О. В. Жерновникова КАМИННЫЕ ЧАСЫ КАК КОЛЛЕКЦИОННАЯ ВЕЩЬ
Работа представлена кафедрой искусствоведения Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов.
Научный руководитель - доктор искусствоведения, профессор Н. М. Мышъякова
Статья посвящена истории появления и развития каминных часов. Основная идея заключается в приобретении ими статуса коллекционной вещи. Также рассматривается стилевое разнообразие каминных часов и своеобразие их декора.
Ключевые слова: каминные часы, стиль, барокко, классицизм, ампир, эклектика.
The article is devoted to the history of mantel clocks' origin and development. The main idea is about their acquisition of a collection item status. Moreover, the diversity of mantel clocks' styles and peculiarity of their decor are considered.
Key words: mantel clock, style, the baroque, classicism, Empire style, eclecticism.
Каминные часы являются особым видом часов, форму, отделку и стиль которых определяет место их размещения, а также архитектурно-пространственное окружение. Это не только часы в обычном смысле слова, но и часть декоративно-прикладного искусства, традиции которого складывались тысячелетиями. Каминные часы - тра-
диционно коллекционная вещь. Одно из основных потребительских качеств каминных часов - подтверждение статуса их владельца, престижности его жилища. Каминные часы не занимают лидирующего положения на рынке интерьерных часов, но ситуация может радикально измениться благодаря растущему на них спросу. Каминные
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
часы ежегодно выставляются на международных аукционах Кристи и Сотбис.
Ценность каминных часов как предмета коллекционирования определяется историей часов, их «диковинностью», технической замысловатостью и изначально сложившейся роскошностью, которая постепенно все интенсивнее вытесняет функциональность механизма на периферию их вещного статуса.
Изготовление первых каминных часов относится к готической эпохе. Впервые они появились во Франции в середине XVIII в., а десять лет спустя в Англии. Термин «каминные» является английским, однако своей наивысшей популярности эти часы достигли во Франции благодаря покровительству французского двора. Часовщики двора были привилегированной кастой, работавшей под эгидой самого короля. При Людовике XIV, «короле-солнце», существовали законы спроса и предложений, которые подчинили и интересы английской часовой индустрии.
Каминные часы относятся к настольным часам. Обычно они несли строго функциональную нагрузку, хотя могли быть бессмысленно и даже излишне декорированными. Появление каминных часов логически определило место для их размещения, т. е. наиболее удачную точку в интерьере гостиной - камин. До их появления камины делали без полочек для часов. Оформление и декор каминных часов повторяли отделку самих каминов, для которой использовали мрамор, бронзу, керамику. Часы выполнялись в различных стилях: барокко, рококо, «aux sauvages» (часы, украшенные фигурами негров, индейцев и т. д.), ампир. Фигурная пластика каминных часов воспроизводила библейские сюжеты, сцены из античной мифологии, романтические или галантные сценки. Для украшения часов использовали египетские и греческие орнаменты, фигурки амуров, сатиров и купидонов. Смена эпох и стилей в истории искусства повлияла на форму часов, оби-
лие и вид декоративных элементов, используемых в их дизайне. Одним из новшеств стало применение техники витража в каминных часах. Витраж составлялся согласно классической венецианской технологии из крашенного в массе стекла и металла. Использование в оформлении часового кор -пуса мозаики из цветного витражного стекла говорит о применении старинного архитектурного декора в домашней обстановке.
Первые экземпляры французских каминных часов по большей части являлись принадлежностью церкви. Их архитектурный и официальный вид был очень строгим, а отделка с использованием черепашьего панциря и инкрустацией латунью и серебром считалась довольно дорогой. Главной чертой французских каминных часов был особый метод выделения цифр на циферблате: каждая в отдельном металлическом или фарфоровом диске или картуше. Сначала цифры покрывались черной эмалью, затем, в более позднее время, - голубой. Основным требованием для французских каминных часов в 30-е гг. XVIII в. и позже был декор всего свободного пространства.
В истории часового искусства были случаи, когда мастера делали корпус полностью из фарфора в очень причудливой форме - слон или музыкант, играющий на смычковых инструментах, окаймленный цветами или окруженный сельскими жителями. Изобретение балансира и маятника в XVII в. привело к некоторому видоизменению настольных часов.
В течение XVIII в. во Франции формы и виды украшения были наиболее разнообразными. Ко двору Людовика XIV и Людовика XV приглашались талантливые мастера и художники. Из фарфора, золоченой бронзы, мрамора и особой формы лака -vernis martin - они изготовляли часы рококо с богатым украшением.
Лучшие мастера продолжали служить во времена Людовика XVI и в период Французской революции, когда для рисунка
Каминные часы как коллекционная вещь
были характерны черты неоклассицизма. В результате того, что промышленная революция привела к подъему и процветанию среднего класса, а также спросу на предметы роскоши, в XIX в. производство каминных часов увеличилось.
Английские каминные часы находились, как правило, в умеренно украшенном деревянном корпусе. В их числе были часы без курантов для библиотек, кабинета и будуара. Деревянные каминные часы пользовались популярностью в конце XIX в., в эпоху возрождения элегантной мебели в стиле шератон. Корпуса делали в Англии из дуба и красного дерева, но многие часовые механизмы импортировались из Европы. Украшения часто изготавливались с окаймлением из древесины самшита по краям или полосок, сделанных из овалов, квадратов, ракушек и других мотивов импортного маркетри. К 1830 г. практика расположения парных орнаментов сбоку на каминных часах привела к созданию гарнитур де ше-мине (garniture de chemine), каминного набора, состоящего из часов и соответствующих предметов, расположенных сбоку от часов, например канделябров, которые вошли в моду в XIX в.
Коллекционирование часов считается занятием весьма древним и респектабель-ным. Первые самоотверженные собиратели часов появились в то время, когда были изобретены переносные механические часы. Существует предположение, что у импера-тора Священной Римской империи, впоследствии короля Испании Карла V (1500-1558), было около трех тысяч часов. Чиновники в Китае с радостью принимали часы в дар, став, таким образом, настоящими коллекционерами. В Россию ввоз часов начался в период правления Ивана III. Тогда часы в России были иноземными диковинками. Вельможи императрицы Екатерины II испытывали особую страсть к приборам точной механики и носили несколько часов сразу.
Часы являлись показателем достатка, а приобретение часов стало выгодным вло-
жением денег. Такие отделы крупнейших антикварных домов, как Sotheby's и Christie's, проявляют в этом деле особую заинтересованность. Отчеты о продажах действующего в Женеве специализированного часового аукциона «Антикворум» могут служить руководством к действию собирателям и бизнесменам. При выборе часов существуют два главных параметра: 1) сложность механизма; 2) имя мастера или фирмы. Часы XV-XVII вв. признаны очень редкими . Их создатели хорошо известны, им посвящены многочисленные тома исследований. Почти каждая продажа подобных часов на аукционе воспринимается как большое событие. Четыре года назад на Sotheby's в Нью-Йорке настольные часы эпохи Людовика XIV были проданы за 98,5 тыс. долл. Существуют коллекционные часы, выпускаемые фирмами в единственном числе или лимитированными сериями. Они являются настоящими шедеврами часового искусства, раритетами.
Каминные часы, будучи прекрасным украшением домашнего интерьера, в настоящее время практически не производятся по старинным технологиям. Триумфальное шествие каминных часов было остановлено катаклизмами XX столетия. Но мода XXI столетия постепенно возвращает в дома каминные гарнитуры.
Таким образом, благодаря своей красоте, богатству и редкости каминные часы стали коллекционной вещью. В настоящее время увидеть подобные часы можно лишь в музеях, личных коллекциях и антикварных магазинах, хотя и сегодня создаются прекрасные образцы каминных часов как традиционного, так и современного дизайна. В современном обществе имидж каминных часов как символа благополучия, достатка, даже роскоши сформировался благодаря фильмам о жизни аристократов и миллионеров, походам в художественные музеи и т. д. Настоящие каминные часы, будучи престижным и очень дорогим предметом интерьера, по-
ОБЩЕСТВЕННЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ
прежнему доступны очень немногим. На международных аукционах и выставках каминные часы пользуются особой популярностью и престижем как давно забытые и вышедшие из частого употребления предметы декоративно-прикладного искусства.
На российском антикварном рынке всегда существовал спрос на каминные часы. Тон для этого задавали коллекционеры старой бронзы и часов и музейщики, обращавшие особое внимание на высокий художественный уровень и экспозиционную ценность этих предметов.