Научная статья на тему 'Каменное храмовое зодчество Нижегородской губернии XVIII века'

Каменное храмовое зодчество Нижегородской губернии XVIII века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
595
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каменное храмовое зодчество Нижегородской губернии XVIII века»

В.А. Каравашкин

КАМЕННОЕ ХРАМОВОЕ ЗОДЧЕСТВО НИЖЕГОРОДСКОЙ ГУБЕРНИИ XVIII ВЕКА

В цепи общероссийского архитектурно го наследия важным звеном является зодчество Нижегородской области, представляющее широкий спектр разнохарактерных сооружений, демонстрирующих широкую палитру различных объемно-пространственных, планировочных и стилистических направлений. Наиболее выразительной его частью является культовая архитектура, где одно из ключевых мест занимает храмовое зодчество XVIII века.

На протяжении XVIII века культовое зодчество Нижегородской губернии развивалось неравномерно и в динамике его развития выделяются три этапа: I этап протекал в период 1700-1749 гг., II этап охватывал период 1750-1775 гг., и III этап - 1776-1800 гг Этапы развития характеризуются: географией храмов на территории губернии, масштабами строительства, стилистическими, объемно-пространственными и планировочными особенностями.

Специфика социально-экономического развития отдельных районов губернии оказывала влияние на масштабы строительства, что определяло неравномерную картину географии храмов анализ, которой автор положил в основу деления территории губернии на зоны: Приволжскую, Южную, Центральную и Северную.

Динамику развития культового зодчества, увеличение масштабов строительства и географию храмов иллюстрирует следующее:

I этап отмечался возведением тридцати двух храмов. В основном строительство велось в Приволжской зоне, где возводятся двадцать два храма. Центрами сосредоточения являлись г. Н. Новгород (12 храмов), г. Балахна (4 храма) и село Лыс-ково (3 храма). Три храма строятся в селах Центральной зоны и семь в Южной зоне, где два возводятся в г. Арзамасе. На протяжении данного периода господствующее положение занимала архитектура, опирающаяся на приемы древнерусского зодчества середины и конца XVII века.

II этап развития культового зодчества проходил под знаком становления барокко. На протяжении данного периода возводятся двадцать восемь храмов. Восемь - в Приволжской зоне, три - в Центральной и семнадцать - в Южной зоне. Это

показывает заметный рост масштабов культового строительства в Южной зоне и снижение в Приволжской. В Южной зоне особое положение занимает Арзамас (3 храма), в Приволжской зоне -торговые села Василева Слобода (2 храма) и Николо-Погост (2 храма). Особенностью второго этапа являлось отсутствие культового строительства в Балахне и резкое снижение в Н. Новгороде (1 храм). На данном этапе наряду с дальнейшим развитием древнерусского зодчества происходило активное становление барокко.

III этап отмечается значительным размахом культового строительства. В губернии строятся семьдесят шесть храмов, что составило большую часть возведенных культовых сооружений XVIII века. Из них сорок девять - в Южной зоне, шестнадцать -в Приволжской зоне и одиннадцать - в Центральной зоне. Главными центрами сосредоточения храмов в Южной зоне стал Арзамас (14 храмов), в Приволжской зоне - Н. Новгород (2 храма) и Балахна (3 храма), в Центральной зоне - село Павлово (3 храма). Характерной особенностью данного периода являлась многостилевая ориентация архитектуры. Наряду, с барочной архитектурой, получившей широкое распространение, в 80-90-х гг. активно внедряется классицизм. Кроме того, продолжается строительство сооружений традиционных приемов XXVII и первой половины XVIII вв.

Стилистические особенности культового зодчества XVIII века определялись планировочными и объемно-пространственными построениями, а так же декоративной отделкой фасадов. Основными характеристиками, обуславливающими тип сооружения, служили планировочные и объемно-пространственные построения.

Исходя, из особенностей планировки храмов выделено две основные группы: одноосные и двухосные. На протяжении столетия храмовое зодчество наиболее часто обращалось к одноосному плану с трехчастным построением, организованного главным объемом (храмовой частью с алтарем), трапезной и колокольней. Реже применялось двухчастное построение, составленное главным объемом и трапезной или главным объемом и колокольней. По характеру построе-

142

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2006

© В.А. Каравашкин, 2006

ния данные планировки имели симметричную и асимметричную структуру Симметричные планы выстраивались в уравновешенную композицию относительно продольной оси и имели простую линейную или сложную динамичную структуру Асимметричные планы организовывались постановкой теплого придела к южному или северному фасаду трапезной. В редких случаях асимметрия создавалась постановкой колокольни не по оси главного объема, а по центру трапезной, уширенной приделом.

Двухосные планировочные построения возникают в 70-х - 90-х гг. Под влиянием столичной барочной архитектуры появляются храмы с крестовым (четырехлепестковым) и линейно-крестовым планом. В конце XVIII века классицизм привносит в местное зодчество планировки центрической компоновки, где главный объем формирует ротонда. Эти построения выделяются в три группы: линейно-центрические, с тенденцией к двухосности и компактно-центрические.

На протяжении XVIII века в культовом зодчестве Нижегородской губернии применялись практически все известные на данном этапе объемно-пространственные построения. Широкое применение получили типы объемных построений храмов: свод на четверике, восьмерик на четверике и ярусные. Построение свод на четверике организовывалось четвериковым основанием, перекрытым четырехлотковым сомкнутым сводом. Конструктивные особенности данного типа позволяли создать открытое (бесстолпное) внутреннее пространство и организовывать одноглавое или пятиглавое завершение. Построение восьмерик на четверике формировалось квадратным или прямоугольным основанием, на которое опирался граненый объем, перекрытый восьмидольным сомкнутым сводом. Тип ярусного храма представлял построение организованное четвериковым основанием и двумя восьмериковыми ярусами. Данное построение представлено двумя группами: с разновеликими восьмериковыми ярусами и равновеликими восьмериками.

Во второй половине XVIII века в культовом зодчестве Нижегородской губернии под влиянием барокко и классицизма возникают новые объемные построения: по типу соборного храма, по типу базилики и по типу ротонды.

Культовая архитектура Нижегородской губернии, удаленная от бурных столичных преобразо-

ваний, в период 1700-1740-е гг. придерживается традиционных направлений XVII века: продольно-осевых планов и объемных построений типа - свод на четверике, восьмерик на четверике и ярусных.

Первым примером построения типа свод на четверике с одноглавым завершением являлась церковь Михаила Архангела в Городце (1707). Церковь представляла одноосное трехчастное сооружение, организованное храмовой частью с трехапсидным алтарем, трапезной и шатровой колокольней. Храмовая часть формировалась двухсветным четвериком, перекрытым невысоким глухим сомкнутым сводом. Храмы с пятиглавым завершением отличались большими размерами четверикового основания. Одним из первых храмов являлась Знаменская церковь в с. Кгмары (1701). Завершение главного объема представляло собранные в пучок пять глав диагональной постановки.

Одним из первых примеров построения типа восьмерик на четверике служит Казанская церковь в с. Григорово (1700), построенная московским боярином И.Ф. Волынским. Церковь представляла трехчастное одноосное сооружение. Характерной особенностью главного объема являлось вытянутое в поперечном направлении четвериковое основание и массивный восьмерик, неправильной формы, перекрытый низким глухим сводом.

Самую выразительную часть культового зодчества данного этапа составляли ярусные храмы. В композиционном построении с разновеликими восьмериковыми ярусами выделяются два направления: с открытым верхним восьмериком (внутреннее пространство моленного зала раскрывалось на всю высоту сооружения) и с декоративным верхним восьмериком (моленный зал перекрывался сводом на уровне нижнего восьмерика). Одним из ярких образцов построения с открытым верхним восьмериком служила Георгиевская церковь в Н. Новгороде, построенная нижегородским купцом И. Пуш-никовым. Церковь представляла трехчастное одноосное сооружение, где храмовая часть формировалась двухсветным четвериковым основанием и двумя разновеликими открытыми восьмериками. Сокращающиеся в поперечнике объемы ярусов создавали каскадный силуэт, организованный в стройную и уравновешенную композицию. Межярус-ные и венчающий своды с малым подъемом усиливали ступенчатость силуэта, но полностью скрывались ажурными белокаменными парапетами. При таком построении моленный зал представлял динамично сокращающееся по вертикали хорошо

освещенное пространство.

Примером построения храма с декоративным верхним восьмериком являлась Похвалинская церковь в Н. Новгороде (1742). Внутреннее пространство моленного зала разрезалось глухим сводом, и верхний восьмерик носил декоративный характер.

Особый интерес представляли ярусные храмы, с равновеликими восьмериковыми ярусами. Поставленные на одну вертикальную ось восьмериковые объемы, с незначительным расхождением поперечных размеров формировали столпообразную композицию. В нижегородском культовом зодчестве XVIII века храмы с таким построением выявлены автором только в Балахне. Первым примером такого построения являлась Печерская церковь (1742) и представляла одноосное двухчастное сооружение с редко встречающейся компоновкой: храм и колокольня в одном объеме разделенные глухим сводом. Моленный зал располагался в четверике, а колокольня - в восьмериковом объеме. Композиция Знаменской церкви в Балахне (1748) аналогична Печерской. Однако здесь моленный зал поднимался на всю высоту сооружения.

Основными мотивами декоративной отделки фасадов служили приемы середины и конца XVII века. Углы ярусов раскреповывались плоскими лопатками, поддерживающими широкие многодельные карнизы, организованные рядами поребрика, ширинок, ступенчатых пирамидок. Окна декорировались сложными колончатыми наличниками с килевидными, трехлепестковыми и радиусными кокошниками. Входы акцентировались перспективными порталами. В зодчестве данного периода встречаются и архаичные приемы.

Во II этапе развития нижегородское храмовое зодчество под влиянием Москвы и Петербурга постепенно вбирает отдельные разновременные барочные мотивы, которые обыгрываются в разнообразных вариациях в синтезе с приемами заимствованными из древнерусской архитектуры. Разнохарактерное, но в тоже время, органично увязанное соединение стилей, положило начало «провинциальному» барокко. Одним из первых храмов Нижегородской губернии, где проявились барочные мотивы, служит Преображенская церковь в селе Масловка, возведенная в 1750 году в имении помещика Зыбина. Сохраняя традиционную осевую трехчастную планировку и построение храма по типу восьмерик на четверике, в композиции церкви проявилось барочное стремление к легкости и стройности. Ярусы храма, своды и

оконные проемы «вытягиваются» по вертикали, формируя изящную композицию. Здесь впервые появляется пятигранный алтарь и оконные проемы с лучковым верхом декорированные характерными «ушастыми» наличниками.

Стремление к более пластичной и мягкой трактовке форм прочитывается в построении Преображенской церкви в с. Николо-Погост (1753-1760). В объемном построении церкви, почти вертикально поднимающиеся межъярусные своды, усиливали стремительное развитие композиции по вертикали и формировали плавную силуэтную линию. Иная конструктивная схема лежала в построении Вознесенской церкви, в имении Ермоловой с. Бри-тово (1758). Здесь четвериковое основание перекрывалось восьмигранным сводом, который служил основанием ярусному навершию организованному разновеликими восьмериками. В данном храме впервые в Нижегородском зодчестве появляется прямоугольный алтарь и окна - люкарны, прорезающие межъярусный свод.

Наиболее выразительно барочные мотивы проявились в храмах по типу свод на четверике. Характерной особенностью нового стиля было акцентирование свода, который занял главенствующее положение в объемной композиции. Примером служит Знаменская церковь в с. Кетрось (1771). Окто-гональная композиция основания храма перекрывалась равным по высоте, сводом стрельчатого сечения, по сторонам света прорезанного окнами -люкарнами. Продольно-осевое планировочное построение дополнялось южным и северным притворами, формирующими поперечную ось.

В результате поисков нового самовыражения столичная архитектура в 40-е гг. обращается к традиционным приемам. Это проявилось в строительстве двухосных храмов (на основе тетракон-ха) и пятиглавых храмов соборного типа.

В нижегородском культовом зодчестве это проявилось в Предтеченской церкви в с. Хирино (1758) в имении дворянина А.А. Путятина. Характерной особенностью данного храма являлось гармоничное соединение приемов московского и западноевропейского барокко. Здесь на двухэтажный тет-раконх опирался высокий световой восьмерик, перекрытый сводом стрельчатого сечения. Фасады здания декорированы плоскими пилястрами, поддерживающими широкие многодельные карнизы, и «ушастыми» оконными наличниками с лучковым и треугольным навершением.

К храмам соборного типа относится Благове-

144

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2006

щенская церковь в Арзамасе (1775-1784 ). Внушительный трехсветный четвериковый объем храма венчало основательное и вместе с тем грациозное пятиглавие с ярко выраженной барочной ярусно-стью, которое уравновешивало массивный объем четверика и создавало значительный и вместе с тем изящный силуэт храма. Декоративная отделка представлена высокими лопатками, узким межэтажным и развитым венчающим карнизами, «ушастыми» наличниками с треугольным завершением и широким криволинейным «фартуком».

Укоренившись в культовом зодчестве Нижегородской губернии в период 1750-х - 1770-х гг. барокко, получает дальнейшее развитие в III этапе, где занимает главенствующее положение.

Наиболее активно применяемыми типами храмов остаются свод на четверике и восьмерик на четверике. В данных построениях дальнейшее развитие барочных мотивов проявилось в развитии композиции по вертикали, где главной особенностью являлось значительное увеличение высоты свода и постановки ярусного завершения.

Образцами развитого барокко в нижегородском зодчестве являлась Казанская церковь в с. Дивеево (1779; ярусная) и Покровская церковь в с. Нарыш-кино (1780; восьмерик на четверике). Храмы отличаются четким и уравновешенным объемно-пространственным построением с пропорционально выверенным членением форм. В архитектуре этих храмов положено начало формированию ордерной системы, что выразилось в постановке плоских пилястр с четко прочерченными базами и капителями, строгом трехчастном членении карнизов, где фриз декорирован триглифами.

Главный центр культового строительства последнего III этапа складывается в Арзамасе. Своеобразие облику города придавали храмы с ярусными завершениями, формирующими живописную речную панораму города с колоритным силуэтом. Специфической чертой культового зодчества города являлось создание приходских ансамблей по типу парных храмов.

Кульминацией развития нижегородского храмового зодчества конца XVIII века стала архитектура классицизма. Характерные особенности проявления нового стиля в архитектуре храмов были выражены как фрагментарно в традиционных композициях, так и в совершенно новых объемно-пространственных построениях.

Большой интерес представляет Успенская церковь в с. Болдино (1791), построенная Л.А. Пуш-

киным (дедом великого поэта). В архитектуре церкви присутствовали традиционные черты, мотивы барокко и строгого классицизма. Объемно-планировочная композиция церкви формировалась храмовой частью с прямоугольным алтарем, трапезной и колокольней. Две равнозначные вертикальные оси (ярусное построение храмовой части и колокольни) уравновешивались продольной осью, имевшей значительную протяженность. Четко и пропорционально организованное построение отражалось в планировке церкви. Продольная ось, организованная равновеликими прямоугольными основаниями храмовой части и колокольни, пересекалась поперечной осью, образованной трапезной. Такая постановка формировала редко встречающуюся линейно-крестовую композицию. На фоне строгих прямоугольных форм планировочного построения выделяются круглые очертания моленного зала и внутреннего пространства колокольни. Однако цилиндрическая конфигурация в нижнем ярусе переходила в сложную форму на верхних ярусах, где радиусные диагональные грани чередовались с прямыми гранями по сторонам света. Одной из характерных черт церкви являлась декоративная отделка фасадов, представленная четырех и двух колонными портиками объемной компоновки с ясной классической трактовкой.

Иначе формировалось построение Никольской церкви в с. Ельня (1799), отличающаяся простотой форм и сдержанностью отделки. Здесь круглый моленный зал вписывался в объем восьмерикового очертания.

Наиболее выразительное проявление классицизма в нижегородском храмовом зодчестве определяли центричные храмы, организованные по типу ротонды. Первым храмом по типу ротонды является Успенская церковь в с. Чуфарово (1790). Храм представлял двухсветный цилиндрический объем в половину высоты окруженный галереей. Венчал композицию высокий купол. Фасады храма украшали ритмично поставленные пилястры, поддерживающие узкий карниз, плоские оконные обрамления и ряд квадратных надоконных ниш.

Венцом укоренения классицизма в нижегородском культовом зодчестве служит Сергиевская церковь (1795), построенная в имении Салтыковых селе Выездная Слобода. Круглый в плане моленный зал охватывала узкая галерея, к которой по сторонам света примыкали четырехколон-ные портики с треугольными фронтонами. Вен-

ИСТОРИЯ

А.Д. Шипилов

чал композицию невысокий купол, перекрывающий моленный зал. Таким образом, последний этап развития нижегородского храмового зодчества завершается противоборством между барокко и классицизмом.

Библиографический список

1. Смежицкий А. Календарь Межегородской

епархии. А. Смежицкий. - Н. Новгород, 1888.

2. Грабарь И.Э. Русская архитектура первая половина XVIII века. - М.: Гос. изд-во лит-ры по архитектуре и строительству, 1954. - С. 413: ил.

3. Виппер Б.Р. Архитектура русского барокко. -М.: Наука, 1978. - С. 27.

4. Гуляницкий Н. Ф. XVIII век в русской архитектуре //Архитектурное наследство. - 1995. -Вып. №> 38. - С. 61-83.

А.Д. Шипилов

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОСТРОМСКОЙ ГУБЕРНСКОЙ УЧЕНОЙ АРХИВНОЙ КОМИССИИ (1885-1917)

Основными направлениями деятельно сти Костромской губернской ученой архивной комиссии (КГУАК) были: 1) архивное; 2) археологическое; 3) музейное.

Архивная деятельность. В «Положении» 13 апреля 1884 г. архивная деятельность ГУАК была сформулирована очень лаконично: им доставлялось право отбирать из дел, предназначенных местными учреждениями к уничтожению, тех, которые имеют научный интерес, и формировать из них свои исторические архивы. Однако не был определен ни порядок отбора этих дел, на круг учреждений, с которыми предстояло иметь дело, ни, наконец, взаимные права и обязанности комиссий и учреждений. В дальнейшем, на практике, архивная деятельность КГУАК складывалась под влиянием трех факторов: 1) последующего законодательства; 2) собственных взглядов комиссии на свои задачи в этой области; 3) из сложившихся взаимоотношений комиссии с местной администрацией. Как отмечала Н.В. Бржостовс-кая, «отношения архивных комиссий к местным учреждениям различных ведомств было определенно специальными законодательными актами и циркулярными разъяснениями. Первым откликнулось на учреждение ведомство Министерства юстиции, учреждения которого были обременены материалами ликвидированных судебных учреждений. По представлению министра юстиции 31 октября 1884 г. последовало «высочайшее» разрешение на привлечение к разбору архивов окружных судов членов ГУАК и на передачу в их архивы дел упраздненных судебных мест. 12 апреля 1892 г. был разослан циркуляр Департамента Государственного казначейства казенным палатам такого же свойства. Указами Сената от 18 декабря 1898 г. и 5 мая 1900 г. предписывалось привлечь ГУАК к разбору дел уездных и городских

полицейских управлений. И, наконец, циркуляром МВД губернаторам от 7 ноября 1903 г. о порядке уничтожения дел волостных правлений предлагалось описи дел, предназначенных к уничтожению, направлять на заключение в местный статистический комитет, архивную комиссию или местное ученое общество»1. Таким образом, законодательным путем было определено отношение КГУАК к следующим ведомственным архивам: губерного правления, казенной палаты, окружного суда, управления государственным имуществом, полицейских управлений.

Члены КГУАК работали с документами и описями этих и других учреждений губернии. Хронология данных работ представлена в нижеследующем списке.

1891 г. И.Д. Преображенский и В.Г. Пирогов просматривали описи дел окружного суда, казенной палаты и губернского правления2.

1892 г. Н.И. Коробицын просматривал дела Костромской палаты уголовного суда, И.Д.Преображенский - дела Костромско-Ярославского управления государственным имуществом3.

1894 г. И.В. Миловидов разбирал дела губернского управления и окружного суда, И.Д. Преображенский - казенной палаты, бывшего Колог-ривского земского суда4.

1895 г. И.Д. Преображенский и Н.А. Альбиц-кий просматривали описи губернского правления, контрольной палаты, окружного суда и прокурорского надзора5.

1902 г. И.Д. Преображенский разбирал дела контрольной палаты, управления государственными имуществами, Кадыйской городской думы и Галичского полицейского управления6.

1904 г. П.А. Илинский, Н.Н. Виноградов, А.И. Черницын просматривали описи окружного суда, Судиславского городского общественно-

146

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 4, 2006

© А.Д. Шипилов, 2006

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.