Научная статья на тему 'Канатные дороги: анализ нормативно-правовой базы'

Канатные дороги: анализ нормативно-правовой базы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1847
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
КАНАТНАЯ ДОРОГА / ROPEWAY / НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ БАЗА / STANDARD AND LEGAL BASE / ЭКСПЕРТИЗА / EXAMINATION / ПРАВОВАЯ СХЕМА / LEGAL SCHEME / РАСЧЕТ / CALCULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Цева Анна Викторовна, Гиясов Ботир Иминжонович

Дан анализ российской нормативно-правовой базы, используемой при проектировании, строительстве и эксплуатации канатных дорог. Рассмотрены положения, связанные с интеграцией еврокодов и регулированием правовой схемы всего цикла от проектирования до ввода в эксплуатацию пассажирских канатных дорог. Даны предложения для разрабатываемых нормативных документов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Цева Анна Викторовна, Гиясов Ботир Иминжонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Ropeways. Analysis of standard and legal base

The development of a new regulatory base in the field of ropeways construction in the Russian Federation is currently coming to an end. Federal legislation defines the following priorities: updating of Construction Norms and Regulations and state standard specifications, energy saving and energy efficiency, converging Russian and European Union standards (including standards for building design Eurocodes). This work should be completed in 2014. Experience in designing and coordinating passenger ropeways projects may lead, after analyzing the current status of regulatory legal base, to the following suggestions: simplifying the order of ropeways registration and commissioning for the reduction in administrative resource; new regulatory base should include the links to appropriate Eurocodes (a list of which is provided in the article). Operating personnel and designers might also find useful clarifications on the application of Eurocodes and the links to the corresponding Russian normative documents, which regulate design, calculation and control of both the ropeway and its separate parts. Absence or under fulfillment of such rules (for example, as in the case of the method of calculating construction during various working/non-working ropeway modes) should lead to their further development, which may be carried out by a combined group of ropeway designers, ropeway technologists and other related specialists; expanding security rules for passenger, cargo and ski lift ropeways on other types of cable transport, such as APM-ATS systems, which may be used throughout the Russian Federation in the future.

Текст научной работы на тему «Канатные дороги: анализ нормативно-правовой базы»

ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ СТРОИТЕЛЬНОЙ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА. УНИФИКАЦИЯ И СТАНДАРТИЗАЦИЯ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ.

УДК 625.5:006

А.В. Цева, Б.И. Гиясов

ФГБОУВПО «МГСУ»

КАНАТНЫЕ ДОРОГИ: АНАЛИЗ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ БАЗЫ

Дан анализ российской нормативно-правовой базы, используемой при проектировании, строительстве и эксплуатации канатных дорог Рассмотрены положения, связанные с интеграцией еврокодов и регулированием правовой схемы всего цикла — от проектирования до ввода в эксплуатацию пассажирских канатных дорог Даны предложения для разрабатываемых нормативных документов.

Ключевые слова: канатная дорога, нормативно-правовая база, экспертиза, правовая схема, расчет.

В Российской Федерации в настоящее время завершается формирование новой нормативной базы проектирования канатных дорог (КД), которая актуализирует разработанные под руководством Госгортехнадзора России правила проектирования и безопасной эксплуатации грузовых (1971 и 1987 гг.) и пассажирских КД (1968, 1974, 1993, 2003 гг.).

Необходимость разработки в 2003 г. ПБ 10-559—03 «Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог»1 была вызвана приходом на российский рынок европейских компаний. В 1997 г. в Росссии стала работать австрийскоая компания Doppelmayr, которая приобрела куйбышевский завод монтажных заготовок треста «Союзлифтмонтаж» (ныне самарский завод «Скадо»), провела его техническое переоснащение, обучение персонала, что обеспечило поставку на российский рынок современных КД. В 2000 г. у нас появилась французская фирма Pomogalski (POMA) — тоже один из мировых лидеров в области канатного транспорта [1].

В 2010 г. с вступлением в силу ряда федеральных законов, приоритетными направлениями в строительстве были определены: актуализация СНиПов и ГОСТов, обеспечивающих выполнение требований Технического регламента о безопасности зданий и сооружений (Федерального закона № 384-ФЗ от 30 декабря 2009 г.)2, требований Федерального закона № 261-ФЗ от 23 ноября 2009 г.

1 ПБ 10-559—03. Правила устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог. Серия 10. Выпуск 27. М. : ФГУП «НТЦ по безопасности в промышленности Госгортехнадзора России», 2004. 112 с.

2 Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ. Технический регламент о безопасно-стизданий и сооружений. Собрание законодательства Российской Федерации, № 1, 04.01.2010, ст.5. 22 с.

«Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3, сближение (гармонизацию) требований отечественных норм со стандартами Европейского Союза, в т.ч. и со стандартами на строительное проектирование — Еврокодами [2].

Для проведения этой работы привлечены ведущие ученые и эксперты ЦнИИпСК им. Н.П. Мельникова, МГСУ, НИЦ Строительство (ЦНИИСК, НИИЖБ, НИИОСП) и других научных и проектных организаций. Задача состоит в том, чтобы разработать единые подходы к проектированию зданий и сооружений, что создаст равные конкурентных условия для российских и европейских проектировщиков и строителей и обеспечит высокий уровень строительства, эксплуатации и безопасности объектов на территории Евросоюза и России [3].

Основные еврокоды по проектированию и эксплуатации КД, которые подлежат техническому переводу и введению в Российской Федерации, приведены ниже:

EN 1709:2004. Требования по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — испытания, профилактика, контроль эксплуатации (EN 1709. April 2005. «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Precommissioning inspection, maintenance, operational inspection and checks»);

EN 1907:2004. Требования по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — определение терминологии (EN 1907. April 2005. «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Terminology»);

EN 1908:2004. Требования по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — натяжные устройства (EN 1908. April 2005. «Safety requirements of cableway installations designed to carry persons — Tensioning devices»);

EN 1909:2004. Требование по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — эвакуация и спасательные работы (EN 1909. April 2005 «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Recovery and evacuation»);

EN 12385-(8-9):2002. Стальные тросы — безопасность (EN 12385. April 2005. «Steel wire ropes — Safety». Part 8—Part 9);

EN 12397:2004. Требование по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — эксплуатация (EN 12397. April 2005. «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Operation»);

EN 12927-(1-8):2004. Требование по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — канаты (EN 12927. April 2005. «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Ropes» Part 1—Part 8);

EN 12929-(1-2):2004. Требование по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — общие положения (EN 12929-1-4. April 2005. «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons. General requirements» Part 1—Part 2);

3 Федеральный закон от 23 ноября 2009 г. № 261-ФЗ. Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации. Режим доступа: http://economy.gov.ra/mmec/documents/doc1259754338763#. Дата обращения: 06.04.2014.

EN 12930:2004. Требование по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — расчеты. (EN 12930. April 2005. «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Calculations»);

EN 13107:2004. Требование по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — инженерно-строительные сооружения ( EN 13107. April 2005. «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Civil engineering works»);

EN 13223:2004. Требование по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — приводы и прочие механические устройства (EN 13223. April 2005. «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Drive systems and other mechanical equipment»);

EN 13243:2004. Требование по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — электрические устройства, кроме приводов (EN 13243. April 2005. «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Carriers»);

EN 13796-(1-3):2005. Требование по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — подвижной состав (EN 13796. September 2005. «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Carriers») [4].

EN 12408:2004. Требование по технике безопасности для пассажирских канатных дорог — контроль качества (EN 12408. January 2005 «Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Quality control»)4.

Еврокоды имеют статус стандарта добровольного применения. Их основное отличие от советских и российских нормативов заключается в том, что в документах не прописаны конкретные технологические приемы и решения, а сформированы унифицированные расчетные модели и перечни нормируемых параметров, которые необходимо достигать при строительстве. Эти параметры определяются на национальном уровне в виде приложений, которые учитывают климатические, географические и геофизические особенности страны (местности) [5].

На территории Евросоюза основными документами, регулирующими правоотношения граждан и государства являются директивы. Отношения в области КД регулируются директивой по пассажирским КД (Directive 2000/9/EC of the European Parliament and of the Council of 20 March 2000 relating to cableway installations designed to carry persons), в которой освещены технические и правовые вопросы, связанные с проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, техническим обслуживанием пассажирских КД, а также требования к инфраструктуре, персоналу, пользователям и оборудованию [6, 7].

В Российской Федерации нет документа подобного этой директиве. Поэтому правовую схему проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию КД, в соответствии с законодательством РФ и опытом согласования проектов с надзорными органами, можно представить в следующем порядке.

4 DIN EN 12408:2005. Safety requirements for cableway installations designed to carry persons — Quality control; German version EN 12408:2004. Режим доступа: http://www.standards.ru/docu-ment/4014393.aspx. Дата обращения: 06.04.2014.

1. Выполнение проекта КД. Согласно Постановлению Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 г. «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»5, проект должен содержать двенадцать разделов, касающихся архитектурных, конструктивных решений, инженерных сетей, решений по организации строительства, мероприятий по охране окружающей среды, обеспечению пожарной безопасности и обеспечению доступа инвалидов. К проекту должен быть приложен комплект эксплуатационных документов на КД, включающий паспорт КД, техническое описание и руководство по эксплуатации, а также программа и методика приемочных испытаний оборудования.

2. Проведение экспертизы промышленной безопасности на соответствие технического устройства (оборудования КД) предъявляемым требованиям и утверждение заключения в органах Ростехнадзора: «Разрешение на применение оборудования канатной дороги». Требования регламентируются «Правилами устройства и безопасной эксплуатации пассажирских подвесных и буксировочных канатных дорог» ПБ 10-559—03 от 2003 г. Заключение выносится согласно Федеральному закону № 116-ФЗ (ред. от 04.03.2013 с изменениями, вступившими в силу 01.07.2013) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»6. Возможные отступления от проекта должны быть согласованы с Ростехнадзором до проведения экспертизы технологической документации на соответствие требованиям промышленной безопасности [8].

3. Прохождение экспертизы проекта строительства КД в Главгосэкспертизе или другой государственной экспертизе в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 145 от 05.03.2007 г. «О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий»7. Как правило, вместе с документами, перечисленными в постановлении, и проектом в экспертизу необходимо предоставить утвержденное Ростехнадзором заключение ЭПБ на техническое устройство [9].

4. Получение разрешения на строительство согласно Градостроительному кодексу РФ.

5. Строительство и монтаж КД.

6. Проведение приемочных испытаний оборудования и получение разрешения на применение оборудования.

7. Экспертиза промышленной безопасности КД как опасного производственного объекта проводится перед вводом в эксплуатацию независимой экспертной организацией.

5 Постановление Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 87. О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://base.garant.ru/12158997/. Дата обращения: 06.04.2014.

6 Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ. О промышленной безопасности опасных производственных объектов (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://base. garant.ru/11900785/. Дата обращения: 06.04.2014.

7 Постановление Правительства РФ от 5 марта 2007 г. № 145. О порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (с изменениями и дополнениями). Режим доступа: http://base.garant.ru/12152341. Дата обращения: 06.04.2014.

8. Проведение испытаний перед вводом в эксплуатацию, что завершает ком-плесное опробование и выполнение необходимых пуско-наладочных работ, после чего КД сдается приемочной комиссии с учетом региональных инструкций [10].

9. Регистрация КД в органах Ростехнадзора проводится по заявлению организации, эксплуатирующей КД. В нем должны содержаться сведения о квалификации специалистов и обслуживающем персонале. Для повышения безопасности при эксплуатации КД рекомендуется операторов, дежурных на станциях, специалистов по механике, гидравлике и электронной технике подключать к работе на стадии монтажа канатов, наладке и тестовых испытаний [11].

Важность приведенной правовой схемы заключается в том, что в ней представлены основные этапы согласования проекта и ввода в эксплуатацию КД, которые в строгой последовательности не прописаны ни в одном нормативном документе. Они выстроены на основе опыта нескольких компаний проектирующих и строящих пассажирские КД на территории РФ. Проведение промышленной экспертизы и регистрация пассажирской КД, в связи с особенностями правового регулирования в Российской Федерации, является неоправданно долгим и дорогостоящим процессом. В то время как в Европе проектирование и производство пассажирских КД осуществляется фирмой-производителем в строгом соответствии с существующими государственными стандартами и нормами, и не требует утверждения в контролирующих органах, поскольку безопасность объекта является ответственностью фирмы [12].

Кроме этого, в случае приобретения европейского проекта российской компанией, приходится адаптировать его к нормативным документам РФ. При этом стоит отметить, что расчет основных конструкций КД очень сложно произвести по информации, содержащейся в СП 20.13330.2011 «Нагрузки и воздействия»8, СП 16.13330.2011 «Стальные конструкции»9, СП 63.13330.2012 «Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения»10 и СП 22.13330.2011 «Основания зданий и сооружений»11, так как в них не содержится данных о подходах к проектированию канатного транспорта и КД в частности. Отдельные положения по расчету приведены в ПБ 10-559—03, но они в полной мере не отвечают требованиям проектировщиков. Также проблемы возникают при прохождении проекта в Государственной экспертизе и других инстанциях, так как эксперты не имеют полноценной возможности сослаться на СП и другие нормативные акты. В связи с чем каждый эксперт начинает предъявлять собственные требования, которые он косвенным образом смог привязать к нормативной базе, что приводит к некачественной проверке проекта и в последствии может сказаться на безопасности объекта.

8 СП 20.13330.2011. Нагрузки и воздействия. Актуализированная редакция СНиП 2.01.07— 85. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200084848. Дата обращения: 06.04.2014.

9 СП 16.13330.2011. Стальные конструкции. Актуализированная редакция СНиП 11-23—81. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200084089. Дата обращения: 06.04.2014.

10 СП 63.13330.2012. Бетонные и железобетонные конструкции. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 52-01—2003. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/ document/1200095246. Дата обращения: 06.04.2014.

11 СП 22.13330.2011. Основания зданий и сооружений. Актуализированная редакция СНиП 2.02.01—83. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200084710. Дата обращения: 06.04.2014.

КД является сложным техническим устройством, поэтому в методику расчета КД должен быть введен подход, аналогичный расчету подвесных и мостовых кранов, в частности, при различных режимах работы. Это обусловлено тем, что типы КД Unifix, Telemix, Funitel, Multiplex, 3S и др. (приведена классификация фирмы РОМА) могут иметь различные технические устройства — с фиксированным зажимом, с отцепляемым подвижным составом, маятниковыми дорогами, и соответственно иметь разную мощность и пропускную способность. При этом могут использо-ваться различные подвижные составы, начиная с двухместных кресел и восьмиместных гондол и заканчивая вагонами на 200 чел., а также шаг между опорами КД — несколько метров или более километра.

Поэтому для проектировщиков и эксплуатирующего персонала представляется необходимым разрабатываемые нормативно-правовые документы дополнить следующими сведениями.

В правилах устройства и эксплуатации КД должна быть уточнена методика регистрации КД, приведены ссылки на вводимые еврокоды, разъяснения по их применению и ссылки на российские нормативные документы, которые регламентируют правила проектирования, расчета и контроля как самой КД, так и отдельных ее частей. В том случае, если определенные моменты отсутствуют или недостаточно проработаны, например, методика расчета конструкций канатного транспорта при различных рабочих/нерабочих режимах [13], их нужно разработать с привлечением специалистов по проектированию КД (их механизмов и специалистов смежных областей).

Необходимо решить вопрос о расширении правил безопасности не только на подвесные пассажирские, грузовые и бугельные КД [14, 15], но и на другие виды канатного транспорта, как различные варианты систем APM-ATS, которые в перспективе могут быть постороены на территории Российской Федерации [16—20].

Разрабатываемая в РФ нормативно-правовая база по проектированию, строительству, эксплуатации и безопасности КД должна отвечать современным требованиям. Необходимо сблизить ее с европейской, что позволит повысить качество проектирования, снизить давление административного регулирования, улучшить конкурентную среду, привлечь инвестиции в строительство и модернизацию КД.

Библиографический список

1. Бовский Г.Н. Фрагменты истории развития канатных дорог в нашей стране // Безопасность труда в промышленности. 2013. № 4. С. 86—88.

2. Справка по сближению (гармонизации) положений основополагающих нормативных документов Российской Федерации с зарубежными стандартами, в том числе европейскими // Техэксперт : портал для проектировщиков. Режим доступа: http:// www.project-help.ru/assets/files/spravka.doci: Дата обращения: 15.11.2013.

3. Басин Е. Еврокоды в Российской Федерации: принцип «Не навреди!» // Строительством : интернет-журнал 2012. № 12. Режим доступа: http://www.rcmm.ru. Дата обращения: 15.11.2013.

4. Commission communication in the framework of the implementation of the Directive 2000/9/EC of the European Parliament and of the Council of 20 March 2000 relating to cableway installations designed to carry persons (Publication of titles and references of

harmonised standards under Union harmonisation legislation) // Official Journal of the European Communities. 03.05.2000. L 106/21.

5. Казакова Е. Николай Вечер: «Переход на еврокоды создаст на российском рынке более конкурентную среду». Режим доступа: http://www.estateline.ru/interviews/178/. Дата обращения: 15.11.2013.

6. 2000/9/EG. «Leitfaden für die Anwendung der Richtlinie 2000/9/EG des Europäischen Parlaments und des Rates vom 20. März 2000 über Seilbahnen für den Personenverkehr». Luxemburg. 2006. 155 p.

7. Directive 2000/9/EC of the European Parliament and of the Council of 20 March 2000 relating to cableway installations designed to carry persons // Official Journal of the European Communities. 3.5.2000. L 106. Pp. 21—48.

8. Сотов И.Н., Аверин С.Ю. Порядок получения разрешительных документов // Горнолыжная индустрия России. 2010. № 3 (15). С. 64—67.

9. Бовский Г. Актуальные вопросы экспертизы // Горнолыжная индустрия России. 2010. № 1 (13). С. 40—42.

10. Аверин С.Ю. Законодательная база и порядок регистрации канатных дорог // Горнолыжная индустрия России. 2011. № 5. С. 30—33.

11. Бовский Г. Канатные дороги // Горнолыжная индустрия. 2007. № 7. С. 44—45.

12. Концепция создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея. М., 2011. 221 с.

13. POMA. Lift indefication number С14580. Variant indefication number 4. Tower Calculation Note. 2010. 91 p.

14. Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности пассажирских канатных дорог и фуникулеров». Приказ Ростехнадзора от 06.02.2014 № 42 // Консультант плюс. Режим доступа: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163442/?frame=11. Дата обращения: 06.09.2014

15. Об утверждении Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности грузовых подвесных канатных дорог». Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 22 ноября 2013 г. № 563 г. Москва // Российская газета. 2014. 3 марта. Режим доступа: http://www.rg.ru/2014/03/03/kanat-doroga-site-dok.html. Дата обращения: 06.03.2014.

16. Las Vegas CityCenter APM / Automated Urban Transit / Automated transit sistem. Режим доступа: http://www.leaelliott.com/automated-transit-systems.html#p40. Дата обращения: 06.03.2014.

17. People Mover. Venice, Italy / Doppelmayr Cable Car. Режим доступа: http://www. dcc.at/files/sites/default/data/DCC/References/troncheto_piazzale_roma_schuttle_italy_ press_release.pdf. Дата обращения: 06.03.2014.

18. Mandalay Bay Tram, Las Vegas, NV, USA Doppelmayr Cable Car. Режим доступа: http://www.dcc.at/gallery/mandalay-bay-tram-las-vegas-usa/ Дата обращения: 06.03.2014.

19. Cabletren Bolivariano. Caracas, Venezuela / Doppelmayr Cable Car. Режим доступа: http://www.dcc.at/gallery/cabletren-bolivariano-caracas-venezuela. Дата обращения: 06.03.2014.

20. Types of Ropeways / Leitner ropeways. Режим доступа: http://en.leitner-ropeways. com/Infocenter/Types-of-Ropeways. Дата обращения: 06.03.2014.

Поступила в редакцию в сентябре 2014 г.

Об авторах: Цева Анна Викторовна — ассистент кафедры архитектурно-строительного проектирования, Мытищинский филиал Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 141006, Московская область, г. Мытищи, Олимпийский проспект, д. 50, [email protected];

Гиясов Ботир Иминжонович — кандидат технических наук, доцент, заведующий кафедрой архитектурно-строительного проектирования, Мытищинский филиал Московский государственный строительный университет» (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 141006, Московская область, г. Мытищи, Олимпийский проспект, д. 50, 8 (495) 287-49-14, [email protected].

Для цитирования: Цева А.В., Гиясов Б.И. Канатные дороги: анализ нормативно-правовой базы // Вестник МГСУ 2014. № 10. С. 7—15.

A.V. Tseva, B.I. Giyasov

ROPEWAYS. ANALYSIS OF STANDARD AND LEGAL BASE

The development of a new regulatory base in the field of ropeways construction in the Russian Federation is currently coming to an end. Federal legislation defines the following priorities: updating of Construction Norms and Regulations and state standard specifications, energy saving and energy efficiency, converging Russian and European Union standards (including standards for building design — Eurocodes). This work should be completed in 2014.

Experience in designing and coordinating passenger ropeways projects may lead, after analyzing the current status of regulatory legal base, to the following suggestions: simplifying the order of ropeways registration and commissioning for the reduction in administrative resource;

new regulatory base should include the links to appropriate Eurocodes (a list of which is provided in the article). Operating personnel and designers might also find useful clarifications on the application of Eurocodes and the links to the corresponding Russian normative documents, which regulate design, calculation and control of both the ropeway and its separate parts. Absence or under fulfillment of such rules (for example, as in the case of the method of calculating construction during various working/non-working ropeway modes) should lead to their further development, which may be carried out by a combined group of ropeway designers, ropeway technologists and other related specialists;

expanding security rules for passenger, cargo and ski lift ropeways on other types of cable transport, such as APM-ATS systems, which may be used throughout the Russian Federation in the future.

Key words: ropeway, standard and legal base, examination, legal scheme, calculation.

References

1. Bovskiy G.N. Fragmenty istorii razvitiya kanatnykh dorog v nashey strane [History Fragments of the Development of Ropeways in our Country]. Bezopasnost' truda v pro-myshlennosti [Safety of Work in the Industry]. 2013, no. 4, pp. 86—88. (in Russian)

2. Spravka po sblizheniyu (garmonizatsii) polozheniy osnovopolagayushchikh normativnykh dokumentov Rossiyskoy Federatsii s zarubezhnymi standartami, v tom chisle evropeyskimi [The Reference on Rapprochement (Harmonization) of the Provisions of Fundamental Normative Documents of the Russian Federation with Foreign Standards, Including European]. Tekhek-spert: portal dlya proektirovshchikov [Technical Expert: Web Portal for Designers]. Available at: http://www.project-help.ru/assets/files/spravka.doc. Date of access: 15.11.2013. (in Russian)

3. Basin E. Evrokody v Rossiyskoy Federatsii: printsip «Ne navredi!» [Eurocodes in the Russian Federation: the principle "Don't do harm!"]. Stroitel'stvo.ru : internet-zhurnal [Stroitel'stvo.ru: Internet Journal]. 2012, no. 12. Available at: http://www.rcmm.ru. Date of access: 15.11.2013. (in Russian)

4. Commission communication in the framework of the implementation of the Directive 2000/9/EC of the European Parliament and of the Council of 20 March 2000 relating to cable-way installations designed to carry persons (Publication of titles and references of harmonised standards under Union harmonisation legislation). Official Journal of the European Communities. 03.05.2000, L 106/21.

5. Kazakova E. Nikolay Vecher: «Perekhod na evrokody sozdast na rossiyskom rynke bolee konkurentnuyu sredu» [Transition to Eurocodes will create more competitive environment in the Russian market]. Available at: http://www.estateline.ru/interviews/178/. Date of access: 15.11.2013. (in Russian)

6. 2000/9/EG "Leitfaden für die Anwendung der Richtlinie 2000/9/EG des Europäischen Parlaments und des Rates vom 20. März 2000 über Seilbahnen für den Personenverkehr". Luxemburg, 2006, 155 p.

7. Directive 2000/9/EC of the European Parliament and of the Council of 20 March 2000 relating to cableway installations designed to carry persons. Official Journal of the European Communities. 3.5.2000, L 106, pp. 21—48.

8. Sotov I.N., Averin S.Yu. Poryadok polucheniya razreshitel'nykh dokumentov [Order of Obtaining Allowing Documents]. Gornolyzhnaya industriya Rossii [Ski Industry of Russia].

2010, no. 3 (15), pp. 64—67. (in Russian)

9. Bovskiy G. Aktual'nye voprosy ekspertizy [Topical Issues of Expert Examination]. Gornolyzhnaya industriya Rossii [Ski Industry of Russia]. 2010, no. 1 (13), pp. 40—42. (in Russian)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Averin S.Yu. Zakonodatel'naya baza i poryadok registratsii kanatnykh dorog [Legislative Base and Procedure for Registration of Ropeways]. Gornolyzhnaya industriya Rossii [Ski Industry of Russia]. 2011, no. 5, pp. 30—33. (in Russian)

11. Bovskiy G. Kanatnye dorogi [Ropeways]. Gornolyzhnaya industriya Rossii [Ski Industry of Russia]. 2007, no. 7, pp. 44—45. (in Russian)

12. Kontseptsiya sozdaniya turisticheskogo klastera v Severo-Kavkazskom federal'nom okruge, Krasnodarskom krae i Respublike Adygeya [The Concept of Creating a Tourist Cluster in North Caucasus Federal District, Krasnodar Krai and the Republic of Adygea]. Moscow,

2011, 221 p. (in Russian)

13. POMA. Lift Indefication Number S14580. Variant Indefication Number 4. Tower Calculation Note. 2010, 91 p.

14. Ob utverzhdenii Federal'nykh norm i pravil v oblasti promyshlennoy bezopasnosti «Pravila bezopasnosti passazhirskikh kanatnykh dorog i funikulerov». Prikaz Rostekhnad-zora ot 06.02.2014 № 42 [On Approval of Federal Norms and Regulations in the Field of Industrial Safety "Rules for Safe Operation of Passenger Ropeways and Cable Cars]. Konsul'tant plyus [Consultant Plus]. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_163442/?frame=11. Date of access: 06.09.2014. (in Russian)

15. Ob utverzhdenii Federal'nykh norm i pravil v oblasti promyshlennoy bezopasnosti «Pravila bezopasnosti gruzovykh podvesnykh kanatnykh dorog». Prikaz Federal'noy sluzh-by po ekologicheskomu, tekhnologicheskomu i atomnomu nadzoru ot 22 noyabrya 2013 g. № 563 g. Moskva [On Approval of Federal Norms and Regulations in the Field of Industrial Safety "Rules for Safe Operation of Cargo Ropeways. Order of Federal Service for Environmental, Technological and Nuclear Supervision from November, 22 2013 no. 563, Moscow]. Rossiyskaya gazeta [Russian Newspaper]. 2014, March 3. Available at: http://www. rg.ru/2014/03/03/kanat-doroga-site-dok.html. Date of access: 06.03.2014. (in Russian)

16. Las Vegas CityCenter APM. Automated Urban Transit. Automated transit sistem. Available at: http://www.leaelliott.com/automated-transit-systems.html#p40. Date of access: 06.03.14.

17. People Mover. Venice, Italy. Doppelmayr Cable Car. Available at: http://www.dcc.at/ files/sites/default/data/DCC/References/troncheto_piazzale_roma_schuttle_italy_press_re-lease.pdf. Date of access: 06.03.14.

18. Mandalay Bay Tram, Las Vegas, NV, USA Doppelmayr Cable Car. Available at: http:// www.dcc.at/gallery/mandalay-bay-tram-las-vegas-usa/. Date of access: 06.03.14.

19. Cabletren Bolivariano. Caracas, Venezuela. Doppelmayr Cable Car. Available at: http://www.dcc.at/gallery/cabletren-bolivariano-caracas-venezuela. Date of access: 06.03.14.

20. Types of Ropeways. Leitner ropeways. Available at: http://en.leitner-ropeways.com/ Infocenter/Types-of-Ropeways. Date of access: 06.03.14.

About the authors: Tseva Anna Viktorovna — Assistant Lecturer, Department of Architectural and Construction Design, Mytishchy Branch, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 50 Olimpiyskiy prospekt, Mytishchi, Moscow Region, 141006, Russian Federation; [email protected];

Giyasov Botir Iminzhonovich — Candidate of Technical Sciences, Associate Professor, Chair, Department of Architectural and Construction Design, Mytishchy Branch, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 50 Olimpiyskiy prospekt, Mytishchi, Moscow Region, 141006, Russian Federation; +7 (495) 287-49-14, [email protected].

For citation: Tseva A.V., Giyasov B.I. Kanatnye dorogi: analiz normativno-pravovoy bazy [Ropeways. Analysis of Standard and Legal Base]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 10, pp. 7—15. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.