Научная статья на тему 'Календарные системы некоторых сопредельных диалектов хантыйского и селькупского языков Западной Сибири'

Календарные системы некоторых сопредельных диалектов хантыйского и селькупского языков Западной Сибири Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
415
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЕНДАРНАЯ СИСТЕМА / КАЛЕНДАРНАЯ ЛЕКСИКА / НАЗВАНИЯ МЕСЯЦЕВ / СИСТЕМА ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ НАРОДОВ / CALENDAR'S VOCABULARY / MONTHS' NAMES / CALENDAR SYSTEM / LIFE SUPPORT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Тоноян М. Н.

В статье раскрываются основные направления исследования, проводящегося на кафедре языков Сибири, касающегося изучения календарных систем и календарной лексики некоторых народов, проживающих на территории Сибири, и дается их сравнительный анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE

In this article main directions of the research which is held in the laboratory of endangered Siberian languages are illuminated. They concern the analysis of calendar systems and calendar vocabulary of some nations which can be found on the territory of Siberia and also their comparative analysis.

Текст научной работы на тему «Календарные системы некоторых сопредельных диалектов хантыйского и селькупского языков Западной Сибири»

УДК 811.51

М. Н. Тоноян

КАЛЕНДАРНЫЕ СИСТЕМЫ НЕКОТОРЫХ СОПРЕДЕЛЬНЫХ ДИАЛЕКТОВ ХАНТЫЙСКОГО И СЕЛЬКУПСКОГО ЯЗЫКОВ ЗАПАДНОЙ СИБИРИ

В статье раскрываются основные направления исследования, проводящегося на кафедре языков Сибири, касающегося изучения календарных систем и календарной лексики некоторых народов, проживающих на территории Сибири, и дается их сравнительный анализ.

Ключевые слова: календарная система, календарная лексика, названия месяцев, система жизнеобеспечения народов.

Потребность измерять время появилась у людей очень давно. В истории календаря того или иного народа отражен его опыт и знания об окружающем мире. Несмотря на то, что категории времени бывают разными, все без исключения календари связаны с астрономией, движением небесных тел -так было всегда и всюду и тысячи лет назад и сейчас. В мире существовали и существуют различные системы календарей, в основе которых лежат систематически повторяющиеся астрономические явления. В западных странах, в силу исторически сложившихся обстоятельств, получили наибольшее распространение солнечные и лунные календари. В восточных же странах, где проживает более половины человечества, в календарные циклы включены и астрономические явления планет-гигантов - Юпитера и Сатурна.

Хронология лежит в основе всех календарных систем, создаваемых человечеством. На разных этапах своего развития многие народы подходили к необходимости создания летоисчисления. Возникали различные принципы и системы подсчета времени. Не удивительно, что часто эти системы были схожи и даже совпадали. Однако по мере развития общечеловеческой культуры, с образованием целых государств и расширением межгосударственных связей у людей появилась необходимость в общепринятом эталоне исторического времени. Хронология тесно связана с календарями. Календарем принято называть определенную систему счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни). Само же слово календарь произошло от латинских слов «са1ео» - провозглашать и «са!епСапит» - долговая книга [1]. В мире существовало и существует огромное количество разнообразных календарей: греческий, римский, григорианский, еврейский, мусульманский, египетский, китайский, календари майя и ацтеков, календарь инков и многие другие. Календари в основном разделяются на лунный и солнечный. Лунный календарь основан на продол-

жительности синодического, или лунного месяца (29.53059 сут.), определяемого периодом смены лунных фаз; при этом не принимается во внимание продолжительность солнечного года. Примером лунного календаря сегодня служит мусульманский календарь. Солнечный календарь согласован с длительностью солнечного года; в нем начало и продолжительность календарных месяцев не связаны со сменой лунных фаз. Солнечные календари были у древних египтян и майя; в наше время в большинстве стран также используется солнечный календарь.

В данной статье будут рассмотрены две календарные системы представителей коренных народов, проживающих на территории Сибири, - восточных ханты и южных селькупов. Хантыйский язык относится к обско-угорской ветви угорской подгруппы финно-угорской группы уральской семьи языков. Селькупский язык входит в самодийскую группу уральской языковой семьи. Несмотря на то, что данные языки относятся к разным языковым группам, находясь в отдаленном генетическом родстве, они рассматриваются нами в одном контексте, так как долгое время находятся в непосредственном контактном взаимодействии - их носители проживают в одном географическом ареале - климатическом и экономическом контексте на севере Томской области. Есть основания полагать, что календарные системы данных народов и их календарная лексика должны обнаруживать сходства.

Итак, система счисления больших промежутков времени у данных народов основывалась не только на астрологических знаниях, но также и на мифологических, религиозных и иных представлениях. Им были известны как солнечные, так и лунные календари, соответствовавшие языческой, мусульманской и христианской религиозным традициям. Календарь ханты и селькупов построен на исчислении лунных циклов. Астрономический год делился на двенадцать постоянных месяцев, а тринадцатый месяц добавлялся раз в несколько лет.

1 Работа выполнена при поддержке гранта РГНФ № 10-04-64406а/Т «Стратегии номинализации в языках западно-сибирского ареала».

Отсчет каждого месяца велся с новолуния, отмечавшегося жертвоприношениями. Год состоял из двух (летнего и зимнего) полугодий, традиционно считавшихся отдельными «годами». Наступление летнего «года» у селькупов знаменовалось празднеством «порый апсэ», посвященным прилету уток; в канун зимнего проводилось торжество «шурпенда сюркында», символизировавшее «похороны лета» или «проводы уток». В обоих случаях организовывались 3-7-дневные общинные сборы, сопровождавшиеся жертвоприношениями, ритуальными трапезами, шаманскими камланиями, плясками. Ханты ритуал встречи лета посвящали владыке неба и тепла Торуму, осенний обряд «перехода на темную сторону» - хозяину преисподней Ильта-мувен Ики [2].

Календарная лексика восточных ханты и южных селькупов отражает системы их жизнеобеспечения, а также природные особенности окружающей их территории. И названия сезонов, на которые поделен хантыйский или селькупский год, так или иначе отражают характерные черты хозяйственной деятельности или природных особенностей, от которых зависит их жизнедеятельность. Поэтому с уверенностью можно сказать, что календарная лексика данных народов отражает и их самобытную культуру. Рассмотрим и сравним названия хантыйских и селькупских месяцев.

Хантыйский год:

- январь - ja:vat putuv ke:tym - семь котлов варим;

- февраль - kurki:ki - месяц орла;

- март - urniki - месяц вороны;

- апрель - lonvaski:ki - гуси-утки прилетают;

- май - koimiki - месяц рыбьего нереста;

- июнь - aivariki - городьба маленького запора;

- июль - olio va:riki - городьба большого запора;

- август - n’aryyjuyl ’uvtiki - месяц сырого листа;

- сентябрь - n’ogojkynthytaiki - месяц гона лосей;

- октябрь - vall ’ygjugsiki - лес голый остался;

- ноябрь - jaxktj'kyl ’tiki - народ промышляет;

- декабрь -pa:spaniki - рукавица-палец [3].

Данный календарь содержит обилие рыбных

примет (названия мая, июня, июля), так как рыболовство в некоторых местах являлось основой жизнеобеспечения ханты. В названиях всех месяцев хантыйского языка присутствует элемент iki, который переводится русским словом месяц. Возможно, что это не исконно хантыйское название и использование данного слова не свидетельствует о том, что ханты делили год на лунные или солнечные месяцы. Возможно, это влияние русского календаря, ведь подъем и спад воды, заморозки, нерест рыбы и другие погодные и природные явления не обязательно приходились ежегодно на одни и те же чис-

ла календарного месяца [4]. Следует заметить, что в разных местах расселения ханты имеются расхождения в названиях данных периодов.

Названия селькупских месяцев или периодов также являются структурами, состоящими из компонента «кеа» - «месяц, луна». В данном языке также нет одинаковых названий периодов. В селькупских диалектах названия месяцев могут быть разными из-за рода их хозяйственной деятельности, а также из-за погодных условий. Рассмотрим названия южной группы селькупов, записанных А. П. Дульзоном в пос. Лукьяново в 1952 г.:

- декабрь - м>уаргъ кандак иррет - большой мороз;

- январь - лымбъкет иррет - орлиный месяц;

- февраль - нуан муккол иррет - божий спина месяц;

- март - марти 'рсе иррет - (в тайгу идти надо) месяц;

- апрель - сё'бакка иррет - бурундук выходит;

- май - карбан куо1и ирет - месяц (когда весной рыбу добывают);

- июнь - куо1ат пу' иррет - месяц, (когда рыба нежится);

- июль - нуран му' иррет - мальков месяц;

- август — куоче би иррет - половина лета;

- сентябрь - нучам ч 'абъ тйкуц иррет — дожди идут;

- октябрь - т ’абът пыцгълы иррет - лист падает;

- ноябрь - кы 'ба кандак иррет - месяц (маленького мороза) [5].

Действительно, названия месяцев ханты и селькупов обнаруживают некоторые сходства. Например, «месяц орла», совпадающий с январем-февралем характерен как для угров, так и для самодий-цев. В этом запечатлена одна из древнейших мифологем, согласно которой орел, похищающий или отвоевывающий у зимних духов небесное пространство для света, является провозвестником (женихом) женщины-Солнца. В мифологии ханты орел предстает символом рассветов и чередования дней - лунный месяц делится на четыре семерки дней («лабыт»), каждая из которых олицетворяется семью сыновьями Неба, поочередно совершающими вокруг Земли 7 орлиных перелетов. Названия месяца октябрь также похожи: «лист падает» и «лес голый остается». Они характеризуют приход осени и листопад. Месяцы май, июнь и июль связаны у обоих народов с рыболовством, следовательно, и для этой группы селькупов рыболовство являлось основным видом хозяйственной деятельности, несмотря на то, что среди селькупов были также охотники, домашние скотоводы и земледельцы.

Итак, календарная система ханты и селькупов основывается на движении небесных тел как и все

другие календари. Но их особенностью является то, что в них нашли отражение самые важные системы жизнеобеспечения этих народов, природные и климатические особенностей территорий, на которых они проживают. В ходе текущего исследования мы рассматриваем и сравниваем календарные

системы и календарную лексику данных народов. При рассмотрении большего количества материала мы ожидаем, что сходств в календарной лексике будет больше, так как представители данных народов живут в непосредственной близости, при которой культурные и бытовые контакты неизбежны.

Список литературы

1. История календарей // 1^1.: http://www.abc-people.com/typework/history/hist13.htm

2. Головнев А. В. Календарь языческий // 1^1.: http://www.ural.ru/spec/ency/encyclopaedia-10-861.html

3. Калинина Л. И. Материалы по топонимике и языку коренного (хантыйского) населения Васюгана. № 1. Собраны зимой 1956-57 гг. 415 с.

4. Кулемзин В. М., Лукина Н. В. Знакомьтесь: ханты. Новосибирск: Наука, 1992. 135 с.

5. Колесникова С. Ю. Календарная система в традиционной культуре селькупов: дис. ... канд. исторических наук. Томск, 2000. 179 с.

Тоноян М. Н., аспирант.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

E-mail: maria_tonoyan@mail.ru

Материал поступил в редакцию 23.04.2010.

M. N. Tonoyan

THE СALENDAR SYSTEM OF THE URALIC LANGUAGES OF WESTERN SIBERIA

In this article main directions of the research which is held in the laboratory of endangered Siberian languages are illuminated. They concern the analysis of calendar systems and calendar vocabulary of some nations which can be found on the territory of Siberia and also their comparative analysis.

Key words: calendar system, calendar’s vocabulary, months ’names, life support systems.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk oblast, Russia, 634061.

E-mail: maria_tonoyan@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.