Научная статья на тему '«Капитализм и шизофрения», и киберпространство'

«Капитализм и шизофрения», и киберпространство Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2045
572
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СБОРКА / РИЗОМА / ТЕЛО БЕЗ ОРГАНОВ / МАШИНЫ ЖЕЛАНИЯ / СОСКАЛЬЗЫВАНИЕ / ЖИЛЬ ДЕЛЁЗ / ФЕЛИКС ГВАТТАРИ / ASSEMBLY / RHIZOME / BODY WITHOUT ORGANS / MACHINES OF DESIRE / WITHOUT SLIPPING / GILLES DELEUZE / FELIX GUATTARI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Барановская Мария Владимировна, Малкин Василий Максимович

В данной работе мы проводим анализ репрезентации и деятельности субъекта в виртуальном пространстве, опираясь на философскую теорию Жиля Делёза и Феликса Гваттари. Технологии и интернет являются неотъемлемым дополнением современной реальности. Пользователь становится всё более погружен в процесс виртуальной коммуникации, деятельности и консюмиризма. Виртуальная реальность дополняет реальность повседневную, «вплетаясь» в неё. Такие философские концепции, как: ризома, желающее производство, машины желания, тело без органов, линии ускользания и номадизм являются, по нашему мнению, той терминологической базой, с помощью которой возможно изучение процессов, протекающих в виртуальном пространстве. Философский дискурс постнеклассической парадигмы наиболее полно способствует описанию различных процессов, в которые включена личность в виртуальном пространстве («акт творения» субъектом самого себя).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

«Capitalis m and schizophrenia» and cyberspace

In this paper, we analyze the representation and activities of the entity in the virtual space, based on the philosophical theory of Gilles Deleuze and Felix Guattari. Technology and the Internet are an essential complement to the modern reality. The user becomes more and more immersed in the process of virtual communication, activities and consumerism. Virtual reality supplements reality everyday, "weaving" in it. Such philosophical concepts as the rhizome, seeking the production of machines of desire, the body without organs, lines of flight and nomadism are, in our opinion, the terminology base, with which it is possible to study processes occurring in virtual space. Philosophical discourse of post-non-classical paradigm is most fully contributes to the description of the various processes, which include the identity in virtual space ("the act of creation" of the subject itself).

Текст научной работы на тему ««Капитализм и шизофрения», и киберпространство»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Дата публикации: 1.01.2016

у№дк61(59)9с0167-71. М. в. Барановская, в. М. Маякин

«Капитализм и шизофрения», и киберпространство

В данной работе мы проводим анализ репрезентации и деятельности субъекта в виртуальном пространстве, опираясь на философскую теорию Жиля Делёза и Феликса Гваттари. Технологии и интернет являются неотъемлемым дополнением современной реальности. Пользователь становится всё более погружен в процесс виртуальной коммуникации, деятельности и консюмиризма. Виртуальная реальность дополняет реальность повседневную, «вплетаясь» в неё. Такие философские концепции, как: ризома, желающее производство, машины желания, тело без органов, линии ускользания и номадизм являются, по нашему мнению, той терминологической базой, с помощью которой возможно изучение процессов, протекающих в виртуальном пространстве. Философский дискурс постнеклассической парадигмы наиболее полно способствует описанию различных процессов, в которые включена личность в виртуальном пространстве («акт творения» субъектом самого себя).

Ключевые слова: сборка, ризома, тело без органов, машины желания, соскальзывание, Жиль Делёз, Феликс Гваттари

Perspectives of Science & Education. 2015. 6 (18)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-06/ Accepted: 16 November 2015 Published: 1 January 2016

N°. 6 (18). pp. 67-71. M . V. Baranovskaia, V. M. Malkin

«Capitalism and schizophrenia» and cyberspace

In this paper, we analyze the representation and activities of the entity in the virtual space, based on the philosophical theory of Gilles Deleuze and Felix Guattari. Technology and the Internet are an essential complement to the modern reality. The user becomes more and more immersed in the process of virtual communication, activities and consumerism. Virtual reality supplements reality everyday, "weaving" in it. Such philosophical concepts as the rhizome, seeking the production of machines of desire, the body without organs, lines of flight and nomadism are, in our opinion, the terminology base, with which it is possible to study processes occurring in virtual space. Philosophical discourse of post-non-classical paradigm is most fully contributes to the description of the various processes, which include the identity in virtual space ("the act of creation" of the subject itself).

Keywords: Assembly, rhizome, body without organs, machines of desire, without slipping, Gilles Deleuze, Felix Guattari

/1 I елью статьи является проведение анали-/ Л за виртуального пространства, опираясь на терминологию и работы Жиля Делёза в соавторстве с Фелликсом Гваттари. Ключевыми для нашей работы являются такие термины: сборка, ризома, тело без органов, машины желания, соскальзывание

_Введение

Реальность, отображенная в работах Жиля Делёза и Феликса Гваттари представляет собой непрерывный цикл производства\желания, в который включены элементы социальной системы (субъекты). Мир шизоанализа лежит в плоскости желания, в плоскости абсолюта возможностей. В нашей работе, мы предполагаем наличие определённых совпадений в концептах, которые позволяют говорить о переносимости философии Делёза и Гваттари в плоскость киберпростран-ства, которое является частью современного технократического общества, жизнь которого постепенно начинает всё более и более происходить по ту сторону экрана (не важно, говорим мы о компьютерах или смартфонах, все эти объекты экранируют субъекта от реальности, дополняя реальность миром копий). В нашей работе, мы опираемся на такие ключевые термины, как: машины желания, тело без органов, сборка, желающее производство, ризома, соскальзывание и номадизм.

Ризома

Киберпространство представляет собой разветвлённую и исполненную заимствований и отсылок структуру. Каждая точка потенциально связывается с любой другой, что и является отсылкой к ризоме. Ризома «обладает крайне разнообразными формами, начиная с внешней протяженности, разветвлённости во всех направлениях, кончая конкретизацией в луковицах и клубнях» [4, с. 12]. Для ризомы характерны «принципы соединения и неоднородности: любая точка ризомы может - и должна быть - присоединена к любой другой её точке» [4, с. 12]. Так как, киберпространство не обладает определённой структурой и иерархичностью, его можно было бы символически представить, как некую «субстанцию» находящуюся в непрестанном движении, самовоспроизводящуюся, развёртывающуюся и складывающуюся.

Ризома, как символ нового варианта вирту-альногопространства, противопоставляется ригидному образу дерева, которому присуща иерархичность и бинарность. Символ "травы" как ризомы, корневища представляется наиболее пригодным потому, что «он фиксирует связь в виде гетерогенности, множественности, равноправия» [4, с. 341]. Идея равноправия и множественности особенно просматривается в логике

коммуникаций, происходящих в киберпростран-стве. По сути, коммуникационные сети утратили свою иерархичность, что приводит к тому, что коммуникация начинает проходить на отличном от социального в реальности уровне. Являясь участником интернет коммуникации, субъект имеет возможность вести диалог с кем ему угодно, появляется возможность писать и, возможно, получать ответ от публичных личностей (будь то, художники, писатели, любые другие производители медийного контента). Субъект может не оставаться пассивным наблюдателем чьей либо деятельности, он является включённым в процесс создания контента.

Желающее производство. Машины желания

Для понимания работы «машин желания» необходимо рассматривать процесс производства\ потребления. «Вот что такое машины желания: производящие машины, функционирование которых совпадает с производством» [6, с. 38]. «В действительности общественное производство есть не более как производство желания в определенных условиях. Есть только желание и социальность, и ничего другого.» [6;с.9]. В рамках «желающего производства» индивид представляет собой «желающую машину», которая реализует свои бессознательные желания. Бессознательный аспект желания в массовой культуре можно начать рассматривать, начиная с рекламы и телевидения, во время, предшествующее развитию интернет пространства и социальных сетей, и заканчивая всеми теми кодами, что теперь включены в онлайн деятельность субъекта. Деятельность субъекта в интернет пространстве, будь то репрезентация или же просто «интернет сёрфинг», можно характеризовать, как деятельность бессознательную. Взаимодействуя с пространством, по ту сторону экрана, субъект погружен в систему желаний и руководствуется диктатом, зачастую неосознаваемых, социальных кодов. Желание, по Делёзу и Гваттари, представляет собой механический процесс, подобный работе промышленного завода, где желание создаёт реальность человеческого бытия. Реальность, которую конструирует субъект, воспроизводя себя в киберпространстве, создаётся по причине желаний. Субъекту, включенному в медийное пространство, так или иначе, диктуется, что актуально желать. И данные желания проецируются в виртуальном пространстве. Причём, данный диктат не ультимативен. Например, реклама в контакте, демонстрирует субъекту только те предложения, которые были сформированы на основе его поисковых запросов и его данных (возраст, пол, место дислокации). Желания не насаждаются, они, якобы, уже вписаны в поле субъекта. «Символ, фетиш представляют собой проявления машины желания» [6, с. 24]. Современное общество пронизано фетишизаци-

ей. Вещи, приобретаемые субъектом в реальном или виртуальном пространстве перегружены означающими, так как, покупая, что либо субъект становится владельцем не просто предмета, а некой коннотативной цепочки символов (например, техника Apple, которая давно перестала быть просто функциональными гаджетами, а перешла в сферу статусных вещей). Так что, процесс потребления определённым образом расширился. Аспект капитала общества потребления, не нивелировал себя, с появлением киберпространства. Данная среда просто расширила концепт потребления. И если ранее, товарно-денежная система находилась в плоскости реального обмена, то теперь сместилась в новую, виртуальную сферу. В качестве примера, можно рассмотреть процессы присущие компьютерным играм (в частности, онлайн-играм). Игровые предметы или определённые расширения/достижения, являются объектами виртуального пространства, но, возможность приобретать их за реальные деньги помещает их на стык виртуального\реального. Опираясь на работу Маркса [7] можно сказать, что «желающее производство» остаётся связанным с социальным, оно так же обеспечивается энергией либидо и зависит от экономических и культурных феноменов нашей современности.

_Сборка

«В своём материальном или машинном аспекте сборка отсылает не к производству благ, а, скорее, именно к состоянию перемешивания тел в обществе, включая все притяжения и отталкивания, симпатии и антипатии, деградации, слияния, проникновения и расширения» [3, с. 150]. Сборка может объясняться, как то, что «допускает любые комбинации — между техникой, животными и людьми» [9]. Стремительное развитие технологий в настоящее время, приводят к изменениям на культурном и социальном уровне. В данное время превали-рующееколичество людей обладает стационарными компьютерами, ноутбуками, смартфонами. Смартфон становится не только средством связи, каким выступали телефоны до этого, но и определённым социальным атрибутом с невротической привязанностью к оному субъекта. Так что, можно говорить о том, что субъект уже не является просто владельцем\пользователем гаджета, он представляет собой сборку с ним. Смартфон выступает, как некий социальный протез, как экран, который позволяет постоянно находиться в состоянии ложной коммуникации и репрезентации себя.

В рамках термина «сборка» также уместно говорить о границах тела и о том, как данное тело вступает в новые контексты. Интеграция субъекта в киберпространство способствует видоизменению образа телесного. В определённом смысле, функциональный образ тела подлежит

изменению, так как сейчас он дополняется, например, носимыми интерфейсами (биобудильники, шагомеры).

Понятие «сборка» может распространяться не только на телесный аспект субъекта и присовокупление к оному определённого «протеза». Социальные сервисы (почта, в контакте, twitter, facebook и прочие), предоставляют пользователю возможность «связывать» между собой существующие аккаунты, что упрощает взаимодействие и создаёт специфическую «виртуальную сеть», части которой сцеплены между собой.

_Тело без органов

«Тело без органов - это поле имманентности желания, план консистенции, свойственный желанию (там, где желание определяется, как процесс производства без ссылки на какую-либо внешнюю инстанцию)» [7, с. 256] Тело без органов в работе Делёза указывает на виртуальное измерение тела. Если «актуальное» тело у Делёза и Гваттари имеет набор черт, навыков и аффектов, т.е. вполне закреплено в реальности, то виртуальное измерение тела - это все данные означаемые, что могут быть присвоены субъектом потенциально. В концепции Жиля Делёза тело без органов представляет собой даже не проекцию «у него нет ничего общего с, собственно, телом или образом тела. Это тело без образа» [4]. Данное, непродуктивное, тело существует только там, где производится, там, где оно включено в цикл производства и самовоспроизводства. Рассматривая данный, виртуальный, аспект тела в рамках киберпространства и, например, социальных сетей, мы можем явственно увидеть данный процесс. Аватар, серия «селфи», любой фотографический элемент, с помощью которого субъект конструирует свой виртуальный образ, указывает на нехватку и отсутствие тела реального. В виртуальном пространстве ты всегда «артикулируешь своё тело» [1, с. 265], создаёшь его заново. От реального тела, в пространстве по ту сторону экрана, не остаётся ничего. В сети, продукты саморепрезентации представляют собой бесконечный цикл копий, который стремится к несуществующему «Я-идеалу». Это всё та же чистая поверхность, которая не связанна ни с какими органами или функциями. Оно не производительно, так как само является результатом и частью производства. Это, всего лишь, поверхность, на которой «регистрируются процессы производства желания». В «Логике смысла» Делёз характеризует его (ТбО) как «организм без частей..., у которого нет ни рта, ни ануса, отбросившее все интроекции и проекции и такой ценой завершившееся» [5]. Таким и является уровень виртуальной «телесности». Телесности при отсутствии тела, телесности, которая представляет собой набор фрагментов и частей.

Линии ускользания и номадизм

Номадизм - кочевой образ жизни [1]. Номадизм - это то, что «противостоит всякой оседлости, поскольку любые топосы для него представляются лишь пунктами на пути и этим путём определяются. Движение всегда происходит от одной точки к другой, но интервал между ними выступает как самостоятельное и независимое направление» [4, с. 199]. Соответственно, номадизм - это движение. Бесконечное движение наиболее подходит для описания деятельности в виртуальном пространстве: от ссылки к ссылке, новым страницам, новому контенту. Если воспринимать киберпространство, как структуру схожую с ризомой, то субъекты, включённые в него, являются кочевниками, в некотором смысле. Находясь в данном ризомическом пространстве, субъекты просто движутся, переходя от линии к линии, от ссылки к ссылке, от одного интернет ресурса к другому. Данный процесс в любой момент может быть прерван, разорван, субъект с лёгкостью может перейти на другую линию. Это бесцельное блуждание в медийном пространстве, захватывает урывками некоторые сведения, информацию. Блуждая и переходя по ссылкам, он всего лишь скользит своим внимание по некоторым фактам и данным, которые тут же сменяются новыми. Так субъект оказывается на очередном разрыве или складке ризоморфной реальности. Мир кибер-пространства - мир номадической реальности, реальности ускользания, реальности, где отсутствует репрессивный надзор. Единственный смысл такой реальности - просто скользить по поверхности, в пространстве образов. В работе

«Тысяча плато» Делёзом и Гваттари говорится о становлении, которое начинается в линии ускользания. Различные варианты становления предполагают возможность стать кем\чем угодно - «женщиной, интенсивностью, животным, невоспринимаемым»[4, с. 450]. Данный процесс можно рассмотреть на примере создания аккаунтов в различных социальных сетях\бло-гах: субъект имеет возможность, как воспроизвести свою реальную личность, так и создать аккаунт, который будет полностью вымышленным. Виртуальное пространство даёт ту самую возможность создавать свою личность заново.

_Вывод

Анализируя субъекта в виртуальном пространстве и его репрезентацию, мы можем говорить о том, что виртуальное пространство представляет собой некую «абстрактную машину лицевости» и телесности, пространство движения и становления кем-то/чем-то. Социальные сети, блоги и форумы способствуют репрезентации субъекта, но репрезентации частичной, фрагментарной. Тело в данном пространстве - частично. Субъект артикулирует себя, как тело без органов, в виртуальном пространстве. Субъект, представляет собой сборку со своим телефоном, компьютером и прочими гаджетами. И этот частичный субъект движется в ризоморфном виртуальном пространстве, переходит по ссылкам, «исследует новые территории», «соскальзывает». Таким образом, мы можем говорить о том, что философские абстракции Делёза и Гваттари наиболее точно отображают ту виртуальную реальность современного субъекта.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьяков A.B.. Жиль Делёз. Философия различия. СПб.: Алетейя, 2012. 504 с.

2. Ефремова Т. Современный толковый словарь русского языка. В 3 томах. Том 2. М.: АСТ. 2006. 1168 с.

3. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения / Ж. Делез, Ф. Гваттари; пер. с франц. и послесл. Д. Кралечкина; науч. ред. В. Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория, 2007. 672 с.

4. Делёз Ж. Тысяча плато: Капитализм и шизофрения / Жиль Делез, Феликс Гваттари: пер. в франц. и послеслов. Я.И.Свирского; науч. ред В.Ю.Кузнецов. Екатеринбург: У-Фактория; М.: Астрель. 2010. 895 с.

5. Делёз Ж. Логика смысла / Жиль Делез; пер. в франц. Я.И.Свирского. М.: Академический проект, 2011 472 с..

6. Жиль Делез, Феликс Гваттари. Анти-Эдип. Капитализм и шизофрения / Сокращенный перевод-реферат кандидата философских наук М.К.Рылкина. М. 1990. URL: http://dironweb.com/klinamen/Capitalisme.pdf (дата обращения: 15.12.2015).

7. История философии: Запад - Росси - Восток (книга четвертая: Философия XX в.). 2- изд. - М.: «Греко-латинский кабинет» / Ю. А. Шичалина, 2000. 448 с.

8. Маркс К. Капитал. Т.2. Отдел третий. Воспроизводство и обращение всего общественного капитала.

9. DosseFransois. Gilles Deleuze and Félix Guattari: intersecting lives. Columbia University Press, 2010

REFERENCES

1. D'iakov A.B.. Zhil' Delez. Filosofiia razlichiia [Gilles Deleuze. Philosophy differences]. Saint-Perersburg, Aleteiia Publ., 2012. 504 p.

2. Efremova T. Sovremennyi tolkovyi slovar' russkogo iazyka. V 3 tomakh. Tom 2 [Modern explanatory dictionary of the Russian language. In 3 volumes. Volume 2]. Moscow, AST Publ., 2006. 1168 p.

3. Delez Zh., Gvattari F. Anti-Edip: Kapitalizm i shizofreniia/Zh. Delez, F. Gvattari; per. s frants. iposlesl. D. Kralechkina; nauch. red. V. Kuznetsov [Anti-Oedipus: Capitalism and schizophrenia / Gilles Deleuze, F. Guattari; translated from the French. and afterw. D. Kralechkin; scientific. edited by V. Kuznetsov]. Ekaterinburg, U-Faktoriia Publ., 2007. 672 p.

4. Delez Zh. Tysiacha plato: Kapitalizm i shizofreniia /Zhil' Delez, Feliks Gvattari: per. v frants. i posleslov. Ia.I.Svirskogo; nauch. red V.Iu.Kuznetsov [Thousand plateaus: Capitalism and schizophrenia / Gilles Deleuze, Felix Guattari: translation in French. and Boleslav. J. I. Svirsky; scientific. ed V. Y. Kuznetsov]. Ekaterinburg, U-Faktoriia Publ.; Moscow. Astrel' Publ., 2010. 895 p.

5. Delez Zh. Logika smysla/Zhil' Delez; per. v frants. Ia.I.Svirskogo [Logic of sense / Gilles Deleuze; TRANS. in Franz. J. I. Svirsky]. Moscow, Akademicheskii proekt Publ., 2011 472 p.

6. Zhil' Delez, Feliks Gvattari. Anti-Edip. Kapitalizm i shizofreniia / Sokrashchennyi perevod-referat kandidata filosofskikh nauk M.K.Rylkina [Anti-Oedipus. Capitalism and schizophrenia / Abridged translation-abstract of candidate of philosophical Sciences M. K. Rilkin]. Moscow, 1990. Available at: http://dironweb.com/klinamen/Capitalisme.pdf (accessed 15 December 2015).

7. Istoriia filosofii: Zapad - Rossi - Vostok (kniga chetvertaia: Filosofiia XX v.). 2- izd. [History of philosophy: West - Russia - East (book four: the Philosophy of the XX century). 2nd ed.]. Moscow, Greko-latinskii kabinet Publ., 2000. 448 p.

8. Marks K. Kapital. T.2. Otdel tretii. Vosproizvodstvo i obrashchenie vsego obshchestvennogo kapitala [Capital. Vol. 2. The third Department. The reproduction and circulation of total social capital].

9. DosseFransois. Gilles Deleuze and Félix Guattari: intersecting lives. Columbia University Press, 2010.

Информация об авторах Барановская Мария Владимировна

Information about the authors

Baranovskaia Mariia Vladimirovna

(Russia, Simferopol) 2nd year student of magistracy Department of psychology

V.I. Vernadsky Crimean Federal University E-mail: mbrvsk@gmail.com

(Россия, Симферополь)

Студентка 2 курса магистратуры

факультета психологии

Крымский Федеральный Университет

имени В.И. Вернадского E-mail: mbrvsk@gmail.com

Малкин Василий Максимович

Malkin Vasilii Maksimovich

(Россия, Симферополь)

(Russia, Simferopol)

Кандидат психологических наук Крымский Федеральный Университет

PhS in Psychological Sciences

V.I. Vernadsky

имени В.И. Вернадского E-mail: mbrvsk@gmail.com

Crimean Federal University E-mail: mbrvsk@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.