Научная статья на тему 'Как закон защищает жизнь. Польша: путь к правовой защите жизни (доклад по материалам Польской Федерации Движений в Защиту жизни)'

Как закон защищает жизнь. Польша: путь к правовой защите жизни (доклад по материалам Польской Федерации Движений в Защиту жизни) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
274
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как закон защищает жизнь. Польша: путь к правовой защите жизни (доклад по материалам Польской Федерации Движений в Защиту жизни)»

ными окажутся принимаемые меры. И как скоро мы увидим их результаты? Ориентиры принимаются заниженные, объяснения негативным явлениям приводятся поверхностные.

Безусловно, многие названные в этой статье позорные явления имеют в своей основе экономическую подоплеку. Разрешение большинства из них потребует колоссальных финансовых государственных затрат и политической воли. Но необходимо осознание масштабов экономических причин демографического провала и глубины нравственного падения нашего общества, поставившего на карту жизнеспособность народа и целостность российского государства. Сегодня требуется активная жизненная позиция каждого мыслящего гражданина России, сплочение всех здоровых сил страны, способных остановить происходящие деструктивные процессы.

о о

П. Восицкий , А. Зенба

Перевод с польского и комментарии Г.С. Лихоткина

КАК ЗАКОН ЗАЩИЩАЕТ ЖИЗНЬ.

ПОЛЬША: ПУТЬ К ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЕ ЖИЗНИ (Доклад по материалам польской Федерации движений в защиту жизни)

Инициативная группа «Азбука веры - Омега»

Польская Федерация Движений в Защиту Жизни объединяет около 140 организаций со всей страны. Не будучи политическим образованием, Федерация занимается поддержкой политиков, которые, рискуя быть непонятыми или даже оказаться в изоляции, выступают в парламенте Польши за дело защиты жизни. Кроме того, мы имеем целью повлиять на общественное мнение так, чтобы возможно больше людей узнало и приняло истину о том, что каждый человек — только зачатый или новорожденный, молодой или старый, здоровый или больной — имеет одно и то же право на жизнь. Однако это не означает, что Федерация концентрируется исключительно на юридических аспектах защиты жизни. Большинство организаций, входящих в Федерацию, — это группы, занимающиеся оказанием непосредственной помощи беременным женщинам и их семьям.

Вступление. В течение длительного периода, с 1956 по 1993 гг., польское законодательство разрешало совершение абортов по желанию. В результате длительной борьбы активистов, деятельность которых связана с Польской Федерацией Движений в Защиту Жизни, ситуация изменилась. Был принят статут «О

8

Др. Павел Восицкий — председатель Польской Федерации Движений в Защиту Жизни, Польша

9 Др. Антони Зенба — вице-председатель Польской Федерации Движений в Защиту Жизни, Польша

планировании семьи, охране человеческого плода и критериях допустимости прерывания беременности». Новое законодательство запрещает аборты, кроме так называемых «исключительных случаев».

Говоря о польском Статуте о защите жизни от 1993 года, необходимо отметить следующее:

- Польша — первая страна, в которой в условиях демократии законодательство, допускающее аборты, было заменено законодательством, защищающим право на жизнь. Этот прецедент доказывает, что легальность абортов — не критерий цивилизованности страны; и может положить начало изменению законодательств об абортах во всем мире.

- Отмена легальности абортов является одним из достижений общественного движения «Солидарность», которое инициировало процессы, повлиявшие на всю Европу. «Солидарность» боролась за фундаментальные гражданские права, в том числе за важнейшее из них — право на жизнь.

- Польское законодательство по защите жизни — в том числе результат деятельности Католической Церкви, которая уделяет значительное внимание борьбе за права слабых и беззащитных.

- Польский опыт последних 10 лет, демонстрируя широкое благотворное влияние законодательной защиты жизни на общество, является весомым аргументом для защитников жизни во всем мире.

История абортов в Польше. Стоит отметить, что первый раз аборты в Польше были легализованы при нацистах в 1942 году. Постановлением от 09.03.1942 польским женщинам позволялось совершать аборты по желанию. В то же время для немок аборты были строжайше запрещены — вплоть до смертной казни за это. После Второй Мировой Войны легализация абортов была отменена в соответствии с предвоенным законодательством. Второй раз аборты по желанию матери были разрешены 27 апреля 1956 года парламентариями, членство которых в Сейме было навязано советским диктатором Иосифом Сталиным. Этот закон действовал до 7 января 1993 года когда, в результате длительной борьбы защитников жизни, был заменен статутом «О планировании семьи, охране человеческого плода и критериях допустимости прерывания беременности». Новый закон запрещал аборты, кроме так называемых «исключительных случаев». Но борьба за дело защиты жизни в Польше на этом не закончилась: в 1996 году посткоммунистический парламент изменил законодательство, разрешив прерывание беременности «по социальным показаниям». Эта редакция закона была подписана президентом Александром Квасьневским 20 ноября 1996 года. Однако Конституционный Суд Польши постановил, что новый закон не соответствует Конституции, и в декабре 1997 года, после годичного бездействия, Статут о защите жизни от 7 января 1993 года снова вступил в силу.

Аргументы Конституционного Cуда:

В соответствии с польской Конституцией, Польша — демократическое правовое государство.

Это означает, что в Польше все люди имеют равные права, и в особенности — фундаментальное право на жизнь.

Нет достаточных оснований считать, что нерожденный ребенок не является человеком.

Будучи человеком, нерожденный ребенок имеет право на жизнь с момента зачатия.

Аборт по социальным показаниям (или по желанию) нарушает право нерожденного ребенка на жизнь.

Закон, который допускает прерывание беременности по социальным показаниям или по желанию, противоречит Конституции Польши.

Содержание Статута.

По Статуту аборты признаются нелегальными за исключением трех случаев: при угрозе для жизни или здоровья матери, при тяжелой болезни плода и при наличии оснований считать, что беременность наступила в результате противоправного деяния. По закону ответственность за аборт несет совершивший его врач, а не женщина, которая на это решилась.

Последствия действия Статута.

Статут действует уже более 10 лет. За этот период произошло много позитивных перемен. Важнейшим результатом законодательной защиты жизни стало кардинальное снижение количества абортов, совершаемых в Польше. Важно отметить, что количество регистрируемых абортов начало снижаться в начале 80-х, когда стала развиваться деятельность движения в защиту жизни, а социальная активность Польской Католической Церкви стала набирать обороты.

Более того, улучшилось состояние репродуктивного здоровья женщин: сократилась материнская смертность, связанная с беременностью, родами и послеродовыми осложнениями (в то же время, зафиксирована только одна смерть, наступившая в результате нелегального аборта); повысилась грамотность населения в репродуктивных вопросах (уменьшилось количество беременностей у несовершеннолетних); также снизилась смертность новорожденных и детская смертность в результате выкидышей.

Влияние Статута на общество.

В сознании польского общества возросло неприятие абортов: если в 1992 году 26% респондентов ответило, что аборты должны быть доступны без каких-либо ограничений, то в настоящий момент только 16% поляков одобряют аборты.

Абсолютное большинство польских граждан считает, что аборты должны быть запрещены в тех случаях, которые описаны в Статуте.

К сожалению, не было отмечено значительного спада популярности убеждения, что в некоторых случаях аборты должны быть разрешены. Это подтверждает, что ныне действующее законодательство оказывает значительное влияние на отношение к абортам.

Ниже представлены результаты одного из исследований: источник: Центр Исследования Общественного Мнения, ноябрь 2006 Каким образом Статут защищает жизнь? Пришло время подробнее рассмотреть влияние антиабортного законодательства. Надеемся, что этот короткий доклад, основанный на официальных правительственных данных, даст ответ на наиболее часто задаваемые вопросы.

-Уменьшилось ли количество абортов в Польше после принятия антиабортного законодательства?

Да, уменьшилось. В Таблице 1 отражено количество легальных абортов, совершавшихся в течение каждого года. Данные говорят о быстром снижении уровня абортов, за исключением 1997 года, когда действие Статута было час-

тично приостановлено. В основном, количество абортов снижалось от года к году.

год всего абортов угроза для жизни и здоровья матери болезнь зачатого ребёнка беременность в результате изнасилования или кровосмешения непроизвольный выкидыш

1933 105,333 59,076

1939 82,137 59,549

1990 59,417 59,454

1991 30,878 55,992

1992 11,640 51,802

1993 777 736 32 9 53,057

1994 782 689 74 19 46,970

1995 559 619 33 7 45,300

1996 495 457 40 8 45,054

1997 3.047 409 107 7 44,135

1998 310 211 46 53 43,959

1999 151 94 50 1 41,568

2000 13S 81 55 2 41,007

2001 124 63 56 5 40,559

2092 159 71 32 6 41,707

2093 174 59 112 3 42,381

2004 193 62 126 3 42,183

- Каковы масштабы проблемы нелегальных абортов в Польше? Правдивы ли сообщения об их огромном количестве?

Очевидно, что официальная статистика по количеству совершенных абортов отличается от действительности. Правительственные доклады говорят о нескольких десятках ежегодных случаев нарушения закона. Например, за 2005 год зафиксировано 56 нелегальных абортов. Правоохранительные органы не проявляют достаточной активности в борьбе с нелегальными абортами, которых, как уже говорилось, больше, чем выявленных случаев. Значительное количество объявлений в прессе, рекламирующих «регуляцию менструации» или «гинекологические процедуры» (эти кодовые названия обозначают аборт) в сравнении с количеством возбужденных уголовных дел об абортах, говорит о халатности правоохранительных органов.

Достаточно трудно оценить истинное количество нелегальных абортов в Польше, и тем не менее, нет никаких аргументов в пользу того, что это количество возросло. Напротив, отсутствие связанных с абортами побочных явлений, таких как гинекологические осложнения, указывают на то, что аборты не относятся к острым социальным проблемам Польши.

Все вышесказанное позволяет сделать обоснованное заключение о том, что хоть подпольные аборты по-прежнему практикуются, они все же не являются таким широко распространенным явлением, как это пытается представить отделение Международной Федерации Планирования Семьи (International Planned

Parenthood Federation) в Польше. Подобные утверждения не имеют под собой никаких убедительных оснований и делаются с целью дезинформации общества для возбуждения недоверия к антиабортному законодательству, его эффективности и целям, которым это законодательство служит.

- Если количество абортов уменьшилось, как можно объяснить то, что рождаемость в Польше не возросла?

Снижение рождаемости — очень печальное явление, которое не может не вызывать тревогу, однако оно не связано с подпольными абортами. Логичнее связать его с долговременными демографическими тенденциями, как то: уменьшение количества заключенных браков, изменения, связанные с возрастом и особенностями деторождения, рост бесплодности, вызванный цивилизационными переменами, а также изменение предпочтений и взглядов на создание семей.*

- Возросло ли количество гинекологических осложнений, которые могли бы быть связаны с нелегальными абортами?

Наоборот, как видно из Диаграммы 1, количество смертей, связанных с беременностью, послеродовым периодом и самими родами, снизилось. Эти данные, вкупе с уменьшившимся количеством выкидышей, говорят о всеобщем улучшении репродуктивного здоровья женщин. Если бы информация о большом количестве подпольных абортов соответствовала действительности, наблюдался бы рост женской смертности и количества выкидышей в результате последствий подпольных абортов.

*Как невысокая рождаемость в Польше не свидетельствует о распространенности абортов там, так и, например, высокая рождаемость в бывших союзных азиатских республиках не говорит об отсутствии там абортов. По информации наших единомышленников, ведущих просветительскую работу в этом регионе, несмотря на высокую рождаемость, аборты распространены там ничуть не меньше, чем в западном мире (Примечание Г.С. Лихоткина)

Материнская смертность в Польше, связанная с беременностью и родами, в 1991-2004 годах

70605040302010-

70

51

1991 1992

44

36

26

21

1

30

28

29

31

26 26

23

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2900 2001 2002 2003 2004

Принятие защищающего жизнь законодательства

Источник: Правительственные доклады на тему соблюдения статута «О планировании семьи, охране человеческого плода и условиях допустимости прерывания беременности». 2001 и 2005 гг.

Еще одним благотворным последствием действия Статута в Польше стало принятие Программы улучшения ведения беременностей. Одним из ее результатов стало снижение смертности новорожденных с 1,62% в 1993 г. до 0,64% в 2005 г.

- Не спровоцировала ли делегализация абортов рост количества детоубийств, совершенных матерями сразу после родов?

Наоборот: как следует из Диаграммы 2, их количество постоянно уменьшается. Публикации на первых страницах газет о единичных случаях детоубийств в сочетании с предположениями, что эти детоубийства спровоцированы антиабортным законодательством, являются ничем иным, как циничным использованием человеческой трагедии для манипуляции общественным сознанием и установления контроля над ним.

1993 1994 1995 1996 1997 1993 1999 2000 2001 2002 2003 2004

Принятие защищающего жизнь законодательства

Источник: Правительственные доклады на тему соблюдения статута «О планировании семьи, охране человеческого плода и условиях допустимости прерывания беременности». 2001 и 2005 гг.

- Как часто матери оставляют своих новорожденных детей в больницах?

Количество детей, оставленных в больницах не по причине заботы об их здоровье составляет около 1000 человек в год. Важно также отметить, что количество оставленных в больницах детей, многих из которых потом забирают опекуны или приемные родители, не является острой социальной проблемой. Сторонники абортов утверждают, что если бы не Статут, эти дети никогда бы не родились. Но это означает лишь то, что этих детей убили бы, не дав появиться на свет, что у сторонников абортов считается лучшим выбором.

- Влияет ли антиабортное законодательство на позицию молодежи?

Определенно, да. Доказательством может служить снижение количества беременностей у несовершеннолетних, что отражено на Диаграмме 3.

Диаграмма 3

Беременности несовершеннолетних в Польше

35,030,025,0' 20,015,010,05,0-

31,5

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

32,2

1990 1991 1992

15,9 15,2 14,5

1993 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003

Принятие защищающего жизнь законодательств а

- Каковы перспективы на будущее? Что ждет Польшу в грядущие годы в отношении антиабортного законодательства?

Президент Лех Качиньский, как и правительство, возглавляемое Ярославом Ка-чиньским из партии «Право и справедливость», — гаранты того, что действующее законодательство не будет изменено в течение нескольких ближайших лет. Большинство польских политических партий считают, что Статут является оптимальным компромиссом, и также не добиваются его изменения.

Как было сказано выше, возросло неприятие абортов в обществе. Абсолютное большинство польских граждан считает, что право нерожденного ребенка на жизнь должно быть законодательно защищено, и что законодательство об абортах должно продолжать действовать в нынешнем виде.

- Защищает ли статут «О планировании семьи, охране человеческого плода и критериях допустимости прерывания беременности» всех нерожденных детей в достаточной мере?

Он не защищает больных детей; детей, зачатие которых произошло в результате преступления, и тех, чье развитие во чреве матери представляет угрозу для ее здоровья. Это пример позорной дискриминации, особенно когда исключения касаются детей, которым требуется особая забота. Однако борцы за жизнь

осознают, что для обеспечения полной юридической защитой всех нерожденных детей необходима большая просветительская работа, т.к. люди считают действующее законодательство достаточным. Для Польской Федерации Движений в Защиту Жизни именно целенаправленное просвещение общества, направленное на рост уважения к жизни каждого человеческого существа с момента зачатия до естественной смерти, является приоритетным направлением деятельности.

Выводы

Все вышеприведенные факты говорят о том, что Статут, защищающий жизнь, приносит пользу зачатым детям, женщинам, семьям и обществу в целом. Пропаганда, имеющая целью дискредитировать действующее законодательство и добиться расширения критериев допустимости прерывания беременности, должна быть признана исключительно деструктивной для общества. Дискуссии о законодательстве должны вестись для нахождения лучших способов защиты жизней нерожденных детей, их матерей и семей. Пересмотр неотъемлемого права человека на жизнь, подтвержденного Конституционным Судом Польши в 1997 году, не может быть целью таких дискуссий.

Е.В. Живова

АБОРТ ИЛИ УБИЙСТВО В ЗАКОНЕ

Приход храма великомученицы Параскевы Пятницы в Качалове г. Москвы Московской епархии Русской православной церкви

Есть в нашем обществе один аспект, о котором говорить не принято. Это аборты. Аборт, в переводе с английского языка, означает «прерывание». Прерывание жизни. Человеческой жизни.

Гиппократ рассматривал плодоизгнание как безнравственный поступок, недостойный врача. В присяге, которую принимали врачи школы Гиппократа, сказано: «...я не вручу никакой женщине абортивного пессария». В Римской империи женщина и лица, способствовавшие производству аборта, строго наказывались.

Церковь всегда относилась к аборту, как к смертному греху. «Посему и дающие врачевство для извержения зачатого в утробе, суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы» (Святой Василий Великий). В средние века аборт квалифицировался как тяжкое преступление, аналогичное убийству родственника. «В XVI в. почти во всех европейских странах (Англия, Германия, Франция) производство аборта каралось смертной казнью, которая впоследствии была заменена каторжными работами и тюремным заключением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.