Научная статья на тему 'КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ - РЕГИОН ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНОГО ТУРИЗМА'

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ - РЕГИОН ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
596
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
StudNet
Ключевые слова
ТУРИЗМ / МОЛОДЁЖЬ / МОЛОДЁЖНЫЙ ТУРИЗМ / ВИДЫ ТУРИЗМА / КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Глумова Маргарита Николаевна

В данной статье рассматривается молодёжный туризм, изложены его особенности и роль в развитии молодёжи. Создание условий и развитие молодёжного туризма актуально для России. Страна обладает богатым потенциалом для развития молодёжного туризма: большим количеством природных, культурно-исторических ресурсов, достопримечательностей, которые можно активно использовать в развитии данного вида туризма. В статье изучается Калининградская область как перспективный регион России для развития направлений молодёжного туризма. Рассматриваются преимущества региона для организации данного вида туризма. Проведено исследование в виде опроса в сети Интернет среди молодёжи и представлены результаты, подтверждающие заинтересованность молодых людей в посещении Калининградской области и актуальности развития данного вида туризма в регионе. В работе также представлен SWOT-анализ, с помощью которого можно прогнозировать дальнейшее развитие молодёжного туризма в Калининградской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

KALININGRAD REGION - A REGION FOR THE DEVELOPMENT OF YOUTH TOURISM DIRECTIONS

This article discusses youth tourism, describes its features and role in the development of youth. Creating conditions and developing youth tourism is important for Russia. The country has a rich potential for the development of youth tourism: a large number of natural, cultural and historical resources, attractions that can be actively used in the development of this type of tourism. The article studies the Kaliningrad region as a promising region of Russia for the development of youth tourism directions. The advantages of the region for the organization of this type of tourism are considered. A study was conducted in the form of an Internet survey among young people and the results are presented that confirm the interest of young people in visiting the Kaliningrad region and the relevance of the development of this type of tourism in the region. The article also presents a SWOT analysis, which can be used to predict the further development of youth tourism in the Kaliningrad region.

Текст научной работы на тему «КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ - РЕГИОН ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОЛОДЁЖНОГО ТУРИЗМА»

Научно-образовательный журнал для студентов и преподавателей «StudNet» №7/2021

КАЛИНИНГРАДСКАЯ ОБЛАСТЬ - РЕГИОН ДЛЯ РАЗВИТИЯ

МОЛОДЁЖНОГО ТУРИЗМА

KALININGRAD REGION - A REGION FOR THE DEVELOPMENT OF YOUTH TOURISM DIRECTIONS

Глумова Маргарита Николаевна, бакалавр, Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва

С1ишоуа М.^ gl.rita@mail.ru

Аннотация

В данной статье рассматривается молодёжный туризм, изложены его особенности и роль в развитии молодёжи. Создание условий и развитие молодёжного туризма актуально для России. Страна обладает богатым потенциалом для развития молодёжного туризма: большим количеством природных, культурно-исторических ресурсов, достопримечательностей, которые можно активно использовать в развитии данного вида туризма. В статье изучается Калининградская область как перспективный регион России для развития направлений молодёжного туризма. Рассматриваются преимущества региона для организации данного вида туризма. Проведено исследование в виде опроса в сети Интернет среди молодёжи и представлены результаты, подтверждающие заинтересованность молодых людей в посещении Калининградской области и актуальности развития данного вида туризма в регионе. В работе также представлен SWOT-анализ, с помощью которого можно прогнозировать дальнейшее развитие молодёжного туризма в Калининградской области.

Annotation

This article discusses youth tourism, describes its features and role in the development of youth. Creating conditions and developing youth tourism is important for Russia. The country has a rich potential for the development of youth tourism: a large number of natural, cultural and historical resources, attractions that can be actively used in the development of this type of tourism. The article studies the Kaliningrad region as a promising region of Russia for the development of youth tourism directions. The advantages of the region for the organization of this type of tourism are considered. A study was conducted in the form of an Internet survey among young people and the results are presented that confirm the interest of young people in visiting the Kaliningrad region and the relevance of the development of this type of tourism in the region. The article also presents a SWOT analysis, which can be used to predict the further development of youth tourism in the Kaliningrad region.

Ключевые слова: туризм, молодёжь, молодёжный туризм, виды туризма, Калининградская область.

Keywords: tourism, youth, youth tourism, types of tourism, tourism in Kaliningrad region.

На сегодняшний день активно развивается молодёжный туризм. Молодежь составляет большую часть населения Земли. Поэтому важно создавать условия, за счёт которых молодые люди могли бы не только путешествовать, но и знакомиться с историей и культурой стран, получать новые знания и опыт, восстанавливать физические силы, воспитывать в себе чувства национального сознания и патриотизма, а также проводить время активно и увлекательно. Молодежь - «это социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным

строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. [1] Молодежный туризм реализуется в рамках национальных границ, на региональном и мировом уровне для лиц в возрасте от 14 до 35 лет.

Молодые люди предпочитают отдыхать большими компаниями, объединенными общей целью познания мира и проведения досуга. [4] Путешествия характеризуются: насыщенной программой, гибкостью графика, многообразием туристских программ, а также невысокой стоимостью. Данный вид туризма разнообразен, за счёт чего молодые люди могут подобрать отдых, исходя из своих возможностей, мотиваций, интересов и желаний. [2]

Молодёжный туризм занимает важное место среди видов туризма в России. В Стратегии развития туризма в РФ до 2035 года дано определение понятия «молодёжный туризм». [6] Молодежь составляет более 20% населения России (по данным за 2020 год). Людей данной категории очень активны, они стремятся к независимости и самореализации, хотят проводить время познавательно, активно и весело. Поэтому важно создавать условия для развития внутреннего и въездного молодёжного туризма в России.

Одним из регионов России, обладающих большим потенциалом для развития молодёжного туризма, является Калининградская область. Это уникальная часть Российской Федерации, расположенная вдали от других субъектов страны в Центральной Европе на юго-восточном побережье Балтийского моря и не имеющая общей границы со страной. Калининградская область имеет следующие преимущества для организации увлекательного отдыха и досуга молодёжи:

• регион расположен рядом с другими европейскими странами, что позволяет развивать международный молодёжный туризм с соседними странами;

• территория обладает благоприятными климатическими условиями - есть наличие уголков с девственной природой, чистый воздух, пляжи и море,

что позволяет развивать природоориентированные виды туризма среди молодёжи, такие как: наземный, водный, воздушный туризм;

• здесь расположено большое количество культурных объектов, привлекает и богатая история области путешествующую молодёжь с культурно-познавательной целью;

• в регионе сосредоточено большое количество развлекательных объектов: парки культуры и отдыха (старейший зоопарк; Центральный парк культуры и отдыха «Луизенваль»; парк «Миниатюр»; парк Янтарного периода и пр), музеи и выставочные пространства (музей Мирового океана; историко-культурный центр «Корабельное воскресенье»; арт-пространства «Ворота», «Альтернатива», «Синий шкаф», «Порти пр). Каждый год здесь проводятся событийные мероприятия, в том числе фестивали, привлекательные для молодёжи (Например, «Балтийский Артек»; «Голосящий Кивин»; «Street Food Weekend» и др.);

• национальная кухня, включает блюда, характерные для стран: Германии, Прибалтики и других регионов России (легендарный кенигсбергский марципан, клопсы, блюда из морепродуктов и пр.);

• в регионе действуют различные средства размещения для молодёжи: бюджетные хостелы, отели, апартаменты, кемпинги. Новой тенденцией сферы размещения в регионе стало открытие первого в регионе тематического капсульного отеля «Elisa Space Club» в Зеленоградске. Также здесь расположены тематические молодёжные лагеря («Русская речь», «Жемчужина», «Россия» и др.);

• на территории области хорошо развита транспортная инфраструктура;

• правительство страны заинтересовано в развитии молодёжного туризма на территории региона. Согласно государственной программе Калининградской области "Туризм" [5], приоритетной задачей является оказание государственной поддержки социальному, детскому и молодёжному

туризму, с целью их развития и продвижения. Для реализации данной задачи государством планируется субсидирование региона для развития соответствующей инфраструктуры и создания привлекательных туристских кластеров (объём финансирования данной программы в период 2019-2024г составляет 1981745,4 тыс.руб).

Калининградская область активно развивается на туристском рынке и становится популярным направлением внутреннего туризма в РФ. По данным информационного центра туризма Калининградской области за 2019 год наиболее популярными городами при посещении региона среди молодёжи являются: Калининград, Светлогорск, Зеленоградск, а также посёлок Янтарный. Каждый из городов на своей территории имеет всё самое необходимое для отдыха: различные средства размещения, кафе, бары, дискотеки и др. В связи с пандемией и закрытием границ, «в 2020 году Калининградская область вошла в топ-5 наиболее популярных туристических направлений России». [3]

Также следует отметить, что молодёжь заинтересована в посещении данного региона, что подтверждает проведенный опрос с целью изучения потребительских предпочтений. Опрос был проведен в сети Интернет среди молодёжи в возрасте 14-35 лет (выборка составила 200 человек) в апреле 2021 года. Результаты опроса показали, что 67% респондентов хотят посетить Калининградскую область. 71,7% опрошенных считают данный регион подходящим для молодёжного отдыха. Привлекательность Калининградской области для молодёжи представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Привлекательные стороны Калининградской области для

молодежи

Результаты анкетирования позволяют сделать вывод о том, что больше всего российскую молодёжь привлекает в регионе культурно-познавательный туризм. Затем идёт событийный, экологический, спортивный (рисунок 2)

Рисунок 2. Виды туризма, привлекающие молодёжь в Калининградскую область Регион имеет большие возможности для развития на своей территории различных направлений молодёжного туризма. Представленный в таблице 1 SWOT-анализ позволяет выявить не только возможности для развития молодёжного туризма в Калининградской области, но также сильные, слабые стороны и угрозы, заключенные во внешней среде.

Таблица 1

Матрица SWOT-анализа Сильные стороны Слабые стороны

1) Богатое историко-культурное 1) Не развита система скидок и льгот наследие и уникальные природно- для молодежи

ландшафтные условия 2) Нет специальных туров и

2) Курорты, море и чистые пляжи маршрутов для молодёжи

3) Комфортные климатические 3) Однообразие туристских условия, что позволяет посещать предложений для молодёжи регион круглый год 4) Инфраструктура молодёжного

4) Географическое расположение - туризма развита в Калининграде, в близость стран Евросоюза других городах она развита слабо

5) Развитая транспортная 5) Самый западный регион РФ, не инфраструктура имеющий общей границы с

6) Наличие средств размещения, Россией питания, развлечения

7) Заинтересованность региона в развитии молодёжного туризма

Возможности Угрозы

1) Развитие различных направлений 1) Экономические (повышение цен на молодёжного туризма услуги)

2) Создание привлекательных 2) Политические (ухудшение молодежных туров (тематические, отношений с соседними странами) квест-туры) по различным видам 3) Эпидемиологические (закрытие туризма и экскурсий территории для въезда туристов в

3) Развитие международных связей и регион, в связи с эпидемией) привлечение иностранных туристов 4) Изменение интересов молодежи,

4) Продвижение Калининградской касаемо территории отдыха и области как региона молодёжного туризма

туризма 5) Конкуренция со стороны

ближайших стран и регионов

Таким образом, Калининградская область является перспективным

регионом для развития молодёжного туризма. Она занимает выгодное территориальное положение и имеет богатый природный и культурный потенциал, который можно применить при развитии различных направлений

молодёжного туризма, а также привлечь иностранных гостей. Между тем, нужно совершенствовать слабые стороны, создавать систему льгот и предложений, организовывать увлекательные туры, специализирующиеся на молодёжной аудитории. При всём этом, быть готовым к внешним угрозам, которые могут непосредственно повлиять на развитие данного вида туризма в регионе.

Литература

1. Большой энциклопедический словарь. Молодежь // GUFO.ME. [Электронный ресурс]. URL: https://gufo.me/dict/bes/МОЛОДЕЖЬ (дата обращения 08.07.2021).

2. Галустян А.В. Сущность молодежного туризма и мотивация к путешествию // Университетские чтения. 2017. С. 105-111.

3. Итоги, тренды, прогнозы: калининградские власти — о турсезоне 2020 и 2021 // РБК [Электронный ресурс]. URL: https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/22/01/2021/600ae1529a7947858cfe3ae4 (дата обращения 08.07.2021).

4. Молодежный туризм как сегмент молодежной культуры // Молодежные единые ведомости Медвед. [Электронный ресурс]. URL: https://tymolod59.ru/11339 (дата обращения 08.07.2021).

5. О Государственной программе Калининградской области "Туризм" // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов [Электронный ресурс]. URL: https://docs.cntd.ru/document/460291636 (дата обращения 08.07.2021).

6. Стратегия развития туризма в Российской Федерации в период до 2035 года // Федеральное агентство по туризму. [Электронный ресурс]. URL: https://tourism.gov.ru/contents/documenty/strategii/strategiya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (дата обращения 09.07.2021).

7. Теплова Д.С. Современные тенденции и перспективы развития молодежного туризма // Colloquium-journal. 2019. № 10-7 (34). С. 59-60.

Literature

1. A large encyclopedic dictionary. Young people // GUFO.ME. [Electronic resource]. URL: https: //gufo .me/dict/bes/МОЛОДЕЖЬ (accessed 08.07.2021).

2. Galustyan A.V. The essence of youth tourism and motivation to travel // University readings. 2017. P. 105-111.

3. Results, trends, forecasts: Kaliningrad authorities-about the tour season 2020 and 2021 // RBC [Electronic resource]. URL: https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/22/01/2021/600ae1529a7947858cfe3ae4 (accessed 08.07.2021).

4. Youth tourism as a segment of youth culture / / Youth unified Vedomosti Medved. [Electronic resource]. URL: https://tymolod59.ru/11339 (accessed 08.07.2021).

5. About the State program of the Kaliningrad region "Tourism" // Electronic fund of legal and normative-technical documents [Electronic resource]. URL: https://docs.cntd.ru/document/460291636 (accessed 08.07.2021).

6. Strategy for the development of tourism in the Russian Federation in the period up to 2035 // Federal Agency for Tourism. [Electronic resource]. URL: https: //tourism. gov.ru/contents/documenty/strategii/strate giya-razvitiya-turizma-v-rossiyskoy-federatsii-v-period-do-2035-goda (accessed 08.07.2021).

7. Teplova D.S. Modern trends and prospects of development of youth tourism // Colloquium-journal. 2019. No. 10-7 (34). P. 59-60.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.