Ю. В. Клюев
КАНАЛЫ, ФОРМЫ, РЕСУРСЫ ПУБЛИЧНОГО ПОЛИТИЧЕСКОГО ДИСКУРСА
Л. Филлипс и М. Йоргенсен в основу дискурсивного познания ставят значения явлений: приписываемые чему-либо в дискурсах значения создают и изменяют мир. «Язык — не просто канал передачи информации о явлениях, фактах или поведении людей, а “ механизм”, воспроизводящий и в результате создающий социальный мир. Посредством приписывания значений в дискурсе формируются социальная идентичность и социальные отношения. Приписывание значений в дискурсе является средством изменения мира. Борьба на уровне дискурсов и изменяет, и воссоздает социальную реальность»1.
Филлипс и Йоргенсен поддержали понятие «порядок дискурса», введенное Феркло. Порядок дискурса — это «социальное пространство, которое одновременно покрывает различные дискурсы и конкурирует в том, чтобы наполнить его значением»2. Другими словами, — отмечает Д. М. Рогозин, — порядок дискурса — это некоторая конфигурация различных речевых практик, вступающих в конкурентное взаимодействие за доминирование в описании и объяснении некоторого социального явления. Именно поэтому, когда речь идет о порядке дискурса, непременно затрагиваются дискурсивные конфликты и противоречия, поддерживающие и формирующие его текущее состояние. Любой дискурс — это не более как способ представления мира, придания ему определенных значений, изменяемых в зависимости от текущих контекстуальных условий. Порядок дискурса в понимании Филлипс и Йоргенсен всегда связан с идеологией и властью: «Порядок дискурса, прежде всего, отражает идеологические, властные структуры. Властные взаимодействия как центральный элемент любого дискурса — основной объект изучения дискурс-анализа»3.
Большое значение для политической науки имеет термин эффекты истинности, введенный Филлипс и Йоргенсен. Исследовательская задача, по их мнению, состоит в том, чтобы «определить правила, устанавливающие, что можно и нельзя говорить, что считать истинным, а что ложным»4. Подразумевается, — отмечает Д. М. Рогозин, — что правила устанавливаются и для изучаемого мира, и для самого исследователя. Власть в трактовке Филлипс и Йоргенсен «конституируется посредством установления доминирующих правил категоризации реальности, создает жестко заданную сеть понятий, описывающую устойчивый и непротиворечивый мир, способный поддерживать существующие властные порядки»5. Взгляды Филлипс и Йоргенсен показательны и в том плане, что они фактически солидаризируются с позицией Мишеля Фуко, исследовавшего власть как созидающую силу. «Что поддерживает силу власти? Что заставляет ее принимать? Власть не только довлеет над нами как нечто, запрещающая сила, она производит смыслы, вызывает удовлетворение, формирует знания, конструирует дискурс. Ее нужно рассматривать, — утверждает Фуко, — как созидающую сеть, покрывающую социум, гораздо шире, чем какую-то запретительную инстанцию, располагающую лишь репрессивной функцией»6.
Как работает дискурсивная система, каковы ее элементы, какие факторы обеспечивают порядок дискурса, его функционирование в социуме, понимание истинности / ложности
© Ю. В. Клюев, 2009
дискурса? Дать ответ на эти вопросы и проанализировать системные категории публичного политического дискурса поможет коммуникативистика. Благодаря коммуникативному методу можно выделить общие, базовые формы и каналы дискурса.
Форма реализации дискурса — это набор индивидуальных и социальных психических, психологических, лингвистических и экстралингвистических коммуникативных связей, позволяющих охарактеризовать условия реализации суждений, мнений, позиций. Интрапер-сональная форма реализации дискурса предполагает реализацию мнения «внутри» человека (разговор с собой); интерперсональная форма реализации дискурса включает применение межличностного общения, межличностных диалогов; массовая форма реализации дискурса связана с передачей сообщений посредством масс медиа.
Каналы дискурса — это варианты, виды и возможности доставки мнения от отправителя к получателю. Публичными каналами доставки сообщения являются: печатные СМК (газеты, журналы, книги, брошюры, листовки, плакаты и т. п.); аудиовизуальные СМК (телевизионные и радиоканалы, кинематограф, театр, видео- и аудиодиски, иллюстрации, аудиокниги, видеосправочники и т. п.); электронно-компьютерные системы (Интернет, электронная почта, Интернет-сайты, блоги, электронные живые журналы и т. п.).
Помимо публичных каналов доставки сообщений можно выделить комбинированные психологические каналы, связанные с психической деятельностью человека, его личным и социальным опытом взаимодействия с внешней средой. В интраперсональной форме реализации дискурса задействованы психические возможности человека, канал дискурса представляет замкнутый в мозге индивидуума цикл: исходная информация возникает благодаря внутренним и внешним раздражителям, трансформируется, благодаря мыслительной деятельности, в итоговую, результативную информацию, но публично не высказывается, остается в мозге, «внутри» человека. Это внутренний замкнутый речевой психологический канал, при котором «доставка» сообщения ограничена спецификой его существования — замкнутостью, интравертностью. В интерперсональной форме реализации дискурса ключевым методом доставки сообщения получателю является речь — письменная и/или устная. Функциональные стили речи являются прикладными, практическими способами реализации знакового языка (набора письменных знаков — в виде сообразно мысли индивидуума соединенных между собой букв алфавита, и/или набора устных знаков — произносимых сообразно порождению мыслительной и речевой деятельности—звуковых волн). Функциональный стиль—это речевая и психологическая «обложка», оформление доставки сообщения от адресанта к адресату сообщения. Научный, официально-деловой, художественный, газетно-публицистический, разговорно-бытовой стили речи помогают психологическому консенсусу между сторонами коммуникации, способствуют установлению лингвистического, семантического, психологического взаимопонимания и согласия между ними. Диалогичный речевой психологический канал доставки сообщения нацелен на межличностное взаимопонимание.
Массовая форма реализации дискурса предполагает многоступенчатую доставку мнения посредством его публичного обнародования в СМК. Включается в действие внешний массовый публичный речевой психологический канал доставки сообщения. Рождаясь в мозге человека, его мнение не остается «наедине» с ним, а проходит через «сито» опыта его взаимоотношений с внешним миром, чтобы воплотиться в публичной сфере. Эмоциональные и рациональные способы и методы реализации мнения индивидуума всегда обусловлены опытом — его личной и социальной памятью. Опыт есть сложный многоуровневый механизм людского поведения в повседневных и экстремальных ситуациях общения в сферах: человек — человек, человек — машина, человек — природа. Опыт индивида составляет систематически
организованный на бессознательном и подсознательном уровнях набор его реакций на поведение окружающих индивида людей и набор его реакций на конкретные моменты конкретных событий и на их результат. К опыту можно отнести и реакцию человека на собственное поведение —реакцию индивидуума на собственные реакции, пересмотр своего мнения по тому или иному вопросу с течением времени (рефлексия индивидуума). Цепь доставки мнения посредством СМК включает следующие составляющие: мозг индивидуума — внутренняя речь (внутреннее проговаривание) индивидуума—рассчитанная / не рассчитанная на распространение посредством СМК внешняя (публичная) речь индивидуума—реакция / отсутствие реакции СМК — реакция / отсутствие реакции аудитории СМК.
Канал доставки дискурса обусловлен формой его реализации. Соотношение форм и каналов дискурса при применении коммуникативного и психологического подходов можно представить в виде таблиц (см. табл. 1, 2).
Таблица 1
Публичные каналы и формы реализации дискурса (коммуникативный подход)
Публичные каналы реализации дискурса Публичные формы реализации дискурса
Печатные (традиционные) СМК Газеты, журналы, книги, брошюры, листовки, плакаты и т. п.
Аудиовизуальные (новые) СМК Телевизионные и радиоканалы, кинематограф, театр, видео- и аудиоинформация на дисках, видеоиллюстрации, аудиокниги, видеосправочники и т. п.
Электронно-компьютерные (новейшие) системы Интеренет, электронная почта, Интернет-сайты, блоги, электронные живые журналы и т. п.
Таблица 2
Психические каналы и формы реализации дискурса (психологический подход)
Психические каналы реализации дискурса Психические формы реализации дискурса
Внутренний замкнутый речевой психологический канал Интраперсональная форма реализации дискурса
Внешний диалогичный речевой психологический канал Интерперсональная форма реализации дискурса
Внешний массовый публичный речевой психологический канал Массовая форма реализации дискурса
Современные СМК имеют горизонтально организованную разветвленную многообразную систему доставки сообщения от адресанта его адресату. Распространение информации является целенаправленным, преследует цель завоевания массовой аудитории, расширения рекламного рынка. Распространение сообщений (положительных, нейтральных, отрицательных), независимо от их статуса, часто преследует первоочередную цель — извлечение прибыли. Распространение информации посредством ареала конкретного СМК носит продуманный, целенаправленный, управляемый производителями, обработчиками и распространителями сообщений характер.
Казалось бы, управляемая информация дает социуму управляемого человека. Но эффективной управляемости способствует унифицированная, часто повторяемая единообразная
информация, а информационная «солянка», когда каждое из сотен и тысяч СМК, обрушившихся на информационного потребителя, готовит для реципиента «свое блюдо» под «своим соусом», порождает хаотичное потребление информации аудиторией, что способствует хаосу в умах и настроениях индивидуума и социума. Можно констатировать, что современный глобальный мир, создавший многоярусную многоступенчатую информационную пирамиду, вершиной которой является Интернет, имеет иллюзию распространения управляемой информации, поскольку результат ее потребления не только не системен и не управляем, но носит признаки социальной энтропии и социального разрушения. Сохранение человека в условиях информационной экспансии осуществляется благодаря защитным механизмам его психологической личности.
Выделим основные этапы психико-семантического «запуска» и функционирования дискурса: 1) дискурс порождается мыслью индивидуума, благодаря его мозговой и психической (душевной) деятельности (непубличный этап становления дискурса); 2) дискурс реализуется открыто, гласно, во время проговаривания, презентации мысли (публичный презентационный этап дискурса); 3) кульминацией является обсуждение мысли, полемика (публичный кульминационный этап дискурса); 4) семантическим завершением публичного дискурса можно считать угасание коммуникативного интереса членов социума к публично обсуждаемой мысли (завершение публичной коммуникации).
К публичному дискурсу, по мнению Елены Топильской, относятся тексты, распространяемые по каналам массовой информации. В любом из них соотносятся категории:
1) этического — остающегося в рамках приличного и приемлемого в публичной коммуникации и общении в целом;
2) эстетического — находящегося в рамках художественного, выразительного, воздействующего с точки зрения представлений об идеале красоты, точнее — использования языка в эстетической функции.
В публичном дискурсе проблема названного соотношения приобретает особую остроту, поскольку здесь возможно различное соотношение:
1) этично и эстетично (в первую очередь, имеются в виду лучшие образцы поэтического творчества, где все подчинено авторскому замыслу и работает на читательское эстетическое восприятие);
2) этично, но неэстетично (имеются в виду тексты без использования специальных средств речевого воздействия, так сказать нейтральные в стилистическом отношении, но остающиеся в пределах функциональных разновидностей, например, официальноделовые или научные);
3) эстетично, но неэтично (данное соотношение наблюдается при дозированном использовании в художественных целях просторечных или жаргонно-арготических лексем, как, например, в «Московской саге» Василия Аксенова; год назад на читательской конференции в Воронежском государственном университете писатель, отвечая на вопрос
о грубых словах в произведении, оправдался замыслом и следованием правде жизни сталинской эпохи);
4) неэтично и неэстетично (данное соотношение наблюдается в тех случаях, когда нарушен принцип бесконфликтной коммуникации)7.
И публичный, и непубличный дискурсы имеют особые формы существования. Рождаясь, они не умирают. Их бытие обусловлено способностью человека как существа разумного, социального накапливать, систематизировать, интерпретировать дискурсы. Большое значение в этом процессе играет память, благодаря которой человеческий мозг
является своеобразной «книгой учета» — сжатия и кодировки положительных / отрицательных воспоминаний, происшедших в его жизни событий (личная память). Социальная память способна накапливать и общественные, и личные факты (обсуждение жизни индивида в СМИ, архивы, публикации, библиотеки, фонды). Личная память живет в индивидуальном духовно-материальном пространстве человека: в его собственном сознании, в традициях и в сознании его семьи, родственников. Социальная память является частью массового духовно-материального пространства: коллектива, сослуживцев, друзей / врагов, доброжелателей / недоброжелателей. Социальная память является мульти-, мегапамятью по отношению к личной — микропамяти.
Любая модель дискурса включают систему дифференцированных признаков, позволяющих проектировать, оценивать их, прогнозировать результаты:
1) форма текста (диалог, полилог; письменная, устная; подготовленная, неподготовленная / спонтанная);
2) жанр текста (выступление, речь, дискуссия, спор, интервью, статья, комментарий, беседа и др.);
3) тематика текста (экономика, политика, социальная защита, спорт, культура, искусство, кинематограф, театр, образование и др.);
4) проблематика текста (коррупция, преступность, наркомания, бедность, социальное расслоение и др.);
5) масштаб охвата аудитории (планетарный — мировой, межгосударственный; внутренний — федеральный, межрегиональный, региональный; местный — муниципальный).
Дискурсия текста — позиция, мнение, высказывание персоны — формируется благодаря базовым личным, социальным, политическим характеристикам—установкам. Дискур-сия текста обусловлена внутренними и внешними субъективно-объективными причинами, провоцирующими человека находиться в состоянии индивидуального и социального поиска оптимальных путей решения тех или иных актуальных для субъекта / объекта дискурса вопросов бытия. К базовым установкам дискурсии текста относятся:
1) авторское (анонимное, безличное, мнимое) «я» (социально-политическая мировоззренческая система, порождаемая системой восприятия социально-политической реальности);
2) авторская (безличная) память как частица социальной и личной памяти;
3) современный мировой и национальный социально-политический контекст, обусловливающий итоги текущих событий, состояние текущих дел, перспективы реализации планов для развития новейшей истории страны и мира;
4) современная социально-политическая ситуативная ориентация «на местности» (семья, производственный коллектив, общественная организация, массовые мероприятия), диктующая «правила игры», правила поведения в различных коммуникативных ситуациях и процессах.
Дискурсия текста возникает благодаря включенности человека в бытовой и социальнополитический контекст, благодаря нахождению его в социально-экономическом пространстве, вынуждающем мыслить и реализовывать итоги мыслительной деятельности путем публичного обнародования мысли и путем ее реализации — публичного действия.
В политической сфере публичный дискурс (мнение, позиция, дискуссия) рождается и поддерживается благодаря ресурсам его реализации. Основными в реализации дискурса являются:
1) временной ресурс (наличие времени, его эффективное использование);
2) организационный—кадровый, креативный—ресурс (наличие лидера и сплоченного коллектива, способных совместно спланировать и реализовать продвижение дискурса);
3) финансовый ресурс (наличие денежных средств на затраты на дискурсивное производство, оплату труда разработчиков и распространителей дискурса);
4) административный — политический, силовой — ресурс (наличие должностных, статусных средств управления и рычагов влияния на руководителей и лидеров государственных и общественных организаций, социальных групп и социальных институтов);
5) материальный (наличие производственной базы на изготовление и распространение мнений: станки, оборудование, напр.: типография, складские помещения, транспорт для создания газет, журналов, листовок; аудиовизуальное оборудование для производства и распространения телерадиопрограмм);
6) информационный ресурс (наличие регулярного доступа и регулярное влияние на информационную политику СМК, обеспечивается регулярным активным взаимодействием с СМК);
7) идеологический ресурс (в основе дискурса должна лежать идея, цель, напр.: сплочения, отстаивания и продвижения интересов, лидерства, завоевания симпатий аудитории, достижения экономического, политического успеха);
8) имиджевый ресурс (лидер дискурсивной группы, его заместители, помощники прилагают усилия, чтобы прирастить к исходным качествам лидера-индивидуума дополнительные положительные признаки, акцентирующие его добропорядочные личные, деловые, профессиональные качества).
1 Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. URL: www.philol.msu.ru/~discours/images/stories/Documents/ discours1.doc. С. 8.
2 Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004. С. 94.
3 См. Рогозин Д. М. Рец. на кн.: Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004 // Мониторинг общественного мнения. № 4 (80), октябрь — декабрь 2006. С. 155-156.
4 Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004. С. 31.
5РогозинД. М. Рец. на кн.: Филлипс Л. Дж., Йоргенсен М. В. Дискурс-анализ. Теория и метод. Харьков, 2004 // Мониторинг общественного мнения. № 4 (80), октябрь — декабрь 2006. С. 156.
6FoucaultM. Truth and power // Power-knowledge. Selected interviews and other writings 1972-1977 / ed. by C. Gordon. 1980. Р. 119.
7 Топильская Е. С русского на русский: или этическое и эстетическое в публичном дискурсе: выступление на фестивале коммуникационных технологий «PR-провинция». 5 ноября 2006. Воронеж. URL: http://vf-mgei.narod.ru/hum1.doc.