Научная статья на тему 'Как застраивался Петербург: история строительства города'

Как застраивался Петербург: история строительства города Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2472
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕТЕРБУРГ / ПАМЯТНИК / СТРОИТЕЛЬСТВО / ЗАСТРОЙКА / ЛАНДШАФТ / ПРЕОБРАЗОВАНИЕ / ST. PETERSBURG / MONUMENT / BUILDING / CONSTRUCTION / LANDSCAPE / TRANSFORMATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Лашманов Артемий Дмитриевич

В статье рассказывается о том, как застраивался Петербург. Об изменениях в архитектуре в разные периоды времени и об истории развития строительства города.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Лашманов Артемий Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

How St. Petersburg developed: the history of the city's construction

The article covers the history of St. Petersburg's development: changes in the architectural landscape of the city through different periods of time and the history of the city's building and construction.

Текст научной работы на тему «Как застраивался Петербург: история строительства города»

Как застраивался Петербург: история строительства города How St. Petersburg developed: the history of the city's construction

Лашманов Артемий Дмитриевич

Студент 3 курса

Институт промышленного менеджмента, экономики и торговли Санкт-Петербургский политехнический университет имени Петра Великого

Санкт-Петербург e-mail: artemiy. lashmanov@bk. ru

Lashmanov Artemiy Dmitrievich

Student 3 year Faculty of Construction management e-mail: artemiy. lashmanov@bk. ru

Аннотация.

В статье рассказывается о том, как застраивался Петербург. Об изменениях в архитектуре в разные периоды времени и об истории развития строительства города.

Annotation.

The article covers the history of St. Petersburg's development: changes in the architectural landscape of the city through different periods of time and the history of the city's building and construction.

Ключевые слова: Петербург, памятник, строительство, застройка, ландшафт, преобразование.

Key words: St. Petersburg, monument, building, construction, landscape, transformation

Начало XVIII века стало знаменательно для России своими переменами и достижениями. В эпоху Петра Великого издавались реформы в политике и экономике, происходили изменения общественной жизни и культуре.

Отмечаем, что значительные перемены происходили в архитектуре. Новый стиль, в котором происходило строительство города, не был похож на московское зодчество. Он имел русский стиль с отпечатком европейского искусства. Главным примером такого стиля является Петербург - новая столица России Петра Великого.

Петербург строился как европейский город, влияние данной культуры выразилось на его облике и культуре в целом.

По своему характеру Петр I был максималистом, у него в голове было много грандиозных идей и различных замыслов. Он понимал, что для достижения своих целей ему необходимы грамотные сподвижники, но они были необученными и малокультурными людьми. Царь также понимал, что для их обучения потребуются многие годы, поэтому в 1702 году он издает "Манифест о вызове иностранцев в Россию", который был адресован жителям Европы.

В данной работе освещается строительство Петербурга. Он является одним из самых красивых городов мира. Облик разных зданий, строгая планировка улиц, просторные площади и парки, архитектурные здания, многочисленные мосты придают Петербургу ни с чем несравнимым характер.

С 1712 года столицей Российской Империи становится Санкт-Петербург. Город является олицетворением нового, современного и западного периода. До сих пор город называют северной, культурной и интеллигентной столицей.

Естественно, по указанию великого царя было сделано так, чтобы многие государственные учреждения и послы иностранных государств непременно оказались в столице. В это время и происходит развитие основное развитие, начинают строиться разные постройки и архитектурные здания.

В 1712 год царь отдает приказ, благодаря которому создается будущий облик Петербурга. Первый указ заключался в том, что необходимо заменить деревянную церковь каменной колокольней. Строительство Петропавловского собора закончилось только в 1733 году.

Первое, на что необходимо обратить пристальное внимание - знаменитые Петровские ворота, по своей форме и строение они напоминали триумфальную арку. Стоит отметить, что ворота являлись своеобразным памятником Северной войне. Ворота именовались Петровскими по той причине, что над ними возвышалась фигура апостола Петра. Отметим, что у Петропавловского собора отсутствуют полукруглые выступы алтаря.

Подчеркнем, что в России существовал запрет на строительство башен выше 80 метров, то есть выше, чем колокольня московского Кремля. Царь нарушает данный запрет. Игла Петропавловского собора возвышается на 112 м. Таким образом, благодаря характерной высоте, колокольня становится символом города.

Также великий царь велел проложить прямую улицу от Адмиралтейства до теперешнего Лиговского проспекта. Подчеркнем, что данное решение - единственный путь, который ввел не только в Новгород, но и объединял столицу со всей Россией. В дальнейшем дорога будет называться Невским проспектом. Как известно, он станет главной магистралью города.

Стоит отметить, что создается определенный план города: геометрически сетка с пересекающимися улицами, имеющая главную и центральную площадь. Однако такая идея вызывает всеобщее недоверие. Согласно данному плану столица будет отрезана от страны. Жить станет невероятно трудно. Поэтому царь Петр 1 признает проект неудачным, но в тоже время выдвигает другую идею: город необходимо построить на Васильевском острове.

В этот период запрещается строить различные мосты. Главной городской магистралью становится Нива, а речки и каналы принято называть улицами и проездами. На левом берегу Фонтанки основана верфь -Партикулярная.

Так, символ древнерусской архитектуры - купол. Главные постройки Петербурга необходимо завершать острыми шпилями, как это делают в Европе. Шпиль возвышается над главным въездом в Адмиралтейство, игольчатые шпили украшают городские храмы. Также царь решает одно из самых сложных строительных задач. Острые шпили нарушают однообразие равнинного ландшафта и двухэтажной застройки, а вместе с тем, вносят разнообразие, внешний вид здания становится более интересным.

В 1713 году Петр 1 издает указ, по которому лица, причисленные к царскому двору, были обязаны проживать городе и строить в нем дома. Принятые меры, повлияли на развитие Петербурга. Таким образом, в городе происходят значительные изменения, он начинает развиваться. Стоит отметить, что начинается строительство разных дворцов как для царя, как и для лиц царской семьи, а также возводятся дома для приближенных.

Кроме «Зимнего дома», который стоял раньше на месте государственного музея Эрмитажа, великий царь возвел и «Летний дом». В настоящее время на его месте находится Инженерный замок.

На невской набережной был построен домик для царевны Натальи Алексеевны, а вокруг дворца царевича Алексея расположились дома его приближенных.

Также на месте Мраморного дворца построили Почтовый двор. Стоит отметить, что в этом месте делались просеки в роще, занимавшей Царицын луг, а также работали над разделением сада с цветником однолетних растений, который по этой причине и стал называться Летним.

Отведенная территория для постройки Летнего сада расположилась от Невы до нынешнего Невского проспекта. Название "Летний сад" закрепилось лишь за небольшой частью огромного парка. На сегодняшний день это зеленый остров, который окружают Фонтанка, Мойка, Лебяжья канавка и Нева.

Данный парк создавался в «регулярной стиле», который имел популярность в Европе. Как правило, аллеи располагались симметрично друг другу, то есть сходились и расходились. Они образовывали площадки определенной геометрической формы. Известно, что там, где пересекались данные аллеи были установлены скульптуры и фонтаны, интересные беседки из зелени, галереи и различные лабиринты. В саду расположились южные растения, которые высаживали в кадки, партеры цветами и клумбы. Можно сказать, что парки были продолжением дворцовых залов.

Сад разделен каналом на две равные части, а именно, парадную и хозяйственную. Парадная часть была направлена непосредственно к Неве. Аллеи были украшены скульптурами, доставляемых из Италии, здесь находилась и скульптура Венеры, которую со временем получила название Таврическая. В хозяйственной части парка расположились такие сооружения как, каменная галерея, мастерские, теплицы, пруд. Также росли и фруктовые деревья, были устроены различные грядки с травами.

Главная достопримечательность - фонтаны. Некоторые из них находились в боковых аллеях, а в центре сада расположился большой пятиструйный фонтан. Фонтанные водоемы отделывали и украшали мрамором, пудожским камнем, раковинами, их украшали позолоченные статуи, бюсты и вазы.

Недалеко от Летнего сада расположился и Большой луг, в котором устраивали смотры войск, а вообще праздновали знаменательные события для города. Теперь это место называют Марсово поле.

Основание Петергофа началось в 1704 году, в это же время строилась крепость Кроншлот (Кронштадт) на острове Котлин. Комплекс сооружений Петергофа должен был стать памятником в честь победы над Швецией.

В парке построили еще несколько небольших дворцов-павильонов, любимейшим из которых у Петра был дворец Монплезир, находящиеся на самом краю берега залива.

Официальное открытие летней резиденции состоялось в августе 1723 года, здесь состоялся морской парад. У парков большая и интересная история. Уже после смерти Петра в 18 веке и позже, в 19 веке здесь работали лучшие архитекторы, скульпторы, разные мастера, создающие шедевры.

Далее необходимо вернуться на улицы старого города. За Литейной улицей прорыли параллельные набережной каналы, таким образом, появились такие улицы, как Шпалерная, Захарьевская и Сергиевская, но в тот период времени они назывались «линиями». Ширина данных улиц характеризуется тем, что изначально посередине их протекали каналы. Точно такие каналы были сделаны и в поперечном направлении на таких улицах, как Литейная, Воскресенская и Таврическая. Отмечаем, что эти изменения просуществовали около полувека. Именно с царствования Елизаветы Петровны постепенно каналы начали засыпать.

На Фонтанке, на месте Соляного городка, была устроена Невская верфь для речных судов. Также был прорыт косой канал, к которому подвозили различные материалы. Со временем косой канал получил название Косой переулок. Заметим, что на левом берегу реки Невы появляются различные здания и сооружения. В это время окрестность за Фонтанкой считалась загородной. Как правило, на данной местности располагались дачи и болотистые леса. Мост через Фонтанку, на месте Аничкого, был еще деревянным и нуждался в исправлении. Известно, что в этот период по всей России было запрещено строительство и возведение каменных построек, все каменщики находились в Петербург.

В ноябре 1704 года на левом берегу Невы произошла закладка судостроительной верфи. Необходимость данной постройки заключалась в том, что корабли сооружались в Лодейном Поле, а потом их нужно было привезти в город. Из-за этого возникали многие трудности, например, корабли не доходили из-за штормов или приходили такие, которые требовали капитального ремонта.

Подчеркнем, что по замыслу царя, новая верфь должна была стать не только местом, в котором происходило бы строительство различных кораблей, но главной крепостью города.

По плану Петра, адмиралтейские сооружения должны были выглядеть, как широкая буква "П", развернутая к Неве. Одновременно с главным зданием создавались такие сооружения, как мастерские, амбары, подъемные мосты, ворота. В этот же период и начинается строительство кораблей. Известно, что именно в ноябре 1704 года были заложены суда. А буквально через год было установлено около 100 пушек, также были построены подъемные мосты и ворота.

Строительство верфи шло трудно. Тысячи рабочих в тяжелых условиях, болея и умирая, работали здесь от зари до темна. Большое наводнение 1705 года прервало работы и причинило новой крепости огромный ущерб. Но, несмотря на все трудности в апреле 1706 года на воду было спущено первое судно - 18-пушечный корабль, конструкция которого приписывается Петру. На берегах Невы появилась верфь - крепость, построенная по всем правилам фортификации того времени.

Отметим, что в 1719 году в Адмиралтейской верфи стали происходить изменения. К примеру, строительство решили вести из камня. В этот период период и появляется в центре здания шпиль с корабликом, ставший впоследствии одним из символов Петербурга.

Таким образом, к концу правления Петра Адмиралтейство стало одним из крупнейших судостроительных предприятий города.

Стоит отметить, что история Александро-Невского монастыря связана с историей не только Петербурга, но и всей России.

Первое упоминание о монастыре происходит в 1710 году, именно в этот период царь выбрал место для этой постройки. К 1714 году были построены монашеские кельи. А уже через несколько лет можно было увидеть каменный монастырский городок. Архитектор монастыря стал Доменико Трезини.

Отметим, что монастыри укрепляли от неожиданных военных вторжений, но, по задумке Петра, в этом месте не должно быть могучих стен, превращающих монастырь в некрасивую и мощную крепость. Фасад монастыря был обращен к Неве, а также был украшен балюстрадой с вазами и цветником.

Монастырский комплекс строился так быстро строился быстро, что для его развития стала необходима определенная связь с центром города, с его Адмиралтейской частью, и связь со старой Новгородской дорогой.

В 1712 году от монастыря к Адмиралтейству проложили прямую и широкую, дорогу, ставшей предшественницей Невского проспекта.

Таким образом, Александро-Невский монастырь стал центром духовной жизни города.

Стоит отметить, что вдоль берега Невы дома должны стоять плотно друг к другу. С кораблей должна открываться внушительная панорама красивого города. Одинаковость, регулярность застройки придаст городу стройность и породит ощущение разумного порядка. Порядок в столице - свидетельство порядка в государстве.

Великий царь отдавал себе отчет, что рост Петербурга требует определённого, заранее подготовленного плана. Также Петр 1 сознавал, что в этом деле не обойтись только домашними средствами. Поэтому необходимо было найти такого инженера-архитектора, который обладал бы не только европейскими знаниями, опытом и талантом, а был мастером своего дела. Именно таким специалистом оказался парижский архитектор Жан-Батист Александр Леблон, который приехал в Петербург в 1715 году. Он и составил общий план города на обоих берегах Невы.

Маттарнови умирает в 1719 году и, таким образом, не успевает закончить строительство дворца. Завершать все работы предстояло Трезини.

Внутри дворец выглядел намного проще, чем снаружи. Поэтому мебель выписали из Европы, а именно, из Голландии и Англии. Стены затянули французскими шпалерами, и ткаными с петербургской шпалерной мануфактуры, открывшейся в 1717 г. Так, возникает Шпалерная улица, в нынешнее время - Воинова.

Другой дворец, построенный на Васильевском острове, стал дворец Меньшикова. Над ним работали такие архитекторы, как Д. М. Фонтана и Г. Шедель.

Основное трехэтажное здание этого дворца дошло до наших дней. Но теперь в нем располагается один из корпусов Санкт-Петербургского государственного университета. В те времена дворец Меньшикова производил огромное впечатление. По факту, это была целая усадьба. Стоит отметить, что он представлял собой несколько слитых воедино корпусов, которые находились под кровлями. Данная особенность является традицией древнерусского хоромного дела. Главный фасад здания направлен к Неве. Также центральное здание в средней части сооружения завершено аттиком, то есть прямоугольной надстройкой, с размещенными на нем различными скульптурами; над выступающими частями расположены княжеские гербы. Недалеко от дворца был посажен и размещен сад с цветником.

В 1714 году в городе появился первый музей не только в городе, но и по всей России, называемый "Кунсткамерой" или "кабинетом редкостей". Со временем музей решили перевести в отдельное здание. Новым музейным помещением в 1718 году становятся Кикины палаты. Данный дом был отобран у вельможи Александра Васильевича Кикина.

Ее основу составили золотые изображения летящих в галопе оленей, жестоких пантер, готовых к прыжкам или терзающих свою добычу, найденные в Сибири, в скифских курганах 7-2 вв. до н. э. Были присланы великолепный иранский ритон 5 века до н. э. и греко-бактрийские конские нагрудные бляхи - фалары 2 в. до н. э. Все эти произведения высокого искусства соседствовали рядом с коллекцией древних монет, приобретенных в Голландии, различными навигационными приборами и инструментами, памятными медалями. Первое время, чтобы привлечь посетителей в музей, каждому приходящему велено даже было бесплатно выдавать по рюмке водки.

Стоит отметить, что в нем стали появляться новые и различные экспонаты. Царь гордился музеем и хотел, чтобы он находился в центре столицы рядом с правительственными зданиями.

Именно на Васильковом острове и началось строительство нового здания Кунсткамеры.

В 1724 году была основана Петербургская Академия наук, Кунсткамера вошла в ее состав. Открытие Кунсткамеры вместе с библиотекой в новом здании стало одним из самых важных событий страны. По сути, нигде в Европе не было ничего подобного.

Подобно тому, как Санкт-Петербургская Кунсткамера родоначальница позднейших музеев Академии наук, так и помещавшаяся в этом же здании библиотека положила основу существующей ныне библиотеке Академии наук. К 1725 году в ней насчитывалось около 5000 томов.

В 1711-1720 гг. время очень четкой регламентированной застройки острова Васильевского, Московской стороны. При этом всячески сдерживалось стремление города расширяться именно на материковой части (не разрешалось строить мосты). Но в то же время, несмотря на контроль за строительством общего плана, схемы Санкт-Петербурга не было. Все еще не было определено, где быть центру города.

Таким образом, можно сделать вывод, что благодаря указам и преобразованиям Петра I появляется замечательный город. Основание Петербурга положило начало развитию русской культуры. Город на Неве становится носителем европейской культуры. Отметим, что самые значительные перемены коснулись архитектуры. Новый стиль, в котором строились сооружения, не был похож на старое зодчество. Поэтому в Петербурге находятся наибольшее количество различных музеев, парков и памятников архитектуры.

В заключении скажем, что Санкт-Петербург - это город, который покоряет своей красотой с первых минут и остается в сердцах людей навсегда.

Список используемой литературы:

1. Мясников А. Л. 100 великих достопримечательностей Санкт-Петербурга. М.: Вече, 2011. - 600 с.

2. Кротов П. А. Основание Санкт-Петербурга. М.: Историческая иллюстрация, 2006. - 160 с.

3. Яковлев В. В. Дома и домики Петра I. СПб.: Скрипториум, 2015. - 496 с.

4. Ачильдиев С. И. Постижение Петербурга. В чём смысл и предназначение северной столицы. СПб.: Центрполиграф, 2015. - 512 с.

5. Исаченко В. Г. Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга. СПб:. Паритет, 2015. - 656 с.

6. Ерофеев А. Д., Владимирович А. Г. Исторические кварталы Санкт-Петербурга. СПб.: АСТ, 2014. - 544

с.

7. Глезеров С. Е. Вокруг Санкт-Петербурга. СПб.: Центрполиграф, 2013. - 640 с.

8. Практическая информация для туристов [Электронный ресурс] / Санкт-Петербург: История названия города - Режим доступа: http://ispb.info/tourist/about_city/

9. Алексеева Н.С., Пупенцова С.В., Пупенцова В.В. История научных исследований в области управления недвижимостью. // Проблемы социально-экономического развития Сибири. 2017. № 4 (30). С. 9-19.

10. Алексеева Н.С., Латкин Г.Б. Классификация недвижимости как фактор управления // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 6. № 9. С. 62-68.

11. Алексеева Н.С. Землеустройство и землепользование. М-во образования и науки Российской Федерации, Санкт-Петербургский гос. политехнический ун-т. Санкт-Петербург, 2012. - 149 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.