Научная статья на тему 'Какая территориальная стратегия нужна России?'

Какая территориальная стратегия нужна России? Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
48
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Котилко В.В.

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Какая территориальная стратегия нужна России?»

КАКАЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ

НУЖНА РОССИИ?

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

В. В. котилко,

доктор экономических наук, член-корреспондент РАЕН

Сибирский государственный технологический университет (г. Красноярск) выпустил книги, посвященные конкурентным преимуществам региональной экономики, а также проблемам формирования современных логистических систем на региональном уровне.

КОНЦЕПЦИЯ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО РАЗВИТИЯ

В монографии Беляковой Г.Я. «Конкурентоспособность региональной экономики: концепция опережающего развития» (Красноярск, СибГТУ) проблема конкуретоспособности рассматривается на фоне глобальных закономерностей, влияющих на мировые рынки.

Красноярский край имеет огромные экспортные возможности, особенно в части цветных металлов. В то же время лимитирующим фактором является потребность в крупных инвестициях, особенно в освоении новых месторождений, в наукоемкие технологии и в комплексную переработку сырья.

Кроме того, край открыт для конкурентоспособной продукции стран Юго-Восточной Азии, что делает его уязвимым, если развивать территорию традиционным путем. Автор видит выход в ориентации Красноярского края на принципах, позволяющих обосновать новый сценарий развития, который получил название «концепция опережающего развития».

Специфика Красноярского края связана с тем, что падение объемов производства в регионе произошло в силу разнонаправленных сил, как общего, так и специфического характера, в числе которых отсутствие собственных оборотных средств, потеря рынков сбыта продукции, смена форм собственности и закрепление ее за новым (реальным) собственником, неконкурентоспособность продукции, резкий рост цен на сырьевые и энергетические ресурсы, массовые поставки дешевой продукции из стран Юго-Восточной Азии, рост теневой экономики (т ы-раженный в росте посреднических фирм и сокрытии доходов), высокий уровень износа основных фондов и проблемы инвестирования в реконструкцию и модернизацию.

Кроме того, для России характерна высокая энергоемкость продукции. По некоторым оценкам, она в 50 раз выше, чем в Японии, Швейцарии и Гонконге.

Отстаиваемая Г.Я. Беляковой «концепция опережающего развития» предусматривает два пути развития: 1) поддержание производства на действующих крупных предприятиях; 2) создание новых предприятий, отвечающих мировым стандартам.

Суть «концепции» заключается в создании предприятий, обеспечивающих выпуск конкурентоспособной продукции, в реализации наукоемких технологий, в эффективном использовании привлеченных иностранных инвестиций. В этой связи предстоит определить тот сегмент рынка, который должен быть закреплен за конкурентоспособным предприятием на перспективный период.

Основным отличием предлагаемой автором концепции «опережающего развития» является обоснование технологии реализации предлагаемого сценария развития Красноярского края.

ЛОГИСТИКА

В монографии Беляковой Г.Я. и Беляковой Е.В. «Формирование региональной логистической системы» (Красноярск, СибГТУ) обосновывается необходимость создания региональной логистической системы. Авторы исходят из того, что современная логистика должна рассматриваться как важнейшее направление будущей организации производства, которое позволяет обеспечить конкурентоспособность группе предприятий на уровне не только отдельного региона, но и на национальном уровне. Отсюда логистика позволяет обеспечить альтернативную последовательность в пространстве и во времени, т.е. имеется возможность выбора наиболее эффективного варианта организации и управления движением физическими потоками.

Необходимость нового подхода к логистике связана с тем, что Россия находится в условиях неразвитого, нестабильного и деформированного рынка. Поэтому так важно обеспечить эффективное управление не только внутрипроизводственными процессами, но и деятельностью предприятий партнеров.

Использование данного подхода позволяет рассматривать отдельные фирмы в качестве элементов логистической системы управления.

Предлагаемая авторами новая технология проектирования региональных логистических систем завершается предложением о создании в Красноярске единой логистической структуры регионального логистического центра.

СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО

Красноярский государственный технический университет издал монографию Л.В. Хазова и А.И. Шадрина «Формирование социокультурных и на-учно-образовательных центров в системе университетского образования» (Красноярск; ИПЦЛГТУ).

Авторы поставили перед собой цель - разработать модели обоснования структур и механизмов развития университетов как культурно-образовательных центров. В ходе исследования решались такие задачи, как разработка концепции формирования социокультурного и образовательного пространства региона на базе анализа современной социокультурной ситуации и выявление критериев оценки качества подготовки студентов.

Новые процессы, происходящие в обществе, предъявляют новые требования к подготовке высокообразованных людей.

Университеты оказывают огромное влияние на развитие регионов, поэтому комплекс оказываемых ими услуг охватывает не только традиционные услуги, но и те, которые вызваны переходом нашей страны к рыночной экономике. В то же время в погоне за все возрастающим влиянием общества, требующего следования за бурным развитием науки, техники и технологии, университеты ослабили внимание к социокультурным функциям. Исходя из этого, авторы по-новому взглянули на формы влияния университетов на жизнь регионов, которые, по их мнению, могут быть представлены следующим образом:

• политическое — изменение в политической структуре, более активное участие населения в политической жизни и др.;

• демографическое - усиливающаяся мобильность населения, изменения в показателях рождаемости и смертности;

• экономическое — влияние на доходы региона и структуру промышленности, состояние рынка труда, мобильность рабочей силы, налогооблажение;

• инфраструктура - жилье, транспорт, торговля, медицинское обслуживание;

• культурное - влияние на культурный климат региона, большее поступление в регион культтоваров;

• образовательное - изменение показателя участия в образовательных программах, изменение качества образования;

• социальное - улучшение качества жизни. Отсюда Университет как социокультурный образовательный комплекс должен осуществлять образовательную, просветительскую, культурную и нравственно-эстетическую деятельность как в среде студентов и сотрудников университета, так и для различных групп населения региона.

Под социокультурным образовательным пространством авторы книги понимают такой тип организации образования, когда институциональное формальное образование наращивает свой потенциал на базе сложившихся социальных, экономических, технологических и производственных институтов, причем стремление к интеграции наблюдается не только со стороны образования, но и со стороны указанных институтов, поскольку они имеют общие с образовательными учреждениями интересы.

В качестве важнейшего принципа формирования социокультурного образовательного пространства предлагается регионализация образования. Специфические особенности региональных программ образования заключаются в том, что они должны учитывать природно-географические, исторические, культурологические, социально-демографические, социально-экономические и политические особенности, рассматриваемые в совокупности в рамках мирового образовательного пространства.

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ

Издательство Красноярского государственного университета выпустило монографию А.И. Шадрина «Научно-образовательный комплекс региона: пути становления и развития»» (Красноярск, 2003) В ней подробно освещается проблема создания и функционирования университетских комплексов, под которыми подразумевается объединение лицеев, школ, гимназий, колледжей, институтов и учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы различных уровней, НИИ, КБ, организаций социальной сферы, функционирующих как структурные подразделения университета.

Среди принципов функционирования университетских комплексов следует обратить внимание на такие как:

• единство учебного, научного и инновационного процессов во взаимосвязи с экономической и социальной сферой;

• инновационный характер деятельности от проведения фундаментальных научных исследований до тиражирования и передачи в практику наукоемких технологий, в том числе образовательных.

щ

Для Красноярского края характерна сырьевая направленность хозяйственного комплекса, что предопределяет их четкую специализацию. Подготовка специалистов ориентирована на удовлетворение потребностей населения в образовательных услугах. В то же время для размещения вузов характерна крайняя неравномерность. Практически все вузы находятся в г. Красноярске. В последнее время начали открываться филиалы всех вузов в других городах.

Процесс образования научно-образовательной инфраструктуры края охватывает следующие элементы:

• интеграцию Красноярского государственного университета и Красноярского научного центра СО РАН для проведения научно-исследовательских работ с привлечением образовательных учреждений различного профиля;

• на базе Красноярского гуманитарного педагогического университетского комплекса и других профильных учебных заведений предполагается создать в крае единое педагогическое образовательное пространство;

• формирование университетского комплекса технического типа предполагает создать на основе объединения Красноярского государственного технического университета с учебными заведениями при сохранении его участниками статуса юридического лица;

• организация консорциума«Красноярскийунивер-ситетский аэрокосмический комплекс» с опорой на Сибирский государственный аэрокосмический университет, научные, производственные и иные структуры, осуществляющие подготовку специалистов для предприятий ракетно-космического комплекса и гражданской авиации страны;

• университетский горно-металлургический комплекс предполагается образовать на базе Красноярской государственной академии цветных металлов и золота — сюда войдут академия, техникум, общеобразовательные школы, межшкольный учебно-вычислительный центр, межотраслевой центр переподготовки кадров;

• ассоциацию «Сибирский технологический университет», объединяющую профильные техникумы и колледжи лесопромышленной и химической направленности Западной и Восточной Сибири. Интересен опыт края, касающийся межвузовской кооперации. Здесь следует отметить структуры Центра высоких технологий, центра валеологии, системы дистанционного образования, межвузовской корпоративной автоматизированной библиотечной сети, а также создание Института подготовки управленческих кадров.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ

Завершает наш обзор монография А.И. Шадрина «Регион: развитие в условиях рынка» (М.: СОПС, 192с.), в которой нас заинтересовали главы, касающиеся дискуссионного вопроса о правомерности исключения из специальностей, рекомендованных ВАКом, самостоятельной научной дисциплины «Региональная экономика» и включение ее в состав специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством.

Автор считает, что это обстоятельство свидетельствует о потере значения «региональная экономика». Хотя реальная практика заинтересована в ориентации на становление федерализма и местного самоуправления, на балансирование интересов Центра, субъектов Федерации, муниципальных образований, формирование федерального, регионального и местного законодательства.

Вывод, к которому приходит А.И.Шадрин в ходе исследования, заключается в насущной необходимости возродить регионалистику.

Автор предлагает принципиально изменить систему прогнозных, программных документов, схем территориального развития. В качестве основного документа предлагается разработка «Стратегии территориального развития России» (что в свое время пытался разрабатывать СОПС). Кроме того, от обоснования нового строительства (что было характерно до 90-х гг. прошлого века) предлагается сделать упор на модернизацию созданных предприятий, реализацию конституционных социальных гарантий, повышение социальной, экономической и экологической эффективности территориальной организации производительных сил.

В качестве еще одного документа территориального развития страны в монографии предлагается разрабатывать Концепцию социально-экономического развития федеральных округов РФ.

Читатель, интересующийся дискуссиями о возрождении на новой основе предпрогнозных документов, прочитает в книге ответы на некоторые вопросы, не получившие решения в реальной практике. Хотя интервью, данное вице-премьером Владимиром Яковлевым (см. «Известия», 14 января 2004 г.), в котором предлагается возродить в какой-то мере централизованное планирование развития регионов в связи с разработкой Концепции пространственного развития России, указывает на то, что в ближайшее время возможны серьезные шаги. Возможно, речь пойдет о возрождении генерального плана, обеспечивающего консенсус между федеральным центром и регионами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.