Ребенко Е.П.
магистр, Российский экономический университет
Дьякова В.В.
к.соц.н., доцент кафедры «Гуманитарные науки и психология», Астраханский государственный технический
университет
Каргаполова Е.В.
д.соц.н., доцент, профессор кафедры политологии и социологии, Российский экономический университет
Давыдова Ю.А.
к.и.н., доцент, Российский экономический университет
КАНСЕЛ-КУЛЬТУРА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ФЕНОМЕН СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕГИОНОВ РОССИИ)
Ключевые слова: культуры отмены, культура удаления, cancel культура, студенты.
Keywords: cancellation culture, deletion culture, cancel culture, students.
Одним из последствий расширения онлайн-пространства (появления новых социальных сетей, роста количества пользователей и увеличения возможностей, предоставленных социальными сетями) является то, что люди становятся социально более уязвимыми. Кроме того, функционал социальных сетей (текстовые, видео посты, репосты и прочее) иногда используется в качестве метода наказания, слежки и контроля над другими пользователями сети, в Интернете появляется информации о людях, совершивших какие-либо аморальные поступки (вопрос о правдивости этой информации стоит обособленно). В последние несколько лет в социальных сетях очень распространен феномен «cancel culture» - культуры удаления (или отмены). Этот феномен часто представляется как охота на неугодных обществу знаменитостей и как метод, с помощью которого можно заставить их замолчать; принять другую, угодную обществу, точку зрения. На самом деле, культура удаления представляет собой прекращение поддержки той или иной медийной личности (будь то политик, актер, спортсмен, писатель или кто-либо другой). Концепт культуры удаления можно рассматривать как «практику отказа от поддержки (или отмены) общественных деятелей и компаний после того, как они сделали или сказали что-либо, считающееся предосудительным или оскорбительным»1.
Культура удаления - как один из множества видов онлайн-шейминга - нацелена на пристыжение и наказание человека за его поступки. Только, в отличие от других видов онлайн-шейминга, кансел-культура нацелена только на медийных личностей и компании. Удаление (cancelling) - «является выбором человека лишить внимания кого-либо, чьи ценности, действия, или слова настолько оскорбительны, что никто больше не желает почтить их своим присутствием, временем и деньгами»2. Главный смысл удаления заключается в том, чтобы получить поддержку в бойкотировании той или иной медийной личности, организации или мероприятия, чтобы лишить их площадки, влияния и силы в
3
медиа-пространстве .
На сегодняшний день феномен культуры удаления не обходит стороной медийных личностей из какой-либо сферы - нет такой сферы деятельности, которая была бы неприкосновенна. Cancel-culture коснулась как политиков (Дональд Трамп), писателей (Джоан Роулинг), актеров (Джонни Депп), бизнесменов (Джеф Безос). Если знаменитый человек сказал что-то, что расходится с мнением большинства обитателей Интернета - он будет «отменен», кем бы этот человек ни был.
Сегодня культура отмены - феномен, который находится в предметном поле междисциплинарного научного анализа. В социологии - это мало разработанное, но очень актуальное направление исследований (Киселева А.Э., Муромская А.В.4, Субботина М.В.5). Особое место в рамках анализируемого в данной статье предметного поля занимает студенческая молодежь в силу своего особого социально-демографического статуса, уникальности роли в процессе преемственности поколений, а также почти тотальной вовлеченности в виртуальные социальные коммуникации. Некоторые ученые убеждены, что культура отмены - наиболее актуальная проблема именно для молодого поколения по сравнению с другими тендерными группами6. В данной публикации будут представлены результаты опроса студентов российских вузов (опрошено 200 чел., метод - анкетирование, исследование носило зондажный характер).
1 Americans tune in to 'cancel culture' - and don't like what they see // Politico LLC. - https://www.politico.com/news/2020/07/22/ americans-cancel-culture-377412
2 Clark M.D. Drag them: A brief etymology of so-called «cancel culture» // Communication and the Public. 2020. - N 5. - P. 88-92.
3 Nakamura L. The unwanted labour of social media: Women of color call out culture as venture community management // New Formations: A Journal of Culture/Theory/Politics. 2015. - N 86. - P. 106-112.
4 Киселева А.Э., Муромская А.В. Институт репутации и культура отмены в России: фактор развития или регрессии // Парадигма. 2021. - № 1. - С. 136-144.
5 Субботина М.В. Культура отмены: проявление социальной справедливости или новый инструмент манипуляции // Общество: социология, психология, педагогика. 2022. - № 3. - С. 34-37.
6 Yar S., Bromwich J.E. Tales From the teenage cancel culture // The New York Times. - https://oglethorpe.edu/wp-content/uploads/ 2020/01/teenage-cancel-culture.pdf
Cancel culture так же определяют как «новые моральные установки и политические обязательства, которые имеют тенденцию ослаблять наши нормы открытых дебатов и терпимого отношения к различиям в пользу идеологического соответствия»1. С данным высказыванием можно согласиться, так как культура удаления буквально заставляет медийных личностей отказываться от их взглядов на различные социальные явления и проблемы из-за того, что их могут лишить работы и заработка. С одной стороны, стоит отметить, что любой человек вправе иметь любые взгляды на различные проблемы, но с другой стороны, медийные личности как лидеры мнений, несут ответственность за людей, на чей разум и мысли они влияют, и должны нести ответственность за слова, которые могут задеть социально 2
уязвимые группы .
Cancel culture воспринимается как форма активизма, отстаивание прав и места той или иной группы людей в обществе3. Cancel culture - феномен многогранный. Социальные сети дают людям возможность привлекать знаменитостей к ответственности путем публичного порицания - онлайн-шейминга, а также чтобы повысить осведомленность окружающих людей о данном происшествии. Люди, которые поддерживают культуру удаления говорят, что этот феномен родственен активизму4. Если вы участвуете в процессе «удаления» медийного человека из социального поля, вы пытаетесь бороться против аморальной системы взглядов, которой данная личность обладает. На данный момент самыми частыми аргументами для удаления являются: расизм, сексизм, гомо- и трансфобия, насилие любого характера (эмоциональное, физическое, сексуальное), педофилия, культурная апроприация5. Социальные сети и их доступность позволяет активистам действовать не только физически, собираясь на улицах городов, но и виртуально, создавая движения в онлайн-пространстве6. Любой человек может стать активистом, не выходя из дома, путем участия в удалении медийной личности, которая, по его мнению, нарушила общественные нормы.
Согласно результатам опроса, большинство (73,2%) респондентов не обращают внимания на пользователей, которые аморально высказываются в социальных сетях. На вопрос «Если Вы увидите, что кого-то унижают за его аморальные высказывания в социальных сетях, Вы с наибольшей вероятностью...» 66,4% студентов выбрали ответ «останусь равнодушным», 15,9% согласятся с обвинителем, а 13,6% - «вступлюсь за человека».
47,7% признали, что боятся услышать негативную оценку от других пользователей, выкладывая в социальные сети посты непопулярного содержания (это могут быть посты на политические, социальные темы, экологические и т. д.), что несомненно подтверждает осведомленность и обеспокоенность о возможности онлайн-шейминга в данной ситуации.
Интересным является распределение ответов на вопросы о ценностях, которые разделяют респонденты, и пониманием онлайн-шейминга как формы активизма (рис. 1). Студенты, для которых важными являются ценности свободы слова, доброты и порядочности, не склонны рассматривать публичное порицание пользователей социальных сетей за их аморальные посты как форму активизма. В то же время, те, для которых ключевыми добродетелями являются законопослушность, справедливость и равенство, воспринимают онлайн-шейминг (и культуру отмены в том числе) как форму активного социального участия.
■ Да ■ Скорее да ■ Скор ее нет ■ Нет
50
Рисунок 1.
Распределение ответов на вопросы «Укажите, пожалуйста, социальные ценности, которые наиболее важны для Вас (выберите не более трех вариантов)» и «Считаете ли Вы, что публичное порицание пользователей социальных сетей за их аморальные посты - это форма активизма?», %
1 A Letter on Justice and Open Debate / Harper's Magazine Foundation. - https://harpers.org/a-letter-on-justice-and-open-debate/
2 Лазуткина Е.В. Лидеры мнений в информационном пространстве блогосферы Рунета // Вестник Новосибирского государственного университета. 2016. -Т. 15, № 6. - С. 25-38.
3 Nakamura L. The unwanted labour of social media: Women of color call out culture as venture community management // New Formations: A Journal of Culture/Theory/Politics. 2015. - N 86. - P. 106-112.
4 Chiou R. We Need Deeper Understanding about the Neurocognitive Mechanisms of Moral Righteousness in an Era of Online Vigi-lantism and Cancel Culture // Ajob neuroscience. 2020. - N 11. - P. 297-299.
5 Biggest Celebrity 'Cancellations' of 2020 (So Far) // The Things. - https://www.thethings.com/cancelled-celebrities-2020/
6 Матвеева А.В. Особенности гражданского участия в условиях современного цифрового пространства // Форум молодых ученых. - Саратов: Институт управления и социально-экономического развития, 2018. - № 21. - С. 620-625.
Двумерное распределение ответов, представленное на рис. 2, свидетельствует о том, что студенты, которые рассматривают онлайн-шейминг как форму активизма, склонны проецировать свое негативное отношение к конкретной персоне (объект виртуального порицания) за рамки онлайн коммуникации, то есть на его реальную социальную деятельность.
Рисунок 2.
Распределение ответов на вопросы «Если человек совершил аморальный поступок, проецируете ли Вы этот поступок на его деятельность (особенно, если этот человек - медийная личность: актер, музыкант, писатель и т.д.)?» и «Считаете ли Вы, что публичное порицание пользователей социальных сетей за их аморальные посты - это форма активизма?», %
Таким образом, можно выделить несколько плюсов и минусов cancel culture как механизма регуляции социального поведения. Среди плюсов можно назвать: 1) возможность социально уязвимых групп общества добиться правосудия, когда государственные силы ничего не делают; 2) cancel culture делает эти социально уязвимые группы видимыми. К минусам культуры удаления можно отнести следующее: 1) культура удаления не содействует изменению поведения. Как сказал Барак Обама: «это не активизм, это не про изменение. Если все, что вы делаете, бросаете камни, вы не дойдете до изменений» 1; 2) культура удаления может спровоцировать кибербуллинг, который приведет к более серьезным последствиям, чем то, за что человека решили удалить, а иногда (и это происходит все чаще), выходит за рамки виртуальной реальности и влияет на реальную действительность (семейные отношения, трудовая деятельность, репутация и другое). Студенты, вовлеченность которых в виртуальное социальное пространство очень высока, знакомые с феноменом культуры отмены указывают, что у них есть обеспокоенность по этому поводу. Часть молодых людей склонна воспринимать cancel culture и онлайн-шейминг в целом как форму активизма. Стоит отметить, что культура удаления - актуальная и перспективная тема междисциплинарного анализа, влияние этого феномена на виртуальную и реальную жизнь отдельных личностей, социальных групп и общностей, несомненно, требует всестороннего изучения.
1 Obama on Call-Out Culture: 'That's Not Activism'
re.html
- https://www.nytimes.com/2019/10/31/us/politics/obama-woke-cancel-cultu 496