УДК 37.014
Рябченко С.А., к.психол.н.
доцент
кафедра психологии образования Школа педагогики ДВФУ Россия, г. Уссурийск КАКОЕ БУДУЩЕЕ НАМ ГОТОВИТ ЦИФРОВИЗАЦИЯ
ОБРАЗОВАНИЯ?
Аннотация: В данной статье рассматриваются возможности и проблемы использования информационно-коммуникационных технологий в образовании. Автор рассматривает ряд критериев, которые позволяют определиться в отношении тенденций использования современных образовательных технологий. Вероятные последствия цифровизации образования.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, дистанционное обучение, дополненная реальность, онлайн-курсы, Университет для миллиарда, цифровизация образования, цифровое слабоумие.
Ryabchenko S.A.
Candidate of psychological Science Associate Professor of Department of Educational Psychology
School of Education, FEFU Russia, Ussuriysk
WHAT FUTURE DOES WE HAVE PREPARED DIGITALIZATION
OF EDUCATION?
Abstract: This article focuses on the opportunities and challenges of using information and communication technology in education. The author considers a number of criteria that allow determining the trends in the use of modern educational technologies. The likely consequences of digitalization of education.
Keywords: information and communication technology, distance learning, augmented reality, online courses, University for a billion, digitalization of education, digital dementia.
Использование в образовательной практике информационных технологий в настоящее время стало реальностью. Однако, несмотря на широкое распространение, применение в образовании информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) по-прежнему находится в дискуссионной плоскости, поскольку не выяснены до конца все последствия их широкого внедрения в образование.
На первый взгляд, преимущества использования ИКТ, по крайней мере, в системе высшего и послевузовского образования очевидны:
•скорость и доступность получения актуальной информации в любой
области знаний;
• использования ИКТ в форме дистанционного обучения помогают преодолеть проблему устаревания знаний, решает многие проблемы непрерывного образования;
• позволяют решать образовательные проблемы людей с ограниченными возможностями, или с территориальной отдаленностью субъектов образования (дистанционное обучение).
Перечислять подобные преимущества и возможности, которые открывают Интернет и современные ИКТ можно бесконечно.
Однако по мере развития данного процесса намечаются определенные тенденции и, как принято, сей час говорить, вызовы, которые выходят за рамки научно-технического прогресса в области развития ИКТ.
Впервые ознакомившись с отдельными положениями доклада «Глобальное будущее образования» профессора практики Московской школы управления «Сколково» Павла Лукши в 2015году, создалось впечатление, что это какая-то футурология, научная фантастика.
Приведем некоторые выдержки из доклада, иллюстрирующие изменения, которые, по мнению П. Лукши, произойдут в образовании в ближайшие 15-20 лет: «Через три-пять лет, по словам эксперта, в мире начнется бум массовых открытых онлайн-курсов - дистанционного образования для всех желающих. «Паспорта компетенций» займут место дипломов», - писал П. Лукша [3]. По мнению автора доклада: «К началу нового десятилетия виртуальная реальность будет окружать нас со всех сторон <...> эти «миры дополненной реальности» со временем станут естественной средой обитания человека [там же].
Автор доклада считает, что глобальная конкуренция приведет к «образовательному империализму»; многочисленные онлайн-курсы трансформируются в «образовательные машины, прокачивающие одновременно большое количество людей» (в обиходе уже фигурирует понятие «Университет для миллиарда»); они образовательные машины (курсив наш) задают наднациональные модели квалификаций и компетенций».
Однако события описанные автором доклада на наших глазах становятся реальностью. Первой ласточкой нового образования стал проект «Московская электронная школа» (МЭШ)290, являющийся, в свою очередь, основой для более широкого проекта «Цифровая школа».
МЭШ возникла в начала 2016 года. «Сначала в проекте участвовало шесть учреждений, в конце 2017 года - уже 280 (694 здания), а в настоящее время её распространяют по всем образовательным учреждениям столицы»
[9, с.10]. О.Н. Четверикова пишет: «В соответствии со стандартами МЭШ на уроках, начиная с первого класса, дети должны пользоваться индивидуальными планшетами или смартфонами, связываясь по Wi-Fi с
290 Официальный сайт МЭШ: https://www.mos.ru/city/projects/mesh/_
интерактивной доской в классе, заполнять в них тесты, читать электронные учебники, «посещать» виртуальные экскурсии, пользоваться виртуальными лабораториями, электронными библиотеками и даже обучающими компьютерными играми» [9, с.10].
Инновации затронут не только Москву, на очереди Российская электронная школа (РЭШ).291 Данные проекты находят поддержку на самом высоком уровне, включая Министерство просвещенья, Минобрнауки, НИУ ВШЭ [9]. Чтобы реализовать столь амбициозные проекты за первые 6 лет потребует, по подсчётам «РБК», бюджетных инвестиций на сумму 4,6 трлн., а общих, с учётом внебюджетных, - 8 трлн. руб.292
Отсутствие широкого общественного обсуждения вопросов, связанных с массовым внедрением цифрового образования, с привлечением независимых экспертов, наводит на мысль что «Реализуется эта революция, во-первых, в интересах крупного ай-ти бизнеса. Заказчиком оцифровки образования выступают крупные и в первую очередь иностранные ай-ти компании, рассматривающие российские образовательные учреждения как рынки сбыта своей продукции. Речь идёт о таких компаниях, как: Cisco, Samsung, IBM, Microsoft, Huawei и другие» [9, с.11].
Тем не менее, даже некоторые из вышеперечисленных проектов -вызовов для образования будущего ставят перед нами следующие вопросы. В какой мере пребывание в «дополненной реальности» (виртуальной реальности) является естественной средой обитания человека? Есть ли вероятность, что появление «Университета для миллиарда» (образовательных машин) может привести к дальнейшей дегуманизации и макдональдизации образования (более подробно см. список литературы п. 7)? Когда речь идет о наднациональных моделях квалификаций и компетенций, как это может отразиться на национальных интересах страны?
Несколько подробнее остановимся на проблеме, которая лежит не в плоскости развития современных информационных технологий, однако поможет определиться в отношении ним.
Во-первых, рассмотрим одно из, кажущихся очевидным, преимуществом информационных технологий - скорость и доступность получения и обмена информации, возможности дистанционного обучения. Так ли здесь все очевидно? Ряд экспертов предостерегают, что это грозит весьма серьезными издержками для психического и соматического здоровья обучающихся, для интеллектуального развития будущего поколения и создание затруднений в его социализации [1,5,8,10,11].
Например, «Особо Лукша выделил тему геймификации — усиления игрового начала в жизни. Через 15-20 лет игра и команда станут доминирующими формами образования и социальной жизни, и уже сегодня
291 Официальный сайт РЭШ: https://resh.edu.ru/
292 Учебный план на 8 триллионов. ВШЭ и ЦСР предложили проект реформы образования. - Режим доступа: https://www.rbc.ru/newspaper/2018/04/05/5ac4d5309a794730d2f1b3b7_
признание игры в качестве нормы и образа жизни проявляется в том, что игры массово включают в образовательные курсы, проекты и экзамены. Города будущего также будут выглядеть как большой игровой тренажёр» [9,с. 14]. Однако результаты исследования ВЦИОМ (1600 респондентов, декабрь 2016). Показали, что участники опроса оценивают, как серьезную угрозу психическому здоровью: компьютерные игры - 77%, негативное влияние сети -75%, химические зависимости - 64%. Более того, негативное влияние видеоигр и интернета на собственное здоровье признают и сами респонденты в возрасте от 18 до 34 лет293.
Отрезвляющий эффект производят документальные фильмы «Сетевой торчок» - "Web Junkie" (2013) и «Возвращение в реальность» (2016). В Китае около 24 миллионов детей отказываются покидать виртуальный мир. Китай -первая страна, признавшая интернет-зависимость клиническим расстройством, д/ф демонстрируют, как проходит принудительное лечение в реабилитационных центрах от интернет-зависимости.
Один из самых авторитетных экспертов, длительное время изучавших влияние ИКТ на развитие психики, немецкий психиатр и нейрофизиолог Манфред Шпитцер убедительно доказывает их пагубность для развития интеллектуальных способностей детей: «Слабоумие - это не одна лишь забывчивость. Для меня феномен цифрового слабоумия означает не только то, что сегодняшние молодые люди становятся все более забывчивыми (на это впервые указали корейские ученые еще в 2007 г.). В гораздо большей степени речь идет о снижении умственной работоспособности, утрате навыков мышления и способности к критической оценке фактов, неумении ориентироваться в потоках информации» [11, с. 17].
Опираясь на значительный массив исследований, М. Шпитцер, приходит к выводу, «Пользование компьютером в раннем дошкольном возрасте может приводить к нарушению внимания, а в старшем дошкольном возрасте - к затруднениям при чтении. В школьном возрасте у подростков, постоянно пользующихся компьютером, наблюдается растущая социальная изоляция. Об этом свидетельствуют последние исследования, проведенные в США и Германии» [11, с.23]. Автор приходит к неутешительному для сторонников цифровизации школы выводу, что нет никаких независимых исследований, бесспорно доказывающих, что обучение стало более эффективным благодаря внедрению в школах компьютеров [11, с.76-77].
Симптоматично, что «Эван Уильямс, создатель сервисов Blogger и Twitter, разрешает двоим своим сыновьям использовать планшеты и смартфоны не дольше часа в день. А Алекс Константинопл, директор Outcast Agency, ограничивает использование планшетов и ПК в доме 30 минутами в день. Ограничение касается детей 10 и 13 лет. Младший пятилетний сын вообще не использует гаджеты»[8, с 47]. И таких примеров достаточно, когда
293 Поколение SeШe: пять мифов о современной молодежи (исследование ВЦИОМ). Режим доступа: https://wcюm.ru/mdex.php?id=236&щd=П5996_
профессионалы, работающие в бизнесе, который связан с ИКТ, проявляют заботу о собственных детях. Они-то лучше других осведомлены о негативном влиянии раннего погружения детей в мир виртуальной реальности.
Во-вторых, цифровизация школы, включая высшее образование, существенно отразится и на преподавательском корпусе: «Что случится, когда информация будет доступна каждому всегда и везде? Система, где университетские преподаватели передают знания, читают курсы и лекции, а потом по ним проводят тестирования, в будущем станет попросту бессмысленной. Нужно принципиально новое содержание!»294
Как нам кажется, многие проблемы образования связаны с недооценкой компонентов, которые образуют его содержания, так как наряду со знаниями и умениями, которые присваивает обучающийся, недостаточное внимание уделяется нормам, ценностям и убеждениям. Из образования, по сути, изымается непосредственное общение педагога с учащимися. По-прежнему недостаточное внимание уделяется роли педагогического общения в расширении индивидуального опыта и развития личности субъектов образовательного процесса тому, как передаются и усваиваются личностные смыслы, ценности и мотивы вступивших в психологический контакт: «Смыслу не учат, - писал А.Н. Леонтьев, - смысл воспитывается» [4; Т.1, с. 369].
В подтверждение данного тезиса можно привести мнение Кена Робинсона крупнейшего специалиста в области образования и инноваций в государственных и общественных организациях: «Слишком многие образовательные реформы направлены на то, чтобы сделать образование независимым от преподавателей. Все наиболее успешные мировые образовательные системы основаны на противоположном принципе. Они инвестируют в преподавателей. Причина заключается в том, что люди достигают впечатляющих успехов, когда рядом с ними находятся те, кто понимает их таланты, способности и сопряженные с этим возможные трудности. Вот почему наставничество помогло стольким людям в жизни. Выдающиеся педагоги всегда понимали, что их настоящая задача - не преподавать предмет, а обучать учеников» [6, с. 347]. Кен Робинсон, на наш взгляд, очень точно формулирует проблемы современного образования: «Дело в том, что с учетом требований времени образованию необходимы не реформы, а трансформация. Ее главным принципом должна быть не стандартизация образования, а его персонализация с опорой на индивидуальные таланты и достижения каждого ребенка. Необходимо создать для учащихся обстановку, которая пробуждала бы в них желание учиться, и в которой они могли бы естественным образом раскрыть свои способности и истинные предпочтения [6, с.170].
На наш взгляд, дело не столько, и не только во внедрении современных
294 Митева Ц. Павел Лукша: «Собрать себя как специалиста можно будет и без университета» // Московские новости. 06.01.2013. — Режим доступа: http://www.mn.ru/society/85401_
технологий в образование, и уповании на научно-технический прогресс, сколько в ценностном самоопределении педагогического сообщества: «Главное заключается не в структурно-функциональных мероприятиях, разработке пакетов организационно-финансовых и программных материалов, а в определении тех образовательных базовых ценностей, вокруг которых смогли бы сплотиться основные субъекты педагогического процесса» [2, с.44].
В-третьих, как отразится концептуальная перестройка образования, осуществляемая в соответствии с планами форсайт-проектов «Образование 2030», «Образование 2035»295 на национальных интересах страны? Реализация данных проектов, по мнению О.Н. Четвериковой, приводит к тому, что «Государство теряет стратегическое влияние на школу, удерживая только хозяйственные и административные функции, зато всё определяет работодатель. Традиционная школа остаётся для неудачников» [9, с.12].
В заключение по данной проблеме можно сказать, что дело не в технологиях обучения, а в целях и смыслах образования. Будет ли оно ориентировано на национальные интересы? В какой мере новые образовательные технологии могут способствовать наращиванию отечественного человеческого капитала? Каким образом цифровизация образования отразится на психологическом и соматическом здоровье обучающихся? От ответов на эти важнейшие вопросы зависит будущее отечественного образования, а соответственно и страны в целом.
Использованные источники:
1. Афанасьев А. Цифровизация образования, все минусы электронной школы. Что будет с детьми? Режим доступа: https://vc.ru/flood/43800-cifrovizaciya-obrazovaniya-vse-minusy-elektronnoy-shkoly-chto-budet-s-detmi
2. Богуславский М.В. Проблемы реформирования российского образования (историко-педагогический контекст)//Проблемы современного образования. 2010. - №1. - С. 33-44.
3. Герасимова Е. Школьным урокам осталось жить 15 лет. Независимая газета. - 15.09.2015. Режим доступа: http://www.ng.ru/education/2015-09-15Z8_schools.html
4. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. - М.: Педагогика, 1983. Т.1. - 392 с.
5. Лория Е., Ладилова Е., Нодельман В. Российскую школу оцифруют за три года.//Известия. - 12.09.2018. Режим доступа: https://iz.ru/787587/elena-loriia-elena-ladilova-valeriia-no delman/elektroniki-2 0
6. Робинсон К., Ароника Л. Призвание. Как найти то, для чего вы созданы, и жить в своей стихии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. - 368с.
7. Рябченко С.А. Модернизация образования - ускользающая реальность// Психология и школа. - 2012. - № 1. - С.74-85.
295 Образование 2030: Дорожные карты будущего. Результаты первого российского этапа исследования. Опубликован в мае 2011 г. — Режим доступа: http://www.myshared.ru/slide/214897/_
8. Стрельникова, Л. Цифровое слабоумие // Химия и жизнь - XXI век. - 2014. - № 12. - С. 42-47.
9. Четверикова О.Н. Скрытые угрозы российского проекта «Цифровая школа»//Народное образование. - 2019. - № 1. - С.9-25
10. Четверикова О.Н. Цифровизация образования - это опасно. Режим доступа: http ://zavtra.ru/blogs/mesh_gp
11. Шпитцер М. Антимозг. Цифровые технологии и мозг. М.: Издательство АСТ, 2014. - 288 с.