УДК 1
Узакова М.Х.
ТГПУ имени Низами УзГУМЯ
(г. Ташкент, Республика Узбекистан)
Хусаинова Г.С.
УзГУМЯ
(г. Ташкент, Республика Узбекистан) КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ СОВРЕМЕННЫЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
Аннотация: в статье делается раскрывается тема о том, каким должен быть современный преподаватель.
Ключевые слова: преподаватель, образование, развитие.
Мы живем в удивительное время: мир вокруг нас меняется очень быстро, со стремительной скоростью. Преподаватель, работающий с молодым поколением, должен быть готов к следующему:
Измениться самому. Это самое трудное, но необходимое условие существования как полноценного человека.
Признавать свои собственные ошибки. Тот, кто ничего не делает, не делает ошибок. И понятно, что учитель не попадает в такую категорию. Саморазвитие. Если мир не менялся с такой скоростью на протяжении нескольких поколений, то сейчас он развивается такими стремительными темпами, что, как сказала Черная Королева, в "Алисе в стране зазеркалья ", чтобы остаться на своем месте надо "взять ноги в руки и бежать".
Преподаватель также должен понимать, чем живут современные студенты. Он должен иметь в виду, что современные студенты отличаются от предыдущих
поколений. Они живут в виртуальном мире- интернете, у них иная человеческая культура и ценности. Для того чтобы пользоваться благами своего труда, современный преподаватель должен обладать многими качествами. Обычно говорят: "учитель должен любить детей". Однако эта идея очень относительна и может привести к различным интерпретациям. Ведь понятие любовь очень многогранно. Все становиться проще с понятием уважение. Уважать студента -значит видеть в нем человека, а не белую бумагу.
Толерантность. Люди разные. Иногда человек раздражает нас еще и потому, что не похож на других: иначе носит головной убор, не такая прическа, смотрит иначе. Если он ведет себя естественно и не нарушает правил этикета, стоит ли обращать на это внимание? То же самое можно сказать и о праве человека иметь личное мнение.
Если речь идет только о вопросах, на которые нельзя ответить однозначно, не помешает сразу не отвергать неожиданные и оригинальные предложения. Они могут быть более подходящими, чем стандартные ответы. Молодежь мыслит не так, как взрослые, шаблонно, она мыслит более свободно. Признайте право студента быть особенным. Возможно, вы и есть новый Преподаватель, который понимает студента!
Преподаватель должен быть готовым заслужить уважение через реальные поступки. Нельзя произвести впечатление на современного студента громким голосом, командным тоном. Все должно быть с четким расчетом: хороший преподаватель хорошо знает свою дисциплину, объясняет ее пользу и преподносит материал интересно, с использованием современных методов и технологий.
Пугать - бесполезно. Нынешние студенты не боятся того, чего боялись предыдущие их поколения. Преподаватель должен чувствовать предел во всем. Это относится как к духовным ограничениям ("не потакание"), так и к личным знаниям. Ведь студенты в некоторых вещах больше разбираются, чем преподаватели.
Преподаватель должен четко понимать свою функцию. Он должен дать полезные знания, которые нельзя найти в поисковике "Гугл" (если наоборот, то он зря тратит свое время).
Самокритика. Когда учитель анализирует свою деятельность и думает о том, как ее развивать, он многого добьется. Каждый может ошибиться. Любой взрослый человек тут не исключение.
Создание собственного имиджа. Умение не быть постоянно серьезным и иногда шутить над собой -это составляющая сопротивления напряжению. Это также отличный атрибут для жизни в обществе. Чувство юмора смягчает сложную ситуацию, помогает отвлечься и решить сложные вопросы.
Конечно, соответствовать всем критериям тоже непросто. В большинстве случаев нет возможности выбора преподавателей в учебных заведениях. Но тем не менее, глядя на идеал, нужно стремиться работать сегодня лучше, чем вчера. И лучшую оценку работе преподавателя дают те же студенты.
Преподаватель, постоянно стремящийся к самосовершенствованию и вкладывающий большие усилия в эффективность своих занятий, в праве требовать от студентов соответственных, адекватных отношений к себе и к дисциплине.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Имидж педагога, Учебное пособие, Сысоева Е.Ю., М. 2019.
Учебное пособие, ДОМИНАНТЫ ИМИДЖА УЧИТЕЛЯ, Д.М. Литвинко, И.Н.
Кавинкина М-2004
Психология формирования имиджа учителя, учебное пособие Анатолий Афанасьевич Калюжный, М.2010