УДК 74.01/.09
ДИЗАЙН
КАПСУЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ С РАЗНЫМИ ФУНКЦИЯМИ В ПРЕДМЕТНОЙ СРЕДЕ
Бекк Н.В., доктор технических наук, профессор Колесникова Д.И., документовед
Новосибирский государственный университет архитектуры, дизайна и искусств Евсеева Л.П., доцент
Новосибирский технологический институт (филиал) Российского государственного университета им. А.Н. Косыгина
Аннотация. В статье представлена авторская разработка капсульной коллекции промышленных изделий в предметной среде. Сформирована мини-зона жилого пространства с набором функций, обеспечивающих человеку возможность длительного и комфортного пребывания в мини-зоне. Капсульная коллекция разработана как коллаборация экостиля с современными технологиями. Проведены опросы потребителей, позволившие определить наиболее значимые характеристики проектируемых дизайн-объектов. Особый акцент потребители делают на использовании природных цветов и экоматериалов. По итогам работы получены положительные отзывы потенциальных потребителей.
Ключевые слова: капсульное проектирование, дизайн, стиль, материалы, форма, предметная среда, экология.
На современном этапе развития дизайна специалисты выбирают технологию капсульного проектирования изделий: несколько предметов условно объединены в один пространственный кластер. В некоторых случаях он может расширяться или сокращаться, т. е. что-то из изделий добавляется или исключается. Основная концепция капсульного проектирования - единое назначение, но при этом у каждого объекта может быть своя функция и эргономические характеристики.
В формировании предметной среды специалисты перешли от макро-зон к мини-зонам. Причем эти мини-зоны могут включать большее количество функций для каждого изделия по сравнению с их аналогами. Такая мини-зона может «вытеснить» макро-зону, так как обеспечит человеку необходимый и достаточный комфорт. Эта концепция взаимосвязана с современными направлениями: «умный дом», «умная мебель», «умная лампа» и т.д.
Технология «умный дом» - это интеллектуальная система управления домом, обеспечивающая автоматическую и согласованную работу всех систем
жизнеобеспечения и безопасности. Управление системой производится со смартфона или планшета. Система «умный дом» расширяется: отопление саморегулируется, окна в определенное время открываются на проветривание, появилась система автоматического полива растений, «умная розетка» отключает и подключает электроприборы, а лампочки запоминают режим дня человека. «Умные лампы» созданы с учетом того, что человек может изменить яркость света и выбрать цвет света из спектра освещения. Управление такими лампами происходит дистанционно, в режиме реального времени либо задается заранее, а система запоминает и воспроизводит программу [1-4]. Также во многих лампах есть микрофон, датчик движения и камера.
Положительное отношение к развитию многофункциональности в дизайне подтверждено результатами опросов потребителей, которые проводились с целью выбора значимых характеристик капсульной коллекции интерьерного кластера. Пример результатов опроса на один из пунктов анкеты приведен на рис. 1.
Рис. I. Ответы на вопрос: Важна ли для Вас многофункциональность изделий?
В результате опроса выяснилось, что разработка многофункциональных изделий предметной среды актуальна, люди стремятся с одной позиции выполнить как можно больше видов деятельности, затрачивая минимум усилий.
По итогам анкетирования предложено в капсульную коллекцию мини-зоны включить:
- напольный светильник,
- кресло,
- журнальный столик.
Такая мини-зона используется практически во всех пространствах.
Объект дизайна - напольный светильник-торшер. Основание торшера изготовлено из металла и матового стекла. Кубическая форма основания создает эффект тяжести, но благодаря тому, что куб изготовлен из стекла, этот эффект становится незаметным. В центре основания располагается металлическая
Затрудняюсь
ответить 43%
Но важно
2%
сфера, которая является продолжением арматуры светильника (рис. 2). Сочетание двух материалов позволяет создать имитацию «полета» начала основания. При использовании «умной лампы» в данном торшере появляются новые функции, такие как: управление яркостью, силой и цветом лампы, регулирование высоты и наклона положения плафона.
Вторым акцентом является плафон. Он выполнен в форме цилиндра, где сглаживается восприятие кубического основания и поддерживается округлость сферы. Дополняет геометрическую композицию стойка с возможностью различной регулировки (рис. 3). Светильник эргономичен как для эмоционального восприятия, так и для физического взаимодействия, легко регулируется.
Рис. 3. Общее композиционное решение «умного светильника»
Важным моментом эксплуатации светильника является освещенность рабочей зоны (табл. 1).
Таблица 1
Значения защитных углов и зоны (нрянименин яркости светильников
Расстояние от светового центра светильника до пола, м Зона ограничения яркости
До 1,1 включ. 85-125°
Св. 1,1 до 1,2 включ. 75-110°
Св. 1.2 до 1,3 включ. 65-95°
Более 1,3 60-90°
Следующий объект - кресло. В кресле необычная опора для сидения, изогнутые и плавные линии подчеркивают природные мотивы. Основной акцент - необычный дизайн и фактура материалов. Материалы: шпон красного дерева, фанера из тропического дерева Сейба, пенополиуретан, велюр. Предложен цветовой ряд для кресла (рис. 4). Спинка выполнена в форме листка. Разбивка на цветовые зоны позволяет визуально облегчить массивность изделия.
Рис. 4. Варианты кресла шпеулъной коллекции
Так как кресло массивное, а торшер, наоборот, легкий, то журнальный столик должен уравновешивать и компоновать три предмета воедино. Он многофункционален, внизу имеется место для хранения вещей, а сверху столешница трансформируется и превращается в мягкую подставку для ног (рис. 5). Также имеется бесконтактная зарядка для мобильных телефонов и устройств. Столик объединяет особенности двух предметов: из кресла взята спинка в форме листка, а также форма ножки, из светильника - сфера
основания. Опросы показали, что потребители в качестве материала однозначно выбирают дерево и даже согласны на имитацию фактуры дерева как отсылки к природным мотивам.
% 1 С
Л Я 1 ; "з ■ г ж
А * Г 1 ^Н ЛЕТАЛИ а Ч<1
Рис. 5. Многофункциональный журнальный столик
Все это говорит о том, что после длительного использования синтетических материалов и пластмасс человек устал от искусственного и возвращается к натуральному, природному. Не случайна возросшая популярность экостиля в предметной среде. Он подразумевает применение только натуральных материалов [4, 5]: твердого дерева, натуральных тканей, кованых аксессуаров, камня, керамики. Интерьер не загромождённый, мебель лаконичная. Цветовая гамма приближена к природным оттенкам. Природная свобода - основная эстетика экостиля. Если совместить экостиль с не менее популярным стилем конструктивизм, то это будет достаточно популярный на рынке продукт. Поэтому в коллекции использованы и приемы конструктивизма, однако они не доминируют.
Проведенные итоговые опросы реализованной капсульной коллекции показали, что потребители в возрасте от 21 до 45 лет готовы ее приобретать (78 % из опрошенных - этих возрастных категорий). В качестве достоинств респонденты отмечают полную сформированность мини-зоны предметной среды, большое количество функций для комфорта ее использования.
Потребители в возрасте старше 45 лет положительно отметили дизайн капсульной коллекции, использованные приглушенные оттенки зеленого в сочетании с натуральными оттенками коричневого дерева и добавлением бронзового металла. Они также считают себя готовыми к выбору капсульной коллекции, но в данном случае требуется трансформация кресла с расширенными параметрами.
Практически все потребители положительно относятся к экостилю во всех его проявлениях: форме, имитирующей природу, цветам и экоматериалам. Это расширяет рамки не только для концепт-идеи, но и увеличивает возможность реализации подобных изделий.
Библиографический список
1. Харке В. Умный дом. Объединение в сеть бытовой техники и систем коммуникации в жилищном строительстве. - М.: Техносфера, 2006. - 287 с.
2. Ульрих К., Эппингер С., Промышленный дизайн. Создание и производство продукта. - М.: Вершина, 2007 - 447 с.
3. Лидвелл У, Холден К., Батлер Дж. Универсальные принципы дизайна. -СПб.: Питер, 2012 - 272 с.
4. Райли Н. Элементы дизайна. Развитие дизайна и элементов стиля от Ренессанса до Постмодернизма. - М.: Магма, 2004. - 544 с.
5. Кэлоуэй С. Элементы стиля. Энциклопедия архитектурных деталей. - М.: Магма, 2011. - 592 с.
CAPSULAR DESIGN OF PRODUCTS WITH DIFFERENT FUNCTIONS IN THE SUBJECT MATTER
Beck N.V., doctor of technical sciences, professor Kolesnikova D.I., documentary
Novosibirsk State University of Architecture, Design and Arts Evseeva L.P., Associate Professor
Novosibirsk Technological Institute (branch) of the Russian State University. A.N. Kosygin
Abstract. The article presents the author's development of a capsule collection of industrial products in the subject environment. A mini-zone of living space with a set of functions has been formed that ensures a person the possibility of a long and comfortable stay in the mini-zone. The capsule collection is designed as an Eco-style collaboration with modern technology. Consumer surveys were conducted, which allowed to determine the most significant characteristics of the designed design objects. Consumers place particular emphasis on the use of natural flowers and eco-friendly materials. The results of the work received positive feedback from potential consumers.
Keywords: capsule design, design, style, materials, form, subject environment, ecology.