Научная статья на тему 'Канада'

Канада Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1768
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ГРУППА ВОСЬМИ" / "ГРУППА ДВАДЦАТИ" / БРИКС / ГЛОБАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ГЛОБАЛЬНЫЕ РИСКИ / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РИСКИ / ПРИРОДНЫЕ РИСКИ / ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ / СОЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ РИСКИ / G8 / G20 / BRICS / GLOBAL GOVERNANCE / GLOBAL RISKS / ECONOMIC RISKS / ENVIRONMENTAL RISKS / GEOPOLITICAL RISKS / SOCIETAL RISKS / TECHNOLOGICAL RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сахаров Андрей Геннадиевич

Данная статья посвящена рассмотрению позиций Канады по ключевым проблемам глобального управления. Исходя из особенностей, присущих Канаде на современном этапе ее развития, и позиций руководства страны в отношении существующих проблем глобального управления, наиболее актуальными для нее представляются пункты повестки дня «двадцатки», касающиеся тематик содействия международному развитию, «зеленого роста», а также осуществления структурных реформ. Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в Группе двадцати, Группе восьми и БРИКС».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Canada

The article analyses Canada's positions on key global governance issues. The analysis has been carried out on the basis of G20 documents and data from national sources (laws, national programs, leaders' statements etc). Given the priorities of Canada's development and the government's stance on major international issues, the international development assistance, green growth and structural reforms can be regarded as issues of high importance for the G20 agenda. The study is implemented within the project of the Russian International Affairs Council and International Organizations Research Institute National Research University Higher School of Economics Enhancing Effectiveness of Russia's Participation in G20, G8 and BRICS.

Текст научной работы на тему «Канада»

Канада

А.Г. Сахаров

Сахаров Андрей Геннадиевич — м.н.с. Центра исследований глобального управления Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; E-mail: agsakharov@hse.ru

В статье рассматриваются позиции Канады по ключевым проблемам глобального управления. Исходя из особенностей, присущих Канаде на современном этапе ее развития, и позиций руководства страны в отношении существующих проблем глобального управления, наиболее актуальными для нее представляются пункты повестки дня «двадцатки», касающиеся тематик содействия международному развитию, «зеленого роста», а также осуществления структурных реформ.

Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в "Группе двадцати ", "Группе восьми " и БРИКС».

Ключевые слова: «Группа восьми», «Группа двадцати», БРИКС, глобальное управление, глобальные риски, экономические риски, природные риски, геополитические риски, социальные риски, технологические риски.

Key words: G8, G20, BRICS, global governance, global risks, economic risks, environmental risks, geopolitical risks, societal risks, technological risks.

Позиции Канады в отношении актуальных проблем и рисков глобального управления обусловлены совокупностью социально-экономических, геополитических и культурно-ценностных характеристик, присущих этой стране на современном этапе ее развития. История страны, ее географическое положение и ресурсный потенциал также оказывают существенное влияние на внутри- и внешнеполитический курс. Не являясь национальным государством в классическом смысле, исторически Канада тесно связана с англосаксонской цивилизацией и культурой, что, в свою очередь, связывает Канаду с другими странами Британского Содружества, во многом сближая их позиции по рассматриваемым мировым проблемам.

В то же время Канада является двуязычной и мультикультурной страной. Около 22% канадцев говорят на французском языке1. Все официальные документы в Канаде публикуются на двух языках, и обе версии имеют равную юридическую силу. В условиях постоянного притока мигрантов, продолжающегося на всем протяжении существования этого государства, двуязычная среда постепенно размывается. Так, для 3% населения страны родным языком является китайский2. Однако, несмотря на растущее культурное и этническое давление, канадцы пытаются сохранить свое национальное своеобразие. Наибольшей угрозой сохранению идентичности и культурной автономии

1 2006 Census: The Evolving Linguistic Portrait, 2006 Census: Highlights // Statistics Canada. 2006. URL: http://www12.statcan.gc.ca/census-recensement/2006/as-sa/97-555/p1-eng.cfm (date of access: 12.09.2012).

2 Ibid.

канадцев является не поток иммигрантов, а усиливающееся влияние США, также муль-тикультурной нации. Как и США, Канада считает этническое, языковое и культурное многообразие своих граждан основой национальной идентичности. Географический фактор также оказывает значительное влияние на формирование национального самосознания — канадцы гордятся обширными, богатыми различными видами ресурсов владениями в Арктике, связанными, к тому же, с культурной традицией коренных жителей Севера.

Эти и другие особенности, присущие Канаде, определяют подходы этой страны к решению основных проблем глобального управления в современном мире. Так, внешнеполитический курс Канады основан на принципах многосторонности и мирного разрешения международных споров. В вопросах демографического и социального развития страна последовательно отстаивает ценности многообразия, взаимного уважения и равенства.

Экономические риски

В условиях глобальной финансовой нестабильности Канаде удалось удержать макроэкономические показатели на высоком, по сравнению с другими странами «восьмерки», уровне. В 2011 г. показатель роста ВВП страны составил 2,4%3. Прочие факторы, важные с точки зрения их воздействия на экономику страны, такие как благоприятная демографическая ситуация и высокие цены на энергоносители, также оказывают значительное влияние на официальную позицию Канады по важнейшим глобальным проблемам в социально-экономической сфере.

Позиция Канады в отношении растущей волатильности цен на сырьевые товары определяется ее статусом крупного экспортера энергетических ресурсов. Как заявил заместитель председателя Банка Канады Джон Мюррей 10 февраля 2011 г., в связи с тем, что добыча природных ресурсов составляет около 11% ВВП Канады, колебания мировых цен на сырьё оказывают существенное влияние на экономику страны. В последние годы наибольшее значение приобретают энергетические ресурсы, поскольку их доля в ВВП Канады увеличивается4.

В то же время в апрельском докладе по монетарной политике Банка Канады повышение цен на нефтепродукты отмечено в числе трех основных факторов, способствующих росту инфляции в стране [6].

Позиция Канады по проблеме неравенства доходов населения отражена в программном документе «Экономический план действий 2012» (Economic Action Plan 2012). Документ представляет собой программу действий правительства страны на ближайший год. Кроме того, в нем обозначены многие средне- и долгосрочные задачи, стоящие перед канадским руководством. Среди прочих мер планируется повышать уровень доходов малообеспеченных слоев населения посредством повышения планки облагаемых налогом доходов, а также понижения ставки подоходного налога с 16% до 15%. Правительство Канады также создает дополнительные стимулы к трудоустройству для малоимущих граждан в рамках программы "Working Income Tax Benefit", реализация которой началась еще в 2007 г. [3].

3 Latest Statistics // Statistics Canada. 26.07.2012. URL: http://www.statcan.gc.ca/tables-tableaux/ sum-som/l01/cst01/media01-eng.htm (date of access: 12.09.2012).

4 Commodity Prices: The Long and the Short of It // John Murray, Deputy Governor of the Bank of Canada. 10.02.2011. URL: http://www.bankofcanada.ca/2011/02/speeches/commodity-prices-longe-short-of-it/ (date of access: 12.09.2012).

Несбалансированность национальных бюджетов стала важной проблемой для многих стран мира в период мирового финансового кризиса. Правительство Канады планирует сократить до нуля бюджетный дефицит в срок до 2015 г. Об этом было заявлено в тронной речи генерал-губернатора Канады Дэвида Джонстона 3 июня 2011 г. Согласно заявлению генерал-губернатора, существует возможность достижения этой цели годом ранее, для рассмотрения которой в рамках правительства был создан специальный комитет. Работа данного комитета сконцентрируется на обсуждении возможности сокращения расходов на функционирование правительственного аппарата. В то же время правительство не намерено повышать налоги или сокращать социальные выплаты гражданам [7].

Позиция Канады в отношении стабильности мировых валютно-финансовых институтов определяется их влиянием на ситуацию внутри страны. Согласно обзору финансовой системы (Financial System Review), подготовленному Банком Канады в декабре 2011 г., кризис суверенного долга в еврозоне и его последствия являются одним из основных внешних факторов риска для стабильности финансовой системы Канады. В данном документе отмечается также взаимосвязь темпов глобального экономического роста, нестабильности в финансовой сфере и банковском секторе и доходов домохо-зяйств, в частности в Канаде. В документе приводится ряд первоочередных мер, призванных остановить развитие европейского кризиса: целевая помощь правительствам стран с проблемами в сфере ликвидности и укрепление банковского сектора [5].

Позиция Канады по вопросам, связанным с непредвиденными негативными последствиями финансового регулирования, подразумевает применение механизма консультаций между членами правительства и представителями заинтересованных сторон, в частности бизнеса, о внедрении новых инструментов регулирования [8].

8 ноября 2011 г. в своем выступлении в Лондоне председатель Банка Канады Марк Карни заявил: «Колебания глобальной ликвидности и уровень волатильности потоков капитала достигали фантастических уровней за последние пять лет, и мы вновь стоим на пороге новой волны». Марк Карни также отметил, что правительство и Центральный банк следят за событиями и готовы действовать оперативно, а в случае возникновения острой необходимости будут использованы внутренние источники ликвидности.

Тяжесть кризиса, по мнению председателя Банка Канады, зависит от способности европейских банков снизить долю заемного капитала. Марк Карни отметил необходимость увеличения основного капитала первого уровня до 9% к июню 2012 г. Резкие колебания глобальной ликвидности, по его словам, оказывают серьезное влияние на мировую финансовую систему и темпы экономического роста. В этой связи председатель Банка Канады считает, что реализация финансовых реформ, согласованных в рамках «Группы двадцати», может оказать позитивное влияние на колебания глобальной ликвидности5.

Ситуация на рынке труда в Канаде характеризуется типичными для развитых стран Запада проблемами и дисбалансами, связанными со старением населения, безработицей среди молодежи и пожилого населения, гендерным неравенством и т.п. Согласно «Экономическому плану действий 2012», Канада намерена бороться с дисбалансами на рынке труда, используя следующие меры:

— инвестиции в образование и переподготовку кадров;

— поддержку трудоустройства среди молодежи в рамках программы «Стратегия

занятости молодежи» ("Youth Employment Strategy"), на которую, по состоянию на

5 Global Liquidity, Remarks by Mark Carney // Bank of Canada. 8.11.2011. URL: http://www.bankof-canada.ca/2011/11/speeches/global-liquidity/ (date of access: 12.09.2012).

2012 г., выделяется более 330 млн канадских долл., а также других программ, призванных стимулировать молодых людей получать специальности, востребованные современным рынком труда;

— поддержку пожилых работников посредством соответствующей целевой программы ("Targeted Initiative for Older Workers"), осуществление которой планируется продолжить в 2013—2014 гг.;

— поддержку трудоустройства людей с ограниченными возможностями (более 700 млн канадских долл. ежегодно) [3].

Всё это, в совокупности с миграционной политикой, нацеленной на привлечение квалифицированных кадров для нужд канадской экономики, должно нивелировать возможные риски, связанные с процессом старения населения страны. Эту позицию озвучил в своем выступлении на экономическом форуме в Давосе 26 января 2012 г. премьер-министр Канады Стивен Харпер6.

Таким образом, в том, что касается экономической политики, канадское руководство придерживается целей обеспечения стабильности макроэкономических показателей и минимизации влияния кризисных явлений в других государствах на экономику страны. Ликвидация дефицита государственного бюджета является одной из приоритетных задач в среднесрочной перспективе. Правительство Стивена Харпера, однако, заявило о намерении добиваться этого преимущественно посредством снижения расходов на государственный аппарат, не повышая налогов и не сворачивая важные социальные проекты. Существенным представляется акцент, сделанный на стимулировании роста и создании новых рабочих мест посредством реализации структурных реформ, соответствующий направленности экономической программы «Группы двадцати».

Геополитические риски

Позиции Канады в сфере внешней политики и политики безопасности отражают её статус как страны — члена НАТО, союзника США и стран Западной Европы.

Реформа Совета Безопасности ООН является одной из актуальных проблем глобального управления. Дискуссия вокруг этой темы продолжается с первой половины 1990-х годов. Канада выступает за расширение Совета Безопасности ООН за счет увеличения числа его избираемых временных членов. Это, согласно канадской позиции, озвученной постоянным представителем Канады при ООН Гильермо Рищински на заседании Генеральной Ассамблеи ООН 9 ноября 2011 г., позволит расширить представительство многих регионов и обеспечить более интенсивную ротацию среди стран-членов. В этой связи Канада предложила также увеличить срок пребывания в Совете Безопасности стран, вклад которых в работу ООН наиболее существенен, до 3—5 лет.

В то же время в выступлении канадского представителя при ООН была обозначена позиция его страны, в соответствии с которой для эффективной реформы организации недостаточно простого увеличения числа мест в Совете Безопасности ООН7.

6 Statement by the Prime Minister of Canada at the World Economic Forum in Davos // Prime Minister of Canada. 26.01.2012. URL: http://pm.gc.ca/eng/media.asp?id=4604 (date of access: 12.09.2012).

7 Statement by His Excellency Guillermo E. Rishchynski, Ambassador and Permanent Representative of Canada to the United Nations, to the Plenary session of the United Nations General Assembly on the Question of equitable representation on and increase in the membership of the Security Council and related matters // Permanent Mission of Canada to the United Nations. 9.11.2011. URL: http://www.canadainterna-tional.gc.ca/prmny-mponu/canada_un-canada_onu/statements-declarations/general_assembly-assemblee-generale/20111109_Rishchynski_UNReform_Reforme0NU.aspx?view=d (date of access: 12.09.2012).

Позиции Канады в отношении существующих конфликтов в различных регионах мира определяются призывами к их мирному разрешению в рамках переговорного процесса. Следует отметить, что декларируемые принципы и цели внешней политики Канады в данной сфере не имеют существенных отличий от аналогичных позиций других западных стран.

Сирия

Канада поддержала план мирного урегулирования в Сирии, предложенный Кофи Аннаном. Также страна одобрила резолюцию ООН по Сирии, единогласно принятую Советом Безопасности ООН 21 апреля 2012 г. и предусматривающую создание миссии наблюдателей ООН под руководством специального посланника. Постоянный представитель Канады при ООН Гильермо Рищински призвал сирийское правительство соблюдать условия перемирия и вывести войска из городов8.

29 мая 2012 г. Канада, как и ряд других западных стран, выслала сирийских дипломатов со своей территории9. 31 августа 2012 г. министр иностранных дел Канады Джон Бэрд заявил об ужесточении санкций в отношении сирийского правительства [2]. Таким образом, позиция Канады в отношении ситуации в Сирии соответствует позициям США и стран Западной Европы.

Иран

Канада поддерживает усилия «шестерки» по урегулированию ситуации, связанной с ядерной программой Ирана, а также согласие Ирана принимать участие в переговорах с международными посредниками. Согласно тексту заявления постоянного представителя страны при ООН, Канада призвала Иран к продолжению эффективного диалога по данному вопросу. В заявлении также отмечается, что решение о наложении санкций на Иран было для Канады непростым, однако оно необходимо для принуждения иранского руководства к исполнению его международных обязательств10.

Палестино-израильский конфликт

Канада поддерживает усилия ближневосточного квартета, направленные на обеспечение прямого переговорного процесса по урегулированию палестино-израильского конфликта. Страна призывает стороны избегать односторонних действий и воздерживаться от насилия, отмечая, что не существует альтернативы мирному разрешению конфликта в рамках переговорного процесса11.

8 Ibid.

9 Canada Expels Syrian Diplomats // Foreign Affairs and International Trade Canada. 29.05.2012. URL: http://www.international.gc.ca/media/aff/news-communiques/2012/05/29a.aspx?view=d (date of access: 12.09.2012).

10 Statement by His Excellency Guillermo E. Rishchynski, Ambassador and Permanent Representative of Canada to the United Nations, on the situation in the Middle East, including the Palestinian question in the Security Council Chamber // Permanent Mission of Canada to the United Nations. 23.04.2012. URL: http:// www.canadainternational.gc.ca/prmny-mponu/canada_un-canada_onu/statements-declarations/ambassa-dors-ambassadeurs/20120423_Rishchynski_SC_MiddleEast_CS_Moyen0rient.aspx?view=d (date of access: 12.09.2012).

11 Ibid.

Афганистан

Канада поддерживает инициативу передачи ответственности за безопасность в Афганистане правительству этой страны. Кроме того, отмечая необходимость создания условий для устойчивого экономического роста и улучшения качества жизни афганских граждан, Канада продолжает участвовать в программах, направленных на улучшение систем здравоохранения и образования, развитие институтов гражданского общества, обеспечение безопасности в стране12.

Мали

До военного переворота 21 марта 2012 г. Канада и Мали имели партнерские отношения по вопросам мира и безопасности на Африканском континенте. Мали получала официальную помощь развитию от Канады13.

После мартовского переворота, который расценивается правительством Канады как подрыв двадцати лет демократии и прогресса в стране, программы помощи были приостановлены. Однако гуманитарная помощь населению Мали продолжает поступать в полном объеме. Министр по международному сотрудничеству Беверли Ода заявила, что «нужды простых людей должны иметь первоочередное значение». В свою очередь, министр иностранных дел Канады Джон Бэрд отметил: «Мы поддерживаем мирный и демократический путь разрешения данного конфликта» [1].

Проблемы коррупции и международной организованной преступности занимают важное место в повестке дня ведущих институтов глобального управления.

Канада активно поддерживает международные усилия по борьбе с коррупцией в рамках своего участия в ООН, «Группе двадцати», ОЭСР, Организации американских государств, Содружестве наций, ОБСЕ и различных международных банках развития. Страна является участником Конвенции ООН против коррупции и Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок14.

Канада играет одну из лидирующих ролей в международных усилиях по борьбе с организованной преступностью. Так, в мае 2002 г. страна ратифицировала Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, привержена исполнению ее положений и призывает другие страны присоединиться к данному соглашению. Канада также является членом Комиссии ООН по предупреждению преступности и уголовному правосудию. В 2011 г. Канада председательствовала в данной комиссии. Кроме того, Канада участвует в работе Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) и Комиссии ООН по наркотическим средствам15.

12 Statement by His Excellency Guillermo E. Rishchynski, Ambassador and Permanent Representative of Canada to the United Nations, to the Security Council on the Report of the Secretary-General on the situation in Afghanistan and its implications for international peace and security // Permanent Mission of Canada to the United Nations. 20.03.2012. URL: http://www.canadainternational.gc.ca/prmny-mponu/canada_un-canada_onu/statements-declarations/ambassadors-ambassadeurs/20120320_Rishchynski_Afghanistan. aspx?view=d (date of access: 12.09.2012).

13 Canada-Mali Relations // Government of Canada. 16.05.2012. URL: http://www.canadainternation-al.gc.ca/mali/bilateral_relations_bilaterales/index.aspx (date of access: 12.09.2012).

14 International Security, Corruption Overview // Canadian Ministry of Foreign Affairs and International Trade. 28.03.2012. URL: http://www.international.gc.ca/crime/corruption.aspx?view=d (date of access: 13.09.2012).

15 International Security, Crime and Terrorism // Canadian Ministry of Foreign Affairs and International Trade. 28.03.2012. URL: http://www.international.gc.ca/crime/index.aspx?view=d (date of access: 13.09.2012).

Риск распространения оружия массового уничтожения (ОМУ) является одной из угроз безопасности в современном мире. Основой канадской политики в области нераспространения ОМУ являются принципы Договора о нераспространении оружия массового уничтожения:

— нераспространение ОМУ;

— ядерное разоружение;

— право всех государств на развитие мирной атомной энергетики.

Кроме того, канадское руководство признает важность усилий по недопущению попадания ядерного оружия в руки негосударственных акторов16.

Несмотря на то что «Группа двадцати» традиционно не обсуждает проблемы международной безопасности и разрешения международных конфликтов, Канада имеет возможность участвовать в обсуждении этих вопросов в рамках «Группы восьми».

В то же время Канада активно участвует в процессе содействия международному развитию, оказывая помощь беднейшим и развивающимся странам, что соответствует обязательствам, принимаемым лидерами стран «Группы двадцати». Основными приоритетами страны в этой сфере являются продовольственная безопасность, стимулирование устойчивого экономического роста и защита прав детей и юношества. В ходе сотрудничества со странами, нуждающимися в помощи, Канада активно продвигает ценности прав человека, демократии и частной собственности, способствует становлению благого управления. Либеральная направленность канадской политики не препятствует, тем не менее, наличию в ней четкой прагматической линии, что подтверждается ситуацией вокруг приостановки программ помощи Мали.

Природные риски

Канада, как и многие другие страны, рассматривает экологические проблемы и вызовы как неразрывно связанные с приоритетами экономического развития. Концепции устойчивого развития и «зеленого роста» интегрированы в экономические программы правительства Стивена Харпера.

Министр окружающей среды Питер Кент обозначил позицию Канады в отношении Киотского протокола в своем выступлении на 17-й Конференции сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата в Дурбане 7 декабря 2011 г. Соглашения в рамках Киотского протокола не устраивают Канаду в связи с их недостаточной универсальностью. 13 декабря 2011 г. Канада заявила о намерении выйти из Киотского протокола.

Министр Кент назвал Канкунские соглашения более реалистичными и приемлемыми для Канады, а также отметил успешное продвижение его страны в рамках плана по снижению уровня выбросов парниковых газов на 17% от уровня 2005 г. к 2020 г.17

Основными средствами борьбы с негативными последствиями экстремальных погодных явлений, с точки зрения канадского правительства, является адаптация инфраструктурных объектов и своевременное информирование населения о возможной опасности. Министерство окружающей среды Канады проводит регулярный мони-

16 Non-proliferation and Disarmament (Nuclear) Division // Canadian Ministry of Foreign Affairs and International Trade. 14.10.2011. URL: http://www.international.gc.ca/arms-armes/nuclear-nucleaire/index. aspx?lang=eng&view=d (date of access: 13.09.2012).

17 Canada's National Statement at COP17 // Environment Canada. 7.12.2011. URL: http://www.ec.gc. ca/default.asp?lang=En&n=FFE36B6D-1&news=B4D21F4D-4845-4544-B2B0-F09D56B1EC60 (date of access: 13.09.2012).

торинг погодных условий с целью предоставления информации гражданам. В стране функционирует сеть центров наблюдения за погодными явлениями18, 19, 20.

Проблема эффективного управления водными и земельными ресурсами актуальна для Канады в связи с ее обширной территорией, а также из-за наличия обособленных аборигенных сообществ. Федеральное правительство Канады и местные органы власти планируют использовать интегрированный подход к управлению водными экосистемами. Данный подход направлен на обеспечение устойчивого развития экосистем, предотвращение негативных последствий наводнений и сбалансированность интересов всех групп, использующих водные ресурсы21.

Социальные аспекты экологических проблем, в частности влияние процесса урбанизации на состояние окружающей среды, имеют большое значение для Канады. Правительству страны удалось улучшить условия жизни представителей коренных народов Севера в городах посредством реализации стратегии урбанизации коренного населения (Urban Aboriginal Strategy), которая предусматривала взаимодействие местных органов власти и заинтересованных групп жителей. Канада сотрудничает с другими государствами и международными организациями, такими как UN-HABITAT, по вопросам урбанизации с целью обмена опытом в данной сфере22.

Таким образом, канадское правительство руководствуется комплексным подходом к решению вопросов, связанных с природными рисками, учитывая взаимозависимость экологических проблем, экономических и социальных факторов. Обращает на себя внимание выход Канады из Киотского протокола. В этой связи, в контексте экологической повестки «Группы двадцати», приоритетной для канадской стороны может стать реализация Канкунских соглашений. Лидеры «двадцатки» приняли соответствующие обязательства на саммите в Лос-Кабосе.

Технологические риски

Безопасность объектов инфраструктуры и вопросы технологического развития важны с точки зрения обеспечения функционирования канадской экономики и напрямую связаны с безопасностью и благополучием граждан.

В соответствии с «Экономическим планом действий 2012» правительство планирует увеличивать энергоэффективность канадской экономики посредством расширения системы налоговых скидок на капитальные расходы для производителей биотоплива. В то же время производители ископаемых видов топлива, согласно планам правительства и в соответствии с обязательствами, принятыми Канадой в рамках участия

18 Avalanches: Be Weather Aware and Weather Prepared // Environment Canada. 5.09.2007. URL: http://www.ec.gc.ca/default.asp?lang=En&xml=B849A02B-FF96-4853-8FAC-D54836F3F44D (date of access: 13.09.2012).

19 Weather Monitoring Networks // Environment Canada. 31.08.2011. URL: http://www.ec.gc.ca/de-fault.asp?lang=En&xml=D5FF2421-D757-47DD-8369-75FCED47F09F (date of access: 13.09.2012).

20 Changing Weather Patterns, Uncertainty and Infrastructure Risks: Emerging Adaptation Requirements // Environment Canada. 2007. URL: http://www.ec.gc.ca/Publications/6544796D-66EB-4A64-B2E7-88A8911D0439/ChangingWeatherPatternsUncertainty0ccasionalPaper9.pdf (date of access: 13.09.2012).

21 Water Management // Environment Canada. 30.11.2010. URL: http://www.ec.gc.ca/eau-water/de-fault.asp?lang=En&n=DF9EE875-1 (date of access: 13.09.2012).

22 Statement by His Excellency Henri-Paul Normandin, Ambassador and Deputy Permanent Representative of Canada to the United Nations, to the 41st session of the Commission on Population and Development // Permanent Mission of Canada to the United Nations. 08.04.2008. URL: http://www.canadainternational. gc.ca/prmny-mponu/canada_un-canada_onu/statements-declarations/ambassadors-ambassadeurs/12329. aspx?lang=eng&view=d (date of access: 13.09.2012).

в «Группе двадцати», лишаются ряда налоговых льгот на капитальные расходы. Так, в федеральном бюджете 2012 г. запланирована отмена двух мер поддержки производителей ископаемого топлива: налоговой скидки на инвестиции ("Atlantic Investment Tax Crédit") и на разведку и разработку минерального сырья ("Corporate Minerai Exploration and Development Tax Credit").

Кроме того, в соответствии с планом экономического развития 2012 г. планируется увеличение налоговой поддержки производителей экологически чистых энергоносителей, а также поощрение более эффективного использования ресурсов. «Экономический план действий 2012» также предусматривает меры стимулирования инвестиций в развитие экологически чистых видов топлива посредством механизмов налоговой политики. Так, дополнительным налогом будут облагаться транспортные средства с повышенным расходом топлива [3].

Основу канадской политики в области безопасности информационных систем составляет стратегия информационной безопасности (Canada's Cyber Security Strategy). Её основными принципами являются:

— защита правительственных информационных систем;

— защита важных международных ресурсов;

— защита информационной безопасности граждан в Интернете [4]. Канадское правительство уделяет внимание и вопросам физической безопасности ядерных объектов на территории страны. В Канаде располагается пять атомных электростанций, имеющих в совокупности 22 ядерных реактора. На их долю приходится около 15% вырабатываемой в стране электроэнергии23. В рамках «Экономического плана действий 2012» планируется ежегодно выделять 8 млн канадских долл. на обеспечение безопасности ядерных объектов страны. Регулирующим органом в данной сфере является Комиссия по ядерной безопасности (Canadian Nuclear Safety Commission) [3].

Природные и техногенные катастрофы способны уносить большое количество человеческих жизней и причинять серьезный ущерб объектам инфраструктуры. К числу основных принципов политики канадского правительства в сфере борьбы с последствиями природных и техногенных катастроф относятся:

— помощь канадцам, оказавшимся в зоне бедствия;

— межведомственное взаимодействие с целью оказания своевременной и эффективной помощи;

— взаимодействие с другими странами по вопросам оказания помощи;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— сотрудничество с правительством пострадавшей страны (в случае, если катастрофа произошла за рубежом);

— информирование населения о предпринимаемых правительством Канады действиях по оказанию помощи;

— помощь пострадавшей стране в разработке собственных систем профилактики и реагирования на чрезвычайные ситуации;

— взаимодействие с международным сообществом в рамках Хиогской рамочной программы действий на 2005—2015 гг.24

В контексте экономического развития и усиления устойчивости экономики к последствиям стихийных бедствий и катастроф большое значение имеет развитие инфра-

23 Nuclear Power Plants // Canadian Nuclear Safety Commission. 17.05.2012. URL: http://nuclear-safety.gc.ca/eng/licenseesapplicants/powerplants/index.cfm (date of access: 13.09.2012).

24 Natural Disaster Response and Risk Reduction // Canadian Ministry of Foreign Affairs and International Trade. 08.02.2012. URL: http://www.international.gc.ca/humanitarian-humanitaire/natu_disas-cata2. aspx?view=d (date of access: 13.09.2012).

структуры, соответствующей всем современным требованиям. В Канаде реализуется семилетний план (Building Canada Plan), предусматривающий выделение 33 млрд канадских долл. на помощь провинциям, территориям и муниципалитетам в осуществлении инфраструктурных проектов, таких как строительство дорог, мостов, каналов и т.п. В оставшиеся до завершения срока данного плана два года на эти цели планируется выделить еще 12 млрд канадских долл. [3].

В целом позиции Канады относительно минимизации рисков технологического характера основываются на важности данной сферы для всех прочих аспектов внутренней жизни страны. Инфраструктурные проекты актуальны для Канады, принимая во внимание ее обширную территорию и природные условия. В этой связи тематика структурных реформ в части, касающейся реализации инфраструктурных проектов как одного из катализаторов экономического роста, будет, безусловно, актуальной для Канады. Меры в области информационной безопасности естественным образом связаны с процессом информатизации современного общества и важны для Канады, равно как и для большинства стран мира.

Социальные риски

Будучи страной, активно вовлеченной в глобальные миграционные процессы, Канада рассматривает социальные вызовы, стоящие на сегодняшний день перед мировым сообществом, как в контексте внутренней политики, так и в контексте международных отношений.

Неустойчивый рост населения в развивающихся странах, с точки зрения Канады, препятствует борьбе с бедностью и оказывает негативное влияние на состояние продовольственной безопасности в мире. В связи с этим Канада сотрудничает с развивающимися странами, в которых существует данная проблема, с целью устранения ее прямых и косвенных причин. Основное внимание уделяется вопросам здравоохранения и планирования семьи. Кроме того, Канадское агентство международного развития поддерживает инициативы по продвижению гендерного равенства в развивающихся странах с целью дать женщинам возможность получать образование и строить карьеру.

Канада придерживается подхода, согласно которому проблемы, связанные с ростом численности населения, не могут быть решены отдельно от прочих проблем развития (здравоохранение, продовольственная безопасность, образование и т.п.). Данный подход лежит в основе Каирского плана действий, принятого на Конференции по народонаселению и развитию в 1994 г.25

Канадское правительство признает, что средний возраст населения страны увеличивается, и канадцы живут дольше, чем раньше. В этой связи возникает вопрос о трудоустройстве некоторых категорий пожилых граждан. В «Экономическом плане действий 2012» предусматривается ряд мер в отношении пожилого населения, в том числе:

— постепенное увеличение возраста, по достижении которого граждане могут претендовать на дополнительные выплаты по старости с 65 до 67 лет; данная инициатива окончательно вступит в силу в январе 2029 г.;

— введение возможности выбора срока получения выплат;

25 Health and Population // Canadian Ministry of Foreign Affairs and International Trade. 12.03.2012. URL: http://wwwinternational.gc.ca/rights-droits/population.aspx?lang=eng&view=d (date of access: 13.09.2012).

— обеспечение достойного и справедливого размера пенсии для госслужащих и членов парламента;

— поддержка системы пенсионного обеспечения, которая предоставит доступные и эффективные пенсионные возможности работодателям, наемным работникам и частным предпринимателям [3].

Кроме того, миграционная политика канадского правительства, ориентированная на привлечение молодых специалистов, призвана частично устранить проблемы, связанные со старением населения26.

Актуальной для Канады остается проблема нехватки водных ресурсов в поселениях коренных жителей. С 2006 г. правительство выделило 2,5 млрд канадских долл. на оказание им помощи в постройке, поддержании и использовании систем водоснабжения. Реализовано более 130 крупных проектов.

В 2012 г. правительство приняло закон о безопасности питьевой воды для коренных народов (Safe Drinking Water for First Nations Act). В рамках реализации положений данного закона будут разработаны правила и стандарты, применяемые к питьевой воде. Согласно «Экономическому плану действий 2012», правительство продолжит осуществлять проекты по восстановлению экосистем водоемов Канады, таких как озеро Виннипег и озеро Симк [3].

В своей политике, как в социальной, так и в экономической сфере, канадское правительство делает ставку на привлечение квалифицированных мигрантов, что частично помогает решить демографические проблемы, заполнить ряд ниш на рынке труда, тем самым способствуя развитию экономики страны. Не остается без внимания и проблема старения населения, характерная для многих развитых стран.

Заключение

Подводя итог, следует отметить, что позиции Канады в отношении основных проблем, стоящих на сегодняшний день перед мировым сообществом, во многом схожи с позициями других западных стран. Наличие общих рисков и вызовов, актуальных для всего мирового сообщества, естественным образом создает объективную необходимость сближения позиций. Некоторые различия могут быть обусловлены особенностями экономического развития, внутриполитического процесса, собственными геополитическими интересами, а также степенью актуальности конкретной проблемы для Канады.

Среди особенностей, характерных для Канады, следует отметить комплексный подход к решению рассматриваемых проблем глобального управления. Так, решение экологических проблем и достижение устойчивого развития интегрированы в экономическую программу канадского правительства. Инфраструктурные проекты также реализуются с учетом их социальной значимости, устойчивости к воздействию среды и экономической эффективности. Миграционная политика, посредством привлечения в страну квалифицированных кадров, призвана воздействовать на ситуацию в экономической и социальной сфере.

Исходя из позиций, занимаемых канадским руководством по рассматриваемым актуальным проблемам глобального управления, можно сделать несколько выводов относительно возможных приоритетов Канады в рамках ее участия в работе ведущих международных форумов — «Группы восьми» и «Группы двадцати».

26 Statement by the Prime Minister of Canada at the World Economic Forum in Davos // Prime Minister of Canada. 26.01.2012. URL: http://pm.gc.ca/eng/media.asp?id=4604 (date of access: 12.09.2012).

Программа канадского правительства по стимулированию экономического роста и созданию рабочих мест соответствует приоритетам, изложенным в декларации лидеров «двадцатки» в Лос-Кабосе. Вероятно, Канада будет заинтересована в продолжении этого курса. Тематика структурных реформ и фискальной консолидации как инструментов борьбы с кризисными явлениями в мировой экономике также актуальна для Канады.

Продвижение концепции «зеленого роста» — одной из приоритетных задач «Группы двадцати» — также является сильной стороной Канады. Принципы устойчивого развития и заботы об экологии реализуются в рамках социально-экономической программы правительства Стивена Харпера.

С учетом активного участия Канады в мероприятиях и программах по содействию международному развитию, Канада может быть заинтересована в продвижении этой темы в рамках повестки «Группы двадцати», в частности в том, что касается достижения Целей развития тысячелетия.

В целом позиции Канады по ключевым вызовам глобального управления по большинству пунктов соответствуют основным направлениям повестки дня «Группы двадцати» и принятым лидерами коллективным обязательствам.

Литература

1. Canada Suspends Mali Aid After Coup d'Etat // CBC News. 24.03.2012. URL: http://www.cbc.ca/ news/world/story/2012/03/24/canada-mali-aid.html (date of access: 12.09.2012).

2. Canada Toughens Syria Stance to Keep up Pressure // CBC News. 31.08.2012. URL: http://www. cbc.ca/news/politics/story/2012/08/31/pol-baird-syria-burma.html (date of access: 12.09.2012).

3. Canada's Economic Action Plan 2012 // Government of Canada. Ottawa. 29.03.2012. URL: http:// www.budget.gc.ca/2012/plan/pdf/Plan2012-eng.pdf (date of access: 12.09.2012).

4. Canada's Syber Security Strategy // Government of Canada. Ottawa. 03.10.2010. URL: http:// www.publicsafety.gc.ca/prg/ns/cbr/_fl/ccss-scc-eng.pdf (date of access: 12.09.2012).

5. Financial System Review // Bank of Canada. Ottawa. 2011. URL: http://www.bankofcanada.ca/ wp-content/uploads/2011/12/fsr_1211.pdf (date of access: 12.09.2012).

6. Monetary Policy Report Summary // Bank of Canada. Ottawa. 13.04.2012. URL: http://www. bankofcanada.ca/wp-content/uploads/2012/04/mpr-summary-april2012.pdf (date of access: 12.09. 2012).

7. Speech from the Throne: David Johnston, Governor General // Government of Canada. Ottawa. 3.06.2011. URL: http://www.speech.gc.ca/eng/media.asp?id=1390 (date of access: 12.09.2012).

8. The 2012 Financial Services Legislative Review: Ensuring Canada's Financial Services Regulatory System Remains Strong and Effective // Canadian Bankers Association. Toronto. 19.11.2010. URL: http://www.cba.ca/contents/files/submissions/sub_20101119_bankact_en.pdf (date of access: 12.09. 2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.