Научная статья на тему 'Как воспитать самостоятельность у детей и подростков? Простые, но забытые решения'

Как воспитать самостоятельность у детей и подростков? Простые, но забытые решения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Народное образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ТРУД / LABOR / ПОДГОТОВКА К ЖИЗНИ / PREPAREDNESS FOR LIFE / НРАВСТВЕННОСТЬ / СЛУЖЕНИЕ / РАБОТА / WORK / ПОЛЬЗА / USE / КОММУНИКАТИВНЫЕ НАВЫКИ / COMMUNICATIVE SKILLS / MORALITY SERVICE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Новосадова Ольга Михайловна

Социализация жизненная против социализации книжной. Труд в становлении нравственной личности. Воспитание работой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Как воспитать самостоятельность у детей и подростков? Простые, но забытые решения»

КАК

ВОСПИТАТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ у детей и подростков? Простые, но забытые решения

Ольга Михайловна Новосадова,

директор по персоналу ООО «ТСЗ ГРУПП» (Технологии и системы защиты)

Как сделать так, чтобы мальчик умел сам починить розетку, кран, мебель? Девочка — приготовить еду. Оба — разобраться с ЖЭКом, поликлиникой, налоговой? Казалось бы, в век высоких технологий и развитых сервисных служб эти проблемы стали неактуальны. А значит такой вопрос, как развитие у ребёнка бытовой технической компетенции, — мелкий и неуместный на фоне глобальных образовательных и воспитательных проблем. Но так ли это? Автор статьи, опираясь на жизненный и профессиональный опыт, убедительно доказывает обратное.

• труд • подготовка к жизни • нравственность • служение • работа

• польза • коммуникативные навыки

Спросите родителей: что главное в воспитании детей? Практически все будут отвечать долго и многословно. А вот все млекопитающие знают ответ — подготовить своё потомство к самостоятельной жизни.

Если бы в обществе, перед родителями, педагогами стояла такая задача — воспитывать молодое поколение, подготовленное к жизни, не инфантильное, а способное принимать самостоятельные решения (и что важно — правильные самостоятельные решения), то получали бы задуманный результат. Конечно, если бы совершали правильные шаги по пути к этой цели — воспитание человека самостоятельного и разумного.

Объективно, это не так уж и сложно: приучать ребёнка

к труду, к посильной работе по дому, помощи старшим и младшим членам семьи.

И не важно, сколько детей в семье — всё зависит от воспитания. В большой семье может быть избалованный, капризный «любимец», а единственный ребёнок в семье воспитан ответственным и надёжным.

У ребёнка необходимо формировать заботливое отношение к другим членам семьи, к родным, близким, друзьям. Приучать что-то делать по дому: мальчиков — помогать в «мужской» работе, а девочек — в «женской». Но не разделять категорически все виды работы, уметь надо делать всё. Если готовить ребёнка к большой и самостоятельной жизни, то учить его выполнять любую работу. И быть готовым выполнить любую работу« Заметим, слово «любую» здесь ключевое. Ведь, к сожалению, в последние десятилетия в обществе всё больше и больше укореняется пагубная мысль,

0КОЛА И ВОСПИТАНИЕ

что есть работы и занятия «неприличные», «грязные», от которых «деточек» надо беречь, а есть «достойные» и «престижные», которые — поощрять. И не важно, что в итоге такого «сбережения» ребёнок вырастет само-влюблёным белоручкой, не способным поднять ничего тяжелее планшета и не знающим, как правильно вбить в бетонную стену гвоздь, чтобы повесить картину.

Впрочем, проблема может выглядеть ещё хуже. Приведу живой пример, взятый с одного интернет-форума — до чего может «доиграться» типичный взрослый «белоручка» (некоторые выражения сознательно смягчу).

Вымирание настоящих мужчин

Сидим у приятеля за чашкой чая. Встаю и иду в туалет. А там — мама дорогая, — с потолка реечного вода водопадом хлещет. Я на кухню. Приятель подрывается, бежим наверх к соседу, звоним, открывает молодой человек с испуганным взглядом:

— Да, что?

— Что-о-о-о? — орёт приятель — Воду закрой, идиот!

— Не могу, жду сантехника. — пожимает он плечами.

Проблема в том, что с приходом кризиса, в ЖЭКах и ДЭЗах начальники тотально сократили сантехников. Так как бюджеты резко сократились. Например, в нашем ЖЭКе из пяти сантехников осталось не более двух.

— Так, воду перекрой! — говорю я.

— Не могу, говорю же, жду сантехника, — не возмутим товарищ.

— Разрешите? — просит приятель пройти.

Сосед впускает нас. Мы проходим в туалет, там сорвало подводку к унитазу. Мы стоим и рассматриваем глазами по фарфоровому храму в поисках потайной дверцы со стояками. Находим, приятель лезет

и перекрывает вентили, вода перестаёт течь.

— Трудно было это сделать? — спрашивает он соседа.

— Сделать что?

— Стояк (!!!) перекрыть!

— А я не знал, что там что-то повернуть можно — пожимает плечами этот...

— Молодец, попал на ремонт, — улыбнулся приятель.

— А у меня нет денег, меня вчера уволили, — смущается сосед.

— Кем работал? — спрашиваю.

— Креативным директором, — гордо произносит будущий алкашо-бомж.

— Как же тебе тяжело-то будет, — похлопал я его по плечу. — Пошли! — сказал я приятелю, мысленно отпев беднягу-соседа.

За годы сверхдоходов выросла целая абсолютно бесполезная прослойка, которая абсолютно не подготовлена для жизни в российских реалиях. Страна устроена таким образом, что сегодня ты директор, а завтра безработный и нужно уметь лавировать между этими ударами судьбы со скоростью звука.

Мой покойный отец учил всегда одной вещи: «Ты должен уметь всё! Ну или хотя бы иметь приблизительное понятие, как что делается, чтобы можно было быстро научиться». В стране, где нет дорог, труб, отопления, света, не нужны менеджеры. Тут мужики нужны. К сожалению, многие этого до сих пор не поняли и гнут линию на то, что всё ещё будет БУДЭ... не будет. Ну, может это и к лучшему, меньше этих горе-креативщи-ков на кредитных помойках будет.

О.М. Новосадова. Как воспитать самостоятельность у детей и подростков? Простые, но забытые решения

Русский мужчина — это не алкоголик деревенский. До определённого времени в деревнях вообще не пили, кто не знает. Потому, что, если будет выпивать, просто нечего будет есть. Чтобы прокормиться, надо было подниматься в 5 утра и не разгибаться до глубокого вечера.

Мужчина прекрасно знал агрономию, знал столярное, плотническое дело, разбирался в охоте, рыбном промысле, владел оружием. Поэтому наши мужчины с такой лёгкостью и воевали — обучать особо не надо. Согласитесь, чтобы выжить в условиях, где многого нет, нужно знать чуть больше, чем возможно.

Успеешь поработать?!...

Часто дети слышат от взрослых: «Успеешь поработать». Это абсолютно неверная позиция! Чем раньше ребёнок включается в труд взрослых, в самообслуживание, тем лучше для самого ребёнка. Маленький ребёнок хочет, стремится участвовать в общей жизни, ведь человек — это биосоциальная система.

Да, неумело убирается, ужасно моет посуду, после него надо всё перемывать и убирать. Но!!! Другого пути нет приучить его к чистоте и порядку. Ребёнок должен убирать за собой, следить за порядком, помогать и ухаживать за другими членами семьи. Если всё за него делать в 3 года, то в 13 лет он ничего делать не будет. Если не включать ребёнка в круговорот семейных дел в раннем возрасте, то к отрочеству у него не будет сформирован условный рефлекс помогать и заботиться о других.

Родители начали приучать меня к домашней работе очень рано. Когда рос мой сын, он участвовал во всех делах: помогал по дому, ухаживал за старшим поколением. Хотя был гиперактивным и очень сложным ребёнком. Но я знала, что именно так надо готовить человека к жизни. У меня был страх

выпустить в большую жизнь неподготовленного к этой самой жизни человека.

Считаю, что этот страх (ответственность, историческая память, разумное отношение к воспитанию — можно назвать это как угодно) сыграл только положительную роль в воспитании.

Всегда говорила, что труд — категория нравственная. В Библейском понимании работать — это служить Всевышнему, народу, состоять на службе, оказывать услуги, возделывать, печься, радеть о чём-то, о ком-то. Работа — это служение, потребность, польза. Отношение к любому труду — показатель воспитания в детстве. Сын много помогал не только по дому и ухаживал за старшими в семье, но и должен был в отрочестве делать критические замечания по проведённым мною деловым переговорам. Мы обсуждали с ним коммерческие предложения и научно-практическую ценность работы.

Прекрасно слово «должен» в значении «мне надо, необходимо». Значит, человек нужен, востребован, другим людям есть от него польза.

Замечательна сказка о Белоснежке и семи гномах. Заблудилась царская дочь в лесу, вышла к какой-то избушке, увидела жуткую грязь — навела чистоту и порядок. Мало кто обращает внимание, что она была принцессой, но не боялась никакого труда.

Считать, что только своим примером можно увлечь ребёнка, наивно. Ребёнку необходимо делать, а не только смотреть. Никто не сомневается: для того чтобы научиться играть на пианино, плавать, играть в волейбол, кататься на коньках и т.д., надо самому раз за разом повторять и совершенствовать определённые движения. Почему же умение делать что-либо по дому не может сформироваться само по себе, только в результате наблюдений за тем, как это

ШКОЛА И ВОСПИТАНИЕ

ловко получается у папы и мамы. Есть же память мышечная, а не только зрительная и звуковая. Вот как приучать детей к труду — это вопрос фантазии, терпения, индивидуальных особенностей ребёнка, обстоятельств в семье. Тихие, спокойные, послушные дети легче управляемы. Своенравные, непокорные, свободолюбивые, неукротимые — с ними сложнее. Но надо помнить, что именно из таких детей получаются крупные учёные, специалисты в своём деле, управленцы, руководители, директора заводов, режиссёры кино и театров.

В детях нам даётся возможность прожить ещё жизнь. Воспользуемся этим шансом, будем вместе шаг за шагом, день за днём проходить такие интересные этапы. Ребёнок с огромным интересом включается в нашу жизнь, привлекайте его к участию в ней. Часто родители заняты собой, карьерой, интересами, а ребёнок где-то там, «на краю Ойкумены». Если в его детстве вы не с ним, сомнительно, чтобы став взрослым, он был с вами.

В работе сталкиваюсь с огромным количеством людей и вижу, что подчас у человека с отличными задатками неправильно были сформированы в детстве нужные ориентиры в жизни. Неправильные жизненные позиции часто мешают человеку полностью раскрыть потенциал, показать все грани своего таланта. Надо стремиться к воспитанию личности, личности без перекосов. Разумеется, учитывать индивидуальные различия человека, а не только тешить родительское тщеславие и самолюбие.

Таким образом, важно самим родителям научиться формулировать цели воспитания ребёнка — подготовить его к самостоятельной жизни в социуме. Не забывая о нравственном, физическом, интеллектуальном развитии. Научить ребёнка любить, дружить, общаться с другими людьми, не идти по головам, но и не давать себя в обиду, развивать способности, уметь воплощать в жизнь самые смелые планы, быть упорным в достижении цели, понимать необходимость обучения и любить работать. и требовать таких же разумных шагов. НО

Так что, если у вас растёт «тяжёлый» ребёнок, помните, что вы являетесь родителями крупной личности. Но не стоит забывать, что крупная личность будет жить в окружении таких же мощных людей. Необходимо готовить ребёнка для жизни в социуме, развивать умение общаться с людьми. В погоне за интеллектуальным развитием легко можно упустить и не сформировать коммуникативные навыки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.