Научная статья на тему 'Калмыцкое коневодство и военная реформа Д. А. Милютина в конце XIX - начале XX в'

Калмыцкое коневодство и военная реформа Д. А. Милютина в конце XIX - начале XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
163
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Oriental Studies
Scopus
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КАЛМЫКИИ / ИСТОРИЯ РОССИИ / ИСТОРИЯ ХОЗЯЙСТВА / КОНЕВОДСТВО / HISTORY OF KALMYKIA / HISTORY OF RUSSIA / HISTORY OF ECONOMY / HORSE BREEDING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Батыров Валерий Владимирович

Статья посвящена вопросам истории калмыцкого коневодства и роли военной реформы Д.А. Милютина в его развитии

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Калмыцкое коневодство и военная реформа Д. А. Милютина в конце XIX - начале XX в»

ИСТОРИЯ

ББК 63.3 (2Рос=Калм.)

КАЛМЫЦКОЕ КОНЕВОДСТВО И ВОЕННАЯ РЕФОРМА Д.А. МИЛЮТИНА В КОНЦЕ XIX - НАЧАЛЕ XX в.

В.В. Батыров

Статья посвящена вопросам истории калмыцкого коневодства и роли военной реформы Д.А. Милютина в его развитии.

Ключевые слова: история Калмыкии, история России, история хозяйства, коневодство.

The article is devoted to the questions of the history of horse breeding of the Kalmyks and the role of military reform of D.A. Milutin at the end of XIX - beginning of XX century.

Keywords: history of Kalmykia, history of Russia, history of economy, horse breeding.

В XIX в. развитие российского коневодства было напрямую связано с армией. Для обеспечения конским составом армии, в том числе и кавалерии, в Военном министерстве Российской империи существовал специальный «ремонтный отдел». В обязанности этого «отдела» входило ежегодное приобретение определенного количества лошадей для замены выбывших. В основном лошади приобретались у коннозаводчиков в так называемых «культурных» районах, т.е. в центральной и западной частях России, а также в Малороссии (Украине).

После неудачной Крымской войны (1853 - 1856 гг.) ухудшение экономического положения России привело к численному сокращению в армии, в том числе и кавалерии. Это стало причиной резкого сокращения спроса на верховых лошадей со стороны ремонтных комиссий. Последовавшая за сокращением армии реформа 1861 г. по отмене крепостного права привела к тому, что в новых экономических условиях первыми стали ликвидироваться конные заводы верховых лошадей, как наименее доходной части хозяйства. С 1857 г. по 1862 г. число конных заводов верховых лошадей в России уменьшилось с 2400 до 900 [1, с. 21]. Верховое коневодство стало вытесняться не только из центральных областей России, но и из причерноморских, приазовских и донских степей, где экономически гораздо выгоднее было заниматься зерновым хозяйством, овцеводством и крупным рогатым скотоводством.

Спад в российском коннозаводстве продолжался до начала военной реформы Д.А. Милютина (1860 - 1870 гг.), которая была направлена на отмену всесословной воинской повинности и на создание массовой армии. Уже к 70-м годам XIX в. в России начинает ощущаться нехватка лошадей для ремонта кавалерии. Перед армией встает проблема обеспечения лошадьми должного качества. С 1879 г. был установлен «стандарт отбора лошадей в армию по росту, от 2 аршинов

и 1 вершка до 2 аршинов и 6 вершков (от 146 см до 168 см в холке)» [1, с. 23].

Проблема ремонта российской кавалерии еще более усилилась, когда 6 августа 1883 г. все кавалерийские полки получили новые штаты - по 6 эскадронов в полку (было 4), объединенных в 2 дивизиона по 3 эскадрона. Данный состав полков оставался неизменным вплоть до начала Первой мировой войны [2, с. 67]. В Государственном управлении коннозаводства уверяли, что в России найти 1000 лошадей для армейского и кавалерийского ремонта не представляет труда. На практике выяснилось, что это является серьезной проблемой.

В поисках путей выхода из сложившейся ситуации в 1894 г. Военным министерством было принято «Положение о комплектовании войск лошадьми при приведении армии в полный состав и во время войны, в применении к калмыкам Астраханской губернии», которое оказало большое влияние на развитие калмыцкого коневодства. Согласно «Положению...», Калмыцкая степь была разделена на 8 улусных военно-конских участков, в каждом из которых производилась перепись лошадей, отбор годных из них на военные нужды, покупка и перегон на сборный пункт. В улусы регулярно приезжала кавалерийская ремонтная комиссия, собиравшая сведения о количестве годных в ремонт лошадей [НА РК. Оп. 5. Д. 1228. Л. 1]. В связи с этим в Калмыцкой степи Астраханской губернии в 1891 и 1901 гг. проводились военно-конские переписи [3, с. 83].

В 1891 г. калмыцкие коневоды продали в ремонт 5 900 голов лошадей. 5 600 голов из этого количества было продано коневодами, имевшими в табунах не менее 15 маток, то есть специально занимавшимися конеразведением [НА РК. Оп. 5. Д. 1228. Л. 2]. Так, малодербе-товский нойон Ц.Д. Тундутов продал в ремонт в 1901 г. 21 лошадь, а в 1902 г. — 27 лошадей [НА РК. Оп. 2. Д. 118. Л. 63].

Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН

№1 2010

Усилившийся спрос на лошадей, а также предъявляемые ремонтными комиссиями стандарты отбора лошадей привели к интенсификации развития калмыцкого коннозаводства. Крупные коневоды стали организовывать на базе своих хозяйств конные заводы. Например, зайсанг Бага-Чоносова рода южной части Ма-лодербетовского улуса Э.-УЗ. Дондуков, являвшийся корреспондентом Главного управления государственного коннозаводства, устроил на 18 лет рассадник лошадей калмыцкой породы в урочище «Эмне-Нур». Сделал он это «для улучшения ими степного коневодства вообще», дополняя уже имеющихся лошадей в своем хозяйстве чистокровными жеребцами государственных коневодческих заводов. По договору Дондуков обязался уступать 2-3 летних лошадей на выбор управления по цене от 110 до 170 руб. В 90-е гг XIX в. он продавал ежегодно по 120 лошадей [4, с. 91].

Быстро растущая цена на породистых лошадей, специально выращиваемых для комплектования кавалерийских частей русской армии, заставляла коневодов постоянно заботиться о планомерной селекции и увеличении количества продукции. Например, Д. Тундутов ежегодно продавал казне по 600 — 700 племенных жеребцов [3, с. 21]. Выгоды от продажи лошадей в ремонт были настолько большие, что калмыцкие скотоводы в 1912 г. стали бороться за открытие второго ремонтно-приемного пункта в калмыцкой степи в урочище Яшкуль. Причем конеза-водчики были готовы даже понести половину расходов на содержание пункта (7-10 тыс. руб.) [НА РК. Оп. 10. Д. 10. Л. 1]. Авторитет племенного коневодства был тем более велик, что Главноуправляющим государственного коннозаводства был генерал-инспектор кавалерии Великий князь Николай Николаевич.

Например, в 1902 г. ветеринарный врач К. Красильников сообщал, что в Малодербетов-ском улусе коневодство можно разделить на две категории: коневодство у коннозаводчиков и ко -неводство у рядовых калмыков. Осматривая табуны у первых (хозяйства зайсангов Дондукова, Кармыкова и др.), он пришел к выводу, что их табуны несут на себе следы давнего и систематического улучшения, вследствие которого «лошади уже усвоили известную долю благородства в своих статях» [НА РК. Оп. 4. Д. 1274. Л. 1]. Благодаря этому некоторые калмыцкие коннозаводчики получили возможность поставлять ло-

шадей, годных не только для армейских кавалерийских ремонтов, но и для ремонта гвардейской кавалерии. Полученный приплод в возрасте 3-4 лет владельцы продавали в ремонт по более высокой цене 100 — 130 руб. за голову [НА РК. Оп. 4. Д. 1274. Л. 1 об.].

В 1908 г. в Астраханской губернии прошла выставка племенных лошадей, на которой калмыцкие коннозаводчики получили 7 золотых, 19 больших и малых серебряных, 38 бронзовых медалей и 17 похвальных листов [5, с. 45— 47]. Также в целях улучшения скотоводства представителями калмыцкой элиты 4 октября 1903 г. было создано Сельскохозяйственное общество Астраханских калмыков [НА РК. Оп. 10. Д. 10. Л. 1]. Председателем общества был избран старший чиновник при Главном управлении Госу -дарственного коннозаводства А.П. Иодковский.

Таким образом, интенсивное развитие калмыцкого коневодства в конце XIX в. стало результатом проводимой в России военной реформы Д.А. Милютина и связанного с ней увеличения ремонта в кавалерию и армию. Регулярно проводимый военный ремонт стал причиной увеличения количества крупных хозяйств, занимающихся разведением лошадей в Калмыцкой степи. При этом особые требования к экстерьеру лошадей привели большинство калмыцких коннозаводчиков к селекционной работе над породами лошадей.

АРХИВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

Национальный архив Республики Калмыкия (НА РК). Ф. 9. Управление Калмыцким народом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Киборт М.И., Николаева А. А. Донская порода лошадей. М., 2005. 288 с.

2. Шавенков П.В. Российская регулярная кавалерия в 1698 — 1917 гг.: справ. Нижний Новгород, 2003. 92 с.

3. Команджаев А.Н. Хозяйство и социальные отношения в Калмыкии в конце XIX — начале XX века: исторический опыт и современность. Элиста, 1999. 262 с.

4. Команджаев А.Н. Капиталистические тенденции развития животноводства у калмыков в конце XIX — начале ХХ века // Вестник института. Элиста, 1976. № 15. С. 91 — 123.

5. Отчет по 2-й Астраханской губернской выставке животноводства, ветеринарии и птицеводства, состоявшейся в сентябре месяце 1908 года. Астрахань, 1910. С. 12 — 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.