Научная статья на тему 'Калмыцкая Одиссея в ХХ веке'

Калмыцкая Одиссея в ХХ веке Текст научной статьи по специальности «История. Исторические науки»

CC BY
114
32
Поделиться
Ключевые слова
КАЛМЫКИ / KALMYKS / ДИАСПОРА / DIASPORA / ЭМИГРАЦИЯ / КУЛЬТУРА / CULTURE / IMMIGRATION

Аннотация научной статьи по истории и историческим наукам, автор научной работы — Четырова Любовь Борисовна

В статье рассматривается история калмыцкой диаспоры на Западе, три волны эмиграции, способы сохранения калмыцкой культуры.

Kalmyk Odissey in XX century

This paper is focused on the history of Kalmyk diaspora in the West. The ways of supporting by Kalmyks their ethnic culture is studying.

Текст научной работы на тему «Калмыцкая Одиссея в ХХ веке»

КАЛМЫЦКАЯ ОДИССЕЯ В ХХ ВЕКЕ

Л. Б. Четырова1

Аннотация: В статье рассматривается история

калмыцкой дисапоры на Западе, три волны эмиграции, способы сохранения калмыцкой культуры.

Ключевые слова: калмыки, диаспора, эмиграция, культура.

KALMYK ODISSEY IN XX CENTURY

L. B. Chetyrova

Abstract: This paper is focused on the history of Kalmyk diaspora in the West. The ways of supporting by Kalmyks their ethnic culture is studying.

Keywords: Kalmyks, diaspora, immigration, culture.

Калмыки, как шутил в бытность свою первым секретарем Калмыцкого обкома КПСС генерал Басан Городовиков, — самый молодой из европейских народов. В шутке обыгрывался сюжет многовекового пребывания калмыков-кочевников Азии на территории европейской части России. Тем не менее, в каждой шутке есть доля правды. Дело здесь и в географической принадлежности Республики Калмыкия, а еще раньше Калмыцкого ханства, к территории Европы, и в культурной идентичности калмыков.

Можно сказать, что калмыки приходили на территорию России дважды. В первый раз в качестве завоевателей, так как являются западно-монгольским народом — ойратами1. Придя во второй раз 400 лет назад, они добровольно вошли в состав Российской империи. Согласно договоренностям с русскими царями,

1 Четырова Любовь Борисовна — доктор философских наук, профессор Самарского государственного университета.

Постоянный адрес статьи: http://www.tuva.asia/journal/issue_2-3/3793-chetyrova.html

261

им вменялась в обязанность защита границ нарождающейся империи вначале от других кочевников, а впоследствии — от всех иных противников. Нелишне вспомнить, что калмыки оставили свой след в истории Самарского края. Ставрополь-на-Волге (нынешний город Тольятти) был основан как крепость для крещеных калмыков-казаков. В Тольятти одна из улиц в старом городе названа «Калмыцкой». Хотя формально ставропольские калмыки и были христианами на протяжении тех ста лет, что они прожили в Самарском крае, они тайно практиковали буддизм. До сих пор археологи находят ритуальные предметы в Самаре и Тольятти. В Тольяттинской краеведческом музее выставлена редкая бронзовая статуэтка улыбающегося Будды Ваджрапани, найденная в Тольятти.

Столетия жизни в окружении русской, а затем советской культуры, оказали большое влияние на калмыцкую культуру, калмыцкую идентичность, калмыцкую ментальность, трансформировали их в совершенно необычный феномен проявления русского в буддийско-калмыцком обличии. И в этом смысле действительно можно говорить о молодом европейском народе.

Судьба калмыцкого народа, также как и русского, да и других малых и больших народов бывшего Советского Союза непроста и нелегка. Калмыки, находясь в составе российских казачьих и иных войск, участвовали во множестве войн, пережили все революции, гражданскую войну, вторую мировую войну, депортацию и многое другое. В результате часть калмыков живет сейчас в России, часть — в Синьцзяне (КНР), часть — в США. Естественно, напрашивается вопрос, а можно ли говорить о калмыках как едином народе? Да и кто они такие — калмыки?

262

Американскую диаспору калмыков я изучала в 2005-2006 годах, благодаря Программе Фулбрайта, цель которой — построить мосты между культурами и народами.

Калмыцкая диаспора появилась в США более 50 лет назад и состоит из калмыков трех волн российской эмиграции. Ядро диаспоры составляют калмыки, предки которых покинули Россию после гражданской войны, главным образом в составе казаков Войска Донского. Эти калмыки никогда не жили при советской власти, что составляет предмет гордости некоторых из них. Дескать, они незнакомы с советским менталитетом, не знакомы с тоталитаризмом. Если говорить в терминах социальной антропологии, их габитус, то есть привычки, способы мышления, очки, через которые они видят мир, практики — совсем другие, чем у российских калмыков. В диаспору входят также калмыки, покинувшие СССР во время второй мировой войны. И, наконец, третья, совсем молодая часть диаспоры — это эмигранты смутного времени лихих 1990-х годов.

Американских калмыков называют часто кочевниками эпохи глобализации. Их старики, которым сейчас за 70 лет, рассказывают, что им пришлось сменить четыре-пять стран, прежде чем они осели в США. В Америку калмыки выехали в 1951 году из Германии, где они жили в лагерях для перемещенных лиц под Мюнхеном. Когда они эмигрировали из России после революции, то они поселились кто в Сербии, кто — в Болгарии, небольшая часть калмыков жила во Франции, Румынии и Чехии. Как у большинства русских эмигрантов, их статус был неопределенным, они имели лишь нансеновские паспорта. Тем не менее, калмыки довольно успешно адаптировались к условиям эмиграции.

263

Тому свидетельство — образование детей. Калмыки — восточный народ, дети и их благополучие — одна из главных жизненных ценностей и для американских и для российских калмыков. Например, и сегодня, калмыцкие родители совершают настоящий подвиг, когда едут вместе с детьми в Москву или Питер, устраиваются на работу, платят большие деньги за аренду квартиры, чтобы не оставлять детей одних в наше неспокойное время в этнически напряженной столичной среде.

Калмыцкие дети, родившиеся в эмиграции, получили образование в Европе. Этому поколению калмыков сейчас около 70 лет, все они свободно говорят и думают на нескольких языках. Как правило, это калмыцкий, русский, английский, болгарский или сербский, немецкий языки. Есть калмыки, которые могут свободно говорить на шести языках. Такое языковое многообразие удивляет и заставляет предполагать, к вящей гордости калмыков, об их исключительной способности к языкам. Эмигранты первой волны не хотели терять родной калмыцкий язык, опасаясь потерять себя как народ. В то же время они учили своих детей русскому языку, так как надеялись вернуться в родные калмыцкие степи в междуречье Волги и Дона.

Когда советские войска в 1945 году вошли на Балканы, калмыки-эмигранты были вынуждены покинуть приютившие их страны и двинуться в Германию. Причина была в том, что НКВД разыскивало эмигрантов для того, чтобы судить и отправить на верную гибель в лагеря ГУЛАГа. Так калмыки оказались в 1945 году в оккупированной союзниками части Германии. Долгих шесть лет они пробыли в лагере для перемещенных лиц, получали отказ за отказом в гражданстве от семнадцати стран, пока, нако-

264

нец, благодаря усилиям русских эмигрантов в США, не переехали в Америку.

Переезд калмыков из Европы был не только фактом эмиграции в Новый свет, получением долгожданного гражданства, но стал также символическим актом подтверждения их принадлежности к европейской культуре. Согласно существовавшим в тот период времени иммиграционным законам США въезд на постоянное место жительства в страну лицам азиатского происхождения был запрещен. В то время шла война в Корее. Калмыкам удалось решить этот вопрос при помощи Толстовского фонда, который инициировал приезд калмыков в Америку. Александра Львовна Толстая, дочь великого русского писателя, возглавлявшая фонд, развернула кампанию в прессе в поддержку калмыков. Фонд участвовал в судебном процессе калмыков Ремелевых в получении гражданства США. В результате Верховный суд США признал, что хотя исторически калмыки происходили из Азии, но 350 лет жили в европейской среде; кроме того, калмыцкий язык относится к индо-европейской группе языков. На этом основании суд признал, что этногенез калмыков сродни этногенезу венгров и финнов, теперешних европейцев. Так калмыки, доказав свою европейскость в американском суде, получили право на американское гражданство и жизнь в Новом свете.

Сейчас в США живет по приблизительным подсчетам около двух тысяч калмыков. Вначале они поселились в Нью Джерси, в небольших городках Хауэлл, Нью Брансвик и в Филадельфии (штат Песильвания). Неформальной столицей калмыцкой диаспоры считается Хауэлл, одна из улиц которого названа Калмыцкой

265

— Kalmuk road. Хауэлл — побратим столицы Республики Калмыкия Элиста.

Эти города по сию пору остаются основным местопребыванием калмыков. Но сегодня калмыки живут в Нью-Йорке и Вашингтоне, Калифорнии и Флориде. Нью-Йорк и Вашингтон особенно привлекательны для новых калмыцких эмигрантов, так как здесь легче найти работу. Здесь культурных и прочих возможностей гораздо больше, чем в маленьких американских городках.

Как диаспора сохраняет свое существование? Существует несколько способов. Один из них, это брачные стратегии: калмыки всегда стремились женить своих детей на калмыках. Надо заметить, что роль родителей, особенно отца, очень велика в калмыцкой семье. Хотя калмыки достаточно ассмилированы в Америке, тем не менее родители иногда выбирают будущих супругов детям. Мне известна семья, где отец специально ездил в Калмыкию за невестами для своих трех сыновей, женил их и все они живут счастливо. Похоже на сказку, но это реалии калмыцкой диаспоры.

Важную роль в сохранении диаспоры играет буддийская религия и буддийский храм. Америка, вообще, очень религиозная страна. Досуг американца организован вокруг церкви, церковь формирует community (сообщество) и является центром и религиозной и культурной жизни. Community строит церковь, собирает деньги, привлекает спонсоров, выполняет множество других функций. К слову сказать, в относительно невеликом городе Лексингтон (столица штата Кентукки) — 300 тысяч населения, действуют 300 церквей самых разных конфессий, в среднем на 1000 человек приходится одна церковь.

266

Американская диаспора имеет четыре калмыцких буддийских храма, один из них в Филадельфии, построен в 1973 году. Три других находятся в Хауэлле. Факт этот выражает особенности калмыцкого менталитета и характера. Дело в том, что у калмыков по сию пору сохраняется деление на этнические группы. Есть бузава — это донские калмыки-казаки, есть астраханские калмыки — торгуды, живущие у Волги и Каспия. И, наконец, есть дербеты, расселившиеся в калмыцкой степи. Такое деление сохраняется, несмотря на все перипетии советского национального строительства у российских калмыков. Сохраняется оно и у американских калмыков. Так вот, каждый из буддийских храмов в Хауэлле построен отдельной группой калмыков. При каждом храме существует свое общество, которое занимается организацией культурной и религиозной жизни американских калмыков. Калмыцкая культура является буддийской по своему происхождению. Буддизм укоренен в культуре калмыков, все самые важные события жизни калмыка — рождение ребенка, совершеннолетие, женитьба, смерть репрезентируются буддийски. Новобрачные совершают гражданскую церемонию вступления в брак, а затем — религиозную. Часто это делается даже в том в случае, если один из новобрачных не калмык.

Я наблюдала в течение девяти месяцев деятельность Калмыцкого буддийского общества, действующего при буддийском храме в Филадельфии (Kalmyk Buddhist Society). Возглавлявший общество в 2006 году Шон Чурюмов, американский калмык, женатый на российской калмычке, прекрасно говорит по-русски. Кстати говоря, он был в качестве эксперта в Самаре во время строительства завода Пепси Кола в начале 90-х годов.

267

Таким образом, в своем развитии калмыцкая диаспора воспроизводит модель русской диаспоры, здесь также существуют три волны эмиграции. Вместе с тем калмыцкая диаспора имеет свои особенности, воспроизводя улусную дифференциацию. Калмыки-эмигранты используют такие институты как религия, брак и семья для консолидации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Авляев, Г. О., Санчиров, В. П. (1984) К вопросу о происхождении торгоутов и хошоутов в этническом составе средневековых ойратов Джунгарии (к проблеме этногенеза калмыков) // Проблемы этногенеза калмыков. Калмыцкий научно-исследовательский институт истории, филологии и экономики при Совете Министров Калмыцкой АССР. Элиста.

Санчиров, В. П. (1996) О происхождении этнонима торгут и народа, носившего это имя // Монголо-бурятские этнонимы. Бурятский институт общественных наук. Улан-Удэ. С. 36-37. 1

1 Этногенез ойратов был сложным, часть ойратов происходила из лесного народа, тюркского происхождения, покоренного Чингис-ханом в начале XII века, часть ойратов, а именно, торгоуды и хошуты оформилась как этническая группа на основе военных подразделений, созданных великим императором. Первые возникли на основе охранного корпуса Чингис-хана туркак-кешигтен fturqaq kesikten), образованного в 1203 г. (Сокровенное Сказание). (см.: Санчиров, 1996: 36-37). Название вторых — хошуты обозначает подразделения авангарда монгольского войска (см.: Авляев, Санчиров, 1984)

268