Научная статья на тему 'Как я работал над проектом: «Путеводитель по солнечной системе»'

Как я работал над проектом: «Путеводитель по солнечной системе» Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
244
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как я работал над проектом: «Путеводитель по солнечной системе»»

иННОВАциОННыЕ и иССЛЕДОВАТЕЛьСКиЕ ПРОЕКТы

Матроненко К.,

5 кл., МОУ СОШ №9, г.Дмитров Консультант: Е.М. Свиридова, к.п.н.

Как я работал над проектом: «Путеводитель по солнечной системе»

ЁУ'ак я начинал работу над проектом? Когда мне /хбыло 6 лет, и я ходил в детский сад, мне нравилось смотреть на звезды. Я хотел разобраться с этим «Космосом». Я еще не знал тогда, что есть звезды, планеты, галактики, что у них есть имена, что существует карта звездного неба и многое другое. Так началось мое долгое изучение «ближнего космоса». Моя бабушка так его называла. К бабушке я и обратился с первыми вопросами. Сначала я спросил, есть ли у нее циркуль. она в ответ спросила, а зачем мне это нужно. Тогда я и объяснил, что мне надо и попросил ее нарисовать «Солнечную систему», о которой нам говорили в детском саду. Бабушка нарисовала мне девять планет и девять «кругов», по которым они двигались - орбиты. Я уже тогда понял, что они все вокруг Солнца вращаются. И еще я понял, что Солнце - это не планета, а звезда. Бабушка мне объяснила, что даже не все взрослые это знают. Вот тогда я решил, что многие дети тоже этого не знают и надо им рассказать, ведь не у всех есть такая бабушка, как моя. Так родилась идея маленького «Справочника по Солнечной системе для детей».

Как выполнялся план работы над проектом? Мой план поддержала мама. Мне стали покупать книги и календари по астрономии, звездные карты, глобусы. Тогда я нашел ошибку в схеме, которую нарисовала мне бабушка. она перепутала орбиты планет Урана и Сатурна, поменяла их местами. Планы у меня были большие, но работа подвигалась не очень быстро. Целый год я изучал «население» Солнечной системы. Все это мне надо было запомнить. У меня появилось много вопросов, требующих ответов.

1. Чем отличаются планеты «Земной группы» от «Планет гигантов»?

2. Что же это за спутники планет? Какие они? Как они двигаются?

3. А планеты - астероиды откуда взялись в солнечной системе?_Что это за астероидные пояса?

4. Есть ли на планетах жизнь?

На первый вопрос я нашел несколько ответов:

- Планеты - гиганты по размерам больше планет Земной группы.

- Планеты - гиганты состоят из замерзших газов, в состав которых входит водород (верхний слой) и его больше, чем других газов, но не на всех планетах. Планеты земной группы состоят из твердых и жидких веществ.

- Температура на планетах - гигантах очень низкая на поверхности, но внутри они горячие. На планетах Земной группы температура выше на поверхности.

- Кроме Меркурия, все планеты имеют атмосферу, но она имеет разный состав.

- Жизнь есть на Земле, но она может быть на подобных планетах в других галактиках. При условии, что рядом с планетой будет Солнце, подобное нашему. Это зависит от нескольких факторов: на каком расстоянии оно находится, какая атмосфера у планеты и близка ли ее плотность к плотности Земли.

У планет Земной группы всего три спутника. Один вращается вокруг Земли - это Луна, два спутника -друзья Марса. Спутники похожи на планеты - астероиды. У планет - гигантов много спутников. Необычна планета Сатурн. Она отличается очень красивыми кольцами - это астероидные пояса. Для планет - гигантов астероидные пояса - нормальное явление. Это объясняется тем, что притяжение у планет - гигантов очень большое.

Происхождение планет - астероидов объясняет легенда о взрыве планеты Фаэтон, который произошел за счет сильного притяжения Юпитера. Поэтому состав планет - астероидов единый. Вторая версия исходит из теории происхождения планет много миллионов лет назад. Так как у планет - гигантов большее притяжение, чем у земных, то астероидные пояса образовались вокруг них.

Остался очень интересный вопрос о существовании жизни на планетах. Например, на Марсе жизни нет, потому что там нет воды, состав атмосферы другой и температура не пригодна для жизни. Но это для таких людей, как мы, а возможно, какие - то другие существа смогли бы приспособиться к таким условиям и свободно жить. Вот и появился вопрос: при каких условиях возможна жизнь подобная нашей, человеческой? Поскольку

40

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

ИННОВАЦИОННЫЕ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПРОЕКТЫ

решить я эту проблему практически не могу, можно порассуждать об этом.

- Как обеспечить Марс водой?

- Как создать нужную атмосферу?

- Как приспособить организм человека к температуре?

Так как этих проблем мне сейчас не решить, то я решил составить для детей младше меня справочник - путеводитель по планетам Земной группы. Методы, которые были использованы: я собрал нужную литературу, сделал выборку информации, освоил компьютер и составил странички справочника для детей до десятилетнего возраста.

Когда долго - долго смотришь на звезды, задаешь себе вопросы: «Что же мы видим? Звезды, или свет Вселенной? Древние греки видели Большую медведицу... Мы видим Большую медведицу... Прошли тысячи лет. Солнце отражается от зеркала, мы видим «солнечный зайчик», Луна отражает солнечный свет, а звезды? Они так далеко. Может быть их уже и нет? А просто носится их свет во Вселенной эти тысячи лет..». Мне захотелось больше узнать об этих космических, загадочных источниках света. До звезд не достать. Можно получить сведения о них из книг

Первое, что я понял - звезд очень много. Они называются шаровыми скоплениями, туманностями. Звезды бывают горячие и уже остывающие. Остывающих звезд мало. Они образовались после взрывов «новых» звезд. Это явление не изучено. Однако я понял, что они становятся из-за взрыва «черными дырами» космоса, имеют очень высокое притяжение и температура их снижается до трех тысяч градусов, такие звезды называются красными. Самые крупные звезды в справочной литерату-

ре обозначаются буквой «альфа». К таким звездам относятся: альфа созвездия «Рыбы», альфа созвездия «Лебедь» и многие другие звезды. Второе, что очень важно: все звезды находятся в постоянном движении. В течение суток они меняют свое положение на звездном небе. Одни созвездия видны летом, другие - зимой, третьи - осенью. Даже в течение дня они меняют свое местонахождение. Звезды можно видеть днем, только для этого надо залезть в глубокий колодец. Их не видно из - за лучей Солнца.

Я продолжил изучение планет: какие они, сколько их, далеко ли они от нас. Мы живем на Земле, она движется вокруг Солнца и вокруг своей оси. Земля - одна из планет Солнечной системы. Всего планет девять и они тоже вращаются вокруг Солнца по своим орбитам. Жаль, что мои возможности ограничены,_но даже те немногие методы, которые я перечислил, помогли мне получить общее представление о «населении Вселенной». Мне кажется, что это может быть интересно многим детям.

Мой адрес: Галактика «Млечный путь», Солнечная система, планета Земля, Россия, г. Дмитров.

Выводы, которые я сделал:

- во Вселенной все находится в постоянном движении: и звезды, и планеты, и Галактики;

- Вселенная наша огромна и расстояния до звезд и соседних планет очень большие;

- Жизнь есть только на Земле в Солнечной системе, но мне кажется, что где - то должна быть жизнь, может быть в других Галактиках.

- Все узнать трудно, надо много работать и знать, что же ты хочешь познать.

О

Ядро солнца превосходит Землю по диаметру в 27 раз. Температура ядра превышает -15 000 000 С.

«Муниципальное образование: инновации и эксперимент» №1, 2008

41

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.