Научная статья на тему 'Кампания «Неделя за здоровую смену» 1928 года и формирование советской модели физической культуры'

Кампания «Неделя за здоровую смену» 1928 года и формирование советской модели физической культуры Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Новый исторический вестник
Scopus
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
Физическая культура / физическое воспитание / социальная политика / детство / школьное образование / гигиена / санитарно-гигиеническое просвещение / здоровый образ жизни / пропаганда / кампания / Physical culture / physical education / social policy / childhood / school education / hygiene / sanitary and hygienic education / healthy lifestyle / propaganda / campaign

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сидорчук Илья Викторович

Исследование представляет собой первую в историографии попытку комплексного рассмотрения истории оздоровительной кампании «Неделя за здоровую смену», проводившейся в СССР в 1928 г. В работе не только реконструирован ее ход, но она проанализирована в контексте выработки уникальной советской модели физкультуры, что позволило соотнести ее с другими новаторскими инициативами власти в этой области. Источниковую основу исследования составили опубликованные в рамках кампании издания, а также материалы периодической печати, в которых освещался ее ход и итоги. Оригинальность выводов во многом обусловлена обращением к ранее неизвестным архивным документам, что позволило выявить охват и участников кампании, трудности, с которыми они сталкивались в ходе ее реализации, оценить значимость полученных результатов. Был сделан вывод о том, что в целом неудовлетворительные итоги «Недели» (что признавалось и ее организаторами) во многом объясняются тем же, что и неудачи других раннесоветских кампаний, а именно организаторскими провалами, нехваткой ресурсов, недостаточной продуманностью, перегрузкой другими задачами ответственных за ее реализацию. Одновременно проведенная в ее рамках работа по санитарному обследованию, организации оздоровительных учреждений, санитарно-гигиеническому просвещению подрастающего поколения и их родителей, пропаганде физической культуры и здорового образа жизни способствовала постепен ному утверждению в массах новых стандартов телесной культуры и здорового досуга. Таким образом, эта кампания может рассматриваться как этап выработки советской модели физкультуры, в основе которой лежала именно санитарно-просветительская работа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The “Week for a Healthy Generational Change” Campaign of 1928 and the Creation of the Soviet Model of Physical Culture

The study is the first attempt in historiography to comprehensively examine the history of the wellness campaign “A Week for a Healthy Generation”, held in the USSR in 1928. The work not only reconstructs its course, but it is analyzed in the context of developing a unique Soviet model of physical education, which made it possible to correlate it with other innovative initiatives of the authorities in this area. The research is based on publications released as part of the campaign, as well as periodical materials that covered its progress and results. The originality of the conclusions is largely due to the reference to previously unknown archival documents, which helped to identify the number and composition of the participants in the campaign, the difficulties they faced during its implementation, and to assess the significance of the results obtained. It was concluded that, in general, the unsatisfactory results of the “Week” (which was also recognized by its organizers) are largely explained by the same reasons as the failures of other early Soviet campaigns, namely organizational failures, lack of resources, insuffi cient planning, and overloading with other tasks of those responsible for its implementation. At the same time, the work carried out within its framework on sanitary inspection, organization of health facilities, sanitary and hygienic education of the younger generation and their parents, promotion of physical culture and a healthy lifestyle contributed to the gradual establishment of new standards of physical culture and healthy leisure among the population. Thus, this campaign can be considered as a stage in the development of the Soviet model of physical education, which was based on sanitary and educational work.

Текст научной работы на тему «Кампания «Неделя за здоровую смену» 1928 года и формирование советской модели физической культуры»

С.Б. Ульянова, И.В. Сидорчук

Кампания «Неделя за здоровую смену» 1928 года и формирование советской модели физической культуры*

S.B. Ulyanova, I.V. Sidorchuk

The "Week for a Healthy Generational Change" Campaign of 1928 and the Creation of the Soviet Model of Physical Culture

В межвоенный период в СССР утвердилась концепция государственной профилактической медицины. Значимой ее частью стала уникальная система физической культуры, развитие которой можно считать одной из ключевых задач большевистской власти в ее попытках создания «нового» советского человека. При этом само понятие «физическая культура» было чрезвычайно инклюзивным. Оно не приравнивалось к «спорту», который зачастую интерпретировался как буржуазная практика, отличающаяся погоней за рекордами, чемпионством и ориентацией на коммерческий успех. «Борьба за физкультуру» означала внимание к широкому спектру вопросов, в том числе гигиене, рационализации бюджетов свободного и рабочего времени, организации безопасных для здоровья условий учебы и труда и т. п.

Активным поборником такого широкого подхода выступал нарком здравоохранения Н.А. Семашко: «Физкультура [в СССР] понимается гораздо более широко (и гораздо более правильно), чем в буржуазных государствах. "Физкультура 24 часа в сутки" - один этот лозунг ясно указывает место физкультуры в ряду оздоровительных мероприятий»1. В последующие десятилетия «роль физической культуры как одного из важнейших средств оздоровления населения и одного из элементов хозяйственного и культурного возрождения страны»2 продолжала закрепляться.

В середине 1920-х гг. демографическая ситуация была относительно благоприятной. Тем не менее, сохранялись подверженность населения массовым инфекционным заболеваниям, высокий травматизм, недостаточное медицинское обслуживание и т.п.3 На пути к улучшению общественного здоровья стояли совершенно неудовлетворительные жилищные условия. Так, в 1926 г. в среднем на одного

* Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках проекта «Спортивная индустрия в СССР в 1920-е - 1930-е гг.: материальное обеспечение, инфраструктура, кадры» (№ 24-28-01790) = The reported study was funded by Russian Science Foundation, project No. 24-28-01790.

горожанина приходилось 5,9 кв. м жилой площади, а в Москве -3,2 кв. м. В промышленных центрах положение зачастую было еще хуже - от 1,5 до 4,5 кв. м4. С началом индустриализации ситуация только обострилась. Многочисленные обследования квартир, общежитий и бараков сообщали о переполненности, несоблюдении элементарных гигиенических норм, распространении пьянства и других пороков5. Несмотря на некоторое улучшение санитарных условий в советских городах, канализация в 1928 г. существовала только в 32 из них, коммунальное хозяйство оставалось малоэффективным и сохранялась угроза вспышек инфекционных заболеваний6.

Особую озабоченность у партийно-государственного аппарата вызывала проблема здоровья детей. В 1920 г. Совет народных комиссаров принял декрет «О физическом воспитании подрастающего населения», согласно которому физкультура и спорт должны были стать неотъемлемой частью образовательных программ и повседневной жизни детей и юношества7. В 1927 г., к десятилетию Октября, по решению СНК был основан Государственный научный институт охраны здоровья детей и подростков8.

Один из идеологов советского физкультурного движения, глава научно-технического комитета Высшего Совета физической культуры РСФСР А.А. Зикмунд писал, что школьная и внешкольная методика советской физкультуры должна представлять собой единую стройную систему9, однако достижение этого оставалось уделом будущего. На деле вопрос о физическом развитии детей и подростков решался время от времени, часто при этом погрязая в межведомственных согласованиях и политических спорах10. Так, в 1928 г. Н.А. Семашко отмечал: «Работы здесь - непочатый край. Всем хорошо известно, что санитарное состояние наших детских учреждений еще довольно неудовлетворительно. Грязь, пыль, вонь - самое обычное явление в этих учреждениях. Не всегда на должной высоте бывает и физкультура, физические упражнения часто поставлены неправильно, не по возрасту; совершаются они иногда в душных, вонючих, пыльных помещениях; отсутствуют у детей очень часто самые простые гигиенические навыки - мытье рук, чистка зубов и т.д. Получается таким образом не физкультура, а физхалтура, а иногда и физувечье»11.

Применительно к раннесоветской эпохе уместно говорить об ограниченном патернализме, стремлении вовлекать в инициируемые властью мероприятия широкие слои общественности и добровольные организации. Это было направлено на то, чтобы заручиться их лояльностью, с одной стороны, а также мобилизовать людей, привить им политическую сознательность, интегрировать в процесс культурного строительства. В случае физкультуры и защиты детства

в 1920-е гг. партийно-государственный аппарат поощрял инициативы «снизу» и выступал в роли координатора и организатора различных социальных акций. С целью вовлечения общественности в работу по охране и защите детства проводилась широкая агитационно-пропагандистская работа, которая периодически подстегивалась партийными решениями и государственными распоряжениями12.

Отличительной особенностью советской политики в сфере охраны общественного здоровья также было широкое использование кампанейских методов13. Многие экономические, социальные и культурные проблемы пытались решить «кавалерийским наскоком», путем сосредоточения ресурсов и усилий различных ведомств и стимулирования активности широких масс трудящихся.

Некоторые кампании носили календарный характер, повторяясь из года в год. Например, так называемые «ремонтные кампании» приурочивались к летнему отпускному сезону (под «ремонтом» подразумевалась отправка рабочих в санатории)14. Вопросы охраны материнства и детства, как правило, включались в кампании празднования Международного дня работницы 8 Марта. Но большинство кампаний носило нерегулярный характер. Так, время от времени проводились «трехдневники» борьбы с туберкулезом, «недели» борьбы с пьянством и т.п. Кратковременные кампании позволяли обозначить важную социальную проблему, привлечь к ней внимание общественности. Но они не могли решить эти проблемы, требовавшие длительных систематических усилий.

Как правило, любая агитационно-пропагандистская кампания строилась по одной и той же схеме: осознание проблемы - выдвижение популярного лозунга - формирование аппарата проведения кампании - практическая работа по реализации лозунга. Эту модель мы можем проследить и в «Неделе за здоровую смену», проведенной в апреле 1928 г., которая представляется нам весьма показательной в контексте рассмотрения особенностей государственной политики в области физкультуры и спорта, а также интересов и действий основных акторов спортивной индустрии, на которых лежала ответственность за реализацию целей кампании.

Источниковую основу настоящего исследования составили опубликованные в рамках кампании методические, агитационно-пропагандистские и отчетные издания, а также материалы периодической печати (журналы «Физкультура и спорт», «Вопросы здравоохранения», «Гигиена и здоровье рабочей и крестьянской семьи», «Смена» (Москва), газеты «Пионерская правда», «Ленинградская правда», «Смена» (Ленинград) и другие), в которых освещался ее ход и итоги. Оригинальность и новизна исследования во многом обусловлены и обращением к ранее неизвестным архивным документам: в част-

ности, фонду Отдела здравоохранения исполкома Ленинградского областного совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов (ф. Р-3215), а также фонду Октябрьской железной дороги (ф. Р-2275) Центрального государственного архива Санкт-Петербурга. Документы позволили выявить охват и участников кампании, трудности, с которыми они сталкивались в ходе ее реализации, оценить

значимость полученных результатов.

* * *

Можно говорить о двоякой задаче кампании «Неделя за здоровую смену» 1928 г.: преодолеть негативные демографические последствия войны, голода и т.п. (то, что в дискурсе 1920-х гг. называлось проблемой «вырождения»)15, с одной стороны, и создать предпосылки для конструирования «нового человека» - с другой. И в том, и в другом случае в центре внимания оказывались дети и подростки.

Как утверждал первый директор Института охраны здоровья детей и подростков, доктор Е.П. Радин, «физкультура - могущественное средство оздоровления населения вообще, а молодежи в первую очередь»16. Разумеется, свою роль играл и фактор милитаризации общества. В пояснительном тексте к серии диапозитивов для «Недели» указывалось: «Стране советов нужна здоровая смена: воспитать классово-направленных борцов за соцстроительство, сознательных бойцов на защиту СССР - одна из главнейших наших задач. Физическая культура - одно из действительных средств, помогающих решению этой задачи»17. Таким образом, физкультура становилась «классовой обязанностью детей трудящихся»18.

Важно отметить, что проблемы, решению которых должно было способствовать проведение «Недели», действительно являлись более чем актуальными. Медицинские освидетельствования, проводившиеся Народным комиссариатом здравоохранения (Наркомздра-вом) в Москве и Ленинграде, демонстрировали наличие проблем со здоровьем у школьников: «Школа не оздоровляет учащихся и не воспитывает людей, которым приходится строить наше хозяйство. В школе мало уделяется внимания физкультуре»19. Уроки физкультуры часто не были организованы должным образом. В резолюции совещания преподавателей физкультуры по докладам с мест о состоянии работы по физкультуре в школах I и II ступени Октябрьской железной дороги сообщалось: «Более чем убогое оборудование уже имеющихся [гимнастических залов], слабая вентиляция, скверное отопление, отсутствие гимнастических снарядов, специальной одежды (костюмы, туфли), литературы по физкультуре для школьников, -все это привело к тому печальному состоянию внешних условий

преподавания физкультуры, которое мы наблюдаем. Физкультура -в загоне. Она считается маловажным предметом»20. Одновременно врачи с сожалением фиксировали существование дефицита школьных площадок, мест для активного летнего отдыха на воздухе, где бы школьники, уставшие в течение года, могли восстановить свои силы и приучиться к здоровому образу жизни21.

Молодежь также мало была вовлечена в физкультуру, что показывали результаты изучения бюджетов времени22. Одновременно развивались такие нездоровые явления, как курение и пьянство. Не вошло в быт проветривание помещения, по поводу чего журнал «Смена» (орган ЦК РКСМ) писал: «Чистым же воздухом совершенно пренебрегают. Пройдитесь по Москве. Много ли окон или форточек увидите открытыми? <...> Привычку пользоваться чистым воздухом нужно внедрять в трудящуюся молодежь ежечасно, ежеминутно. Нужно, чтобы молодежь отчетливо представляла себе, что чистый воздух - одно из важнейших условий нашего существования и здоровья»23. Не лучше была ситуация и среди студенчества, ибо «вузовцы представляют собой дряхлеющих стариков»24.

Инициаторы кампании справедливо возлагали часть вины за это на неграмотных родителей, не заботившихся должным образом ни о своем здоровье, ни о здоровье детей. Мнение упомянутого выше Е.П. Радина о том, что «домашняя жизнь не пронизана физкультурными началами», полностью соответствовало действительности25.

Как и в случае со многими другими кампаниями, «Неделя за здоровую смену» стала попыткой исправить неудачу предыдущей инициативы. 1 июля 1926 г. был выпущен совместный циркуляр Наркомздрава и Наркомпроса № 93 «О проведении "недели охраны здоровья" в школе и детучреждениях», согласно которому для усиления оздоровительной работы в школе была установлена «Неделя оздоровления школ и детучреждений». Она должна была проводиться ежегодно в сентябре. К ее реализации планировалось привлечь общественные, рабочие и партийные организации, самих детей и их родителей26. Однако спустя два года организаторы «Недели за здоровую смену» констатировали, что кампания 1926 г., «имея узко-школьное назначение, не привлекала достаточного внимания советской общественности и родительской среды школьников к таким массовым оздоровительным мероприятиям, как: детплощадки, детсады, пионерплощадки и пионерлагеря, а также вследствие открытия школ "Неделя" не могла в реальной форме поставить вопрос о ремонте школ, новом школьном строительстве, о школьной мебели и т.п.» Также в материалах к проведению «Недели за здоровую смену» отмечалась назревшая потребность объединения новой кампании с развитием работы по физкультуре, учитывая ее близость к

вопросу охраны здоровья детей27.

Таким образом, кампания 1928 г. должна была учесть неудачный опыт двухлетней давности: «Неделя - для того, чтобы на базе этого учета исправить ржавчину бюрократизма (заседаний и ни разу не выполненных резолюций, ведомственной склоки и др.), встряхнуться, вдохнуть жизнь в хорошие сами по себе формы, но застывшие в плохих руках или просто в руках, которые не доходят (ввиду бесконечного совместительства заседаний и поручений)»28.

Еще одной особенностью кампанейского подхода была межведомственность. «Неделя за здоровую смену» не являлась исключением - в ее организации были задействованы наркоматы здравоохранения, просвещения и Высший совет физической культуры при Всесоюзном центральном совете профессиональных союзов (ВЦСПС). Именно они, принимая во внимание сложившуюся ситуацию, в отмену циркуляра 1926 г., установили «Всероссийскую неделю за здоровую смену», которая должна была проводиться с 20 по 27 апреля каждого года. Местным учреждениям здравоохранения и просвещения, а также Высшему совету физической культуры (ВСФК) они предлагали с получением данного циркуляра по прилагаемой к нему программе «Недели» приступить к подготовительной работе: создать специальные комиссии, разработать директивы для подведомственных организаций и план проведения кампании, осветить ее вопросы в прессе, согласовать поставленные перед «Неделей» задачи с заинтересованными ведомствами и организациями. Особое внимание при этом требовалось обратить на «организацию летней оздоровительной кампании, ремонт и новое строительство школ и борьбу с нездоровыми явлениями быта»29.

Практическое проведение «Недели» должно было идти по следующим основным линиям: 1) организация оздоровительных учреждений; 2) санитарное обследование; 3) проверка органов санитарной самодеятельности (детских комиссий по оздоровлению труда и быта, санитарных комитетов школ фабрично-заводского ученичества, детских санитарных комиссий школ и прочих); 4) санитарно-просвети-тельская работа среди школьников и подростков, а также педагогов совместно с родителями (сансуды, санпьесы, физкультинсцениров-ки, делегатские совещания, лекции и другие мероприятия); 5) постановка вопросов перед местными органами власти: о школьном строительстве, необходимом ремонте школ и прочих помещений для детских клубов30.

В области физкультуры должно было проводиться обследование клубов и кружков физкультуры, популяризация кабинетов врачебного контроля, проведение тематических вечеров, уличных демонстраций, организация спортплощадок и водных станций, привлече-

ние молодежи в кружки физкультуры, обеспечение их инвентарем и т. п.31 Также организаторы «Недели» декларировали необходимость усиления борьбы «с вредными уклонами физкультуры» («Сокольская система [Система гимнастики, разработанная в Чехии в 60-х гг. XIX в., получила распространение в России, но в советский период была признана контрреволюционной и запрещена32], чемпионство, чрезмерное увлечение соревнованиями, частыми выступлениями, футболом и т.д.»)33. Эти вопросы, согласно планам врачебной работы по физкультуре, разрабатываемым в рамках проведения кампании, предлагали обсуждать на различных заседаниях и собраниях с участием инструкторов и организаторов, а врачам предписывалось постоянное наблюдение за занятиями по физкультуре34. Пропагандировалось чтение тематической литературы о здоровом быте, чистоте, борьбе с пьянством, венерическими и другими заразными болезнями, туберкулезом, посвященной музейным выставкам, первой помощи, отдельно - болезням в деревне (спорынья, бешенство и прочие)35.

Применительно к школам и детским учреждениям основными задачами кампании выступали очистка зданий и участков школ, ликвидация «санитарно-гигиенических недостатков», проверка гигиенических навыков у детей, устройство детских санитарных комиссий, проведение бесед с детьми, педагогами и родителями, организация площадок и т.п.36 Детей также надо было настроить на активные летние каникулы: «Ближе к природе, на свежий воздух, широкое использование солнца, воды, направление в лагеря (пионеров), загородные экскурсии (туризм) - таковы лозунги, которые должны быть выполнены в течение летнего времени»37.

«Неделя», согласно порядку и программе ее проведения, разработанным региональными отделами здравоохранения, могла включать в себя поголовное медицинское освидетельствование беспризорников, а также «вхождение в местные органы власти с докладами о состоянии детдомов, выдвигая при этом необходимость дополнительных ассигнований на усиление питания, приобретение одежды, санитарного улучшения помещений»38. В пользу детучреждений предлагалось устраивать кружечные сборы, платные вечера, киносеансы и спектакли39.

На выполнение этих задач должны были бросить силы все организации, которые прямо или косвенно имели отношение к вопросам воспитания, здоровья и физкультуры. К проведению «Недели» привлекались Исполнительные комитеты и городские Советы рабочих депутатов, Наркомздрав, Наркомпрос и «органы советской общественности» - ВСФК, Деткомиссия Всероссийского центрального исполнительного комитета при ближайшем участии Комсомо-

ла, Профсоюза работников медико-санитарного труда и работников просвещения, Отдела по работе среди женщин (Женотдела), службы здоровья юных пионеров Российского общества Красного Креста (РОКК), кооперации и местной печати. На местах к ним добавлялись добровольное общество по воспитанию детей «Друг детей», пионерские организации, профсоюзы40. Из их представителей образовывались комиссии, которые выделяли рабочее бюро во главе с представителем районного отдела здравоохранения. Оно давало отдельные задания всем «членам комиссии по проведению тех или иных мероприятий через ту организацию, откуда выделен данный представитель»41.

Наилучшим вариантом, к которому стремились организаторы «Недели», было не только информирование, но и вовлечение родителей. В тезисах доклада «О неделе за здоровую смену», подготовленных Отделением охраны здоровья детей и подростков Отдела здравоохранения исполнительного комитета Ленинградской области, «оздоровление детства возможно лишь при содружественной работе не только общественных] и государственных] организаций, но и при помощи самих родителей, только тогда осуществится и основная идея проведения "недели за здоровую смену"»42.

Понимание совокупности проблем определило основные лозунги «Недели» 1928 г.: «Физкультуру - в быт», «К культуре - через физкультуру», «Пионеры, в лагерь, к солнцу, воздуху, воде», «Даешь здоровую школу», «За новый быт - здоровый быт», «За открытую форточку в классе, доме и в клубе», «Даешь детям дет-площадку», «Все в кружки физкультуры», «Культурным бытом - изгоним алкоголь», «Молодежь, крепи свое здоровье, твои силы нужны Советскому Государству», «Даешь чистую рубашку», «Даешь баню», «Не ходи неряхою», «Своим поведением не осрами Республику трудящихся», «Содействуй ликвидации беспризорности», «Даешь горячие завтраки на детплощадку и в школу», «Ремонтируй школу» и т. п. 43. В газетах предлагалось осветить такие темы, как «Дети летом за город», «Создавайте дома здоровые условия жизни для детей», «Как улучшилась в 1927 году санработа пионерорганизаций», «Учись сам беречь здоровье», «Дети, стройте здоровую жизнь дома», «Чего мы ждем для здоровья в летний период», «Правильное питание детей»44 и другие.

Говоря о планировавшихся в рамках «Недели» мероприятиях, нельзя не отметить, что они не являлись чем-то новым и оригинальным, а повторяли уже известные и относительно распространенные. Тема летнего активного отдыха детей, организации экскурсий, походов, игр под открытым небом и т.п. не сходила со страниц детской периодики и педагогической литературы. Проводились обследова-

ния школ, надзор за санитарией в помещениях, создавались лечебно-воспитательные учреждения и детские санитарные организа-ции45. Российское общество Красного Креста (РОКК) еще с 1924 г. оказывало медицинскую помощь пионерским организациям: устраивались летние лагеря, санатории и детские площадки, пионеротряды прикреплялись к врачам, которые следили за здоровьем под-ростков46. Однако всех этих усилий было недостаточно, требовалось расширение и усиление работы. Так, к моменту начала «Недели» в Ленинграде санитарным обследованием была охвачена только 1/3 «детского организованного населения, в возрастах наиболее критических - при поступлении в школы [В возрасте 7-8 лет. - С. У., И.С.], при окончании I и II ступени [Примерно в 12 и 17 лет соответственно. - С. У., И.С.] и все школы ФЗУ»47.

Реализацию заявленных инициатив на местах старались проводить согласно рекомендованному плану. В частности, в рамках «Недели» большое внимание было уделено санитарным осмотрам школ и других детских учреждений. Принималось во внимание место расположения школы, чистота помещений, отопление, вентиляция, освещение, изучался вопрос, пользуются ли учащиеся двором, садом, огородом, площадкой для игр. Применительно к школам одной из основных задач стала борьба за организацию горячего питания48. Оценивалось состояние уборных: теплые или холодные, общие для мальчиков и девочек или нет, с каким «числом очков из расчета: 1:40, 1:80; свыше 80»49. По результатам проверок выносились замечания, которые требовалось быстро исправить. Например, в случае со школой 2-й ступени в Малой Вишере среди них были такие: «Плевательницы не во всех классах. <...> Уборные весьма неудовлетворительны. В некоторых не действует промывка, в других тяга зловонного воздуха происходит прямо из выгреба в помещение; на полу и стульчаках лужи»50.

Тему детского здоровья в контексте «Недели за здоровую смену» старались освещать в культурно-просветительской работе. Из различных ее форм наибольшее распространение получили беседы и лекции, во многом ввиду их доступности - простоты организации, отсутствия необходимости больших трат на проведение и использования технических средств. Делать заключение об их эффективности достаточно сложно, но в отчетах о проведении кампании встречаются сведения о том, что после проведения в клубах бесед был «отмечен приток новых членов в кружки физкультуры»51.

По возможности беседы и лекции старались делать более интересными. Например, с помощью «волшебного фонаря»52 или использования радио. Так, служба здоровья юных пионеров РОКК подготовила серию летних бесед, которые были прочитаны из студии обще-

ства «Радиопередача». В них ребятам рассказывали про важность для здоровья свежего воздуха, проветривания помещений, мытья рук перед едой, соблюдения режима дня и т.п.53 Беседы проводились не только с детьми, но и взрослыми. Так, на родительских собраниях и на предприятиях выступали врачи, рассказывая о пользе чистого воздуха, вреде пьянства и курения, необходимости летних оздоровительных мероприятий и общих принципах здорового образа жизни54. На таких сложных участках, как приемники для беспризорных, врачами читались лекции не только о пользе свежего воздуха и значении чистоты, но и более актуальные для этих ребят - о роли насекомых в передаче заразных болезней55.

В учебных заведениях и на заводах подготавливались тематические стенгазеты. Например, согласно отчету «О недели за здоровую смену» в детучреждениях Володарского района Ленинграда, в одной из школ была создана газета «Зубная щетка»56. Устраивались выставки, а также показательные суды, например, над пионе-ром-грязнулей57. Проводились конкурсы «чистый класс», причем в качестве приза выдавались зубные щетки и туалетное мыло58. В Ленинграде ребят водили на экскурсии в музей здравоохранения59. Удавалось реализовать и достаточно крупные проекты, как, например, устройство детской внешкольной базы на 100 человек с врачебным обслуживанием60.

При всех позитивных результатах, тщательно фиксировавшихся в отчетах о проведении «Недели» ответственными исполнителями, кампания сопровождалась многочисленными и разнообразными по своей природе и причинам проблемами.

Первой из них стала катастрофическая нехватка времени на ее полноценную реализацию. Так, Наркомздрав Крымской АССР «ввиду позднего получения материала» постановил провести «Неделю» 20-28 мая61. В Ленинграде она также была перенесена на вторую половину мая62. В результате получалась рассинхронизация работы в центре и на местах.

Как и в 1926 г., неудачно было выбрано время проведения «Недели». Параллельно с ней от тех же органов требовались организация целого ряда других мероприятий. Так, в течение июня проходил культурный месячник молодежи63. Сразу после «Недели» шел «туберкулезный трехдневник», в рамках которого устраивался сбор средств, агитация в общественных пространствах и т.п.64 С 13 мая начиналась «Неделя леса», на участие в которой требовалось мобилизовать молодежь, и ее проведение включало освещение темы в культурно-просветительской работе - в диспутах, в рамках тематических спектаклей и т. п.65 Наконец, «Неделя за здоровую смену» должна была проводиться перед VIII Международной детской неде-

лей 20-27 мая 1928 г. Ее цели во многом отличались - увеличение числа пионеров, воспитание интернационализма и прочее, - однако обе кампании подразумевали работу с детьми и образовательными учреждениями. В результате в Ленинграде, где «Неделю за здоровую смену» решили провести позже, они проводились параллельно. Это вело к весьма показательным ситуациям. Например, в отчетах об освещении кампании в городской прессе были заявлены статьи, большинство из которых были посвящены именно Международной детской неделе66. В основных городских газетах, «Ленинградской правде» и «Красной газете», не вышло ни одного материала про «Неделю за здоровую смену», хотя в ряде из тех, что были посвящены Международной неделе, освещались проблемы организации летнего отдыха, благоустройства школьных площадок, борьбы с пьянством, курением, хулиганством и прочими нездоровыми яв-лениями67. Во избежание излишней нагрузки учащихся, доклады, праздники и экскурсии могли проводиться общие68. В итоге в отчетах о проведении кампании звучало мнение, что «совпадение недели с Международной Детской, не позволило оттенить достаточно выпукло этот момент перед широкими массами, путем печати»69. Конечно, стоит к этому добавить первомайские торжества и общую перегрузку учащихся и педагогов весенними зачетами70.

Обилие параллельных кампаний и отдельных мероприятий, равно как и повседневная рутина, явно не стимулировали энтузиазм ответственных за проведение «Недели». Перегруженность другими задачами вела к откровенно вялой реакции на указания сверху. Например, Здравотдел по Октябрьской железной дороге констатировал следующее: «Ввиду неаккуратной явки представителей, заседание Комиссии [По проведению «Недели». - С. У., И.С.] назначалось три раза, последнее заседание, объявленное действительным при всяком числе собравшихся, состоялось при участии Здравотдела, дорожной страховой кассы и Месткома Здравотдела, все остальные приглашенные не явились». Представители некоторых школ не прибыли на собрание представителей детских комиссий ленинградских школ. Та же картина была и на собрании педагогов-врачей71. Еще хуже обстояли дела с привлечением средств: «По вопросу привлечения средств на дело ОЗД [Охраны здоровья детей. - С. У., И.С.] Комиссией было выработано обращение и адресовано в Дорпро-фсож [Дорожный комитет профсоюза рабочих железнодорожного транспорта. - С. У., И.С.], Учкпрофсожам [Участковый комитет профсоюза железнодорожников. - С.У., И.С.], Дорстрахкассу [Дорожная страховая касса. - С.У., И.С.], Правление Дороги, Правление ТПО [Транспортного потребительского общества. - С. У., И.С.], Отдел Просвещения, Советам Содействия Ленинградских школ и

детучреждений и Здравотделу с просьбой ассигновать посильные суммы на проведение главным образом оздоровительных мероприятий для детей и подростков. На обращение Комиссии откликнулся только один Здравотдел, ассигновавший 1 225 рублей»72. Здравотдел Исполнительного комитета Ленинградского областного Совета депутатов трудящихся фиксировал, что на 5 мая ряд организаций еще не представил плана работ по «Неделе», в частности Жилсоюз, РОКК, Облсовет физкультуры и другие73.

Наконец, еще одной проблемой, являвшейся привычной и понятной, была элементарная нехватка средств и неразвитость инфраструктуры, особенно если речь шла о провинции. Весьма символичным в данном контексте видится следующий случай: в селе Спиро-во Тверской области должен был пройти доклад с «волшебным фонарем», однако в назначенный день не было электричества, поэтому он не состоялся74.

* * *

В целом результаты проведения «Недели» оценивались как малоудовлетворительные. «Большое общественное дело», как было сказано в одном из отчетов, свелось к «оживлению нашей обычной работы»75. Нехватка времени, перегруженность другими делами, высокая концентрация мероприятий в один период, невозможность и нежелание организаций направлять ресурсы на проведение кампании - все это определило ее малый эффект. В последующие годы попыток добиться нужного масштаба «Недели» не предпринималось, кампания сошла на нет, хотя само ее название и не исчезло полностью76.

Тем не менее, результат «Недели» все же был не нулевой, ведь любая работа, учитывая острую актуальность заботы о здоровье подрастающего поколения, была необходима. Организаторы кампании искреннее стремились к повышению ее эффективности, аккультурации населения, прививанию правил гигиены и культуры быта. В том числе и с помощью «Недели» постепенно, раз за разом в советском обществе утверждались новые стандарты здорового образа жизни, телесной культуры и здорового досуга. Кроме этого, она была частью целого комплекса инициатив и реформ власти в этой области. Так, 1930 г. Наркомпросом РСФСР был издан ряд методических писем по организации и содержанию работы по физкультуре в средних и высших учебных заведениях. В постановлениях ЦК ВКП(б) 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» и «О работе пионерской организации» указывалось, что борьба «за здоровую смену» должна являться повседневной заботой Советов и

всех органов пролетарского государства, профсоюзов, комсомола и общественных организаций. Они должны были «обеспечить широкое развертывание среди детей спорта и различных форм массовой, оздоровительной и военно-физкультурной работы». Свое практическое выражение это направление нашло в методических принципах комплекса «Будь готов к труду и обороне» (БГТО - детский аналог комплекса ГТО), на основе которого с 1934 г. строилась вся физкультурная работа с детьми77.

Кампания «Неделя за здоровую смену» 1928 г., таким образом, может рассматриваться как важный этап выработки советской модели физкультуры, в основе которой лежала санитарно-просветительская работа. Она начиналась не со спортивной площадки или поля для игры, но с повсеместного внедрения правил личной гигиены, оздоровление труда и быта, отказа от вредных привычек, борьбы с предрассудками. Все начинания, осуществлявшиеся для достижения этих целей, были поистине новаторскими, особенно учитывая тяжелые экономические и культурные реалии перенесшей страшные потрясения страны.

Примечания Notes

1 Семашко Н. Задачи органов здравоохранения по физкультуре // Вопросы здравоохранения. 1928.№ 5. С. 3, 4.

2 История физической культуры: Учебное пособие для техникумов физической культуры. Москва, 1956. С. 95.

3 Население России в ХХ веке. Т. 1: 1900 - 1939. Москва, 2000. С. 153.

4 Меерович М.Г. Наказание жилищем: Жилищная политика в СССР как средство управления людьми, 1917 - 1937. Москва, 2008. С. 17.

5 Баканов С.А. Рабочие каменноугольной промышленности Южного Урала в 1907 - 1928 гг.: условия труда и быта // Уральский исторический вестник. 2008. № 1 (18). С. 30-36.

6 Араловец Н.А. Городская семья в России 1897 - 1926 гг.: Историко-де-мографический аспект. 2-е изд. Москва; Берлин, 2019. С. 233.

7 Хоффманн Д.Л. Взращивание масс: Модерное государство и советский социализм, 1914 - 1939. Москва, 2018. С. 155.

8 Царегородцев А.Д., Длин В.В., Мизерницкий Ю.Л. Этапы большого пути (к 85-летию Московского научно-исследовательского института педиатрии и детской хирургии) // Педиатрия. Журнал имени Г.Н. Сперанского. 2013. Т. 92. № 1. С. 169.

9 Зикмунд А. Советская физкультура: цель, средства, методика. Москва, 1924. С. 25-29.

10 Филиппов А.Н. Становление физической культуры в СССР: Конфликт Н.А. Семашко и Н.И. Подвойского // Вестник Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова. Серия Гуманитарные науки. 2011. № 1 (15). С. 18-20; Хорошева А.В. Становление советской физкультуры и противостояние Н. А. Семашко и Н.И. Подвойского // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность. Т. 2. Санкт-Петербург, 2020. С. 79-85.

11 Пионерская правда (Москва). 1928. 11 апр.

12 Смирнова Т.М. Дети страны Советов: от государственной политики к реалиям повседневной жизни, 1917 - 1940 гг. Москва; Санкт-Петербург, 2015. С. 109-110; Андрущенко Н.Ю. Охрана и защита детства в советский период (20 - 30-е годы ХХ столетия) // Весшк Вщебскага дзяржаунага утверсиэта. 2016. № 2 (91). С. 62-65.

13 Ульянова С.Б. Предпосылки формирования кампанейских принципов советской политики в послеоктябрьский период // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2007. № 1. С. 7181.

14 Веришко К.И., Горелов О.И. «Рабочая масса не чувствует в фабзавко-ме свою организацию»: Справка Информотдела ЦК РКП(б) И.В. Сталину: 1925 г. // Исторический архив. 2000. № 3. С. 26-27.

15 Сидорчук И.В. Дискуссии о «физическом вырождении пролетариата» и советский евгенический проект 1920-х гг. // Известия Уральского федерального университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2018. Т. 20. № 3 (178). С. 71-84.

16 Радин Е. За здоровую смену! // Физкультура и спорт. 1928. № 16. С. 3.

17 За здоровую смену: [Пояснит. текст к серии диапозитивов] / сост. В. Яковлев. Москва, 1931. С. 3.

18 За здоровую смену: [Пояснит. текст к серии диапозитивов] / сост. В. Яковлев. Москва, 1931. С. 7.

19 Агатов Ник. За здоровую смену! // Физкультура и спорт. 1928. № 20. С. 14.

20 Центральный государственный архив Санкт-Петербурга (ЦГА СПб.). Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 39.

21 Дусина Е. Работа и отдых // Гигиена и здоровье рабочей и крестьянской семьи. 1928. № 10. С. 11.

22 Сидорчук И.В. Досуг в бюджетах времени советских горожан (по материалам исследований 1920-х - начала 1930-х годов) // Научный диалог. 2021. № 10. С. 462-480; БернштейнМ. О чем говорят наши цифры // Бюджеты времени нашего молодняка. Москва; Ленинград, 1927. С. 111-136; Grant S. The Politics and Organization of Physical Culture in the USSR during the 1920s // Slavonic and East European Review. 2011. Vol. 89. No. 3. Р. 494515.

23 Яблоновский И. Воздух и здоровье // Смена (Ленинград). 1925. № 9-10.

С. 26.

24 Агатов Ник. За здоровую смену! // Физкультура и спорт. 1928. № 20. С. 14; Сидорчук И.В. Спорт и физкультура как альтернатива девиантному досугу горожан в 1920-е гг. // Реформы в повседневной жизни населения России: история и современность: Материалы Международной научной конференции. Санкт-Петербург, 2020. С. 90-94.

25 Радин Е. За здоровую смену! // Физкультура и спорт. 1928. № 16. С. 3.

26 О проведении «недели охраны здоровья» в школе и детучреждениях // Бюллетень Народного комиссариата здравоохранения. 1926. № 13-14. С. 88-89.

27 Материалы к проведению всероссийской недели «За здоровую смену». Москва, 1928. С. 3-4.

28 Радин Е. За здоровую смену (К проведению «Недели за здоровую смену») // Вопросы здравоохранения. 1928. № 6. С. 7.

29 Материалы к проведению всероссийской недели «За здоровую смену». Москва, 1928. С. 4.

30 Материалы к проведению всероссийской недели «За здоровую смену». Москва, 1928. С. 6-8.

31 Материалы к проведению всероссийской недели «За здоровую смену». Москва, 1928. С. 8; ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 13.

32 Сироткина И.Е. Национальные модели физического воспитания и сокольская гимнастика в России // Социологическое обозрение. 2017. Т. 16. № 2. С. 320-339.

33 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 143; Радин Е. За здоровую смену (К проведению «Недели за здоровую смену») // Вопросы здравоохранения. 1928. № 6. С. 8.

34 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 143.

35 Материалы к проведению всероссийской недели «За здоровую смену». Москва, 1928. С. 8.

36 О проведении «недели охраны здоровья» в школе и детучреждениях // Бюллетень Народного комиссариата здравоохранения. 1926. № 13-14. С. 88-89.

37 Сигал Б.К «Неделе оздоровления ребенка» // Гигиена и здоровье рабочей и крестьянской семьи. 1928. № 10. С. 1.

38 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 11.

39 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 26.

40 Материал к «Всекрымской неделе за здоровую смену» 20-28 мая 1928 г. Симферополь, 1928. С. 4; Радин Е. За здоровую смену (К проведению «Недели за здоровую смену») // Вопросы здравоохранения. 1928. № 6. С. 7; ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 8; ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 9.

41 Материал к «Всекрымской неделе за здоровую смену» 20-28 мая 1928 г. Симферополь, 1928. С. 9-10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

42 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 33.

43 Радин Е. За здоровую смену! // Физкультура и спорт. 1928. № 16. С. 3; Агатов Ник. За здоровую смену! // Физкультура и спорт. 1928. № 20. С. 14; Материал к «Всекрымской неделе за здоровую смену» 20-28 мая 1928 г. Симферополь, 1928. С. 7; ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 9-10.

44 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 2об.

45 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 29.

46 П-ич «Служба здоровья юных пионеров» // Физкультура и спорт. 1928. № 16. С. 5; Шаламов В.А. Служба здоровья юных пионеров и Красный Крест в Восточной Сибири в 1920-е годы // Иркутский историко-экономи-ческий ежегодник. 2021. Иркутск, 2021. С. 243.

47 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 28; Щукин Д.В., Некрылова О.Г. Советская власть и система народного образования в 1920-е годы: практика экспериментов в условиях построения новой государственности // Научный диалог. 2021. № 5. С. 462-476.

48 Материалы к проведению всероссийской недели «За здоровую смену». Москва, 1928. С. 8.

49 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 9-10об.

50 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 140.

51 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 86об.

52 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 86.

53 Гранат Е.Е. Как пионер оздоровляет свою семью // Кост Н.А. За здоровую смену! Сборник летних бесед врачей «службы здоровья» Ю.П. Рокк для пионеров (читаны по радио из студии о-ва «радиопередача»). Москва, 1928. С. 5-13.

54 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 58-58 об.; ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 85об.

55 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 86об.

56 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 58-58об.

57 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 87об.; Пионерская правда. 1928. 11 апр. С. 3.

58 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 52об.

59 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 52об.

60 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 85об.

61 Материал к «Всекрымской неделе за здоровую смену» 20-28 мая 1928 г. Симферополь, 1928. С.1-2.

62 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 1.

63 Материал к «Всекрымской неделе за здоровую смену» 20-28 мая 1928 г. Симферополь, 1928. С. 15.

64 ЦГА СПб. Ф. Р-1000. Оп. 12. Д. 322 Л. 154.

65 Смена (Ленинград). 1928. 12 мая.

66 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 42.

67 Смена. 1928. 22 мая; 25 мая; 26 мая; Ленинградская правда. 1928. 24

мая; 25 мая; Ленинградская правда. 1928. 27 мая.

68 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп.1. Д. 357. Л. 61.

69 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп.1. Д. 357. Л. 53.

70 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп.1. Д. 357. Л. 53.

71 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 80-80об.

72 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 85.

73 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 21-21об.

74 ЦГА СПб. Ф. Р-2275. Оп. 9. Д. 1283. Л. 86об.

75 ЦГА СПб. Ф. Р-3215. Оп. 1. Д. 357. Л. 61.

76 Даниелов Б.И. За здоровую смену: Как оборудовать и устроить площадки и лагеря. Ростов-на-Дону, 1930; За здоровую смену: Сборник работ по охране здоровья детей и подростков. Краснодар, 1934.

77 Сарычева Т.В. Организация краевого научно-исследовательского кабинета врачебного контроля в Западной Сибири и его деятельность в 1930-е гг. // Бюллетень сибирской медицины. 2015. Т. 14. № 4. С. 122.

Авторы, аннотация, ключевые слова

Ульянова Светлана Борисовна - докт. ист. наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург)

ОЯСГО ГО: 0000-0003-2059-6430

ulyanova_sb@spbstu.ru

Сидорчук Илья Викторович - докт. ист. наук, профессор, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (Санкт-Петербург)

ОЯСГО ГО: 0000-0001-9760-2443

chubber@yandex.ru

Исследование представляет собой первую в историографии попытку комплексного рассмотрения истории оздоровительной кампании «Неделя за здоровую смену», проводившейся в СССР в 1928 г. В работе не только реконструирован ее ход, но она проанализирована в контексте выработки уникальной советской модели физкультуры, что позволило соотнести ее с другими новаторскими инициативами власти в этой области. Источнико-вую основу исследования составили опубликованные в рамках кампании издания, а также материалы периодической печати, в которых освещался ее ход и итоги. Оригинальность выводов во многом обусловлена обращением к ранее неизвестным архивным документам, что позволило выявить охват и участников кампании, трудности, с которыми они сталкивались в ходе ее реализации, оценить значимость полученных результатов. Был сделан вывод о том, что в целом неудовлетворительные итоги «Недели»

(что признавалось и ее организаторами) во многом объясняются тем же, что и неудачи других ранне советских кампаний, а именно организаторскими провалами, нехваткой ресурсов, недостаточной продуманностью, перегрузкой другими задачами ответственных за ее реализацию. Одновременно проведенная в ее рамках работа по санитарному обследованию, организации оздоровительных учреждений, санитарно-гигиеническому просвещению подрастающего поколения и их родителей, пропаганде физической культуры и здорового образа жизни способствовала постепенному утверждению в массах новых стандартов телесной культуры и здорового досуга. Таким образом, эта кампания может рассматриваться как этап выработки советской модели физкультуры, в основе которой лежала именно санитарно-просветительская работа.

Физическая культура, физическое воспитание, социальная политика, детство, школьное образование, гигиена, санитарно-гигиеническое просвещение, здоровый образ жизни, пропаганда, кампания.

Authors, Abstract, Key words

Svetlana B. Ulyanova - Doctor of History, Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (St. Petersburg, Russia) ORCID ID: 0000-0003-2059-6430 ulyanova_sb@spbstu.ru

Ilya V. Sidorchuk - Doctor of History, Associate Professor, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University (St. Petersburg, Russia) ORCID ID: 0000-0001-9760-2443 chubber@yandex.ru

The study is the first attempt in historiography to comprehensively examine the history of the wellness campaign "A Week for a Healthy Generation", held in the USSR in 1928. The work not only reconstructs its course, but it is analyzed in the context of developing a unique Soviet model of physical education, which made it possible to correlate it with other innovative initiatives of the authorities in this area. The research is based on publications released as part of the campaign, as well as periodical materials that covered its progress and results. The originality of the conclusions is largely due to the reference to previously unknown archival documents, which helped to identify the number and composition of the participants in the campaign, the difficulties they faced during its implementation, and to assess the significance of the results obtained. It was concluded that, in general, the unsatisfactory results of the "Week" (which was also recognized by its organizers) are largely explained by the same reasons as the failures of other early Soviet campaigns, namely organizational

failures, lack of resources, insufficient planning, and overloading with other tasks of those responsible for its implementation. At the same time, the work carried out within its framework on sanitary inspection, organization of health facilities, sanitary and hygienic education of the younger generation and their parents, promotion of physical culture and a healthy lifestyle contributed to the gradual establishment of new standards of physical culture and healthy leisure among the population. Thus, this campaign can be considered as a stage in the development of the Soviet model of physical education, which was based on sanitary and educational work.

Physical culture, physical education, social policy, childhood, school education, hygiene, sanitary and hygienic education, healthy lifestyle, propaganda, campaign.

References (Articles from Scientific Journals)

1. Andrushchenko, N.Yu. Okhrana i zashchita detstva v sovetskiy period (20 - 30-e gody XX stoletiya) [Safeguarding and Protection of Childhood in the Soviet Period (20 - 30s of the 20th Century).]. Vesnik Vitsebskaga dzyarzhaynaga universiteta, 2016, no. 2 (91), pp. 62-65. (In Russian).

2. Bakanov, S.A. Rabochie kamennougolnoy promyshlennosti Yuzhnogo Urala v 1907 - 1928 gg.: usloviya truda i byta [Workers of the Coal Industry of Southern Urals in 1907 - 1928: Conditions of Everyday Life and Work.]. Uralskiy istoricheskiy vestnik, 2008, no. 1 (18), pp. 30-36. (In Russian).

3. Filippov, A.N. Stanovlenie fizicheskoy kultury v SSSR: Konflikt N.A. Semashko i N.I. Podvoyskogo [Formation of physical culture in the USSR: A Conflict between N.A. Semashko and N.I. Podvoysky.]. Vestnik Yaroslavskogo gosudarstvennogo universiteta im. P.G. Demidova. Seriya Gumanitarnye nauki, 2011, no. 1 (15), pp. 18-20. (In Russian).

4. Grant, S. The Politics and Organization of Physical Culture in the USSR during the 1920s. Slavonic and East European Review, 2011, vol. 89, no. 3, pp. 494-515. (In English).

5. Sarycheva, T.V. Organizatsiya kraevogo nauchno-issledovatelskogo kabineta vrachebnogo kontrolya v Zapadnoy Sibiri i ego deyatelnost v 1930e gg. [Organization of the Regional Research Cabinet of Medical Control in Western Siberia and its Activity in the 1930s.]. Byulleten sibirskoi meditsiny, 2015, vol. 14, no. 4, pp. 119-124. (In Russian).

6. Shchukin, D.V. and Nekrylova, O.G. Sovetskaya vlast i sistema narodnogo obrazovaniya v 1920-e gody: praktika eksperimentov v usloviyakh postroeniya novoi gosudarstvennosti [Soviet Power and System of Public Education in 1920s: Practice of Experiments in Conditions of

Building New Statehood.]. Nauchnyy dialog, 2021, no. 5, pp. 462-476. (In Russian).

7. Sidorchuk, I.V. Diskussii o "fizicheskom vyrozhdenii proletariata" i sovetskiy evgenicheskiy proekt 1920-kh gg. [Discussions on the "Physical Degeneration of the Proletariat" and the Soviet Eugenics Project of the 1920s.]. Izvestiya Uralskogo federalnogo universiteta. Seriya 2: Gumanitarnye nauki, 2018, vol. 20, no. 3 (178), pp. 71-84. (In Russian).

8. Sidorchuk, I.V. Dosug v byudzhetakh vremeni sovetskikh gorozhan (po materialam issledovaniy 1920-kh - nachala 1930-kh godov) [Leisure in Time Budgets of Soviet Citizens in 1920s - Early 1930s.]. Nauchnyy dialog, 2021, no. 10, pp. 462-480. (In Russian).

9. Sirotkina, I.E. Natsionalnye modeli fizicheskogo vospitaniya i sokolskaya gimnastika v Rossii [National Models of Physical Education and the Sokol Gymnastics in Russia.]. Sotsiologicheskoe obozrenie, 2017, vol. 16, no. 2, pp. 320-339. (In Russian).

10. Tsaregorodtsev, A.D., Dlin, V.V. and Mizernitskiy, Yu.L. Etapy bolshogo puti (k 85-letiyu Moskovskogo nauchno-issledovatelskogo instituta pediatrii i detskoy khirurgii) [Stages of a Long Path (To the 85th Anniversary of Moscow Research Institute of Pediatrics and Pediatric Surgery).]. Pediatriya. Zhurnal imeni G.N. Speranskogo, 2013, vol. 92, no. 1, pp. 169-173. (In Russian).

11. Ulyanova, S.B. Predposylki formirovaniya kampaneyskikh printsipov sovetskoy politiki v posleoktyabrskiy period [Prerequisites of Campaign Principles in Soviet Policy after 1917.]. Vestnik Rossiyskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Istoriya Rossii, 2007, no. 1, pp. 71-81. (In Russian).

(Monographs)

12. Aralovets, N.A. Gorodskaya semya v Rossii 1897 - 1926 gg.: Istoriko-demograficheskiy aspect [Urban Family in Russia, 1897 - 1926: Historical and Demographic Aspect.]. 2nd ed. Moscow; Berlin, 2019, 270 p. (In Russian).

13. Hoffmann, David L. Vzrashchivanie mass: Modernoe gosudarstvo i sovetskiy sotsializm, 1914 - 1939 [Cultivating the Masses: Modern State Practices and Soviet Socialism, 1914 - 1939.]. Moscow, 2018, 422 p. (In Russian). = Hoffmann, David L. Cultivating the Masses: Modern State Practices and Soviet Socialism, 1914 - 1939. Ithaca (NY): Cornell University Press, 2011, 327 p. (In English).

14. Meerovich, M.G. Nakazanie zhilishchem: Zhilishchnaya politika v SSSR kak sredstvo upravleniya lyudmi, 1917 - 1937 [Punishment by Housing: Housing policy in the USSR as a Means of Managing People, 1917 - 1937.]. Moscow, 2008, 300 p. (In Russian).

15. Smirnova, T.M. Deti strany Sovetov: ot gosudarstvennoy politiki k realiyam povsednevnoy zhizni, 1917 - 1940 gg. [Children ofthe Soviet Country:

From State Policy to the Realities of Everyday Life, 1917 - 1940.]. Moscow; St. Petersburg, 2015, 382 p. (In Russian).

DOI: 10.54770/20729286 2024 3 92

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.