульянова: «Н. М. Карамзин жил и творил в очень сложную эпоху, я бы сказал в переломную. И в каждую переломную эпоху — а сегодня мы тоже переживаем такую — Карамзин становится все более востребованным. В такие периоды все возвращается к сентиментализму... Я полагаю, это происходит потому, что в жесткие времена, когда ломается все: человек, его жизнь, — когда человек вынужден меняться, возрастает роль "сердца". Возникает жалость, сопереживание чужим бедам. Поэтому Н. М. Карамзин сегодня актуален как никогда, ведь он сопереживает чужим бедам, его сердце "переживатель-ное"»1.|Алексей Козырев, канд. филос. наук, доцент МГУ им. М. В. Ломоносова: «Карамзин — это та фигура, которая объединяет очень многие отрасли знания: и историю, и филологию, и русскую словесность, и русскую политическую мысль. Карамзина считают основоположником русского консерватизма, хотя на самом деле не все так просто. В "Письмах русского путешественника" он скорее либерал и только позже приходит к выводу, что самодержавие "есть палладиум России" и особый дар, который позволяет сохранить целостность страны. Но Карамзин все же сохранял в глубине души свободолюбивые симпатии и верил в человеческое достоинство, личность. Поэтому сейчас, когда наше разрозненное научное знание заново переживает, как говорил Ю. М. Лотман, "сотворение Карамзина", это способствует единству нашего интеллекта и духа»2.

В рамках конференции были представлены следующие доклады и сообщения:

И. Н. Данилевский (НИУ ВШЭ, Москва) «Восстановление прошлого: от Карамзина до наших дней»,

А. П. Козырев (МГУ им. М. В. Ломоносова, Москва) «"Записка о древней и новой России": писатель как наставник самодержца»,

1 Эксперты: Н. М. Карамзин сегодня актуален как никогда, ведь он сопереживает чужим бедам // Сайт Балтийского федерального университета им. И. Канта. URL: https://www.kantiana.ru/news/144/203154/ (дата обращения: 27.12.2016).

2 Там же.

H- M. Карамзин: опыт междисциплинарного осмысления

Г. Панофски (Принстон, США) «Карамзин, Кант и Лафатер — пересечение биографий»,

С. Т. Золян (БФУ им. И. Канта, Калининград; Институт философии НАН Армении, Ереван) «Роман-реконструкция: сотворение жанра (о книге Ю. М. Лотмана "Сотворение Карамзина")»,

С. М. Шаврыгин (УГПУ им. И. Н. Ульянова, Ульяновск) «Галантный стиль в развитии новой русской литературы (И. Богданович — Н. Карамзин — И. Дмитриев)»,

В. И. Гальцов (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Образ Н. М. Карамзина в русской поэзии»,

Т. А. Алпатова (МГОУ, Москва) «Проблемы поэтики "Писем русского путешественника" Н. М. Карамзина: города и люди»,

П. П. Полх (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Н. М. Карамзин и византийская версия происхождения российского государственного герба»,

A. А. Тесля (ТГУ, Хабаровск) «"История народа" vs. "истории государства": "История государства Российского" Н. М. Карамзина как объект критики Н. А. Полевого»,

М. Д. Юрлова (НИУ ВШЭ, Москва) «"Умная политическая система": самодержавная власть в представлениях Н. М. Карамзина и Д. Н. Шипова»,

B. В. Сергеев (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Англия глазами Н. М. Карамзина»,

Е. П. Зимовина (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Н. М. Карамзин в революционной Франции: наблюдения и размышления»,

Ю. В. Костяшов (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Н. М. Карамзин и славянский вопрос»,

Р. Б. Казаков (НИУ ВШЭ, Москва) «О восприятии "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина в России и во Франции в первой половине XIX века»,

В. Н. Маслов (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Средневековье Юго-Восточной Прибалтики в "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина»,

Г. В. Кретинин (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Н. М. Карамзин: к истории использования документов Кёнигсбергского архива в работе над "Историей государства Российского"»,

A. И. Крюков (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Отношения России и Тевтонского ордена в XVI веке в работах Н. М. Карамзина»,

B. Ю. Хуторянская (БФУ им. И. Канта, Калининград) «"Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина как исторический источник»,

Д. В. Манкевич (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Новые источники в "Истории государства Российского" Н. М. Карамзина»,

Т. Цвигун

Ю. Б. Орлицкий (РГГУ, Москва) «Прозаические миниатюры Карамзина в истории отечественной малой прозы: традиция, жанр, ритм»,

С. С. Ваулина, А. И. Ткаченко (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Авторская модальность в повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза"»,

Н. П. Жилина (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Психологическая традиция "Бедной Лизы" Н. М. Карамзина в поэме Е. А. Баратынского "Эда"»,

Л. В. Рубцова (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Категория воли в повести Н. М. Карамзина "Марфа-посадница"»,

Л. Г. Дорофеева (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Идея сердца в публицистике Н. М. Карамзина (по материалам журнала "Вестник Европы")»,

Е. Р. Синюк (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Мотив счастья в повести Н. М. Карамзина "Бедная Лиза" и русской романтической поэме первой половины XIX века»,

A. Ю. Веселова (ИРЛИ РАН, Санкт-Петербург) «Карамзинский код в романе В. Новодворского (В. В. Сиповского) "Путешествие Эраста Кру-толобова"»,

К. Б. Шустов (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Поучение потомкам от Н. М. Карамзина»,

Г. И. Берестнев (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Н. М. Карамзин и русское масонство»,

Л. Н. Жданович (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Н. М. Карамзин о воспитании и образовании в России»,

Л. В. Сыроватко (лицей №49, Калининград) «Просвещенный мореплаватель Антуан-Иасент-Анн Шастене де Пюисегюр — возможный парижский знакомый Карамзина»,

B. Х. Гильманов (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Голос истории и политика: к проблеме "действенно-исторического сознания" (Гадамер) в современной истории в свете историографии Н. М. Карамзина»,

Ю. А. Говорухина (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Н. М. Карамзин в зеркале юбилейных статей: семиотика и прагматика образа»,

И. О. Дементьев (БФУ им. И. Канта, Калининград) «Письма о русском путешественнике: современное зарубежное карамзиноведение»,

А. А. Лебедкина (гимназия № 40, Калининград) «Ценностный аспект изучения творчества Н. М. Карамзина в современной школе».

Татьяна Цвигун

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.