Научная статья на тему 'Канада в годы Первой мировой войны: проведение всеобщей регистрации трудовых ресурсов (по материалам канадской прессы)'

Канада в годы Первой мировой войны: проведение всеобщей регистрации трудовых ресурсов (по материалам канадской прессы) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
226
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КАНАДЫ / ПЕРВАЯ МИРОВАЯ ВОЙНА / ВСЕОБЩАЯ ТРУДОВАЯ ПОВИННОСТЬ / РЕГИСТРАЦИЯ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ / ВСЕОБЩАЯ ВОИНСКАЯ ПОВИННОСТЬ / КОНСКРИПЦИЯ / HISTORY OF CANADA / WORLD WAR I / GENERAL LABOR SERVICE / REGISTRATION OF LABOR RESOURCES / GENERAL CONSCRIPTION / CONSCRIPTION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Симоненко Екатерина Сергеевна

Статья посвящена исследованию политики канадского правительства в области трудовой мобилизации населения в годы Первой мировой войны. Автор ограничивает изложение событий 1916 годом, когда была разработана и реализована концепция обязательной трудовой повинности. В статье доказано, что всеобщая регистрация рабочей силы в Канаде была первым шагом на пути введения обязательной трудовой повинности и в итоге стала основой для отказа от добровольной системы набора в армию и постепенного перехода к обязательной воинской службе (конскрипции). Изучаются проекты проведения всеобщей переписи трудовых ресурсов, разработанные сторонниками и противниками конскрипции. Описывается процесс институционального оформления трудовой мобилизации канадского населения на примере создания и деятельности двух государственных органов: правительственного Совета по трудовой повинности и парламентского Комитета по трудовой повинности. Исследуются особенности механизма проведения описи трудовых ресурсов, включая структуру регистрационных карточек, условия их заполнения, а также обстоятельства ее проведения. Подводятся итоги всеобщей переписи рабочей силы. Изучается протестное движение среди канадских рабочих, по разным причинам отказавшихся участвовать во всеобщей регистрации трудовых ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Canada during the First World War: Conducting a Universal Registration of Labor Resources (based on the Canadian Press)

The article is devoted to the study of the Canadian government’s policy in the field of labor mobilization of the population during the First World War. The author limits the presentation of events to 1916, when the concept of compulsory labor service was developed and implemented. The article proved that the universal registration of labor in Canada was the first step towards introducing compulsory labor service and, as a result, became the basis for abandoning the voluntary system of recruitment into the army and the gradual transition to compulsory military service (conscription). The projects of conducting a universal census of labor resources, developed by supporters and opponents of conscription, are being studied. The process of institutionalizing the labor mobilization of the Canadian population is described on the example of the creation and activities of two state bodies: the government Council for labor service and the parliamentary Committee for labor service. The features of the mechanism for the inventory of labor resources, including the structure of registration cards, the conditions for filling them in, as well as the circumstances of its implementation, are investigated. The results of the general census of labor are summarized, the protest movement among Canadian workers who for various reasons refused to participate in the universal registration of labor resources is studied.

Текст научной работы на тему «Канада в годы Первой мировой войны: проведение всеобщей регистрации трудовых ресурсов (по материалам канадской прессы)»

Симоненко Е. С. Канада в годы Первой мировой войны : проведение всеобщей регистрации трудовых ресурсов (по материалам канадской прессы) / Е. С. Симоненко // Научный диалог. — 2019. — № 12. — С. 350—363. — DOI: 10.24224/2227-1295-2019-12-350-363.

Simonenko, E. S. (2019). Canada during the First World War: Conducting a Universal Registration of Labor Resources (based on the Canadian Press). Nauchnyi dialog, 12: 350-363. DOI: 10.24224/22271295-2019-12-350-363. (In Russ.).

«-J шпшщ л

crih-JIIL-I" 1 K 1 c и'5

i. n i i i ^ -<. r 1 mifTiic ais тнггтсжу

УДК 94(71)"1867/1931"+070(71):94(100)"1914/19" DOI: 10.24224/2227-1295-2019-12-350-363

Еанада в годы первой мировой войны: проведение всеобщей регистрации трудовых ресурсов (по материалам канадской прессы)

© Симоненко Екатерина Сергеевна (2019), orcid.org/0000-0001-7329-5346, ResearcherlD AAB-2593-2019, SPIN 6640-3483, кандидат исторических наук, федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» (Владивосток, Россия), eka-1982.82@mail.ru.

Статья посвящена исследованию политики канадского правительства в области трудовой мобилизации населения в годы Первой мировой войны. Автор ограничивает изложение событий 1916 годом, когда была разработана и реализована концепция обязательной трудовой повинности. В статье доказано, что всеобщая регистрация рабочей силы в Канаде была первым шагом на пути введения обязательной трудовой повинности и в итоге стала основой для отказа от добровольной системы набора в армию и постепенного перехода к обязательной воинской службе (конскрипции). Изучаются проекты проведения всеобщей переписи трудовых ресурсов, разработанные сторонниками и противниками конскрипции. Описывается процесс институционального оформления трудовой мобилизации канадского населения на примере создания и деятельности двух государственных органов: правительственного Совета по трудовой повинности и парламентского Комитета по трудовой повинности. Исследуются особенности механизма проведения описи трудовых ресурсов, включая структуру регистрационных карточек, условия их заполнения, а также обстоятельства ее проведения. Подводятся итоги всеобщей переписи рабочей силы. Изучается протестное движение среди канадских рабочих, по разным причинам отказавшихся участвовать во всеобщей регистрации трудовых ресурсов.

Ключевые слова: история Канады; Первая мировая война; всеобщая трудовая повинность; регистрация трудовых ресурсов; всеобщая воинская повинность; конскрипция.

1. Введение

4 августа 1914 года Канада вслед за Великобританией вступила в войну с Германией. Конституционно-правовой статус Североамериканского доминиона как заморского владения британской короны предполагал автоматическое следование воле метрополии в случае вступления ее в войну. Поскольку в Канаде в то время не существовало системы принудительной воинской службы и регулярной армии, канадские отряды добровольцев должны были сражаться на фронте в составе британских войск и служить на кораблях британского флота. В первые полгода войны в канадском обществе наблюдался всплеск патриотических настроений и высокая

степень имперской лояльности. Только в первый месяц войны на вербовочные пункты по всей стране обратилось более 30 тыс. добровольцев, которые в спешном порядке были отправлены для прохождения краткосрочного обучения в военно-тренировочный лагерь под Квебеком. По статистике, к концу 1914 года на службу поступало в среднем по 4 тыс. человек в неделю [CAR 1915, p. 215]. Однако уже в начале 1915 года появились первые симптомы кризиса добровольческой системы, которые свидетельствовали о том, что в ближайшем будущем канадское правительство будет вынуждено принять экстренные меры по стимулированию набора в армию. Одной из таких экстренных мер стала всеобщая регистрация трудовых ресурсов, призванная выявить так называемых «уклонистов» и побудить их к поступлению на военную службу.

Цель данной работы — проанализировать процесс проведения всеобщей переписи трудовых ресурсов в Канаде как составную часть политики канадского правительства в области трудовой мобилизации населения, нацеленную в том числе и на предотвращение внедрения системы принудительной воинской службы на территории Североамериканского доминиона в годы Первой мировой войны. Для реализации поставленной цели автор обращается к обширному кругу источников. Основу источниковой базы составляют публикации из канадских англоязычных газет за период 1916—1917 годов, посвященных описанию причин, механизма и итогов проведения всеобщей регистрации рабочей силы. Их дополняют дебаты Сената и Палаты общин канадского парламента за 1916—1917 года, которые позволяют изучить состояние общественного мнения по проблеме введения конскрипции. Тексты речей канадского премьер-министра Роберта Борде-на и историко-статистические сборники за 1915—1917 года раскрывают детали правительственной политики в области трудовой мобилизации населения Канады в годы войны. Наконец, собрание официальных правительственных документов, изданных в доминионе в годы войны в 4-х томах (DREW), содержит данные о законодательных и институциональных основах проведения регистрации трудовых ресурсов.

2. Проекты проведения всеобщей регистрации трудовых ресурсов

Кризис комплектования канадских экспедиционных сил для участия в войне, который наметился и стал стремительно развиваться в 1915 — начале 1916 годов, инициировал в доминионе широкомасштабную дискуссию. Предметом спора стал вопрос относительно того, следует ли Канаде продолжать ставшую для нее традиционной добровольную систему набора в армию или по примеру Великобритании ввести обязательную воинскую повинность (конскрипцию). В канадском обществе можно было наблюдать четкое разделение между сторонниками и противниками конскрипции. Однако и те и другие единодушно выступали за проведение всеобщей регистрации всего трудоспособного населения Канады, которая должна была стать первым шагом на пути введения всеобщей трудовой повинности. Дополнительным аргументом являлся тот факт, что аналогичное мероприятие уже было успешно проведено в метрополии, Австралии и Новой Зеландии.

Противники введения конскрипции выступали за проведение обязательной регистрации всего трудоспособного населения страны и выделения из этой среды годных к военной службе мужчин, которые были готовы поступить на службу в армию и отправиться за границу. Предполагалось, что при такой системе отбора часть трудоспособного населения могла пополнить канадские дивизии на фронте, а другая часть оставалась работать на фермах, заводах или банках. Канадские производители активно поддержали идею проведения всеобщей регистрации, видя в ней залог регулярного снабжения предприятий стратегически важных областей производства рабочей силой.

Сторонники конскрипции выступали за введение в стране обязательной воинской повинности для всего трудоспособного населения призывного возраста. В первую волну призыва должны были попасть холостяки в возрасте от 18 до 30 лет, годные по физическим параметрам к армейской службе. Вслед за своими оппонентами сторонники воинской повинности также поддержали идею проведения всеобщей регистрации трудовых ресурсов. По их мнению, она была необходима для того, чтобы, во-первых, выявить всех молодых и неженатых мужчин, годных к военной службе, и, во-вторых, предупредить поступление на службу квалифицированных рабочих. Последнее обстоятельство казалось особенно важным, так как к тому времени в промышленности сложилась ситуация, когда рядовые рабочие массово отказывались идти в армию, в то время как высококвалифицированные и обученные кадры охотно отправлялись на фронт. Таким образом, сторонники решительных действий рассматривали регистрацию в качестве трамплина для введения воинской повинности [Chinook Advance, 1916, 14 Sept., p. 1.]. Основой для проведения регистрации должен был стать канадский закон о милиции, где говорилось о том, что все мужское население Канады британского происхождения в возрасте от 18 до 60 лет должно было участвовать в регулярных военных сборах, проводимых на базе милицейских формирований. В случае военной опасности из них могла быть сформирована так называемая гражданская армия для защиты территории доминиона от вражеского нападения [Miller, 1969, p. 276].

23 ноября 1916 года департамент милиции возглавил новый министр — Эдвард Кемп. К этому времени стало очевидно, что система добровольной службы полностью исчерпала себя, и для того, чтобы оттянуть неизбежный момент введения конскрипции, министр милиции совместно с правительством попытался реализовать другие возможности для пополнения армии. Среди прочих рассматривался вариант перераспределения трудовых ресурсов из промышленности и сельского хозяйства в армию. Но сначала нужно было убедить широкую общественность в том, что другого пути для решения проблемы комплектования вооруженных сил не существовало.

С марта 1916 года от противников и сторонников конскрипции в адрес правительства стали приходить предложения о механизме проведения регистрации. Наибольший интерес представляли схемы проведения регистрации, разработанные Ассоциацией канадских производителей и Лигой по призыву добровольцев города Гамильтон (Онтарио). Так, Ассоциация канадских производителей предложила

в каждом населенном пункте открыть специальные пункты, куда местные жители, достигшие 18 лет, могли прийти и оставить свои персональные данные: имя, возраст, профессию и т. д. После прохождения процедуры формальной регистрации им выдавали специальный значок или нарукавную повязку, свидетельствовавшую о том, что они откликнулись на призыв властей. В каждом пункте регистрации надлежало сформировать специальный совет уполномоченных в составе судьи и офицера милиции. Они должны были проводить «сортировку» населения и направлять мужчин и женщин трудоспособного возраста в ту сферу производства, где они могли принести максимальную пользу. Приоритетными направлениями трудовой повинности были объявлены заграничная служба в составе канадских экспедиционных войск, или внутренней гвардии, а также работа в стратегически важных отраслях промышленности и сельском хозяйстве [The Edmonton Bulletin, 1916, 4 July, p. 2]. Данная схема подразумевала соблюдение принципа обязательности при проведении регистрации и сохранение принципа добровольности в отношении поступления на службу.

Второй план по призыву добровольцев Гамильтона, разработанный Лигой, предусматривал проведение всеобщей регистрации в три этапа. На первом этапе планировалось провести перепись всего мужского населения доминиона с 18 лет и старше с указанием их семейного положения и профессии. На втором этапе следовало сгруппировать кандидатов по критерию их профессиональной занятости и готовности к определенным видам работ. Наконец, на третьем этапе предлагалось систематизировать отрасли производства, расположить их по степени значимости и распределить между ними трудовые ресурсы [CAR 1916, p. 320].

Весной 1916 года сторонник введения конскрипции генерал Джеймс Мейсон, выступая в Сенате, предложил свой план выхода из кризиса комплектования, обратив внимание на следующие спорные моменты. Во-первых, большинство канадцев (от 25 до 50 % в разных провинциях), желавших служить в армии, не могли быть призваны из-за несоответствия их физических параметров установленным медицинским нормам. Во-вторых, многие стратегически важные отрасли промышленности испытывали недостаток квалифицированных рабочих, которые отправлялись воевать на фронт. Наконец, огромное количество канадцев, годных к военной службе и не занятых в сфере военного производства, по разным причинам отказывались идти в армию [Debates of the Senate, Sitting of 4 May, 1916, p. 405—406]. Он призвал правительство провести процедуру регистрации, в ходе которой можно было определить ценность каждого конкретного человека для армии, промышленности или сельского хозяйства. При этом всех мужчин призывного возраста следовало классифицировать по критерию их годности к военной службе [The Edmonton Bulletin, 1916, 5 May, p. 1]. Мейсон обратился к опыту Великобритании и других доминионов, где уже была проведена регистрация. Он сообщил, что в метрополии власти подвергли переписи население страны в возрасте 15—65 лет, не обращая внимания на их гендерную принадлежность. В Новой Зеландии, напротив, фиксировали личные данные только мужской части населения в возрасте от 17 до 60 лет, в Австралии — от 18 до 44 лет [The Alderson News, 1916, 24 Feb., p. 2]. Сенатор

предложил последовать примеру Австралии и регистрировать только мужчин от 18 до 45 лет [Debates of the Senate, Sitting of 14 Mar., 1916, p. 130].

После проведения регистрации всех мужчин, годных к военной службе, генерал предложил отправить на фронт и зачислить во внутреннюю гвардию нужное количество новобранцев, не обращая внимания на их намерения и желания. При этом следовало соблюсти пропорциональное соотношение между новобранцами британского и небританского происхождения, проживавшими в различных провинциях Канады. Мейсон также отметил, что отдельные категории граждан, исходя из их профессиональной, социальной или религиозной принадлежности, могли получить освобождение от военной службы. Так, по профессиональному критерию среди «освобожденцев» могли оказаться священники; телеграфные служащие и клерки из департамента государственных сборов; смотрители тюрем и приютов для сумасшедших; полицейские и пожарные; профессора и учителя разных религиозных течений. Кроме того, на освобождение могли рассчитывать сыновья вдов, если они являлись единственными кормильцами в семье, а также люди, которым по религиозным мотивам запрещалось брать в руки оружие [CAR 1916, p. 322].

Тем временем канадская общественность, заинтересованная в скорейшем окончании войны, стала все чаще открыто выступать за введение в стране конскрипции, считая, что добровольная система набора должна остаться в прошлом [Blairmore Enterprise, 1916, 21 July, p. 3; Chinook Advance, 1916, 3 Aug., p. 3; Chinook Advance, 1916, 3 Mar., p. 7]. С весны 1916 года сторонники обязательной военной службы стали объединяться в ассоциации и лиги по призыву новобранцев [Blairmore Enterprise, 1916, 21 Apr., p. 1]. В апреле 1916 года правительство посетила многочисленная делегация представителей лиг из Манитобы, Онтарио, Новой Шотландии и Нью Брансуика. Они пытались обсудить вопрос о возможности введения в стране некой «умеренной» формы принуждения при поступлении на службу. К ним примкнул один из самых убедительных сторонников воинской повинности слепой ветеран южноафриканской войны полковник Лорн Маллой. Его откровенно милитаристские высказывания приобрели особую популярность весной — летом 1916 года, когда наблюдался максимальный спад добровольного набора. Полковник утверждал, что французский метод, известный как конскрипция, являлся демократическим принуждением, что подразумевало подчинение индивида выраженному желанию всех. Другими словами, это та же самая форма принуждения, которая заставляла население платить налоги или подчиняться законам. Ни в древней, ни в современной истории не было ни одного примера, когда добровольческая армия выдержала испытание реальной войной. Добровольная система поступления на службу противоречила отношениям, существовавшим между гражданами и государством, поскольку во время войны все граждане должны воевать. Добровольная система набора также противоречила принципам демократии, так как ее фундаментальной основой являлось равенство всех граждан перед законом и государством [CAR 1916, p. 323].

Поначалу ни на консервативное правительство, ни на либеральную оппозицию такая агитация не произвела должного впечатления. Обе политические партии

дали понять, что введение принудительных мер будет возможно только в случае прямой военной угрозы. Премьер-министр Роберт Борден заявил, что на повестке дня в правительстве находится план по усовершенствованию добровольной системы набора. Однако к середине августа 1916 года стало ясно, что усилия сторонников и противников введения воинской повинности не пропали даром. На основе всех высказанных предложений консервативный кабинет выработал свой «компромиссный» план, который должен был стимулировать набор в армию и сформировать основу для реорганизации трудовых ресурсов страны.

3. Создание государственных органов по трудовой повинности

Первым шагом в процессе реализации правительственного курса стало принятие закона, санкционировавшего создание Совета по трудовой повинности [Blairmore Enterprise, 1916, 20 Oct., p. 2; Chinook Advance, 1916, 26 Oct., p. 2]. Он должен был заниматься перераспределением людских ресурсов между промышленностью, сельским хозяйством и армией. Этот процесс должен был проходить в три этапа. Во-первых, нужно было провести регистрацию всего трудоспособного населения страны. Во-вторых, следовало оставлять в Канаде тех, кто мог принести больше пользы на производстве, чем в армии. Наконец, планировалось отобрать и убедить поступить на службу тех, кто подходил по критериям годности и кого можно было легко заменить на рабочем месте, например, женщинами [CAR 1916, p. 325].

В состав совета, созданного 5 октября 1916 года, вошли председатель и одиннадцать директоров по воинской повинности. 25 сентября 1916 года было объявлено, что председатель и остальные члены совета будут работать под непосредственным контролем премьера, а не министра милиции, как планировалось ранее. Это решение было обусловлено в первую очередь тем обстоятельством, что тогдашний руководитель канадского военного ведомства Сэм Хьюз находился в состоянии острой конфронтации с Робертом Борденом и другими министрами кабинета, что предопределило его будущую отставку. Неожиданные трудности возникли в вопросе назначения председателя совета. В середине сентября 1916 года Борден предложил эту должность Томасу Тэйту из Монреаля, о чем появились соответствующие сообщения в столичной и провинциальной прессе [Chinook Advance, 1916, 21 Sept., p. 1]. Тэйт принял назначение, но спустя месяц подал в отставку в знак протеста против того, что его мнение не учли при формировании штатного состава совета. В частности, предложенная им кандидатура главы Канадской ассоциации производителей Г. Мюррея на пост секретаря совета не была утверждена премьером [CAR 1916, p. 326—327]. После ухода Тэйта его пост занял директор по трудовой повинности из Калгари Ричард Беннетт.

Председателю должны были подчиняться директора по трудовой повинности, назначаемые правительством в каждом военном округе персонально. Директора несли ответственность перед советом за процесс набора рабочих для различных отраслей промышленности и сельского хозяйства. В частности, они должны были следить за тем, чтобы на производстве в стратегически важных отраслях промышленности находилось достаточное количество квалифицированных рабочих. Им также следо-

вало вести энергичную работу по агитации среди неквалифицированных рабочих, без которых производство могло обойтись, и всячески убеждать их идти служить в армию. Они должны были содействовать трудоустройству женщин в те отрасли промышленности, где они могли заменить мужчин и где была нужна дополнительная рабочая сила. Наконец, директорам необходимо было тесно сотрудничать с военным окружным командованием и предоставлять полную информацию о трудовых ресурсах, имевшихся в наличии в каждом военном округе [DREW, № 969, р. 2182—2184]. Все директора по трудовой повинности оказались выходцами из «партии власти», потому как тогдашний лидер оппозиции Уилфрид Лорье под влиянием своих фран-коканадских коллег бойкотировал саму идею проведения национальной регистрации трудовых ресурсов. По этой причине он отказался назвать пять кандидатов от либеральной партии, которые, по замыслу Бордена, должны были на паритетных началах войти в состав нового органа [Skelton, 1921, р. 494].

Свою работу совет фактически начал с совещания, проведенного в Оттаве с 9 по 12 октября, по итогам которого были сформулированы основные направления его деятельности на ближайшее время [The Edmonton Bulletin, 1916, 11 Oct., р. 1]. В первую очередь совет собирался провести всеобщую регистрацию трудовых ресурсов и классифицировать их в соответствии с потребностями армии и промышленного производства. Далее планировалось разработать формы удостоверений и значков, которые должны были выдаваться рабочим и другим жителям Канады, изъявлявшим желание поступить на службу, но в силу объективных причин не имевших возможности этого сделать. В первую очередь таковыми считались высококвалифицированные рабочие, которые могли принести больше пользы, работая в какой-либо сфере производства или сельского хозяйства [Didsbury Pioneer, 1917, 27 Dec., р. 8; DREW, № 969, р. 2184]. Кроме того, получить значки имели право лица, «с честью» уволенные из армии, а также «отказники» — получившие отказ в зачислении на службу по медицинским показаниям. Каждому значку присваивался уникальный номер, что должно было способствовать борьбе с подделками. К каждому значку прилагалось удостоверение, которое следовало, как и значок, всегда носить с собой и предъявлять в случае необходимости [The Edmonton Bulletin, 1916, 17 Aug., р. 1; DREW, № 969, р. 2184]. Наконец, планировалось создать специальные женские советы по трудовой повинности, которые должны были вести учет женской рабочей силы и заниматься ее перераспределением в те отрасли промышленности, которые больше всего пострадали от мобилизации.

Было очевидно, что главная цель введения трудовой повинности заключалась не в принуждении к военной службе, а в соблюдении интересов промышленности в целом и отдельных ее отраслей. Сторонники более активных действий на страницах газет и с публичной трибуны стали обвинять правительство в том, что «оно попусту тратит драгоценное время» [CAR 1916, р. 326—327]. Наоборот, сторонники умеренных действий считали, что этот план является компромиссом между добровольческой системой набора и конскрипцией. Либералы также критиковали совет за то, что он оказался партийным по составу, так как все директора по трудовой повинности были консерваторами.

Для смягчения общественного недовольства и для содействия в проведении регистрации совет принял решение создать при парламенте внепартийный Комитет по трудовой повинности, который должен был работать в следующих направлениях. Во-первых, активно популяризировать в обществе ценности армейской жизни и тем самым склонять мужское население, годное к воинской службе, вступать в ряды канадской армии и отправляться служить за границу. Во-вторых, проводить активную агитационную работу среди лиц, по разным причинам не имевших возможности поступить на службу, а также среди женщин трудоспособного возраста, которые могли принести пользу государству там, где их услуги представляли наибольшую ценность. Наконец, убедить канадских производителей реорганизовать свое производство так, чтобы оно могло приносить наибольшую пользу государству. Другими словами, речь шла о конверсии гражданской промышленности. 14 октября 1916 года премьер написал лидеру оппозиции письмо, в котором предложил ему и его партийным коллегам принять участие в формировании этого парламентского органа. На этот раз Уилфрид Лорье принял предложение, и в состав комитета вошли семь консерваторов и пять либералов [Ibid., p. 327].

4. Механизм проведения всеобщей регистрации трудовых ресурсов

В течение следующего месяца Беннетт и окружные директора занимались разработкой механизма проведения описи трудовых ресурсов. В результате совместной работы был принят план, по которому все мужское население Канады в возрасте от 16 до 65 лет должно было заполнить регистрационные карточки, в которых содержалось в общей сложности двадцать четыре вопроса [The Bellevue Times, 1916, 1 Dec., p. 1]. Незадолго до отставки Тэйта было принято решение, что жители должны были обязательно заполнить карточки под страхом штрафных санкций. Премьер-министр Манитобы Т. Норрис поспешил заявить, что все те, кто откажется заполнять регистрационные карточки, будут отправлены в тюрьму [CAR 1917, p. 303]. Беннет же посчитал, что власти должны проявить в этом вопросе толерантность и позволить людям заполнять карточки добровольно. С целью создать атмосферу взаимного сотрудничества он в середине декабря 1916 года разослал 150 тыс. писем, адресованных сенаторам, членам Палаты общин и местных законодательных ассамблей, профсоюзным лидерам и священникам, в торговые палаты и просто влиятельным людям по всей стране [CAR, 1916, p. 328]. В письмах содержалась просьба поддержать план регистрации трудовых ресурсов и содействовать его осуществлению.

Эта акция положила начало широкомасштабной кампании агитации за участие в национальной регистрации. Особая роль в ней была отведена премьер-министру, который должен был «стимулировать дух патриотизма и реализовать план, в основе которого не было никакого принуждения». По словам самого Бордена успех намеченного мероприятия полностью зависел от «доброй воли» канадского общества, поэтому глава кабинета сделал ставку на пробуждение национального духа канадцев. Для этого он в сопровождении Беннета совершил серию поездок по крупным городам Канады, где неустанно произносил патриотические речи,

выдержки из которых публиковали все местные издания [Didsbury Pioneer, 1917, 27 Dec., p. 8]. Кроме того, до начала тура он выпустил официальное обращение к нации, в котором заявил, что последние 100 тыс. солдат, которых предстоит набрать в результате регистрации, станут «решающим фактором в нынешней борьбе и определят судьбу доминиона, империи и всего мира» [Borden, 1918, p. 3].

Проведение национальной регистрации было намечено на первую неделю января 1917 года. К тому моменту по всей стране было разослано более двух миллионов регистрационных карточек [The Bellevue Times, 1916, 1 Dec., p. 1], а «Торонто Глоуб» объявила, что все мужское население страны в возрасте от 16 до 65 лет получило для заполнения регистрационные карточки [CAR, 1917, p. 303]. Карточка представляла собой лист бумаги с отпечатанными на нем типографским способом вопросами по типу анкеты. Все вопросы были разделены на два блока. В первый блок вошли вопросы личного характера в следующей последовательности: 1) личные данные (имя, возраст, место рождения, домашний адрес, происхождение); 2) сведения о состоянии здоровья (зрение, слух) и физические характеристики (наличие увечий верхних и нижних конечностей); 3) сведения о семейном положении, а также членах семьи, находившихся на иждивении; 4) сведения о профессии, квалификации, месте работы. Во второй части анкеты следовало ответить на два вопроса: 1) согласны ли Вы выполнять работу в другой сфере деятельности, но по прежней ставке оплаты до конца войны? 2) согласны ли Вы при условии оплаты железнодорожного проезда переехать в другое место жительства для выполнения новой работы? [The Bellevue Times, 1916, 1 Dec., p. 1; Didsbury Pioneer, 1917, 27 Dec., p. 1]. В процессе разработки анкеты Беннетт настаивал, чтобы в регистрационные карточки был включен вопрос о воинской повинности. Он ссылался на опыт Новой Зеландии, где в перечень был включен вопрос о желании или нежелании поступить в армию для службы за границей [Blairmore Enterprise, 1916, 18 Feb., p. 7; The Alderson News, 1916, 10 Feb., p. 7]. Однако премьер-министр категорически отказался, заметив, что конскрипция не является той проблемой, которая стоит на повестке дня.

5. Итоги всеобщей регистрации трудовых ресурсов

В ходе регистрации по всей Канаде прокатилась волна оппозиционных протестов. Активнее всего свое недовольство высказывали лидеры и рядовые члены рабочих организаций, считая, что проведение учета рабочей силы — это прямая дорога к обязательной воинской повинности [The Edmonton Bulletin, 1916, 19 Dec., p. 1; The Edmonton Bulletin, 1916, 22 Dec., p. 1]. Лидеры рабочего движения отказались посылать своих представителей в Совет по трудовой повинности, ссылаясь на то, что власти «забыли» посоветоваться с ними по вопросу о целесообразности его создания [Robin, 1966, p. 103].

Крупнейшее издание сельскохозяйственной Альберты «Эдмонтон Бюллетень» задавало резонный вопрос: не будут ли в рамках этой трудовой повинности рабочие оборонных заводов призваны в армию, а фермеры канадского Запада отправлены в Онтарио для производства военного снаряжения [The Edmonton Bulletin, 1917,

8 Jan., p. 9]. Торговые и трудовые советы Ванкувера, Монреаля, Виннипега и других крупных городов призывали жителей не заполнять регистрационные карточки в знак протеста против того, что канадцы фактически не имели возможности выразить свое отношение к мероприятию, которое могло в будущем привести к конскрипции. Агитация рабочих организаций возымела свое действие: рабочие стали массово уклоняться от заполнения карточек. Это, в свою очередь, привело к тому, что власти вынуждены были применять методы принуждения. Так, в начале января 1917 года министр транспорта Ф. Кокрейн издал распоряжение, в котором под угрозой увольнения предписывал 12 тысячам служащих железных дорог заполнить регистрационные карточки и отправить их обратно [CAR 1917, p. 303].

В западных провинциях Канады не смог смягчить оппозицию даже приезд Бордена и Беннета. В своих официальных речах премьер-министр неоднократно пытался успокоить общественность, заявляя, что данные регистрационных карточек не будут использоваться в военных целях. Председатель Совета по трудовой повинности Беннетт в свою очередь убеждал, что регистрация — это последний шанс доказать всем, что добровольная система набора еще не исчерпала себя [Ibid.]. Однако, несмотря на обещания, мероприятия властей получили поддержку со стороны лидеров рабочих профсоюзов только в столице [Morton, 2008, p. 109].

В силу этих обстоятельств результаты регистрации оказались неполными. В середине февраля 1917 года Беннетт объявил, что регистрационная кампания проходит очень успешно, что 80 % мужского населения страны в возрасте от 17 до 45 лет заполнили регистрационные карточки, что они продолжают поступать по 35 тыс. штук ежедневно [CAR, 1917, p. 304]. Однако вскоре выяснилось, что дело обстоит несколько иначе. Из двух миллионов разосланных карточек в Совет по трудовой повинности вернулось чуть больше полутора миллионов, таким образом, полмиллиона трудоспособного населения отказались их заполнять. Причем, по статистике, из этих полутора миллионов около 680 тыс. карточек оказались забракованными и еще 200 тыс. — не полностью заполненными [Ibid., p. 305]. Например, только 252 тыс. холостяков в возрасте от 18 до 45 лет указали, что они имеют британское происхождение, что делало их потенциальными призывниками в будущем [Ibid., p. 304]. Остальные решили скрыть факт своего происхождения. В итоге только треть от общего количества разосланных карточек можно было подвергнуть всестороннему анализу, что, естественно, не способствовало отражению реальной обстановки в стране. Власти попытались скорректировать ситуацию и продлили период проведения регистрации до 31 марта 1917 года, однако эта мера не принесла ожидаемых результатов. В целом итоги всеобщей регистрации оказались неудовлетворительными, и, как следствие, деятельность Совета по трудовой повинности была признана неэффективной. В сентябре 1917 года он прекратил свое существование. В прощальной речи, произнесенной в Палате общин 20 сентября 1917 года, Р. Беннетт выразил большое сожаление о том, что заполнение регистрационных карточек носило добровольный характер, а за отказ участвовать в переписи не были введены штрафные санкции [Debates of the House of Commons, Sitting of 20 Sept., 1917, p. 6086—6087].

6. Заключение

Таким образом, всеобщая регистрация трудовых ресурсов, проведенная в Канаде в 1916 года, была следствием масштабного кризиса добровольной системы набора в армию, который возник в доминионе в разгар Первой мировой войны. В условиях крайней непопулярности в обществе идеи принудительной воинской службы канадское правительство вынуждено было разработать достаточно сложную схему привлечения добровольцев через введение обязательной трудовой повинности, где служба в армии рассматривалась как некая форма занятости. Всеобщая регистрация трудовых ресурсов была призвана выявить и произвести учет лиц, годных к военной службе, но по разным причинам уклонившимся от нее. На основе данных, полученных в ходе регистрации, правительство планировало разработать модель «избирательной конскрипции», в рамках которой следовало склонить часть рабочих к поступлению на службу. Введение такого механизма отбора было последней попыткой сохранить принцип добровольности в процессе комплектования армии. Однако после его провала стало очевидно, что в ближайшем будущем Канаде не удастся избежать введения обязательной воинской повинности. Это предположение получило подтверждение 29 августа 1917 года, когда канадский парламент одобрил закон «О воинской службе», санкционировавший введение конскрипции на всей территории доминиона.

Источники и ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

1. Big Commonwealth Army // Alderson News. — 1916. — 24 February. — P. 2.

2. Borden R. L. The Appeal of Sir Robert Borden for National Service, October 23 1916 / R. L. Borden // Manifestos by Rt. Hon. Sir Robert Laird Borden, 1916—17. — Ottawa : J. de Labroquerie Tache, 1918. — 16 p.

3. CAR 1915 — The Canadian Annual Review, War Series 1915 / J. Castell Hopkins (ed.). — Toronto : Canadian Annual Review Limited, 1918. — Vol. 15. — 880 p.

4. CAR 1916 — The Canadian Annual Review, War Series 1916 / J. Castell Hopkins (ed.). — Toronto : Canadian Annual Review Limited, 1918. — Vol. 16. — 929 p.

5. CAR 1917 — The Canadian Annual Review, War Series 1917 / J. Castell Hopkins (ed.). — Toronto : Canadian Annual Review Limited, 1918. — Vol. 17. — 949 p.

6. Compulsory Service League Is Formed // Blairmore Enterprise. — 1916. — April 21. — P. 1.

7. Conscription // Chinook Advance. — 1916. — March 3. — P. 7.

8. Conscription, Other Step Nearer // Chinook Advance. — 1916. — 21 September. — P. 1.

9. Debates of the House of Commons of the Dominion of Canada 1917. — 12th Parliament, 7th Session. — Ottawa : Printed by J. de L. Tache, 1918. — Vol. 6. — 6094 p.

10. Debates of the Senate of the Dominion of Canada 1916. — 12th Parliament, 6th Session. — Ottawa : Printed by J. de L. Tache, 1916. — Vol. 1. — 601 p.

11. Directors of Registration in Conference // Edmonton Bulletin. — 1916. — 11 October. — P. 1.

12. DREW — Copies of Proclamations, Orders in Council, and Documents Relating to the European War // Compiled by the Department of the Secretary of State of Canada. — Fourth Supplement. — Ottawa : Government Printing Bureau, 1917. — P. 1952—2439.

13. Every Adult Male Canadian Asked 24 Questions // Bellevue Times. — 1916. — 1 December. — P. 1.

14. For National Registration // Blairmore Enterprise. — 1916. — 21 July. — P. 3.

15. For National Registration // Chinook Advance. — 1916. — 3 August. — P. 3.

16. Labour Leaders Consider Question of Registration // Edmonton Bulletin. — 1916. — 19 December. — P. 1.

17. National Registration in New Zealand // Alderson News. — 1916. — 10 February. —

P. 7.

18. National Registration in New Zealand // Blairmore Enterprise. — 1916. — 18 February. — P. 7.

19. New Recruiting regulations // Blairmore Enterprise. — 1916. — 20 October. — P. 2.

20. New Recruiting regulations // Chinook Advance. — 1916. — 26 October. — P. 2.

21. R. B. Bennett // Didsbury Pioneer. — 1917. — 27 December. — P. 8.

22. Registration System to Be Put into Effect; Badges Will Be Issued // Edmonton Bulletin. — 1916. — 17 August. — P. 1.

23. Registration — Then Conscription, Seems To Be a Pretty Sure Thing // Chinook Advance. — 1916. — 14 September. — P. 1.

24. The Manufacturers Urge Registration // Edmonton Bulletin. — 1916. — 4 July. —

P. 2.

25. The National Service Scheme // Edmonton Bulletin. — 1917. — 8 January. — P. 9.

26. Toronto Senator Urges System of Registration // Edmonton Bulletin. — 1916. — 5 May. — P. 1.

27. Trade Unionists Winnipeg Opposed to Registration // Edmonton Bulletin. — 1916. — 22 December. — P. 1.

28. What National Service Means // Didsbury Pioneer. — 1917. — 27 December. — P 1. литература

1. Miller C. Sir Frederic William Borden and Military Reform. 1896—1911 / C. Miller // Canadian Historical Review. — 1969. — Vol. 50, Issue 3. — P. 265—284.

2. Morton D. Working People : an Illustrated History of the Canadian Labour Movement / D. Morton. — Montreal : McGill-Queen's University Press, 2008. — 432 p.

3. Robin M. Registration, Conscription, and Independent Labour Politics, 1916 — 1917 / M. Robin // Canadian Historical Review. — 1966. — Vol. 47, Issue 2. — P. 101—118.

4. Skelton O. Life and Letters of Sir Wilfred Laurier / O. Skelton. — Toronto : S. B. Gundy; Oxford University Press, 1921. — 576 p.

Canada during the First World War:

Conducting a universal Registration of Labor Resources

(based on the Canadian press)

© Ekaterina S. Simonenko (2019), orcid.org/0000-0001-7329-5346, ResearcherID AAB-2593-2019, SPIN 6640-3483, PhD in History, Far Eastern Federal University (Vladivostok, Russia), eka-1982.82@ mail.ru.

he article is devoted to the study of the Canadian government's policy in the field of labor mobilization of the population during the First World War. The author limits the presentation of events to 1916, when the concept of compulsory labor service was developed and implemented. The article proved that the universal registration of labor in Canada was the first step towards introducing compulsory labor service and, as a result, became the basis for abandoning the voluntary system of recruitment into the army and the gradual transition to compulsory military service (conscription). The projects of conducting a universal census of labor resources, developed by supporters and opponents of conscription, are being studied. The process of institutionalizing the labor mobilization of the Canadian population is described on the example of the creation and activities of two state bodies: the government Council for labor service and the parliamentary Committee for labor service. The features of the mechanism for the inventory of labor resources, including the structure of registration cards, the conditions for filling them in, as well as the circumstances of its implementation, are investigated. The results of the general census of labor are summarized, the protest movement among Canadian workers who for various reasons refused to participate in the universal registration of labor resources is studied.

Key words: history of Canada; World War I; general labor service; registration of labor resources; general conscription; conscription.

Material resources

Big Commonwealth Army. (1916). Alderson News, 24February: 2.

Borden, R. L. (1918). The Appeal of Sir Robert Borden for National Service, October 23 1916. In: Manifestos by Rt. Hon. Sir Robert LairdBorden, 1916—17. Ottawa: J. de Labroquerie Tache.

CAR 1915 — Castell Hopkins, J. (ed.). (1918). The Canadian Annual Review, ries 1915. 15. Toronto: Canadian Annual Review Limited.

CAR 1916 — Castell Hopkins, J. (ed.). (1918). The Canadian Annual Review, ries 1916. 16. Toronto: Canadian Annual Review Limited.

CAR 1917 — Castell Hopkins, J. (ed.). (1918). The Canadian Annual Review, ries 1917. 17. Toronto: Canadian Annual Review Limited.

Compulsory Service League Is Formed (1916). Blairmore Enterprise, 21 April: 1.

Conscription (1916). Chinook Advance, 3 March: 7.

Conscription, Other Step Nearer. (1916). Chinook Advance, 21 September: 1.

Debates of the House of Commons of the Dominion of Canada 1917. 12th Parliament, 7th Session. 6. (1918). Ottawa: Printed by J. de L. Tache.

Debates of the Senate of the Dominion of Canada 1916. 12th Parliament, 6th Session. 1. (1916). Ottawa: Printed by J. de L. Tache.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Directors of Registration in Conference. (1916). Edmonton Bulletin, 11 October: 1.

DREW — Copies of Proclamations, Orders in Council, and Documents Relating to the European War. (1917). In: Compiled by the Department of the Secretary of State of Canada. Fourth Supplement. Ottawa: Government Printing Bureau. 1952— 2439.

DREW — Copies of Proclamations, Orders in Council, and Documents Relating to the European War. (1917). In: Compiled by the Department of the Secretary of State of

Every Adult Male Canadian Asked 24 Questions. (1916). Bellevue Times, 1 December: 1.

For National Registration (1916). Chinook Advance, 3 August: 3.

For National Registration. (1916). Blairmore Enterprise, 21 July: 3.

Labour Leaders Consider Question of Registration (1916). Edmonton Bulletin, 19 December: 1.

National Registration in New Zealand. (1916). Alderson News, 10 February: 7.

War Se-War Se-War Se-

National Registration in New Zealand. (1916). Blairmore Enterprise, 18 February: 7.

New Recruiting regulations. (1916). Blairmore Enterprise, 20 October: 2.

New Recruiting regulations.( 1916). Chinook Advance, 26 October: 2.

R. B. Bennett. (1917). Didsbury Pioneer, 27December: 8.

Registration System to Be Put into Effect; Badges Will Be Issued. (1916). Edmonton Bulletin, 17 August: 1.

Registration — Then Conscription, Seems To Be a Pretty Sure Thing. (1916). Chinook Advance, 14 September: 1.

The Manufacturers Urge Registration. (1916). Edmonton Bulletin, 4 July: 2.

The National Service Scheme. (1917). Edmonton Bulletin, 8 January: 9.

Toronto Senator Urges System of Registration. (1916). Edmonton Bulletin, 5 May: 1.

Trade Unionists Winnipeg Opposed to Registration. (1916). Edmonton Bulletin, 22 December: 1.

What National Service Means. (1917). Didsbury Pioneer, 27December: 1.

References

Miller, C. (1969). Sir Frederic William Borden and Military Reform. 1896—1911. Canadian Historical Review, 50/3: 265—284.

Morton, D. (2008). Working People: an Illustrated History of the Canadian Labour Movement. Montreal: McGill-Queen's University Press.

Robin, M. (1966). Registration, Conscription, and Independent Labour Politics, 1916 — 1917. Canadian Historical Review, 47/2: 101—118.

Skelton, O. (1921). Life and Letters of Sir Wilfred Laurier. Toronto: S. B. Gundy; Oxford University Press.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.