Научная статья на тему 'Календарно-числовые мотивы на древностях из коллекции теплоуховых'

Календарно-числовые мотивы на древностях из коллекции теплоуховых Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
74
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЕНДАРНЫЙ МИФ / CALENDAR MYTH / СИМВОЛИКА / SYMBOLISM / ЧИСЛОВАЯ СИМВОЛИКА / КОЛЬЦЕВОЙ КАЛЕНДАРЬ / THE CIRCULAR CALENDAR

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вртанесян Г. С.

В статье рассмотрены календарночисловые мотивы на некоторых предметах из коллекции А.Е. и Ф.А. Теплоуховых. Показано, что композиции с сюжетами противоборства животных, являются различными вариантами представления календарного мифа. Выявлена и проанализирована календарно-числовая символика на некоторых изделиях коллекции (бляхи и колесовидные подвески).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CALENDAR-NUMERIC MOTIFS IN THE ANTIQUITIES FROM THE TEPLOUKHOVS COLLECTION

The article is devoted to the calendar-numeric explanation on some items from the collection of A.E. and F.A. Teploukhov. It is shown, that compositions with scenes of confrontation animals are different view options of the calendar myth. Identified and analyzed calendarnumeric symbols on some products collection (badges and pendants rotate).

Текст научной работы на тему «Календарно-числовые мотивы на древностях из коллекции теплоуховых»

Г.С. Вртанесян

Российский государственный гуманитарный университет

(г. Москва)

Календарно-числовые мотивы на древностях из коллекции Теплоуховых

В статье рассмотрены календарно-числовые мотивы на некоторых предметах из коллекции А.Е. и Ф.А. Теплоуховых. Показано, что композиции с сюжетами противоборства животных, являются различными вариантами представления календарного мифа. Выявлена и проанализирована календарно-числовая символика на некоторых изделиях коллекции (бляхи и колесовидные подвески). Ключевые слова: календарный миф, символика, числовая символика, кольцевой календарь.

G.S. Vrtanesjan Russian State University for the Humanities (Moscow)

Calendar-numeric motifs in the antiquities from the Teploukhovs collection

Abstract. The article is devoted to the calendar-numeric explanation on some items from the collection of A.E. and F.A. Tep-loukhov. It is shown, that compositions with scenes of confrontation animals are different view options of the calendar myth. Identified and analyzed calendar- numeric symbols on some products collection (badges and pendants rotate). Keywords: calendar myth, symbolism, the circular calendar.

Число публикаций, посвященных исследованию различных аспектов столь сложного и многомерного явления,

названного пермским звериным стилем (ПЗС) [1, с. 126], насчитывает несколько сотен. В них есть сведения о происхождении находок, технологии их изготовления, назначении и семантике (зачастую полярные) и т.д. Автор предлагает рассмотреть последнюю проблему, с точки зрения принадлежности этих сюжетов, к полю календарного мифа [2, с. 112], то есть представлениям о круговороте времени в природе, имеющих свои специфические формы выражения, с помощью определенных календар-но-числовых символов (см. так же работу [3, с. 149-150], предла-

ненцы и др., см. напр. [7, с. 244246]). В некоторых случаях этому действительно соответствует прилет орла (орлана), в некоторых традициях январь-февраль называются месяцами "ложного орла", что позволяет сделать вывод, что орел в первую очередь, это образ, символизирующий Солнце — свет (см. напр. [8, с. 720-732]). В реалиях, в период между зимним и летним солнцестояниями, продолжительность световой части суток растет ("летняя дорога солнца"). И наоборот, после летнего солнцестояния световая части суток сокращается. Однако на высоких широтах (выше 45 параллели) это остается почти незаметным, вследствие эффекта "белых ночей". Визуально ощутимое, рез-

гающих рассматривать ПЗС как экосистемное, биоценотическое явление). В качестве введения необходимо кратко остановиться на особенностях годового хода Солнца, и связанных с этим мифологических представлений. После зимнего солнцестояния (конец декабря), начинается удлинение световой части суток. Этому так же соответствует смена направления движения светила, — смещение на север точки азимута восхода. Представление о северном (ийагауапа, букв. "путь наверх") и южном (daksinayana, букв. "путь вниз") путях перемещения солнца по небосводу сохранились не только в ведийской космогонии [4, с. 256, 257], но и у народов Сибири [5, с. 347 сл.; 6, с. 114-116]. В календарях коренных народов Урала, Приуралья и Сибири месяцы, с января по март, имеют названия "орлиного" (обские угры, селькупы, кеты,

кое сокращение продолжительности световой части суток начинается с Ильина дня, маркируемое холодными грозовыми дождями начала августа и переломом погоды "на зиму". Именно с этого начинается "зимняя дорога солнца", которая завершается зимним солнцестоянием [9, с. 212-214]. Так как в солнечный год укладывается 13 сидерических (27,3 сут.) месяцев, тогда длительности дорог солнца будут составлять соответственно 7 (летняя) и 6 (зимняя) сидерических лунных (27 дней) месяцев. Понижение температуры после холодных проливных дождей в начале августа приводит к резкому снижению активности комаров и оводов, и сопровождается выходом крупных копытных (лось, олень, изюбр и т.д.) из теплых непроточных водоемов, где они спасаются от гнуса.

В календарной лексике это отразилось в названиях летних

месяцев (месяцы комара и оводов) [7, с. 211, 244, 247]. В обрядности это нашло отражение в праздниках Торум кан (манси) [10, с. 52], лосиный праздник у селькупов [11, с. 205-210], которые отмечались в начале августа. Таким образом, можно допускать, что символами начал "летней дороги солнца" является орел, "зимней", — лось. Возможно, именно эта мифологема представлена на сюжетах изображений, на которых орел доминирует над лосем [12, табл. ГУ-14, 15] (рис. 1а-г). Подобный выбор отражает, во-первых, реалии (хищные птицы, клюющие павших животных), и может быть так же указанием на отсчет начала отсчета времени от зимнего солнцестояния в календарном мифе авторов сюжета. На другом сюжете из этой коллекции [12, табл. ХХП-4], орел так же изображен сверху, что же касается видовой принадлежности нижнего существа, то его пока можно полагать выдрой, на это указывает характерный изгиб шеи и мощные лапы. Выдра, как календарный символ так же представлена на кольцевом календаре коми, символизируя глубокую осень (ноябрь) [13, с. 96-100]. На другом сюжете из этой коллекции [12, табл. ГУ-13], представлены (сверху вниз) три существа. Это птица (видимо хищная, судя по мощным лапам и когтям), медведь и под ним (в лапах медведя) существо, с удлиненной мордой. Возможно этот сюжет есть символическое представление трех сфер мироздания, и, если это так, тогда возможный представитель Нижнего мира, — щука. Образ медведя имел сложную календарную семантику. Выход его из берлоги (Нижний мир) был символом начала весны, и он же был символом начала "смерти" солнца, так как конец гона медведя совпадал с летним солнцестоянием [13, с. 99-103]. Отметим, что независимо от видового набора

и числа зооморфных персонажей, образ орла (символ нового солнца и начала его "летней дороги"), доминирует во всех рассмотренных случаях. На рассмотренных изображениях есть и числовая символика, в виде выступов, на остальных образцах (плакетки) коллекции, — это зернь, отверстия (круглые, треугольные, вытянутые овалы и т.д.), насечки, шевроны и др. На крыле орла в сюжете с лосем [12, табл. 1У-14], изображены 8+8 (?, отсутствует фрагмент) +11= 27 выступов, и 12 (4х3) выступов на хвосте. На другом варианте сюжета орел — лось [12, табл. 1У-15], на крыле орла есть 4 выступа, на лапах, — 3 (итого 7). На изображении орла [12, табл. ГУ-13] (вместе с медведем и "щукой") видны на крыле 8 и 9 выступов, 10 (5+5) на хвосте и 5 на лапе. Как видно, нет числового единообразия, — в виде доминирования на них какого-либо числового комплекса, позволяющего делать какие-либо выводы о конкретном календарном назначении этих числовых символов. Однако внятная ка-лендарно — числовая символика, представлена на образцах, представляющих два концентрических круга, соединенных между собой перемычками в виде кружочков (так называемые "колесовидные подвески"). Можно выделить при этом числа 8 и 12, которые выражены с помощью различных счетных элементов. Число 8: 1. четыре пары кружков (2х4), соединяющие внутреннее и внешнее кольцо колесовидной подвески; колесовидные подвески с изображением 8 радиально расположенных треугольников [12, табл.3-9; 8-4; 8-13].

Деление годового цикла на 8 частей по 45 дней, завершавшихся празднествами известно в календарной практике Ирана начала I тыс. н.э. (см. напр. [14, 29]). Число 12, выражено счетными элементами двух типов. Это уже упомянутые перемычки в виде кружочков, которые

Вртанесян Гарегин Суренович

к.т.н, консультант Центра изучения религий Российского государственного гуманитарного университета (г. Москва)

Рис. 1а Изображение орла

Рис. 1б Изображение орла

Рис. 1в Изображение орла

сгруппированы уже по три (3x4) [12, табл. 1Х-2; ХХ11-21]. Либо это радиальные отверстия треугольной формы, образующие внутреннее кольцо. И наконец, это 12 концентрических кругов, вырезанных на гребне [12, табл. 2111]. По меньшей мере еще одно изделие этой коллекции может быть, с большой долей вероятности, причислено к категории календарных. Речь о бляхе, в центре которой изображен антропоморфный персонаж с козлиной головой, заключенный в круг из 60 элементов в виде полусфер (рис. 2). Из него исходят 12 радиальных лучей в виде вытянутых треугольников, вершины которых делят внешний периметр изделия на 12 частей. Кроме этого по периметру изделия выделено внешнее кольцо, которое делится радиальными отрезками, расположенными между треугольниками на 12 секторов, и они дополнительно делятся пополам вершинами треугольников [12, табл. П-7]. Таким образом четко можно выделить следующие числа, — 12, 24 и 60. Они известны в иранских календарях, начиная с рубежа эр [15, с. 320-323]. Это число месяцев (12) в году, состоящем из 360 дней, 60 — продолжительность "двойного месяца" (30х2) и произведение 12х60=720 дней, — продолжительность двухгодичного календарного цикла. Что касается 10 дней, которые необходимы для дополнения (720 +10 = 365 х 2) то ими могут быть и счетные элементы на нижней части "юбки" антропоморфа, или насечки на "рогах", выполненных в виде 'У-образной" развилки. Последнее, более вероятно, учитывая семантику развилки, как места рождения (перерождения). Однако качество изображения не дает бесспорных оснований для подобных сравнений. Что касается выбора козла, то он наверно не случаен, так как период гона безоаровых козлов (дикого предка домашнего)

это конец осени - начало зимы, и он завершается обычно к зимнему солнцестоянию [16, с. 79]. К этому можно добавить, серебристо-белый окрас зимней шкуры безоаровых козлов, который контрастирует с черным окрасом брюха (оппозиция "верх-низ", соотнесенная с реалиями, положением Солнца на небосводе, — нахождение его на южной "нижней дороге"). Неудивительно, что во многих календарных ритуалах, приуроченных к этой дате (начиная с древнехеттской эпохи и до нашего времени), активно использовался образ козла (одевание масок или вывешивание козлиной шкуры и т.д., см. напр. [16, с. 67]).

Литература:

1. 1. Шмидт А.В. К вопросу о происхождении пермского звериного стиля // Сборник Музея Антропологии и Этнографии. — 1927. —Т.6. — С. 125-164.

2. Вртанесян Г.С. Календарные символы глазковской культуры Сибири // Вестник ТГУ. История. — 2013. — № 3 (23). — С. 112-115.

3. Акимов В.А., Ширинкин П.С. К вопросу о биогеографических исследованиях предметов пермского звериного стиля // Географический вестник. — 2017. — 2(41). — С. 148156.

4. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. — М.: Наука, 1978. — 994 с.

5. Патканов С.К. Остяцкая молитва. — Тюмень. Изд. Мандрыки, 1999. — 400 с.

6. Тоболяков В. К верховьям исчезнувшей реки — Свердловск. 1930. — 120 с.

7. Симченко, Ю.Б., Смоляк А.В., Соколова З.П. Календари народов Сибири // Календарь в культуре народов мира. — М.: Наука, 1993. — С. 201-253.

8. Штернберг Л.Я. Культ орла у сибирских народов. Этюд по сравнительному фольклору // Сборник Музея Антропологии и Этнографии. — 1925. — Т.5. — Вып. 2. — С. 717-740.

9. Вртанесян Г.С. Числовые комплексы. Их отражение в мифопоэти-ке и материальной культуре // Эко-

логия древних и традиционных обществ. Вып.5. Ч.2. Материалы V Международной научной конференции. — Тюмень, 2016. С. 212-215.

10. Попова С.А. Мансийские календарные праздники и обряды. — Томск: ТГУ, 2008. — 138 с.

11. Ким А.А., Кудряшова Т.К., Кудряшова Д.А. Селькупский праздник Пиль Эд и культ лося // Материалы и исследования культурно-исторических проблем народов Сибири. — Томск: ТГУ, 1996. — С. 205212.

12. Спицын А.А. Древности камской чуди по коллекции Теплоухо-вых // Материалы археологической комиссии. — 1902. — № 26. — 109 с.

13. Вртанесян Г.С. Средневековые кольцевые календари Урала и Сибири // Вестник угроведения. — 2014. — № 2 (17). — С. 96-108.

14. Боголюбов М.Н. Хорезмий-ские календарные глоссы в «Хронологии» Бируни // Вопросы языкознания. — 1985. — № 1. — С. 28-33.

15. Бикерман Э. Хронология Древнего мира. — М.: Наука, 1976. — 334 с.

16. Биологический энциклопедический словарь. — М.: СЭ, 1986. — 864 с.

17. Ардзинба В.Г. Ритуалы и мифы древней Анатолии. — М.: Наука, 1982. — 253 с.

Рис. 1г

Изображение орла

Рис. 2

Бляха с антропоморфным изображением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.