Научная статья на тему 'КАМЕРНОЕ ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГЛИНКИ В РЕПЕРТУАРЕ СТУДЕНТА-ВОКАЛИСТА'

КАМЕРНОЕ ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГЛИНКИ В РЕПЕРТУАРЕ СТУДЕНТА-ВОКАЛИСТА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
вокальное творчество / Глинка / романсы / произведения для голоса / chamber vocal / Glinka / romances / works for voice

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ху Шуминь, Семенова Д.А.

В статье рассказывается о феномене камерного вокального творчества русского композитора М. Глинки. Автор рассматривает основные произведения композитора написанные для голоса в разные периоды биографии. В тексте статьи дана общая характеристика соответствующего раздела творчества композитора и приведены примеры выдающихся образцов, вошедших в фонд классического вокального наследия России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHAMBER VOCAL M. GLINKA'S WORK IN REPERTOIRE STUDENT VOCALIST

The article describes the phenomenon of chamber vocal creativity of the Russian composer M. Glinka. The author examines the composer's main works written for voice in different periods of his biography. The text of the article gives a general description of the corresponding section of the composer’s work and provides examples of outstanding samples included in the fund of the classical vocal heritage of Russia.

Текст научной работы на тему «КАМЕРНОЕ ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГЛИНКИ В РЕПЕРТУАРЕ СТУДЕНТА-ВОКАЛИСТА»

УДК 784 Ху Шуминь, Семенова Д. А.

Ху Шуминь

студент магистратуры департамента музыкального искусства института культуры и искусств Московский городской педагогический университет (г. Москва, Россия)

Научный руководитель: Семенова Д.А.

доцент, к. п. н. Московский городской педагогический университет (г. Москва, Россия)

КАМЕРНОЕ ВОКАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО М. ГЛИНКИ В РЕПЕРТУАРЕ СТУДЕНТА-ВОКАЛИСТА

Аннотация: в статье рассказывается о феномене камерного вокального творчества русского композитора М. Глинки. Автор рассматривает основные произведения композитора написанные для голоса в разные периоды биографии. В тексте статьи дана общая характеристика соответствующего раздела творчества композитора и приведены примеры выдающихся образцов, вошедших в фонд классического вокального наследия России.

Ключевые слова: вокальное творчество, Глинка, романсы, произведения для голоса.

Михаил Иванович Глинка по праву считается основоположником русской музыкальной школы. В его творчестве продолжились, развились идеи и тенденции творчества композиторов предыдущих эпох.

Перу композитора принадлежат многочисленные произведения разных жанров. Это и симфоническая музыка увертюра «Арагонская хота» и «Ночь в Мадриде», и «Камаринская», и номера к трагедии «Князь Холмский». В своей

оркестровой музыке Глинка опирается на народное творчество, что ярко отражено во всех его произведениях.

Оперное творчество Глинки открыло в русской музыке классический период и послужило примером для многих последующих произведений в этом жанре. Такие оперы композитора как «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила» и по сей день входят в репертуарный список самых крупных театров мира.

Камерное вокальное творчество композитора чрезвычайно обширно и представляет собой несомненный интерес для изучения с точки зрения использования его как части обучающего репертуара студента-вокалиста. Свое музыкальное творчество композитор посвящал самым ярким поэтам. Это такие выдающиеся личности как Пушкин, Жуковский, Дельвиг, Баратынский, Батюшков. Всего авторами текстов к романсам Глинки являются 20 человек. Рассмотрим наследие композитора.

В своем раннем творчестве композитор обращается к лирической тематике, которую он будет использовать и в последующем. М. Глинка стремился к простоте изложения, естественности и речевой очевидность вокального письма. Форма и размер стиха органично претворяются композитором в его музыкальных воплощениях: зачастую двухчастной форме, соответствующих форме и размеру стиха.

Мелодии романсов Глинки обладают четкими контурами, просты для запоминания и воспроизведения, хотя не лишены украшений - мелизмы и групетто используются композиторами, и являются своеобразной печатью времени и музыкального письма того времени. Интервально-плавные мотивы, секстовые и терцовые ходы вместе с поступенным движением мелодии составляют отличительные черты мелодизма русского романса, которые впоследствии будут использоваться почти всеми сочинителями этого жанра.

Склад письма, используемый композитором, всегда использует ведущую роль мелодии, отводя тем не менее аккомпанементу не менее важную роль поддержки и сопровождения мелодии.

Жанр элегии в творческом наследии М. Глинки занимает ведущее место. Мы можем обнаружить образцы этого стиля в любом периоде творчества композитора. Так, к этому жанру принадлежит романс «Не искушай» на слова М. Баратынского. Другие романсы этого жанра из раннего периода творчества композитора - «Бедный певец», «Разочарование» и «Память сердца».

Еще один пласт творчества композитора - это авторские народные песни, своеобразные авторские стилизации народных мелодий н стихи А. Дельвига. Так, композитор написал романс на стихи Дельвига «Только узнал я тебя», «Ах, ты ночь ли ноченька», «Дедушка! - девицы раз мне говорили», «Не говори: любовь пройдет», «Только узнал я тебя», «Русская песня». Эти романсы стали для композитора той лаборатории, в которой она разрабатывал особенности своего музыкального вокального стиля, который потом найдет воплощение в его оперных творениях.

Очередной образной сферой, в которой творил М. Глинка, является пейзажная лирика. Образы природы всегда вдохновляли композитора на создание атмосферных романсов, в которых звукоизобразительность и выразительность создают богатые природные образы-картины.

К этой образной разновидности можно отнести романс «Венецианская ночь», «Жаворонок», «Венецианская ночь», «Уснули голубые», «Финский залив» и др.

Одной из самых популярных творческих веток вокальной лирики композитора являются романсы на стихи А. С. Пушкина, к этой категории относятся такие романсы как «Адель», «Мери», «Признание», «Я здесь Инезилья», «Ночной зефир», «Я помню чудное мгновенье», «Не пой красавица при мне», «Признание», «Где наша роза», «Заздравный кубок». Славный венок пушкинских романсов состоит из совсем разных по стилистике и направленности музыкальных воплощений поэзии гениального русского поэта. Каждый раз композитор ищет индивидуальные средства музыкальной выразительности для наиболее яркого отображения текстового содержания.

Отдельным особняком стоит в наследии композитора Вокальный цикл «Прощание с Птербургом», который был написан в тесном сотворчестве с автором слов - Н.В. Кукольником. 12 романсов были созданы и адресованы теплой компании друзей, которые собирались у Кукольника дома. Как драматургически продуманный цикл «Прощание с Петербургом» почти не используется. Часто исполняются отдельные номера этого произведения. В его состав входят такие романсы как: Кто она и где она, Еврейская песня, Болеро («О дева чудная моя»), Каватина «Давно ли роскошно ты розой цвела»), Колыбельная («Спи, мой ангел, почивай»), Попутная песня,

Фантазия («Стой, мой верный, бурный конь»), Баркарола («Уснули голубые»), «Virtus antiqua» («Старинная доблесть»), Жаворонок, К Молли,

Прощальная песня.

Самыми популярными номерами из цикла являются «Жаворонок», «Попутная песня».

И еще одним образно-смысловым разделом камерного вокального творчества композитора являются драматические монологи. Таков романс «Ты скоро меня позабудешь» на слова Ю.В. Жадовской и романс «Не говори, что сердцу больно» (1856) на слова Н. Ф. Павлова.

Наследие композитора представляет собой обширный список произведений для разных типов голосов, которые являются обязательными в репертуарном списке студента-вокалиста. Настоящий, классический вокальный стиль композитора как нельзя более благотворно может сказываться на развитии голоса, его выразительности и качественных характеристиках звучания.

Стилевая принадлежность творений композитора относится к стилю bel canto, что однозначно свидетельствует о необходимости задействования всех составляющих этой манеры пения во время исполнения. А именно, усредненность и равнообъемность гласных и как можно более быстрое четкое произнесение согласных на высоте тона гласной, штрих легато если не указано автором другого, точное следование ритму мелодической линии с соблюдением всех нюансов динамики, агогики и темповых замечаний, указанных композитором в тексте. Также в этом стиле необходимо помнить о «мягкой атаке» и «мягком снятии» всех звуков.

Завершая обзор творчества композитора хочется выразить надежду, что подрастающее поколение певцов по достоинству оценит жемчужины русского вокального стиля, которые оставил нам в наследство классик русской музыки!

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Асафьев Б.В. Глинка. - М., -Л., 1950. - 313 с;

2. Асафьев Б.В. Русская музыка XIX и начала XX в. - М., 1979. - 324 с;

3. Багадуров В.А. Очерки по истории вокальной педагогики. - «Лань», «Планета музыки», 2020. - 476 с;

4. Барсов Ю.А. Вокально-исполнительские и педагогические принципы М.И.Глинки. - Л., 1968. - 66 с;

5. Глинка М.И. Литературное наследие. Т. 1. - Л., -М., 1952. - 512 с;

6. Глинка М.И. Полное собрание сочинений. Т. 11. Вокально-педагогические сочинения. - М., 1963. - 483 с;

7. Канн-Новикова Е. М.И. Глинка. Новые материалы и документы. М., 1950. - 120 с

Hu Shumin, Semenova D. A.

Hu Shumin

Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)

Scientific advisor: Semenova D.A.

Moscow City Pedagogical University (Moscow, Russia)

CHAMBER VOCAL M. GLINKA'S WORK IN REPERTOIRE STUDENT VOCALIST

Abstract: the article describes the phenomenon of chamber vocal creativity of the Russian composer M. Glinka. The author examines the composer's main works written for voice in different periods of his biography. The text of the article gives a general description of the corresponding section of the composer's work and provides examples of outstanding samples included in the fund of the classical vocal heritage of Russia.

Keywords: chamber vocal, Glinka, romances, works for voice.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.