Научная статья на тему 'Каменные двери в средневековых строительных конструкциях и сооружениях'

Каменные двери в средневековых строительных конструкциях и сооружениях Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
292
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник МГСУ
ВАК
RSCI
Область наук
Ключевые слова
ДВЕРИ / СТРОИТЕЛЬСТВО / CONSTRUCTION / ДРЕВНЕЙШАЯ АРХИТЕКТУРА / ANCIENT ARCHITECTURE / ПОДЗЕМНЫЕ И НАЗЕМНЫЕ СООРУЖЕНИЯ / UNDERGROUND AND SURFACE STRUCTURES / "ТОМБ" / АРМЕНИЯ / ARMENIA / ИРЛАНДИЯ / IRELAND / THE STONE DOORS / TOMB

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шагинян С. М., Бегларян А. А.

В статье рассматривается сходство ирландских "Томбов" с армянскими подземными сооружениями, т.е. антропогенными пещерами с каменными дверьми, а также между армянскими и ирландскими древнейшими орнаментами и символами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

We have observed the spread of a great number of similarities between The Tara Tombs and Caves with Stone Doors, as well as ornaments and symbols of petrogliphs and cave anthropogenic constructions in Armenia and Ireland.

Текст научной работы на тему «Каменные двери в средневековых строительных конструкциях и сооружениях»

1/2010

ВЕСТНИК _МГСУ

КАМЕННЫЕ ДВЕРИ В СРЕДНЕВЕКОВЫХ СТРОИТЕЛЬНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ И СООРУЖЕНИЯХ

Самвел М. Шагинян, Ара А. Бегларян

ЕГУАС

В статье рассматривается сходство ирландских "Томбов" с армянскими подземными сооружениями, т.е. антропогенными пещерами с каменными дверьми, а также между армянскими и ирландскими древнейшими орнаментами и символами.

We have observed the spread of a great number of similarities between The Tara Tombs and Caves with Stone Doors, as well as ornaments and symbols of petrogliphs and cave anthropogenic constructions in Armenia and Ireland.

Каменные двери - это архитектурно-строительные элементы, которые применялись в средневековых архитектурных сооружениях и наиболее часто - в подземных архитектурно-строительных сооружениях. До нас дошли десятки экземпляров подобных дверей в подземных тоннелях, ведущих к устроенным в толще скальных пород залам жилищ и складов. В большинстве случаев такие конструктивные сооружения были зафиксированы в средневековых замках, защищенных монастырях, церковных комплексах, в подземных путях для бегства, путях сообщения и соединительных тоннелях, построенных не ранее IX века. Самые старые в историческом плане сооружения такого рода нами были зафиксированы в крепостях и цитаделях Ванского царства (Урарту), датировка которых относится к VIII веку до Р.Х. Употребление каменных дверей в строительсове с соответствующими технологиями насчитывает фактически несколько тысячелетий.

Ил. 1, 2. Вход в пещеру и каменная дверь

Каменные двери высечены из одного куска камня (ил. 1, 2, 3), в основном из базальта, и, соответственно, имеют солидный вес. Самые маленькие двери, размером 60x45x18см, весят не менее 50 кг, встречаются также „колоссы" в 1,5-2,0 тонны. Несмот-

ря на свои габариты, вставленные в каменные рамы, двери, легко управляются: механика движения этих дверей поражает точными расчетами и простотой замысла, свидетельствуя о виртуозности мастеров далекого прошлого. Каменные двери единичны, как по форме и отбору материала, так и по своей конкретной функциональности. В антропогенных пещерах сохранилось несколько десятков каменных дверей, дошедших до наших дней.

Пещеры с каменными дверьми состоят из трех основных частей: пещеры-галереи (галерей), каменной двери (дверей) и потайного хода (ил. 4), представляющего собой очень хорошо замаскированный, труднопроходимый тоннель со своеобразной искусственной кладкой. Используемая часть с каменными дверьми является естественной пещерой.

Ил. 3, 4. Вход и тоннель к пещере

Ведущие в пещеру потайные ходы, как правило, длинны, узки и труднопроходимы; среди них встречаются проходы длиной до 60 м. В некоторых случаях, однако, тайные проходы достаточно широки и высоки. К ним относится тайный проход Амберда, который начинается под киклопской кладкой крепости и доходит до реки. Архитектурные и инженерные замыслы построенных между крепостью Амберд и рекой Амберд тайных проходов идентичны застройкам обследованных и обмеренных нами пещер с каменными дверьми и тоннелей (ширина тоннеля равна 1,5-1,8 м, высота доходит до 2 м). Раскопки и обследования потайного хода были выполнены Б.Пиотровским и А.Аджаном в 1936г.

В тоннелях крепости Амберд характерных каменных дверей при археологических раскопках не было обнаружено. Однако, обнаруженные в ряде пещер двери (1,6 м высота и 1м ширина), а также наличие каменной двери у входа цитадели, дают возможность полагать, что большие каменные двери могли быть в тайном проходе Амберда, особенно на отрезках входа и выхода.

Если вход был большим, то с обеих сторон каменной двери выкладывались стены (ил. 5), если же вход был маленьким, то его закрывали большими обломками скалы, оставляя только дверь. После этого начиналась постройка тоннеля. Параллельно складывали каменные плиты, которые затем покрывались плитами такой же длины (такой строительный подход характерен для отрезка входа дольменов). При большой длине тоннеля ставилась промежуточная дверь, такая же устанавливалась в конце тоннеля. Как правило, каменные двери открывались во внутрь (в глубь тоннеля, в пещеру). В самом конце сооружение полностью замаскировывалось находящимися в окрестности ку-

сками базальта таким образом, что своим цветом, формой и видом горных пород оно сливалось с ландшафтом. Сегодня лишь хорошо натренированный глаз сможет различить слитые с окружающим ландшафтом остатки сооружени (ил. 6, 7, 8).

Ил. 5. Графическое изображение размещения элементов антропогенных пещер с каменными

дверьми.

Ил. 6, 7, 8. Этапы постройки пещер с каменными дверьми

Как правило, каменные двери имеют выступы (ил. 2), верхние части которых закруглены в виде полушарий. Коробки дверей собраны из цельных плит базальта (ил. 1), на нижней и верхней половинках которых проделаны отверстия для выступов дверей. На противоположной от оси вращения каменной двери стороне, с наружной, а в редких случаях и с внутренней стороны, имеются выемки для укрепления деревянных ручек. Встречаются пещеры с каменными дверьми, которые были связаны с естественными пещерами. Для этих пещер каменные двери составляют неотделимую часть их комплексного замысла, и если исследователь встречает тайный тоннель, то может быть уверен, что здесь обязательно найдет и каменную дверь.

Каменные двери устанавливались также у входа в жилую пещеру. В обследованных нами ущельях Арагацотна, в хорошо благоустроенных, по-военному укрепленных пещерах, форма и вид кладки узких входов подсказывают, что эти входы в свое время также закрывались каменными дверьми. Каменные двери и их каменные обрамления в основном обработаны скурпулезно и с большим мастерством. Как вид каменных дверей, так и общий замысел и качество исполнения пещерного комплекса говорят о дальновидности строителей и принципиальности их подхода. Они сооружали эти пещеры для последующих поколений, сделав все для обеспечения долголетия сооружения.

Сравнение некоторых потайных путей киклопских крепостей, подземных скальных сооружений Ширака, потайного пути Амберда, а также двухэтажных скальных потайных путей г.Ани, описанное Марром в 1916 г., убеждает, что мы имеем дело с общим инженерно-строительным замыслом, материализованные выражения которого, сколько бы ни различались, являются продуктом этого мышления.

Все они разработаны по одному и тому же принципу и в основном служат для закрытия входов тоннелей и пещер. Найденные нами в 1984 г. обломки каменной двери, обтесанной из ингимбритского туфа в районе Кармрашена, выявлены в единственном экземпляре и являются исключением.

Характерной особенностью является также то, что пещеры с каменными дверьми сооружены таким образом, что дверь можно запереть только изнутри. Это означает, что когда внутри пещеры не было людей, то войти в нее не представляло никакой трудности, несмотря на то, что там, как в кладовой, хранились основные или резервные запасы пищи, обеспечивающие существование большой группы людей. Запирание каменных дверей лишь изнутри давало возможность человеку или большой группе людей изолироваться от внешнего мира по каким-то ритуальным или оборонительным соображениям. Отсюда можно сделать вывод, что во времена строительства пещер с каменными дверьми таких явлений, как воровство, хищение, разбойничество - среди местных жителей не было. Это являлось характерной особенностью коренных жителей горного региона, живущих в III-II тысячелетиях до Р.Х.

Ил. 9-10. Постройка ирландских „Томб" в конце IV тысячелетия (реконструкция)

На британских островах из многочисленных доисторических археологических памятников архитектурным совершенством замысла, многофункциональностью, прочностью конструкций и долголетием выделяются куполообразные строения гробниц - tomb-ы. Ирландский Tara оригинален и выгодно отличается от остальных островных памятников.

Нами обнаружены многочисленные сходства между Tara и распространенными в Армении пещерными антропогенными строениями и наскальными орнаментами и символами. Концептуальное сходство архитектурных композиций и конструктивных единств позволяет признать, что мы имеем дело с единой цивилизацией, питавшейся из одного и того же архитектурного, строительного и духовного источника, что освидетельствовано археологическими и материальными находками.

Данное строение представляет собой круглый в плане холм, внутри которого находится искусственная пещера. Вообще, в Ирландии гробницы-святыни построены по

единому принципу и представляют собой круговые сооружения, внутренний зал которых имеет связь с внешним миром через тоннель с кладкой из кромлехообразно собранных больших прямоугольных камней.

Ил. 11, 12. Детали. Погребальный холм „Hill of Tara"

Согласно экспонированной реконструкции в ирландском музее "Bru na Boinne", вначале был построен ритуальный зал с сужающимся кверху потолком (по принципу армянского куполовидного деревянного перекрытия "азарашен", состоящего из нескольких ярусов прямоугольников или восьмиугольников, суживающихся кверху), с изготовленными из больших каменных глыб ритуальными предметами, находящимися в разных углах и под вертикально стоячими стенами зала. Затем поочередной кладкой равновысотных прямоугольных камней и покрытием большими каменными плитами без раствора, строили тоннель (ил. 11, 12) Боковые стены тоннеля в основном состояли из одной большой каменной плиты, однако, видимо из-за нехватки цельных каменных плит, древние строители заменяли последнюю кладкой из нескольких каменных глыб, при этом нисколько не искажая общий принцип архитектурной композиции. Затем вычерчивались границы будущего холма, выкапывались ямки глубиной до 20-26 см, в которые кругообразно устанавливались грубо обработанные каменные глыбы (размеры примерно 200х40х70 см) с рисунками и символами. Все это покрывалось мелкими валунами и крупным щебнем. Строился искусственный холм, по периметру которого располагались испещренные символами большие камни. Создавалось такое впечатление, будто древние строители искусственно создали макет высеченной в скале пещеры, которая вероятно была их ностальгическим представлением об оставленной священной местности (ил. 9,10).

Общности архитектурных замыслов ирландских гробниц-святынь и армянских пещер с каменными дверьми абсолютны. Как в первом, так и во втором случае имеется зал, связанный тоннелью с одинаковой кладкой и одинаковыми входами, обеспечивающими связь с внешним миром.

Однако в выборе места сооружения существует принципиальная разница. Это касается особенностей ландшафта местности, где возводилось сооружение.

В случае с армянскими пещерами использовался естественный ландшафт, а в случае с ирландскими Hill of Tara создавался искусственный "горный" ландшафт.

Отмечая сходство между ирландскими холмами и армянскими пещерами с каменными дверьми, можно с уверенностью сказать, что имеем дело со схожими культурами. Согласно анализу имеющихся археологических материалов, первые переселенцы Великобритании (бритты) эмигрировали из Армянского нагорья. Исходя из вышеупомянутого, можно утверждать, что культура каменных дверей в Армянском нагорье началась как минимум в IV тысячелетии до Р.Х.

Литература:

1. Н.М.Токарский „По страницам истории армянской архитектуры"изд.,Дйастан"1973 Ереван (ст.38-39)

2. Балян С., Структурная геоморфология Армянского нагорья и окаймляющих областей, ЕГУ, 1969г., Ереван, 390с.

3. Т. Тораманян „Армянская архитектура" Т.2 АНА 1949 Ереван 452

4. Кипшидзе Д., Пещеры Ани, АНА, 1972г., Ереван, 196

5. Art as Metaphor: The Prehistorik Rock-Art of Britain. Mazel A. Mash G. Waddington C. Archaeopress 2007 Oxford p.256.

6. Movsisyan A. ,,The writing culture of pre-Mashtotsian Armenia'' Nairi 2003 Yerevan. P.398 ( Arm. verston)

7. Waddington C. „Landscape Archeological Study of the Mesolithic-Neolithic in the Milfield Basin Northumberland. BAR BS 291 1999, Oxford p.100..

8. Nash G. and Chippindale C. European Landscapes of Rock-art. Rout ledge 2002 London p.120.

9. Shahinyan S., About Several Problems on Dating Stone-Door Tunnels and Caves, UIS 14th international congrec, , Abstract Book, P-26 Atens-Kalamos p. 205.

10. Shahinyan S., The "Xenophon Dwellings" and their Analogues in the Basin of Lake Sevan, UIS Congress. August 1989. Budapest, p. 446-448.

11. Shahinyan S., Cave Dwellings with Stone Doors. UIS Congress, August 1989, Budapest, p 440-442.

12. Shahinyan S. M. „Global changes of environment and the great migrotion of people from Asia Minor at the end of the Quaternary period'' WAC-6 World Arckeological Congress 2008. Dublin''p.300.

13. Shahinyan S., About the seismic stability of Ancient Engineer Constractions, UIS 14th international congrec, Abstract Book, Atens-Kalamos 2005, P-40, p 212.

Ключевые слова: каменные двери, строительство, древнейшая архитектура, подземные и наземные сооружения, "Томб", Армения, Ирландия.

Keywords: the Stone Doors, construction, ancient architecture, underground and surface structures, Tomb, Armenia, Ireland.

Почтовый адрес: 0009, ЕГУАС, Терян 105, кафедра геоэкологии и биобезопасности

(Самвел Шагинян)

0009, ЕГУАС, Терян 105, кафедра теории архитектуры, реконструкции памятников, изящного искусства и истории (Ара Бегларян) Телефон: 10 550986, 093 288293 (Самвел Шагинян), 10 634599, 099 311399 (Ара Бегларян) e-mail: [email protected], [email protected], www.Hayrock.org.

(Самвел Шагинян); [email protected] (Ара Бегларян)

Рецензент: Каспарян Мариетта Арташесовна, доктор архитектуры, доцент, ЕГУАС

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.