сменным руководителем клинической ординатуры, интернатуры по специальности "педиатрия". Ее ученики успешно работают в разных регионах Республики Саха (Якутия), продолжая традиции, заложенные при обучении на кафедре.
Всего М.В. Ханды опубликовано более 130 научных работ по проблемам педиатрии, 15 учебно-методических пособий и разработок для студентов и врачей, она была ответственным редактором 5 сборников научных трудов сотрудников медицинского института.
Научные интересы профессора М.В. Ханды имеют широкий диапазон. В рамках комплексной темы "Состояние здоровья детей и подростков в Республике Саха (Якутия)" под ее руководством изучаются физическое развитие и особенности питания детей, подростков коренных жителей Якутии, их гормональный профиль в зависимости от климатогеографи-ческого региона проживания, особенности клиники и лечения заболеваний органов дыхания, в том числе бронхиальной астмы, а также проводятся исследования по диагностике и лечению заболеваний сердечно-сосудистой, мочевой, эндокринной систем, ведется разработка вопросов профилактики и реабилитации заболеваний в детском возрасте. Кроме того на кафедре начинает формироваться новое направление научных исследований — физиология и патология неонатального периода. Под научным
руководством профессора М.В. Ханды защищены несколько диссертаций на соискание ученой степени кандидата медицинских наук, она является руководителем 6 аспирантов и 4 соискателей.
Мария Васильевна многие годы возглавляла педиатрическое общество республики. В 1998 г. М.В. Ханды создано региональное отделение Союза педиатров России, где она была избрана председателем правления. На IX съезде педиатров России Мария Васильевна избрана членом исполкома Союза педиатров России.
За большой вклад в формирование и совершенствование педиатрической службы в республике, в развитие медицинской науки М.В. Ханды награждена многочисленными грамотами ЯГУ, Медицинского института, профсоюза Министерства образования, награждена нагрудным знаком "За отличные успехи в работе" МВ и СО СССР, знаком "Отличник здравоохранения Республики Саха (Якутия)", Почетным дипломом Союза педиатров России за активное участие в научных и просветительных программах, занесена в Книгу почета ЯГУ.
Коллектив кафедры пропедевтики детских болезней Медицинского института Якутского государственного университета и клиники педиатрии Национального центра медицины
□ □□
КАНТЕР ВАЛЕНТИНА МИХАЙЛОВНА ВРАЧ, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ, ЧЕЛОВЕК
Ее жизнь — это история нашей кафедры, которую мы стараемся сохранить и передать нашим потомкам, нашим студентам и молодым врачам
Валентина Михайловна Кантер — как много это имя значит для невропатологов и населения Хабаровского края. Кто же эта великая женщина?
Она родилась в 1908 г. в с. Вятка в семье врача. После окончания Северо-Кавказского университета в 1930 г. Валентина Михайловна вместе с мужем А.И. Ратнером переехала к родителям в г. Благовещенск, где несколько лет работала практическим врачом. В 1933 г. она переехала в г. Хабаровск и поступила в клиническую ординатуру Хабаровского государственного медицинского института. Окончив ее, Валентина Михайловна стала работать в институте ассистентом, затем доцентом и заведующей кафедрой нервных болезней. Это этапы ее профессионального роста, уложившиеся в нескольких строках. А
Она, как свеча, сгорая, Отдавала себя людям!
сколько за эти годы произошло событий в ее судьбе, сколько ее учеников стали трудиться в неврологической службе Хабаровского края...
Тридцатые годы — это промышленный рост Хабаровского края, новостройки, лесоразработки. Сюда едут комсомольские бригады, молодые ребята и девчата — покорять природу, едут не за длинными рублями, а за запахом тайги, овеянным романтикой. Они не знали, что здесь их поджидает коварная болезнь, унесшая многие молодые жизни. Тогда еще никто не знал, что это за заболевание, но замечали, что оно возникает у людей, работающих в тайге. Внезапно поднимается температура, иногда появляются судороги и наступает смерть.
В 1937 г. Наркомздравом СССР и ВИЭМ для работы на Дальнем Восто-
ке по изучению этого тяжелого заболевания была организована первая экспедиция под руководством профессора Л.А. Зильбера. Клиницистом в этой экспедиции была В.М. Кантер. Экспедиция работала интенсивно и быстро добилась блестящих результатов. В короткий срок было доказано, что заболевание вызывается вирусом, а переносчиком являются клещи Ixodes persulcatus.
С учетом эпидемиологических особенностей по предложению JI.A. Зильбера это заболевание было названо весенне-летним энцефалитом, или клещевым энцефалитом. В 1937-1940 гг. вирусологи Н.В. Коган, E.H. Левкович, A.A. Смородинцев, М.П. Чумаков и другие разработали методики приготовления формалинизированной вакцины и рекомендовали ее для иммунизации людей в целях профилактики клещевого энцефалита. Заболеваемость среди привитых, по сравнению с непривитыми, снизилась в 8-10 раз. На основании проведенных клинических исследований В.М. Кантер успешно защитила кандидатскую диссертацию в Ростовском медицинском институте на тему "Материалы к изучению клещевого энцефалита на Дальнем Востоке".
Но и после защиты Валентина Михайловна скрупулезно изучала особенности клиники в зависимости от присасывания клеща и способа заражения. Ею совместно с вирусологами, руководимыми профессором Л.А. Веретой, описан алиментарный способ передачи вируса клещевого энцефалита (КЭ) через употребление в пищу сырого козьего или коровьего молока.
С 1959 г. В.М. Кантер стала заведовать кафедрой нервных болезней ХГМИ. В 1963 г. Валентина Михайловна совместно с профессором Л.А. Веретой издала монографию "Клещевой энцефалит в Хабаровском крае". Ею написано более 50 журнальных статей. В 1965 г. Валентина Михайловна успешно защитила докторскую диссертацию по клинике клещевого энцефалита.
С большой любовью В.М. Кантер относилась к своим ученикам, молодым ординаторам, которые только становились на неврологическую стезю, помогая им во всем. Учила методологии и диагностике неврологических заболеваний, правильной работе с литературой, помогала в научно-исследовательской работе. Под руководством Валентины Михайловны В.И. Александровым, который в то время работал ассистентом на кафедре, защищена диссертация "ЭЭГ-исследование в остром и резиу-дальном периодах клещевого энцефалита и цисти-церкозе головного мозга". Еще одна диссертация под руководством В.М. Кантер и профессора A.M. Вейна была написана и успешно защищена практическим врачом, заведующей неврологическим отделением Краевой клинической больницы В.И. Толстоноговой, в последующем ассистентом и доцентом кафедры нервных болезней и нейрохирургии ХГМИ. Диссертация была посвящена актуальной проблеме — патологии надсегментарных структур и называлась "Клинико-пневмоэнцефалографи-ческий анализ гипоталамических нарушений".
Валентина Михайловна всячески способствовала научным командировкам, участию в работах вы-
ездных сессий и съездов невропатологов. Она оказывала большое влияние на всех врачей своим профессионализмом и эрудицией. Мы все с восторгом смотрели, как она осматривала больного, как расспрашивала его. И нам даже нравилось, как она при этом курила, — с каким-то особым достоинством!
Аромат от ее папирос был настолько нежен и приятен, что мы своим мужьям советовали курить только ее папиросы — "Беломорканал" фабрики им. Урицкого. Но это было все равно не то! У них не было той утонченности, нежности, что присутствовала всегда у нашего талантливого учителя и друга.
Трудно найти человека в нашей профессии, который сочетал бы в себе столько положительных качеств. Прежде всего она была очень красивой женщиной внешне, что поразительно сочеталось с красотой ее души — добротой, нежностью, высокой интеллигентностью, постоянным вниманием к людям, умением сострадать. Надо сказать, что она прекрасно относилась ко всем людям, независимо от возраста и социального происхождения. Я помню, как пришла в клинику сразу после окончания института, ничего из себя не представляла, семья моя была простая, крестьянская. Но со стороны Валентины Михайловны я увидела столько тепла, добра, желания помочь стать достойным врачом, что только можно удивляться.
Бывая у Валентины Михайловны дома, я поражалась их простым и в то же время трогательным отношениям друг к другу. Душой дома была мать Валентины Михайловны Берта Иосифовна — высокой культуры человек, очень гостеприимная. С лица ее не сходила добрая улыбка во время всего разговора.
Муж Валентины Михайловны, также пользовавшийся огромным авторитетом среди врачей и населения Хабаровского края — профессор, заведующий кафедрой общей терапии Александр Израилевич Ратнер. Какие это были люди! Как они любили, понимали друг друга! Глубоко уважали, ценили и верили себе! Какие ученые!
Помню, мы с Валентиной Михайловной сидели за столом и обсуждали статью. Вдруг Александр Израилевич кричит: "Валя, твой пирог сгорел!" Оказалось, что Валентина Михайловна еще и хороший кулинар. Она хотела угостить меня пирогом к чаю. Это было так трогательно и удивительно!
Валентина Михайловна обладала ярким педагогическим талантом, она сумела привить интерес и любовь к трудной профессии невропатолога. Многие невропатологи Хабаровска и Хабаровского края являются ее воспитанниками и последователями. А занятия в студенческих группах, которые вела Валентина Михайловна, незабываемы! Она очень любила студентов, любила с ними рассуждать, анализировать жалобы больного, суммировать их в синдромы, последние укладывать в топический диагноз и только потом переходить к "святая святых" — постановке клинического диагноза и назначению патогенетического лечения.
Валентина Михайловна никогда не лечила болезнь как таковую. Она внимательно изучала больного, его окружение, события, предшествовавшие забо-
леванию, его тип нервной системы и только тогда выносила свое решение. Как правило, расхождений в диагнозе не было. А как она вела беседу с больным! Я не помню ни одного больного, который ушел бы от Валентины Михайловны недовольным. А ведь в нашей профессии бывают очень тяжелые, порой неизлечимые болезни. Валентина Михайловна всегда говорила нам, своим коллегам: "Вы должны говорить с больным так, чтобы он верил каждому вашему слову. Вы можете отказать ему в его просьбе, но так, чтобы он понял вас и, уходя, сказал спасибо".
Валентина Михайловна много работала, ее рабочий день заканчивался тогда, когда за дверями не было ни одного больного, который бы хотел попасть на прием. Это было и в 17-00, и в 18-00 и позднее. Мы, молодые невропатологи, сидели на приеме Валентины Михайловны, учились ее мастерству, такту и поражались эрудиции.
Валентина Михайловна была дочерью своего народа, и все его беды и радости не миновали ее, к сожалению. Тяжелый 1953 г. был черным годом и для Валентины Михайловны, ее семьи и нас — невропатологов, особенно ее молодых коллег, которые никак не могли понять, почему это произошло, кому это надо было? Самого светлого человека, прекрасного педагога, высококвалифицированного врача отстранили от работы. На основании приказа зам. министра здравоохранения РСФСР был издан приказ по институту от 15 марта 1953 г. об освобождении В.М. Кантер от занимаемой должности как бесперспективного научного работника. Валентина Михайловна обратилась с жалобой в крайком партии и вскоре была восстановлена на работе, хотя прессинг продолжался до 1956 г. Мы все прекрасно понимали, с чем это было связано, и глубоко сожалели, т.к. это отразилось на состоянии здоровья ее и ее семьи, но волю ее не удалось сломить.
С 1959 г. В.М. Кантер заведовала кафедрой нервных болезней. Все последующие годы она активно работала на кафедре и участвовала в общественной жизни института, а также прикладывала огромные усилия для профессионального роста неврологических кадров в Хабаровском крае, который она очень любила. Валентина Михайловна ставила серьезные вопросы перед крайздравотделом о необходимости подготовки врачей-невропатологов для работы в городах и районах Хабаровского края, об открытии неврологических отделений в городах Комсомольске-на-Амуре, Биробиджане. С ее помощью было открыто первое нейрохирургическое отделение на 25 коек на базе неврологического отделения 3 городской клинической больницы.
Осуществилась ее давняя мечта — работать в объединенной нейрохирургической клинике. Расширялись диагностические возможности врачей, росло их мастерство. Она хотела, чтобы клиника была единой, чтобы каждый невропатолог, работая в ней, был и нейрохирургом. Однако истинных последо-
вателей и нейрохирургов не оказалось. Нейрохирургическое отделение выделилось в самостоятельное отделение, переехав в другую больницу. Это, безусловно, обеднило неврологическую и нейрохирургическую клиники.
Валентина Михайловна все годы была сопредседателем Общества невропатологов и психиатров, поднимала актуальные вопросы диагностики неврологических заболеваний, обосновывала необходимость расширения неврологического коечного фонда и роста неврологических кадров как в стационаре, так и в поликлинической службе. Общество невропатологов и психиатров являлось большой школой роста для невропатологов. На заседания приходили невропатологи всех лечебных учреждений, в том числе 301-го Окружного военного госпиталя. На юбилейные заседания, апробации диссертаций приезжали даже из ближайших городов и районов Хабаровского края. Общество пользовалось огромным авторитетом. Чрезвычайно интересными были дискуссии, в ходе которых рождалась истина. Вспоминаются ведущие специалисты тех лет: профессор И.Б. Талант, ассистент Н.В. Затонская, врач A.M. Третьякова, врачи 301-го ОВГ М.И. Зингерман, Я.А. Обезьянов и многие другие, которые своей эрудицией, клиническим опытом заставляли нас, молодых врачей, учиться, учиться и учиться.
Валентина Михайловна воспитала прекрасного сына — Вадима Александровича, профессора, доктора биологических наук, который успешно занимается генетикой в Сибирском отделении Академии наук РФ. В 1969 г. Валентина Михайловна переехала в Новосибирск к сыну, где успешно работала в клиническом отделе Сибирского отделения Академии наук СССР.
16 ноября 1979 г. внезапно оборвалась ее замечательная жизнь — жизнь крупного ученого, высококвалифицированного врача-невропатолога, гуманиста. Она всю свою жизнь посвятила изучению одного из тяжелейших природно-очаговых заболеваний Дальнего Востока — клещевого энцефалита. Ее дело продолжают ее ученики — доцент В.И. Александров, доцент В.И. Толстоногова, врач высшей категории К.Б. Берновский, доцент Т.А. Захары-чева, недавно защитившая диссертацию по применению противоклещевого иммуноглобулина при лечении клещевого энцефалита. Продолжается работа по изучению новых препаратов для более эффективного лечения клещевого энцефалита, о чем мечтала В.М. Кантер.
Память о Валентине Михайловне мы сохраним в наших сердцах. Мы всегда помним Валентину Михайловну — нашего мудрого учителя, друга, высочайшего гуманиста-врача и продолжаем дело, которому она отдала свою жизнь.
В.И. Толстоногова,
доцент, благодарная ученица и друг Валентины Михайловны
□ □□