Научная статья на тему 'Канадский Златоуст, архиепископ Арсений (Чаговцов)'

Канадский Златоуст, архиепископ Арсений (Чаговцов) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
82
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИЕПИСКОП / ARCHBISHOP / ХАРЬКОВ / KHARKOV / МОНАШЕСТВО / MONASTICISM / АМЕРИКАНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ МИССИЯ / THE AMERICAN ORTHODOX MISSION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ефимов А.Б., Чакаев Р.Ю.

Отец Арсений (Чаговцов), будучи в Америке, создает первый православный монастырь, его статьи издаются в православном вестнике Америки, он борется с униатами и сектантами. Прекрасный проповедник, он организует школу для детей. В Канаде первым же делом отец Арсений замыслил монастырский проект. За блестящие проповеди, статьи и речи, его прозвали канадским Златоустом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Canadian Chrysostom, Archbishop Arseny (Chagovcov)

Father Arseny, being in America creates the first Orthodox monastery, his articles were published in the Orthodox journal America, he fights with the Uniates and sectarians. The father is a wonderful preacher, organizing school for children. In Canada, the first thing the father Arseny has just fomented a monastic project. He was nicknamed the Canadian Chrysostom.

Текст научной работы на тему «Канадский Златоуст, архиепископ Арсений (Чаговцов)»

Канадский Златоуст, архиепископ Арсений (Чаговцов) А.Б. Ефимов1, Р.Ю. Чакаев2

'^Негосударственное образовательное учреждение Высшего

профессионального образования «Православный Свято-Тихоновский

гуманитарный университет»

Миссионерский факультет

109651, г. Москва, ул. Иловайская, д. 9, стр. 2

1-2Private educational institution of higher education "Saint Tikhon's Orthodox University of Humanities" Missionary faculty

Ilovayskaya str. 9, building 2, Moscow 109651 Russia e-mail: missioner_pstgu@mail.ru1, rus71rus@mail.ru2

Ключевые слова: Архиепископ, Харьков, монашество, Американская православная миссия.

Key words: Archbishop, Kharkov, monasticism, the American Orthodox mission. Резюме: Отец Арсений (Чаговцов), будучи в Америке, создает первый православный монастырь, его статьи издаются в православном вестнике Америки, он борется с униатами и сектантами. Прекрасный проповедник, он организует школу для детей. В Канаде первым же делом отец Арсений замыслил монастырский проект. За блестящие проповеди, статьи и речи, его прозвали канадским Златоустом.

Abstract: Father Arseny, being in America creates the first Orthodox monastery, his articles were published in the Orthodox journal America, he fights with the Uniates and sectarians. The father is a wonderful preacher, organizing school for children. In Canada, the first thing the father Arseny has just fomented a monastic project. He was nicknamed the Canadian Chrysostom.

[Efimov A.B.1, Chakaev R.Yu.2 The Canadian Chrysostom, Archbishop Arseny (Chagovcov)]

Один из выдающихся миссионеров первой половины двадцатого века архиепископ Арсений (Чаговцов) родился 10 марта 1866 года в Харьковской губернии в семье псаломщика Льва Чаговца, рано осиротел и как старший из пяти детей был направлен на учебу в Харьковское Духовное училище, а затем в Харьковскую семинарию (Fr. John Hainsworth "Archbishop Arseny: A Vita in Process: 1-2.).

В 1885 году Андрей женился на православной девице Параскеве, а в следующем, 1886 году, у них в семье родился сын - будущий священномученик Дионисий (f!937).

По семейным обстоятельствам, 29 марта 1887 года, Высокопреосвященнейшим архиепископом Харьковским Амвросием (Ключаревым) Андрей Чаговец (оригинальный малоросский вариант фамилии) рукоположен в диакона, а в 1890 году 7-го мая - во священника и определён к Рождество-Богородичной церкви слободы Дергачи. С 18 апреля 1891 года состоял законоучителем в местной церковно-приходской школе.

Семейное счастье не продлилось долго: супруга отца Андрея отошла ко Господу, и в ноябре 1900 года отец Андрей пишет прошение на имя архиепископа Амвросия о принятии иночества и 23 числа того же месяца получает разрешение. Отец Андрей принимает монашество с именем Арсений, в честь преподобного Арсения Коневского и его определяют в число братии Куряжского Преображенского монастыря Харьковской губернии.

В это время епископ Северо-Американский Тихон (Беллавин), впоследствии Патриарх Московский и всея Руси, набирал священников для нужд Православной Церкви в Америке. Отец Арсений, будучи прирожденным проповедником, откликается на этот призыв. Согласно прошению архиепископа Тихона, в ноябре 1902 года иеромонах Арсений назначен Священным Синодом в Американскую православную Миссию.

В январе 1903 года иеромонах Арсений прибыл в США. Резолюцией епископа Тихона он назначается настоятелем православного прихода в городе Вест Трой, штат Нью-Йорк. В 1904 году отца Арсения переводят настоятелем в Мэйфилд, штат Пенсильвания, где он стал вторым православным настоятелем этого прихода, возвратившегося из унии. Видя горение в вере, иеромонах Арсений вносит в приходскую жизнь мысль о создании первого на американском континенте монастыря. Его предложение увенчалось успехом, и он нашёл среди прихожан людей, которые жертвуют землю под монастырь и строят на ней часовню. Владыка Тихон поддержал намерения иеромонаха Арсения. При монастыре создается также сиротский приют.

С конца 19 в. в США издается журнал «Американский православный вестник». Отец Арсений деятельно участвует в

данном периодическом издании. С самого приезда в Америку его статьи печатаются практически в каждом номере, откуда и мы знаем достаточно подробно о его служении на различных приходах и в монастыре. В печати, отец Арсений посвящает свои силы миссионерской деятельности, в том числе среди униатов и сектантов. Ему приходится сталкиваться с многочисленными кознями как со стороны ксёндзов, так и со стороны рядовых униатов. Униатские священники шлют с амвона проклятия в адрес православных, угрожают свой пастве адом в случае перехода в православие, стараются всячески очернить православную веру. Отец Арсений обличает униатское нечестие в том числе и с богословской точки зрения (АПВ. № 16, 1904: 314-316).

Немало сектантов присутствует в среде североамериканских эмигрантов. В основном это штундисты -сектанты протестантского толка. Отец Арсений также обличает их происки, характеризуя данную секту как социально опасную (АПВ. № 12, 1904: 227-230).

Не обходит вниманием батюшка и либералов, пытавшихся злорадствовать по поводу тяжкого положения России в русско-японской войне 1904-1905 гг. (Ardan, 1904: 4). В своих статьях он обращается и к русскому духовенству по поводу помощи раненым и пленным.

Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения отца Арсения со святителем Тихоном (Беллавиным). Несомненно, отец Арсений (Чаговцов) являлся одной из самых выдающихся личностей в окружении владыки Тихона. Талантливый проповедник и активный хозяйственник, литературный деятель и пламенный миссионер. Создание первого православного монастыря уже выделяло его из числа американских православных пастырей, а обширная деятельность, развернутая на приходах, вместе с проповедническим талантом, несомненно ставили его в первых рядах православного священства в Америке.

Самое первое письмо владыке Тихону отец Арсений написал еще из России в ноябре 1902 года после получения согласия на принятие его в Алеутскую и Северо-Американскую епархию. В нем он испрашивал благословения на апостольскую

деятельность на Северо-Американском континенте, а также совета и инструкций по поводу дальнейших действий (Письмо иеромонаха Арсения епископу Тихону от 1 ноября 1902 г.).

Прошел лишь год с момента пребывания отца Арсения на Северо-Американском континенте, а он уже спешит поделиться с владыкой Тихоном радостью от плодов своих трудов и высылает Владыке фотокарточку детей из организованной им школы в городе Троя, обучающихся чтению, письму и молитве (Письмо иеромонаха Арсения архиепископу Тихону от 28 февраля 1904 г).

13-14 марта 1904 г. стало временем посещения прихода в г. Троя владыкой Тихоном. В 7 часов вечера отец Арсений в сопровождении двух человек отправился на железнодорожную станцию для встречи архипастыря. Поезд следовал из Нью-Йорка. Владыку сопровождали протоиерей А. Хотовицкий и диакон Антоний. Уже в восемь часов Владыка подъезжал к храму, где его встречали хлебом-солью. После торжественного богослужения Владыка отдыхал в доме священника, а ранним утром паства собралась для встречи своего архипастыря под реющими на ветру русскими флагами. К храму съехалось множество русских из других мест. После литургии представители прихода собрались в доме священника для беседы о делах приходской общины. Затем Владыка направился в школу на встречу с детьми. В конце дня была отслужена вечерня, а затем паства проводила Владыку со спутниками до кареты, отбывающей до железнодорожной станции. Оттуда им предстояло следовать в Нью-Йорк (АПВ. № 7, 1904: 125-129).

Через год о. Арсений вновь описывает прибытие владыки Тихона в сопровождении настоятеля Олдфоржского православного храма о. Илии Клопотовского и настоятеля храма в Сиэттле о. Владимира Александрова. Заметка содержит и фотографию с одной из литургий, проводившихся владыкой Тихоном с 24 по 29 мая (АПВ. № 12, 1905: 234-237).

Отец Арсений сопровождает владыку Тихона в поездках на далёкие фермы на лошадях. Больше уделяется описаниям природы того края, тому, с какой радостью и благодарностью принимали владыку Тихона «русины». Вот как он описывает обстановку внутри церкви Свт. Николая, в которой владыка

Тихон служил молебен: «Не залита была часовня светом от десяти горевших свечей, не виднелись богатыя люстры и паникадила, хоругви и кресты, не устлана была коврами часовня, что делается и в беднейших храмах при встречах архиереев, но зато души всех преисполнены были светом неизглаголанной радости, и особая торжественность чувствовалась среди убогой обстановки» (АПВ. № 13, 1905: 248-251).

По совершению молебнов, обсуждений с прихожанами возможности создания русской православной общины, владыка Тихон отбывает в Скрэнтон, Пенсильвания, а затем в Нью-Йорк «... и прочие города и веси для благовестия Христова и обозрения засеянных нив духовных» (АПВ. № 13, 1905: 248251).

О. Арсений пишет о службах в день Ангела архипастыря владыки Тихона 13 августа. О. Арсений совершает моление о его здравии в стенах зарождающейся Свято-Тихоновской обители, при сослужении о. Илии Клопотовскаго и о. Алексия Богуславского. Теперь этот день является еще и престольным праздником обители. Днём ранее священники совершают всенощную в стенах приюта. В тот же день приветственную телеграмму прислал о. А. Хотовицкий. Вместе с сиротами монастырская братия послала своему архипастырю поздравительную телеграмму (АПВ. №17, 1905: 333-336).

В одном из своих последних писем владыке отец Арсений трогательно прощается с Владыкой в связи с переводом его в Ярославскую и Ростовскую епархию и надеется на личную встречу.

Владыку с отцом Арсением связывали дружеские взаимоотношения, хотя во время богослужений, и в личных письмах, несомненно, отцом Арсением соблюдалась необходимая субординация.

В июне 1908 года после сдачи по описи монастырского, приютского и приходского имущества архиепископом Платоном (Рождественским), который был прислан в Америку на место владыки Тихона, игумен Арсений назначен благочинным и управляющим Миссии в Канаде с центром в Свято-Троицком храме города Виннипега. Когда он прибыл в

Виннипег, то увидел, что зарождающийся административный центр миссии не только не имеет здания, но даже священник прихода живет в частных домах. По ходатайству игумена Арсения прихожане приобрели земельный участок, граничивший с церковным, и в 1910 на нем был выстроен двухэтажный дом, служащий жилищем для священника и квартирами-келиями для монахов и студентов. В замыслах отца Арсения был монастырский проект и открытие богословской семинарии, как это было потом в г. Эдмонтон, однако эти проекты не были завершены.

12 июля 1909 года игумен Арсений возведён в сан архимандрита преосвященным Рафаилом (Хававини), епископом Бруклинским (Письмо иеромонаха Арсения архиепископу Тихону от 28 февраля 1907 г.). Служение отца Арсения в Канаде также требовало множества сил, так как города в провинции Альберта находятся на большом расстоянии друга от друга, и, в связи с ухудшением здоровья отца Арсения, все это требовало неимоверных усилий. Кроме того, климатические условия были другими, нежели в Пенсильвании, расположенной южнее. В 1910 архимандрит Арсений подал прошению епископу Платону освободить его от обязанностей по Миссии в связи со слабым состоянием здоровья (Detailed Timeline Vita of Archbishop Arseny: 18 - Послужный список архимандрита Арсения за 1911 год).

Уже 6 июля 1910 года возвратился в Россию и был назначен на место нового служения в Святогорскую Успенскую пустынь Изюмского уезда Харьковской губернии. В 1913 году указом Священного Синода он становится епархиальным миссионером (A Century of Faith, 2002: 21-23). Архимандрит Арсений занялся искоренением в Харьковской губернии различных сект протестантского и иного происхождения: баптистов, евангелистов, скопцов. Одним из миссионерских мероприятий того времени, организованных отцом Арсением, стал многокилометровый Крестный ход в Белгород, прекрасно организованный (Церковные известия, Харьковские губернские ведомости. № 104, 1913: 2).

В 1913 году, в ноябре месяце, Священным Синодом батюшка был назначен наместником первоклассного Свято-

Григорьевского Бизюкова монастыря Херсонско-Одесской епархии, а 25 августа - начальником Пастырско-Миссионерской Семинарии при этом монастыре. В этой должности архимандрит Арсений пребыл до 1917 года. Под его руководством монастырем организовывалась помощь фронту во время Первой Мировой войны (Detailed Timeline Vita of Archbishop Arseny.: 26 - Харьковские Епархиальные Ведомости, февраль 1915 года).

В 1917 году, в феврале месяце, по Высочайшему повелению, отец Арсений был назначен проповедником в армии. В 1918 году, архимандрит Арсений становится протопресвитером армии всея Украины, а затем председателем Комиссии по сбору средств на нужды Белой Армии (Дело № 035607). Батюшка оказался в плену у красных и чуть не погиб, но чудом спасся, потом попал в Сербию, где поступил в монастырь.

Отца Арсения назначают приходским священником, и он служит до 1923 года на сербском приходе Миляновцы в Македонии. С 1923 по 1924 год - он является наместником македонского монастыря Тресковец. С 1924 по май 1926 года -занимает должность настоятеля монастыря Святого Архангела в Марковом Граде, и в тоже время, состоит законоучителем в Сербской гимназии города Прилепа, Южная Сербия (Указ из Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Его Высокопреосвященству Преосвященнейшему Платону, Митрополиту Северо-Американскому от 27 мая 1926 года).

К тому времени, информация о местопребывании отца Арсения дошла до канадской паствы. По ее просьбе митрополит Платон отправил запрос Сербской Церкви о возвращении архимандрита Арсения в Канадскую епархию. 24 мая 1926 года архимандрит Арсений по просьбе митрополита Платона и канадской паствы был хиротонисан во епископа Виннипегского в Белграде. В 1926 Митрополит Платон назначил Преосвященнейшего Арсения епископом Канады с резиденцией в Виннипеге. Активное служение владыки Арсения в Канаде приводит в ярость униатов и сектантов, которые доходят до покушения на его жизнь. После попытки покушения в 1936 году был переведен на Детройтскую и Кливлендскую кафедру, но до

конца жизни остается гражданином Канады (Detailed Timeline Vita of Archbishop Arseny: 52). В 1937 году, на 71 году жизни, Владыка просит благословения уйти на покой по болезни. Его освобождают от Детройтской кафедры, но поручают устройство пастырской школы при Свято-Тихоновском монастыре (Detailed Timeline Vita of Archbishop Arseny: 47 - Указ Собора Епископов 15 Октября 1937 года. Нью Йорк). В августе 1938 года Собором Северо-Американской Митрополии, учитывая заслуги епископа Арсения в деле укрепления Православия на американском континенте, было решено возвести его сан архиепископа. Осенью 1938 года архиепископ Арсений, с благословения Священного Синода, в кратчайшие сроки основал Свято-Тихоновскую пастырскую школу (позднее - семинария). При семинарии издается журнал «Тихоновец», а с 13 августа 1939 года при монастыре открывается «дом духовенства» для священнослужителей на покое. В 1941 году Владыка самостоятельно разрабатывает чертежи и смету на постройку нового здания для детского приюта (Detailed Timeline Vita of Archbishop Arseny: 52).

4 октября 1945 года на восьмидесятом году жизни архиепископ Арсений отошел ко Господу в больнице Мозес Тейлор города Скрэнтон, штат Пенсильвания.

Еще при жизни владыку Арсения за красноречие прозвали «Канадским Златоустом». Им было много сделано для введения английского языка в православное богослужение. В настоящее время архиепископ Арсений (Чаговцов) является местночтимым святым Канадской епархии. В Канаде, по благословению архиепископа Оттавского Серафима (Сторхейма) ему составлены службы, написаны иконы, житие, установлен день памяти - 21 сентября / 4 октября. Священный Синод Православной Церкви в Америке создал комиссию для расследования возможности причисления архиепископа Арсения к лику святых.

ЛИТЕРАТУРА

Арсений, иеромонах. Врачу, исцелися сам! («Еще о штунде на разумение

«Свободе»). - АПВ. № 16 (15-28 августа 1904 г.): 314-316. Арсений, иеромонах. Еще про штунду («По поводу статьи в «Свободе» под

таким же заглавием»). - АПВ. № 12 (15-28 июня 1904 г.): 227-230.

Арсений, иеромонах. Посещение его Преосвященством, Преосвященнейшим Тихоном, епископом Алеутским и Северо-Американским, православного прихода в г. Троя, штат Нью-Йорк. - АПВ. № 7 (1-14 апреля 1904 г.): 125-129.

Арсений, иеромонах. «Пребывание в Мэйфилде, штат Пенсильвания, и посещение Симпсоно-Олифантской церквей». - АПВ. № 12 (15-28 июня 1905 г.): 234-237.

Арсений, иеромонах. Пребывание в Мэйфилде, штат Пенсильвания, и посещение Симпсоно-Олифантской церквей. (Окончание). - АПВ. № 13 (1-14 июля 1905 г.): 248-251.

Арсений, иеромонах. Из дневника миссионера. - АПВ. №17 (1-14 сентября 1905 г.): 333-336.

Дело № 035607 по обвинению Цобиева Сергея Александровича и других, т. 1. Архив Службы Безопасности Украины по Харьковской области.

К предстоящему Крестному ходу. - Церковные известия, Харьковские губернские ведомости. № 104 (4 мая 1913 г.): 2.

Новый епархиальный миссионер. - Церковные известия, Харьковские губернские ведомости. №18 (18 января 1913 г.): 2.

Письмо иеромонаха Арсения епископу Тихону от 1 ноября 1902 г. - The Library of Congress, Records of the Alaskan Russian Church, Containers H1, reel 359 of 376, feet 94.

Письмо иеромонаха Арсения архиепископу Тихону от 28 февраля 1904 г. -The Library of Congress, Records of the Alaskan Russian Church, Containers H1, reel 359 of 376, feet 94.

Письмо иеромонаха Арсения архиепископу Тихону от 28 февраля 1907 г. - The Library of Congress, Records of the Alaskan Russian Church, Containers H1, reel 359 of 376, feet 94.

Указ из Архиерейского Синода Русской Православной Церкви заграницей Его Высокопреосвященству Преосвященнейшему Платону, Митрополиту Северо-Американскому от 27 мая 1926 года. - Журнал Архиерейского Синода РПЦЗ подлинный №55 14/27 мая 1926 г. ф. Р6343, дело 81, уровень 1, ГАРФ

A Century of Faith: St. Barbara's Russian Orthodox Cathedral (1902 - 2002). Edmonton: Alberta, 2002. xiii, 169 p.

Ardan J. 1904. Уваги. «Червоный Хрест - а Русины» - Свобода. Vol. 12. № 18 (5 May 1904): 1-8.

Detailed Timeline Vita of Archbishop Arseny. The Canonization Committee of the Orthodox Church in Canada. - URL: http://www.cjoc.ca/pdf/Timeline.pdf

Получена /Received: 10.10.2015 Принята/Accepted: 20.10.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.