ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК37
Л.М. Алиева
учитель social studies Международная школа города Астаны г.Астана, Республика Казахстан Е-mail: [email protected]
КАК УЛУЧШИТЬ НАВЫК КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ АНАЛИТИЧЕСКУЮ СТАРАТЕГИЮ OPVL?
Аннотация
В статье рассматривается проблема анализа документа. Данный тип заданий широко используется в сети школ Международного Бакалавриата. Автор предлагает использовать стратегию OPVL. Статья носит практический характер так как в основном описывается практика учителя на уроке.
Ключевые слова
Педагогика, анализ первичных источников, OPVL, навыки мышления, методология.
Введение
Предпосылки к проведению исследования.
Программа Международного Бакалавриата направлена на развитие определенных навыков которые ученики будут использовать в повседневной жизни. Один из таких навыков является навык критического мышления. За последнее время опубликовано достаточное количество материалов о необходимости развития данного навыка, однако все же материалов практического характера не много. Именно эта проблема привела к моему исследованию. Меня интересовали следующие исследовательские вопросы: S Через какие стратегии развивать навык критического мышления S Как научить учеников анализировать первостепенные источники S Почему развитие навыка важно? Что это даст ученикам в будущем?
К тому же наблюдая и рефлексируя как анализируют первостепенные источники ученики 10 класса были выявлены следующие проблемы:
S Навык критического оценивания источников у большинства учеников не высокие S Не всегда ученики умеют применять полученные навыки на суммативном оценивании Данная проблема актуально так как ученики при сдаче экзамена по внешнему оцениванию в 10 и в 12 классе будут анализировать первоисточники, то есть очень важно развивать навык для успешной сдачи экзамена. Более того аналитические стратегии оценивания источников используются почти во всех сферах. Методология
Для эффективного исследования данной проблемы я решила использовать количественные и качественные методы исследования. Для сбора информации я использовала программу Survey Monkey. Были составлены 10 открытых и закрытых вопросов, на которые дали ответы 24 ученика 10 класса. После проведенного опроса я анализировала ответы и подсчитала процентное соотношение что помогло мне исследовать вопрос. Результаты опроса я показала через SWOT анализ.
Сильные стороны Слабые стороны Возможности Угрозы
Высокий уровень заинтересованности учащихся в изучении всемирной истории Не качественный анализ первичных источников Развитие навыка критического мышления Не умение приводить специфические детали
Так что эта за стратегия?
Согласно результатам опроса, было выявлено, что все же ученикам 10 класса было сложно
~ 141 ~
анализировать первичные источники. Именно поэтому я решила, что нужно внести изменения в свою педагогическую практику. Таким образом, после исследования литературы по анализу и оцениванию источников я пришла к выводу что нужно использовать стратегии OPVL.
Для оценивания источника нам важно было определять происхождение (Origin) источника. Определение происхождение является одним из легких этапов анализа, но в то же время и основным. Так как, от этого зависит в какой степени мы можем доверять данному источнику. Итак, для определения происхождения в качестве практики я предложила ученикам следовать следующим вопросам:
S Кто автор первоисточника?
S Когда он был создан?
S Когда источник был опубликован?
S Где он был опубликован?
S Что мы знаем об авторе, что может повлиять на нашу оценку?
Здесь необходимо отметить что последний вопрос очень важен так как чем больше мы знаем об авторе, тем больше фактов мы сможем определить.
Следующий этап анализа источников является определение цели. Очень важно рассматривать источник с точки зрения самого автора это поможет определить цель источника правильно.
S Почему этот документ существует?
S Почему автор создал эту работу? В чем его намерение?
S Кто является целевой аудиторией?
S Какую информацию несет данный источник?
Для определения ценности ученикам было предложено ответить на вспомогательные вопросы такие
как:
S Что мы можем рассказать о периоде, времени который показан в источнике?
S Какие перспективы существуют согласно источнику?
S Что мы можем сказать о перспективах автора из этого источника?
Таким образом, для практики я сначала просила учеников отвечать на вопросы для анализа источников. Ученики не всегда давали правильные ответы. Конечно, как учитель я всегда предоставляла обратную связь каждому ученику и обратила внимание на то, что ученики очень кратко писали ответы, только отвечая на них. Поэтому было рекомендовано при определении цели все же интерпретировать данные и обязательно отмечать специфические детали исторического события. Таким образом, я старалась менять формат заданий, постепенно усложняя его.
Следующим этапом развития навыка стало использование диалогового метода обучения. Диалоговое обучение - это способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (компьютер), с кем-либо (человек). Оно основано на идеологии сотворчества, сотрудничества учителя и ученика. В первую очередь мною было предложено изучить рубрики как необходимо оценивать анализ источника. Ученики в группах обсуждая данные критерии отметили что нужно конкретизировать сколько ценностей нужно написать для того что бы получить хороший балл. Они внесли изменения аргументируя их после дискуссии со всем классом нами было решено показать, сколько целей и важностей должны определять ученики. Затем ученикам было предложено самостоятельно про анализировать источник. Так как мы обсудили критерии до самой работы это повысило качество выполняемой работы ведь все ученики хотели получить высокий балл и целенаправленно старались следовать критериям работы. После индивидуальной работы я разделила учеников на пары согласно их способностям и попросила оценить работы согласно критериям. Очень была удивлена насколько ученики честно оценивали друг -друга следуя рубрикам. По окончанию работы ученикам было предложено написать рефлексию и определить сильные и слабые стороны анализа источника. Было выявлено, что ученикам очень легко определять происхождение, но они постоянно путали цель и важность источника. При этом нужно отметить, что анализ источника ученики писали на английском языке, что естественно вызывало некие трудности в ответе. Конечно, это не значило, что ученики мгновенно начали анализировать источники правильно, но, тем не менее, постоянная
практика сыграла свою роль и улучшение анализа уже было заметно. А самое главное, что ученики сами задавали проблемные вопросы и были готовы уделять особое внимание при определении разницы между целью и ценностью источника. Результаты
Исследование моего вопроса дало положительную динамику так как ученики 10 класса при суммативном оценивании получили хорошие отметки по внутреннему оцениванию.
Подводя итоги своей работы хочется отметить, что исследование своего педагогического метода в первую очередь начинается с определения проблемы. Именно это дает импульс исследовать и улучшать свою практику в дальнейшем. Это несомненно, ведет к профессиональному развитию педагога. Список использованной литературы:
1. Individuals and societies guide For use from September 2014/January 2015. Published on behalf of the International Baccalaureate Organization, a not-for-profit educational foundation of 15 Route des Morillons, 1218 Le Grand-Saconnex, Geneva
2. Morin, E. 1999. Seven Complex Lessons in Education for the Future. Paris, France. UNESCO.
3. Tosh, J. 2010. The Pursuit of History: Aims, Methods and New Directions in the Study of Modern History. (Fifth Edition). Harlow, UK. Pearson Education Limited.
4. National Council for the Social Studies (NCSS). 2010. "Chapter 2—The Themes of Social Studies" in National Curriculum Standards for Social Studies: A Framework for Teaching, Learning, and Assessment. http://www. socialstudies.org/standards/strands (accessed 18 May 2011).
© Алиева A.M., 2018
УДК 372.881.161.1
А.И. Бавыкина
МОУ «Крутоложская ООШ», учитель начальных классов,
г. Белгород, РФ Е-mail: [email protected] В.В. Костырко
МОУ «Крутоложская ООШ», учитель физической культуры,
г. Белгород, РФ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ДИАЛОГА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ МОРФЕМИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация
В основе ФГОС НОО лежит системно-деятельностный подход, который подразумевает, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности [3, с. 4]. В связи с этим современный учитель должен использовать в своей преподавательской деятельности те методы и приемы, которые формируют умения самостоятельно добывать знания. Решению этой задачи способствует технология проблемного диалога.
Цель - изучить возможности использования технологии проблемного диалога в процессе изучения морфемики в начальной школе. Методы исследования: теоретический анализ методической и психолого-педагогической литературы в аспекте темы исследования, социально-педагогический анализ действующих образовательных программ, учебных книг.