Научная статья на тему 'КАНОН ВЕЛИКОГО СПОКОЙСТВИЯ'

КАНОН ВЕЛИКОГО СПОКОЙСТВИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КАНОН ВЕЛИКОГО СПОКОЙСТВИЯ»

КАНОН ВЕЛИКОГО спокойствия

ЧАСТЬ ПОД ЗНАКОМ ЦЗЯ (неразделенные свитки 1-17) *

<...>

Глупый поглощает аромат цветения, прошедший толщу боится глубины.

<...>

Небо позволяет мудрецу спрашивать, чтобы открыть потомкам.

Тот, кто постигает это, сейчас же узнает правильное; уходя от лжи, достигает истины.

Я желал бы не говорить.

Боюсь, что Небо рассердится, взволнуется, расстроится неустойчивое равновесие

Занимаясь спокойным сидением, тот, кто следует по пути мудреца, действует с пониманием и не имеет сомнений.

Прежние Небо и Земля, как и нынешние Небо и Земля, имеют начало и имеют конец, в этом они одинаковы.

Изначальное добро впоследствии — зло, в промежутке — расцвет и упадок, на один успех — одна неудача.

<...>

Небо и Земля разрушаются, люди терпят убытки; лишь тот, кто приумножает доброе, устраняет это, ибо главным считает взращивание народа. Взращивание народа — премудрость, но даже и ее недостаточно.

Без уподобления целое едино, требуются наставники и государи.

Государь свят, наставник мудр.

Учиться, изменяться, не умирать.

Накопление и закалка достигают святости — это и называется взращиванием народа.

Взращивание народа подразделяется на воспитание добродетели и продление жизни.

* Пер. фрагментов А. Ю. Ионова.

<...>

Из святости в святость — в этом одном его путь.

Высшее — подняться в тронный зал Высочайшего Чистого, среднее — плыть к дворцу Великого Предела, низшее — править Небом десяти Сторон, простирать ладонь над множеством простолюдинов, проверять и осматривать все небесные моря и реки, земные истоки гор и лесов, относиться без превосходства.

<...>

Сохраняя молчание, устанавливает образцы, по которым проводится в жизнь взращивание народа.

Не может человек со способностями не управлять людьми.

В нынешние [времена] Небо и Земля открыли зазор.

Простонародные нравы все дальше.

Спокойствие дыхания ци предков скрыто.

Вредоносные [деяния] становятся образцом для подражания.

После Высочайшего Предка проходит от 3 до 5 [лет], наступают войны, эпидемии, наводнения и пожары.

Процветает взаимное соперничество, все следуют ста миллионам предзнаменований.

Сердце лживо, а форма фальшива.

Изнашиваются и портятся пять добродетелей, идет борьба за признание шестого чувства.

Злые [люди] от произвола бравируют жестокостью, пытаются еще больше отнять друг у друга, уважают подлость и взращивают немногое.

Дорогое и дешевое хаотично уходит.

Посылают по два подарка и нарушают порядок церемоний.

Семь светил нарушают каноны, три сокровища изменяются чудесным образом, разврат и обман происходят непрерывно.

Духи и бесы совместно наносят порчу, люди пренебрегают трауром. Одержимые и несчастные дают советы, не понимают и не делают выводов. Десять тысяч ядов произвольно действуют, невозможно все это перечислить.

Существует четыре Великих Зла: войны, болезни, наводнения и пожары.

<...>

Прежде, чем поднимутся на возвышенность, не отвечают на донесения, а после рекогносцировки их содержание уже никуда не годится.

Простые приказы забываются.

Создавай лагеря для обороны и укрытия.

<...>

Бедствия бывают тяжелые и легкие, преступное богатство — в большой бухгалтерии.

Урожайные земли уже сосчитаны, развиваются неодинаково.

В центре — человек средних способностей, полагаясь на время, сам достигает. Срединное высокое и низкое может подниматься и опускаться, высокое и низкое продвигается вперед и идет вспять, подъем и снижение являются неопределенными.

Для зла правило — побуждение, для добра правило — отсрочка.

Едва ли возможно предприимчивому [человеку] дойти [до понимания] , невозможно постичь Путь.

<...>

Войны, болезни, а также пожары считаются бедствиями.

Без больших наводнений паводки неожиданны, урожайных земель немного больше.

<...>

Добрыми людьми считаются взращивающие народ, злым народом считаются изгои.

Без определения часа сонм чудовищ потворствует сексуальным желаниям, эпидемии, отравления неожиданно возрастают, войны и пожары накручиваются внизу, половодье начинается в неустановленных местах, злые из-за этого тонут.

В течение 15 лет, а в дальнейшем до 30 лет, годы бедствий драматичны, добродетельные и святые скрываются.

Одухотворенные люди Великого Пути отправляются к старшинам истинных бессмертных, издают каноны и способствуют переменам, поступаются своими интересами и дают советы, увещевают вверху и работают внизу.

Кто с ними, считаются сеятелями, не с ними — тонут, утопающие становятся злодеями, все злые искореняются в первую очередь.

Взращивание народа — высшее благо, десяток делит один-един-ственный.

<...>

Скрупулезно изучая, может достичь бессмертия, не может глубоко изучить Канон Великого Спокойствия, не может быстро осуществить дело Великого Спокойствия.

<...>

Способный управлять жизненностью направляет силы на зеленые записи, тот, кто не может управлять записями, заучивает черные тексты. Чернокнижник умирает, живописец рождается.

Имена новорожденных и умерших учтены в зале Небесного Света.

Небесный Путь не близок, доброму человеку — друг.

Добрыми являются люди, которые исправляют движение к Великому Спокойствию и достигают его.

<...>

Тот, кто избирает доброжелательное [отношение], считается семенем народа. Тот, кто способен к обучению, считается бессмертным чиновником.

Создает знание и устанавливает образцы, награждает добром за общественное зло, дамбой укрощает корень преступлений, надзирает за людьми в производстве богатства.

Не ленится, и дело идет.

Достигает духовной истины, дает императору соответствие добродетели.

Тот, кто нерадив, отступает, погружается во зло.

Дурные манеры — из досужих книг; тот, кто наполнен ими, впоследствии становится назойливым дураком.

Настоящий мыслитель — возвышенный воин.

Мудрый [человек] проницателен, понятно без сомнений.

Усердно прибавляет — дело идет.

Занимаясь сохранением императорских законов, напоминает со-ветников-министров великих государей-небожителей.

Никто не смеет предать его забвению.

Святой Государь ясно советует, чудесный чиновник помогает людям.

Сам достигаешь бессмертия, вечным считаешься в народе.

<...>

Советники старые и молодые.

Уважающий подобен отцу, поддерживающий достигает способностей, обобщает приказы для назиданий.

Обязанности различаются, слева — советники, справа — помощники.

Сначала — неразрешенные дела, потом — признание.

Преемник произносит слово и продвигает дело, вступает в наследование, утверждает и распространяет, поэтому является канцлером.

Первый советник с пристрастием относится к размышлениям без необходимости, просвещает, как достичь понимания, поэтому является толкователем.

Помощники с необходимостью колеблются в нерешительности, поэтому являются блюстителями.

Поддерживая государя, следуют наставнику, по очереди вступают на Путь, поэтому являются смотрителями.

После 4-5 гаданий все известное может прийти в упадок, одобряй возвышенность правильных трансформаций.

Собирая указания, советуй наставникам.

В периоды праздной жизни, прежде всего — имей сомнение; вопрошая — истолковывай.

После того, как опасения уходят, продолжай задавать вопросы.

<...>

Надежде предшествует истолкование, достаточно высказывать то, что интересно для обсуждения.

<...>

Тайно учишь — возникают мудрецы с сердцем.

Над всеми подвластными народами — министры.

Невозможно рассказать об этом.

Но, бережно храня его многое, сам исследуй его малое.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

<...>

— Прекрасно!

Тот, кто мудрец, считается глупцом.

Тот, кто заблудился, не верит Пути.

Учение не незыблемо — выступление неуместно.

Низкое падение [чревато] горечью от [осознания] ничтожества, не потому ли старательно задаешь вопросы?

Сказанное сейчас — для мудреца.

Муж пришел к безначальному центру, накапливал очень долго.

На одно добро — одно зло.

Невозможно все объяснить, изреченное бесполезно.

<...>

Господин Пути Великого Спокойствия ладит со своим левым и правым. Живет внутри золотого цветения, в хижине нефрита спокойствия, в тронном зале пещерной истины, на яшмовой подставке Великой Пустоты.

Принимает множество женщин, [обладает] проницательностью 50 ООО человек.

Ядовитый дракон и молниеносный тигр, небесные погони и силки, ловушки и яды создают поведение, готовят ворота и захватывают заставу.

От тысячи преследований [твоих] гигантских накоплений защищайся в цитадели.

[Подобен] летящему дракону мчащийся воробей.

Невиданная птица Пэн чудеснее [других] птиц.

[Способность] вонзать отважно когти не годится к обширному двору.

Небо являет мощь блеска славы, потоки сверкают восемью журчаниями, ветер вздымает сокровенное знамя, последний боевой танец превосходит [все остальные].

Нефритовая роща возбуждает звуки, обилие ветвей само по себе [звучит] свирелью.

Многие узнают чудесную песню, крик феникса скрывает расцвет.

<...>

Предел самости — вера в Путь, добро становится всем, проявленное удостаиваешь отказом.

Не веришь [ничему], [ничему] не следуешь.

Не знаешь, не видишь.

Сам являешься чем-то тусклым.

Вечность и Путь использовать, мазать сажей зло [есть] яд.

Хлопотно постишься, влача жалкое существование.

<...>

Воин, имеющий волю, заранее просчитывает, не принимает сиюминутные суждения.

<...>

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.