Научная статья на тему 'КАПИТАЛИЗАЦИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ'

КАПИТАЛИЗАЦИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КАПИТАЛИЗАЦИЯ / ЦЕНА ПРОДУКЦИИ / СТРУКТУРА КАПИТАЛА / ФОРМА СОБСТВЕННОСТИ / РЫНОЧНАЯ КАПИТАЛИЗАЦИЯ / РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ляндау Ю.В., Захарова Т.И., Мрочковский Н.С., Садыкова К.В., Исам Халиль Ахмад.

Основным катализатором социально-экономического развития любого государства является динамичное развитие предприятий, главным индикатором которого служит уровень их капитализации. Уровень капитализации предприятия свидетельствует о его конкурентоспособности, финансовой стабильности, инвестиционной привлекательности. Именно на основе показателя капитализации формируются зарубежные рейтинги успешности предприятий, и он является определяющим в оценке перспектив развития корпоративных структур. Капитализация необходима в стратегии устойчивого развития предприятия, которая обеспечивает рост экономической эффективности производства. Современные подходы по оценке капитализации предприятия связаны с экономическим потенциалом. Управление капитализацией позволяет влиять на ключевые показатели финансового состояния корпорации: величина дохода, рентабельность деятельности, платежеспособность и ликвидность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CAPITALIZATION OF MULTINATIONAL CORPORATIONS-TRENDS AND FEATURES

The process of capitalization is the main reason of the socio-economical improvement of every country. Moreover the increasing of the rate of capitalization development of the enterprise indicates its competitiveness financial stability, and investment attractiveness. It is one of the most significant markers of the capitalization that foreign ratings form of the success of enterprises. The strategy of sustainable development of the enterprise, which ensures the growth of economical efficiency of capitalizational production is remarkable. Modern approaches to assessing the capitalization of an enterprise are related to the economic potential. Capitalization management allows you to influence key indicators of a corporation’s financial condition: income, profitability, solvency and liquidity

Текст научной работы на тему «КАПИТАЛИЗАЦИЯ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОРПОРАЦИИ: ТЕНДЕНЦИИ И ОСОБЕННОСТИ»

Капитализация транснациональных корпорации: тенденции и особенности

см о см

со

О!

о ш т

X

<

т О X X

Ляндау Юрий Владимирович

д.э.н., заведующий Базовой кафедрой Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Lyandau.YUV@rea.ru

Захарова Татьяна Ивановна

к.э.н., доцент, доцент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Zaharova.TI@rea.ru

Мрочковский Николай Сергеевич

к.э.н., доцент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», Mrochkovskiy.NS@rea.ru

Садыкова Ксения Валерьевна

к.э.н., доцент Базовой кафедры Благотворительного фонда поддержки образовательных программ «КАПИТАНЫ» «Инновационный менеджмент и социальное предпринимательство», ФГБОУ ВО «РЭУ им. Г.В. Плеханова», sadykova.kv@rea.ru

Исам Халиль Ахмад

старший преподаватель кафедры кафедры массовых коммуникаций, ФГАОУ ВО РУДН, khalilisam@outlook.com

Основным катализатором социально-экономического развития любого государства является динамичное развитие предприятий, главным индикатором которого служит уровень их капитализации. Уровень капитализации предприятия свидетельствует о его конкурентоспособности, финансовой стабильности, инвестиционной привлекательности. Именно на основе показателя капитализации формируются зарубежные рейтинги успешности предприятий, и он является определяющим в оценке перспектив развития корпоративных структур. Капитализация необходима в стратегии устойчивого развития предприятия, которая обеспечивает рост экономической эффективности производства. Современные подходы по оценке капитализации предприятия связаны с экономическим потенциалом. Управление капитализацией позволяет влиять на ключевые показатели финансового состояния корпорации: величина дохода, рентабельность деятельности, платежеспособность и ликвидность.

Ключевые слова: капитализация, цена продукции, структура капитала, форма собственности, рыночная капитализация, реструктуризация, инвестиционная политика.

Одной из основных форм организации совместной деятельности нескольких хозяйствующих субъектов в современной экономике выступает корпорация. Законы, на основании которых создается корпорация, в каждой стране имеют свои особенности, в связи с чем, невозможно представить общую характеристику корпорации с юридической точки зрения. Обратимся к Гражданскому кодексу Российской Федерации, корпорация - «юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган» [1]. Документы системы национальных счетов (СНС-2008) выделяют несколько основных типичных характеристик корпораций [7]:

- Корпорация это юридическое лицо, которое создается для производства и реализации товаров и услуг.

- Корпорация имеет цент экономического интереса, располагающийся в той стране, резидентом которой является корпорация.

- Управление корпорацией осуществляется коллегиально и один человек не может принимать решения.

- Корпорация включает несколько предприятий относящихся к нескольким отраслям.

Корпорация включает несколько финансовых структур, которые объединены единым финансовым контролем. Как правило, деятельность всех структур, входящих в корпорацию, объединена для достижения единой цели - усиление позиций корпорации на рынке. Построение горизонтальной и вертикальной системы производства, а также включение предприятий смежных сфер деятельности, позволяет расширить спектр предлагаемых услуг и обеспечить деятельность не только на основном, но и на смежных рынках.

Корпоративные объединения весьма разнообразны и для каждой страны можно выделить уникальную корпоративную систему. В России к корпоративным объединениям причислены «хозяйственные товарищества и общества, крестьянские (фермерские) хозяйства, хозяйственные партнерства, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации, ассоциации (союзы)»[1] и т.д.

Наиболее распространенным видом корпораций в современной экономике является транснациональная корпорация (ТНК). «Международные (транснациональные) корпорации (ТНК) составляют половину крупнейших экономик мира, контролируют 50% мировой торговли и 67% внешней торговли... 40% мирового товарооборота услугами, 90% продаж патентов, лицензий, ноу-хау» [3].

ООН определяет ТНК как «международно-оперирующее предприятие, которое осуществляет деятельность в двух и более странах и управляет своими региональными подразделениями из одного или нескольких основных центров» [2]. Однако данное определение не учитывает особенностей ТНК, что позволяет его дополнить следующими положениями [4]:

1. экономическая категория - ТНК характеризуют современный этап производства, которому свойственны процессы постиндустриального общества в условиях частной собственности на все средства производства;

2. организационно-правовая категория - ТНК представляют собой особые частные акционерные монополистические объединения, которые включают головную компанию и множество филиалов в разных странах мира;

3. категория международного предпринимательства - ТНК, способ ведения бизнеса, основанный на производстве прибавочной стоимости и преобрахова-нию ее в прибыль на международных рынках путем вывоза товаров или капитала.

Также, надо отметить, что жизненный цикл ТНК не ограничен, акции могут передаваться и продаваться не ограниченное количество раз.

Значение ТНК становится все более значимым с точки зрения развития мировой экономики. Усиления позиций происходит на протяжении последних 50 лет. На современном этапе ТНК не только формируют международное производство товаров и услуг, обмен, развивают финансовую сферу, что переводит локальные экономические отношения в глобальные. В основе развития производственных сил стоит интернационализация производств и капитала.

Существует как множество подходов к понятию капитал, так и множество классификаций. На рисунке 1. представлена наиболее полный перечень признаков по которым осуществляется классификация капитала.

Рисунок 1 - Признаки классификации капитала компании Источник: составлено авторами исследования

Таким образом, капитал, который рассматривается как основа капитализации может быть рассмотрен с различных точек зрения. В результате понятие капитализация также имеет несколько значений.

Для ТНК мы можем выделить: реальную капитализацию, маркетинговую или субъективную, рыночную или фиктивную. Для анализа категориального аппарата явления капитализации, целесообразно в первую очередь следовать логике исследования любого явления, которая в общем виде предусматривает два этапа:

1 этап. Анализ сущности явления как процесса, его субъектов, объектов, форм и направлений.

2 этап. Оценка и характеристика процесса. Исходя из вышеприведенной логики исследования, для уточнения категориального аппарата предлагается определять:

1. Разновидности капитализации как процесса в зависимости от субъектов, объектов, форм и направлений его осуществления.

2. Показатели капитализации и ее разновидности в пределах направлений и характеристик оценки. Необходимо отметить, что в научной литературе и практике распространено использование понятия «капитализация» и для характеристики его как процесса, и как показателя.

Ключевыми факторами управления капитализацией являются цена продукции, структура капитала, форма собственности, ожидания инвесторов и акционеров. Например, рост цены на ресурсы приводит к снижению рыночной капитализации, доля собственных и привлеченных средств влияет на величину чистой стоимости актива. Кроме того, необходимо учитывать такие факторы, как асимметричность рыночной информации и цикличность экономического развития предприятия.

Таким образом, российский рынок акций является привлекательным объектом для инвестиций. Суммарная выручка 200 компаний в 2019 году составила 45,3 трлн руб. Лидерами по капитализации являются следующие российские корпорации: «Газпром», «Сбербанк», НК «Роснефть», «Лукойл», «НОВАТЭК».

Проблема капитализации российских корпораций связана с неразвитостью фондового рынка. Несмотря на изменения развития фондового рынка, совершенствование корпоративного управления, в частности процедуры прохождения листинга в нормативно-правовом законодательстве, уровень капитализации Российских компаний остается недостаточным.

Еще одной проблемой выступает закрытость субъектов бизнеса в связи с медленным внедрением отчетности по устойчивому развитию, которая дает информацию для стейкхолдеров о результативности экономической, социальной и экологической деятельности компаний. Рассмотрим капитализацию крупнейшей компании в рейтинге Российских корпораций - Публичного акционерного общества «Газпром».

Крупнейшее акционерное общество в России -ПАО «Газпром», по отчетам 2019 года, количество счетов , на которых учитывается 23 673 512 900 акций, составляет более 470 тысяч. Более 50% акций компании принадлежит государству.

Акции компании занимают наибольший удельный вес в индексах РТС и МосБиржи - на сегодняшний день это ликвидный инструмент российского фондового рынка. Акции «Газпрома» включены в первый (высший) уровень листинга на российских фондовых биржах -ПАО «Московская Биржа» и ПАО «Санкт-Петербургская биржа».

Деятельность корпорации по управлению дивидендной политики положительно сказывается на общем инвестиционном климате. В 2019 г. рентабельность инвестиций акционеров «Газпром» составила 0,783 , что связано с ростом рыночной стоимости акций. Основываясь на готовом отчете ПАО «Газпром», акции входят в базу расчета таких биржевых индексов как: MSCI Russia, MSCI Emerging Markets, FTSE Russia IOB, STOXX All Europe 100, и др.[8]. Цена акций компании выросла на 87 % (в долларовом выражении). По уровню капитализации

X X

о

го А с.

X

го m

о

ю

2 О

м

CN

0

сч

РО

01

О Ш

m

X

<

m о х

X

«Газпром» - компания № 1 на российском фондовом рынке.

В числе основных приоритетов в работе на перспективу ПАО «Газпром» видит повышения капитализации и развитие плодотворных взаимоотношений с инвесторами и акционерами.

Исходя из всего вышесказанного, анализ капитализации российской корпорации ПАО «Газпром» показал, что данная компания является лидером по размеру капитализации, а акции являются ликвидным инструментом российского фондового рынка. Для повышения капитализации ПАО «Газпром» регулярно выплачивает дивиденды.

Понимание особенностей деятельности отечественных предприятий позволяет сформировать основные концептуальные положения механизма управления капитализацией:

- во-первых, механизм должен быть нацелен на достижение главной цели - роста рыночной стоимости предприятия;

- во-вторых, управление капитализацией имеет тесную взаимосвязь с бизнес-моделью, поскольку бизнес-модель фокусируется на создании ценности, а капитализация - на использовании существующей ценности, созданной бизнес-модели и обеспечения конкурентоспособности;

- в-третьих, методологическим базисом этого механизма являются принципы эффективности, системности, открытости, прозрачности, стратегической ориентированности;

- в-четвертых, механизм управления капитализацией должен быть адаптивным к изменениям ключевых факторов: макроэкономических, отраслевых и региональных, микроэкономических.

На капитализацию корпоративных структур в России оказывают влияние следующие факторы: макроэкономические факторы, отраслевые и региональные факторы, микроэкономические факторы. Капитализация потенциала предприятия, с одной стороны, демонстрирует превращение прибавочной стоимости на дополнительные факторы производства в системе процессов; с другой - оценивается в разрезе пяти механизмов, преобразующих движение потенциала с целью увеличения стоимости. При обосновании каждого из механизмов важную роль играет совершенствование существующих научных подходов, использованных в исследовании: системного, процессного, экономического, организационного, интеграционно-оценочного, портфельно-ориенти-рованного и «с определения сущности видов и показателей эффективности деятельности предприятия».

Решение проблем воспроизводства стоимости отечественных предприятий в условиях нестабильности требует нового подхода к механизму управления капитализацией. Методологическим базисом этого механизма являются принципы эффективности, системности, открытости, прозрачности, стратегической ориентированности. Выбор методов управления осуществляется в зависимости от стадии жизненного цикла предприятия. В условиях спада наиболее подходящими методами управления капитализацией являются реструктуризация задолженности, временный отказ от выплат дивидендов и привлечение краткосрочных кредитов.

Основными мерами роста капитализации предприятий являются:

1. Повышение эффективности всех сфер деятельности предприятия. Для этого необходима для активиза-

ция инвестиционной деятельности, требующей смягчения денежно-кредитной политики, в частности расширения инвестиционного кредитования за счет снижения стоимости кредитов. Использование методов диагностики и анализа позволит осуществлять предварительную оценку потенциала создания стоимости на будущее.

2. Совершенствование нормативно-правового законодательства и распространения стимулирующих механизмов государственного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности с целью привлечения инвестиционных ресурсов через рынки капитала.

3. Финансовая реструктуризация предприятия на основе IPO (размещение акций на бирже) и прохождения листинга на мировых биржах, что обеспечивает устойчивый рост капитализации на долгосрочную перспективу.

4. Повышение социальной активности и ответственности как средства укрепления репутации предприятия и роста его стоимости. Компании, которые публично придерживаются этических принципов и учитывают интересы общества, государства и бизнеса имеют высокие показатели рыночной стоимости, финансовые результаты и большие объемы продаж по сравнению с другими.

Внедрение современных методов и инструментов управления капитализацией предприятий позволит увеличить потенциал воспроизводства стоимости предприятия в условиях изменчивости рыночной среды и обеспечит устойчивый экономический рост.

Истоками современного представления о капитализации предприятия является теория приведения прогнозируемых будущих доходов к настоящему времени и нахождения настоящей стоимости актива на основе его будущих доходов (денежных потоков). Следовательно, капитализация предприятия в соответствии с неоклассической теорией финансов по экономической сути представляет собой нынешнюю стоимость будущих ожидаемых доходов предприятия и истолковывается как рыночная стоимость компании.

По критерию агрегирования капитализацию следует рассматривать по разным уровням: предприятие, рынок, регион, страна. Если рассматривать капитализацию компаний на макроуровне, то это увеличение долгосрочных активов/пассивов за счет внешних источников финансирования и реинвестирования прибыли, микроуровень оценивается как прирост собственного капитала предприятия.

Анализ капитализации российской корпорации ПАО «Газпром» показал, что данная компания является лидером по размеру капитализации. Для повышения капитализации ПАО «Газпром» регулярно выплачивает дивиденды.

Проблемами капитализации российских корпораций является недостаточный уровень развития фондового рынка. Несмотря на изменения развития фондового рынка, совершенствование корпоративного управления, в частности процедуры прохождения листинга в нормативно-правовом законодательстве, уровень капитализации отечественных компаний остается ниже желаемого уровня. Также проблемой управления капитализацией является закрытость субъектов бизнеса в связи с медленным внедрением отчетности по устойчивому развитию.

На капитализацию корпоративных структур в России оказывают влияние следующие факторы: макроэкономические факторы, отраслевые и региональные факторы, микроэкономические факторы.

Основными мерами роста капитализации предприятий являются:

1) Повышение эффективности всех сфер деятельности предприятия;

2) совершенствование нормативно-правового законодательства и распространения стимулирующих механизмов государственного регулирования инновационно-инвестиционной деятельности с целью привлечения инвестиционных ресурсов через рынки капитала;

3) финансовая реструктуризация предприятия на основе IPO (размещение акций на бирже) и прохождения листинга на мировых биржах, что обеспечивает устойчивый рост капитализации на долгосрочную перспективу;

4) повышение социальной активности и ответственности как средства укрепления репутации предприятия и роста его стоимости.

Внедрение эффективного механизма управления капитализацией предприятия будет способствовать развитию бизнеса, защиты его владельцев и росту капитала, достаточного для реализации его стратегических планов и улучшения конкурентных позиций.

Литература

1. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Ч.1

2. Глинкин А.Н. Интеграция в Западном полушарии - М.: ИЛА РАН, 2017. - С. 82.

3. Дронова О.Б. Козлова Ж.М. Состояние и тенденции развития зарубежных транснациональных корпораций/ Экономические отношения. - 2019. - Т.9 - № 2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Ефремов В.С. Бизнес-системы постиндустриального общества// Менеджмент в России и за рубежом. -2018. - № 5. - С. 15.

5. Кржевицкая К.С., Побиченко В.В. Транснациональные банки в мировой экономике: понятие, особенности, тенденции развития // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2017. - № 5. - С. 124.

6. Столярова К.В. Передовой опыт в оптимизации системы отношений с инвесторами /.// Транспортное дело России, 2011, №4(89). С. 154-156.

7. https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/vvp/metod. htm - Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики «Система национальных счетов-2019» (дата обращения 18.02.2020)

8. https://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports /2019/- Годовой отчет ПАО «Газпром» за 2019 год (дата обращения 18.02.2021)

Capitalization of Multinational corporations-trends and features Lyandau Yu.V., Zakharova T.I., Mrochkovsky N.S., Sadykova K.V., Isam Khalil Ahmad

PRUE im. G.V. Plekhanov FGAOU VO RUDN,

JEL classification: H87, F02, F15, F29, F40, F42, F49_

The process of capitalization is the main reason of the socio-economical improvement of every country. Moreover the increasing of the rate of capitalization development of the enterprise indicates its competitiveness financial stability, and investment attractiveness. It is one of the most significant markers of the capitalization that foreign ratings form of the success of enterprises. The strategy of sustainable development of the enterprise, which ensures the growth of economical efficiency of capitalizational production is remarkable. Modern approaches to assessing the capitalization of an enterprise are related to the economic potential. Capitalization management allows you to influence key indicators of a corporation's financial condition: income, profitability, solvency and liquidity Keywords: capitalization, product price, capital structure, form of ownership,

market capitalization, restructuring, investment policy. References

1. Civil Code of the Russian Federation of November 30, 1994 No. 51-FZ.

Part 1

2. Glinkin A.N. Integration in the Western Hemisphere - M .: ILA RAN, 2017

.-- P. 82.

3. Dronova O.B. Kozlova Zh.M. State and development trends of foreign

transnational corporations / Economic relations. - 2019. - T.9 - No. 2.

4. Efremov V.S. Business systems of post-industrial society // Management

in Russia and abroad. - 2018. - No. 5. - P. 15.

5. Krzhevitskaya K.S., Pobichenko V.V. Transnational banks in the world

economy: concept, features, development trends // Actual problems of the humanities and natural sciences. - 2017. - No. 5. - P. 124.

6. Stolyarova K.V. Best practices in optimizing the system of investor relations

/.// Transport business in Russia, 2011, No. 4 (89). S. 154-156.

7.https://rosstat.gov.ru/free_doc/new_site/vvp/metod.htm - Official website of the Federal State Statistics Service "System of National Accounts-2019" (date of access 18.02.2020)

8. https://www.gazprom.ru/investors/disclosure/reports/2019/- Annual report

of PJSC Gazprom for 2019 (date of circulation 02/18/2021)

X X

о

го А

с.

X

го m

о

ю

2 О

to

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.