А.Ф. Литвина, Ф. Б. Успенский
Как выбиралось имя Владимир на Руси XVI в.? (К уточнению «антропонимического досье» окольничего Головина) 1
© 2023
УДК 94(470-25)"15" ББК 63.3(2)4 Л64
Поступила в редакцию 18.04.2023
Светлой памяти Александра Васильевича Назаренко
Исследователь, сталкивающийся с феноменом светской христианской дву-именности — мощной традицией позднего русского Средневековья, в соответствии с которой человек в миру мог носить одновременно два имени, почерпнутых из церковного календаря2 — зачастую испытывает острый дефицит сведений для реконструкции обстоятельств и релевантных параметров того или иного антропонимического решения, некогда принятого в ситуации имянаречения. Какими дополнительными соображениями могли руководствоваться те, кто задумали дать ребенку сразу два, а не одно христианское имя, каковы были причины и предпочтения, побудившие нарекающих остановить свой выбор именно на этих двух антропонимах, вправе ли мы оценивать связь между двумя именами одного и того же лица как окказиональную или даже спонтанную, или за ней все же стоит определенная «мотивировочная часть», скрытая от глаз современного историка?
Два христианских имени давали ребенку, в первую очередь, для того, чтобы обеспечить ему защиту и покровительство сразу двух святых тезок,
1 В данной научной работе использованы результаты проекта «Лингвосемиотические аспекты истории русской культуры: Средние века и раннее Новое время», выполненного в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2023 г.
2 О светской христианской двуименности см. подробнее: [Литвина, Успенский, 2018а; 2020; 2022], с указанием литературы.
которые будут сопровождать его при жизни и после кончины. Почему же, однако, на Руси Х1У-ХУ11 вв. двумя таким антропонимами наделяли не всех новорожденных, а лишь некоторых? В самом деле, двуименными могли быть люди обоих полов и любой социальной принадлежности, при этом всегда и везде двуименность оставалась делом свободного выбора, и в одной и той же семье мы сталкиваемся с обладателями как двух, так и одного-единственного мирского христианского имени. Нигде в средневековых источниках мы не найдем сколько-нибудь явного и прямого объяснения, что именно склонило родителей в пользу одноименности или двуименности, при этом в поздних текстах можно столкнуться с эксплицитно выраженным представлением, согласно которому наречение ребенка по тому святому, на день памяти которого он появился на свет, это знак особого благочестия.
Очевидно, вместе с тем, что такой образ действий, с одной стороны, не всегда считался необходимым и, с другой, вовсе необязательно приводил к появлению у нарекаемого двух христианских имен. Действительно, самая эта идея буквального календарного благочестия попросту не могла появиться на Руси сразу — в первые века после крещения календарно-антропонимическое пространство здесь было еще довольно разреженным, и в месяцесловах XI-XII вв. далеко не каждая дата была снабжена именем святого, чья память празднуется в этот день. Сложилась практика (особенно отчетливо ее можно проследить на примере выбора имени у русских князей и в некоторых знатных новгородских родах), когда имя, приемлемое по семейно-родовым соображениям, подбирается в широких календарных окрестностях дня рождения. Практика эта, по всей видимости, никуда не уходит и позже, хотя со временем месяцесловы становятся куда более подробными, а имена святых играют все большую роль в датировке разнообразных событий.
С другой стороны, даже если родители в XV или XVI столетии решаются наречь ребенка точно по дню его рождения, велика вероятность, что в календаре под этой датой отыщется вполне подходящее для семьи имя, такое, как Федор, Иван, Василий, Андрей, Михаил и т. п. — двуименность появляется, как правило, там и тогда, где под нужной датой нет приемлемого имени3 и необходимо найти компромисс между стремлением к усиленному благо-
3 Впрочем, с тех пор, как христианская двуименность сделалась устойчивой и распространенной практикой, нарекающие нет-нетда и стремилисьдать младенцудва имени и двух небесных покровителей, даже если дитя появилось на свет непосредственно вдень памяти вполне подходящего по семейным соображениям святого. В таком случае, в качестве второго ему давалось имя кого-то из прочих святых, чья память совершалась в этот же день. Так, судя по всему, получили два своих имени родившийся в XV в. судья Юрий/Алипий Безобразов (память св. Алипия совершается 26 ноября — тогда же, когда празднуется и Освящение храма св. Георгия в Киеве) [Алексеев, 2010. С. 46. Л. 71 об.], кабальный холоп братьев Вышеславцевых (XVI в.) «Ивашко Федоровъ сынъ, прозвище Киръ» (память чудотворцев и бессеребреников свв. Кира и Иоанна празднуется одновременно — 31 января и 28 июля) [Новгородские записные кабальные книги. Ч. I. С. 439. Л. 272] или живший в XVII столетии Глеб/Борис Иванович Морозов (об имянаречении последнего см. подробнее: [Литвина, Успенский, 2021. С. 90-91]).
честию и соблюдением родовой преемственности в именах. Первоначальным импульсом, вызывающим стремление к календарному благочестию, могло стать, например, апотропеическое начало — желание дополнительным образом защитить младенца, появившегося на свет слишком слабым, или рожденного после череды детских смертей в семье.
Так или иначе, наделение ребенка христианским именем, одним или двумя, открывало перед ним целый мир личного благочестия, где его окружают особо почитаемые иконы, сугубо отмечаемые праздники, реликвии и священные артефакты, хранящиеся в доме на протяжении многих лет, жертвуемые в церковь, передаваемые по наследству потомкам. Нет сомнений, что церковный календарь в целом был очень важным параметром, с первых дней жизни задающим координаты этого благочестивого обихода. Как именно, однако, это воздействие было устроено у двуименных? Дабы приблизиться к ответу на этот вопрос, мы обратимся к антропонимическому досье одного из носителей светской христианской двуименности в XVI в. и попытаемся воссоздать логику, обусловившую выбор двух мирских антропонимов, публичного и кре-стильного,для члена знатного рода Головиных.
28 июля 1597 г. скончался Владимир Васильевич Головин, быть может, не самый яркий, но в чем-то весьма типичный представитель придворной элиты. Опала, постигшая его обширную семью в начале царствования Федора Ивановича, сказалась и на нем — в 1584 г. В. В. Головин, по всей видимости, перестал быть казначеем и окольничим и упоминается лишь как воевода, сперва в Черкасах, а затем на Тереке4. Где он умер, доподлинно неизвестно, но хоронить его привозят в московской Симонов монастырь, в родовую усыпальницу клана Головиных. Поминать Владимира Васильевича предписывалось на день кончины и на 1 августа: «...по Володимери на память его августа в 1 день да на преставление июля в 28» [Алексеев, 2006. С. 39 (л. 32)].
Вкладная книга Симонова монастыря, в сущности, не оставляет нам сомнений в том, почему именно 1 августа было выбрано в качестве второй поминальной даты: «...Феодор да Иван Васильевичи Головины... прислали в монастырь на Симаново погрести тело брата своего Володимера Василиееича Головина, а крестное ему имя Елиазар» [Там же] 5. Память Елеазара Священника, наставника Маккавеев, отмечается как раз 1 августа, по всей видимости, именно в этот день наш Головин в свое время и появился на свет6.
4 Подробнее о карьере В.В. Головина, о которой, впрочем, известно не так много, см.: [Лихачев, 1888. С. 488; Павлов, 1992. С. 31, 35, 47. Примеч. 83].
5 Здесь и далее выделено авторами.
6 В дальнейшем Владимир Головин упоминается во Вкладной книге Симонова монастыря исключительно под своим крестильным именем Елеазар: «августа в 1 день по Елеа-заре Василиевиче Головине корм середней», «в 28 день по Елеазаре Васильевиче Головине корм середней» [Алексеев, 2006. С. 87. Л. 88. С. 90. Л. 91].
2
ил. 1 Парная икона из церкви Происхождения честныхдрев Креста в Покровском монастыре Суздаля, с изображением праздников, приходящихся на 1 августа («Происхождения честных древ Животворящего Креста Господня» и «Братья Маккавеи, учитель Елеазар и их мать Соломония»). Государственный Владимиро-Суздальский музей-заповедник
fig. 1 Pairediconfrom the Church ofthe Origin of the Holy Trees of the Cross in the Intercession Monastery in Suzdal, depicting the holidays that fall on August 1 ("The Origin of the Holy Trees ofthe Life-Giving Cross ofthe Lord" and "The Maccabee Brothers, the teacher Eleazar and their mother Solomonia") The State History, Architecture and Art Vladimir-Suzdal Museum-Reserve ил. 2 ПеленаСоломонииСабуровой «Явление Богоматери Сергию» 1525 г. По центру на нижней кайме — изображениебратьев Маккавеев, их матери Соломонии и Елеазара Священника в молении Святому Спасу (1 августа) Сергиево-Посадский государственный историко-художественный музей-заповедник
fig. 2 ShroudofSolomonia
Saburova "The Appearance
of the Mother of God
to St. Sergius", 1525
In the center on the lower border
is the image ofthe Maccabee
brothers, their mother
Solomonia and Eleazar
the Priest in prayer to the Holy
Savior (August 1)
The Sergiev Posad State History
and Art Museum-Reserve
Замечательно, однако, что крестильное имя — вовсе не единственная примета, по которой мы можем судить о дне рождения Владимира Васильевича, и не единственный благочестивый атрибут, вошедший в его жизнь благодаря этой дате. Вместе с телом покойного братья привозят в монастырь икону: «Божие милосердие образ Спасов, обложен серебром басебным, позолочен», а 1 августа в церковном календаре — это не что иное, как празднование Всемилостивому Спасу. Судя по всему, при жизни эта икона принадлежала усопшему и именно она воспринималась как нечто наиболее личное, что должно было последовать в монастырь за его телом. Нередко подобную роль исполняли иконы с изображением тезки усопшего по крестильному имени — здесь можно вспомнить целый ряд соответствующих поминальных вкладов, от великокняжеских и царских даяний до предметов личного благочестия, принадлежавших знати, таких, как икона св. Елевферия, небесного покровителя князя Даниила/Елевферия Ногтева, отданная по скончавшемуся в 1599 г. воеводе в суздальский Спасо-Евфимиев монастырь [Литвина, Успенский, 2020а], или образ Епифания Кипрского и Феодора Освященного, ставший надгробной иконой князя Федора / Епифания Телятевского в Кирилло-Белозерском монастыре [Литвина, Успенский, 2020б]. Порой такая «кодировка» имени и даты могла быть устроена сложным, опосредованным или, напротив, конкретизирующим способом. Так, в коммеморативных целях в обитель могли вкладываться иконы, где центральное изображение связано с особо почитаемым в семье святым, не тезоименитым кому-либо из ее представителей, а святые тезки, выбранные по дню рождения, появляются на окладах или пеленах, или, к примеру, если речь идет о женщине, нареченной Марией по одной из Богородичных икон7, то соответствующий образ, который знаменовал собой, помимо всего прочего, и дату праздника, обусловившую выбор имени, мог последовать в монастырь в качестве погребального вклада8.
Мы не знаем, как именно выглядела икона, отданная братьями Головиными по Владимиру/Елеазару в Симонов монастырь. Не исключено, что на ней так или иначе присутствовал не только Всемилостивый Спас, по которому она названа во Вкладной книге, но и образ небесного тезки покойного, наставника
7 Напрямую называть в честь Богородицы возбранялось традицией, см. подробнее: [Литвина, Успенский, 2018 б].
8 Так, например, единственной вкладной иконой, отмеченной в поминальной записи по княгине Марии Воротынской (урожденной Буйносовой-Ростовской), была икона Богоматери, а поминать княгиню предписывалось 26 декабря. Соответствующее указание во Вкладной книге московского Новодевичьего монастыря выглядит так: «26 <декабря> Собор пресвятой Богородицы и святаго Иосифа обручника. Память княгине Марье, князь Ивана Михайловича Воротынского, а вкладу с нею Образ пречистые Богородицы нарядное» [Павлов-Сильванский, 1985. С. 178. Л. 158]. Как мы видим, на этот день приходится Собор Богоматери и Иосифа обручника, к которому приурочено празднование сразу нескольким Богородичным иконам, в частности, Барлов-ской (Барградской). Известно, что в конце XVI в. один из списков этой иконы оказался
в Новодевичьем монастыре [Щенникова, 2002], с указанием литературы.
мучеников Маккавеев Елеазара — это могла бы быть как часть центрального изображения 9, так и элемент оклада. Как бы то ни было, благодаря известию об этом вкладе, исследователь получает двойную маркировку календарной даты рождения Головина, сам же он в свое время, появившись на свет в большой праздник, приобрел не только имя и небесного патрона св. Елеазара, но и особое покровительство Всемилостивого Спаса.
Однако и этим влияние 1 августа на наречение Головина и его церковную жизнь, по-видимому, не ограничивалось. Здесь впору задаться вопросом, как ему подбиралось некрестильное публичное имя Владимир, под которым он известен в светских документах. В месяцеслове имелся всего лишь один святой с таким именем и всего лишь одна дата посвященного ему празднования: память св. Владимира отмечается 15 июля. Таким образом, для младенца мужского пола, чье рождение выпало на 1 августа, имя равноапостольного князя подходило вполне — обыкновенно два христианских антропонима выбирали так, чтобы имя публичное устраивало семью, а празднования двум святым тезкам ребенка не слишком далеко отстояли друг от друга в календаре. 15 июля и 1 августа полностью удовлетворяли подобной тенденции.
В обычной ситуации нам пришлось бы на этом в наших рассуждениях и остановиться, попросту не имея возможности пойти дальше констатации приемлемости имени Владимир, достаточно распространенного и престижного для любой знатной семьи. При этом столь же приемлемыми являются, скажем, и имена Борис и Глеб (24 июля) — так, родившегося 2 августа Годунова, жестокого гонителя Головиных, будущего царя, нарекут Борисом по празднику 24 июля [Литвина, Успенский, 2022. С. 23-25, 26-35, 58-59. Примеч. 19]; вполне подходило бы и имя Андрей — в честь Андрея Стратилата, чья память отмечается 19 августа. Строго говоря, наш Елеазар Головин мог бы сделаться в публичной жизни и Степаном (2 августа), Матвеем, Петром (9 августа) или Никитой (12 августа). Правда, среди его ближайших предков и родичей Андреев, Степанов, Матвеев или Никит мы не знаем, имя Владимир здесь встречается, но не является столь уж частотным10, зато Петр было своеобразным лидером по популярности — так звали, к примеру, кузена, двух дядьев и родного деда нашего Владимира/Елеазара, не говоря уже о более дальних родственниках.
9 Так, в пространстве одной иконы мученики Маккавеи, их мать Соломония и учитель Елеазар могли соседствовать с изображением Спаса и/или «Происхождения Древ Креста Господня» — праздником, тоже приходящемся на 1 августа (ср. [ил. 1]) [Кондаков, 19281933. Т. II. Табл. 93; Т. IV. Ч. 2. С. 283]; об этой иконографической традиции см. подробнее: [Шалина, 2007. С. 146-148; Иконы Владимира и Суздаля, 2008. С. 166. № 23 (автор описания - Л.В. Нересян); С. 173-174. № 24 (автор описания - А.С. Преображенский)]. Ср. также фигуры Маккавеев, Соломонии и Елеазара в молении Спасу, изображенные на нижней кайме шитой пелены Соломонии Сабуровой «Явление Богоматери Сергию» 1525 г. [ил. 2] [Маясова, 1971. С. 25-26. Ил. 38, 39].
10 Это имя носили прапрадед Владимира/Елеазара — Владимир Григорьевич Ховрин (в монашестве Варфоломей) [АСЭИ. Т. III. С. 465. № 479] — и один из его дядьев, Владимир Петрович Головин [Казанский, 1847. С. 14-24, 95-97].
Казус Головина отличается тем, что мы можем сделать следующий шаг и предположить, почему из всех возможных вариантов нарекающие обратились к имени Владимир. По-видимому, мы сталкиваемся здесь с более прочной и жесткой календарной связью междудвумя христианскими именами.
Дело в том, что в XV, а в особенности в XVI столетии 1 августа трактовалось не только как празднование Всемилостивому Спасу и день поминовения мучеников Маккавеев и их учителя Елеазара. Как показали исследования Н.В. Шлякова и А.А.Шахматова [Шахматов, 1904; Шляков, 1904], к этому дню церковное предание настойчиво приурочивало крещение киевского князя Владимира в 988 г.11 Так, в сборнике XVI в. с выписками исторического содержания на л.449, где обращение Руси соотнесено со временем царствования сыновей византийского императора Василия Македонянина, сообщается, что «при тЬх крс"тисА кна3 великыи владимиръ кыевскыи, и вса р8{ авг8{ а» [Горский, Невоструев, 1862. С. 666-667. № 323 (по прежнему каталогу - № 561)], те же сведения обнаруживаются на л.20 в кратком хронографе из сборника Кирилло-Белозерского монастыря, хранившемся в собрании Императорской Археографической комиссии [Шахматов, 1904. С. 44], и на л. 160 так называемого Хронографа особого состава Новгородской Софийской библиотеки из Собрания Санкт-Петербургской Духовной академии (№ 1437) [Попов, 1866. С. 222-223].
Речь, разумеется, идет о традиции сугубо книжной, не имеющей отношения к реальности X столетия, однако в XVI в. приуроченность «Владимирова крещения» к 1 августа воспринималась, по-видимому, как нечто вполне достоверное — подобные ассоциации с этой датой доживают до XVIII и даже XIX столетия [Шляков, 1904. С. 40-43]. В месяцеслов как таковой, насколько мы можем судить по дошедшим до нас данным, эта датировка «Владимирова крещения» не проникает и статуса литургической памяти не приобретает, однако для имянаречения вполне достаточно было ее упоминания в прологах, а именно этот тип памятника A.A. Шахматов указывает в качестве первоначального источника всего этого книжного предания [Шахматов, 1904. С. 48]. Выбор же имен по прологу считался не только приемлемым, но в известном смысле и желательным — во всяком случае это могло даже специально оговариваться в «антропонимическом досье» того или иного лица12.
11 Едва ли не первым, кто обратил внимание на эту дату, был Е.Е. Голубинский [Голубинский, 1880. С. 113. Примеч. 1], который отметил в первом издании «Истории русской церкви»: «Для сведения заметим, что один грамотей XVI в. днем крещения Владимира и всей Руси полагает 1-е августа...». Во втором издании этого знаменитого труда соответствующая часть примечания была снята.
12 См., например, эпитафию XVII в.: «Лета 7207 <1699> Февраля в 27 день преставися Антонина Ивановна князь Иванова дочь Тимофеевич Вадбольскаго Гаври-лова жена Ивановича Соковнина а от рождения жигия ея было по кончину 60 лет 9 месяцев а тезоименитство ее было июня в10 день на память Тимофея епископа Прусскаго а имя наречено по прологу» [Троицкий, 2002. С. 273. № 9] или запись в так называемом синодике окольничего Ивана Андреевича Милос-
Иначе говоря, современники, по-видимому, воспринимали дело так, что наш Головин родился 1 августа — на Всемилостивого Спаса, на святых Маккавеев и на «Владимирове крещение», и в подобной ситуации более чем естественно было дать ему наряду с крестильным Елеазар публичное имя Владимир и благословить иконой Спаса, так сказать, ни в чем не смещая благочестивого фокуса со столь удачно выпавшей даты появления на свет.
лавского из Киржачского Благовещенского монастыря: «(7)172го <1664> году апреля в 9 де(нь) на память с(вя)таго м(у)ч(е)ника Евпсихия преставися раба Б(о) жия мл(а)д(е)н(е)ц Мария дочь боярина Ивана Андреевича Милославского а преставися на сед(ь)мой н(е)д(е)ле великого поста в великую суб(б)оту во втором часу дни в начале а память по ней бывает по Прологу июня в 7 день» [Князева, 2015. С. 218].
Литература
АлексеееА.И. Вкладная и Кормовая книга Московского Симонова монастыря/Подгот. текста, вступ. ст., сост. коммент. и словаря терминов А.И.Алексеев; сост. именного указателя А.И.Алексеев, A.B. Маштафаров//Вестник церковной истории. 2006. № 3. С. 5-184.
АлексеееА.И. Первая редакция Вкладной книги Кириллова Белозерского монастыря (1560-е гг.)//Вестник церковной истории. 2010. № 3-4 (19-20). С. 17-117.
АСЭИ — Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV — начала XVI в.Т.1-111. М.: Изд-воАН СССР,1952-1964.Т. 1:803 с.Т. 11:727 с. Т. 111:686 с.
Гэлубинский Е.Е. История русской церкви. Т. I: Период первый: Киевский или домонгольский. Первая половина тома. [Изд. 1-е.] М.: Тип. Э.Лисснер и Ю. Роман, на Арбате, дом Каринской, 1880. 793 с.
[Горский A.B., Нееоструее К.И.]. Описание славянских рукописей Московской Синодальной бибилотеки. Отдел второй: Писания святых отцов. 3. Разные богословские сочинения (Прибавление). М.: В Синодальной тип., 1862. 844 с.
Иконы Владимира и Суздаля. 2-е изд., испр. и доп. М.: Северный паломник, 2008. 648 с.
Казанский П.[С.] Родословная Головиных, владельцев села Новоспаского. М.: В тип. С. Селивановского, 1847. 231 с.
Князева С.Ю. Синодикокольничего Ивана Андреевича Милославского XVII века из Киржачского Благовещенского монастырям/Средневековая письменность и книжность XVI-XVII вв. Источниковедение. T.I. Владимир: Транзит-ИКС, 2015. С. 204224.
Кондаков Н.П. Русская икона. Т. I-IV. Прага: Kondakov Institute, 1928-1933.
Литвина, Успенский, 2018а — Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Монашеское имя и феномен светской христианской двуименности вдопетровской Руси//Средневековая Русь. Вып.13/Отв. ред. А.А.Горский. М.: Индрик,2018. С.241-280.
Литвина, Успенский, 20186 — Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Почитание Богоматери и некоторые аспекты имянаречения вдопетровской Руси//Вопросы ономастики. 2018. Т. XV. № 2. С. 87-107.
ЛитвинаА.Ф., Успенский Ф.Б. «Сеяз раб Божий...» Многоименность какфактор и факт древнерусской культуры. СПб.: Евразия, 2020.128 с.
Литвина, Успенский, 2020а — Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Из истории вкладов княжеских семей Татевых и Ногтевых («Богоматерь Владимирская» и «Спас Вседержитель»)// Сб. ст. и публикаций, посвященный Андрею Алексеевичу Булычеву. На 60-летие со дня рождения и 35-летие начала научной деятельности. М.: Древлехранилище, 2020. С. 144-152.
Литвина, Успенский, 2020 6 — Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Князь Федор Телятевский и его небесные покровители//Факты и знаки: Исследования по семиотике истории/ Под ред. Б.А.Успенского и Ф.Б.Успенского. Вып. IV. М.: Неолит, 2020. С.248-270.
Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Антропонимическое воплощение семейного единства в средневековой Руси//Русская речь. 2021. № 6. С.77-97.
Литвина А.Ф., Успенский Ф.Б. Годунов в кругу родни (Биографические разыскания). СПб.: Евразия, 2022. 224 с.
Лихачев Н.П. Разрядныедьяки XVI века: Опыт исторического исследования. СПб.: Тип. B.C. Балашева, 1888. 759 с.
Маясова H.A. Древнерусское шитье. М.: Искусство, 1971. 34 е., 56 л. ил.
Новгородские записные кабальные книги 100-104 и 111 годов (1591-1596 и 16021603 гг.) / Под ред. А.И.Яковлева. [Ч. 1—11]. М.;Л.: Изд-воАН СССРД938. 445 с.
ПавловА.П. Государевдвор и политическая борьба при Борисе Годунове (15841605 гг.)/Отв. ред. Ю.Г.Алексеев. СПб.: Наука, С.-Петербургское отд., 1992. 281 с.
Павлов-СильванскийВ.Б. Источники посоциально-экономической истории России XVI-XVIII вв. Из архива Московского Новодевичьего монастыря/Под ред. В.И.Корецкого; подгот. текста и вступ. ст. В.Б. Павлова-Сильванского. [Вып.1-2]. М.: Ин-т истории АН СССР, 1985. 362 с.
Попов А. Обзор хронографов русской редакции. Вып. I. М.: Тип. Лазаревского ин-та. (А. Мамонтов), 1866. 739 с.
Троицкий Н.И. Тульские древности. Тула: Приокское кн. изд-во, 2002. 400 с.
Шалина И.А. Символический замысел и византийские источники древнерусской иконографической сцены «Происхождение честныхДрев Креста Господня»//Вестник истории, литературы, искусства. Т. IV. М.: Наука, 2007. С. 140-153.
Шахматов A.A. Заметка к статье Н.В. Шлякова «Крестный ход на воду 1-го августа»// Известия Отделения русскогоязыка и словесности Академии наук. 1904. Т. IX/2. С. 44-48.
Шляков Н.В. Почему 1 августа бывает крестный ход на воду?//Известия Отделения русскогоязыка и словесности Академии наук. 1904. Т. IX/2. С.24-43.
ЩенниковаЛ.А. «Блаженное чрево» икона Божией матери//Православная энциклопедия. Т. V: Бессонов — Боневич. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2002. С. 346-347.
Название статьи
Как выбиралось имя Владимир на Руси XVI в.? (К уточнению «антропонимического досье»окольничего Головина)
Сведения об авторах
Литвина Анна Феликсовна — кандидат филологических наук, ведущий научный со-трудникЛаборатории лингвосемиотики Школы филологических наукфакультета гуманитарных наук, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Старая Басманная ул., д.21/4, Москва, Российская Федерация, 105066. annalitvina@gmail.com
Успенский Федор Борисович — доктор филологических наук, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института русского языка им. В.В. Виноградова, РАН, ул.
Волхонка,д.18/2, Москва, Российская Федерация, 119019. fjodor.uspenskij@gmail.com Аннотация
В работе — на примере выразительного казуса имянаречения представителя знатного рода Головиных — описываются общие принципы выбора двух мирских христианских имен для одного и тогоже человека и обсуждается возможность взаимообусловленности этих антропонимов. Продемонстрировано, в какой степени имена определяются датой появления ребенка на свет, отмечается общая роль календаря в системе индивидуального благочестия людей русского Средневековья. Особенное внимание уделяется фигурам тезоименитых святых, становящихся личными небесными покровителями нарекаемого, и иконам, связанным сднем рождения того или иноголица.
Ключевые слова
Допетровская Русь, историческая ономастика, мирская христианская двуименность, выбор имени, культ патрональных святых, церковный календарь, иконы, братья-мученики Маккавеи и их наставник Елеазар, крещение Руси, князь Владимир Святой, род Голови-
Title
Howwas the name "Vladimir" chosen in the 16th century Rus'? (Concerning the clarification of the anthroponymic dossier of okolnichy Golovin)
Author
Litvina, Anna Felixovna — Ph. D, Leading researcher, National Research University Higher School of Economics, Staraya Basmannaya Ulitsa, 21/4,105066 Moscow, Russian Federation. annalitvina@gmail.com
Uspenskij, Fjodor Borisovich — Full Doctor, Corresponding Member of Russian Academy ofSciences; Director, V.V.Vinogradov Russian Language Instituteofthe Russian Academy of Sciences, Volkhonka, 18/2,119019 Moscow, Russian Federation. fjodor.uspenskij@gmail.com
Abstract
This work, using as example the telling case ofthe naming ofthe member ofthe Golovin noble family, describes the general principles ofthe selection oftwo secular Christian names for the same person and discusses the possibility of the interdependence of these two an-throponyms. This work demonstrates to what extent the names were determined by the date ofthe birth ofthe child, as well as notes the general role ofthe calendar in personal piety ofthe people ofthe Russian Middle Ages. Particular attention is paid to the figures of namesake saints, who become the personal heavenly patrons of the named ones and the icons associated with the birthday of a particular person.
Keywords
Pre-Petrine Russia, historicalonomastics, secular Christian double naming, the choice of name, the cult of patron saints, church calendar, icons, Holy Maccabean Martyrs and their teacher Eleazar, baptism of Rus', prince Vladimir the Saint, Golovin family.
References
AlekseevA.I. Contribution and Fodder Bookofthe MoscowSimonov Monastery. Vestnik cerkovnoj istorii (Bulletin of Church History), 2006, no. 3, pp. 5-184 (in Russian).
AlekseevA.I. Thefirstedition ofthe Contribution BookofWhite Lake St.Cyril's Monastery (the 1560s). Vestnik cerkovnoj istorii (Bulletin ofChurch History), 2010, nos. 3-4 (19-20), pp. 17-117 (in Russian).
Akty sociaino-ekonomicheskoj istorii Severo-Vostochnoj Rusi konca XIV— nachala XVI v. T. I-III (Acts of the socio-economic history of North-Eastern Rus' in the late 14th — early 16th century. T. I-III). Moscow, lzd-vo AN SSSR Publ., 1952-1964. T. I - 803 p., T.I I - 727 p., T. Ill — 686 p. (in Russian).
Golubinsky E.E. Istoriyarusskojcerkvi. T.I. Periodpervyj:KievskijiHdomongol'skij. Pervaya polovina toma [Izd. 1-e] (History of the Russian Church. Vol. I. Period one: Kiev or pre-Mongolian. First half of the volume [1st ed.]). Moscow, Tipografiya E. Lissner i Yu. Roman, na Arbate, dom Karinskoj Publ., 1880. 793 p. (in Russian).
Gorsky A.V., Nevostruev K. I. Opisanie slavyanskih rukopisej Moskovskoj Sinodal'noj bibiloteki. Otdel vtoroj: Pisaniya svyatyh otcov. 3. Raznye bogoslovskie sochineniya (Pri-bavlenie) (Description of the Slavic manuscripts of the Moscow Synodal Library. Section Two: Scriptures of the Holy Fathers. 3. Miscellaneous theological writings (Appendix)). Moscow, v Sinodal'noj Tipografii Publ., 1862. 844 p. (in Russian).
Ikony Vladimira iSuzdalya. Izd. 1-e, ispr. idop. (IconsofVladimirandSuzdal. 2"d ed., revised andexpanded). Moscow, Severnyj palomnik Publ., 2008. 648 p. (in Russian).
Kazansky P.S. Rodoslovnaya Golovinyh, vladel'cevsela Novospaskogo (Ancestry ofthe Golovins, owners of the village of Novospaskoye). Moscow, v tipografii S. Selivanovskogo Publ., 1847. 231 p. (in Russian).
Knyazeva S.Yu. Synodik ofOkolnichi Ivan Andreevich Miloslavsky ofthe 17th century from the Kirzhachsky Annunciation Monastery. Srednevekovaya pis'mennost' i knizhnost'XVI-XVII w. Istochnikovedenie. T. I (Medieval writing and book culture of the 16",-17'h centuries. Source study. Vol. I). Vladimir, Tranzit-IKS Publ, 2015, pp. 204-224 (in Russian).
Kondakov N.P. Russkaya ikona. T. I-IV(Russian icon. Vols. I-IV). Prague, Kondakov Institute Publ., 1928-1933 (in Russian).
Litvina A.F., Uspenskij F.B. The monastic name and the phenomenon ofsecular Christian duality in pre-Petrine Rus'. Srednevekovaya Rus'. Vyp. 13. Otv. red. A.A. Gorskij (Medieval Rus'. Iss.13. Ed. by A. A. Gorsky). Moscow, Indrik Publ., 2018, pp.241-280 (in Russian).
Litvina A.F., Uspenskij F.B. Veneration ofthe Mother of God and some aspects of naming in pre-Petrine Rus'. Voprosyonomastiki (Issuesofonomastics), 2018, vol. XV, no.2, pp.87107 (in Russian).
Litvina A.F., Uspenskij F.B. «Seyazrab Bozhij...» Mnogoimennost'kakfaktorifakt drevnerusskoj kul'tury ("Behold the servant of God..." Polynomiality as afactor andfact ofancientRussian culture). Saint Petersburg, Eurasia Publ., 2020.128 p. (in Russian).
Litvina A.F., Uspenskij F.B. From thehistory ofthecontributions ofthe princelyfamiliesof Tatev and Nogtev ("Our Lady of Vladimir" and "Savior Almighty"). Sbornikstatej ipub-likacij, posvyashchennyj Andreyu Alekseevichu Bulychevu. Na 60-letie so dnya rozhdeniya i 35-letie nachala nauchnoj deyatel'nosti (Collection of articles and publications dedicated to Andrei Alekseevich Bulychev. On the 6ffh anniversary of his birth and the 35th anniversary ofthestartofscientificactivity). Moscow, Drevlekhranishche Publ., 2020, pp. 144-152 (in Russian).
Litvina A.F., Uspenskij F.B. Prince Fyodor Telyatevsky and his heavenly patrons. Fakty izna-ki: Issledovaniya po semiotike istorii. Pod red. B.A. Uspenskogo i F.B. Uspenskogo. V/p. IV (Facts and signs: Studies in the semiotics of history. Ed. by B. A. Uspenskij and F. B. Uspenskij. Issue. IV). Moscow, Neolit, 2020, pp.248-270 (in Russian).
Litvina A.F., Uspenskij F.B. Anthroponymic embodimentof family unity in medieval Rus'. Russkaya rech' (Russian speech), 2021, no. 6, pp. 77-97 (in Russian).
Litvina A.F., Uspenskij F. B. Godunov v krugu rodni (Biograficheskie razyskaniya) (Godunov in the circle of relatives (Biographical research)). Saint Petersburg, Eurasia Publ., 2022. 224 p. (in Russian).
Likhachev N. P. Razryadnye d'yaki XVI veka: Opyt istoricheskogo issledovaniya (Discharge clerks of the 16th century: An experience of historical research). Saint Petersburg, Tip. V.S. Balasheva Publ., 1888. 759 p. (in Russian).
Mayasova N.A. Drevnerusskoeshit'e (OldRussiansewing). Moscow, Iskusstvo Publ., 1971. 34 p., 56 ill. (in Russain).
Yakovlev A. I. (ed). Novgorodskie zapisnye kabal'nye knigi 100-104 i 111 godov (1591-1596 i 1602-1603 gg.) [Ch. I-II] (Novgorod Notebooks ofBonded Books ofl00-104 and 111 (1591-1596 and 1602-1603) [Parts l-ll]). Moscow, Leningrad, lzd-vo AN SSSR Publ., 1938.445 p. (in Russian).
Pavlov A. P. Gosudarev dvor i politicheskaya bor'ba pri Borise Godunove (1584-1605 gg.) (Sovereign court and political struggle under Boris Godunov (1584-1605)). Saint Petersburg, Nauka Publ., 1992. 281 p. (in Russian).
Koretsky V.I. (ed.), Pavlov-Silvansky V.B. (text). Istochnikiposocial'no-ekonomicheskoj istorii Rossii XVI-XVIII vv. Iz arhiva Moskovskogo Novodevich'ego monastyrya [Vyp. 1-2] (Sources on the socio-economic history of Russia in the 16'h-18h centuries. From the archive of the Moscow Novodevichy Convent [Iss. 1-2]). Moscow, ln-t istorii AN SSSR Publ., 1985. 362 p. (in Russian).
Popov A. Obzor hronografov russkoj redakcii. V/p. I (Review of chronographs of the Russian edition. Iss. I). Moscow, Tip. Lazarevsky inst. (A. Mamontov) Publ., 1866. 739 p. (in Russian).
Troitsky N.I. Tul'skie drevnosti (Tula antiquities). Tula, Priokskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 2002. 400 p. (in Russian).
Shalina I.A. Symbolicdesign and ByzantinesourcesoftheOld Russian iconographicscene "TheOriginofthe Honorable Treesofthe Cross ofthe Lord". Vestnikistorii, literatury, iskusstva. T. IV. (Bulletin of History, Literature, Art. Vol. IV). Moscow, Nauka Publ., 2007, pp. 140-153 (in Russian).
Shakhmatov A. A. Note to the article by N. V. Shlyakov "The procession to the water on August 1". Izvestiya Otdeleniya russkogo yazyka i slovesnosti Akademii nauk (Proceedings of the Department of the Russian Language and Literature of the Academy of Sciences), 1904, vol. IX/2, pp.44-48 (in Russian).
Shlyakov N.V. Why is there a procession to the water on August 1? Izvestiya Otdeleniya russkogo yazyka i slovesnosti Akademii nauk (Proceedings of the Department of the Russian Language and Literature of the Academy of Sciences), 1904, vol. IX/2, pp. 24-43 (in Russian).
Shchennikova L.A. The "Blessed Womb" Icon of the Mother of God. Pravoslavnaya enciklo-pediya. T.5(OrthodoxEncyclopedia. Vol.5). Moscow, Pravoslavnaya enciklopediya Publ., 2002, pp. 346-347 (in Russian).