Научная статья на тему 'Как живет и движется эпический герой?'

Как живет и движется эпический герой? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
728
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭПОС / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / ЭПИЧЕСКИЙ ХРОНОТОП / ГЕРОЙ / СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ / EPIC / TIME / SPACE / EPIC CHRONOTOPE / HERO / STORY MAKING

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Ершова Ирина Викторовна

В рецензии отмечается ценность практических наблюдений и теоретических суждений С.Ю. Неклюдова для эпосоведения и фольклористики. Пространство и время в фольклорном повествовании понимаются С.Ю. Неклюдовым максимально широким образом; предложенный угол зрения позволяет вобрать в себя все наиболее существенные стороны эпического сюжета и повествования. Время это эпическая эпоха и «биографическое» время жизни героя; пространство это конкретные locus’ы и жанровое движение эпического героя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How to Live and Moving Epic Hero?

The review stresses the importance of Sergey Yu. Neklyudov’s both theoretical ideas and prasctical observations for comparative studies of epic and folklore. Neklyudov treats the concepts of space and time in folklore narration in a rather wide way, and his approach makes possible to explore all the most significant characteristics of epic plot and narrative. Time implies the notions of epic epoque and the construction of heroic biography, and space embraces all the particular loci and the development of epic hero within the generic framework of epic.

Текст научной работы на тему «Как живет и движется эпический герой?»

Новый филологический вестник. 2016. №4(39).

---

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ Surveys and Reviews

И.В. Ершова (Москва)

КАК ЖИВЕТ И ДВИЖЕТСЯ ЭПИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ?

Рецензия на книгу: Неклюдов С.Ю. Поэтика эпического

повествования: пространство и время. М.: Форум, 2015. 216 с.

Аннотация. В рецензии отмечается ценность практических наблюдений и теоретических суждений С.Ю. Неклюдова для эпосоведения и фольклористики. Пространство и время в фольклорном повествовании понимаются С.Ю. Неклюдовым максимально широким образом; предложенный угол зрения позволяет вобрать в себя все наиболее существенные стороны эпического сюжета и повествования. Время - это эпическая эпоха и «биографическое» время жизни героя; пространство - это конкретные locus'bi и жанровое движение эпического героя.

Ключевые слова: эпос; время; пространство; эпический хронотоп; герой; сюжетосложение.

I. Ershova (Moscow)

How to Live and Moving Epic Hero?

Book Review: Neklyudov S.Yu. The Poetics of the Epic Narration: Space and Time. Moscow: Forum Publishers, 2015. 216 p.

Abstract. The review stresses the importance of Sergey Yu. Neklyudov's both theoretical ideas and prasctical observations for comparative studies of epic and folklore. Neklyudov treats the concepts of space and time in folklore narration in a rather wide way, and his approach makes possible to explore all the most significant characteristics of epic plot and narrative. Time implies the notions of epic epoque and the construction of heroic biography, and space embraces all the particular loci and the development of epic hero within the generic framework of epic.

Key words: epic; time; space; epic chronotope; hero; story making.

В недавно вышедшей книге С.Ю. Неклюдова, одного из самых авторитетных отечественных фольклористов и эпосоведов, «Поэтика эпического повествования: пространство и время» изданы работы разных лет, сгруппированные ее автором вокруг одной научной проблемы - роли и функции пространственно-временных характеристик в эпическом повествовании, а точнее, в русском былинном эпосе. Между тем на двухстах страницах этой книги затрагивается едва ли не весь комплекс наиболее спорных и важных проблем современной эпосоведческой науки; а предмет и объект исследования гораздо шире тех, что заявлены во введении. Чрезвычайно важны прелиминарии к тексту, два специально написанных раздела («О поэтике устного текста», «Эпические тексты и традиция»), вводящие нас в теоретические аспекты проблемы, которой посвящены последующие практиче-

--^п^фт»*-

ские части. Прежде всего, С.Ю. Неклюдов настаивает на принципиальном отличии способов анализа поэтики фольклорного и литературного текста, в том числе и эстетических критериев оценки текста, меры или природы его «художественности». Мысль, очевидная для фольклориста и эпосове-да, зачастую совершенно не учитывается исследователями литературы, всякий раз анализирующими эпику с позиций методологии литературоведческого анализа. Уточняя «понятийный аппарат» своего исследования, автор книги задает истинный предмет своего анализа - «жанровое время и пространство» эпоса, изучение которого позволит вскрыть «универсальный характер эпического сюжетосложения»1.

Пространство и время в фольклорном повествовании понимаются С.Ю. Неклюдовым максимально широким образом; в сущности, предложенный угол зрения позволяет вобрать в себя все наиболее существенные стороны эпического сюжета и повествования. Время - это эпическая эпоха и «биографическое» время жизни героя, а также все то, что имеет отношение ко времени сюжетных событий и времени сложения текста, роли временных указателей в организации эпического и сказочного нарратива. Главное, что время рассмотрено не через призму конкретно-исторического и реального, а всегда сквозь общие закономерности универсального, «жанрового» времени.

Пространство также исследуется максимально широко и предельно узко: как конкретные 1осш'ы - дорога, поле, лес, дом, река; так и более общее соотношение «своего и чужого», «хорографического» и «картографического», «центра» и «перефирии». Вместе с тем, восходящие к мифологической семантике странствий культурного героя, пространственные перемещения являются главным средством деятельности героя. Двигаясь от общего к частному, автор дает интереснейший анализ хронотопических особенностей эпоса (гл. «Эпический хронотоп как система»), как, например, течения времени и возраста для героя и остальных персонажей эпоса, отсутствие биографической динамики для «эпического врага»; основных пространственных 1осш'ов эпики и сказки, временных и пространственных маркеров, ориентиров и указателей.

Рабочим материалом для исследователя, как уже было сказано, стал очень широкий набор всевозможных фольклорных, книжных и литературных текстов. В едином пространстве книги сошлись русская былина, южнославянский эпос, средневековые эпические песни и поэмы («Песнь о Роланде», «Старшая Эдда»), сказочный фольклор разных народов, легенды и сказания о короле Артуре, не говоря уже об огромном спектре упомянутых героев, персонажей, сюжетов и мотивов различных эпических, литературных и сказочных традиций. Не перечисляя всех конкретных сюжетов этой книги (в некоторых разделах на первый план в качестве основного объекта анализа или отправной точки выдвинут какой-то отдельный мотив, например, мотив инцеста и родственной связи Роланда и Карла Великого; в других предпринят систематический анализ одного аспекта, например, «героической биографии»), хотелось бы отметить те ключевые, на мой взгляд, рассуждения ученого, которые должны иметь важное значение для

Новый филологический вестник. 2016. №4(39).

----

всякого, кто «работает» с эпическими текстами.

Прежде всего, стоит заметить, что исследователи, знакомые с работами С.Ю. Неклюдова, сразу увидят, что статьи не просто сложены в перво-изданном виде, но существенно переработаны, а главное, они дополнены вводными разделами и обобщающими выводами, где и определена методология книги, названы ее сквозные темы и, в значительной мере, заявлена вся необходимая терминология. Для специалиста по эпосу, т.е. читателя максимально заинтересованного, эта монография оказывается, прежде всего, теоретическим трудом, который помогает уяснить понятия и механизмы, важные для анализа поэтики эпоса, сказки, былички, т.е. всего того, что автор именует «повествовательным фольклором». Собственно, вся книга написана на стыке двух основных сфер интересов ученого - занятий типологией эпоса и типологией сказки; и то, и другое исследуется как с точки зрения эмпирического материала, так и в контексте теоретических размышлений о природе этих жанров. Они же дают С.Ю. Неклюдову и основной материал для сравнения, выводя тем самым поле исследования за пределы какой-то одной жанровой формы. Казалось бы, ход напрашивающийся, но вместе с тем весьма редкий в научной литературе по эпосу и немногим ученым доступный - у эпоса и сказки свои законы, близкие, но не тождественные, свои формы (разные и похожие) и свой материал для исследования. И в данном случае, это прямой результат и достижение многолетних научных занятий автора этой книги. Чаще всего, в исследованиях по эпосу компаративный круг включает разновременные и разнонациональные формы эпических текстов, «архаические» и «классические», малые и большие, зафиксированные в книжном виде или живые, записанные с голоса «устные» сказания. Сказочные мотивы и сюжеты, если и возникают, то спорадически и только в случае конкретной, четко выявленной связи, заимствования или подобия. В данной работе сказка оказывается столь же полноправным объектом анализа, сколь и эпос, а ее взаимоотношения с эпикой становятся еще одним отдельным сюжетом этой книги.

Еще одна важнейшая тема - это проблема связи времени и пространства с сюжетосложением эпоса в целом, а соответственно со стремлением автора проговорить и обосновать инвариантую схему эпического сюжета, которая присутствует в книге как своего рода «система координат», на которой разворачивается все дальнейшее исследование. При этом теоретические замечания и выводы присутствуют в каждой точке текста. Скажем, когда дается анализ временного измерения «героической биографии» -рождения, детства, первого подвига, старости, смерти, - то оно самым теснейшим образом соотносится с сюжетом: «биографическое» время заявлено как важнейший сюжетообразующий принцип; в эпосе «организующей и центральной является жизненная линия главного героя»2. Как и время, пространство интерпретируется как принцип организации эпического (и сказочного) сюжета: «подвижность сказочного и эпического персонажа имеет главным образом сюжетно-композиционное значение - с определенной точки зрения именно в перемещениях героя реализуется сюжет»3; по замечанию ученого, в эпосе все возникает и повествуется через «дина-

мику движения» героя.

Есть, однако, проблема, которая вызывает сомнения и побуждает к дополнительному осмыслению. При всей объемности подхода, взгляд автора книги - это по преимуществу взгляд фольклориста, который на определенном уровне обобщения и анализа фольклорных мотивов сказочно-эпического фонда («сказка - хранилище тем и мотивов для эпоса»4), свободно использует в качестве подтверждения общих процессов сюже-тообразования как фольклорный материал, так и данные из литературных, письменных источников. В частности, источников книжных не по форме сохранности, но по своему происхождению. Наиболее уязвимый из этих примеров - эпизод рождения Роланда и сопутствующего ему мотива инцеста Карла Великого с сестрой, сохранившегося и известного преимущественно по хроникам или хроникальным переложениям. Это материал участвует в строительстве «героической биографии» Роланда на равных с мотивами устно-фольклорного генезиса. Однако, хотя мы, конечно, зачастую можем легко распознать исходную мифологическую природу какого-то литературного эпизода или мотива, способ его возникновения и презентации может носить характер сугубо литературного заимствования (образцом для «инцестуального рождения» Роланда могла послужить одна из версий инцеста короля Артура с сестрой и рождения Мордреда, скроенная преимущественно по лекалам античных мифологических рассказов). Кажется, что версия инцеста является сугубо книжной, тогда как в сохранившихся chansons de geste связь Карл - Роланд представлена прежде всего как отношения дяди и племянника.

Ключевой вопрос, таким образом, заключается в том, важно ли для изучения бытования конкретного сюжета и эпического сюжетосложения в целом то, каким образом - из устной традиции или из книжного источника - заимствован тот или иной сюжетообразующий мотив? Для автора книги это вопрос несущественный, однако в зависимости от характера заимствования законы сюжетосложения и способы инкорпорирования и обработки мотива в общий ход повествования о герое оказываются разными. В свою очередь, понимание того, одинаково ли будет складываться хроникальное жизнеописание эпического героя в хронике или в устной эпической традиции, поможет понять способ и характер сложения эпической биографии для тех древних традиций, чьи тексты дошли до нас только в письменном, книжном виде.

Значительная часть наблюдений С.Ю. Неклюдова восхищает точностью формулировок и выводов, какие-то из них могут показаться спорными, или, по крайней мере, требующими уточнения, но так или иначе богатство мысли, материала, теоретических суждений этой небольшой книги так велико, что для фольклористов и эпосоведов, а также всякого филолога, занимающихся древними и традиционными культурами, она непременно должна стать одной из работ «обязательного списка», смысл которых заключается вовсе в побуждении не к цитированию, а к дальнейшим исследованиям.

Новый филологический вестник. 2016. №4(39).

----

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Неклюдов С.Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. М., 2015. С. 19.

2 Неклюдов С.Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. М., 2015. С. 189.

3 Неклюдов С.Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. М., 2015. С. 193.

4 Неклюдов С.Ю. Поэтика эпического повествования: пространство и время. М., 2015. С. 80.

References (Monographs)

1. Neklyudov S.Yu. Poetika epicheskogo povestvovaniya: prostranstvo i vremya [The Poetics of the Epic Narration: Space and Time]. Moscow, 2015, p. 19.

2. Neklyudov S.Yu. Poetika epicheskogo povestvovaniya: prostranstvo i vremya [The Poetics of the Epic Narration: Space and Time]. Moscow, 2015, p. 189.

3. Neklyudov S.Yu. Poetika epicheskogo povestvovaniya: prostranstvo i vremya [The Poetics of the Epic Narration: Space and Time]. Moscow, 2015, p. 193.

4. Neklyudov S.Yu. Poetika epicheskogo povestvovaniya: prostranstvo i vremya [The Poetics of the Epic Narration: Space and Time]. Moscow, 2015, p. 80.

Ирина Викторовна Ершова - кандидат филологических наук, доцент; профессор кафедры сравнительной истории литератур Института филологии и истории Российского государственного гуманитарного университета; ведущий научный сотрудник Школы актуальных гуманитарных исследований Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской федерации (ШАГИ РАНХиГС).

Область научных интересов: испанская эпическая традиция, теория и типология эпоса, средневековая и ренессансная культура, компаративистика.

E-mail: i.v.ershova@list.ru

Irina Ershova - Candidate of Philology, Associate Professor; Professor at the Department of Comparative Studies of Literature, Institute for Philology and History, Russian State University for the Humanities; Leading Researcher at the School of Advanced Studies in the Humanities, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (SASH RANEPA).

Research interests are the medieval Spanish epic tradition, epic theory and typology, medieval and Renaissance culture, comparative studies.

E-mail: i.v.ershova@list.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.