Научная статья на тему 'Каналы трансляции политических интересов в современном политическом пространстве'

Каналы трансляции политических интересов в современном политическом пространстве Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
569
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ПОЛИТИЧЕСКОЕ УЧАСТИЕ / КАНАЛЫ ТРАНСЛЯЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ / ТЕНЕВЫЕ СУБЪЕКТЫ (АКТОРЫ) В ПОЛИТИКЕ / КОНВЕНЦИОНАЛЬНОЕ И НЕКОНВЕНЦИОНАЛЬНОЕ ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / SHADOW ENTITIES (ACTORS) IN POLITICS / MODERN POLITICAL PROCESS / POLITICAL PARTICIPATION / CHANNELS OF POLITICAL INTERESTS BROADCASTING / CONVENTIONAL AND UNCONVENTIONAL POLITICAL BEHAVIOR / POLITICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Джармокова Жанна Аслановна

Исследована категория «каналы трансляции политических интересов», так как современное политическое пространство характеризуется разнонаправленностью взаимоотношений и правил между политическими субъектами, которые обладают реальными инструментами и полномочиями политического воздействия, или же стремятся ими обладать. В здоровом обществе люди осуществляют выражение политических интересов легально, выбирая общепринятые каналы трансляции политических интересов, общепринятые формы политического участия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The CHANNELS of POLITICAL INTERESTS BROADCASTing IN THE MODERN POLITICAL SPACE

The article considers the category of «channels broadcasting political interests» as a modern political space characterized by the multidirectional relationships and rules between political entities that possess the real tools and power of political influence or have the tendency to acquire them. In a healthy society people carry out political expression legally choosing conventional channels of political interests broadcasting as well as conventional forms of political participation.

Текст научной работы на тему «Каналы трансляции политических интересов в современном политическом пространстве»

УДК 323

Джармокова Жанна Аслановна

аспирантка кафедры политологии и истории Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии editor@hist-edu.ru

КАНАЛЫ ТРАНСЛЯЦИИ ПОЛИТИЧЕСКИХ ИНТЕРЕСОВ В СОВРЕМЕННОМ ПОЛИТИЧЕСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Исследована категория «каналы трансляции политических интересов», так как современное политическое пространство характеризуется разнонаправленностью взаимоотношений и правил между политическими субъектами, которые обладают реальными инструментами и полномочиями политического воздействия, или же стремятся ими обладать. В здоровом обществе люди осуществляют выражение политических интересов легально, выбирая общепринятые каналы трансляции политических интересов, общепринятые формы политического участия.

Ключевые слова: современный политический процесс, политическое участие, каналы трансляции политических интересов, теневые субъекты (акторы) в политике, конвенциональное и неконвенциональное политическое поведение, политическая культура.

Dzharmokova Zhanna Aslanovna

Postgraduate Student of the Department of Political Science and History of the North Caucasian State Humanitarian and Technological Academy editor@hist-edu.ru

THE CHANNELS OF POLITICAL INTERESTS BROADCASTING IN THE MODERN POLITICAL SPACE

The article considers the category of «channels broadcasting political interests» as a modern political space characterized by the multidirectional relationships and rules between political entities that possess the real tools and power of political influence or have the tendency to acquire them. In a healthy society people carry out political expression legally choosing conventional channels of political interests broadcasting as well as conventional forms of political participation.

Key words: modern political process, political participation, channels of political interests broadcasting, shadow entities (actors) in politics, conventional and unconventional political behavior, political culture.

Актуальность темы вызвана тем, что современный политический процесс детерминирован сменой ценностных ориентиров, мироощущений, политических и иных рефлексий современности. Он характеризуется структурными особенностями, создающими предпосылки для активной деятельности неформальных, теневых субъектов (акторов) в политике, для использования политических действий и требований в интересах последних в ущерб общенациональным и общемировым целям.

В таких условиях является принципиально важным умение власти инициировать легальные, цивилизованные виды каналов трансляции политических интересов. Необходимо создавать новые паттерны, новые образцы поведения, формировать новую политическую культуру.

Цель статьи - обосновать значимость необходимости формирования легальных, конвенциональных каналов трансляции политических интересов субъектов политики, так как именно они:

- выражают актуальные политические потребности субъектов политического процесса;

- отражают диалектику всеобщего, особенного и частного политического интереса, являются формой как социально-политического интереса, так и социально-политического протеста, определяющих характер и направленность каналов трансляции политических интересов;

- их содержание формируется главным образом в результате взаимодействия интересов социальных групп в зависимости от их зрелости и политической активности;

- каналы трансляции политических интересов непосредственно отражают отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом.

В тоже время степень научной разработанности темы недостаточна. Политологический анализ изменений и стабильности/нестабильности политической системы, сущность политического участия рассматривали Г. Алмонд, Р. Арон, Т. Биркланд, А. Вартумян, К. Гаджиев, Р. Далтон, Ч. Джонсон, Д. Истон, Д. Кингдом, Р. Лау, В. Ленин, Р. Мухаев, Л. Пай, Дж. Пауэлл, К. Стром, Р. Эрбер и др. Политическое участие субъектов «публичной» и «теневой» политики рассматривали А. Воскресенский, В. Воротников, Р. Далтон, В. Данн, А. Дегтярев, Е. Мелешкина, Ю. Шутов.

В целях исследования нам необходимо определиться с термином «каналы трансляции политических интересов», где политический интерес понимается как причина действий индивидов, социальных общностей, причина, определяющая их политическое участие, поведение. Политический интерес является базой политического участия, т.е. способов донесения до власти

требований, которое делится исследователями на конвенциональное и неконвенциональное. Л.Н. Тимофеева [1, с. 35] под неконвенциональным политическим участием предполагает участие, выходящее за пределы норм, принятых в обществе согласно негласному или гласному договору - конвенции. Отсюда она вычленяет два типа политического поведения - конвенциональное и неконвенциональное.

Предполагая, что конвенциональное должно означать одобренное законом, и наоборот, неконвенциональное - противоречащее закону и установленным государством порядкам, в отношении каналов трансляции политических интересов будем оперировать: конвенциональные каналы трансляции политических интересов и неконвенциональные.

Критерий социальной обусловленности каналов трансляции политических интересов свидетельствует о том, что они есть результат и средство общественного развития. Субъекты политики создают политические идеи, вырабатывают политические нормы, устанавливают между собой связи. Канал трансляции политических интересов - это способ выразить политическое требование или политический интерес, обуславливающий политическую активность и политическое участие. Это - выражение политической сути политического участия субъекта, которое зависит от освоения личностью (группой, классом) политики как особой сферы жизнедеятельности, усвоения определенных политических знаний, норм, ценностей, моделей участия, политической культуры. Социализация формирует определенные каналы трансляции политических интересов, как способов выражения политических требований, как определенное участие человека политического и обеспечивает или не обеспечивает преемственность в развитии политической системы, ее стабильность, формирование поддержки данному порядку.

Более того, как предполагают ученые, современный уровень образования, изменившееся качество умственной деятельности, связанное с информационными телекоммуникационными технологиями, возможность использовать различные новинки науки и техники, совершенствование и разнообразие средств нападения дают возможность индивиду выдвинуть требования на уровне международной политики, международного правопорядка, влиять на международную безопасность [2, с. 62].

Заметим, что на виды каналов трансляции политических интересов деятельности со стороны субъектов политики могут влиять:

- степень открытости политической системы (отражающей, к примеру, наличие или отсутствие в ней «предохранительных клапанов», способных защитить правящие структуры от наиболее агрессивных форм политического протеста);

- уровень сплоченности оппозиционных групп и интенсивность внутренних взаимоотношений их членов;

- характер вовлеченности широких социальных слоев в спорные взаимоотношения;

- эмоциональная насыщенность политического поведения групп и граждан и их способность к самоограничению своих властных притязаний;

- политическая культура;

- исторический опыт и т.д.

Учитывая разнообразие политического участия и способов донести до власти свои требования и политической активности со стороны субъектов политики, выделим следующую классификацию легальных каналов трансляции политического интереса. Она основывается на позитивной реакции на импульсы, исходящие от политической системы, от ее институтов или их представителей, при этом не вызывая мобилизацию активного участия или высокой активности:

- электоральное поведение - участие в периодических действиях, связанных с делегированием полномочий;

- участие в деятельности различных политических организаций;

- выполнение политических функций по ряду должностей в рамках институтов, входящих в политическую систему государства;

- участие в разрешенных демонстрациях, митингах и т.д.

Но смена эпох неизменно сопровождается сменой стереотипов и норм поведения, снижением социальных оснований и ресурсов политической власти. Достигнув «точки перенапряжения» стратификационной системы, статусные перемещения внутри нее могут вызвать дезинтеграцию социальной и политической структуры общества, иногда находя выражение в нелегальных, часто нелегитимных каналах трансляции политических интересов. Наиболее служат подобной канализации политической сути теневых субъектов в политике (индивидов, групп, сообществ) переходные состояния, когда старые стереотипы уже не отражают изменившейся реальности, а новые еще не могут быть приняты вследствие сознательного или вынужденного

отказа от них «верхов». В итоге, как пишет А.К. Боташева, требуются решения, которые ни одно национальное государство в отдельности принять не может [3, с. 178].

Особый исследовательский интерес вызывает построение классификации неконвенциональных каналов трансляции политических интересов. Ее основу может составить перечень нелегитимных форм политической активности, предложенный автором работ по проблемам политического участия У. Милбрайтом [4, с. 25]:

- участие в неразрешенных демонстрациях, митингах, бойкот, участие в акциях протеста и неповиновения;

- неуплата налогов;

- участие в захватах зданий, предприятий;

- блокирование железнодорожного движения и т.д.

Заметим, что если легитимные каналы трансляции политических интересов не разрушают традиций, а обогащают их новыми, то деятельность теневых субъектов в политике, использующих нелегитимные каналы трансляции политических интересов, как правило, разрушают старые связи, институты, традиции или пытаются их разрушить.

Поэтому, на наш взгляд, данный перечень является далеко не полным и его нужно дополнить следующими формами выражения каналов трансляции политических интересов, такими, как:

- бунт, восстание, переворот, путч, революция, диверсии, террористические акты.

Бунт как форма социального движения есть лишь начальная, предварительная ступень этого политического творчества [5, с. 37-39]. И. Кант связывал право человека на бунт с началом становления института права и гражданского общества и именно по этой причине, по его мнению, право на бунт не было доступно первобытному обществу, дикарям, чье главное оружие выражалось в простом насилии [6, с. 54].

Остальные виды трансляции политических интересов имеют ряд характерных особенностей, которые определяют их качественную специфику. Зависит это в первую очередь, от того, что политический интерес коренится в материальных отношениях общества, но при этом играет активную роль по отношению к нему. В экономических отношениях в каждый исторический момент потенциально заключено несколько тенденций развития, но далеко не каждая их них может реализоваться. Реализация той или иной тенденции есть вопрос политического выбора, в котором решающую роль играют политические интересы тех или иных общественных сил, социальных групп и слоев,группировок и т.д.

В качестве основной неконвенциональной формы канала трансляции политических интересов выступает, на наш взгляд, революция, которая понимается как окончательный разрыв с прежней формой правления. Эксперты полагают, что причиной революции в современном мире является активное участие в политике новых групп, когда существующие институты оказываются не в состоянии ассимилировать их [7, с. 59]. Существует точка зрения, что именно социальные сети все активнее используются во время всевозможных выступлений и восстаний, революций и погромов, для мобилизации населения, организации и направления деятельности. По сути, появление доступа в сети интернет, широкое распространение коммуникационных технологий, послужили инструментом информационного влияния на политическую ситуацию в странах Ближнего востока, являлись направляющим звеном при организации и управлении народными массам [8, с. 15].

Функционалисты, напротив, предполагают, что общество находится в состоянии саморегулирующегося равновесия, поэтому революции являются глубоко антидемократическим или «дисфункциональным» явлением. Чалмер Джонсон утверждает, что легитимация политической власти достигается с помощью социально консенсуса относительно политических норм и ролей [9, с. 76].

Чарльз Тилли в работе «От подъема к революции» подчеркивал важность урегулирования конфликтов элитами, считая, что власть имущие способны нейтрализовать влияния революционных идей, событий и процессов, так называемых «катализаторов». Напротив, правительство, потерявшее политическое превосходство, может прибегнуть к силе и спровоцировать таким образом революцию [10, с. 78].

Канал трансляции политических интересов есть проявление властного отношения, и, как мы уже отмечали, он теснейшим образом связан с механизмом и со способами осуществления политической власти в обществе. Каналы трансляции политических интересов обладают относительной самостоятельностью. Сложности и перипетии взаимодействия интересов разных социальных групп с совокупным общественным интересом - интересом социальной целостности,

создают возможность самостоятельной формы существования политического интереса, воплощающегося в различных формах каналов трансляции политических интересов.

В заключение отметим, что противоречивая природа политического интереса порождает разнообразные состояния и типы, в которых он предстает в общей системе политических отношений. Но совпадение политических интересов социальных групп и политических интересов общества, наступает лишь в определенный момент развития и целого - общества, и его интегральной части - социальной группы.

Таким образом, политические интересы и избранные способы донесения до контрагента своих требований являются базой для формирования политических взглядов, политических общественных настроений, идеологических позиций, в конечном счете, для формирования канала трансляции политических интересов. Каналы трансляции политических интересов отражают самое разное отношение членов общества к политической власти, политической системе в целом. И если в одних случаях это может проявляться в виде акционизма, например, в виде на безобидного внешний вид флешмоба, или проистекать в тихих кулуарных финансовых махинациях со стороны политической элиты, до действий оппозиции, выраженных в виде восстания, революции, экстремизма и терроризма.

Подобное канализирование политических интересов вызывает нарастающую дезорганизацию политической и социальной системы, ведет не к разрешению, а к нагромождению и нарастанию все новых противоречий. И в этом отношении негативные процессы канализации политических интересов, такие как терроризм, национальная рознь, сепаратистские тенденции, элементы гражданской войны на почве национальных противоречий и конфликтов, вызывают изменения в структурных элементах политического процесса, способах механизмах их взаимосвязи и взаимодействия.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Тимофеева Л.Н. Дуализм прерогатив и пределов конвенционального-неконвенционального политического поведения // Экстраординарность, случайность и протест в политике: тематическое и методологическое поле сравнительных исследований: сб. науч. ст. / под общ. ред. Л.В. Сморгунова, Е.В. Морозовой. Краснодар, 2011.

2. Боташева А.К. Терроризм как фактор современных политических процессов: детерминация, формы проявления, стратегия противодействия: дисс... д-ра полит. наук. Ставрополь, 2009.

3. Там же.

4. Milbrath L., Klein W. Personality Correlates of Political Participation // Acta Socio-logica. 1962. № 6.

5. Тимофеева Л.Н. Указ. соч.

6. Кант И. Метафизика нравов. Соч., в 8 т. М., 1994. Т. 6.

7. Хантингтон С. Политический строй в изменяющихся обществах. М., 1968.

8. Юсупова-Фарзалиева Д.М. Информационно-коммуникативные технологии как основа «цветных революций» в современных политиях: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Пятигорск, 2012.

9. Чалмер Джонсон. Революционные перемены. М., 1966.

10. Чарльз Тилли. От подъема к революции. М., 1978.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.