Научная статья на тему 'Каллиопа и Клио'

Каллиопа и Клио Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЛИОПА / CALLIOPE / КЛИО / CLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бахтебаева Гульжан Ержановна

Моя любовь к истории началась с чтения литературных произведений по школьной программе. Во многом из того, что было мною прочитано, имелось соприкосновение литературного героя с историческим фактом. Мне всегда хотелось быть похожей на исторических героев, которые совершали свои подвиги на страницах школьных книг, и с детских лет моими верными подругами стали две прекрасные греческие музы Каллиопа и Клио. Став взрослой, я получила педагогическое образование на историческом факультете, но моя любовь к литературным произведениям не иссякла. Сейчас, работая в школе учителем истории, я могу на своих уроках использовать свои знания из литературы, так как литература идет рука об руку с историей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Каллиопа и Клио»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_

Каллиопа и Клио Бахтебаева Г. Е.

Бахтебаева Гульжан Ержановна /Bahtebaeva Gulzhan Erzhanovna - учитель истории и обществознания высшей квалификационной категории, руководитель школьного музея и поискового отряда «Память», Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 12, Ахтубинский район, пос. Верхний Баскунчак

Аннотация: моя любовь к истории началась с чтения литературных произведений по школьной программе. Во многом из того, что было мною прочитано, имелось соприкосновение литературного героя с историческим фактом. Мне всегда хотелось быть похожей на исторических героев, которые совершали свои подвиги на страницах школьных книг, и с детских лет моими верными подругами стали две прекрасные греческие музы Каллиопа и Клио. Став взрослой, я получила педагогическое образование на историческом факультете, но моя любовь к литературным произведениям не иссякла. Сейчас, работая в школе учителем истории, я могу на своих уроках использовать свои знания из литературы, так как литература идет рука об руку с историей.

Abstract: my love of history began with the reading of literary works on the school curriculum. Many of the fact that I had read always had contact with the author of a literary historical fact. I always wanted to be like the historical characters who performed their feats on the pages of books and school since childhood my true friends were two beautiful Greek muse Calliope and Clio. As an adult, I have received teacher training at the Faculty of History, but my love of literary works has not dried up. Now working as a history teacher at the school, I can on their lessons to use their knowledge of literature as literature goes hand in hand with history.

Ключевые слова: Каллиопа, Клио. Keywords: Calliope, Clio.

Произведения художественной литературы рекомендуются во всех школьных учебниках по каждому курсу истории. Из опыта работы могу сказать, что учителю истории необходимо обращать внимание учащихся на списки предлагаемой художественной литературы, а также следить за новинками и своевременно информировать об этом учащихся. К примеру, на уроках истории книгу полезно не только назвать, но и показать учащимся - красочную обложку и одну-две иллюстрации, а также рекомендовать: «В этой интересной книге рассказано о том, как...».

Можно организовать в коридоре и или же в самом кабинете истории витрину рекомендуемых исторических книг с увлекательными аннотациями [1, с. 87].

Из опыта работы могу сказать, что эффективным средством является чтение на уроке небольшого отрывка из рекомендуемой книги, тематически связанного с содержанием учебного занятия. Вот некоторые из произведений, используемых мною на уроках: «Живая Древняя Русь» (Е. Осетров), «Сказание об Ольге» (В. Панова), «Подвиги Святослава» (Г. Шторм), «Загадка Чудского озера», «Путём Александра Невского» (Г. Караев, А. Потресов), «Нашествие Батыя» (В. Ян), «Русский щит» (В. Каргалов), «Куликовская битва» (В. Буганов), «Ханский ярлык» (Б. Изюмский), «Искусство Древней Руси» (Л. Любимов), «Тарас Бульба» (Н. Гоголь), «Открытие

Сибири» (А. Окладников), «Полтава», «Медный всадник», «Капитанская дочка» и др. (А. Пушкин), «Путешествие из Петербурга в Москву» (А. Радищев), «Петр I» (А. Толстой), «Россия молодая», (Ю. Герман), «Александр Суворов» (С. Григорьев), «Адмирал Ушаков» (Л. Раковский), «Дочь Монтесумы» (Р. Хаггард), «Ромео и Джульетта» (У. Шекспир), «Королева Марго», «Три мушкетёра», «Графиня де Монсоро» (А. Дюма), «Робинзон Крузо» (Д. Дефо), «Зверобой», «Последний из могикан» (Ф. Купер), «Святая Елена, маленький остров» (М. Алданов), «Отверженные» (В. Гюго), «Унесённые ветром» (М. Митчелл) и т. д.

Из опыта работы также могу порекомендовать и внеклассное чтение книг в летний период, а с началом учебного года можно провести читательскую конференцию. Участие в читательской конференции могут принять самые активные учащиеся. Организовать читательскую конференцию можно по определённым темам, например: «Книги, которые сформировали мой духовный мир», «Откуда ученые узнают о далеком прошлом», «Художественные произведения о борьбе российского народа против иноземных завоевателей», «Книги о Великой Отечественной войне» и т. п. [2, с. 134].

Конечно, наша история богата и разнообразна, но не менее богата и наша литература. Поэтому, я считаю, что такие многоплановые и разноплановые могут быть уроки истории с использованием художественных литературных произведений. И если говорить о межпредметных связях, то можно провести эту связь между историей и литературой. Используемый художественный образ на уроке истории поможет учащимся познать историческое прошлое и облегчит решение образовательных и воспитательных задач урока. Целесообразная и хорошо продуманная работа по использованию литературных произведений в процессе изучения истории принесёт неоценимую пользу учащимся, повысит интерес к предмету, обеспечит большую эффективность труда учителя истории.

Литература

1. Вагин А. А. Методика обучения истории в школе. М.: Просвещение, 1972.

2. Уткина Э. В. Школьные олимпиады. История 5-9 классы. М.: Айрис - пресс, 2010.

3. Анашина Н. Ю. День истории в школе. Интеллектуальные игры и развлечения. Я.: Академия развития, 2006.

Развитие зрительного и слухового восприятия при подготовке

ребенка к школе Шишигина Н. И.1, Кунцевич М. М.2

1Шишигина Наталья Ивановна / Shishigina Natal'ya Ivanovna - воспитатель; 2Кунцевич Маргарита Михайловна /Kuntsevich Margarita Mikhaylovna - воспитатель, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка детский сад № 32, г. Братск

Аннотация: в статье раскрывается необходимость развития восприятия (слухового и зрительного), как ведущего познавательного процесса дошкольного возраста, незавершенность в развитии которого задержит развитие других познавательных процессов при подготовке ребенка к школьному обучению. Представлены задачи работы педагогов в данном направлении.

Abstract: in the article the necessity of development of perception (auditory and visual), a leading cognitive process of preschool age, incomplete development which will delay the development of other cognitive processes when preparing the child for school. The problem of teachers in these area keywords is presented.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.