Т. Ю. Забелина
КАНАДА: ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧЕННЫХ ЖЕНЩИН -ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦ КОРЕННЫХ НАРОДОВ
Во всем мире, в том числе в Канаде, наблюдается рост женской части тюремного населения. И хотя канадки составляют не более 3 % от численности заключенных федеральных тюрем (и 17 % от числа тех, кто совершил уголовно наказуемые деяния)1, гендерные аспекты криминализации и соблюдение прав заключенных беспокоят канадскую общественность и органы правопорядка. При этом проблемы женщин-заключенных из числа коренных народов являются приоритетными для Канадской службы исполнения наказаний (КСИН) — Correctional Service of Canada (CSC), которая имеет соответствующее подразделение — Aboriginal Initiatives Branch, а также для ряда общественных организаций. Особое внимание к этой группе вполне обоснованно: несмотря на то, что представительницы коренных народов составляют только 2,2 % канадского женского населения, среди женщин, осужденных на более чем двухлетний срок, их свыше 30 % (а в некоторых регионах — большинство). Также, по сравнению с другими группами женщин, среди них больше отбывающих срок в тюрьме, а не под надзором местного сообщества или отданных на поруки. В 2003 г. Канада подверглась критике со стороны соответствующего комитета ООН, изучившего ее Периодический доклад о выполнении Конвенции о запрещении всех форм дискриминации женщин. В числе уязвимых мест, наряду с недостатками социального обеспечения, иммиграционной политики, борьбы с бедностью, финансирования служб для переживших насилие и подвергшихся трэффику, отмечалось и отношение к женщинам коренных народов или, как их называют в Канаде, представительницам «первых наций» (First Nations Women)2.
Сложности во взаимоотношениях с ними возникают, по мнению канадских экспертов, во многом потому, что имеется принципиальная разница в осознании правосудия у коренных народов страны и у остальной части населения. Канадская система правосудия воспринимается аборигенами как нечто чуждое, неподходящее для разрешения конфликтов в общине. Это ведет к взаимному непониманию в суде, что иногда негативно сказывается на решении присяжных заседателей и судей. По сравнению с другими женщинами-осужденными аборигенки значительно в более раннем возрасте и чаще оказываются в заключении, и притом на более длительные сроки, поскольку зачастую их образ жизни подпадает под такие уголовно наказуемые деяния, как бродяжничество, мелкое воровство, появление в состоянии опьянения в общественном месте и т. д.3
Случается, что осужденные представительницы коренных народов испытывают недостаток специализированной юридической помощи, поддержки со стороны общины, в меньшей степени, чем остальные, вовлечены в программы подготовки к выходу на свободу.
© Забелина Т. Ю., 2007
1 Данные на 2004 г. См.: A Profile of Woman Prisoners in Canada: Vote for Equality. Dawn Ontario's Issues Based Voter Education&Awareness Campaign Election. 2004. P. 1. http://dawn.thot.net/ election2004/caefs2.html
2 Elizabeth Fry Week 2006_Fact Sheet. Women in Prison. http: //www. elizabethfry. ca/eweek/factsht.html
3 Association of Elizabeth Fry Societies. Fact Sheets. Aboriginal Women. http://www . elizabethfry.ca/eweek/factsht.html
Для исправления ситуации канадские государственные и общественные организации прилагают в последние годы заметные усилия. В основу нового подхода положен учет культурной самобытности, традиционных практик и обычаев коренных народов. Знаковым событием стало открытие в 1995 г. в провинции Саскачеван Центра исцеления (Healing Lodge). Это заложило основу целого комплекса мероприятий, отвечающих нуждам осужденных аборигенок — как в сфере здравоохранения, психологической поддержки, так и в сфере социальной интеграции. В Центре упор делается на традиционные методы воздействия в обстановке, которая соответствует образу жизни аборигенок, — именно в этом суть нового коррекционного подхода к специфической группе женщин-заключенных4.
План работы Центра подчинен пониманию важной роли, которую играет природа в повседневной жизни общины, необходимости особого подхода, основанного на культурном многообразии, а также соблюдения приватности (privacy) в процессе реабилитации и социализации, во взаимодействии с общиной. По инициативе КСИН был образован планирующий орган (Planning Circle), который разработал программу деятельности Центра, включая подбор и обучение персонала.
В других женских исправительных учреждениях традиционные формы реабилитации внедряются усилиями специально подготовленного персонала из представителей коренных народов при поддержке общинных старейшин.
В докладе Луизы Арбур, бывшей в тот период министром юстиции, открытие Центра исцеления для женщин коренных народов было названо одним из самых прогрессивных шагов, когда-либо предпринятых КСИН. Также отмечались такие позитивные меры, как специальные тренинги для персонала, работающего с женщинами-аборигенками, и взаимодействие со старейшинами общин. В течение последних десяти лет появились и другие специальные программы и услуги для аборигенок-заключенных в рамках стратегии, разработанной для женщин коренных народов. Они нацелены на их реабилитацию и реинтеграцию в семью и общину. Восстановление гармоничных отношений между осужденными из этой категории, пострадавшими и общиной является краеугольным камнем в политике исправительных учреждений.
Поворот в сторону поддержки заключенных женщин коренных народов, отмеченный в последнее десятилетие, тем более важен, что эта часть тюремного контингента постоянно увеличивается и достигает ныне 31 %. И хотя КСИН не может прямо влиять на эту тенденцию, данная государственная структура играет ключевую роль в развитии превентивных мер путем совместных усилий с другими правоохранительными учреждениями, общинами аборигенов и различными общественными организациями. Были созданы специальные должности чиновников, отвечающих за развитие аборигенных общин, в обязанности которых также входит укрепление связей между этими общинами и заключенными коренных национальностей. Подготовленные специалисты предпринимают усилия по стимулированию участия общин, родственников и старейшин в коррекционном процессе.
В Тихоокеанском регионе сформирован Комитет советников по проблемам осужденных-аборигенов; в Ванкувере созданы возможности для осужденных женщин коренных народов проживать в пределах общины. КСИН всячески поддерживает эту работу, развивая тенденцию передачи осужденных под надзор общины. Опираясь на поддержку старейшин и общественных организаций, КСИН реализует программу развития (Pathways), включающую в себя многочисленные меры, в том числе создание в
http: //www. csc_scc. gc. ca/text/prgrm/fsw/wos24/priuciple
(updated 2006.04.27).
местах заключения специально оборудованных помещений с учетом культурных традиций аборигенов.
Различные меры и программы, в том числе и превентивного характера, реализуют и другие госучреждения. Например, Канадская королевская конная полиция (RCMP) имеет специально разработанную стратегию предотвращения преступлений в общинах коренных народов. Она включает доступ жителей общин к услугам полиции, специально разработанным для них.
Одна из успешных программ спецподразделений полиции — общинные форумы правосудия, когда собираются и мужчины, и женщины — все, кого затронуло преступление, обсуждаемое на форуме (включая родственников и друзей представителей обеих сторон). Задача форума — урегулировать конфликт, для ее реализации готовятся специально обученные модераторы, которые подбираются в общинах по всей стране. Соответствующий тренинг стал одним из компонентов обучения кадетов в полицейских учебных заведениях5.
Усилия госструктур дополняются энергичными усилиями неправительственных организаций (НПО), в первую очередь Ассоциации обществ Элизабет Фрай. Она действует в партнерстве с Ассоциацией женщин коренных народов — The Native Women's Association of Canada (NWAC) и объединяет 22 организации по всей стране, первая из которых работает с 1939 г. Ее члены занимаются разнообразной правозащитной деятельностью, однако своей главной миссией считают служение женщинам — как находящимся под стражей, так и обычным членам местных сообществ (communities). При этом подчеркивается их огромный потенциал, способность внести позитивный вклад в жизнь сообщества, если оно окажет им поддержку. Прежде всего в ней нуждаются те, кто лишен свободы, а также испытывающие «на воле» финансовые, физические, эмоциональные трудности, особенно если они — следствие пережитого насилия или пагубных привычек6. В такой ситуации женщины, особенно из бедных слоев общества, представительницы коренных народов, зачастую подвержены риску совершения противоправных действий, и Ассоциация стремится не допустить этого, развивая социально значимые программы.
Для членов Ассоциации очевидно, что увеличение числа женщин в тюрьмах связано с ухудшением систем здравоохранения, образования и социального обслуживания, с сохранением дискриминации на рынке труда. 80 % осужденных женщин лишаются свободы за экономические (ненасильственные) преступления (кражи в магазинах, подделку чеков и т. п.), 85 % из них не имеют квалификации или работы, их уровень образования значительно ниже среднего по стране (более 80 % канадок имеют образование в объеме девяти классов и выше, в то время как среди женщин-заключенных эта цифра не превышает 50 %). 82 % осужденных женщин сообщили при опросах, что пострадали от физического и/или сексуального насилия (среди представительниц коренных национальностей этот показатель достигает 90 %)7.
Ассоциация использует плановые мероприятия, другие возможные меры для последовательного продвижения своего главного лозунга: «Тюрьма — не решение проблемы». Ее лидеры призывают вкладывать средства в социальные программы, направленные на борьбу с бедностью, с недостатками образования и здравоохранения, насилием. Подчеркивается необходимость помогать местным сообществам в развитии
5 RCMP Aborigine Policing. http://www.MCMP - grc.gc.ca/ccaps/aborig_e.html
6 Elizabeth Fry Mission. The Elizabeth Fry of Nova Scotia. P. 1. http: //www. efrynovascotia. com/about_us .html
7 Elizabeth Fry Week 2005_Fact Sheet. Women in Prison. http: //www. elizabethfry. ca/eweek05/factsht.html
форм пресечения и наказания, альтернативных полной изоляции (условный срок, взятие на поруки, административные меры, создание так называемых half way houses — учреждений с облегченным режимом пребывания). Ассоциация настойчиво подчеркивает неэффективность и затратность тюремного содержания каждой женщины: в год оно составляет от 50 до 250 тысяч долларов, в зависимости от строгости режима (чем жестче, тем дороже). В то же время стоимость административных мер, базирующихся на возможностях местных сообществ, варьируется от 5 до 25 долларов в день8.
Ассоциация в целом и все ее члены проявляют себя прежде всего в так называемой advocacy — работе по всесторонней поддержке женщин, защите их прав, выделяя работу с женщинами-аборигенками как приоритетную. Предлагается большой выбор услуг для тех из них, кто конфликтует с законом на всех стадиях этого процесса. В местах заключения организуются группы поддержки, консультации психологов, юристов, социальных работников, а также различные курсы (например, ландшафтного дизайна, менеджмента, навыков офисной работы, улучшения грамотности). Общества — члены Ассоциации берут на себя заботу о предоставлении осужденным информации о доступных для них образовательных программах, предложениях по найму рабочей силы. Они пополняют тюремные библиотеки, контролируют условия, оборудование и материалы, которые предоставляются заключенным для занятий, приглашают лекторов, организуют дистанционное обучение, договариваясь с университетами и службами занятости. Ведется большая работа по поиску средств для финансирования приютов, телефонов доверия, «центров переходного типа» (transition house). В них содержатся женщины перед освобождением для успешной адаптации к условиям свободы. Здесь предлагается широкий спектр образовательных и тренинговых услуг, возможности трудоустройства, профессионального обучения, доступного жилья, групповое и индивидуальное консультирование переживших насилие, последствия травм, алкогольной или наркотической зависимости, развод, разлуку с детьми.
Ассоциация прилагает максимум усилий к тому, чтобы женщины, в том числе представительницы коренных народов, выйдя на свободу, заняли достойное положение в местном сообществе, покончили с бедностью и маргинальностью. Сотрудники и волонтеры активно занимаются также профилактикой правонарушений, работая с «группами риска», молодежью, стремясь повысить самооценку и сознательность юных членов сообществ, помочь в поисках работы, приемлемого жилья, в урегулировании конфликтов с родителями. Информация о всех возможностях, предоставляемых женщинам и на воле, и в заключении, размещается в печатных и интернет-изданиях Ассоциации, ее членов и партнеров. Ассоциация образует партнерство «Права человека в действии» (Human Rights in Action) совместно с Канадской ассоциацией женщин коренных народов (The Native Women's Association of Canada), организациями «Женщины за справедливость»(Womyn for Justice) и «Сила в сестринстве (Strength in Sisterhood)9. Это позволяет ей шире взаимодействовать с правозащитниками, сотрудниками исправительных учреждений и их обитательницами. У нее хорошо налажены контакты с Канадской службой исполнения наказаний, сайт которой также размещает информацию о мероприятиях и услугах, предполагаемых обществами Элизабет Фрай10.
По запросу Ассоциации и ее партнеров Канадская комиссия по правам человека (Canadian Human Rights Commission) в течение ряда лет проводила изучение
8 Elizabeth Fry Week 2005. Facts Sheet. Human and Fiscal Costs of Prison. http: //www. elizabethfry. ca/eweek05/factsheet.html
9 Elizabeth Fry Societies. Annual Report 2004—2005. Executive Director's Report. http://www.elizabethfry.ca/areport/2004-05/english/edrepo20.html
10 Ibid.
исправительных учреждений. Целью было убедиться в их соответствии Канадскому акту о правах человека (Canadian Human Rights Act). В работу, помимо инициаторов и Комиссии, были включены эксперты, ученые, «Международная амнистия» (Amnesty International), другие женские и правозащитные объединения (более ста участников, как индивидуальных, так и организаций). При поддержке Комиссии по правам человека Ассоциация получила через Программу инициатив добровольческого сектора (Voluntary Sector Initiative) финансирование семинаров и тренингов для правозащитных групп с целью их более осознанного вовлечения в диалог по проблемам осужденных женщин. Итогом работы стал обширный доклад Комиссии (2004 г.), основанный на многочисленных интервью, исследованиях и наблюдениях11. В нем содержалось немало критических замечаний, касающихся нарушений прав осужденных, в том числе аборигенов, предлагались конкретные рекомендации, во многом совпадающие с позицией Ассоциации. В день публикации доклада Ассоциация обществ Элизабет Фрай потребовала от правительства принять рекомендации к исполнению. Также выражалась готовность работать с Канадской службой исполнения наказаний и министрами юстиции
и общественной безопасности «по реализации рекомендаций, жизненно важных для
" 12
улучшения жизни женщин, не имеющих должной защиты»12.
Эта авторитетная организация возглавляет совместно с Канадской службой исполнения наказаний Рабочую группу по проблемам женщин в федеральных тюрьмах (Task Force on Federally Sentenced Women), где последовательно защищает права аборигенок. Силы ей придает не только вера в справедливость и необходимость своего дела, но и надежное партнерство с ведущими правозащитными организациями. Прежде всего это Международная амнистия, Ассоциация по предотвращению пыток (Association for the Prevention of Torture), объединения в защиту коренных народов. Важна поддержка Ассоциации обществ Элизабет Фрай Канадской комиссией по правам человека, рядом государственных структур, местными властями, выражающаяся в том числе и в субсидировании ее программ помощи женщинам и профилактики правонарушений. У Ассоциации многочисленные индивидуальные жертвователи — их имена со словами благодарности ежегодно публикуются; солидные спонсоры: крупные банки, нефтяные компании, юридические, риэлторские, пищевые, фармацевтические, страховые фирмы. Регулярные взносы делают крупнейшие благотворители: Юнайтед Уэй (United Way), Благотворительный фонд сотрудников IBM (IBM Employees Charitable Fund), Фонд «Будущее женщин» (Women's Future Fund) Это позволяет Ассоциации достойно и с практической пользой следовать принципам равенства, справедливости, главенства закона и правосудия, завещанным Элизабет Фрай, прославившейся своей настойчивостью в реформировании британских тюрем в XIX веке.
Опыт Канады в этой сфере очень важен для России, где также увеличивается женская часть тюремного «населения»13. На нынешнем этапе реформ система исправительных учреждений, условия содержания заключенных, задачи их реабилитации оказались в фокусе внимания и властей, и общественных организаций. Значительный
11 Canadian Human Rights Commission: Legislation and Politics: Submissions to Parlament. http:// www.chrc-ccdp.ca/legislation_poHtics/preface-en.aspr.pm=l.html
12 Press Release from Elizabeth Fry Society on Human Rights Commission Report, January 28, 2004, Ottawa. http : //www . prisonjustice . ca/starkavenarticles/sr200/04_2.html
13 В 1990 г. в РСФСР зафиксировано 122,7 тыс. женщин, совершивших преступления, а в 2005 г. в РФ - 178,4 тыс. В числе осужденных в 1990 г. было 8,5 % женщин, в 2005 г. - 13,2 %. (Россия в цифрах - 2006 г. Федеральная служба статистики. http://www.gks.ru/free_doc/2006/b06_13/ 10-02.htm, http://www.gks.ru/fi-ee_doc/2006/b06_13/10-08.htm).
интерес представляют разработанные подходы и программы для женщин, молодежи и национальных групп, а также методы взаимодействия государственных структур и гражданского общества. Плодотворное и адаптированное к российским реалиям использование канадских достижений в этой области может стать важным катализатором реформирования и гуманизации системы исполнения наказаний в РФ.