Научная статья на тему 'Капитализация социокультурного пространства сибирских регионов: между «Дефицитом среды» и «Монополией на среду»'

Капитализация социокультурного пространства сибирских регионов: между «Дефицитом среды» и «Монополией на среду» Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1277
250
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЙ КАПИТАЛ / СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО / РЕГИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА / CULTURE / CULTURAL CAPITAL / SOCIO-CULTURAL SPACE / REGIONAL CULTURE / STATE CULTURAL POLICY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Загоскин Денис Владимирович, Ширко Татьяна Ивановна, Ширко Константин Николаевич

Рассматриваются вопросы, связанные с предпосылками, условиями и движущими силами вовлечения культурного потенциала в социально значимые практики на уровне индивидов и социальных общностей на протяжении дореволюционного, советского и современного периодов российской истории. Продемонстрирована динамика состава и структуры регионального социокультурного пространства второй половины XIX начала XXI в.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Загоскин Денис Владимирович, Ширко Татьяна Ивановна, Ширко Константин Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Capitalization of socio-cultural space of Siberian regions: between deficiency and monopoly of environment

In 2010-2012 the Museum and Cultural Heritage education and research centre of Tomsk State University carries out a complex research project ''Cultural capital as a condition and a factor of innovative development of Siberian regions''. Studying the practice of regional government system conditions developed in branch industries practice was the main objective of research; the conditions capable to influence the increase and decrease of the value of the total of the resources in regional branches of culture, the fluctuation of level of their ability to represent themselves as a socially significant benefit. The main approaches to methodology of the research were chosen: 1. Theoretical modeling of socio-cultural space of a Siberian region in abstract measurement. Such modeling scheme should reveal the main interrelations in cultural resources sphere and processes of production of significant benefits. Within the specified model essential interactions of key actors of cultural production are described. 2. Empirical research of interaction of key actors of socio-cultural space in historical retrospective, studying of transformations in interrelations of cultural production in real practices. It is possible to reveal three long-term trends in the development of a "consumer" (stakeholder) link in socio-cultural space of Siberia, namely: 1861-1917 the era of formation of socio-cultural space of Siberia in its modern shape; the Soviet period 1917end of the 1980s the forced continuation of the process of strengthening of the position of state authorities in the system of interaction of stakeholders and a uniform state policy in the culture sphere; these requirements in many respects formed the basis of the PostSoviet trend in the system of stakeholder relationship in the sociocultural space of Siberian regions (the end of the 1980s the present). The state refusing from creating a highly ideological society has intentionally limited its role and place in the developed system of cultural policy. There is a particular ''mega-trend'' in development of a stakeholder subsystem of the socio-cultural space of Siberia which is closely connected with the role of the state in the developing system of production of the cultural benefits. This "mega-trend" can be described as a search for the balance between the deficiency of the system of cultural production of the social and economic environment necessary for development (in all its components) and the monopoly of its environment by the leading stakeholder.

Текст научной работы на тему «Капитализация социокультурного пространства сибирских регионов: между «Дефицитом среды» и «Монополией на среду»»

Д. В. Загоскин, Т. И. Ширко, К.Н. Ширко

КАПИТАЛИЗАЦИЯ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ПРОСТРАНСТВА СИБИРСКИХ РЕГИОНОВ: МЕЖДУ «ДЕФИЦИТОМ СРЕДЫ» И «МОНОПОЛИЕЙ НА СРЕДУ»

Рассматриваются вопросы, связанные с предпосылками, условиями и движущими силами вовлечения культурного потенциала в социально значимые практики на уровне индивидов и социальных общностей на протяжении дореволюционного, советского и современного периодов российской истории. Продемонстрирована динамика состава и структуры регионального социокультурного пространства второй половины XIX - начала XXI в.

Ключевые слова: культура; культурный капитал; социокультурное пространство; региональная культура; государственная культурная политика.

На протяжении 2010-2012 гг. научно-образовательным центром «Музей и культурное наследие» Томского государственного университета выполняется комплексный исследовательский проект «Культурный капитал как условие и фактор инновационного развития сибирских регионов».

Основной целью указанного исследования было заявлено изучение механизма «капитализации - декапитализации» ресурсов в организациях отрасли культуры на региональном уровне. Другими словами, предлагалось изучить сложившиеся в отраслевой практике регионального управления системные условия, способные существенно влиять на возрастание и убывание ценности совокупных ресурсов в региональных отраслях культуры, на колебание уровня их способности выступать в качестве значимого блага. По замыслу исследовательской группы, понимание этого механизма позволило бы отчасти преодолеть дефицит управленческой теории для регионального управления культурой, с одной стороны, а с другой - оказать содействие разработке методологической базы для развития регионального консалтинга в интересах улучшения управленческих процессов в отрасли культуры на региональном уровне.

В качестве основных подходов к методологии такого исследования были выбраны следующие:

1. Теоретическое моделирование социокультурного пространства сибирского региона в абстрактном измерении. Такая модельная схема должна вскрывать основные взаимосвязи в среде обращения культурных ресурсов и поддерживаемых ими процессов производства значимых благ. В рамках указанной модели в общем виде описываются существенные взаимодействия ключевых акторов культурного производства.

В основе этого взаимодействия лежит самоочевидный алгоритм:

- целеполагания агентов производства культурных благ выстраиваются в определенную «стратегию», определяющую общие долговременные тренды развития социокультурного пространства в исторической перспективе;

- реализация данных целеполаганий осуществляется через действующие практики прямого или косвенного управления на различных уровнях;

- обеспечение реализации этих процессов осуществляется через различные механизмы формирования социальной среды. Под этой средой нами понимается совокупость институциональных и инфраструктурных условий, материальных, кадровых, информаци-

онных и административных ресурсов, финансовых средств.

В идеале эти звенья должны быть сбалансированы так, что результатом взаимодействия всех необходимых акторов становится появление запланированных культурных благ.

В обобщенном виде указанное взаимодействие представлено на рис. 1 [1. С. 46].

В рамках схемы возможен как комплексный анализ социокультурного пространства региона в целом, так и анализ его отдельных звеньев.

Можно предположить, что особое значение в указанной схеме имеет звено, функционал которого связан с определением позиции организованных и неорганизованных потребителей культурных благ, а также организацией взаимодействия держателей ресурсов -стейкхолдеров. Именно в этом звене формируются многообразные социальные заказы для производителей культурных благ, здесь же определяются значимые институциональные правила для них, складываются условия для доступа к инфраструктуре, ресурсам и финансовым средствам.

2. Эмпирическое исследование взаимодействия ключевых акторов социокультурного пространства в исторической ретроспективе, изучение трансформаций во взаимосвязях культурного производства в реальных практиках. Для формулирования гипотезы механизмов капитализации социокультурного пространства Сибири в региональном разрезе необходимо выявить значимые тренды состояний указанного звена в исторической ретроспективе, увидеть устойчивые особенности позиций потребителей культурных благ, сложившиеся схемы взаимодействия стейкхолдеров и их иерархии. На предшествующих этапах исследования был выполнен исторический анализ этих состояний, который показал следующее.

Можно выявить три долговременных тренда в развитии «потребительского» («стейкхолдерского») звена в социокультурном пространстве Сибири, а именно:

- 1861-1917 гг. - эпоха формирования социокультурного пространства Сибири в его современных чертах. Модернизационные процессы, запущенные в пореформенный период, актуализировали общественные потребности в формировании зрелых форм культурного производства, в его социально-экономической организации в масштабе больших территорий, во внесо-словных форматах. Характерные особенности этого этапа - взрывной рост общественных инициатив в сфере культуры, активизация научной и экспертной деятельности в ней, появление меценатских и спонсорских

источников финансирования культурных проектов. При этом достаточно долгий период времени данное движение остается в рамках общественных и частных инициатив, все функции обеспечения завязываются на органы местного самоуправления, ресурсных и финансовых возможностей которых явно не хватает для удовлетворения складывающихся общественных потребностей [2. С. 46]. В связи с этим формируется мощный запрос на подключение к реализующимся процессам

структур государственной власти, их ресурсов, возможностей и средств. Органы государственной власти, в свою очередь, достаточно долго ограничиваются нормативной и контрольной функцией. Ситуация начинает меняться в нулевые - десятые годы XX столетия, когда явно обозначается тенденция к формированию государственной культурной политики и централизации в организации процессов культурного производства.

<

Эксперты

Рис. 1. Культурные ценности (культурные ресурсы): КП - культурный потенциал (разнообразные культурные ресурсы, способные стать основой для производства конкретных благ);

КК - культурный капитал (культурный потенциал, реализованный в тех или иных востребованных благах);

Б - бюджетный сектор отрасли культуры (государственный и муниципальный); К - коммерческий сектор отрасли культуры - предприятия различных форм собственности и организационно-правовых форм, уставная деятельность которых направлена на извлечение прибыли

- Советский период - 1917 - конец 1980-х гг. Эпоха общего слома старой российской государственности в результате революции 1917 г. и Гражданской войны может сформировать впечатление полного разрыва с прежними трендами в развитии культурного производства. Вместе с тем эту эпоху можно рассматривать как форсированное продолжение процесса усиления позиции государственных органов управления в системе взаимодействия стейкхолдеров и единой государственной политики в сфере культуры [3. С. 15]. На протяжении советского периода этот процесс достиг окончательных и зрелых форм. Это было обусловлено ориентацией культуры на формирование качественно нового «советского человека» [4. С. 47] и манипулирование индивидуальным и коллективным сознанием и самосознанием. Государственная власть определилась как

ведущий стейкхолдер и подчинила себе стейкхолдер-ские функции экспертного (научного) сообщества хозяйствующих субъектов (бизнеса) и средств массовой информации.

Процессы институционального, инфраструктурного, ресурсного и финансового обеспечения культурного производства были выстроены в единую идеологизированную политику под контролем государственной власти. Результатом стал количественный рост сетей субъектов культурного производства (театров, музеев, библиотек и т.д.), значительное расширение ассортимента культурной продукции, расширение охвата потребителей культурных продуктов и услуг (с элементами системы принудительного потребления), высокая степень унификации требований к характеристикам и содержанию культурных продуктов и услуг (канон со-

циалистического реализма для изобразительного искусства, литературы, кино и театра, жесткие требования к формату музейных экспозиций и выставок, жесткие идеологические, эстетические и организационные требования к различным формам культурно-просветительской деятельности во всех секторах отрасли культуры), единые и строгие стандарты художественного образования. Необходимо заметить, что столь последовательная унификация во многом лишила систему производства культурных благ необходимой инициативности и гибкости, что на рубеже 1980-1990-х гг. прямо повело к требованиям деидеологизации и разгосударствления культурного производства [5].

- Эти требования во многом легли в основу постсоветского тренда в системе стейкхолдерских взаимоотношений в социокультурном пространстве сибирских регионов (конец 1980-х гг.). Государство, отказавшись от строительства крайне идеологизированного общества, сознательно ограничило свою роль и место в сложившейся системе культурной политики, чем допустило повышение степени свободы агентов культурного производства и вместе с тем инициировало процесс декапитализации социокультурного пространства, выразившегося в резком обессмысливании деятельности агентов культурного производства и столь же резком росте дефицита институтов, инфраструктуры, ресурсов и финансовых средств в культурном производстве. Однако в то же время государство сохранило за собой ведущую роль в производстве культурных благ, оставаясь главным заказчиком, а зачастую и их главным потребителем.

Вышеописанная ретроспектива позволяет наглядно увидеть сложившуюся схему иерархии стейкхолдеров в социокультурном пространстве Сибирского макрорегиона. Эта схема характеризуется безусловным лидерством одной стейкхолдерской группы - органов государственной власти. Запрос на формирование этого лидерства растет в долговременной перспективе, и процесс данного роста запускается вместе с процессом всероссийской социально-экономической модернизации, инициированным реформами императора Александра II. Тем самым в развитии стейкхолдерской подсистемы социокультурного пространства Сибири явно наблюдается некий «мегатренд», тесно связанный с ролью государства в складывающейся системе производства культурных благ. Этот «мегатренд» можно

описать как своего рода поиск баланса между дефицитом необходимой для развития системы культурного производства социально-экономической среды (во всех ее составляющих) и монополией на эту среду со стороны стейкхолдера-лидера.

Указанный дефицит среды формирует у агентов культурного производства повышенные потребности во всех ее элементах и создает предпосылки для формирования стейкхолдерской монополии, способной максимально сконцентрировать под своим действенным контролем все необходимые для культурного производства институты, инфраструктуру, ресурсы всех видов и финансовые средства и наиболее эффективно распределить доступ к ним агентов культурного производства. Зрелая стейкхолдерская монополия показывает способность решить задачи роста культурного производства, но при этом входит в противоречие с требованиями сохранения творческой свободы агентов культурного производства на микроуровне, снижает гибкость распоряжения ресурсами, перестает удовлетворять требованиям изменившихся потребностей и ценностных ориентаций, вследствие чего утрачивает достигнутую эффективность. Однако ослабление позиции стейкхолдера-лидера, допуская известную степень свободы и гибкости для агентов производства культурных благ, вновь воспроизводит вышеупомянутый дефицит среды. Это в свою очередь приводит к разрушению социокультурного пространства и его декапитализации, во многом обессмысливающим такие, казалось бы, позитивные моменты, как рост свободы и гибкости культурного творчества.

Можно предположить, что значительное число проблем, явно наблюдающихся сегодня в системе производства культурных благ в сибирских регионах, порождены вышеописанным дисбалансом, на основе которого невозможно поступательное развитие общества и его культуры, а многие возможные решения для эффективной культурной политики в регионах также находятся в поле указанного противоречия. Это делает актуальным более подробное исследование данного противоречия на материале современного состояния сферы культуры сибирских регионов, а также неизбежным возвращение сфере культуры ее идеологической функции при условии выработки новых отвечающих трендам развития и потребностям общества мировоззренческих оснований существования российского социума.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ширко К.Н., Загоскин Д.В. Культурный капитал как условие и фактор инновационного развития регионов России: к теоретико-

методологической модели исследования // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2011. № 2.

2. История общественного самоуправления в Сибири второй половины XIX - начала XX века. Новосибирск : Сова, 2006. 352 с.

3. Соскин В.Л. Начальный этап формирования советской тоталитарной культуры (1917-1918 гг.) // История Сибири: человек, общество, госу-

дарство. Новосибирск, 1995.

4. Соскин В.Л. Очерки истории культуры Сибири в годы революции и гражданской войны (конец 1917 - начало 1921 г.). Новосибирск : Наука,

1965. 281 с.

5. Коргунюк Ю.Г., Заславский С.Е. Российская многопартийность. Становление, функционирование развитие. М. : Фонд ИНДЕМ, 1996. ИЯЬ:

http://www.partinform.ru/ros_mn/rm_4.htm (дата обращения: 25.06.2012).

Статья представлена научной редакцией «Культурология» 9 сентября 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.