Научная статья на тему 'Какую петлю готовят педагогическому образованию?'

Какую петлю готовят педагогическому образованию? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЯ / РОССИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Какую петлю готовят педагогическому образованию?»

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

составляющей (и, соответственно, к умалению роли соответствующих кафедр) в профессиональной подготовке будущего учителя не позволит достичь требуемого сегодня уровня компетентности.

Мы абсолютно убеждены, что все эти меры будут малоэффективны, если в нашем обществе не будет меняться сформировавшееся за последние десятилетия не-

гативное отношение к профессии учителя как к очень тяжелой, недостаточно оплачиваемой и не дающей признания и достойного положения в сегодняшнем обществе. Отсюда недостаточная подготовка и, главное, недостаточная мотивация на получение соответствующего образования абитуриентов, поступающих в педагогические вузы.

А. П. Валицкая,

профессор кафедры эстетики и этики

КАКУЮ ПЕТЛЮ ГОТОВЯТ ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ?

В инновационной суете вокруг высшей педагогической школы России появляются удивительные предложения, вроде отмены фундаментальной предметной подготовки учителя, составляющей уникальное качество отечественной традиции. Господин Шадриков придумал «петлю», предлагая учителю физики, биологии, литературы или истории изучать в высшей школе только те темы, которые содержатся в школьной программе. [См. интервью с В. Д. Шадриковым в № 7—8 журнала «Качество образования» за 2010 г. — Ред.] Нелепость и вредоносность такой идеи трудно переоценить: она могла появиться только в голове человека, который не видит тех изменений, которые происходят в современном мире и в системах образования, не чувствует требований времени, предъявляемых к современному учителю.

Сегодня учитель-предметник с трудом поспевает за ростом научного знания, содержание учебных программ безнадежно устаревает каждые два-три года, и если выпускник вуза принесет в школу тот минимум, который получил пять лет назад, он обречен на профессиональную беспомощность. Эта ситуация особенно опасна для гуманитария, когда интерпретация и смысл материала истории или литературы зависят от поворота событий в нашем динамичном, конфликтном, изменяющемся мире. Да и зачем такой учитель, ограниченный школь-

ной программой? Дети, при желании, могут найти этот материал и в учебнике, и в Интернете, чтобы формально подготовиться к ЕГЭ.

Конечно, модернизация высшей педагогической школы необходима и означает радикальные изменения содержания и структуры профессиональной подготовки современного учителя в соответствии с вызовами времени, ориентируясь на изменяющиеся цели и задачи образовательной работы в школе.

Цель школы, во-первых, — дать своему выпускнику возможность адекватно ориентироваться в современной ситуации, а это означает мировоззренческую зрелость, ясность критериев нравственного выбора, устойчивость ценностных ориентаций. Эта задача может быть решена только таким учителем, который сам обладает устойчивой, научно обоснованной мировоззренческой позицией. Какой бы предмет ни преподавал учитель в школе, он является воспитателем, носителем ценностей, человеком культуры. Во-вторых, научить учиться: находить, понимать, интерпретировать информацию, связанную с его профессиональным выбором. Эта задача школы может быть решена только таким учителем, который владеет предметным научным знанием, фундаментально подготовлен сам к поиску, интерпретации, творческой обработке современного научного знания.

Какую петлю готовят педагогическому образованию?

В-третьих, научить практическому использованию полученных знаний. И в этой связи собственно-профессиональная задача учителя состоит в том, чтобы претворить научные знания по своему предмету в учебный модус дисциплины, ориентированный на специфику возрастного мировосприятия ребенка, «разместить» свое предметное знание в той целостной картине мира, которая рождается в сознании воспитанника.

Таким образом, профессиональная подготовка учителя состоит из трех основных необходимых и достаточных компонентов: общее гуманитарное знание (включая психолого-педагогическое), предметная подготовка, методическая (инструментально-технологическая) готовность. В современных условиях эти содержательные акценты существенно меняются.

Гуманитарная подготовка - отнюдь не внешняя добавка общекультурного характера, как в ныне действующей и устаревшей образовательной программе. Она становится мировоззренческой базой, обеспечивающей способность к адекватной ориентации в конфликтном, противоречивом, динамично изменяющемся мире, условием выбора стратегий креативного, инновационного социокультурного действия в сфере образования.

Конечно же, предметная подготовка учителя должна оставаться фундаментальной, обеспечивая методологическую базу современного научного знания, способность самостоятельного научного поиска. Вопреки

предложениям редукции этой подготовки до тематики школьной программы («петля фундирования» господина Шадрикова), достижения современной науки с необходимостью должны быть в сфере внимания, понимания и педагогической интерпретации современного учителя.

Методическая подготовка (ее теперь принято называть гуманитарной технологией) — момент необходимой связи мировоззренческого гуманитарного фундамента и предметного знания. Ориентируясь на реалии образовательного процесса, важно построить ее в метаметодическом ключе, обеспечивая междисциплинарные связи в образовательных программах различных уровней.

В настоящее время наш университет представляет собой действительно универсальный набор факультетов, обеспечивающих, пожалуй, все сферы общественной практики. При этом собственное лицо, главная отличительная особенность педагогического высшего учебного заведения, оказывается структурно неопределенной, «растушеванной» по многочисленным факультетам и кафедрам. Эта ситуация структурной неопределенности (а тем самым — и коллективной безответственности) создает дополнительные условия для реализации угрозы исчезновения российского педагогического образования как такового, и тут «петля Шадрикова», попадая в слабокомпетентные головы управленцев, может сыграть удушающую роль.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.